Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее путешествие по экологической тропе. Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе

Цель: показать объекты экологической тропы в осенний период.
Задачи
образовательные: расширять представления детей об осенних изменениях в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
воспитательные: формировать бережное отношение к окружающей природе;
речевые: расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Осень».
Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.
Дед Природовед. Здравствуйте, дети меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.
(Дети здороваются с дедом Природоведом.)
Дед Природовед. Сегодня я раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им будет очень интересно! Правда, ребята?
Дед Природовед. Дети, а какое сейчас время года?
Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Воспитатель. Раз, два, три – к березе беги!
Дети бегут к березе.
Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это береза? (Ответы детей) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета». Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называются плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает внимание их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Дед Природовед. Далее экологическая тропа ведет нас к клумбе. А знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Конечно, чтобы было красиво! Посмотрит, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.) Клумба, на которой растут астры круглой формы.
Дед Природовед приглашает детей пройти дальше по экологической тропинке.
Дед Природовед. Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)
Воспитатель обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы? »
Дед Природовед. Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели. Домики-скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев.
Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.)
Посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму - это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Воспитатель. Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня мы с вами узнали много интересного.
Дед Природовед приглашает детей поиграть.
Проводится игра «Найди такой же листочек, какой покажу».
Дед Природовед показывает детям лист какого-нибудь дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, рябина, береза).
Дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена кружатся, а по команде деда Природоведа останавливаются.
Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).
Дед Природовед. Дети, мне очень с вами интересно! Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с детьми.


Приложенные файлы

Прохождение экологической тропы

(в средней группе)

Программное содержание . Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Методика проведения

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед(взрослый или игрушка).

Дед Природовед. Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с дедом Природоведом.

Дед Природовед . Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Дед Природовед. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года? Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М.Авдеевой:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Предлагает ребятам побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель. Раз, два, три - к березе беги!

Дети бегут к березе.

Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это береза? (ответы детей). Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».

Дед Природовед. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они очень полезны для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Дед Природовед. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно встретить новые растения.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.) Клумба на которой растут астры, круглой формы.

Дед Природовед. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)

Педагог обобщает ответы детей: « В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»

Дед Природовед. Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики - скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда- то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму - это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Воспитатель. Вот такие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня мы узнали много нового и интересного.

Дед Природовед приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листочек, какой покажу».

Дед Природовед показывает детям лист какого- либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (рябина, береза или дуб и др.). Затем дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде деда Природоведа останавливаются. Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и др.).

Дед Природовед. Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встречи листочки, которые нужно раскрасить. Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Анна Королёва
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Прохождение экологической тропы»

Программное содержание :

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе;

Показать объекты экологической тропы в осенний период;

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Материалы и оборудование : Объекты экологической тропы: берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев. Игрушка дед Природовед. Бумажные силуэты листочков.

Методы и приёмы : загадки, беседа, вопросы воспитателя, проблемные вопросы, художественное слово.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в осенний лес! Вы согласны? (Да)

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед.

Дед природовед: Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед.

Так меня зовут потому, что я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с дедом Природоведом .

Д. П. : Ребята, сегодня я вам раскрою некоторые тайны природы.

В: Дедушка, наши дети очень любознательные, им будет интересно! Правда, ребята?

Д. П. : А вы знаете какое сейчас время года? (Ответы детей)

Педагог читает стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк!

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Педагог предлагает детям побегать по листьям и послушать как они шуршат.

В: Ребята, теперь давайте же отправимся в путешествие по экологической тропе! Отгадайте, что мы встретим первым?

Ствол белеет

Шапочка зеленеет

Стоит в белой одёжке

Свесив серёжки.

Д. П. : Угадали! Молодцы! А теперь найдите её!

Дети находят берёзу и подходят к ней.

Д. П. : Как же вы угадали, что это берёза?

(Ответы детей)

Правильно, у берёзы белый ствол. Найдите и покажите мне лист берёзы? Посмотрите на них, какого они цвета?

Д. П обобщает ответы детей: «Осенью листья у берёзы зелёного и желтого цвета.»

Д. П. : Кроме листьев на берёзе растут серёжки, в которых осенью созревают мелкие семена и разлетаются в разные стороны. Как вы думаете, зачем берёзе нужны семена берёзе? (Ответы детей)

В: Отгадайте следующую загадку

В том лесу, не в огороде

Только осень на подходе

Новый у неё наряд

Бусы алые висят

Дрозд, снегирь, другая птица

Могут ею угоститься

Как усилится мороз

Возрастёт на пищу спрос.

Д. П. : Ребята, вы опять угадали! Как же вы догадались?

(Ответы детей)

Д. П. обобщает ответы детей «Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, так же они полезны и для людей». Угощает детей ягодами.

Д. П. : Вам нравятся ягоды рябины? Какие они на вкус? Сладковато – горькие, терпкие. Но после морозов они станут вкуснее.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть листья рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: Лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

В: Красивые цветочки

Расцвели в саду

Запестрели красками

А осень на носу.

(Ответы детей)

Это астры. Как называется место, где растут цветы? (Клумба)

Ищите, где же на нашем участке клумба с астрами.

Молодцы, нашли. Как вы думаете, ребята, для чего люди сажают цветы? (Ответы детей) Правильно, чтобы было красиво! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (круглой).

Следующая загадка:

Между веток новый дом

Нету двери в доме том.

Только круглое окощко,

Не пролезет даже кошка.

(Это скворечник)

Дети находят дерево, на котором висит скворечник.

Д. П. Ребята, вы знаете, кто живет в этом домике?

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». Где же птицы?»

(Ответы детей)

Д. П. : Наступила осень. Похолодало. Скворцы, как и другие птицы, улетели в теплые края. Они прилетят весной и снова займут свои домики, будут откладывать яйца и выводить птенцов.

В: Следующая загадка:

У безногой табуретки

Раньше были ствол и ветки.

(Ответы детей)

Ребята, это пень. Ищите, есть ли пень на участке? Нашли, молодцы!

Д. П. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, и его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, для чего он нужен?

(Ответы детей). В пне кипит жизнь. Там прячутся маленькие букашки и жучки. Они прячутся там от зимних холодов. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

В: Вот какие остановки мы сделали в нашем путешествии по экологической тропе. Вы узнали много нового и интересного. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

В: А сейчас Д. П приглашает вас поиграть.

Проводится игра «Найди дерево по листочку» Д. П показывает листочек с какого-либо дерева, детям необходимо найти дерево.

Д. П: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно будет раскрасить.

Д. П. раздаёт детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Паспорт экологической тропы ДОУ 1. Экологическая ситуация. Общая характеристика района. Местонахождение дошкольного учреждения: Город Белореченск, улица Чапаева, 68. Квартал.

Задачи: -Познакомить детей с понятиями: филобутанисты – коллекционеры пуговиц, «пугач»- старинное название пуговицы. Закрепить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию, тема «Робот – ученик» в подготовительной группы Цель: закрепить умение выразительно читать.

Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Составила и провела: Жигало А. Н. Цель: познакомить детей с осенними явлениями в природе; закреплять умение детей перестраиваться в круг;.

Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к природе.

КонспектГруппа: младшая Образовательная область: познавательное развитие Интеграция видов деятельности: речевое развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для расширения представлений детей о мебели, ее назначении. Задачи: -дать детям обобщенное понятие «мебель», рассказать.

Программные задачи:

  • Закреплять знания детей о лекарственных растениях.
  • Учить распознавать и называть лекарственные растения, деревья по листьям, цветам и плодам.
  • Учить видеть красоту леса и радоваться ею.
  • Расширять представления об охране природы, закреплять правила поведения в природе.
  • Учить передавать в рисунке впечатления от окружающего, использовать элементы
  • аппликации.
  • Развивать образное восприятие, воображение, творчество.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: название лекарственных растений.

Материал: иллюстрации лекарственных растений, деревьев, игровые зоны «Лес», «Поляна», дидактическая игра «Угадай что, где растет?», аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум леса», П.Чайковский «Вальс цветов», заготовки животных из цветной бумаги, восковые карандаши, клей, кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение «Птичка» В. Туманского

Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.

Ночь холодная настанет,
От реки туман пойдет;
Птичка-душенька устанет,
Спит, и петь перестаёт.

– Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на кассете.
– А где можно услышать голоса птиц в природе? (В лесу, в парке)
– Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречаем здесь? (К нам прилетают воробьи, вороны, голуби. Мы наблюдали как ворона звала других ворон к себе.)
– Как мы с вами заботимся о птицах? (В кормушку насыпали корм, кормили голубей хлебными крошками).
– Для того чтобы на территории детского сада пели птицы, взрослые и старшие дети охраняют зеленые насаждения, сажают цветы.
– А вы знаете правила поведения на территории детского сада? (Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы. Если кто-то идет на встречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать на клумбу. Если увидишь мусор, надо подобрать его. Нельзя рвать цветы, траву, ломать ветки.)
– Молодцы, вы все правильно сказали. А скажите в лесу можно рвать цветы, траву? (Нет) вот и на знаке нарисовано (показ знаков) 1). Не рвите в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! 2). Не сломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

2. – А теперь пройдем на полянку. (Дети вместе с воспитателем подходят к стенду «Лекарственные растения»)
– Посмотрите, какие травы вы здесь видите? (Крапива, одуванчик, лопух, мать-и-мачеха и т.д.).
– Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям – лечат их. Например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстрее заживет.

Ребенок читает стихотворение «Подорожник».

Грело солнце, капал дождик
И в лесу, на бугорке,
Вырос гибкий подорожник
В Арлекинском колпаке.

– Какую пользу приносит мать-и-мачеха людям? (Листья ее сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля).
– Что же такое лекарственные растения? (Это растения, которые приносят пользу людям, лечат их.)
Уже много веков люди применяют лекарственные растения для лечения болезней и их знания дошли до современности.
Лекарственные растения служат сырьем для приготовления различных целебных препаратов: настоек, мазей, пластырей, смесей, порошков. Лекарства приготавливаются на специальных заводах, в аптеках, лабораториях и отпускаются населению по рецептам врачей. Сотни людей, которые воспользовались этими препаратами и излечились от неизлечимых или трудноизлечимых болезней, обрели вторую жизнь благодаря силе природы, которая заложена в лечебных лекарственных растениях.
Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача.
– Какие правила поведения в лесу вы знаете? (В лесу надо ходить по тропинке, чтобы не мять траву, чтобы не наступить на жучков, муравьев)
– Посмотрите, какой я вам знак еще покажу. 3) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

3. Физминутка

«Лес»

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы. Ребятишки.
Замедляем дети шаг.
И на месте стой! Вот так.

4. – Посмотрите, мы с вами пришли в лес. (Дети вместе с воспитателем подходят к оформленному уголку «Лес»)

– Кто знает стихотворение про лес?

Ребенок читает стихотворение «Лес».

Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какие птицы?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь – мы. Свои.

Погореловский

– Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. (Звучит запись шума леса)
– Назовите деревья, которые растут в лесу. (Береза, ель, сосна, рябина, клен и т.д.)
– Много разных деревьев в лесу, вы правильно назвали их. А как их отличить? (У березы ствол белый, листочки мелкие, круглые, а у рябины ствол темно-коричневый, листочки узкие, продолговатые. У елки иголки.)
– На каком дереве всю зиму висят ягоды? (На рябине) Правильно, мы с вами наблюдали как зимой снегири клевали рябинку. А какое дерево наряжают один раз в год? (Елку)
Загадка «Русская красавица стоит на полянке,
В зеленой кофточке, в белом сарафане» (Береза)

5. Дидактическая игра «Угадай, что где растет?» (Лес, луг)

6. – Кто знает пословицы и поговорки о природе?

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
  • Лес – наше богатство.
  • Рощи да леса – всему свету краса.
  • Растение – земли украшение.

– Вот сколько пословиц и поговорок вы знаете о лесе. Сегодня мы с вами вспомнили как надо правильно вести себя в лесу. Не забывайте заботиться о родной природе не только на территории детского сада, но и в лесу, в парке, чтобы всегда было красиво, чтобы цветы цвели, птицы пели.

7. В конце занятия предложить детям создать общий плакат «Лес – наше богатство».

(Творческая деятельность детей. Звучит «Вальс цветов» П.Чайковский).