Как общаться с малышом в животе. Что делать, как воспитывать ребенка в утробе

Еще древние целители хорошо знали, что не только у но-ворожденного, но и у еще не родившегося ребенка имеется сознание, но только сейчас медицинская техника по-зволила изучить тайную жизнь младенца в животе у матери. Вы-яснилось, что младенец может чувствовать и понимать свои чувства, проявлять ощущения и эмоции на гораздо более ранних стадиях внутриутробного развития, чем считалось еще не так давно.

Как показывают исследования, к шестой неделе эмбрион уже может двигаться, брыкается, когда слышит звук голоса матери или отца, которые что-либо говорят ему, наклоняясь к животу.

Существует множество различных программ образо-вания нерожденного ребенка. Разработаны даже специаль-ные пояса для беременных, куда вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Общение с ребенком во время беременности, таким образом, подразумевается не только как психологический акт, но и как акт образовательно-развивающий, способный оказать существенное влияние на его интеллектуальную сферу впоследствии.

Психологи глубоко убеждены в том, что если и нельзя пока считать полностью доказанным, что специальные пренатальные за-нятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери с ребен-ком. Общение с ребенком во время беременности имеет существенные положительные результаты: такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.

Современные специалисты в области педиатрии настоятельно советуют уделять особое внимание общению с ребенком во время беременности, даже если вам кажется, что это не столь важно. Диалог матери и ребенка на самом деле происходит все время: это неосознаваемые вами обмен чувствами и ощущениями. И если будущая мать, ежедневно сосредоточи-ваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, тренирует свое воображение, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку и не-жность, то она создает глубочайшие взаимоотношения с ним ребенком, устанавливает с ним особые узы любви и взаимопонимания.

Имеется колоссальное количество доказательств того, что эмоциональная жизнь матери сильно влияет на плод. Эмоции беременной женщины в форме химических элементов и гормонов посылаются к ребенку че-рез ее кровь: через плаценту в кро-вообращение плода. Беременная женщина должна понять тот факт, что плод - это активная личность. Именно ребенок гарантирует успех эндокринной системы в процессе беременности и вызывает многочисленные изме-нения в физиологии материнского организма. Именно он решает, как ему лучше лежать и каким образом выходить на свет.

Найдите хотя бы пять минут в день, чтобы поговорить со своим ребенком, сосредоточиться на его чувствах, понять его ощущения, и тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет при-носить вам глубокое удовлетворение и радость. В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения (а исследования показали, что новорожден-ный резко пугается и плачет, услышав чужой мужской го-лос), он должен класть руку на живот жены каждый день и что-то говорить малышу. Изу-чая новорожденных, чьи папы благоразумно заранее учи-лись любить своего малыша и разговаривали с ним до рож-дения, исследователи были изумлены, убедившись, что «не-разумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже хорошо знакомого им заранее, и не плакали, а улыбались.

Малыш слышит различные звуки еще задолго до своего рождения. Орган слуха считается окончательно сформированным к 6-7 месяцу беременности. И как утверждают врачи, кожа и кости ребенка реагируют на звуковые вибрации.

Действительно ли малыш слышит звуки, идущие по ту сторону утробы?
Основными звуками, которые слышит ребенок внутри живота, являются мамино сердцебиение, и звуки, производимые желудком и 12- перстной кишки. Но как оказалось, что плод слышит и то, что происходит снаружи. Иначе как объяснить случаи, когда ребенок вспоминал музыку, которую слушала мама во время беременности, и впоследствии четко реагировал на уже знакомую мелодию.

Зачем ребенку, находящемуся в животике, общение с вами?
После того, как малыш появится на свет, родителям будет гораздо проще и быстрее найти с ним общий контакт, если они разговаривали с ним задолго до рождения. Только что появившийся на свет человек узнает ваши голоса и, будет относиться к вам, как к кому-то уже давно знакомому. Это поможет ему быстрее адаптироваться в незнакомом мире. Ребенок, с которым часто разговаривали во время беременности, пели ему песни, рассказывали о прошедшем дне, начнет быстрее понимать речь и начнет раньше говорить. Ему будет легче общаться со сверстниками.

Как начать общаться со своим малышом?

Врачи советуют родителям чаще рассказывать своим малышам о своих чувствах к нему, о том, как они его ждали, как любят. Плод внутри будет становиться спокойнее и правильнее развиваться. Конечно, нужно избегать громких резких звуков, они могут напугать малыша, хотя их ему еле слышно. Будущим мамам лучше петь колыбельные песенки, от чего успокоится и она сама, и ребенок почувствует положительные вибрации. От пения ритм сердца матери будет становиться спокойнее, и ваш малыш, конечно же, это почувствует и ощутит гармонию и спокойствие вместе с вами. Можно также вместе с малышом выполнять нетрудные физические упражнения, что положительно скажется и на маме и на ребенке, в кровь мамы поступит больше кислорода, а значит и малыш получит через плаценту необходимый ему кислород.

Какую музыку лучше слушать ребенку?

Лучше всего маме слушать ту музыку, которая ее вдохновляет, которая ей нравится, ведь ребенок реагирует в первую очередь на эмоциональное состояние матери. Хотя есть множество мнений о том, что лучше слушать классическую музыку. Она успокаивает ребенка. А вот от тяжелой рок-музыки лучше отказаться, даже если она вам нравится. Малыш может отрицательно отреагировать на резкие громкие звуки такой музыки.

Для того чтобы попытаться проникнуть в мир ребенка, услышать его биение сердца, движения ручек и ножек, можно воспользоваться стетоскопом. Приложив его к животу, вы сможете услышать реакцию ребенка на различные звуки: на колыбельную мамочки или звук голоса уже такого знакомого папы. Поэтому общайтесь со своим будущим малышом, дарите ему любовь и ласку еще до родов, это позволит вам в дальнейшем установить более близкие душевные отношения и наладить понимание друг с другом!

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде.
А плод, он что - растет, развивается, шевелится…

С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не "чистым листом" - это тоже давно известно.

Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.
Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: "С кем там еще общаться?", другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос "С кем там общаться?" достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века. Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 - 11 недель - время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему "не нравится" - он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где "тихоня" слыша громкие звуки, пугается, более активный - может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и "запоминает" отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат - это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается - общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: "Я твой папа!". Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения - это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы - не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.
Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим - более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь "потанцевать" и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами - у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению.

Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.
Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется - пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается - малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие - не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу - когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.
С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? "Друг сердечный", "сердцем чувствую", "сердечная связь"… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук - наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?
Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка - это урок длиной в 9 месяцев - урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться - мальчик или девочка, каким будет этот ребенок - талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок - частичка нас обоих - мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность - это ожидание - таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Появление ребенка - огромное радостное событие в жизни каждой матери. Чувство материнства, светлое, трепетное, радостное и одновременно тревожное, наполняет жизнь любой женщины новым смыслом: ведь малыш целых девять месяцев был связан с матерью буквально душой и телом. Однако мало кто из молодых мам знает о том, что воспитание ребенка должно начаться за девять месяцев до его рождения, то есть практически с первых недель беременности.

По этому поводу существует такая притча, которая говорит о том, как к мудрецу пришли мама и папа, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. И родители задали мудрецу вопрос: «Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?» На что мудрец ответил: вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней. Подразумевая как раз то, что воспитание - это процесс, который начинается не с «сознательного» возраста малыша, а даже до его рождения. Если бы мы прислушивались к совету этого мудреца, то не восклицали бы с досадой в момент, когда наш малыш нас не слушается: «Откуда все это взялось, почему он такой?»

Безусловно, мы как бы привыкли к тому, что в отношении детей у нас есть средства воспитания: есть кнут и пряник, и есть объект воспитания. Но как же мы можем говорить об объекте, если малыш еще не родился? Но сегодня врачи посредством ультразвукового обследования уже могут наблюдать за каждым движением малыша: дети зевают, хватают что-то руками, сосут пальчики, потягиваются, моргают, корчат рожицы. Словом делают все именно так, как делают после появления на свет. Вот он - наш объект воспитания.

Да и средств воспитания вам сегодня психологи и медики предложат немало.

Первое - это физический контакт. Существует метод установления связи с внутриутробным малышом через прикосновения к брюшной стенки матери. Это метод называется гаптономия, он позволяет глубокий контакт между матерью или отцом и ребенком, и заключается в легком массаже брюшной стенки, поглаживании животика.

Второй метод - это музыка. Она давно признана средством общения, которое несет в себе определенную информацию. Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функционально связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это прежде всего относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период - это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Очень важное средство общения - это разговор с младенцем. Разговор формирует восприятие голоса матери, формирование голоса отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходит общение, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Были опять же примеры, когда мама, не зная об этой связи, занималась английским языком, просто хотела выучить. И когда малыш уже активно стал разговаривать, он вдруг начинал говорить английскими фразами.
И сначала мама была в шоке: откуда, что это такое. А потом выяснилось, что те фразы, которые мама заучивала наизусть и часто повторяла на английском языке, он действительно запоминал, и потом они просто всплывали у него из подсознания.

Очень важное средство в воспитании - это питание , которое оказывает очень большое влияние на здоровье будущего ребенка. Питание несбалансированное, недостаток важнейших пищевых ингредиентов, изобилие шлаков тормозят развитие и образование нейронов. Вот уже могут исчезнуть и возможные таланты, и вместо высокого интеллекта может сформироваться посредственность. Поэтому нужно побольше употреблять витаминов, фруктов и овощей. Исключить все острые продукты с перцем, с чесноком. И не забывать, что стиль питания мамы формирует у ребенка вкус к определенным продуктам, к национальным блюдам, даже к ритму приема пищи.

Эмоциональный фон беременной женщины - это мощный фактор воздействия на развивающийся организм. Он конструирует будущие эмоциональные реакции человека, переживаемые мамой. Чувства страха, гнева, агрессии, зависти и горя сопровождаются выбросами в кровь соответствующих медиаторов, то есть биологически активных веществ, под влиянием которых происходит учащение или урежение сердцебиения,
деятельности кишечника, спазмов сосудов, подъем артериального давления; через плаценту и пуповину эти вещества попадают к ребенку и вызывают в его организме те же изменения, что и в материнском. И происходит не только повторение мимики матери, но и переживание ее настроения.

После 20-22 недель у ребенка могут фиксироваться те же лицевые эмоции, что и у мамы. Если мама плачет, то и у ребенка гримасы плача. Если же маленький человечек в течение всего дородового периода находился под воздействием отрицательных эмоций, то они пронизывая каждую его клетку, формируют эгоистичного, агрессивного и нередко со значительными психическими отклонениями человека. И в противоположной ситуации оказывается ребенок, когда мама счастлива, часто улыбается, умеет радоваться жизни, видеть ее положительные стороны. В этом случае в крови обоих преобладают медиаторы радости, младенец запоминает ощущение счастья и будет уметь находить его в жизни.

Вокруг нас, конечно же, достаточно не приглядных моментов: есть и горе и разочарование и обиды, но любовь мамы к своему ребенку, способно предотвратить эти негативные барьеры. И беременная женщина обязана быть счастливой. Приятная обязанность, не правда ли?
Светлана Шуклина

Что он чувствует, находясь в утробе матери? Нужно ли ему общение с матерью и отцом? Какую роль играет в его развитии такая коммуникация, и играет ли вообще?

Одни мамы считают общение с ещё неродившимся ребёнком полнейшим абсурдом: «С кем там можно разговаривать? Это же просто плод». Другие — уже с момента зачатия начинают разговаривать с «малышом», нежно поглаживая свой животик.

Кто из них прав? Попробуем разобраться.

Плод — это ещё не личность в полном понимании этого слова, но и не tabula rasa (чистый лист), как считалось ранее.

Согласно постулатам сравнительно недавно появившейся науки — перинатальной психологии, изучающей психологические особенности системы «мать и дитя» во время беременности и родов, у плода второй половины беременности развиты практически все органы чувств.

Ребёнок, находясь в утробе матери, видит, слышит, чувствует вкус и ощущает прикосновения. Обоняние развивается к девятому месяцу нахождения ребёнка в материнском чреве.

Более того, начиная с шести недель беременности, можно зафиксировать мозговые импульсы при реагировании ребёнка на свет, с одиннадцати недель плод начинает чувствовать вибрацию, боль и давление, и не только чувствовать, но и реагировать.

Женщины, которые были беременны, подтвердят, что «характер» малыша можно проследить уже с определённого момента его внутриутробной жизни. Хотя здесь мы, скорее, говорим о темпераменте ребёнка, а не о традиционном понимании характера, как прижизненно формирующегося образования.

«Бойкие» малыши, находясь в утробе матери, проявляют своё недовольство частыми двигательными манипуляциями: больно толкаются и активно шевелятся, услышав пугающие их звуки. Менее активные дети при громких звуках обычно затихают.

Таким образом, ответ очевиден: общаться «там» однозначно есть с кем.

Связь эмоций беременной женщины и плода.

Ещё наши бабушки оберегали будущих мам от расстройств и тревог, окружая их красивыми вещами.

Женщины прошлого верили, что от душевного состояния беременной зависит благополучие и здоровье её ребёнка.

Исследования современности подтверждают верность подобного интуитивного знания: мамы, сохраняющие позитивный настрой во время беременности, те, для кого их ребёнок был желанным и долгожданным, рожают более эмоционально устойчивых детей.

Те же женщины, для которых их беременность была в тягость, а эмоциональный фон во время вынашивания ребёнка был отрицательным, имеют больший шанс рождения детей с эмоциональными проблемами.

Как связаны эмоции матери и плода в её чреве?

Ни для кого не секрет, что существует определённая зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов. Так, когда мы радуемся и испытываем счастье, наш мозг вырабатывает эндорфины — «гормоны счастья». Когда мы печалимся и расстраиваемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины.

Между матерью и плодом происходит активный обмен веществ через плаценту. Именно по этой причине до ребёнка моментально «доходят» все переживания его мамы.

Но не печальтесь, если во время беременности у вас не получилось сохранить постоянный положительный фон настроения, это практически невозможно. Ещё неродившийся малыш будет иметь определённое представление о разнообразии человеческих эмоций, что позволит ему лучше адаптироваться в этой жизни. Просто постарайтесь надолго не задерживаться на отрицательных эмоциях.

Как общаться с ребёнком во время беременности?

Прежде чем дать ответ на столь животрепещущий вопрос, попробуем разобраться с другим: когда приступать к общению с ребёнком?

Мы советуем вам начинать разговаривать с малышом ещё до шевелений плода. Но помните о том, что положить начало такой коммуникации никогда не поздно. Только не делайте из этого культ, не возводите общение с плодом в ранг первостепенных.

Всё должно быть максимально естественно и комфортно для вас.

Если вы не чувствуете в определённый момент нужных «посылов», не переступайте через себя. Например, некоторые матери ограничиваются невербальным общением с плодом, и считают это вполне достаточным.

Но всё же существует определённая методика общения с ещё нерождённым ребёнком. Попробуйте понаблюдать, в какое время суток ваш малыш проявляет наибольшую активность. Через некоторое время вы сможете установить определённую закономерность движений ребёнка.

Именно в эти моменты бодрствования (активных шевелений) плода вы и можете общаться с ним. Выберите подходящий для вас способ коммуникации.

Как мы уже говорили выше, такими способами могут быть не только «разговоры», пение песен, рассказывание сказок и стихотворений, но и поглаживания, похлопывания и лёгкие постукивания вашего животика.

Со временем вы увидите, что малыш «отвечает» вам, пинаясь в то места живота, на котором вы держите руку.

Подобное общение позволит вам установить эмоциональную связь с вашим малышом. Так ребёнок будет получать не только определённые стимулы к развитию, но и вашу любовь, ласку и тепло в нужном и необходимом ему количестве.