Детям с первых дней. Первые дни ребенка после родов

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

На протяжении первых секунд после рождения малыш практически полностью обездвижен, не воспринимает звуковые и зрительные раздражители, не реагирует на боль, его мышцы полностью расслаблены, не вызываются рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис» («катарсис» в переводе с греческого означает «очищение»). Связано это с колоссальным количеством самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в первые секунды его жизни. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий развитие у новорожденного так называемого информационного шока. Плод, на протяжении девяти месяцев находившийся в животе мамы, мгновенно оказывается в совершенно новых для себя условиях: вместо привычной температуры в матке 37°С, – температура помещения, кажущаяся ребенку очень низкой; вместо окружавшей его водной среды – воздушная; вместо относительной невесомости – сила земного тяготения; вместо темноты и тишины – яркий свет и шквал самых разнообразных звуков.

Чтобы защитить новорожденного от шока, в процессе эволюции и возникло это защитное состояние – состояние отсутствия реакции на внешние раздражители. Длится оно очень недолго и заканчивается при пересечении пуповины. В этот момент начинается жизнь ребенка как самостоятельного организма.

Первый вдох ребенка

Через 1–2 минуты после рождения ребенку пережимают пуповину при помощи двух стерильных зажимов, между которыми ее перерезают. Как только прерывается кровоток по сосудам пуповины, малыш совершает свой первый вдох. Если не пересечь пуповину, состояние ребенка постепенно будет ухудшаться. Если новорожденный с непересеченной пуповиной будет располагаться выше уровня мамы, объем его крови будет стремительно падать; если ниже – наоборот, нарастать (по закону сообщающихся сосудов). Оба эти состояния чреваты серьезными осложнениями.

Первому вдоху ребенка способствует тот факт, что на протяжении последних минут родов в крови плода возрастает концентрация углекислого газа, а уровень кислорода, наоборот, значительно падает – это раздражает дыхательный центр в мозге, он посылает сигнал о нарастающем кислородном голодании, и ребенок делает первый в своей жизни вдох, которому предшествует громкий крик.

Внешний вид младенца

Сразу после рождения ребенка на несколько минут помещают на живот маме. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы полезные микроорганизмы, находящиеся на ее коже, попали на пока еще стерильную кожу новорожденного. С другой – такое тактильное взаимодействие между мамой и малышом способствует установлению психологического контакта между ними и помогает обоим справиться с перенесенным в родах стрессом.

После перерезания пуповины на животике новорожденного остается пуповинный остаток (кусочек пуповины длиной от 3 до 5 см), который особым образом обрабатывают дважды в сутки до момента его отпадения или отсечения на 3–4-й день после рождения.

Головка ребенка имеет очень необычную форму: она несколько удлинена сверху вниз и спереди назад. Причина этого в том, что головка плода в процессе родов постепенно меняет форму, приспосабливаясь к форме и размерам родовых путей мамы. Этот механизм позволяет избежать повреждения головки в ходе родов, так как ее исходные размеры значительно больше просвета родовых путей.

Лицо новорожденного обычно сморщенное. Веки, как правило, несколько припухшие за счет длительного сдавления, а также за счет задержки жидкости, которая происходит вследствие особенностей гормонального фона мамы перед родами.

Кожа только что родившегося ребенка имеет багровый, иногда синюшный оттенок, она обычно покрыта белой густой творожистой смазкой, состоящей из жиров и частичек верхнего слоя кожи плода. Эта смазка помогает малышу продвигаться по родовым путям мамы и защищает его кожу, пока он находится в ее животе, окруженный околоплодными водами. Если ребенок рождается преждевременно, смазка обильно покрывает все тело толстым слоем. В том случае, если роды запоздали, количество смазки бывает скудным, а в некоторых случаях она может совсем отсутствовать.

Как только новорожденный начинает кричать, цвет кожи изменяется – она из синюшной становится ярко-розовой.

Первый туалет ребенка

После пересечения пуповины новорожденного обмывают теплой водой и обтирают сухими стерильными пеленками. После этого удаляют смазку, обрабатывая кожу ребенка стерильным маслом (смазка имеет жировую основу и растворяется маслом). Затем младенца снова обтирают пеленкой. Цвет кожи новорожденного чаще всего ярко-розовый, но может быть и бледно-розовым.

В некоторых случаях, когда в процессе родов малыш долго не может продвинуться в родовых путях, или если у него тугое обвитие пуповины вокруг шеи, на личике могут появиться голубые или фиолетовые точки. Это мелкие кровоизлияния в кожу, причиной которых является давление извне (от стенок влагалища мамы) или/и кислородное голодание (при обвитии пуповины).

После завершения первого туалета новорожденного ему закапывают в глазки антибактериальные капли для профилактики инфекционных заболеваний глаз.

Первый осмотр ребенка

Врач-педиатр, все это время находившийся рядом с новорожденным, после завершения его обработки полностью осматривает малыша и делает заключение о его состоянии на момент рождения.

Существует специальный тест, состоящий из пяти критериев, по которым оценивают состояние новорожденного через 1 минуту после рождения и повторно – спустя 5 минут. Оценочными критериями являются следующие показатели: пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожных покровов. Таким образом, оценка по шкале Апгар всегда состоит из двух цифр, первая из которых отображает состояние ребенка на момент рождения, а вторая – его способность к адаптации. Как правило, первая оценка на 1–2 балла ниже, чем последующая. Показатели 8–10, 7–9 баллов являются нормальными. Более низкие цифры свидетельствуют о кислородном голодании малыша в родах и нарушенной адаптации.

Если состояние мамы и малыша нормальное, то через 20 минут после рождения новорожденного прикладывают к груди.

Раннее прикладывание к груди играет очень важную роль в становлении грудного вскармливания, формировании иммунной системы крохи и способствует физиологичному течению послеродового периода у мамы.

Первые часы жизни

Первые два часа после рождения малыш, как и его мама, должны провести в родильном зале. Ребенок при этом может находиться в поле зрения мамы. Если роды были партнерскими или есть акушерка, которая в послеродовом периоде может постоянно быть рядом с родильницей, малыш какое-то время может находиться у мамы на руках. Многие женщины сразу после родов испытывают слабость, желание подремать, их неоднократно осматривает акушер-гинеколог, поэтому на протяжении этих двух часов в родзале ребенок не всегда может находиться в непосредственном контакте с мамой.

В первые 30 минут жизни младенец пребывает в состоянии максимального напряжения приспособительных реакций. Происходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой говорилось выше. На протяжении этого периода ребенок очень возбужден, он практически постоянно громко кричит (это необходимо для полного расправления легочной ткани и лучшей вентиляции легких), активен, зрачки его расширены, тонус мышц, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

В последующие шесть часов жизни малыша наступает период относительной стабилизации. Обычно, если младенец благополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, и адаптация проходит успешно, то он засыпает. Частота сердечных сокращений ребенка урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус уменьшается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело крохи, попавшее после рождения в гораздо более прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень основного обмена веществ и, соответственно, теплопродукция. К тому же у всех новорожденных система терморегуляции еще совсем незрелая, и им сложно поддерживать постоянную температуру тела. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе может произойти так называемая холодовая травма или же, наоборот, новорожденный может достаточно легко перегреться, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для детей, рожденных преждевременно: у таких малышей данное пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачастую переходя из физиологического состояния в начальную стадию заболевания.

Спустя 2 часа после рождения ребенка еще раз осматривает педиатр, и кроху переводят из родильного зала в палату послеродового отделения.

Важность первого дня жизни ребенка невозможно переоценить. Первый вдох, первое кормление, первый контакт с мамой и окружающим миром, перестройка системы кровообращения и колоссальный объем информации, поступающий через органы чувств в мозг малыша, – все эти моменты во многом предопределяют то, как новорожденный будет адаптироваться к внеутробному существованию, как будет протекать период новорожденности и как он будет развиваться в дальнейшем.

Нужны ли ребенку обследования?

В подавляющем большинстве случаев никаких дополнительных обследований малышу сразу после рождения не требуется. Исключение представляют те случаи, когда возникает подозрение на то или иное врожденное заболевание. Так, поводом для обследования является подозрение на гемолитическую болезнь новорожденных – состояние, вызванное разрушением эритроцитов плода из-за иммунологического конфликта, связанного с различной резус- или групповой принадлежностью крови мамы и плода. Такой конфликт может развиться в случаях, когда у мамы резус-фактор крови отрицательный, а у малыша – положительный. В этом случае у ребенка сразу после рождения берут кровь из пуповины для определения группы крови и ее резус-фактора, а также для определения концентрации билирубина. У некоторых новорожденных малышей берут кровь на общий анализ для определения уровня гемоглобина (при подозрении на анемию) и лейкоцитов (при подозрении на внутриутробную инфекцию).


Первые дни жизни новорожденного – важный и ответственный этап в развитии младенца. Маленький человечек познает окружающий мир и учится контактировать с мамой в непривычных для себя условиях. Что нужно знать молодым родителям о первых днях жизни малыша? Как происходит развитие ребенка в период новорожденности?

Период новорожденности

Новорожденным считается ребенок от рождения до достижения им возраста 28 дней. В этот особый период малыш активно растет, и все происходящее в первый месяц жизни влияет на развитие младенца. От молодых родителей во многом зависит, насколько благополучно пройдет период новорожденности и как адаптируется маленький человечек к новым условиям существования.

Доношенный новорожденный весит 2500-4500 г. Длина его тела составляет 47-55 см. На рост и массу тела малыша влияет наследственность, а также условия его внутриутробного развития. Большинство детей рождаются с весом 3-3,5 кг и ростом около 50 см.

В первые 3-4 дня жизни малыш заметно теряет в весе. В норме потеря массы тела может составлять до 5-8% . На 7-е сутки вес начинает восстанавливаться. В среднем в первый месяц жизни ребенок прибавляет в весе около 600 г.

В период новорожденности температура тела малыша остается неустойчивой и зависит от температуры окружающей среды. Малыш быстро охлаждается и перегревается, поэтому требует к себе особого внимания и ухода. В дальнейшем младенец научится контролировать свою температуру тела и будет гораздо легче переносить любые перемены.

Первые 2-3 дня жизни малыш обычно находится в роддоме вместе с матерью. При отсутствии осложнений ребенка выписывают домой на исходе 3 суток. С этого момента вся ответственность за младенца ложится на его родителей. Что следует знать мамам и папам об уходе за ребенком дома?

Питание

Лучшее питание для новорожденного – грудное молоко. Теоретически каждая женщина при правильно организованном грудном вскармливании способна выкормить своего малыша. По статистике только 3% всех молодых мам имеют серьезные проблемы со здоровьем, влияющие на выработку грудного молока. Речь идет в основном об эндокринных нарушениях, при которых развивается истинная гипогалактия (недостаточное образование молока в молочных железах). При отсутствии подобных проблем грудное молоко вырабатывается по требованию и ровно столько, сколько нужно для конкретного ребенка в конкретных условиях его существования.

При нехватке молока обратитесь к педиатру или консультанту по грудному вскармливанию.

Здоровый новорожденный должен питаться так часто, как ему это нужно. Ребенок может брать грудь каждый час и даже чаще, прерываясь лишь на сон. Такое состояние является совершенно нормальным и не считается поводом для беспокойства. Просто предлагайте малышу грудь каждый раз, как почувствуете его беспокойство. Со временем младенец выработает для себя свой собственный ритм, и организм женщины подстроится под этот режим своевременной выработкой грудного молока.

Сделать грудное вскармливание комфортным для мамы и малыша помогут следующие рекомендации.

  1. Кормите новорожденного по требованию.
  2. Позволяйте малышу сосать грудь столько, сколько ему это необходимо.
  3. Следите за тем, чтобы ребенок правильно прикладывался к груди.
  4. Не сцеживайтесь без необходимости. Сцеживайте молоко только в том случае, если вам нужно сделать его запасы.
  5. Следите за состоянием груди. При появлении трещин сосков воспользуйтесь заживляющейся мазью.
  6. Носите удобную одежду, позволяющую вам кормить своего малыша в любой обстановке (дома, на прогулке, в поликлинике или в гостях).
  7. В первые 3-4 дня дома постарайтесь отгородить малыша от контакта с посторонними людьми.

К сожалению, далеко не всегда родителям удается наладить полноценное питание своего ребенка. Случается, что по каким-то причинам новорожденный не берет грудь. Такое возможно при наличии различных врожденных заболеваний, в том числе патологий центральной нервной системы. При переводе малыша на искусственное или смешанное вскармливание следует посоветоваться с педиатром и подобрать оптимальное детское питание, подходящее по возрасту и прочим параметрам.

Уход за новорожденным

Уход за младенцем в первые дни жизни включает в себя несколько важных аспектов.

О комнате для ребенка нужно позаботиться заранее. В тот момент, когда малыш окажется дома, для него должна быть подготовлена детская кроватка, пеленальный столик, комод для вещей и другие необходимые вещи. Некоторые родители обходятся без специальной кроватки, предпочитая совместный сон с рождения. При любом раскладе необходимо обеспечить комфортные условия для совместного пребывания молодой мамы и младенца в первые дни дома.

Комната, где будет жить ребенок, должна соответствовать следующим требованиям:

  • светлое, чистое, теплое помещение;
  • оформление стен и мебели в спокойных тонах;
  • возможность ежедневного проветривания и быстрой уборки;
  • температура помещения – 20-22 ºC;
  • влажность воздуха – 60-70%.

Гигиена

Педиатры рекомендуют каждое утро дома начинать с гигиенических процедур. Умывать малыша можно на пеленальном столике или на любой твердой поверхности, подложив клеенку и мягкую пеленку. Все тело младенца осторожно протирается ватными дисками, смоченными в обычной воде. Для умывания глаз следует использовать кипяченую воду. Также следует подмывать ребенка после каждой дефекации.

Носик младенца также требует к себе особого внимания. Ребенок еще не умеет самостоятельно избавляться от скопившейся слизи, поэтому родителям придется помочь малышу. Для очищения носовых ходов можно использовать детские ватные палочки с ограничителями. Перед процедурой необходимо оросить нос солевым раствором. Ушки малыша также аккуратно очищаются мягкими ватными палочками.

Особый уход требуется за пупочной ранкой. Обработка пуповинного остатка проводится ежедневно. Лучше всего для этой цели использовать перекись водорода. В среднем пупочная ранка заживает через 10-14 дней после рождения ребенка.

При развитии воспаления в области пупочного кольца обратитесь к врачу.

Купание

При купании малыша следует придерживаться несложных правил.

  1. Купать младенца лучше всего в специальной ванночке.
  2. Кипятить воду для купания можно, но не обязательно.
  3. Оптимальная температура воды — 37 °C.
  4. Время первого купания – 5-10 минут. Через каждые 3-4 дня можно постепенно увеличивать продолжительность водных процедур до 30 минут.
  5. В воду можно добавить ромашку, календулу или другие травы (при отсутствии у ребенка аллергии).

Прогулки

При плюсовой температуре и хорошем самочувствии малыша гулять можно уже на второй-третий день после выписки. Летом лучше не выходить из дома в пик солнечной активности (с 12 до 16 часов). Зимой разрешается гулять с младенцем при температуре не ниже 15° мороза.

Как одеть малыша на выход из дома? Для всех детей первого года жизни работает одно простое правило. Одевать младенца нужно так же, как себя, плюс один слой одежды. Для новорожденных лучше использовать специальный конверт, защищающий малыша от всех неблагоприятных погодных условий.

Развитие новорожденного

Развитие новорожденного идет полным ходом. Здоровый ребенок реагирует на яркий свет и громкий звук, заявляет о своих желаниях плачем и умеет находить материнскую грудь по запаху молока. Доношенный новорожденный демонстрирует около 75 рефлексов. Контроль рефлекторной деятельности имеет большое значение, ведь именно этот параметр позволяет в полной мере оценить физическое развитие ребенка в этот период.

За 28 дней новорожденный осваивает множество полезных навыков:

  • фиксирует взгляд на лице мамы или другого взрослого человека;
  • пытается приподнять и удержать голову;
  • различает голос мамы;
  • узнает запах матери и ее прикосновения;
  • активно двигается.

Развитие младенца не прекращается ни на минуту. Если в первые дни жизни ребенок почти не реагирует на происходящее вокруг, то уже к концу первого месяца жизни он просыпается от громких звуков и различает голоса родителей. Развитие слуха идет одновременно с развитием зрения новорожденного. Спустя 2-3 недели после рождения малыш отчетливо различает лица людей и крупные предметы на расстоянии 20-30 см.

Развитие новорожденного оценивает педиатр при посещении на дому. В первый месяц доктор должен повидаться с малышом 4 раза. Через 28 дней после рождения ребенка вместе с мамой будут ждать в детской поликлинике для планового осмотра. По результатам обследования врач даст свои рекомендации по уходу за грудничком в первые месяцы жизни.

Первые дни новорождённого дома после роддома самые тяжёлые как для малыша, как и для родителей. Часто мамочки даже боятся выписываться, ведь они часто не уверены в том, что смогут справиться с уходом за младенцем. Маленький человечек кажется совсем хрупким и беззащитным. Не меньшее волнение охватывает домочадцев, ведь дом нужно подготовить к новому члену семьи. Однако все беспокойства можно снять, если ознакомиться с подробной инструкцией о том, как себя вести.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Как приготовить квартиру к прибытию малыша?

Чистота в доме – гарант здоровья ребёнка, а потому перед приездом малыша требуется навести порядок. Не обязательно обеспечивать полную стерильность, но пол должен быть вымыт, кроватка – обработана при помощи мягкого моющего средства, бельё – постирано детским порошком.

Около детской кроватки не следует размещать «пылесборники» (различные сувениры и мягкие игрушки), которые могут стать источником аллергии. Помещение должно быть хорошо проветрено. Также нужно оборудовать комнату следующими предметами:

  • Ночник, который понадобиться для кормления младенца ночью;
  • Комод для детских вещей;
  • Нужно озаботиться не только качеством кроватки, но и безопасностью и удобством матраца для ребёнка. Как выбрать комплект в кроватку для новорождённого ;
  • В первые месяцы нужно часто менять подгузники, пеленать младенца, а потому требуется подготовить специальное место для этого. Если средств не хватает на специальный столик, можно приспособить под пеленание старый комод или стол. Поверх него кладётся мягкое одеяло, а также клеёнка. С правой стороны стола для пеленания нужно разместить все средства для ухода за младенцем: присыпки, ватные диски, детский крем. Весь список на первое время . Слева можно положить подгузники и ползунки. — предмет споров родителей и педиатров, об этом можно узнать из отдельной статьи;
  • Если в квартире сухой воздух, нужно купить увлажнитель воздуха. У малыша, при сухом микроклимате, пересыхает слизистая, возникает насморк, а потому так важно следить за показателями влажности. Для этого можно проводить ежедневную влажную уборку, разместить ведро с водой около батареи. Однако наиболее надёжным инструментом является специальный увлажнитель.

Около детской кроватки не следует размещать «пылесборники».

Зону для отдыха и пеленания малыша лучше подготовить заранее. Потребуется также закупить все вещи, которые понадобятся в первое время: распашонки, пелёнки, подгузники, крема.

Что делать в первые дни жизни новорождённого ребёнка дома после роддома?

Что делать в первые дни новорождённого дома? Самое главное – не делать ничего лишнего. Младенец должен хорошо отдохнуть. Нужно покорить его, а затем уложить спать. Не нужно сразу же организовывать купания и прогулки. Малыш, сразу после приезда из роддома, нуждается только в еде и отдыхе. Поэтому следует сократить количество гостей до минимума.

Что нужно малышу — основы ухода

Новорождённый имеет целый ряд потребностей, каждую из которых требуется учесть:

  • Питание . Кормить малыша нужно минимум раз в 3 часа. Если наблюдаются сосательные рефлексы, это свидетельствует о том, что младенец хочет кушать;
  • Сон . Новорождённые спят отрывками по 2-3 часа. Такой же промежуток составляет время бодрствования. Для хорошего сна требуется обеспечить тишину и темноту. Многие педиатры и психологи убеждены в благотворном воздействии совместного сна родителей с ребёнком. Малыш чувствует присутствие близких людей, что делает его отдых полноценным.

Совместный сон — это практичное решение при грудном вскармливании. Маме не придётся часто вскакивать к ребёнку, ведь он находится совсем рядом. При любых признаках его беспокойства, можно быстро отреагировать.

  • Температура . Наилучшей для младенца температурой является 18-19 градусов. Многие родители делают ошибку, надевая на ребёнка по «сто» кофточек и распашонок. Это неправильный подход, который может привести к перегреванию и появлению опрелостей;
  • Психологические потребности . Физический контакт требуется для того, чтобы младенец чувствовал спокойствие. Касания, объятия, поцелуи – все это крайне важно.

Маленький человечек должен постоянно чувствовать присутствие заботливых родителей рядом. Необходимо говорить с ним. Не стоит бояться переизбытка внимания.

Как всё успеть?

Соблюдение постоянной частоты, уход за новорождённым в первые дни дома – всё это требует огромных резервов сил. Нагрузку можно облегчить, если правильно распределять обязанности и планировать время. В этом помогут рекомендации:

  • После рождения малыша много людей хочет поздравить новоиспечённых родителей. Однако телефонные переговоры нужно сводить до минимума. Желательно предупредить близких, чтобы они не звонили сами, а отправляли сообщения. Таким образом, звук телефона не будет пугать младенца и нарушать сон матери;
  • Для каждого предмета должно быть своё место. Следует выделить специальный стол, куда будут складываться все необходимые мелочи. Это сэкономит время на поиск нужной вещи и предотвратит излишнее беспокойство;
  • Все покупки требуется делать за один раз. Лучше съездить в супермаркет, где есть всё нужное;
  • Требуется распределить обязанности, и чётко их соблюдать. К примеру, папа может быть ответственен за закупку всего необходимого и купание младенца, а мама – за кормление грудью и уборку. Данная мера обеспечит координацию всех действий, предупредит конфликты, даст равномерную нагрузку. Если рук всё равно не хватает, можно обратиться к родственникам.

Мамам важно доверить младенца папам, ведь это полезно для всех сторон. Ребёнок будет привыкать к отцу с первых же дней, а мужчина успешнее адаптируется к своей новой роли.

Обоим родителям нужно обговорить все значимые моменты до поездки в роддом, чтобы не справляться со всеми сложностями впопыхах. Желательно подготовить детскую комнату, или уголок, где разместится новорождённый. Куда деть мягкие игрушки и другие подарки от близких? Пока, проще убрать их в упаковать в целлофан или в фабричную упаковку до того времени, когда малыш подрастёт. Покупку всей одежды и средств для ухода следует проводить заблаговременно. После приезда малыша на всё это может не остаться времени.

Дополнительная информация о том, как правильно ухаживать за детьми дома в первые дни их жизни, на видео:

О чём не следует волноваться? В первые дни не стоит планировать прогулки, приём гостей. Должен обеспечиваться максимальный комфорт, чтобы ребёнок смог быстрее адаптироваться к новому миру. Заблаговременная психологическая подготовка и понимание, чего ожидать, помогут справиться со сложностями.

Родители чувствуют некоторую растерянность, когда у них появляется первый ребёнок, ведь этот маленький человечек нуждается в их заботе с самого первого дня. Но в чём нуждается малыш в первые дни своей жизни? Что он чувствует? Каковы особенности ухода за ребёнком в период новорожденности?

Потребности новорожденного

Ещё находясь в родильном доме с , мама постепенно начинает приспосабливаться к новым обстоятельствам. В этот короткий промежуток времени она учится ухаживать за своим новорожденным ребёнком. В чём нуждается кроха в первые недели своей жизни?

Конечно, большую часть времени новорожденные дети спят. Продолжительность сна новорожденного первых дней жизни может составлять около восемнадцати часов в сутки. Большей частью малыши спят некрепко, иногда вздрагивая и гримасничая. Чтобы сделать сон малыша максимально комфортным, следите за температурой воздуха в комнате, хорошо проветривайте её.

– ещё одна важная составляющая его жизни. В первый месяц после появления на свет ребёнок проводит у груди матери почти всё время, если не считать сон. Количество прикладываний младенца к груди в некоторых случаях доходит до пятнадцати. Неужели ребёнок так много ест? Не обязательно, новорожденные дети сосут грудь не только, чтобы утолить чувство голода, но и для удовлетворения сосательного рефлекса. Кроме того, кроха чувствует себя в безопасности, когда находится у маминой груди.

Гигиена малыша

Любящая мать должна научиться правильно ухаживать за телом ребёнка, содержать его в чистоте. Что для этого нужно делать?

Регулярная смена – обязательное условие. Педиатры рекомендуют менять их каждые три часа, а если малыш испражнился, то сразу.

При каждой замене подгузника половые органы ребёнка следует тщательно мыть с детским мылом, соблюдая определённые правила. Если у вас родилась девочка, то подмывать её следует спереди назад, чтобы кал не попал в половые пути. Это поможет избежать инфицирования.

Каждый день нужно аккуратно очищать все складочки малыша ватным шариком, смоченным в детском масле, чтобы не допустить образования опрелостей.

Ребёнок нуждается и в и . Вначале может показаться, что делать это весьма сложно, но всё же научиться этому необходимо. Носик очищают ватными жгутиками, предварительно капнув в носовой проход морской водой. Ушки лучше чистить специальными ватными палочками с ограничителем, чтобы не травмировать ухо малыша.

Умывать кроху следует каждый день, используя ватный диск, смоченный кипячёной водой. Для каждого глазика используют свой ватный диск.

Ногти у маленьких детей растут довольно быстро, поэтому рекомендуется каждые четыре-пять дней, а на ногах – раз в десять дней.

– ещё одна обязанность любящей мамы. Пока ранка не зажила, её нужно каждый день обрабатывать раствором перекиси водорода, после чего смазывать зелёнкой или Хлорогексидином.

Вызывает у новоиспечённых родителей смешанные чувства, ведь малыш такой крошечный! Купать кроху нужно каждый день в тёплой воде, примерно 37 градусов. При этом в комнате тоже должно быть тепло. Во время купания хорошо промывают складки малыша, используя простую воду, а один раз в неделю моют ребёнка с мылом. Пока не зажила пупочная ранка, лучше использовать кипячёную воду для купания.

Что малыш чувствует в первые недели жизни?

Раньше считалось, что после рождения ребёнок ничего не слышит, но сейчас доказано, что это не так. Уже в роддоме, на третьи или четвертые сутки жизни, малышу проводят - как называемый аудиологический скрининг, целью которого является выявление возможных проблем со слухом. В первые дни жизни новорожденный ребёнок слышит звуки, особенно ему нравится нежный голос мамы, тиканье часов, монотонный шум воды.

Кроха уже с первых дней видит очертания предметов, находящихся в непосредственной близости от его лица, именно поэтому мамам советуют наклоняться к малышу поближе.

Вкусовые рецепторы крохи способны реагировать на разные раздражители. Ребёнку нравится вкус материнского молока, он ест его с удовольствием.

Как приятно крохе чувствовать мамино тепло, ощущать нежные прикосновения её рук и губ, поэтому не пренебрегайте возможностью полежать рядом с малышом и приласкать его.

Быть родителями – большая ответственность, но также и огромная радость. Наслаждайтесь каждым мгновением, проведённым с ребёнком, дарите ему свою любовь, ведь дети так быстро растут!