Осенины: традиции народного праздника. Русские народные праздники и обряды и их традиции для детей и взрослых

Осенины фольклорный праздник

Цели: воспитывать интерес и любовь к фольклору; оказывать на детей эмоциональное воздействие; формировать знания детей об осенних явлениях природы. Развивать любознательность, желание узнавать что - то новое.

Сценарий праздника осени

Звучит русская народная мелодия. Навстречу гостям выходят Иван Захарович и Пелагея Петровна, одетые в праздничные крестьянские одежды.

Пелагея Петровна . Здравствуйте, гостьюшки дорогие! Проходите, ребятки, не стесняйтесь! Чувствуйте себя, как дома, но… (поднимает указательный палец вверх) не забывайте, что в гостях.

Дети . Здравствуйте!

Ребята рассаживаются на заранее приготовленные места.

Ведущая . Вот зашли вас проведать и узнать про здоровье ваше…

Дед Иван. Спасибо за внимание и уважение. Здоровье у нас с бабушкой хорошее, чего и вам желаем.

Ведущая . Иван Захарович, Пелагея Петровна! Хотелось бы мне, чтобы рассказали вы ребятам о том, как раньше жилось в старину, какие песни пелись, как праздники праздновались…

Бабушка Пелагея. О-хо-хо, сколько годков уж прошло… (Вздыхает.) Летит время: без ног оно и без крыльев оно, не видно его и не слышно его. Ох, и быстро летит, и никак не догонишь его…

Дед Иван. Ну что же, расскажем, почему не рассказать.

Дед, откашлявшись, начинает свой рассказ.

Дед Иван . Жилось в старину весело, хоть и тяжело…

Дед Иван . Так родился я в крестьянской семье. А крестьянам жилось нелегко. Они много работали, чтобы прокормить себя: вставали задолго до рассвета, землю пахали, сеяли, урожай убирали, за скотиной ухаживали, сено для нее на зиму запасали. Дел у крестьянина куча, всего за день не переделать. А еще дров на зиму успеть запасти, всего не перескажешь. В те времена русские люди полностью зависели от своего труда. Даже поговорка была такая, может, и вы ее слышали: “как потопаешь, так и полопаешь”, вон как!

Но зато после всех забот, а бывало это обычно осенью, когда весь урожай собран, устраивались и праздники. Собирались в складчину у кого-нибудь в избе и гуляли, отдыхали от трудов тяжких. Веселье полным ходом – шутки-прибаутки, как горох, так и сыпались ото всех углов. А уж под балалайку так отплясывали, что земля ходуном ходила под ногами…

Исполняется танец. Участники фольклорной группы изображают народное гулянье: девушки вытаскивают в круг балалаечника, дают ему в руки балалайку, он играет, пары танцуют кадриль. Музыка звучит в записи.

Дед Иван. Да… так оно и было. И без загадок не обходилось, одна мудренее другой (обращается к детям). А что, ребятки, вы загадки-то любите разгадывать? (Дети отвечают.) Ну-ка, посмотрю, как вы с ними справитесь (хитро подмигивает). Загадки ведь мои не простые…

Все мои загадки выросли на грядке.

Я корзинку в руки взял

И загадки те собрал.

Кто из вас их отгадает,

Тот со мною поиграет!

Из-за печи достает корзину, наполненную овощами. Ставит ее на стол. Загадывает загадки. Если ребята затрудняются с ответом, дед Иван своими подсказками наводит ребят на правильный ответ.

Загадки с грядки

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа.)

Лишь на грядке вновь растет,
Веселиться и поет.
Яркий цвет, прекрасный вкус,
Пусть и легкий этот груз.
Борщ, салаты, винегрет,
В ней и вкуса весь секрет.
Пусть же и мала она,
Мы ответим, это же… (Свекла.)

Без счету одежек

И все без застежек. (Кочан капусты.)

Ни окон, ни дверей –

Полна горница людей. (Огурец.)

Мы этот овощ жарим,

И, конечно, варим.

Добавляем в суп и в щи,

Обожаем пирожки.

А еще, как я слыхал,

Из него хорош крахмал. (Картофель.)

А вот этот овощ витаминами богат.

Улучшает он здоровье во сто крат! (Лук.)

Иван Захарович (показывая на корзину). Да, нынче славный урожай уродился! Вот сколько даров принесла осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб.

Всего вдоволь, можно теперь и зиму зимовать, не пропадешь! (Обращается к детям.) А вы, ребятки, молодцы! Все загадки мои поразгадывали. Делать нечего, раз обещал, давайте поиграем.

Я знаю игру одну старинную, в нее со своими друзьями играл, когда еще мальцом бегал. Называется эта игра “Не лезь, заяц, в огород!”.

Игра на осеннем празднике “Не лезь, заяц, в огород!”

Иван Захарович объясняет правила игры. Чертит вокруг себя большой круг. В центре круга ставит стул, по кругу раскладывает “овощи” из своей корзины.

Иван Захарович . Значит, вот это мой огород. Тут у меня чего только нет: и свекла и репа – все есть! Одна беда – зайцы замучили. Наладились таскать с моего огорода овощи, боюсь весь урожай свой потерять. А потому сижу здесь (показывает на стул, стоящий в центре круга) днями и ночами и огород свой стерегу от воришек, хитрых зайчишек (садится на стул, “стережет” свой “огород”). Зайцы как увидят, что меня в сон клонит, так начинают овощи мои тягать, да еще и приговаривают:

Как ты, дед, ни береги,

Огород ни стереги,

Мы придем к тебе сейчас –

Догони попробуй нас!

Вот теперь и поиграем. Я сторожу свой огород. Вы – зайчишки, хитрые воришки. Смотрите в оба, не попадитесь мне, иначе несдобровать, всех переловлю да в клетку посажу на исправление. Понятно?

Дети отвечают.

Иван Захарович закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая. В конце пытаются “стянуть” с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они не должны переступать черту круга. Дед Иван просыпается и пытается поймать воришек, также, не переступая черты. До кого он успеет дотронуться, тот идет в круг и помогает деду “охранять огород”. Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.

Через некоторое время дед Иван, постанывая, держится за поясницу. Бабка заботливо усаживает его.

Пелагея Петровна. Чего ты, Иван Захарович, за спину держишься? Али опять твой радикулит проснулся?

Дед Иван (в смущении машет рукой). Проснулся, матушка. Плясать пошел вот с ребятами и радикулит свой разбудил (морщась от боли, потирает поясницу).

Пелагея Петровна (укоризненно покачивая головой). В наши-то годы уж и не до плясок…

Дед Иван . Ладно тебе, Пелагея Петровна, не ворчи. Ты мне скажи лучше, ты вот такой махонькой когда-нибудь была? (Кивает головой в сторону детей.)

Пелагея Петровна (недоуменно). Ну, была… А кто ж не был…

Дед Иван (хитро улыбаясь). Раз была, так докладывай, в какие игры игралась? Ребята вот шибко интересуются.

Пелагея Петровна. Ну, коли так, слушайте, значит. Любила я с подружками хороводы водить, веночки плести…А вы хороводы водить умеете?

Танец с веночками

Пелагея Петровна : Молодцы плясать вы умеете.

Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!

Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться. Давайте ка посмотрим, какие вы помощники.

Устраивается командное соревнование. Перед каждой командой одинаковое количество дров, которые нужно перенести в определенное место и быстро, аккуратно сложить.

Пелагея Петровна. Но нечасто удавалось мне с подружками хороводиться. Я все больше дома по хозяйству маме помогала. Ведь я в семье старшенькой была, помогала родителям как могла. За сестренками, братишками младшими присматривала, когда родители в поле работали, я по хозяйству что могла, делала. В долгие зимние вечера садились мы с мамой около лучинушки рукодельничать. Полюбила я с тех пор рукоделье. Как свободная минутка выдастся, я тут же за иголку. Вдену ниточку в нее – и узоры чудные вышивать. До сих пор храню работы свои.

Пелагея Петровна показывает вышитые полотенца, скатерти, салфетки и т. д.

Пелагея Петровна . Много пословиц и поговорок есть у русского народа о трудолюбии и мастерстве. Некоторые из них мы уже знаем, давайте их вспомним.

Дети встают с места говорят пословицы и поговорки:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Долог день до вечера, коли делать нечего

О человеке судят не по словам, а по делам.

Терпение и труд все перетрут.

Была бы охота - будет и работа.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Кончил дело - гуляй смело.

Умелые руки голодными не останутся.

Любишь кататься. Люби и саночки возить.

Иглой да бороной деревня стоит.

Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

Пелагея Петровна . Русский народ славится не только пословицами и поговорками, но и частушками. Попросим наших мам их спеть.

Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

Мамы выстраиваются с двух сторон

Исполняют частушки

*****

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

*****

На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

*****

Мы секрет румян достали

От прабабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

*****

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура - а - а!»

*****

Ухажёров нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить пирожки с картошкой.

*****

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснок

*****

Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

На год нам наварит щей!

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

Бабушка Пелагея : Вот здорово! Какие веселые частушки!

Хорошо у нас на посиделках, весело.

А теперь скорей сюда -

У нас будет занятная игра.

Игра «собери сорняки в ведра» (дети собирают одни васильки, другие одуванчики, третьи - вьюнки) .

Иван Захарович: Вот так мы играли. А еще стихотворения любили рассказывать. А кто из вас порадует меня старого?

Ребенок:

Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

Ребенок:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Ребенок

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Ребенок

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

Ребенок

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Ребенок:

Вот и Осень к нам пришла. Листья на дорожках падают шурша. Тонкие осинки в лужицы глядят. На ветвях дождинки бусами висят. Лебеди лениво плещутся в пруду. Тихо и красиво осенью в саду.

Ребенок

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Ребенок

Желтой краской кто-то Выкрасил леса, Стали отчего-то Ниже небеса, Ярче запылали Кисточки рябин. Все цветы увяли, Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы: - Что случилось вдруг? И ответил папа: - Это осень, друг.

Ребенок:

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

Ребенок:

Осень хлебосольная.

Накрывай пиры!

Полюшко раздольное

Принесло дары.

Ребенок:

Хлеба нынче вволюшку,

Хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку,

Гнется колосок.

Ребенок:

Как созреют солнышком

Колоски - лучи,

Жернов смелет зернышки -

Ставят хлеб в печи.

Ребенок:

Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится,

Пробуй урожай!

Пелагея Петровна . Ой, гости мои дорогие! Засиделись мы, заговорились, а ведь пироги-то давно стынут, вас дожидаючи.

У русского народа вся сила в чае да в беседах задушевных… Милости просим к столу нашему. Как говорится, чем богаты, тем и рады. Проходите да угощайтесь!

Ребята прощаются с гостеприимными хозяевами и под звуки русской народной мелодии уходят.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №50 г. Новосибирска

Осенины на Руси

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Новосибирск 2016

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ.

Учителя:

Учитель музыки Гладких А. С.- первая квалификационная категория;

Учитель музыки Киселева Е. Г. - высшая квалификационная категория;

Учитель технологии Хасанова О.Д. - первая квалификационная категория;

Учитель технологии Свистунова Н.А.- первая квалификационная категория;

Учитель ИЗО Прижелудская Е.Н.- высшая квалификационная категория;

Учитель технологии Сельнихин А. В.

Дата проведения: 29.11.16

Место проведения: актовый зал

Тема мероприятия: «Осенины на Руси»

Тип мероприятия: закрепление полученных знаний, интегрированное занятие.

Цель мероприятия : формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи мероприятия

1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Осенины на Руси».

2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству.

3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства.

3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений.

Структура мероприятия

1.Встреча гостей;

2.Вступительное слово: «Формирование интереса обучающихся к русской культуре на уроках и во внеурочной деятельности на примере проведения русского народного праздника «Осенины на Руси»;

3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов, театрализованного представления «Осенины на Руси»;

4.Представление выставки декоративно - прикладного творчества, рисунков на тему «Народный праздник – Осенины на Руси»;

5.Чаепитие у самовара;

Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса.

Образовательные технологии - информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты :

  • готовность и способность обучающихся к восприятию русской культуры, сформированность мотивации к дальнейшему ее изучению, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
  • повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Предметные результаты :

Знать и понимать роль народной музыки и искусства в жизни человека, формы построения русских народных песен и наигрышей, виды декоративно – прикладного искусства и практическое применение их в повседневной жизни;

Уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности;

Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

Освоение способов решения проблем творческого характера; освоение способов практической деятельности – рукотворчества.

Познавательные:

Формирование знаний о русском народном творчестве;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Формирование умения находить прекрасное в народном творчестве.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе музыкально - творческой деятельности.

Материально – техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, музыкальная аппартура.

Тематический праздник «Осенины на Руси».

Музыкальный репертуар, используемый на празднике:

  1. Русская народная-хороводная песня «Осень-рукодельница»;
  2. Русская народная хороводная песня «В хороводе были мы»;
  3. Русская народная песня «Цветочек аленький»;
  4. Русская народная песня «На горе-то калина»;
  5. Русская народная песня «Пряха»:
  6. Рксская народная песня «Позолоченная прялица»;
  7. Русская народная песня «Субботея»;
  8. Песня «Осенины на Руси»;
  9. Частушки;
  10. Русские народные плясовые песни.

Подготовка к празднику:

  1. Оформление актового зала в стиле русской избы; выставка декоративно - прикладного творчества на тему «Осення фонтазия», рисунков на тему «Народный праздник – Осенины на Руси»;
  2. Осенние листья, искусственные деревья;
  3. Стол, накрытый скатертью, с русской посудой и самоваром.

Сценарий праздника «Осенины на Руси»

Вступительное слово : Главной целью работы методического объединения является: «Формирование духовного мира школьников, высокого художественно - эстетического вкуса, навыков творческой деятельности, нравственности, воспитание трудолюбия и патриотизма». Духовно – нравственное развитие и воспитание личности осуществляется через разные виды педагогической деятельности. Поэтому каждый год нашим методическим объединиением проводятся различные тематические праздники, в которых формируется интерес обучающихся к русской культуре. Такие мероприятия проходят очень интересно и ярко, в традициях русских народных праздников. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мероприятие «Осенины на Руси», подготовленное учителями совместно с учащимися. Перед нами стояла задача ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника. Для достижения этого важен не только сам праздник, но и подготовка к нему. В зале оформлена выставка работ, которые учащиеся выполнили к этому мероприятию на уроках и во внеурочное время с учителями технологии, а также представлена выставка рисунков выполненных ребятами с учителем изобразительного искусства. Кроме того заранее был организован конкурс на лучшие работы из природного материала по теме «Осенняя фантазия», эти работы также находятся на представленной выставке. Перед тем как приступить к практической деятельности, каждый учитель на своих уроках знакомит учащихся с историей народных праздников, тем самым возрождая культуру и старинные обычаи русского народа и знакомит обучающихся с его фольклорным творчеством».

Сценарий праздника «Осенины на Руси».

Хозяйка подметает на сцене, поправляет убранство избы на фоне русской музыки.

Хозяйка: В избе прибралась, пирогов напекла, можно и гостей дорогих встречать! (подходит ближе к краю сцены ).

Жду сегодня гостей, чтобы Осенины справить. Пришел этот праздник к нам из далекой старины. К этому времени весь урожай бывал уже собран и народ устраивал праздник. Ходили друг к другу в гости, пели песни, водили хороводы (стук в дверь ).

Вот и ко мне гости пожаловали! Слышу, слышу, заходите гости дорогие!

Под веселую р.н. мелодию приплясывая, заходят младшие девочки. Поднимаются на сцену и, проходя мимо хозяйки, кланяются в пояс. Садятся на скамейки.

Хозяйка: (с поклоном) - Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть вас в своей горнице. Небогат на теплые дни русский календарь. За работой и хлопотами об урожае пройдет лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, можно и повеселиться.

1девочка: А кто знает, как раньше назывался праздник урожая?

2-я: Оспожники;

3 –я: Осенины;

4 –я: Именины;

5 –я: Праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай, тем веселее праздник.

6 –я: Песни пели, хороводы водили, рукодельничали (начинают вышивать).

Хоровод «Осень – рукодельница»

Хозяйка: Порадовали вы меня! А кто знает пословицы и поговорки про осень, про осенние месяцы?

7 –я: Холоден сентябрь, да сыт.

8 –я: Октябрь – капустник, пропах капустой.

9 –я: В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

10 –я: Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме –родной батюшка.

11 –я: В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

12 –я: Красна весна цветами, а осень – снопами.

13 –я: Осень идет, урожай с собой ведет.

14 –я: Осень в гости пришла,

Добра нам принесла.

В коробы – холста,

На гумно – зерна.

15 –я: Также лен - конопель,

Рожь, пшеницу, ячмень.

Хозяйка: Умницы –разумницы! Осенью дни становятся короче, раньше наступают сумерки. И в эти долгие осенние вечера приходит пора девичьих посиделок: кто шьет, кто вяжет, кто пряжу прядет, кто вышивает.

Одним из древнейших видов рукоделия является искусство вышивания, оно насчитывает многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка начинали в 4-5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию пятнадцати-шестнадцати годам сама себе приготовить приданое. В ее сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками. Рукотворные вещи – их обилие, искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии, усердии и терпении невесты, и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка и заботливая жена.

1 -я девочка: На Руси уж так ведется,

Что талантливый народ

Сам себе и швец, и жнец,

И на дудочке игрец.

Хозяйка: А кто знает поговорки о труде?

2 –я: Без дела жить – только небо коптить.

3 –я: Маленькое дело лучше большого безделья.

4 –я: Сделал дело – гуляй смело.

5 –я: Работа и мучит, и кормит, и учит.

6 –я: Работу выполняем – песню запеваем.

Песня «Цветочек аленький».

Хозяйка: Здравствуйте гости званые, желанные! Прошу в избу. Красному гостю – красное место (кланяется гостям).

Девушки рассаживаются на скамейки, начинают вышивать.

1 –я девушка: Ой, хорошо, подруженьки. Наконец – то пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного.

2 –я девушка: Батюшка сено косит, а ты сгребай! Матушка серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи!

3 –я девушка : Теперь все вечера наши будут. Давайте споем нашу любимую «Пряху».

Исполнение песни «Пряха».

Хозяйка: Что же загрустили девицы – красавицы? А ну –ка, давайте веселую да с переплясом.

Песня «Позолоченная прялица», (перепляс – солистка).

Хозяйка: А какие вы знаете поговорки о прялке?

4 –я девушка: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

5- я девушка: Какова пряха, такова на ней и рубаха

6-я девушка: Прялка не Бог, а рубаху даёт

7- я девушка: Пряха не волк - в лес не убежит

8-я девушка: Не напрядешь зимою, некогда будет ткать летом

9-я девушка: Не ленись прясть, хорошо оденешься

10-я девушка: Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Хозяйка: А знаете ли вы, что прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Руси парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники .

4 –я девушка: Как во тереме красна девица,

Мастерица –искусница,

В терему она рассиживала,

Шелком шила, ткала золотом.

5 –я девушка: Под малиновым кусточком

Шелкова трава растет.

Под рябиновым кусточком

Наша Катя платье шьет.

6 –я девочка–младшая (отвечает).

Иголка, иголка,

Ты тонка и колка.

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

Беседа о вышивании.

Хозяйка: Ну, мои мастерицы – искусницы, покажите –ка ваше мастерство!

(смотрит, хвалит).

Хозяйка: А где же наши жнеюшки, молодые девушки?

4 –я девушка: Идут жнеюшки, идут,

Колоски в руках несут.

Под русскую народную песню все девочки заводят хоровод, закручиваясь улиткой.

5 –я девушка: (в конце хоровода) говорит : Сжали ниву до конца, до победного венца (все кланяются).

1 –я девочка: Осень, ты осень, гости недель восемь,

С громами сильными, с дождями, с ливнями.

2 –я: Лей дождик с неба,

Больше будет хлеба!

(Одна девочка выносит на рушнике хлеб)

Вот он, хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой (несет гостям).

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Хозяйка: Умелые руки не знают скуки.

Кто трудился от души,

Веселись теперь, пляши!

Песня «Субботея» (старшие девочки).

Под веселый наигрыш входят добры молодцы (мальчики).

Хозяйка: А вот и добры молодцы к нам пожаловали! Здравствуйте гости дорогие! (кланяется).

Мальчики хором: Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Давно вас поджидаем, праздник не начинаем!

1 –ый мальчик: Ехали мы мимо, да повернули до дыма.

2 –ой: Дома сидеть, ничего не высидеть.

3 –ий: Решили на людей посмотреть, да себя показать.

4 –ый : Расступись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко!

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! У меня для каждого найдется и местечко и словечко.

4 –ый: Не беспокойся, хозяюшка, мы и дома не сидим, и в гостях не стоим.

Хозяйка: Ну, добры молодцы, чем гостей порадуете?

Мальчики исполняют частушки, подыгрывая на музыкальных инструментах.

1 –я девушка:

Осень на Руси встречали песнями и играми.

Утром люди выходили к берегам озер, прудов.

Хлеб овсяный выносили, скот домашний им кормили,

Чтоб хороший был удой.

2 –я девушка:

А затем - пошло гулянье, веселись, честной народ!

В селах мед и пиво варят, дружно водят хоровод.

Так почтим обычай древний: круг широкий заведем –

И с душою, вдохновенно песню звонкую споем.

Исполняется песня «Осенины на Руси».

3 –я девушка: Осенины, Осенины,

Звезды в праздничной выси,

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

4 –я девушка: Жизнь такая, не иная,

Это наша сторона.

Все, что было, вспоминая,

Пусть живет страна родная,

Все хором: очень русская, земная, в мире лучшая страна!

Песня «Живи наша Русь и душа»

1мальчик: Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Русская пляска, включая гостей.

Хозяйка:

Вот так веселился народ в старину.

На осенинах-супрятках посидели,

На веселых мастериц поглядели,

Где весело поется-

там и весело живется!

Коли сладко вам было у нас,

просим в гости другой раз.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!


ПОДЕЛИЛИСЬ

Праздник осеннего равноденствия на Руси широко отмечался вплоть до 19-20 века, ведь после него , на него гремели самые широкие и богатые ярмарки. Кроме того, он был связан с окончанием основных полевых и земельных хозяйственных работ – наступала пора веселья и относительной праздности (заметьте, слова праздность и праздник однокоренные).

Работы мужские и женские перемещались с леса, поля, огорода всё более в дом – наступало время побыть с семьёй и заняться воспитанием отпрысков – уж под родительским доглядом от работы не отлынишь! Вот поэтому и начинается до сих пор путь в ученики осенью.

А еще можно было мужчине наняться теперь в работники – дома все основные дела сделаны, можно и денежку для семьи заработать. Но самое главное, что в самом празднике кроется связь с космическими ритмами Вселенной.

Как празднуют славяне Новолетие

До указа Петра 1 крестьяне отмечали начало нового аграрного года весной – 21-24 марта и называли этот праздник Великъднем или Масленицей. Связан он был с значительным видимым увеличением светового дня и началом подготовки к земельным работам: на юге уже начинали готовить землю, а на севере пока еще только орудия, но уже белили ткани на ярком солнце и снегу, чтобы шить покосные рубахи.

А вот начало Лета – астрономического года, соотносили с нарождением нового солнечного цикла и завершением самой длинной ночи года – 21 декабря. – так именовали Бога Солнца- младенца, который рождался в этот период. И Новое Лето начинали вести отсчет с 24 декабря. Именно «лето», т.к. слово «год» является заимствованным и появляется в те же петровские времена.

В связи с идеологической борьбой против староверов и старообрядцев, ведущих своё исчисление по старому стилю, позже произошёл раскол, и часть традиции стала именовать Новолетьем Осенины (21-24.09), а часть оставило начало счисления календаря (ведь само его название происходит от имени Бога Коляды) – от Новолетья Коляды (21-24.12).

Но самое главное, что дни весеннего или осеннего равноденствия, летнего или зимнего солнцестояния, лунные циклы, оказывающие на нас огромное влияние – это астрономические события, с которыми синхронизировано биологическое время, биоритмы всего живого на Земле, в том числе и человека.

Узнаешь из материала «Праздники Солнцестояний и Солнцеворотов».

Так как же праздновали этот праздник?

Праздник Осенин на Руси

Во многих родах, когда люди приходили на поляну, предназначенную для праздника, или центральную площадь деревни, или к храму, капищу, их должны были встречать Стражи . Они были по-разному одеты, т.к. один страж символизировал лето, второй – зиму. Людям они загадывали загадки.

Пропуск на праздник для детей и молодёжи – это умение отгадать не менее трех-пяти загадок, а для более взрослых – принести и продемонстрировать сотворённое или начатое в честь Богов рукоделие. Для бездельников вход на праздник был заказан: «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест».

Далее их встречали сестры Жива и Лада – для изображения Богинь выбирали загодя не самых красивых, но самых рукодельных, с хорошим, не сварливым характером, многодетных женщин. Образу Богини Живы и Дажьбогу был посвящен сей праздник: они податели всякого добра, их дары — тот урожай, что есть в закромах да погребах — той благодати, что люди получили за свои труды.

В этом празднике Богиня Лада символически прощается с людьми, так как лето завершается и сменяется благодатью осени – время Богини Живы и Дажьбога. В семейном мифологическом аспекте молодые супруги превращаются в мужика и бабу, т.к. «живой», «важенкой», «рогатой» (а именно такой головной убор у Богини Живы) называли бабу беременную, брюхатую.

Так ведь и Великая Богиня, единая во всех своих ипостасях, уже тяжёлая Колядой. И это радостная весть: свет и Боги уходят на Небо, близится зима и время тьмы, но с нами молодой Бог, пусть еще и не рождённый. Поэтому ещё на этом празднике чествовали Рода и Рожаниц – особенно к ним обращались те, кто мечтал о детях.

В потеших текстах скоморошьего театра говорилось: «Я ухожу, а сестра моя с вами остается, а скоро и третья сестра придет – Мара и будет испытывать вас в течение зимы. И как вы хорошо летом поработали на Земле-матушке, также хорошо вы должны поработать духовно».

Люди пели честь Богиням Ладе и Живе, одаривали их дарами, благодарили Живу за ниспосланный урожай. А еще в этот праздник считалось, что перед Живой обязательно нужно бахвалиться, сколько за лето вы успели сделать, демонстрирую полные явствами столы, одевая богатую одежду, украшая дом вышитыми бранницами.

Кроме того, на этот праздник было принято сажать мальчиков, достигших трехлетнего возраста на коня, которым рядили двух мужиков, а семилетних на настоящего – как символ того, что одни становятся на самостоятельный путь жизни, отделяясь от родительского мира, а вторые вступают на самостоятельный путь обучения.

Считалось, что это конь это символ Бога Овсеня или Туасень, который Коляду ищет и который потом привозит на себе Коляду. Кроме того, обряд был своеобразным пожеланием здоровья : хорошо пережить зиму.

А девочки обычно наряжали ряженого коня, кормили, водили поить. Конь мог упираться, их задача – уговаривать, завлекать, проявлять женскую смекалку. А 5-7летних девочек сажали обрядово у прялки, посвящая в пряхи Макоши – после праздника Осенин как раз начинались женские и девичьи рукодельные посиделки.

После славлений Богам, обрядовых мистерий, наступал период гуляний, игр, где каждая из них и каждый хоровод имел своё символическое значение.

Например, одним из часто встречающихся хороводов был «Плетень». Он символизировал единство и сплочённость рода. Кроме того, считалось, что «помогает жить достойно, родичей не бояться, со всем миром тесно объединяться-сплетаться, а тем от зимы и стужи защищаться. А кто на кого обижается, тот узлом на родовой силушке вяжется».

А ещё с осени наступала пора свадеб, но еще до свадьбы молодые стремились проверить друг друга в хороводах: ладно ли идти рядом, попадаете ли в такт, тянет ли душу вновь в хороводе встретиться.

Такие хороводы, как «Ручеёк», песни «Вьюн над водой», «Утку селезень гонял», «Горелки» (песни-игры) проверяли молодых на умение слушать другого человека (неважно кто по полу), различать свои чувства при встрече, чувствовать душу человека, а не своё настроение.

А такие игры как «Хрен», «Капустка», «Салки» и др. помогали проиграть разные семейные ситуации: для молодых пар – снять напряжение, для ещё несемейных – намотать на ус.

С детьми часто не только на этот праздник, но и всю зиму играли в игру «Заинька». Образ зайца в осенний период очень важен в фольклоре — он — образ Луны и летом на ней стережёт Богиню Мару, а осенью его стража кончается и Богиня Зимы спускается на Землю, а в наказание насылает на людей «заичьи» чувства — страхи. А поскольку лучшая борьба с ними — веселье и танец, то осень и зимние праздники ими изобиловали. Такую же цель (проработка страхов) выполняли игры с участием «волков» и «лебедей», «козлят», «гусей» и т.п.

А поскольку с осени начинался период женских посиделок и рукоделия, и это было не просто необходимость житейская в одежде и ткани — работая с полотном женщины меняли судьбу рода, то старались женщины вышить узоры счастья и благости.

А образом хорошей умелой боярыни-рукодельницы была еще и тетёра — жена тетерева — их изображали на боярских поясах, фибулах, гривнах. А также в танцах и хороводах: танец «Тетёра», игра «Ткачиха», «Ниточка» и др.

В общем, Осенины, как и любой русский праздник, был наполнен не только весельем, шутками, гуляниями и пиром, но ещё и глубоким смыслом каждого действа.

14 сентября по старинному календарю – это первый день начало осень, его в древности называли Осенинами или днем Семена Летопроводца и праздновали, как праздник урожая. Именно в этот день воздавалось Благодарение матушке земле. В начале осени заканчивались все работы по жатве, кроме этого встречали осень обновлением огня: старый огонь гасили, а зажигали новый, добывая его из искр, которые появлялись при ударах кремния.

С этого дня все работы в поле заканчивались, а начинались в огороде: заготавливали на зиму лук. Обычно в этот день накрывали большой праздничный стол и приглашали к нему всех родственников. Для этого праздника варили пиво, закалывали овцу. Пекли пирог из муки нового урожая, ославляли мать-землю, которая одарила хорошим урожаем.


Этот день считался большим праздником, а какое же веселье без игровой песни:

« Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье - то большое, мужики богаты!

Что мужики - то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!»

Но Осенины – это не один праздник, а череда из трех празднований. Первые Осенины выпадают на 14 сентября, вторые на 21 сентября, которые совпадают с Рождеством пресвятой Богородицы, а третьи приходятся на 27 сентября.

Осенины – этот праздник пришел к нам из далеких времен и означает прощание с летом и встречи осени. Празднуют его трижды:

  • 14 сентября – Первые Осенины или день Семена Летопроводца. В этот день начиналась работа в избах при свече или засидки.
  • 21 сентября – это Вторые Осенины или Оспожинки, торжество урожая. Считается, что в этот день лето уже прошло и осень берет права в свои руки.
  • 27 сентября – это Третьи Осенины или Воздвиженье. Все приметы и традиции в этот день связаны с движением. Воздвиженье осень к зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В давние времена Осенины праздновали в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи и выпадало это на 21 сентября. К этому времени крестьяне собирали весь урожай с полей и огородов. Праздновали этот день походами по гостям с широким хлебосольством. В этот день обязательно навещали родителей и поминали предков.

Осенины – это вторая встреча осени, по-другому этот день еще называют Пасекиным. Убирают пчел на зиму, собирают лук, именно поэтому его крестьяне также называют днем луковой слезинки. Есть такие поверья в этот день:

  • земля готовится к белоснежным утренникам;
  • если в этот день погода хорошая, то и осень будет такой;
  • бабье лето тишь вспугнуло.

Праздник Осенин или Семена Летопроводца советуют встречать у воды. Начинается день с того, что все женщину идут на берег реки, озера или водоема, чтобы встретить и поприветствовать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина держит хлеб, а молодые девушки поют песни. После хлеб ломают на куски и кормят ним скот. В древности считалось, что в этот день женщины зачинали сильных и здоровых мальчиков.

Осенины – Семен Летопроводец: приметы

В этот день на Руси начинались свадебные недели, которые продолжались до конца ноября – 20 ноября – Гурия. В этот день мальчиков в возрасте 4-5 лет в первый раз сажали на коня.

В этот день переезжали в новый день и праздновали новоселье, приглашая на него всех родных и близких. Но чтобы в новом доме жилось хорошо, не забывали об обряде переноса домового. Горшочек с углями из старого дома, в него переселился домовой, переносили в новую избу, только после этого садились за стол, не опасаясь, что домовой рассердится и не даст жить в новом доме.

  • если на Семена не все колосья убрали, значит, они пропали;
  • если дикие гуси отлетали на Семена, то зима будет ранней;
  • на Семена день большой грех сеять озимый хлеб;
  • бабье лето сухое – осень мокрая.


Первые Осенины 14 сентября
В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле. В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.
Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:
Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

Вторые Осенины отмечали 21 сентября,
они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.
Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины - это встреча осени на Руси.
Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".
В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.
Осенины — вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчёл, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь (конец)». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».
Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.
У ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия т.е. праздник эрекции. 21/09 принято было считать благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков. Интересно заметить, что день богини-матери у ацтеков, Атлатонин, был совсем не этот день, а 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника.
В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.