Что должен лепить ребенок в 3 года. Что должен знать и уметь каждый трехлетний ребенок

Три года - это первый переходный период в жизни ваших детей. Беззащитный хрупкий малыш уже становится, пусть и уменьшенной, но копией взрослого человека. Для того чтобы самостоятельно следить за прогрессом в физическом, психологическом, интеллектуальном и творческом росте на этом этапе, родители должны знать нормы развития ребёнка в три года. И сегодняшний материал поможет ознакомиться с ними.

Что должен знать ребёнок в 3 года

Черту трёхлетия ваш малыш переступает уже с достаточно объёмным багажом знаний. Он знает минимум 4 главных цвета палитры, сможет найти их на рисунке, среди цветных карандашей или акварельных красок. Ребёнок-трёхлетка различает размеры и формы, умеет чувствовать их и управлять этими характеристиками. Так, ваши дети хорошо знают, как собрать пирамидку в необходимой последовательности и несложный конструктор с большими блоками.
Из тех 1200-1500 слов, что должен знать ребёнок в три года, пользуется малыш не более, чем половиной. Зато, пользуясь этим запасом, он может составлять сложные развернутые предложения. Дети этого возраста знают, как правильно выстраивать предложения и фразы, используя все простые части речи. Хотя порядок слов в этих предложениях может нарушаться. Часто в их рассказах прослеживается логическая цепочка, связка причина-следствие. Трёхлетка знает предлоги и правильно использует их в разговоре.
В этом возрасте ребёнок любознателен. Он много спрашивает, интересуется, пытается разобраться в сути. Получив ответ на свои вопросы, малыш быстро и легко запоминает новую информацию. Получая вопросы в ответ, он готов думать и рассуждать. У детей развивается ассоциативное и логическое мышление. Он знает, как найти пару предмету по определенному признаку, может придумать антоним.

Если у ребёнка в 3 года правильное развитие, он знает некоторые буквы и цифры, считает до трех. Он может показывать соответствующее названной цифре количество пальцев и свой возраст. Ваш малыш уже знает, как называются животные, деревья, машины, фрукты и овощи. Дети в возрасте трёх лет знакомы с частями тела, временами года, природными явлениями.

Не обходится взросление и без развития социальных навыков. Ребёнку известны имена мамы, папы, бабушки и дедушки, он может ответить на вопрос «Как тебя зовут?», «Какая у тебя фамилия?». Малыш знаком с элементарными нормами и правилами поведения, принятыми в вашей семье, в детском саду, в любой другой среде, где он проводит большую часть времени.

Что должен уметь ребёнок в 3 года

Умения трёхлетнего малыша предусматривают полную самостоятельность передвижений. В этом возрасте ваш ребёнок:

  • Ходит на цыпочках, бегает по неровной поверхности, может стоять или подпрыгивать на одной ноге.
  • Умеет чередовать ноги при подъёме на лестницу или спуске с нее. Может воспользоваться и подъездной лестницей.
  • Перепрыгивает через препятствия, подползает под ними.
  • Бросает и ловит предметы.

Вплоть до достижения возраста 5-ти лет, дети развиваются одинаково, независимо от пола. Всему из того, что должен уметь мальчик в 3 года, необходимо учиться и вашей дочери, включая физические и спортивные умения.
Санитарно-гигиенические навыки осваиваются к наступлению трёхлетия в полном объёме. Сюда входит выбор и замена одежды, пользование носовым платком, снятие и надевание обуви с клейкой застежкой или короткими шнурками, умывание, чистка зубов. Малыш разбирается в простых законах этикета: сидит за столом на «взрослом стуле», самостоятельно принимает пищу, вытирает рот салфеткой. Он понимает, что нельзя ходить по дому в грязных ботинках, не ходит без одежды при посторонних людях, например, после пробуждения.
Творческие навыки ребёнка в 3 года включают в себя умение:

  • Рисовать. Трёхлетка может изобразить на бумаге или картоне предмет из круга, палочек и линий. Он знает, что рисует и может объяснить это родителям.
  • Лепить. Ваш малыш уверенно пользуется пластилином, тестом или глиной для лепки, отрывает отдельные кусочки, делает шары или «лепёшки», катает колбаски, склеивает и соединяет детали.
  • Составлять аппликации. Из вырезанных геометрических фигур, вместе с вами ребёнок сможет «сложить» дом, дерево, человека. Он умеет распределять элементы по фону и приклеивать их.
  • Петь, танцевать, читать стихи. Детям трёхлетнего возраста нравится музыка. Они двигаются под ритм, легко запоминают мелодии, учат первые простые стихотворения.


Малыш стал совсем большим, и мама задумывается, что в 3 года должен уметь ребенок. В группе детского сада некоторые родители хвастаются, что их малыш уже хорошо читает, в другой семье дети с пеленок могут повторить любую мелодию. Не пытайтесь обучить маленького человечка всему и сразу, развитие должно идти постепенно, в соответствии с индивидуальными особенностями мальчика или девочки. Пускать дело на самотек тоже нельзя – пусть каждая игра поможет вашему сыну или дочери научиться чему-то новому.

Физические возможности трехлетнего малыша

Чтобы ребенок в 3 года умел уверенно делать физические упражнения, рекомендованные для этого возраста, начинать тренировки нужно не сейчас, а с рождения. В поликлиниках и центрах развития детей вам дадут все нужные консультации. Нагрузки должны расти постепенно, нельзя пропускать ни одного этапа. Бесполезно учить малыша подниматься по лестнице, если у него слабые мышцы ножек: чтобы поднять тело на следующую ступеньку, нужно приложить достаточно усилий.

Если двигательный аппарат и нервная система ребенка развивается правильно, в трехлетнем возрасте он будет подвижным непоседой. Маме придется постоянно следить, чтобы он не свалился со стремянки, не споткнулся о бордюр на прогулке.

Трехлетний малыш уже может:

  • хорошо бегать;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, лазить по шведской стенке;
  • прыгать на одной ножке;
  • кувыркаться;
  • кататься на трехколесном велосипеде;
  • ходить задом наперед;
  • пинать, бросать и ловить мяч;
  • стоять и ходить на цыпочках.

Если ваш ребенок не научился делать какие-то пункты из этого списка, не волнуйтесь. Можно отдать его в спортивную секцию или придумать игру, где необходимо выполнить это движение. Помните, что настаивать и ругать малыша нельзя, все упражнения он должен выполнять с удовольствием.

Установите дома или на даче детский спортивный комплекс. В хороших моделях предусмотрено много приспособлений: кольца, канат, тарзанка, веревочная лестница и сетка для лазанья.

Речь и интеллектуальный уровень ребенка

Если физическое развитие ребенка в этом возрасте происходит независимо от пола, то во многих других аспектах сразу можно понять, девочка перед вами или мальчик. Многие родители замечают, что их дочери начинают говорить раньше сыновей. Если малыш произносит всего несколько слов, нужно посоветоваться с логопедом или неврологом и узнать, как развивать его речь. Предварительно подумайте: а вы сами достаточно говорите с ним? Если вручили ребенку куклу, которая может сказать 2-3 фразы, а сами постоянно заняты своими делами, неудивительно, что речь ребенка повторяет только высказывания любимой игрушки.

В возрасте трех лет малыш должен понимать, что у любого человека есть имя, его мама – Таня, папа – Олег. Пусть он сам придумает, как назвать кукол, мишек, зайчиков.

К трем годам ребенок уже может:

  • правильно выговаривать имена близких родственников и детей, с которыми часто играет;
  • назвать свое имя и фамилию;
  • строить фразы из нескольких слов;
  • понимать несложные вопросы и отвечать на них.

Ресурс сайт рекомендует родителям говорить даже с самыми маленькими детьми четко и правильно, не коверкать слова, подражая их речи. Малыш должен с рождения слышать, как правильно произносятся все названия предметов и действия.

Если малыш постоянно задает вопросы, не отталкивайте его, не говорите, что он еще мал это понимать. Когда он спросит, почему горит лампочка, не надо объяснять ребенку, что такое переменный ток, ребенок еще этого не поймет. Зажгите спичку и скажите, что в светильнике горит такой же огонек, только он закрыт стеклом.

Занимайтесь развивающими играми, тогда к трехлетнему возрасту малыш сможет:

  • листать детские книжки и рассматривать картинки;
  • правильно собирать небольшую пирамидку;
  • строить башню из кубиков;
  • знать, где находится детский садик или площадка, на которой он гуляет;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • собирать простейший конструктор;
  • отличать большой предмет от маленького, круглый от квадратного;
  • складывать картинку из 6 крупных пазлов.

В этом возрасте начинает развиваться фантазия. Не надо обвинять ребенка во лжи, если он сказал, что увидел дерево с ротиком и носиком. Вообразите себя его ровесником и посмотрите: действительно этот сучок похож на нос Буратино, а дупло внизу напоминает открытый рот. Развивайте его способности к воображению, ассоциациям, научитесь сами удивляться красивому облаку или необычной трещине на асфальте.

Зачем нужно развивать мелкую моторику

Если непослушные пальчики малыша еще с трудом выполняют короткие точные движения, нужно развивать мелкую моторику. Часто эти занятия имеют творческую направленность. Ребенок создает скульптуры из пластилина, украшения из бусинок, картины из мозаики, а его фантазия стремится придумать что-то новое необыкновенное. Покажите ему, как тонкая пластилиновая колбаска, свернутая спиралью, превращается в улитку, три шарика разной величины – в снеговика.

Мелкие движения пальцами очень важны для приучения руки к письму и рукоделию, но мелкая моторика необходима и для развития мозговой деятельности. Чтобы кисти рук стали гибкими и послушными, с раннего возраста занимайтесь пальчиковой гимнастикой.

Хорошо помогает развитию моторики:

  • рисование мелких деталей: глаз, рта, пуговиц на одежде:
  • игра на детском пианино;
  • нанизывание бусинок на шнурок;
  • лепка;
  • работа с конструктором;
  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • игрушки-шнуровки.

Социальное развитие детей

Трехлетнему малышу необходимо общение со сверстниками. Он должен научиться играть в совместные игры, понимать, что качаться на качелях можно, только когда придет его очередь. Научите ребенка понимать, где его игрушки, а где чужие. Не надо жадничать, пусть другая девочка поиграет твоей куклой, пока ты будешь копать песок ее совочком.

Постоянно общаясь с другими детьми, ребенок почувствует симпатию к некоторым сверстникам, с другими ему будет неинтересно. Не препятствуйте начинающейся дружбе, бывает, что после игр в песочнице хорошие отношения продолжаются всю жизнь. Пусть малыш начинает помогать другим: знакомый мальчик не знает, как включить музыку на игрушечном телефоне, – покажи, на какую кнопочку надо нажать.

Ребенок должен понимать, что в семье у него есть своя роль и свои обязанности. Вечером он может собрать игрушки в специальный ящик, потому что они тоже устали и идут спать. Ребенку интересно все, что делают взрослые, он тоже хочет принять участие в работе. Никогда не говорите: «У тебя не получится» или «Я сама все сделаю». Пусть он трет пол маленькой шваброй, раскатывает небольшой кусок теста и лепит из него свой пирожок.

Малышу можно доверить:

  • помыть тарелки губкой;
  • протереть пыль со стульев и тумбочек;
  • перед купанием убрать грязную одежду в ящик для белья;
  • подмести пол.

Пора приучать ребенка правильно вести себя за столом. Купите ему детскую ложку и вилку, тарелку, блюдечко, чашку и научите правильно ими пользоваться. Помните, что главными учителями в этом вопросе должны стать взрослые члены семьи. Если папа и мама едят второе блюдо ложкой, хватают сыр и колбасу с общего блюда руками, разговаривают с набитым ртом – малыш привыкнет к таким же манерам. В школьные годы он будет некультурно есть в гостях и в общественных местах, станет предметом насмешек.

Каждый малыш индивидуален

В различных шоу, роликах в интернете и других источниках можно увидеть детей, которые в 2 года читают, находят на карте любую страну и знают арифметические действия. Не стремитесь к достижению подобных результатов, мозг малыша еще не готов к таким нагрузкам. Если мальчик спрашивает, какая буква изображена на кубике – ответьте, но специальных занятий по изучению азбуки проводить пока не надо. Если мозг будет готов к усвоению письменности, ребенок сам запомнит буквы и начнет складывать их в слова, но у большинства трехлеток такое занятие может вызвать нервное перенапряжение. Если сами не можете решить, чему можно, а чему пока рано учить маленького человечка, вам поможет консультация для родителей, которая есть во многих детских поликлиниках.

Не завидуйте семьям, где растет вундеркинд, лучше посмотрите, что лучше всего получается у вашего малыша. Он не может на слух сыграть на пианино любую мелодию, зато может составить целый рассказ по картинке или красиво расставить игрушечную посуду на кукольном столике. Не зацикливайтесь на одном направлении развития, вы же не хотите, чтобы из ребенка вырос слабый болезненный интеллектуал или прекрасный спортсмен, не способный усвоить школьную программу. Направление любимой деятельности он выберет позже, а сейчас пусть пробует все занятия.

Не переживайте, если малыш понимает не все, что должен знать ребенок в 3 года. Даже специалисты не могут точно определить этот перечень, у разных авторов он различен. Следите, есть ли прогресс в этом занятии. Неделю назад он с трудом поднимался на ступеньку, держась двумя руками за перила, а сегодня уже освободил одну ручку – прекрасно! Скоро он будет бегать по лестнице так, что вы не догоните. Не волнуйтесь, если обучение какому-нибудь навыку на некоторое время остановилось на одной точке: у детей часто развитие идет скачками. Только когда проходят недели, а прогресса нет никакого, нужно проконсультироваться со специалистом.

Три года – возраст бурного физического и умственного развития. Каждый день малыш удивляет вас новым знанием или умением. Не забывайте хвалить его, побуждать к дальнейшему обучению. Если что-то не получается, ни в коем случае не называйте ребенка глупым или неуклюжим, след от таких обид может остаться на всю жизнь. Успокойте маленького человечка, скажите, что с первого раза часто не получается, но скоро он научится всему, что захочет. Когда дети уверены в своих силах, их развитие идет быстро и правильно.

Вашему малышу исполнилось 3 года, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс - приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша , а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

Математика

Владеть понятиями: один-много, большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, одинаковые-разные и т.д.,

Знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный),

Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник),

Сравнивать предметы по величине, цвету, форме,

Сравнивать количество предметов,

Подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Развитие речи

Ребенок в три года должен:

Знать названия окружающих предметов: мебели, посуды, игрушек, одежды и т.д.,

Называть по одному признаку каждого предмета,

Знать названия основных действий (бегать, прыгать и т.д.),

Повторять за взрослым стишки и песенки.

Внимание

Ребенок в три года должен:

Не отвлекаясь, в течение 3-4 минут выполнять задание,

Находить парные предметы,

Из группы предметов выбирать нужный,

Обращать внимание на свойства и признаки предметов,

Память

Ребенок в три года должен:

Запоминать 2-3 картинки,

Запоминать 3-4 слова, сказанные взрослым несколько раз,

Запоминать и повторять движения, показанные взрослым 1-2 раза,

Запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

Мышление

Ребенок в три года должен:

Складывать разрезанную картинку из 2-4 частей,

Находить и объяснять несоответствия на рисунках,

Находить лишний предмет и обосновывать свой выбор,

Находить сходства и различия между предметами.

Моторика

Ребенок в три года должен:

Уметь разрезать ножницами бумагу,

Лепить "колбаски" и шарики из пластилина,

Рисовать кружочки, точки, линии,

Повторять движения пальчиковой гимнастики.

Окружающий мир

Ребенок в три года должен:

Знать названия и иметь представление о домашних (корова, лошадь, свинья, кошка, собака и т.д.) и диких (медведь, волк, заяц, лиса и т.д.) животных,

Знать названия трех-четырех птиц (например, воробей, сорока, ворона), трех-четырех рыб (например, щука, сом, карась) и трех-четырех насекомых (например, муха, комар, пчела),

Знать названия основных растений: трех-четырех деревьев (например, береза, клен, дуб) и трех-четырех цветов (например, ромашка, роза, колокольчик),

Иметь представления об овощах, фруктах, ягодах, грибах,

Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы,

Знать части суток - утро, день, вечер, ночь,

Уметь называть явления при - дождь, снег, ветер, радуга.

Физкультура

Ребенок в три года должен:

Уметь прыгать на двух ногах,

Бросать и ловить мяч,

Держать равновесие, проходя по доске, положенной на пол,

Знать основные правила личной гигиены.

Музыка

Ребенок в три года должен уметь:

Ритмично двигаться под музыку,

Копировать звуки,

Иметь представление о разнообразии звуков окружающего мира (пение птиц, звуки животных, насекомых, шум воды, шум транспорта, звуки, издаваемые бытовыми электрическими приборами и т.д.).

Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.

Содержание:

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

Мышление

Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

  1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
  2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
  3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
  4. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
  5. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
  6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
  7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию : вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

Развитие моторики

Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

  • легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
  • надевать бусины на нитку;
  • лепить шарики из пластилина;
  • резать бумагу ножницами;
  • собирать мозаику.

Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.

Видео: Развиваем мелкую моторику: пальчиковая гимнастика для самых маленьких.

Бытовые навыки

Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

  • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

Двигательные навыки

Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

  • уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ходит задом наперед;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
  • кувыркается вперед и назад.

Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.


В плане физического развития ребенок к трем годам должен обладать достаточно уверенной координацией тела. С помощью взрослых малыш осваивает и более сложные навыки: самостоятельно ест, одевается и раздевается.

Смело привлекайте трехлетку к домашней работе, доверяйте ему несложные поручения. В этом возрасте дети копируют родителей, поэтому пользуйтесь моментом и приучайте кроху к труду.

В три года у ребенка должны быть определенные представления об окружающем его мире. В этом возрасте уже желательно знать и называть разных животных, части тела, время года и суток (день, ночь), некоторые овощи и фрукты, а также шесть основных цветов. Ребенок владеет понятиями «одежда», «мебель», «фрукты», «овощи» и другими, хотя еще ошибается в классификациях.

Ребенок в три года обычно уже различает простые геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, ромб). Малыш хорошо справляется с сортером, быстро и правильно собирает разные пирамидки и крупные пазлы, а из конструктора и кубиков строит простые фигуры.

Он уже может найти связь между явлениями и предметами, объединять их по простым признакам. Например, дерево растет в лесу, снег идет зимой, машина едет по дороге. Кроме того, он может найти лишний предмет из представленных, определить сходства и различия между вещами.

Развитие речи у ребенка в 3 года

Развитие речи является одним из основных этапов становления личности. Трехлетний малыш должен знать и называть свое имя и фамилию, возраст, имена ближайших родственников и воспитателей детского сада (если ребенок его посещает).

Словарный запас ребенка приближается к 300 словам. Он употребляет местоимения, строит предложения с глаголами, существительными и прилагательными и правильно пользуется «за», «на», «под», «в».

Важно поощрять успехи в развитии речи. Рекомендуется много разговаривать с ребенком, читать ему и петь вместе детские песенки. Нужно постараться говорить с крохой без лишнего сюсюканья, он должен слышать правильную речь.

В норме ребенок должен уже вполне связно рассказывать о событиях, которые с ним произошли за день. Трехлетке уже по силам заучивать небольшие детские стихотворения (четверостишия), песенки и считалочки.

Однако стоит помнить, что все дети разные и развиваются не равномерно. Не нужно паниковать, если ребенок не освоил некоторые навыки. Со временем и помощью родителей и воспитателей (если нет серьезных отклонений в развитии) малыш догонит своих сверстников.