Ребенку 2 месяца а. Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Абсолютно все родители, так или иначе, обеспокоены здоровьем и ростом своих детей. Конечно, все детки развиваются индивидуально, но есть общие, всем известные закономерности. Как только малыш привыкнет к незнакомой ему среде существования, происходит стремительный процесс развития нервной системы и его тела.

Не изумляйтесь тому, что уже в двухмесячном возрасте малыш будет демонстрировать большой прогресс во всех областях развития. Непосредственно этот возраст мы и обсудим, чтобы дать возможность родителям оценить первые, но немаловажные достижения своего ребенка.

Держим голову. В двухмесячном возрасте малыш уже очень смело и хорошо умеет держать голову. Взяв ребенка на руки, вы даете ему возможность рассматривать мир вокруг, благодаря чему ребенок учится поворачивать голову влево и вправо.

Реакция на звук. В совокупности с предшествующим умением у ребенка развивается реакция на звуковые раздражители. Малыш, слыша звук, поворачивает голову в том направлении, где находится источник. А если он услышал голоса близких ему людей, ребенок проявляет даже такую эмоциональную реакцию, как улыбка.

Начинаем улыбаться. Как уже упоминалось ранее, улыбка — наиболее выразительный эмоциональный рефлекс малыша на звук голоса, особенно близких ему людей. Ее развитие начинается именно во втором месяце жизни ребенка. Впервые малыш начинает улыбаться во сне. А в два месяца он улыбкой показывает свой восторг от появления близкого ему человека. Слыша мамин голос, ребенок улыбается, так как вблизи с ней он ощущает себя в безопасности в этом незнакомом ему мире.

Интонация и мимика. Спектр эмоциональных реакций в два месяца становится значительно больше и уже не ограничивается только улыбкой. У ребенка формируется интонация и мимика. Он может жалобно плакать, потому что мог испугаться или проявлять недовольство какой-либо ситуацией и при этом возмущенно плакать. Проводя все время с крохой, родители быстро распознают настрой малыша и его эмоциональное состояние.

Развивается зрение. Значительные продвижения отмечаются в развитии органа зрения. В два месяца он уже способен сосредоточить свой взор на неподвижном предмете. Немного позже малыш будет следить взглядом за предметом, а сейчас он может длительное время рассматривать игрушку, подвешенную над кроватью. Больше всего он любит рассматривать мамино лицо, но так как для вас будет сложно долго склоняться над его кроваткой, предпочтительнее будет подвесная игрушка. Хорошей альтернативой для двухмесячного ребенка будет пестрый шарик, размером приблизительно с человеческое лицо. Непростые фигуры и небольшие детали игрушек в этом возрасте абсолютно не нужны.

Первые звуки. В двухмесячном возрасте появляются первые предпосылки, говорящие о развитии речи. Ребенок не только плачет, тем самым выражая свои эмоции, но и говорит свои первые звуки. Это звучащие время от времени короткие гласные. Для ребенка воспроизведенные звуки это что-то новое и необычное, поэтому традиционно он утихает и начинает прислушиваться к ним. Через какое-то время, они будут длиннее, а говорить малыш их станет намного больше.

Координация движений. В два месяца у малыша улучшается координация движений. Присущее новорожденным детям, избыточное напряжение определенной группы мышц — гипертонус, проходит к началу второго месяца, и малыш уже умеет, и делает произвольные движения ножками, и ручками. Больше того, начинает зарождаться координация зрения и дотягивания. В наглядном примере это выглядит так, когда малыш пытается дотянуться к игрушке, находящейся перед ним. Для зрелого человека это отнюдь не составит труда, но для двухмесячного малыша это серьезная задача. Только вдумайтесь, он должен с помощью глазомера установить дальность до предмета, затем протянуть ручку в необходимое место, отмерив длину! Два месяца — непосредственно тот возраст, когда ваш ребенок делает свои первые попытки это преодолеть.

Изучаем себя и предметы. Родители могут замечать, когда малыш лежит на спинке и начинает рассматривать свои ноги и руки. Обычно ноги выпрямляет, а руки подпирает к телу и двигает кулачками. Попробуйте дать ему в руку погремушку и увидите, как он крепко ее схватит, и будет изучать. В два месяца дети уже пробуют новые вещи на зуб. Звуки, издаваемые погремушкой, заставляют малыша прислушиваться и тогда он понимает, чтобы она издавала звуки, он должен играть с ней своей рукой. Когда погремушка начинает издавать звук, малыш вслушивается и начинает осознавать, что она звучит, потому что он играет с ней своей ручкой.

Приподнимаем голову. В двухмесячном возрасте ребенок, лежа на животике, способен приподнимать голову и небольшой промежуток времени держать ее благодаря окрепшим мышцам шейного позвонка и спины. А многие детки могут отрывать от горизонтальной поверхности ручки и ножки, делать движения, похожие на плавание.

Плаваем под водой. К слову, в двухмесячном возрасте ребенок может проплыть под водой пару метров. Этот навык в совокупности с рефлексом задержки дыхания — основа грудничкового плавания.

Для малыша определенный порядок действий, происходящий каждый день, уже как привычка, именно поэтому родителям необходимо заняться структурированием распорядка дня. Вам хватит всего лишь недели, чтобы ребенок привык засыпать на ночь, а просыпаться утром в определенное время. В двухмесячном возрасте ваш малыш легко различает день и ночь, не упускайте случая зафиксировать этот навык. А уже затем можно заняться и формированием режима дня.

Вот и настал тот славный момент, когда родилось маленькое чудо. Какое оно милое и прекрасное! Так и хочется его обнять и поцеловать. Но оно даже не понимает этого: ему всего две недели. Но проходит совсем немного времени, и ему исполняется месяц, два. И потихоньку новорожденный становится классическим младенцем. Второй месяц жизни ребенка очень важен для него. На этом этапе формируется организм порой даже скорее, чем в подростковом возрасте.

И даже не оспоришь этого факта, ведь каждый знает, что младенчество - это этап сверхбыстрого роста, который потом замедляется и восстанавливается лишь в подростковом возрасте. Но и это не дает такой же скорости. Дитя на втором месяце развивается так быстро, что порой невозможно уследить за ним. Тем не менее следует пытаться это сделать. Нам нужно разобраться в аспектах, которые сопровождают второй месяц жизни ребенка и развитие вашего маленького чуда на данном этапе. Давайте сделаем это прямо сейчас.

Развитие

Очень важен второй месяц жизни ребенка. Развитие здесь проходит очень стремительно. Только за второй месяц обычно прибавляется около 800 граммов к весу малыша, а к росту - около трех сантиметров. Ни с каким подростковым возрастом эти цифры не сравнятся. Впрочем, следует учитывать и то, что данные усредненные, поэтому у каждого младенца может это проявляться по-своему. Объем головы увеличивается на три сантиметра, а роднички почти полностью зарастают. Также увеличивается период бодрствования ребенка. Он может достигать 20 минут в час или даже больше.

У некоторых детей может, вообще, быть такое, что родничок к концу второго месяца уже полностью покрывается соединительной тканью, так что мозг уже к этому времени защищен. Отклонения от этих показателей, однако, могут замечаться достаточно часто. Все зависит от особенностей индивидуального развития ребенка.

Второй месяц жизни ребенка: 5-6 недели

А теперь давайте рассмотрим процесс развития ребенка в течение самого месяца. Оказывается, что при этом важна каждая неделя. Развитие ребенка на втором месяце жизни имеет такие особенности.

  1. К шестой неделе появляется умение поворачивать голову к определенному предмету, ведь уже достаточно развились мышцы шеи и спины. А это лишь начало второго месяца жизни ребенка. Также на шестой неделе ребенок уже умеет схватывать предметы губами и крепко их держать.
  2. Также на данном этапе глаза уже достаточно развиты, чтобы увидеть руку, которая проносится перед ними. Глаза обретают способность к конвергенции, то есть к фокусировке на предмете, который расположен рядом с ними. Достигается это путем сближения двух зрачков один к другому. С каждым днем устойчивость взгляда все улучшается, и к концу 7 недели ребенок уже может устойчиво смотреть на руку. И вообще, он начинает ее очень детально рассматривать.

Также достаточно развиты мышцы рук, которые позволяют удержать кулачок на уровне рта. Чадо может даже начать кусать кулачок и грызть ногти. В общем, малыш становится таким типичным ребенком.

А что происходит на 7-8 неделях?

Дальше идет все намного интереснее. Для седьмой-восьмой недели характерно умение определить источник звука, и малыш даже может посмотреть на него сфокусированным прямым взглядом. Также продолжается увеличение периода бодрствования. Может быть такое, что ребенок не будет засыпать в течение часа. Впрочем, здесь нужно также подходить к вопросу индивидуально, так как невозможно полностью идеально спрогнозировать поведение ребенка на определенном этапе развития. Поэтому один младенец может на седьмой или восьмой неделе только начать фокусировать зрение, а другой пойдет дальше в своем онтогенезе.

В принципе, второй месяц характеризуется началом активного поведения ребенка. И чем старше он становится, тем более выражены эти признаки. Седьмая-восьмая недели являются стартом для активного познания мира. На более ранних этапах, даже тех, которые входят во второй месяц, характерно обычное выживание с помощью стандартного набора рефлексов и ничего больше. Режим дня ребенка второго месяца жизни становится все более разнообразным.

Что нужно делать на втором месяце жизни ребенка?

Поскольку ребенок начинает активно познавать мир, то нужно всячески поощрять его попытки. Также следует увеличить время общения с чадом. Если вы считаете, что банально поменять пеленки вашему ребенку - это достаточно, то нет. Он будет понимать, что вы механически выполняете все то, что ему нужно, но при этом любви получать не будет. А это может спровоцировать развитие комплекса неполноценности и синдрома дефицита внимания еще в двухмесячном возрасте.

Чтобы привлекать ребенка к познанию окружающего мира, можно где-то на расстоянии 30 сантиметров от него повесить игрушку с большим количеством деталей. Что умеет ребенок на втором месяце жизни - так это интересоваться всем миром, и этой игрушкой в частности. Пусть детально ее рассматривает и изучает. Это ему будет полезно в дальнейшем. Очень сложный возраст как для родителя, так и для чада - второй месяц жизни. Уход физический на этом этапе очень важен, но и психологический аспект требует приложения усилий родителей. Поэтому обратите особое внимание на эмоциональную сферу ребенка.

Эмоции на втором месяце жизни

Именно в детском возрасте человек приучается к открытому выражению своих эмоций и к миру. И открытость к людям - это не черта, присущая только экстравертам, она есть и у интровертов. Просто последние более склонны к закрытым социальным контактам. Тем не менее, если правильно воспитывать таких детей, то ничего сложного в общении с другими людьми они видеть не будут.

С самого рождения нужно заниматься развитием социальных навыков у ребенка. Важно следить за тем, чтобы он учился общаться с другими людьми. В определенных аспектах его можно начинать посвящать в мир социальных норм. Например, когда ребенок берет чужое, даже просто чтобы поинтересоваться, стоит отнять и сказать, что это можно делать, только спросив разрешения и получив его.

Да, он, может, и не поймет смысла этого послания в столь юном возрасте. Но вот само звучание сообщения обязательно отпечатается в его памяти. И когда вы будете обучать его в более зрелом возрасте этой истине, будет намного проще это сделать, так как данная мысль с большей вероятностью будет казаться ребенку родной, простой и понятной.

Приемы привлечения взрослого и общения с ним

На втором месяце жизни ребенок располагает целым спектром приемов привлечения взрослых людей. Дети в этом аспекте достаточно изобретательны, так как от этого в некотором смысле зависит их выживание. Тем не менее определенные тенденции все равно имеются. В них следует разобраться.

  1. Улыбка. На втором месяце ребенок уже может отвечать улыбкой на то, что другой человек также проявил к нему такой знак внимания.
  2. Вокализация. На данном этапе дитя уже может издавать различные ухающие звуки, чем привлекает взрослых к себе. Если вы услышали такие звуки от малыша, то следует на них реагировать. Таким образом, ребенок научится вас призывать в те моменты, когда ему нужно с вами пообщаться. В более раннем возрасте это можно было сделать только через плач. Но теперь у него есть еще один арсенал. Не заставляйте его переходить на плач, и вы увидите своего ребенка счастливым и гукающим.
  3. Двигательное оживление. Это еще один прием привлечения взрослого. На втором месяце жизни чадо уже может направлять свои движения, в то время как на более ранних этапах они были, скорее, хаотичными.

Вот такие приемы, на которые следует реагировать, чтобы поддерживать контакт с ребенком. Это уже полноценное общение, пусть и не несущее пока полноценной информативной ценности. Можете быть уверены: ребенок вас понимает.

Развитие инициативы у ребенка

Это очень важный элемент, который следует начинать развивать у вашего чада с двухмесячного возраста. На данном этапе инициатива во взрослом понимании этого термина невозможна, так как дите даже еще не научилось ходить. Но при этом некоторые элементы поведения, которые будут закладывать базу для инициативности ребенка, уже можно прививать.

Что же является базой? Уверенность в себе. Обладающие этим качеством люди всегда являются инициативными. Что же такое уверенность в себе? Если говорить предельно просто, это то ощущение, когда тебя ценят. И его можно запросто создавать. В первую очередь это делается при помощи общения. Во вторую же очередь уверенность в себе у ребенка создается путем скорейшей ликвидации всех признаков дискомфорта. Помните, что каждая минута простоя сейчас может сказаться на самооценке ребенка в дальнейшем. И если он не запомнит этого, то данный факт еще не означает, что самооценка будет в порядке или не появится склонности к закомплексованности.

Как вести себя с двухмесячным ребенком?

Так как же вести себя с ребенком этого возраста? Поскольку это очень сложный второй месяц жизни ребенка, уход требует некоторых усилий. В принципе, советы достаточно простые, если так подумать. Достаточно просто удовлетворять все потребности малыша, избавлять его от дискомфорта и общаться с ним побольше. Под общением подразумевается взаимодействие с ребенком через весь спектр органов чувств: глаза (игрушка), слух (нежные слова), тактильные ощущения (объятия) и так далее. Это очень важно учитывать, так как при общении людей, вообще, все каналы важны, но для ребенка они являются просто жизненно необходимыми.

Чем хорошо сюсюканье с ребенком?

В последнее время очень много рассказывают о том, что сюсюканье вредно. В принципе, это правда, но лишь частично. Дело в том, что в два месяца уши у ребенка настроены слушать только высокие частоты, поэтому сюсюканье является достаточно хорошим способом общения, который был заложен в нас природой.

Кроме того, такое общение само по себе нежное, поэтому ребенок будет чувствовать от вас эмоциональную поддержку и любовь. Соответственно, самооценка у чада также повышается. Вернее, закладывается тот фундамент для ее повышения, который был оговорен нами ранее.

Второй месяц жизни ребенка: питание

Питание является очень важной сферой жизни человека любого возраста. А вот что касается двухмесячных детей, так это, вообще, вопрос жизни и смерти. Ведь некачественная пища, которая употребляется таким малышом, может негативно сказаться на иммунитете человека в будущем. Вообще, до пяти месяцев ребенок все еще нуждается в грудном вскармливании. Если же вы чувствуете, что молока мало, то нужно докармливать ребенка, постепенно добавляя смеси и новые блюда в рацион.

Выводы

Мы разобрались в том, что умеют дети в двухмесячном возрасте и как с ними нужно себя вести, чтобы они вырастали полноценными личностями, способными к адекватному сотрудничеству и заявлению о своих потребностях. Позднее вам нужно приучать ребенка также к учету мнения других людей, но это задача не для двухмесячного ребенка, а такого, который будет немного постарше. Вы должны будете сами почувствовать этот момент.

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

Распорядок дня двухмесячного крохи должен состоять из правильной последовательности сна, кормлений и периодов бодрствования, чередующихся с выполнением обязательных гигиенических процедур.

Примерный (!) распорядок дня малыша, находящегося на грудном вскармливании

  • 6:00 Первое кормление, утренние гигиенические процедуры (смена подгузника, умывание, очистка носовых ходов, стрижка ноготков. );
  • 7:30-9:30 Утренний сон;
  • 9:30-11:00 Пробуждение, выкладывание малыша на животик (). Второе кормление (только что накормленного ребенка обязательно держат «столбиком» для предотвращения срыгивания). Собираемся на прогулку;
  • 11:00-13:00 Дневной сон. Лучше во время прогулки;
  • 13:00-14:30 Третье кормление;
  • 14:30-16:30 Сон;
  • 16:30-17:30 Четвертое кормление. Развивающие занятия: манипуляции с погремушкой, фиксация взгляда на игрушке, сопровождаемые песенками, стишками, потешками;
  • 17:30-19:30 Сон;
  • 19:30-21:00 Пятое кормление. Гигиенические процедуры: купание ребенка (если температура в помещении не ниже 22 градусов, можно не спешить с одеванием только что выкупанного малыша, в течение пяти минут дав ему возможность побыть голеньким);
  • 21:00-23:30 Сон;
  • 23:30-00:00 Шестое кормление;
  • 00:00-6:00 Ночной сон. Именно этот временной интервал считается идеальным для ночного отдыха двухмесячного младенца, но, как правило, малыш просыпается ночью, порой даже не один раз — не стоит отказывать ему в кормлении.

Скачать и распечатать примерный распорядок дня можете с нашего Яндекс.Диска —

Еще варианты режима дня для детей от 1 до 3-х месяцев:

Данный распорядок поддается коррекции, учитывающей индивидуальность грудничка . Ослабленные малыши часто нуждаются в большем количестве сна. Можно пойти навстречу ребенку, проголодавшемуся раньше положенного времени (15-20 минут ничего не решают). Точно такой же корректировке подвергается и время сна: капризничающего и переутомившегося кроху можно уложить пораньше, а крепко спящему – дать еще немного поспать.

Однако все это касается лишь незначительных отступлений от представленного нами распорядка. Некоторые молодые мамы, не умеющие правильно истолковать поведение своего малыша, начинают подстраиваться под каждый его недовольный писк. В результате график кормлений, сна и бодрствования сбивается, уступая место бессистемности и хаотичности.

Даже если в поведении ребенка и есть какие-то отклонения (например, он может перепутать время суток, бодрствуя ночами и отсыпаясь днем), их можно и нужно упорядочить. Если не сделать этого вовремя, чрезмерная материнская сердобольность приведет к тому, что неправильное поведение ребенка станет нормой, сделав организацию семейного уклада неудобной для остальных членов семьи .

О режиме дня малыша-искусственника

Распорядок дня ребенка в 2 месяца, вскармливаемого искусственными смесями, будет несколько иным, чем для крохи, получающего материнское молоко. Объясняется это более длительным (по сравнению с грудным молоком) усваиванием искусственного продукта . В связи с этим перерывы между кормлениями должны составлять не менее четырех часов, поэтому график кормления искусственника будет следующим: 6:00 | 10:00 | 14:00 | 18:00 | 22:00 | 2:00

Что касается периодов бодрствования и сна – они остаются такими же, что и для грудничков, питающихся маминым молоком. В зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка в данный режим могут быть внесены некоторые незначительные коррективы.

О важности сна

Качество сна определяет особенности физического и эмоционального состояния малыша . Если он хорошо выспался – значит, у него будет достаточно сил для активного восприятия мира, игр и общения с близкими, а также отличный аппетит. Не выспавшийся ребенок будет апатичным и капризным.


Двухмесячный кроха должен спать не менее 16-ти часов в сутки, причем ни в каких укачиваниях и поглаживаниях засыпающий малыш не нуждается. Если он здоров, накормлен и вовремя уложен в кроватку – с засыпанием не должно быть никаких проблем, ведь сон необходим ему физиологически .

Если нарушения сна у 2-х месячного младенца все же существуют, необходимо разобраться, в чем причина этого противоестественного явления. Малыш может плохо спать из-за:

  • недостаточной активности в период бодрствования;
  • повышенной возбудимости нервной системы, чутко реагирующей даже на слабые раздражители (например, свет в соседней комнате, попадающий в поле зрения ребенка);
  • последствий родовой травмы (такого рода беспокойства отмечаются примерно до трехмесячного возраста);
  • чувства дискомфорта (неудобной постельки, мокрых пеленок, чувства голода или переедания);
  • слишком яркого света;
  • шумной обстановки;
  • повышенной влажности или сухости воздуха;
  • нарушений температурного режима в детской комнате (оптимальной считается температура от 20 до 24 градусов);
  • болей в животе.

Читаем также о том, сколько времени спит новорожденный ребенок в течении суток

Младенцы, приученные к укачиванию на руках, могут испытывать большие трудности с засыпанием. Выяснив причину нарушения сна, необходимо принять меры по ее устранению (дать малышу подвигаться в период бодрствования, создать спокойную обстановку перед сном: приглушить звук телевизора, не разрешать другим членам семьи громко разговаривать в комнате, где спит малыш). Главным фактором, способствующим нормализации сна, является укладывание малыша в одно и то же время. Привыкнув к режиму, он начнет засыпать самостоятельно .

Организация сна

Для сна у ребенка должна быть удобная кроватка с твердым упругим матрасом () и плоской подушкой. Чтобы малыш полноценно выспался, необходимо создать оптимальные условия:

  • хорошо проветрить детскую комнату;
  • перестелить кроватку, убедившись, что простынка не образует складок, способных стать причиной дискомфорта;
  • если комната находится на солнечной стороне, необходимо затенить окно;
  • перед сном поменять пеленку или подгузник;
  • накормить малыша.

Поскольку двухмесячный младенец еще нуждается в тесном контакте с мамой, ее отсутствие он ощущает даже во сне. Сон малыша, положенного в кроватку, характеризуется непродолжительностью и прерывистостью. Многие мамы отмечают это, когда ненадолго выходят из комнаты, где спит их малыш.

Совсем другая ситуация наблюдается в случае, если мама находится рядом: кроха спит крепко и долго. Именно поэтому педиатры советуют кормящим мамам в дневные часы не отрывать малыша от груди во время кормления, а минут на сорок прилечь рядом с ним. Польза оказывается двусторонней: мама получает возможность расслабиться и отдохнуть от домашних дел, а малыш – набраться сил для очередного бодрствования.

Сделать ночной сон более продолжительным и полноценным может процедура купания, предваряющая кормление малыша.

Многих мам интересует вопрос о целесообразности пеленания двухмесячного младенца перед сном. В прежние годы эта манипуляция считалась обязательной. Современные педиатры придерживаются мнения, что оно совсем не обязательно. Исключение составляют случаи, когда кроха беспокойно спит, взмахивая ручками. Иногда нетугое пеленание помогает решить эту проблему.

Особенности кормления

Идеальным вариантом для правильного развития младенца является грудное вскармливание, поскольку материнское молоко прекрасно усваивается детским организмом, содержит все необходимые питательные вещества и антитела, защищающие ребенка от воздействия патогенных микроорганизмов .

Нюансы грудного вскармливания

Наиболее физиологичным считается свободный режим грудного вскармливания, когда младенец получает доступ к материнскому молоку «по первому требованию». Требовательный плач или беспокойство, проявляемое малышом, являются показателями того, что он проголодался .


Несмотря на кажущуюся стихийность такого подхода, выяснилось, что необходимость подкрепиться возникает у крохи каждые три часа в течение дня и четыре – в ночное время, так что это вполне совпадает с распорядком дня, рекомендуемым современными педиатрами.

Именно такой режим вскармливания практикует большинство опытных мам, аргументируя это тем, что он не только удовлетворяет психологические и физиологические запросы младенца, но и сводит к минимуму риск застоя молока (). Малыши, получающие грудь по первому требованию, практически не плачут, поскольку ощущают не только сытость, но и состояние безмятежности и комфорта, близкое к тому, которое они испытывали в период внутриутробного развития.

Суточная норма грудного молока для двухмесячного ребенка составляет примерно 900 мл (однократная доза – 130 мл). Как проследить – получает ли малыш положенную норму? Ориентиром может служить длительность пребывания его у груди . Средняя продолжительность одного кормления составляет двадцать минут (самые активные и крепкие груднички способны насытиться за четверть часа). Читаем подробно о том, сколько грудного молока или смеси должен съедать ребенок —

Есть дети, которые отворачиваются от груди уже через пять минут. Этого момента явно недостаточно для насыщения ребенка. Обычно так поступают ослабленные груднички, которые питаются исключительно «легким» молоком, поступающим им в ротик без малейшего труда с их стороны. С прекращением такой «подачи» они перестают сосать. Чтобы заставить маленького ленивца питаться как положено, специалисты рекомендуют мамам сцеживать первую порцию молока. Тогда кроха будет высасывать именно столько, сколько ему полагается .

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Однако при таком варианте кормления малыш может испытать недостаток жидкости, поскольку «переднее» молоко содержит больше жидкости, а «заднее» — жиров. Чтобы исключить вероятность такого дисбаланса, маме следует проконсультироваться с педиатром — он поможет ей выбрать необходимую тактику кормления.

Так же нежелательно удерживать малыша у груди слишком долго. У некоторых младенцев процесс кормления занимает около часа. Наевшись в течение первых двадцати минут, они просто держат сосок во рту, изредка его посасывая. Мамам таких малышей следует знать, что это может сказаться на состоянии сосков.

Из-за постоянного механического воздействия на них могут образоваться , способные причинять крайне болезненные ощущения во время каждого кормления. Чтобы не допустить этого, следует осторожно извлекать сосок из ротика уже насытившегося крохи.

Еще одним показателем достаточности грудного вскармливания является количество мокрых пеленок и испачканных малышом подгузников . Двухмесячный кроха, получающий достаточное количество маминого молока, мочится от 12 до 15 раз в день. Режим стула может быть разным. Некоторые груднички какают после каждого кормления, у других стул бывает от двух до четырех раз в день: это тоже считается нормой (искусственники делают это реже — не более одного-двух раз в сутки).

О кормлении искусственников

Малышей, находящихся на искусственном вскармливании, кормят только в определенные часы. Это – вынужденная мера, обусловленная тем, что для переваривания искусственной смеси, хоть и являющейся аналогом материнского молока, но несколько отличающейся от него по составу и полезным свойствам, требуется большее количество времени .

Двухмесячных младенцев кормят адаптированными молочными смесями номер 1. Количество кормлений (5-6 раз) и объем одной порции (120-140 мл) указывается на каждой упаковке. Превышать указанную дозировку и количество кормлений не рекомендуется. Недоношенные детки и младенцы с очень маленьким весом находятся на особом режиме кормления, проходящем под контролем и по предписанию педиатра.

Если при грудном вскармливании питьевую водичку малышу дают только в особенно жаркие дни – для утоления жажды (мамино молоко для него является и питьем, и едой), то для искусственников она совершенно необходима. Питьевую воду искусственникам обязательно дают в паузах между кормлениями .

Несмотря на то, что кормление искусственников осуществляется из бутылочки, мамам следует кормить их не в кроватке, а держа на руках: именно так осуществляется столь необходимый телесный контакт с самым дорогим человеком.

После кормления деток (и грудничков, и искусственников) необходимо в течение трех минут подержать в вертикальном положении, давая возможность порции воздуха, попавшей в желудок, покинуть его. Наличие обильной («фонтаном») отрыжки является поводом для обращения к педиатру, поскольку это может свидетельствовать о некоторых патологиях органов ЖКТ.

Особенности бодрствования

2 месяца – время, когда кроха начинает обращать внимание на мир вокруг него. Если раньше его пробуждения были связаны только с необходимостью подкрепиться, то сейчас он способен бодрствовать на протяжении полутора часов .

По мере психо-эмоционального и психического развития малыша возрастает и его активность. Почувствовав способность управлять мышцами (в связи с ослабеванием тонуса мышц сгибателей), он начинает выполнять множество целенаправленных движений. Зрение и слух, улучшающиеся день ото дня (малыш способен видеть предметы, удаленные от него на семь метров), позволяют ему узнавать близких людей и понемногу ориентироваться в пространстве. Этому во многом способствует укрепление шейных мышц, позволяющих крохе поворачивать голову в нужную для него сторону.

Прогулки

Чрезвычайно полезны для каждого малыша прогулки на свежем воздухе. Их продолжительность в теплое время года может составлять не менее полутора часов. Лучшим временем для этого являются утренние (до 11) и вечерние (после 16) часы. Гулять лучше всего в кружевной тени деревьев, оберегая малыша от попадания ярких солнечных лучей.


Зимой прогулки с ребенком 2-х месяцев возможны только при температуре, превышающей -10 градусов. Лучшей одеждой для малоподвижного крохи является полукомбинезон с подкладкой из натурального меха и нижней частью, выполненной в виде конверта.

Бодрствующего малыша необходимо доставать из коляски, показывая ему окружающий мир. Гулять с крохой следует в месте, удаленном от загазованных автомагистралей: тихом парке или спокойном дворе .

Занятия и развивающие игры

Двухмесячный возраст – отличное время для тренировки органов чувств . Чтобы кроха научился следить за передвигающимися предметами, фокусируя на них взгляд, необходимо приобрести несколько очень легких и ярких погремушек, окрашенных в красный, желтый и оранжевый цвет, поскольку сейчас он воспринимает только эти цвета теплой гаммы. Звук погремушки должен быть не пугающим, а приятным.

  • Взяв погремушку, можно сбоку подойти к малышу и потрясти ею в тридцати сантиметрах от него, заставляя кроху повернуть головку в сторону звука. Переложив игрушку в другую руку, точно так же добиваются поворота его головки в противоположную сторону. Мама может просто звать малыша ласковым голосом, подходя к кроватке с разных сторон, чтобы он, реагируя на звук, поворачивал головку в нужном направлении;
  • Погремушку полезно вкладывать в ручку ребенка. Слабые пальчики способны удерживать ее на протяжении лишь тридцати секунд. Это – отличное упражнение, подготавливающее мышцы руки к акту хватания;
  • Можно повесить гирлянду из ярких погремушек над кроваткой крохи так, чтобы он мог дотянуться до нее ручками или ножками. Звук, издаваемый гирляндой в ответ на прикосновение малыша, приводит его в удивление и восторг, заставляя ещё активнее размахивать ручками и шевелить ножками;
  • Яркую погремушку можно класть перед крохой, выложенным на животик (делать это лучше в кроватке без матраса или в манеже). Здоровый малыш должен поднять голову, опереться на предплечья и, приподняв грудку, посмотреть вперед. Яркий предмет обязательно привлечет его внимание и заставит некоторое время побыть в этом положении, рассматривая лежащие перед ним предметы;
  • Для развития моторики мелких мышц можно поиграть с ребенком в «сороку-белобоку». Перебирая и массируя каждый пальчик, необходимо проговаривать текст стишка.

Продолжительность развивающих занятий с малышом не должна превышать двадцати минут. Разговаривать с ним надо ласково, эмоционально, часто меняя интонацию, читать детские стихи, петь простые песенки. Услышав, как малыш «гулит», призывая маму к общению, необходимо обязательно откликаться на его призыв. В противном случае «гуление» вскоре прекратится, что неизбежно приведет к задержке речевого и нарушению эмоционального развития.

Гимнастика и массаж

Купание

Купая двухмесячного малыша, необходимо соблюдать ряд простых правил:

  • Использование специальных моющих средств разрешено не более одного раза в неделю;
  • Для ежедневного купания крохи используют обычную чистую воду;
  • При наличии у малыша потнички или опрелостей можно добавлять в ванночку настои ромашки и череды;
  • Оптимальная температура воды для купания младенца составляет тридцать семь градусов;
  • Совсем не обязательно купать кроху перед отправлением на ночной покой. Если малыш протестует и капризничает, можно сделать это в дневные или утренние часы, когда он будет бодрствовать.

Уход за двухмесячным крохой – нелегкое и очень ответственное дело. Если заботливая и любящая мама будет неуклонно придерживаться одного и того же распорядка дня, в будущем она сможет оградить семью от проблем, с которыми сталкиваются родители малышей, воспитываемых без всякой системы. Чем раньше малыш привыкнет к порядку – тем легче он адаптируется к условиям окружающего мира.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Видео: что такое режим для ребенка?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Приблизительное время чтения: 5 минут

После рождения малыша родители неумолимо торопят мгновения и ждут от своего чада быстрейшего развития. Не торопитесь, вы еще не раз будете жалеть, что ваш ребенок очень быстро вырос и повзрослел.

Вот и остались позади все тревоги и опасения, связанные с родами и первым месяцем жизни малыша. Теперь вы уверенно меняете подгузники, знаете как он себя ведет, если проголодался, и прекрасно понимаете причину его плача. Вашему малышу всего 2 месяца. Хотя правильней будет заметить, что ему УЖЕ 2 месяца. Младенец все больше адаптируется к окружающему миру, у него активно развиваются все системы и органы. И если вы хотите грамотно развивать свою кроху, то вам обязательно нужно знать о том, что же должен уметь ребенок в 2 месяца.

Многие, начитавшись умных книжек, проштудировав просторы многогранного интернета, замечают упущения в развитии своего чада, порой утрируя. Поверьте, все мы индивидуальны и не можем соответствовать одному шаблону.

Однако есть признаки, по которым родители могут понять, правильно ли развивается малыш или ему необходима помощь со стороны взрослых. Чтобы понапрасну не расстраиваться, давайте разберем, что должен уметь ваш ребенок в 2 месяца.

Навыки малыша в 2 месяца

Жизнь вашего ребенка еще не настолько богата приобретенным опытом, однако маленькая кроха быстрыми темпами познает окружающий мир, ловко приспосабливаясь к нему.

Самое большое достижение этого возраста является - держание головы. Нам взрослым не понять, но для малышей это титанический труд. Ведь 9 месяцев в животе у мамы можно приравнять с жизнью космонавта в невесомости, когда мышцы не испытывают никаких нагрузок. Когда ребенок появляется на свет, его организм начинает жить по-новому.

Отличительная особенность от предыдущего месяца, в возрасте 2 месяца лежа на животике, младенец пытается поднять голову. Выглядит это пока еще неуверенно, однако в последующем ваш малыш не только уверено будет поднимать голову, но и поворачивать.

В 2 месяца ребенок реагирует на звуковой раздражитель, а именно поворачивает голову в сторону источника звука. Например, мамины ласковые слова моментально успокаивают малыша.

Эмоции свои малыш проявляет не только с помощью плача, но и улыбкой. Такое эмоциональное проявление самое незабываемое впечатление для любых родителей. За такую улыбку можно отдать все на свете.

Отвлекусь и расскажу вам об одном случае, который произошел во время моей врачебной практики, когда первая осознанная улыбка малыша не дала его маме отказаться от него в больнице. Случай поистине был уникальным. В нашем роддоме рожала молодая девушка, родила красивого здорового мальчика рост 53 см, масса тела 3900гр. Выписали роженицу на третьи сутки, правда никто ее не встречал, зато провожали мы ее всем отделением, собирали вещички и все необходимое для новорожденного.

Спустя два месяца она принесла ребенка к нам в родильный дом, говоря, что он ей не нужен. Помню, мы все были в шоке. Пока уговаривали мамочку, объясняли, что трудности не повод отказываться от такого сокровища, неожиданно малыш просто улыбнулся ей, и молодая мамочка уже не смогла оставить его у нас. Недавно она привела к нам в гости того самого мальчугана, который привел более сильный аргумент почему мама не должна была его бросить. И поверьте, его улыбка нисколько не утратила ту искренность и шарм. До сих пор она себя корит, за тот случай, что могла лишиться самого дорого на свете.

В два месяца зрение малыша продолжает совершенствоваться, можно заметить, что ваше чадо пытается фокусировать свой взгляд на определенных предметах. Многие педиатры рекомендуют приобретать игрушки насыщенных цветов для лучшего развития зрительного аппарата ребенка. Игрушки должны быть простых форм, к примеру, мячи, колечки цветные. Не стоит покупать игрушки сложной конструкции в этом возрасте это не к чему.

Речь

Речевые навыки пока не совершены, однако ваше чадо уже пытается на своем языке издавать звуки, которые даже порой самого его удивляют. От неожиданного результата малыш замирает и прислушивается к своим произнесенным «речам».

Движения

К двум месяцем совершенствуется координация движения. Ребенок начинает делать попытки дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Для нас взрослых это кажется сущим пустяком, однако поверьте, для такого крохи такой навык дается с большим трудом.

Познавание мира продолжается, ваш малыш интересуется всем, что попадает в его поле зрения, как правило, это собственные ручки и ножки. Такой навык необходим для расширения в дальнейшем кругозора и изучения окружающего мира.

Ребенок в 2 месяца уже различает день и ночь, тем самым вы дорогие родители можете привить своему чаду четкий распорядок дня. Это не помешает в дальнейшем организовывать и дисциплинировать малыша.

Плавательный рефлекс выражен у детей в 2 месяца. Известно ребенок в таком возрасте может проплыть несколько метров под водой.
Ошибочно думать, что ваш ребенок еще мал, занятие в таком возрасте бесполезная трата времени. С уверенностью скажу: «Все что вы закладываете в него в младенчестве, соответствующий итог получите в старшем возрасте.» Для лучшего развития достаточно несколько минут в день и результат не заставит себя долго ждать. Разговаривайте со своим ребенком, делайте гимнастику и массаж , гуляйте, читайте сказки. Вербальное общение помогает ему познавать окружающий мир.

Справка
При недостаточном общении с детьми в младенчестве развивается состояние под названием «госпитализм» или педагогическая запущенность. Эмоциональная сфера таких детей развита плохо. Как правило, такое состояние развивается у брошенных детей, которые лишены материнской любви и внимания.

Показатели физического развития 2-месячного ребенка

К концу второго месяца жизни вес малыша увеличится в среднем на 800 гр, а к росту прибавится 3-4см.

Среднестатистические показатели прибавки роста и веса ребенка на 2 месяце жизни приведены ниже в таблицах.

Как проводить замеры малыша

Для измерения длины тела: положить на ровную поверхность так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ее.

Для измерения окружности головы: сантиметровая лента проходит по надбровным дугам и затылку.

Для измерения окружности груди: сантиметровая лента проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди - по нижним краям околососковых кружков.

Стоит заметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и на показатели его физического развития, в первую очередь, влияют наследственность и качество питания. Поэтому не нужно переживать, если показатели роста и веса вашего малыша не вписываются в пределы вышеуказанных норм.

Что должен уметь малыш в 2 месяца - рефлексы и навыки

Начиная со второго месяца жизни у ребенка постепенно угасают рефлексы новорожденного и он постепенно начинает осознанно воспринимать окружающий мир. В таблице приведены основные рефлексы, которые еще сохраняются с этом возрасте.

Таблица рефлексов

Название рефлекса Описание
Поисковый рефлекс Проведите пальцем возле уголка рта новорожденного и малыш опустит губы и повернет голову в сторону раздражителя.
Хватательный рефлекс Погладьте ладошку ребенка или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками.
Рефлекс ползания Положите младенца на живот и приставьте к его подошвам ладони. Малыш начнет отталкиваться ножками от вашей руки и делать движения вперед, стараясь ползти.
Рефлекс испуга Новорожденный при резком внезапном звуке отводит руки в стороны и открывает кулачки. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение.
Шаговый рефлекс Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, имитируя первые шаги.
Рефлекс Галанта Погладьте Ребенка уложите грудью на ладонь взрослого в наклонном положении, близком к вертикальному. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, нанесите штриховое раздражение в направлении от лопаток к ягодицам. Происходит изгибание туловища в форме дуги, открытой в сторону раздражения.

Навыки малыша в 2 месяца

Помимо описанных рефлексов, малыш в 2 месяца приобретает следующие навыки:

  • в положении лежа на животе, может приподнимать голову и грудь, и удерживать такое положение несколько секунд;
  • может недолго удерживать в руке погремушку или другой предмет;
  • хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд;
  • когда его держат под мышки, упирается ножками;
  • перестает сжимать пальцы в кулачки и проявляет большой интерес к своим ручкам;
  • способен зрительно отличить родителей от других людей;
  • способен до 30 секунд фиксировать взгляд на неподвижном ярком предмете, который находится на расстоянии 50 см от уровня его глаз;
  • определять, откуда исходит шум;
  • начинает реагировать на человеческие голоса;
  • появляется «комплекс оживления» (малыш начинает улыбаться при виде знакомых лиц);
  • появляется гуление (малыш способен выкрикивать одинарные звуки, как правило гласные).

Не новость, что став родителями вы делаете ответственный шаг в жизни. От того каким будет ваш ребенок на прямую зависит от вас самих, поэтому необходимо постоянно развивать навыки малыша, помогать узнавать окружающий мир.

  • Чтобы малыш уверенно держал голову, необходимы ежедневные занятия гимнастикой и массажа , что поможет укрепить мышцы спины и шеи.
  • Для лучшего развития зрительных, звуковых навыков необходимо правильно организовать окружающую среду. Рекомендуется подвешивать игрушки насыщенных цветов над кроваткой со звуковым сопровождением.
  • Для лучшего развития речи необходимо часто общаться с малышом, читать сказки, стихи, петь песенки.
  • Приучайте ребенка к режиму дня.
  • Занятие плаванием, прогулки на свежем воздухе в этом возрасте способствует дальнейшему закаливанию.

Справка
В период 2 месяца жизни дети с удовольствием рассматривают объемные, но не плоскостные игрушки, они прекрасно различают форму предмета: овальную и треугольную, квадратную и круглую, прямоугольную.

Развитие малыша проходит постепенно и последовательно, которое надо периодически подпитывать. От того как вы будете заниматься с малышом зависит его адаптация в социуме.

Зная ответ на вопрос о развитие и психологии 2-месячного ребенка о том что умеет малыш в 2 месяца , вы сможете с пользой проводить время вместе, наслаждаясь каждой минутой. Организуйте свой быт так, чтоб как можно больше времени уделить малышу. Помните, что ваш ребенок растет и развивается каждый день! Будьте рядом, запоминайте первые трогательные навыки и цените каждую секунду этого неповторимого времени!