Ребенок не хочет в садик. Почему ребёнок не хочет ходить в садик и протестует

После летнего отпуска, проведенного с родителями и бабушками, ребенку сложно привыкнуть к детскому саду и новому распорядку дня. Труднее всего придется малышам, которые впервые расстанутся со своими родителями и пойдут в дошкольное учреждение в первый раз. Раньше они все время проводили дома в окружении близких, а теперь окунутся в новую атмосферу, где их будут окружать незнакомые люди. Чтобы адаптация прошла безболезненно для малыша и родителей, мамы и папы должны правильно подготовить свое чадо в детскому саду. Взрослым стоит избегать нескольких распространенных ошибок, о которых подробно рассказывается в этой статье.

Ошибка №1 - Исчезновение родителей

В детском садике есть все условия, чтобы малышу было уютно, весело и интересно. Здесь его окружают яркие цвета, разные игрушки, заботливые воспитатели и другие дети такого же возраста. Большинство малышей сразу же увлекаются игрой и забывают о родителях, с которыми они пришли. Взрослые этому только рады. Они видят, что у малыша все хорошо, поэтому потихоньку уходят, оставляя свое чадо воспитателям.

Ребенок беззаботно играет и резвится, зная, что рядом мама, которая всегда его защитит. Если же она незаметно уйдет, малыш, обнаружив ее отсутствие, забеспокоится. Представьте реакцию ребёнка, когда он, вспомнив о маме, вдруг начинает искать её и не находит: один, в незнакомом месте, вокруг чужие люди — для ребёнка это шок. Ведь потерять маму - это один из главных детских страхов.

Внезапное «исчезновение» мамы или папы часто приводит к тому, что малыш еще крепче к ним привязывается, причем и на физическом, и на психологическом уровнях. После пережитого стресса ребенку становится страшно отпустить родителей от себя хотя бы на одну минуту. В результате необходимость ходить в детский садик превращается в испытание для всей семьи. Малыш просто боится там оставаться. Ребенок не сможет там находиться один – будет плакать, бояться, постоянно проситься домой.

Избежать проблем с походами в детский сад не сложно - нужно только правильно прощаться с малышом каждое утро. Дети тонко чувствуют настроение своих родителей. Если его близкие люди будут спокойными, малышу тоже будет легче. По словам психологов, вначале отводить кроху в детский садик лучше бабушке, старшей сестре или брату. Иными словами, это должен быть тот человек, к которому малыш меньше привязан. В таком случае ребенок будет знать, что мама остается дома, ждет его, поэтому он сможет к ней вернуться.

Родители должны убедить малыша в том, что он остается в детском саду не навсегда, что его обязательно заберут оттуда и отведут домой. Прощаясь, скажите ребенку, что вы придете за ним, когда стрелки часов будут показывать определенное время. Будьте пунктуальны и не заставляйте малыша ждать. Если он будет оставаться в детском саду дольше остальных детей, наблюдая, как всех забирают домой, такая ситуация снова обернется для ребенка сильным стрессом. Поэтому приходите вовремя и не вынуждайте малыша думать, что вы его бросили.

Ошибка №2 - «Длительное пребывание»

Распространенное заблуждение многих родителей - это убежденность в том, что малышу будет проще привыкнуть к детскому садику, если он сразу останется там надолго. Такое обращение с ребенком равносильно тому, чтобы бросить в воду человека, не умеющего плавать. Большинство психологов утверждают: малыш должен привыкать к детском саду постепенно.

Сначала просто приведите свое чадо в детский сад на площадку, где играют другие дети. Дайте ему познакомиться с новой обстановкой, воспитателями, увидеть других малышей, понять, как весело они проводят время. Если все прошло хорошо, попробуйте оставить малыша в группе на пару часов. Постепенно, каждый день, увеличивайте время пребывания ребенка в детском саду. Так адаптация к новым условиям пройдет мягко и плавно. В определенный момент ребенок привыкнет к детскому саду настолько, что сможет находиться там целый день без проблем.

Ошибка №3 - Нарушение распорядка дня

Когда малыш начинает ходить в детский сад, важно особенно тщательно контролировать режим его дня. Теперь ребенку придется вставать рано утром, а, значит, он должен вовремя ложиться спать, чтобы высыпаться (раньше малыш мог ложиться спать в разное время).Теперь же это будет невозможно, и поэтому крайне важно заранее «перевести» ребёнка на тот режим дня, который у него будет, когда малыш пойдёт в сад. Поначалу многие родители об этом не задумываются, продолжают вместе с ребенком допоздна засиживаться в гостях, подолгу играть с малышом вечерами. В результате ребенок вечером долго не может уснуть, а утром - с трудом просыпается. От этого страдают психика и эмоциональное состояние малыша. Он становится нервным, начинает часто плакать и капризничать, перестает слушаться родителей.

Более того, у малыша может выработаться ложная связь между своим плохим самочувствием и необходимостью ходить в детский сад. Так у крохи на подсознательном уровне формируется негативное отношение к детскому саду.

И наоборот, если по утрам ребенок будет вставать бодрым, веселым, настроенным на позитив, это положительно скажется на его отношении к детскому саду. Поэтому крайне важно заранее установить правильный режим дня и дать ребенку время на то, чтобы перестроиться.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Установку ребенка легко изменить, если приучить его ложиться спать вовремя. В таком случае он будет просыпаться бодрым, в хорошем настроении, у него будет достаточно энергии — это положительно скажется на его отношении к детсаду. Поэтому крайне важно заранее установить правильный режим дня, чтобы у ребенка было время перестроиться и привыкнуть к нему. Так вы предотвратите многие трудности, которые могут возникнуть, когда настанет время вести малыша в дошкольное учреждение.

Ошибка №4 - Сборы в спешке

Многим родителям бывает жалко будить малыша по утрам. Они хотят, чтобы он поспал подольше и ребенка поднимают с постели только в самый последний момент. Сами того не ведая, мамы и папы провоцируют стрессовую ситуацию для крохи.

Проснувшись буквально перед выходом из дома, ребенок должен за короткое время: умыться, позавтракать, одеться. Малыш еще окончательно не проснулся, а родители подталкивают его фразами: «Ешь быстрее!», «Что ты там возишься?», «Перестань смотреть в окно!». Родители кричат на ребенка, ссорятся друг с другом, а крохе в такой ситуации сложно понять, что вообще происходит. Невольно малыш начинает думать, что все проблемы связаны с детским садом, ведь раньше по утрам дома было спокойно.

Если вечером ребенок отправился в постель вовремя, он сможет нормально выспаться. Нет смысла откладывать его пробуждение на последний момент. Рассчитывайте время так, чтобы его хватило на завтрак в спокойной обстановке, на гигиенические процедуры и сборы. Разбудите ребенка утром заранее, дайте ему несколько минут, чтобы поваляться в кровати и окончательно проснуться. Такое начало дня окажется комфортным для малыша. Он будет бодрым, веселым, а вся семья избавится от стресса.

Постарайтесь выходить из дома заранее. Так дорога в детский садик превратится в приятную прогулку — можно рассматривать прохожих, машины, собирать осенние листья, много говорить и смеяться. Ребенок сможет идти в комфортном для себя ритме, а вам не придется его ругать за медлительность. Вы сможете спокойно пообщаться с малышом, дать ему какой-то совет или наставление. Все это поможет настроить кроху на позитив. Он без проблем останется в садике и будет хорошо себя вести, зная, что родители непременно заберут его домой вечером.

Безусловно, мамы и папы хотят, чтобы их детям было комфортно в детском саду, но они не всегда ведут себя правильно. Не совершайте ошибок, на которых обожглись другие родители, и ваш ребенок без проблем станет оставаться с воспитателями и будет дружить с другими ребятами.

Мы перечислили наиболее частые ошибки, которые совершают родители при подготовке ребёнка к посещению детского садика. Нужно помнить о них, чтобы не отбить у ребенка желание посещать детский садик, заводить новых друзей и познавать окружающий мир.

Читаем также:

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней. Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели.

Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют. Пойте, танцуйте вместе с ребенком, заряжайтесь положительными эмоциями!

Чего делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Самим бояться разлуки с ребенком. (об этом подробнее читайте на нашем сайте: ) Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?

Наиболее распространенный источник напряжения - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой - небольшой круг, совершенный по окрестным дворам, позволит ему перейти на вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей - как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

Если ребенку предстоят дополнительные занятия, то следует иметь в виду, что спортивные скорее способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа - это тоже большая нагрузка для ребенка, склонного к перевозбуждению.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.

Утром вы переставляете будильник на более позднее время, так хочется спать, а тут еще ребёнок не хочет идти в садик , плачет, скандалит, зарывается в одеяло и дальше спит. Что тут поделаешь? У каждой семьи свои методы воспитания силы воли дисциплины. Ребёнок не хочет ходить в садик – такое встречается практически в каждой семье и выматывает нервы всем домочадцам. Как же решить эту проблему, повторяющуюся стабильно изо дня в день?

Можно ли хоть как-то улучшить адаптацию ребенка в детском саду ? Одни надевают одежду, пока кроха спит, другие не слушают слезы и истерики, а молча ведут в садик, хоть ребенок и не хочет идти туда. Некоторые обещают купить что-нибудь вкусненькое или забрать до тихого часа. Однако это не выход – ребенок также не будет хотеть идти в садик, а родителям придется без конца его задабривать. Так не пойдет. Следует разобраться в ситуации и прислушаться к советам психологов. Вы и нервы сэкономите, и сделаете утро более приятным.

Почему ребёнок не хочет ходить в садик и протестует

По какой причине ребёнок не хочет идти в садик? Их существует огромное множество:

1. Новый коллектив. Не всегда взрослые могут привыкнуть к коллективу, а дети и подавно. Адаптация вашего ребенка в детском саду не произойдет за пару дней. Если ребятишки кроху обижают, то времени на привыкание понадобится еще больше.

2. Потакание. Если ваш ребенок делает все, что пожелает, то он не будет хотеть ходить в садик. Вам придется научить малыша порядку и дисциплине дома, чтобы он знал о наличии обязанностей.

3. Родители не любят садики. Все мы помним, как родители нас оставляли на попечение воспитателям и не для каждого такие воспоминания приятны. Поэтому и ребёнок не хочет ходить в садик. Он чувствует, что это невеселое местечко. Все наши переживания всегда накладываются на детей.

4. Выход из зоны комфорта. Для ребенка сад – как для взрослого работа. Поэтому процесс адаптации ребенка в детском саду должен пройти как можно менее болезненно. Впервые малышу придется налаживать контакты, решать первые проблемы и учиться организованности. И все это под руководством чужой тети. Подождите с выходом на работу – дайте крохе адаптироваться.

5. Несамостоятельность. Когда ребенок не умеет одеваться, раздеваться, обуваться или разуваться – он не хочет идти в садик. Ему становится стыдно перед другими ребятами и воспитателями. Поэтому заранее научите малыша самообслуживанию.

6. Личные особенности. Если ребёнок не хочет идти в садик, возможно, он не переносит шум или тихий час. Очень многие дети не любят днем спать. В таком случае вам надо поговорить с воспитателями и не заставлять делать малыша то, к чему он не готов.

7. Воспитатель. Вашему ребенку может не подходить воспитатель. Если руководитель грубит, открыто выражает агрессию или унижает детей – это недопустимо. Садик придется менять.

8. Проблемы дома. Если в родном доме что-то не ладится, то садик станет лишь проявлением глубоких проблем малыша. Прислушайтесь к советам психологов и создайте хороший микроклимат в семье, тогда другие проблемы тоже решатся.

9. Мероприятия. Не все детки любят лепить, танцевать или рисовать. Тут потакать не следует, а рекомендуется поговорить с малышом и найти плюсы в том или ином занятии.

Способы манипуляций

Каждый кроха выражает протест по-своему. Опишем несколько способов манипуляций. По ним вы поймете, что ребёнок не хочет ходить в садик.

1. Ребенок рассказывает вам, почему ему не хочется идти в садик, например, произошла там ссора или кто-то себя плохо ведет. В таком случае выслушайте малыша перед выходом. Если же малыш каждое утро устраивает сцены, то тут придется принимать другие меры.

2. Ребенок истерит по утрам. Вы уже перечитали все советы психолога, но они не помогают? Возможно, причиной становится ваша реакция и внимание. Также таким способом дети требуют поощрений в виде конфет или игрушек. Например: «Я схожу в сад, а ты мне потом купишь киндер» . Как советуют психологи, не стоит поощрять что-либо заранее.

3. Ребенок плачет в садике. Многим детям, особенно чувствительным, трудно расставаться с мамой или папой. В таком случае не принимайте жестких методов, а поговорите с крохой, затем и с воспитателем.

4. Есть и скрытые моменты, по которым можно определить, что ребёнок не хочет идти в садик. Например, малыш долго одевается, с трудом встает с постели, придумывает самые невероятные отговорки, не хочет кушать по утрам или вечером идти спать, рисует «злые» садики и воспитателей с рожками. Все это показывает, что адаптация ребенка в детском саду идет с трудом.

Как же сделать так, чтобы на адаптацию ребенка в детском саду ушло как можно меньше времени?

1. Разговаривайте. Расспрашивайте у малыша о прожитом дне: с кем игрался, что кушал, чем занимались, что сегодня говорила ему воспитательница. Так вы будете в курсе всех событий и научите малыша открываться вам.

2. Подружитесь с воспитателем. Задача руководителя сделать так, чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла быстрее. Расспросите, как ведет ваш малыш, слушается ли, с кем из детей не дружит.

3. Попросите нарисовать сад. Рисунок – чудесный способ терапии и выявления скрытых причин. Если ребёнок не хочет идти в садик и рисует его в окружении кладбища или черным цветом, значит, проблема психологическая и ваша задача – разговорить малыша.

4. Развитие. Бывает так, что воспитатель рассказывает родителям о неуспеваемости ребенка. Например, кроха отстает в танце или отказывается рисовать. Развивайте тогда эти навыки дома.

5. Социум. Бывает так, что ребёнку не хочется идти в садик по причине стеснения. В таких случаях водите малыша на мероприятия, больше играйте на улице с детьми, берите с собой в гости. Это поможет крохе раскрепоститься.

6. Режим. Научите малыша режиму – кушайте, вставайте и ложитесь спать в одно и то же время, тогда в садике крохе будет намного легче.

7. Специалист. Советы психолога: запишите кроху на прием, чтобы устранить психологические проблемы или покажите малыша логопеду, чтобы устранить дефекты речи и преодолеть скованность перед детьми.

Ребенок плачет в садике, конфликтует с родителями, детьми и воспитателем – все это проблемы, которые не терпят отлагательств. Как можно раньше постарайтесь узнать причины деструктивного поведения и вовремя их скорректируйте.

Период адаптации перед детским садом проходит каждый ребенок. У всех он выражается по-разному, но основный посыл - «мама, не оставляй меня здесь». Что делать с нежеланием ребенка ходить в детский сад? Как сократить период адаптации? Поговорили с детским психологом, мамами-коллегами,чтобы узнать лайфхаки, которые помогут приучить ребенка к садику.

В каком возрасте начинать ходить в сад?

Детский психолог Екатерина Ильичева советует отдавать ребенка в садик в возрасте до 2,5 лет или после 3,5. Дело в том, что ребенок переживает кризис трех лет, и случается он, как правило, в промежутке от 2,5 до 3,5 лет. Кризис сопровождается истериками, упрямством, резкой сменой настроения. Приучение к детскому саду и так большой стресс для ребенка, поэтому нежелательно сочетать эти два непростых периода.

Воспитатели советуют водить ребенка в группу короткого дня, на три-четыре часа, потому что впоследствии ребенок намного легче и быстрее привыкает к нахождению в саду в течение всего дня.

Игровая комната

Начну с личной истории. Моя дочь Элина пошла в группу короткого дня в 2,3 года (на полный день пока еще не перешли). Не скажу, что были большие проблемы, истерики, но стоило нам пропустить несколько дней, как возвращались слезы. А еще каждый день она повторяла одну и ту же фразу: «Я не хочу в садик».

Вместе с тем я заметила, что дочка с большой охотой проводит время в игровых комнатах, не обращая внимания, есть ли поблизости мама. Однажды после очередного перерыва хождения в сад я ей сказала примерно следующее: «Садик - это и есть игровая комната, там много игрушек, давай пойдем туда завтра поиграть». Признаюсь, сама этого не ожидала, но дочке идея понравилась! Теперь она запрещает называть садик садиком 😉 Только игровая комната!


В садиках часто устраивают дни открытых дверей. Обязательно посмотрите комнату, в которой будет находиться ваш ребенок.

Некоторые родители говорят детям, что садик - это работа, поэтому ребенок должен туда ходить. Почему это не совсем верный подход объясняет детский психолог Екатерина Ильичева.

Последите за собой, что вы говорите о работе: обычно родители отзываются о ней в негативном ключе. Конечно, ребенок это слышит. Для него работа представляется местом, куда не хочется идти, где тяжело, откуда приходишь совершенно без сил. И представьте, что он должен чувствовать, когда ему говорят, что теперь надо ходить на работу! Я бы лучше ребенку сказала правду: там много игрушек и деток, некоторые малыши будут плакать, а некоторые веселиться, тебе придется делиться игрушками, но их много и они все интересные !

Лайфхаки от психолога

Вот советы от Екатерины, как психологически облегчить для ребенка период адаптации.

  • Дать «кусочек мамы». Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребенку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущей ее духами, или другая безопасная для малышей вещь.
  • Ввести ритуалы встреч и прощания. Это может быть общий жест или волшебная фраза, особое рукопожатие или объятие. Главное - договориться с ребенком, что отныне вы будете так встречаться и прощаться. Такие вещи помогают детям переключаться.
  • Оставить игрушку на ночь в саду . А утром сказать: в садике нас ждет зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдем его заберем.

Коллега Наталья Бондарь рассказала, какие советы давал психолог в детском саду, когда она впервые привела дочку Елизавету (3 года).

Психолог говорила: обязательно нужно преподносить посещение сада, как отличное событие в жизни малыша, рассказывать, как там интересно. Также можно «проживать» ситуацию в игровой форме: давай поиграем, как мамочка с малышом идут в садик (пусть ребенок в этой ситуации будет в роли родителя), как мама и папа идут на работу, а ребенок играет, читает, гуляет, веселится, а потом за ним приходят папа и мама. Также нам советовали брать с собой любимую игрушку. Если есть возможность, в первое время желательно устраивать ребенку выходной в среду, так будет легче привыкнуть.

Еще воспитатели у нас спрашивали, какое любимое занятие малыша, и чтобы увлечь, рисовали, танцевали, лепили, строили с детьми - кому что нравилось.

От подарков до фотографии

У контент-менеджера МИФа Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.

Совет всем родителям: приходите гулять вместе с ребенком в садик, который собираетесь посещать, рассказывайте про него, что там есть игрушки и воспитатели, показывайте, как там гуляют детки. Ребенка необходимо готовить к походу в детский сад. Нельзя прийти в первый день, отдать ребенка и потом надеяться, что он полюбит детский сад и будет с радостью туда ходить изо дня в день. Если есть возможность, познакомьтесь с будущими воспитателями. Морально готовьте ребенка к тому, что в скором времени он будет находиться без мамы в садике, что мама будет в это время работать и обязательно вернется за ним.

В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более, чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

Екатерина рассказала, что ей также помог метод «задаривания», хотя он неоднозначен. После садика они с дочкой заходили в магазин и не покупали там что-то, а «выигрывали» в автомате мяч-попрыгун за 10 рублей. Конечно, мама переживала, не перерастет ли это в привычку, поэтому она объясняла ребенку, что так будет не всегда. «Мы скоро выиграем все попрыгунчики и другим деткам ничего не останется, давай оставим мячики другим». В их случае удалось не превратить это в зависимость и вскоре отказаться от «задаривания».


Вот такая гора попрыгунчиков накопилась у Кати с дочкой.

Екатерина делится и другими лайфхаками.

  • Действуйте в соответствии с интересами ребенка. Например, ребенок любит Деда Мороза. Расскажите, что в садике будет утренник, на котором Дед Мороз будет дарить подарки.
  • Дайте ключик от дома. И скажите примерно следующее: «Я отдаю тебе ключик от дома и пойду на работу, без ключика я домой не попаду. Я приду за тобой с работы и мы вместе пойдем домой». Так ребенок будет понимать, что вы обязательно вернетесь за ним!
  • Положите в кармашек платья или рубашки фотографию мамы , чтобы ребенок не так сильно скучал.


Екатерина с дочкой Кристиной. Фото из личного архива

Немалую роль при подготовке к походу в детский сад играют книги. Екатерина пользовалась следующей литературой: Корнелия Спилман «Когда я скучаю», «Иду в детский сад» из серии «Читаем детям», Карина Овсепян «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», а также «Мыша в детском саду» . Последняя книга не только подготовит ребенка к переменам, но и расширит словарный запас. Помогут и книги по психологии общей тематики - «Эмоциональный интеллект ребенка» , «Ребенок-оптимист» , «Ваш ребенок может все» .

Роль воспитателя

Наша читательница откликнулась на статью, и мы решили включить ее мнение в этот материал 😉

«Считаю, что 90% успеха в желании ребенка посещать детский сад - это Личность Воспитателя! Да! Оба слова с большой буквы, так как Воспитатель, так же как Врач и Учитель - люди от Бога! Это «сверхчеловеки», способные сохранять спокойствие в течении всего рабочего дня, они находят выход из любой конфликтной или психологически трудной ситуации, видят в ребенке личность и многие другие качества. Причем к какому Воспитателю будет ходить ваш ребенок, точно не спрогнозируешь».

Практически каждому родителю, особенно если это не первый ребенок в семье, да и каждому педагогу тоже знакомы некоторые адекватные причины, по которым ребенок не хочет посещать сад. И дело тут вовсе не в детском непослушании или плохом воспитании.

Адаптация к саду

Так как ребенок - создание чувствительное и эмоциональное, ему порой бывает сложно ходить в сад из-за смены обстановки, появления режима, наличия чужих людей вокруг и т.д. Если ребенок контактный и привык общаться со множеством людей, то адаптация к саду пройдет безболезненно, а если малыш все время находился только с мамой, то первые дни, а то и недели ребенок будет испытывать волнение, необоснованную тревожность, страх перед всем новым и проч. Вполне возможно, что у чада возникнет конфликт с кем-то из детишек. Учитывая все вышеперечисленные факторы, ребенок может отказывается посещать садик первые несколько месяцев.

Домашние дети

Очень популярное выражение в настоящее время. Домашними называют детей, которые проводят большую часть времени внутри родного дома в окружении мамы, папы, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Ребенок все время находится в центре внимания и, естественно, считает, что семья живет ради него и для него. Часто из таких детей вырастают эгоисты, которые в саду требуют подобного отношения. Никто вокруг ребенка хоровод водить не будет, малыш получает определенную долю дискомфорта и тоже отказывается ходить в садик.

Несформированный режим дня

Перед тем как отдать ребенка в детский сад, необходимо приучить его ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, так ему легче будет вставать по утрам. Некоторые дети капризничают именно потому, что не высыпаются, а виной тому родители, которые не сформировали правильный режим.

Многие родители и воспитатели в детском саду часто наблюдают сцены, в которых ребенка буквально втаскивают в сад, малыш капризничает или плачет, а в некоторых случаях закатывает настоящую истерику. В некоторых случаях поведение ребенка в детском саду провоцируют сами родители, негативно отзывались о дошкольном учреждении. Темы высокой оплате за садик, конфликтов с воспитателями, величины своей детской психологической травмы и все прочее не должны обсуждаться в присутствии ребенка.

Неуверенность в себе

Унижение и упреки, словесное наказание могут формировать у ребенка неуверенность в себе и закомплексованность. Дети, которых постоянно сравнивают со сверстниками, неуверенно чувствуют себя в саду и зачастую отказываются от походов детский садик.

Предлагаемая пища

Часто дети, привыкшие к домашней еде, отказываются от приема пищи в детском саду. Причин на это несколько:

Другой режим питания, нежели дома;

Не нравится вкус блюда;

Ребенок не употребляет некоторые продукты, например, не пьет молоко или не ест с морковку в супе.

Избирательные и привередливые в еде дети частенько отказывается от посещения садика.

Причин, отбивающих у ребенка желание посещать дошкольное учреждение, довольно много, вполне возможно, ему не нравится какой-то вид деятельности, например, рисование, возник конфликт с воспитателем, распорядок дня в саду отличается от режима дня дома и так далее.

Как решить проблему?

Почему дети не хотят ходить в сад, мы разобрались, но что делать, чтобы облегчить поход ребенка в нелюбимое место?

Неполный день в саду

Пока ребенок привыкает к новой обстановке, желательно отдавать его на пару часов, постепенно увеличивая время пребывания в саду.

Любимая игрушка

Чтобы сделать пребывание ребенка в садике более комфортным, можно дать ему с собой любимую игрушку - держа ее в руках, малыш себя будет чувствовать более спокойно и защищено.

Беседа с сотрудником детского сада

Чтобы сделать пребывание ребенка в саду комфортным, можно посоветоваться с воспитателем или психологом учреждения, объяснив при этом нежелание ребенка посещать сад. Квалифицированный работник поможет решить проблему.