Как помочь ребенку быстрее научиться говорить. Развитие моторики пальцев

Нужно ли учить малыша говорить? Когда нужно начинать эту работу? Кто должен заниматься с ребенком? На эти вопросы однозначного ответа среди родителей вы не найдете. Одни родители считают, что развитие речи малыша должно проходить спонтанно, объясняя это тем, что их никто в свое время не учил говорить, а сейчас они прекрасные ораторы. Другие родители предпринимают активные меры по развитию речи ребенка начиная с младенческого возраста. Так кто же прав? На самом деле, правы и те и другие, так как развитие речи происходит спонтанно, но эффективность этого процесса во многом зависит от оказания определенных стимулирующих мероприятий, поэтому давайте разберемся, как правильно научить ребенка говорить.

Учим говорить ребенка младенческого возраста

Общение с грудничком происходит в большей мере на невербальной основе. Малыш учится распознавать и самостоятельно проявлять невербальные сигналы: мимические реакции (улыбка, поморщивание); движения головой, руками и ногами (отворачивает голову, поднимает ножки, указывает ручкой и т.д.) В то же время, начиная с 1 месяца жизни у ребенка появляются первые голосовые реакции - гуление, которое еще не является речью, а представляет собой предречевые вокализации в виде протяжных звучаний типа «а-гу». В 4 - 6 месяцев жизни малыша наступает новый период в развитии речи - «лепет», предшествующий возникновению самостоятельных слов и представляющий собой вокализации в виде повторения слогов типа «ма-ма», «ба-ба» и др.

Для того, чтобы гуление и лепет появились своевременно, нужно организовать следующее взаимодействие с ребенком. Сначала привлеките внимание малыша к своему лицу. Лицо мамы или папы должно выражать разные эмоции. Кроме этого, организуйте тесный физический контакт с ребенком: возьмите его на руки, погладьте различные части тела, прижмите к лицу и т.д. В процессе такого невербального общения оречевляйте все свои действия, а также пойте тихие песни, спокойным голосом рассказывайте истории и сказки, чтобы ребенок видел ваши органы артикуляции и ощущал вибрацию от их движений. Такие действия особенно нужны, так как, несмотря на то, что грудничок еще не понимает значений слов, он активно реагирует на интонацию взрослого и пытается подражать ей в виде элементарных вокализаций.

Существенным отличием в развитии ребенка 6 - 7 месяцев жизни является то, что он начинает сидеть, благодаря чему у него появляется возможность познавать не только те предметы, которые ему предлагает взрослый, но и те, которые находятся в поле его зрения. Чтобы их получить, недостаточно одних невербальных средств, нужно учиться их дифференцированно называть. Чтобы в активном словаре малыша появились нужные «слова», создавайте следующие условия.

  • Во-первых, вызывайте интерес у ребенка к окружающим объектам.

  • Во-вторых, обозначайте словами все окружающие объекты. На этом возрастном этапе можно использовать лепетные слова и звукоподражания: кукла - «ляля», корова - «му-му».

  • В-третьих, показывайте малышу различные действия, которые можно совершать с окружающими предметами и называйте их.

  • В-четвертых, рассматривайте с малышом картинки и иллюстрации, на которых изображены животные, игрушки и другие объекты, описывайте их.

  • В-пятых, стимулируйте малыша к повторению лепетных слов и звукоподражаний («Что это?», «Как говорит…?»).

В то же время, ребенок должен постоянно слышать правильный пример произнесения слов. Для этого разговаривайте с малышом как со взрослым: не искажайте слова, не упрощайте их, не повторяйте за ребенком неправильный вариант.

Учим говорить ребенка раннего возраста

Возрастной период от года до трех лет является самым динамичным в развитии речи и характеризуется переходом от лепетных слов и звукоподражаний, которыми ребенок обозначает практически все окружающие объекты и совершаемые с ними действия («ав-ав», «дай», «ня»), к словам и фразам так называемой «взрослой» речи. Так, в 2 года словарный запас ребенка должен составлять не менее 200 слов, а речь характеризоваться наличием простых фраз с отсутствием грамматической связи, например, «Кука бух», «Мама дяй», «Дядя би-би» и т.д. В 3 года словарь малыша составляет примерно 1200 - 1300 слов, которые активно изменяются по падежам, лицам, временам и числам. В этом возрасте ребенок правильно произносит практически все звуки речи. Исключения могут составлять шипящие и свистящие звуки, звуки [р] и [л].

Для того, чтобы речевое развитие ребенка раннего возраста соответствовало норме, нужно соблюдать ряд правил :

  1. Не ленитесь разговаривать с малышом.
  2. Произносите слова правильно, «не сюсюкайте».
  3. Читайте ему стихотворения, сказки и рассказы.
  4. Внимательно изучайте окружающие предметы и явления, обследуйте их с помощью различных анализаторов. Например, в процессе знакомства с яблоком ощупайте его, чтобы определить форму и характерные детали, попробуйте на вкус, понюхайте. При этом называйте все свои действия.
  5. Рассматривая картинки, фотографии и иллюстрации, детально описывайте все объекты, которые на них изображены.
  6. Прослушивайте аудиозаписи.
  7. Смотрите видеоролики, кинофильмы и мультфильмы. По окончании просмотра расспрашивайте малыша о том, что он увидел, объясняйте непонятные ему моменты.
  8. Организовывайте общение малыша со своими сверстниками, а также с детьми более старшего возраста, чтобы он учился взаимодействовать с ними в игре.
  9. Обыгрывайте игрушки и другие окружающие объекты. Действия с ними сопровождайте голосовыми реакциями и фразами, например, споем песенку кукле - «а-а-а», поезд едет «чух - чух, ту - ту» и т.д.
  10. Создавайте проблемные ситуации. Например, расположите любимую игрушку ребенка на недосягаемом для него уровне. Чтобы ее заполучить, малыш должен попросить вас об этом.
  11. Постоянно стимулируйте ребенка к говорению, так как должен накапливаться не только пассивный, но и активный словарь.
  12. Исправляйте произносительные ошибки малыша ненавязчиво. Привлекайте к этому процессу любимые игрушки, которые будут «помогать» ребенку находить правильное речевое решение.
  13. Применяйте упражнения по развитию мелких движений пальцев рук и органов артикуляции.

Если с физиологическими процессами ребенка все должно развиваться по графику (ползает, сидит, ходит), то научить говорить возможно как можно раньше, что является важным фактором развития ребенка.

И это очень зависит от родителей, готовы ли они серьезно и подолгу заниматься ребенком во имя того, чтобы он стал более эмоциональным, более развитым.

Мы сами не помним, как нас учили говорить и учили ли вообще, поэтому нам кажется, что все это произойдет естественным путем и достаточно просто, на самом деле это не совсем так, и учить ребенка говорить надо так же, как мы терпеливо —учим его ходить—, держать ложку, ходить на горшок и другим процессам, которые для него внове.

Перед тем, как мы поговорим о том, как научить годовалого ребенка говорить, расскажем о гармоничных стадиях развития речи у малыша:

  • до трех месяцев это период произношения первых самых удобных звуков типа гули;
  • с 4-х месяцев звуки становятся более четкими и членораздельными;
  • с семи месяцев ребенок, еще не осознавая конкретные объекты может произносить короткие слова с повторяющимися звуками – мама, папа, баба;
  • с девяти месяцев малыш уже знает, о чем говорит, он произносит осознано – ав-ав (встречая собачку), кака, мама, папа;
  • к году словарный запас малыша составляет до 10 слогов (пока не будем называть это словами) и каждый день пополняется новыми;
  • с полутора лет ребенок начинает соединять слова в простейшие предложения – баба пока, бака авав, мама куку, папа дада;
  • с двух лет малыш должен начать осваивать язык в его склонениях, соединять с предлогами, выстраивать в правильном порядке в предложениях.

Как научить ребенка правильно говорить

Уже с самого раннего возраста нужно учить детей правильно говорить:

  • Надо говорить с малышом в первого дня жизни, неважно, что он не понимает смысла, не переживайте, зато он учится слышать интонации и пассивно накапливает запас слов, которые помогут ему начать говорить со смыслом.
  • Используйте как можно реже (а можно вообще отказаться от нее) соску-пустышку. Исследования показали, что дети, привыкшие к соске, начали говорить позже своих ровесников, кроме того, у них неправильно сформировался прикус, что может создавать проблемы с правильной артикуляцией.
  • Не надо сюсюкать, говорите сразу правильно, Конечно, видя грудничка, трудно удержаться от улыбки и чтобы не устроить сюси-пуси. Но логопеды знают, что это тормозит развитие речи. Самому ребенку можно искажать слова по неумению, пусть он на конфету говорит кика, а на бабушку – буба, но родители должны говорить правильно. Не навязывайте ребенку коверканный язык, он может его и запомнить, а потом будет переучиваться, на это уйдет время.
  • Мы уже знаем, что в головном мозге соседствуют центры, отвечающие за моторику пальцев и за речь (кстати, взрослым, пережившим инсульт для развития речи дают детские упражнения на моторику). Очень важны всякие пальчиковые игры, сейчас есть игры, в которых нужно что-то завязывать, засовывать веревочку в дырочки, по жизни это завязывание шнурков, застегивание пуговичек.
  • Поощряйте интеллектуальное любопытство и познавательность. Кроме развития артикуляции, учите малыша логике, соотношению предметов, их описаний. Когда маленькая почемучка мучит вас вопросами, не отмахивайтесь, а получите удовольствие от того, что вы все знаете и может рассказывать ребеночку все, о чем он спрашивает.

  • Приучайте малыша к чтению. Читая ему, вы показываете пример, и в дальнейшем это облегчит школьные занятия, кроме этого, чтение знакомит с новыми словами, развивает воображение, закрепляет уже известные слова. Покажите малышу, что книжки можно не только рвать, но их можно рассматривать, они интересны. Покупайте ему большие красочные книги с картинками и короткими стишками, так вы тоже учите его говорить. Есть книги с объемными фигурками, их можно двигать, описывать их, рассказывать о них и даже додумывать сюжеты.
  • Для начала используйте в своей речи, когда общаетесь с ребенком, простые слова, чтобы ему было легче их запоминать. Когда он научится ими оперировать и перейдет на другой уровень общения, пополняйте словесный багаж малыша. Не забывайте учить его, что означают новые слова, тоже в очень простой форме.
  • Переходя к предложениям, ведите с малышом диалог, побольше спрашивайте его, провоцируйте на рассказы, описание предметов и явлений.

Научить ребенка говорить вам помогут массаж, игры, чтение, гимнастика.

Массаж

Один из методов коррекции речи, который улучшает голос, дыхание, нормализует эмоции. Мы не будем детально говорить о сложных массажах, практикуемых логопедами при тяжелых случаях речевых нарушений. Они необходимы, если надо —научить ребенка говорить букву Р—, при заикании, задержке речи, проблемах со связками, пониженном и повышенном тонусе мышц.

В зависимости от проблемы логопедический массаж может быть активизирующим, расслабляющим или дифференцированным. Логопед ставит диагноз, потом назначает схему лечения, в сложных случаях работает сам, в простых – показывает, что делать маме.

Расслабляющий логопедический массаж

Ребенок может лежать или сидеть, как будет удобнее ему и в зависимости от обстоятельств. Массаж делается легкими поглаживающими приемами.

Для расслабления мышц шеи

  • гладим шею двумя руками сверху вниз;
  • осторожно поворачиваем голову малыша вперед-назад, влево-вправо, потом вращем по часовойстрелке и против, держа одной рукой шею, а второй – лоб.

Для расслабления мимической мускулатуры

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от губ к ушам;
  • слегка надавливаем пальцами от волос до подбородка по всему лицу.

Расслабляем мышцы губ

  • обвести губы пальцами;
  • гладить сверху вниз по носогубным складкам;
  • стучать по часовой стрелке вокруг губ.

Активизирующий массаж

Для активизации мимики

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • сжать подбородок;
  • размять скулы и щеки;
  • пощипывать щеки.

Для активизации мышц губ

  • пощипать кожу вокруг губ;
  • интенсивно постучать вокруг губ.

Для активизации мышц шеи и плеч

  • растереть боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти;
  • растереть заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка;
  • попросить ребенка наклонять голову вперед-назад, вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный массаж

При смешанном характере нарушений проводится массаж, сочетающий расслабляющие движения с тонизирующими. Во время проведения такого массажа нужно внимательно наблюдать ответные реакции других групп мышц, поэтому подобный массаж должен делать только специалист.

Для малышей массаж должен быть совсем коротким 5-8 минут, в младших классах – до 15 минут, в старших – до 25 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.

Ребенку во время проведения массажа должно быть комфортно. Если есть повышенная чувствительность, оставьте это упражнение и посоветуйтесь с логопедом.

Обычно дети быстро адаптируются к массажам и у них не возникает негативных ощущений. Если же малыш испуган этими движениями, нужно изменить приемы на более легкие и нежные или вообще прекратить на время.

Гимнастика для артикуляции

Тут вам логопед не нужен. Эта гимнастика нужна для того, чтобы ребенок смог научиться говорить правильно. Вы в игоровой форме тренируете речевой аппарат малыша и помогаете осваивать слова.

Как выполнять

Любой навык закрепляется при регулярных и постепенных занятиях. Правила такие:

  • делать не больше 2-3 упражнений;
  • продолжительность занятия от 5 до 10 минут;
  • упражнения закреплять несколько раз.

Нужно не работать, а играть, тогда малышу будет интересно этим заниматься, поскольку эти упражнения относятся к маленьким деткам, от полутора лет, у которых логопедические проблемы еще не выражены, но для профилактики стоит выполнять маленькие простые упражнения.

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите ребенку вместе с вами открыть ротик, задержаться на пару минут и закрыть.
  2. «Покажи забор». Это означает сжать зубки и сильно улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Откройте рот вместе с малышом и покажите ему, как можно почистить зубки язычком, проводя по внутренней и внешней их части.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Малышу нужно нарисовать язычком на небе любые предметы. А можно закрасить все небо.

Не будьте серьезным, играйте в это вместе, гимнастика поможет красивому произнесению звуков с раннего возраста.

Простые упражнения для ребенка

Как учить говорить самых маленьких

С самых первых дней устанавливайте контакт с грудничком. Улыбайтесь ему, отвечайте на его движения, разговаривайте с ним, пойте, разнообразьте свою речь, меняйте голос, при этом ваша речь должна быть правильной и четкой.
Постоянно говорите с ним, объясняйте, куда вы идете и зачем, что вы сейчас будете с ним делать. Обязательно делайте паузы, если видите, что ребенок пытается что-то вам ответить пусть на своем, пока птичьем языке.
Задавайте ему вопросы, даже самому маленькому. Правда? Ты так думаешь? Ты так решил? В зависимости от обстоятельств.

Пользуйтесь бабушкиными стихами-играми: ладушки, сорока-ворона, гуси-гуси-га-га-га, сорока-белобока или идет коза рогатая, кроме запоминаний слов такие игры развивают и мелкую координацию рук. Повспоминайте или поищите другие считалки, умывалки, просыпалки, шагалки и так далее. Играйте в разные игры с пальчиками, перечисляйте их (заодно —научите ребенка считать—), пусть малыш загибает пальчики, этот большой пальчик папа, этот мама. Или например, пальчики заснули. Сгибайте пальчик за пальчиком, а потом разбудите всех, пусть разогнутся с криком ура, проснулись.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Когда ходите с ним по комнате, по кухне, по улице, рассказывайте ему про все, что встречается у вас на пути. Победой будет, если малыш сам начнет показывать пальчиком и пытаться назвать предмет, тогда можно научить его большему.
Описывайте его действия. Он подошел открыл дверцу, говорите – ты открыл дверцу, теперь закрой. Если он взял в руки ложку, говорите – у тебя в руках ложка, положи ее.

Игра в вопросы. Задавайте вопросы обо всем и отвечайте на них. Например: кто это? Это папа. Какой он? Он большой и сильный. А ты кто? Ты малыш. А какой ты? Ты маленький. При этом можно еще показывать, какой маленький и какой большой, и так – пока не надоест.

Проводите регулярные простые упражнения для развития речевого аппарата:

  • вместе петь ритмично и с любыми мелодиями ма-ма-ма;
  • мычать как коровка, кукарекать как петушок, мяукать как кошечка и так далее.

Как научить ребенка говорить мама

Не ленитесь, используйте самый простой родительский прием, с которым они пристают к ребенку, скажи мама, скажи баба. Этот метод далеко не один и подходит совсем даже крохам, он заставляет ребенка повторять за мамой. А вот методы, которые помогут научить говорить слова осмысленно:

Картинки. Есть множество развивающих книжек с картинками, это визуально очень хорошо. Кто это, показывать на кошку и отвечать – кошка, она говорит мяу. Малыш должен начать понимать, какому животному на картинке относится какой звук. Потом продолжайте эту игру уже на улице, не с картинками, а с живыми животными.

Отмечайте звуками действия малыша. Если он упал, скажите бум-бум. Если он хлопает в ладошки, скажите хлоп-хлоп. Топ-топ. Чух-чух. Заодно вы преодолеете —кризис 1 года у ребенка—.

Расскажите малышу стишок или песенку, чтобы просто запоминалось и ритмично воспроизводилось. Когда ребенок запомнит стишок, он не сможет целиком его повторить, но спровоцируйте его самому сказать последнюю строчку. Для этого остановитесь на предпоследней строчке или произнесите ее неправильно.

Начните игру, спрашивая ребенка о том, где стоит тот или иной предмет. Где стол? Где кубик? Где мишка? Пусть малыш находит и показывает. А потом, позже, еще и называет это.

Съедобное-несъедобное. Говорите разные слова и если называете то, что можно кушать, говорите – ам, изображая, что хотите съесть что-то. И продолжайте в том же духе. Надо добиться того, чтобы малыш сам начал говорить ам, когда вы назовете съедобное.

Придумывайте сами игры и малыш тоже вам подскажет что-то, вот увидите. Дети узнают о мире, трогая его. Используйте этот принцип и играйте.

Правила для мам, которые учат ребенка говорить

Если вы зададитесь вопросом, как быстро научить ребенка говорить, ответ будет – нелегко. Вам придется работать и соблюдать некие правила:

  • Терпение. Все дети уникальны. Если ребенок соседей делает нечто, что ваш ребенок еще не делает, не суетитесь. Ребенок все скажет, когда созреет для этого. Не сердитесь, если малыш никак не произнесет слово мама, статистика говорит лишь о 40 % детей, которые первым словом говорят мама, чаще говорят – дай.
  • Заблуждение, что если не говорят, значит, они не понимают. Малыши мгновенно запоминают все, что вы говорите, но им нужно время, чтобы это повторить. Это называется пассивный словарь, он уже есть в ребенке, но он его не спешит озвучить. Не торопите его, продолжайте учить его говорить по любому поводу.

    Вспомните, как это делала бабушка: Ленуся кушает, Ленуся сидит – все это складывается в словарик в голове ребенка, который активируется очень скоро.

  • Называйте все своими именами, не сюсюкайте, не употребляйте уменьшительно-ласкательные формы, иначе вы будете запутывать малыша. Говорите с ним нормально и он научится говорить раньше.
  • Позитивные эмоции. Все делать вместе с мамой, играть, гулять, по дороге познавать мир – это главное, чтобы малыш заговорил с вами как можно скорее. Усиливайте его интерес к тому, что происходит вокруг. С позитивом все происходит быстрее.
  • Пойте. Мамин голос для ребенка – самое приятное. Как ни странно, но замечено, что если мама часто поет (не только колыбельные), взаимное общение не заставит себя ждать.

  • Повторяйте простые фразы. Каждый день говорите очень короткие фразы. Делайте это часто и вскоре ребенку захочется это повторить.
  • Повторяйте за ребенком. Мама – лучший друг, а с другом не бывает так, чтобы говорил только он, а второй за ним повторял. Попробуйте раз в день делать наоборот, малыш говорит, а вы за ним повторяете. А если вы незаметно замените звук в слове и получится новое слово, будьте спокойны – вы помогли малышу узнать новое слово.
  • Играйте. Ваш ребенок все время хочет играть, и немудрено, кто же хочет заниматься в год или два. Так что играйте! Закройте лицо, спросите – где мама, откройте лицо и скажите мама. И совсем скоро на ваш вопрос ответит ваш малыш.
  • Асооциативность. Говорите так, чтобы ребенок понимал, кто вы, кто вот это, что это. Говорите о себе в третьем лице. Говорите – мама пришла. Спрячьте игрушку и спросите – а куда мама спрятала мишку? Очень простые упражнения позволят малышу знать, что вы – это мама и скоро он вас сам назовет.
  • Поддерживайте малыша. Даже мы, взрослые, нуждаемся в похвале, а что говорить о ребенке. Хвалите его за каждую маленькую победу и он будет хотеть сделать еще что-то такое. Выражайте открыто эмоции, аплодируйте своему чуду.
  • Не принуждайте. Не заставляйте, не настаивайте – скажи мама. Увлекайте, играйте, поддерживайте и любите своего ребенка, и результат вас порадует.

Видео

Разговор с логопедом о том, как научить малыша говорить. При этом ведущая тоже дает интересные советы.

Не нужно стесняться играть, радоваться, веселиться, все это – залог вашей дальнейшей дружбы и взаимопонимания. А также уважения друг к другу. Вы будете уважать ребенка, и он научится уважать вас. Он не умеет еще говорить, но он уже видит вас, чувствует ваши эмоции, понимает ваши жесты, а это значит, что он уже личность. Он познает мир, а вы ему помогаете в этом. Разве это не прекрасно? Поделитесь с нами, может быть у вас есть какие-то интересные, придуманные вами игры? И еще очень интересно: а ваш малыш когда заговорил?

Навыки разговорной речи проявляются у каждого ребенка в разное время, поэтому не стоит беспокоиться, если малыш в 2 года еще не разговаривает. Нет единого правила, как научить ребенка говорить, но разработаны несколько эффективных методик обучения, используя которые, за короткое время можно помочь малышу разговориться.

Уже в начальные месяцы после рождения малыши начинают произносить свои первые звуки, поначалу это лишь отдельные сочетания букв, но при правильной стимуляции вскоре детский лепет превратиться в осознанное произношение целых слогов и слов. Развитие речи у детей до года заключается в изучении и запоминании отдельных предметов, а также повторении всего, что произносят взрослые, поэтому помочь малышу быстрее заговорить вы можете, применив следующие советы:

  • обучая детей раннего возраста, постоянно повторяйте названия основных предметов – ложка, погремушка, кукла и пр. Малыши быстро запоминают часто произносимые названия, поэтому вскоре вы станете замечать, что ребенок понимает, о чем вы говорите в данный момент, а также сам начнет называть вещи по-своему;
  • попробуйте повторять звуки за новорожденным, ребенок будет очень рад возможности пообщаться со взрослыми на «своем» языке, а вы можете использовать такой опыт с пользой. Проговорив «гу-гу», предложите малышу сказать «го-го», потом «га-га», постепенно вы переберете все гласные звуки, а кроха получит незаменимый опыт произношения;
  • развитие речи детей раннего возраста должно сопровождаться стимуляцией мелкой моторики, поскольку эти два процесса взаимосвязаны. Ребенок с удовольствием станет перебирать пуговицы разного размера, пришитые к ткани, заинтересуется откручивающимися крышками и пластмассовыми формочками разных типов. Главное, предоставить малышу для изучения разнообразные по текстуре материалы – мягкие, гладкие, шершавые, теплые, холодные и т.д.;
  • для детей раннего возраста проще всего научиться произносить отдельные слоги, подражая звукам животных. Сейчас имеется масса подсобных материалов – это и красочные книжки со стихами, и разговорные плакаты на батарейках, и кубики с изображениями животных, все это можно и нужно применять с самого рождения малыша. С помощью методических материалов развитие речи младенца будет проходить интенсивно и эффективно;
  • для самых маленьких развитие речи и произношение новых слов может сопровождаться активной жестикуляцией, ведь в этом случае задействованы несколько видов памяти, что способствует более быстрому запоминанию. К примеру, говоря, что на улице холодно, можно потирать себе плечи, когда малыш делает больно, скажите, что вам неприятно и прикройте глаза руками, как во время плача и т.д. Запоминая явления не только на слух, но и визуально, ребенок быстрее поймет, чего вы от него хотите;
  • откажитесь от частого использования соски, постоянное применение пустышки оказывает негативное влияние на формирование прикуса, из-за чего детки и в 2 года могут не говорить ни слова;
  • поощряйте стремление малыша узнавать новые слова, когда ребенок интересуется предметами, жестами показывая вам на них, обязательно четко называйте вещь и немного расскажите о ее особенностях. Возможно, вы не знаете, но все, что дети узнают в младенчестве, откладывается в их памяти, поэтому впоследствии ваше чадо еще не раз удивит вас своими знаниями;
  • с помощью стихов и детских песен развитие речи малыша будет проходить значительно быстрее. Неплохой вариант – смотреть иллюстрированные экранизации детской литературы или же слушать песни из мультфильмов, в большинстве случаев на экране показывают визуальное изображение того, о чем поется в песне, что одновременно развивает все виды памяти;
  • если ребенок еще не говорит, развитие речи можно ускорить, общаясь со старшими детками. Как показывает практика, за ними малыши повторяют значительно чаще, поэтому развитие речи в коллективе происходит быстрее.


Среднестатистический ребенок в 2 года только начинает говорить, однако некоторые детки осваивают разговорную речь раньше. Разумеется, они не способны произносить все слова должным образом, но при этом общаются вполне понятно для взрослого человека. Развитие речи у детей – это сугубо индивидуальный процесс, повлиять на который не так просто, но помочь развитию речевого аппарата малыша можно, для этого разработаны несколько эффективных методик, которые применяются как по отдельности, так и в совокупности друг с другом.

Возраст 2 года – оптимальное время для активного чтения и просмотра видео, однако не стоит увлекать ребенка электронными гаджетами, современные средства замедляют развитие речи, поэтому их стоит заменить бумажными книгами и подсобными материалами в виде кубиков и карточек с иллюстрациями. Такие пособия служат не только для развития речи, они совершенствуют зрительную память, улучшают восприятие новой информации и способствуют развитию новых навыков, например, позволяют сравнивать и анализировать разные предметы и явления.

Для совершенствования речи детей раннего возраста рекомендовано руководствоваться такими советами:

  • разговаривайте с ребенком как можно чаще, старайтесь вовлечь его в разговор при любой возможности, озвучивайте все свои действия и просите малыша рассказать, что делает он;
  • читайте крохе самые разные книги, начиная с детских сказок и заканчивая энциклопедиями для малышей. Вполне возможно, ваш ребенок проявит повышенный интерес к животным, рабочим профессиям, природным явлениям или прочим вещам. Изучая интересные моменты, ребенок быстрее запоминает новые слова и стремится их повторять, поэтому акцентирование внимания на определенной теме дает хороший результат;
  • если для детей раннего возраста коверкание слов считается нормальным, то начиная постоянно разговаривать, малыш должен учиться правильно произносить отдельные слова. Постарайтесь называть вещи нормальными именами, никогда не меняя и не сокращая названий. Научившись изначально верному произношению, ребенок быстрее запомнит новые слова и выражения, к тому же его не придется впоследствии переучивать;
  • наряду с развитием разговорной речи у детей раннего возраста следует формировать навыки диалога, т.е. поощрять ребенка не просто спрашивать, а отвечать на вопросы. Если ребенок вообще не говорит или произносит лишь отдельные звуки, старайтесь максимально часто общаться с ним таким образом, чтобы он отвечал. Например, собираясь на улицу, предложите малышу выбор – надеть синие колготки или красные штанишки, пусть он назовет цвет выбранной одежды, даже если это будут всего несколько звуков. Такие ежедневные тренировки через пару недель приведут к нужному результату;
  • если ребенок умеет разговаривать, но не говорит долго, развивайте навыки монолога. Предложите малышу описать знакомую картинку, или же попросите его рассказать, что он видит за окном. Чтобы ребенок захотел общаться, его нужно заинтересовать, для этого расскажите ему интересную историю, придумайте завлекающее начало и попросите малыша продолжить рассказ.

Ни один, даже самый опытный, педагог не знает наверняка, как научить ребенка говорить быстро и без усилий. Но то, что постоянные тренировки и комплексные занятия дают положительный эффект, – общенаучный факт! Поэтому не стоит волноваться, что после месяцев занятий малыш не говорит, – значит, просто еще не пришло время. Продолжайте заниматься, и вскоре ваши усилия окупятся такими долгожданными первыми словами «мама» и «папа».


Чтобы узнать, как научить ребенка говорить, родители зачастую перечитывают массу литературы, записываются на консультации к дорогим специалистам и консультируются с более опытными товарищами. Любой из этих способов дает свой результат, но большинство людей совершают распространенную ошибку – они выбирают единую понравившуюся им методику и следуют ей до конца, не понимая в итоге, почему же, спустя полгода занятий малыш все еще не говорит?

Дело в том, что каждый человек индивидуален, и одна методика, подошедшая старшему малышу, вовсе не обязательно даст хорошие результаты у младшего. Оптимальный вариант – попробовать несколько разных способов обучения, чтобы проверить, какой из них больше понравится вашему ребенку. Наибольшим спросом пользуются следующие варианты обучения:

  • Развитие речи при помощи слухового контакта. Такой метод одинаково хорош и для малышей нескольких месяцев, и для деток в 2 года. Смысл в постоянном повторении одинаковых слов и предложений. К примеру, при встрече обязательно говорите «привет», «здравствуй» или любое иное приветствие. Ребенок запомнит установленные правила и станет действовать аналогично. Как можно чаще читайте малышу книжки и пойте песни, выберите несколько самых любимых произведений и обязательно используйте их хотя бы раз в день, даже если малыш еще не говорит, он с восторгом откликнется на знакомые фразы.
  • Тренировка разговорной речи с помощью визуализации предметов. Этот способ подходит для обучения детей раннего возраста. С самой колыбели можно использовать мягкие кубики с нарисованными животными или продуктами. Показывая малышу картинку, дополняйте ее названием и кратким описанием. Даже когда ребенок еще не говорит, он все слышит и понимает, поэтому вскоре станет повторять названия за вами.
  • Развитие речи визуально-слуховым методом. В 2 года малыши уже самостоятельно ходят и могут играть без взрослых, поэтому в данное время можно предложить им электронные игрушки – детский компьютер, плакат с азбукой или умный телефон. Такие приспособления называют выбранные предметы и позволяют малышу повторять названия. Развитие речи в игровой форме проходит максимально эффективно, поэтому данные дополнения принесут немало пользы.
  • Коллективное обучение. Развитие речи с данной методикой осуществляется максимально быстро, поскольку в процессе обучения затрагиваются всесторонние аспекты. Для родителей, которые не знают, как научить ребенка говорить, имеются специальные кружки и секции, где опытные воспитатели тренируют навыки разговора у малышей. Занятия для детей раннего возраста проводятся как по отдельности, так и в группах. Кстати, групповые секции дают намного более эффективные и качественные результаты, поскольку дети скорее обучаются новым знаниям в коллективе.

Развитие речи детей раннего возраста успешно проводится любым из представленных методов, однако максимального эффекта можно достигнуть, лишь используя все методики в совокупности. Попробуйте разные способы передачи информации, совершенствуйте новые навыки у ребенка и развивайте его память, начав занятия с ранних месяцев, – уже в 2 года ваш малыш сможет с легкостью говорить основные слова и фразы.

На долгом и занимательном пути развития ребенка и становления его, как личности, умение разговаривать и облачать мысли в верно подобранные слова является, пожалуй, одним из самых необходимых навыков. От этого многое зависит в будущем: как ребенок будет общаться с людьми, сможет ли находить с ними общий язык....

Но это все потом, а сейчас, когда малыш уже давно гулит и агукает, родители так сильно ждут, когда он скажет свое первое слово и гадают на ромашке: каким оно будет? «Мама»? «Папа»? Или даже «Кыся»?

Все родители желают, чтобы их ребенок как можно быстрее заговорил, но у всех детей это происходит по-разному. В силах мамы и папы повлиять на речевой процесс и помочь ребенку начать говорить.

Основные стадии развития речи

Первая

Первые звукосочетания малыш начинает издавать в раннем возрасте, когда ему исполняется 2-3 месяца. Ему даже удается отличать голоса, но вот общие звуки дети воспринимают, как умиротворяющую мелодию. Это считается первой стадией развития речи.

Вторая

К 5-7 месяцам бормотание ребенка становится более отчетливым, украшается эмоциями, потому что наступает вторая стадия.

Третья

Наконец, третья стадия приходится на возраст с 7-9 месяцев. Малыш в этот период начинает произносить короткие слова, сложенные из слогов: «ма-ма», «ба-ба».

Осмысленная речь

Восторг родителей, услышавших такие свершения, малыш не воспринимает, как данность. Осмысленность речи появляется у него в возрасте около года, когда словарный запас пополняется уже несколькими «конструкциями» из 3-10 примитивных слов.

Если с ним в это время заниматься, то в 2 года малыш будет способен не только пополнить словарный запас, но и называть предметы, действия и даже говорить о собственных ощущениях.

Когда нужно начинать?

Считается нормальным, если ребенок не очень хорошо говорит в 2 - 2,5 или даже в три годика. Научить ребенка разговаривать — это означает видеть явный прогресс в развитии речи: новые звуки, попытку повторения слов, знание того, что означают конкретные предметы.

Девочки в этом смысле гораздо быстрее начинают радовать родителей своими звуковыми успехами, а мальчишки отстают от них на несколько шагов. Все потому, что слабый пол созревает намного раньше, чем сильный — и это природный закон выживания.

В тех семьях, где родители говорят на двух и более языках, малыш, скорее всего, начнет разговаривать еще позже. Сами посудите, каково ему «переварить» и применить в действии сразу два потока информации!

Как научить малыша говорить?

Начинаем с рождения

Нельзя пытаться начинать учить ребенка говорить только тогда, когда ему исполнится годик. С самого рождения мама должна принимать активное участие в формировании его речи: говорить с ним, петь, улюлюкать, агукать, при этом показывая малютке свою артикуляцию.

Рассказываем обо всем вокруг

Когда он подрастет, вы должны постоянно разговаривать с малышом: обо всем и постоянно, чтобы он сначала научился понимать интонацию, потом ритм, затем смысл слов. Также давайте ребенку возможность ответить вам пусть даже и на непонятном, гулящем языке. Такой смешной на первый взгляд диалог помогает ребенку учиться разговаривать.

Комментируйте действия, которые вы выполняете: Смотри, мама берет кастрюльку», «Гляди, мама наливает тебе молоко!», «Сейчас я буду тебя переодевать». «Рассказывайте» малышу свой жизненный опыт, чтобы он понимал, о чем идет речь.

Произносим слова и звуки четко и внятно

Малыш должен видеть ваше лицо, когда вы к нему обращаетесь. Слова, брошенные на бегу, тут не помогут. Произносите слова четко, а ударные гласные протягивайте: ка-роо-вааа. Смело тяните губы в трубочку и округляйте рот, чтобы малыш понял, как нужно произносить звуки.

Переходим на новый уровень

В возрасте полутора лет переходите на обычный «голосовой режим», при этом продолжая четко проговаривать звуки. Сложные слова при этом не стоит заменять простыми, пусть ребенок пополняет свой словарный запас.

Также не стоит обобщенно называть какие-то предметы: шапкой именовать и шляпу, и косынку, и каску. Вы не облегчаете ему этим «жизнь», а затрудняете процесс познания мира.

Не оставляем без внимания глаголы с прилагательными

Берите во внимание глаголы, не останавливаясь на пополнении словарного «существительного» запаса. Тучка, дождик, собачка должны присутствовать в разговоре, но наравне с «идет», «летит» и «бежит». При этом предложения должны быть максимально простыми: машинка едет, солнышко светит.

К этим правилом добавьте и необходимость накопления определений, чтобы малыш мог сказать, что солнышко на улице золотое, а лето жаркое. Правильным также будет противопоставлять слова друг другу: бабочка порхает, а жучок ползет.

Так вы обогатите словарь малыша и систематизируете все в голове ребенка, чтобы он вовремя смог «выудить» из библиотеки необходимое слово.

Играем со звуками и слогами

Думая о том, как научить ребенка говорить, чаще играйте со слогами и звуками, ведь все это можно совмещать с текущими делами: едете в автобусе - играйте в слоги, идете на прогулку - пойте песни.

Когда малыш станет старше, увеличьте нагрузку и начните ту же забаву, только со словами: что бывает твердым? (камень), что можно назвать зеленым? (траву).

Развиваем мелкую моторику

Мелкая моторика рук тоже должна постоянно развиваться, ведь руки по утверждениям врачей считаются вторым органом речи. Массируйте пальцы ребенка, играйте с ними в потешки, ладушки, сороку-ворону.

Немногим позже, когда малыш станет старше, перейдите на игру разными предметами - резиновыми, деревянными, колючими, шершавыми, гладкими, чтобы он изучал их своими руками.

Смело давайте годовасику макароны и фасоль, занимайтесь с ним лепкой из пластилина, собирайте мозаику и обязательно рисуйте. Все это поможет ребенку не только научиться говорить, но и делать это правильно.

Способы, помогающие детской речи быстрее развиваться

Игры с использованием языка

Хорошая забава — игра с языком, которой необходимо заниматься вместе с ребенком.

  • язычок гулять собрался (при этом нужно открывать рот);
  • потом он умылся (языком проводите по верхним зубам);
  • решил причесаться (надо высовывать и прятать язычок);
  • назад оглянулся (облизывайте губы);
  • в сторону повернулся (поворачивайте язык то к левой, то к правой части рта);
  • шлепнулся вниз, повис (опустите язык);
  • вверх полез и в домике исчез (поднимите язык и спрячьте го во рту).

Песни с играми

Мама и папа поют песню, при этом изображая звуками все, что в ней происходит: цоканье копыт, звук мотора, мычание коровы. Потом повторяют тоже самое с малышом.

Скороговорки

Когда детки плохо выговаривают звуки ж, с, щ и прочие, помогите ему скороговорками.

Например, такими:

  • «У ежа ежата, у ужа ужата»;
  • «В грозу от груза развалился кузов»;
  • «У осы не усы, не усища, а усики»;
  • «Шесть мышат в шалаше шуршат».

Проблемы с речью: когда идти к логопеду?

Размышляя о том, как научить ребенка говорить, необходимо осознавать одну важную деталь: вы должны быть ответственным и внимательным родителем. Чем больше вы говорите с ним, тем больше ребенок запоминает слов, а его речь развивается гармонично.

Почему нельзя пытаться самостоятельно корректировать дефекты детской речи?

Однако не всегда малыш проговаривает буквы хорошо, а родители, желая помочь ему, пытаются откорректировать эти дефекты самостоятельно. Делать этого категорически нельзя!

Подобные логопедические занятия вредят малышу, а их последствия не в силах исправить и опытный специалист. То же самое относится и к логопедическому массажу, из-за неправильных движений которого происходит спазм нервных окончаний.

В каких случаях нужна помощь специалиста?

Обращаться за помощью к специалисту стоит в том случае, если ребенок в 3 года вообще не говорит или заикается. Также насторожить родителей должен факт того, что малыш говорил, а потом вдруг прекратил разговаривать.

Наконец, если в пять лет ваше чадо все еще неверно произносит звуки, помощь логопеда ему просто необходима!

Как найти хорошего логопеда?

Чтобы найти профессионала своего дела, лучше воспользоваться услугами «сарафанного радио» - спросить о хорошем логопеде у знакомых и друзей. Если же вы решили обратиться сразу в клинику, то посмотрите на отзывы в Интернете и попросите дипломы и сертификаты заведения — так же, как и диплом врача.

«Медвежья» услуга непрофессионала приведет к тому, что ребенок не только не научится говорить, но и его речь впоследствии вообще нельзя будет исправить.

И, напоследок стоит сказать, что речь любого малыша напрямую зависит от того, сколько времени родители уделяют занятиям. Научить ребенка говорить можно только разговаривая с ним. Потому, приложив к достижению заветной цели необходимые усилия и свободное время, вы достигнете на пути развития речи вашего карапуза больших и радостных успехов!

С первых месяцев жизни крохи родители находятся в ожидании: сначала ждут первую улыбку, затем – лепет. Так хочется, чтобы малыш скорее произнес свое первое осмысленное «мама», а то и заговорил предложениями!

Между прочим, родители могут помочь своему ребенку освоить сложную науку владения родной речью. Для этого придется потрудиться, но систематические занятия непременно принесут плоды и помогут вырастить юного оратора. Что же делать тем, кто хочет скорее научить кроху говорить? Ищем ответ на этот вопрос вместе.

Этапы развития речи у ребенка

Прежде чем рассказать, как научить ребенка говорить, следует разобраться, как же формируется речь у малышей. Происходит это в несколько этапов.

  • Сразу же после рождения единственный доступный младенцу речевой «инструмент» – это крик. Уже через пару недель малыш научится передавать различные эмоции.
  • В три месяца детки начинают гулить, и процесс этот длится до полугода. В этот период малыши произносят длинные гласные звуки и постепенно развивают артикуляцию. Очень важно, чтобы родители сформировали на данном этапе любовь к общению, побольше говорили с сыном или дочкой.
  • Где-то с пяти месяцев малыши начинают осваивать произношение слогов, различных звуковых комбинаций. Такую «речь» называют лепетом. В этот период крохам стоит давать слушать аудиосказки, музыку, звуки природы.
  • Месяцев с семи-восьми ребенок может соотнести слово и предмет, который под ним подразумевается. В это время активно пополняется пассивный словарный запас. Активный пока еще скромный – в среднем, около пяти-шести слов, которые ребенок произносит «на свой лад».
  • К году кроха знает десяток слов и может сформировать простейшие предложения (сначала – из двух-трех слов).
  • В полтора года дети учатся менять окончания слов, склонять их по падежам, строя предложения.
  • В два года словарный запас составляет около сотни слов, и именно в это время стоит активно заниматься развитием речи крохи.

Помните, что все эти временные рамки – среднестатистические, и развитие конкретного малыша может немного отличаться от них. Это не повод для паники, но и пускать дело на самотек не следует. Продолжайте заниматься с крохой, и скоро поток его речи будет не остановить.


Важно! Отложите в сторону гаджеты! Психологи в один голос утверждают, что слишком раннее знакомство с телефонами, планшетами или компьютером замедляет развитие речи, усложняет общение со сверстниками. «Расхлебывать» последствия придется долго: логопедическая коррекция, занятия с психологами, борьба с зависимостью от электронных девайсов потребуют немало сил.

Переходим к практике

Если вы задумались о том, как научить ребенка говорить в год, будьте готовы к кропотливой работе. Стоит еще раз повторить: не сюсюкайте с ребенком, это только замедлит процесс формирования словарного запаса и приведет к тому, что малыш будет неправильно запоминать произношение слов.

Что касается конкретных шагов, направленных на развитие речи, можно выделить основные направления: массаж, гимнастика для артикуляционного аппарата, отработка произнесения звуков, скороговорки, речевые игры. Все занятия лучше проводить в игровой форме, не перетруждая и не принуждая малыша.

Массаж лица

Его выполняют для нормализации тонуса лицевых мышц, подготовки их к произнесению звуков. Проводить его следует циклами по десять-двадцать сеансов, после чего делают перерыв на месяц и повторяют цикл. Если ребенок болен, появился герпес или конъюнктивит, процедуры переносят.


Первые сеансы не должны длиться дольше двух минут, постепенно время можно увеличить до четверти часа. В домашних условиях массаж начинают с поверхностных поглаживаний, потом делают их более глубоко, с нажимом. Также применяют растирания. Завершать сеанс тоже следует поглаживаниями.

Направления массажных движений

  • от средней линии подбородка к ушным мочкам;
  • от уголков рта к уху;
  • от носа к уху;
  • от носа к углам рта;
  • от середины верхней губы до уголков рта, а оттуда – к середине нижней губы;
  • от шеи к ушам (от середины).

Также можно делать похлопывания губ, их поглаживание, вибрацию – обязательно с закрытым ртом.

Артикуляционная гимнастика

Такие упражнения позволяют развить и укрепить артикуляционный аппарат.

  • С года можно предлагать ребенку задуть свечку или подуть на одуванчик, сдувать бумажных бабочек или листочки с поверхности стола. Также бабочек можно прикрепить на нитке, чтобы они «летали». Дуть на них следует не дольше десяти секунд.
  • Аналогичным образом можно поиграть в «снежинки», сделав их из комочков ваты. Задача малыша – сдуть их с ладошки.
  • С полутора лет можно начинать и гимнастику для языка: пусть кроха открывает и закрывает рот, высовывает язык, проводит им по верхним и нижним зубам, губам, поднимает и опускает кончик. Сопровождайте каждое действие веселым комментарием – так выполнять гимнастику малыши будут охотнее.
  • Поиграйте с ребенком в обезьянок: сядьте перед зеркалом и корчите рожицы: надувайте и втягивайте щеки, доставайте язык, старайтесь коснуться им носа.


Произнесение звуков

Это один из самых проблематичных моментов, особенно если речь идет о «сложных» звуках: шипящих, «р» или «л». Чтобы научить ребенка, необязательно обращаться к логопеду. Учите с ним стишки и потешки, проговаривайте скороговорки, показывайте картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «проблематичные» звуки: не только в начала слова, но и в конце или середине.

Обязательно выполняйте гимнастику для языка , покажите ребенку, как должен двигаться язычок, чтобы произнести тот или иной звук. Отличным вариантом тренировки станет совместное сочинение сказки про шарик (для звука «ш») или рысь (для тех, кто не умеет «рычать»). Совмещайте занятия с пальчиковой гимнастикой, тренировкой мелкой моторики.

Скороговорки

Выбирая скороговорки для крохи, начните с простых: тех, в которых не слишком много слов. Объясните малышу, о чем идет речь в каждой скороговорке. Не стоит предлагать двухлетнему крохе взрослые варианты, например, про лавирующие корабли или Сашу, идущую по шоссе. А вот понятные и очевидные, например, «У ежа – ежата, у ужа – ужата», наверняка понравятся детям.

Подбирая скороговорки, остановитесь на тех из них, где встречаются «проблемные» для ребенка звуки. Пусть малыш сначала научится произносить нужную фразу медленно, а темп наращивает постепенно.

Видео о том, как научить ребенка говорить

Хотите узнать, как научить ребенка говорить слова, как произносить звуки? Тогда обратите внимание на следующее видео. В нем логопед показывает эффективные игры, которые позволят ускорить развитие речи.

Очень популярны методики раннего развития такие как: , методика Никитиных,

Первых слов крохи родители ожидают с нетерпением. Приложив определенные усилия, вы сможете ускорить этот процесс. А как вы учите своего ребенка говорить? Поделитесь опытом в комментариях.