Ребенок с первых дней жизни что делать. Всё о первых днях жизни малыша: уход, дом, роддом, тонкости, нюансы, возникающие вопросы

Памятны еще моменты родов, а вашему крохе уже 2 недели. Смотрите на него, и понимаете, как быстро он меняется. Вчера совсем крохотный и беззащитный, а сегодня уже такой большой и сильный. Может кто-то и скажет, что у ребенка к 2 неделям мало что меняется, но мама-то знает, как быстро растет ее малыш. Развивается, как в сказке, не по дням, а по часам, и это недалеко от истины.

Малышу уже две недели, он дома с любящими родителями, которые уже заметили явные изменения младенца

Физическое развитие малыша

Каждому родителю хочется увидеть явное развитие ребенка, но надо учитывать, что все дети индивидуальны, и рост также идет в соответствии с особенностями чада:

  • Ближе к 14 дням уходит желтизна кожи, исчезают послеродовые краснота и припухлость. Затягивается пупочная ранка, и кроху уже можно купать.
  • Начинается прибавка веса. Организм крохи освоил новое питание, грудное молоко, и положительно реагирует на кормление.
  • Большой прибавки в росте не ждите. Средние показатели равняются примерно 3 см в месяц.
  • Формируются правильные контуры головы. Лицо избавляется от отечности.
  • Голову кроха пока не держит.
  • Гипертонус мышц сохранен, ножки и ручки согнуты, ладошка сжата в кулачок. Бодрствуя, новорожденный поджимает конечности, уходя в сон, расслабляет, и они выпрямляются.
  • Природная терморегуляция отсутствует. Малыш еще не научился согревать себя, поэтому важно следить, чтобы кроха не переохладился и не перегрелся.
  • Кожа отшелушивается. Процесс проходит к 2 месяцам.
  • Двигательные рефлексы на уровне хаотичных, рефлекторных, непроизвольных движений.
  • Ноготки постепенно отрастают, их уже можно подстригать.
  • Кожные покровы ладоней и ступней сухие, покрыты трещинками.

Первая неделя, несмотря на достаточное количество молока у мамы, характеризуется потерей первоначального веса на 5-8%, но ко второй неделе жизни новорожденного отмечается повышение массы тела. Пережив родовой стресс, кроха медленно, но верно начинает добирать потерянные граммы, кушая молоко. Средняя прибавка к двум неделям составляет 150-200 грамм. Если ваше сокровище отлично ест, но почти ничего не прибавило, не волнуйтесь. Взвешивайте младенца регулярно. Ясная картина выявится к 5 неделям.


Прибавка в весе пока незначительна, так как связана с физиологическим снижением массы тела после родов

Как идет развитие ребенка?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Зрительные возможности двухнедельного малыша еще не сформированы полностью. Отсутствует дальняя фокусировка взгляда, ребенок способен видеть лицо мамы на расстоянии 20-25 см, воспринимая лишь детали. Глаза ребенка улавливают наиболее выраженные части: брови, губы, нос. Подойдя к месячному возрасту, малыш научиться задерживать взгляд на ваших глазах.

Примечательным нюансом зрения ребенка в этом возрасте служит легкое косоглазие, когда глазки малыша как бы плавают. Связана такая раскоординация со слабостью глазных мышц. Пройдет еще две недели, и все встанет на свои места, мышцы окрепнут, и «плавание» глаз прекратится. Пронесите близко от личика крохи какой-нибудь предмет, и вы заметите, как он мигнет глазками.

Работа зрительного нерва на уровне интуиции позволяет малышу видеть лица и жесты, которым он старается подражать. Проверка опытным путем: приблизьте к лицу малыша свое лицо, округлите глаза, высуньте язык. Подождите немного, чтобы малыш осознал увиденное. Спустя несколько минут кроха попробует повторить ваши манипуляции с лицом. Младенец уже ловит взгляд мамы.


В две недели малыш уже пытается уследить за мамой, разглядывая ее лицо

Становление зрения приводит к тому, что грудничок учиться удерживать взгляд на ярких движущихся предметах. Выложите малыша на спину, возьмите большую, около 10 см, погремушку, и медленно проведите ее так, чтобы она находилась на уровне глаз крохи. Водя погремушкой влево-вправо, вы заметите, как ребенок пытается фокусировать зрение на движущимся предмете.

Заметим, что у новорожденного 2 недель рефлекторный уровень ощущений переходит в сенсорный. Видя беспокойства ребенка, позвените игрушкой или спойте песенку. Кроха откликнется на новые ощущения, задержит внимание на них. Идет и развитие органов равновесия. Каждое изменение в положение тела вызывает у малыша новые ощущения. Пришло время тренировок вестибулярного аппарата. Носите ребенка на руках, меняя его положение. Простые занятия ускорят развитие, по сравнению с тем, когда малыш долго лежит в одном положении.

Что умеет малыш:

  • улавливает и следит за направлением взгляда взрослых;
  • неосознанно улыбается (рекомендуем прочитать: );
  • прослеживает движением глаз яркие игрушки (не больше 10 см в диаметре);
  • умеет поворачивать головку в сторону, услышав звук погремушки, мамин голос, звон колокольчика;
  • непроизвольно подмигивает и смешно гримасничает;
  • различает своих родителей.

Чтобы отвлечь ребенка, можно показывать ему игрушки, тихонько позванивая ими

Какие игрушки можно использовать:

  • приобретите различные звуковые погремушки с приглушенным или мелодичным звуком (шарики, колокольчики);
  • купите игрушки, которые можно подвесить в кроватке, размером 6-10 см, имеющие разную форму, материал и цвет;
  • подойдет карусель музыкальная (подвешивается над кроватью);
  • используйте специальные картинки для грудничков в черно-белом цвете.

Режим питания ребенка

Как известно, ребенка вскармливают двумя способами: материнским молоком и молочными смесями. Распишем количество молока для обоих видов, начиная с восьмого дня. Малышу на естественном вскармливании специалисты установили следующий объем молока на одно кормление:

  • на 8-й день – примерно 80 грамм;
  • 9-й – 80-90 грамм;
  • 10-й – 80-90 грамм;
  • с 1,5 недель до двух месяцев за сутки ребенок должен получать объем молока, равный 1/5 его веса.

Питание - важная составляющая для развития малыша, от которого зависит рост ребенка, его самочувствие

Ребенку на смешанном (грудное молоко + смеси) или искусственном кормлении необходимо давать смесь каждые 3 часа, с учетом 5 часового перерыва на ночь. Суточный объем пищи, начиная с 10 дней и до 2 месяцев, равен тому же показателю, что и для малышей на грудном вскармливании – 1/5 от веса новорожденного. Придерживайтесь прописанных нормам, но ориентируйтесь на индивидуальные особенности вашего сокровища.

Как понять, достаточно ли молока получает малыш?

Спокойное поведение, хороший сон, прибавка в весе – это показатели достаточного питания. Если малыш не просит кушать в течение двух часов после кормления, значит, он съедает достаточно пищи. Поскольку кроха ест только молоко, он писает около 15 раз за сутки (подробнее в статье: ). Малая прибавка веса и явное беспокойство малыша требуют проведения точных измерений. Сделайте следующее:

  • проведите взвешивание крохи голеньким на электронных весах до кормления молоком и после того, как он поест;
  • сцедите молоко в бутылочку, и посмотрите, сколько съедает малыш.

Работа пищеварительной системы

Когда мама спокойна? Когда ее кроха хорошо ест, спит и не плачет. Вторая неделя жизни из этого и состоит. Если ребенок капризничает, хнычет, плохо спит, начинает жидко какать, мама сильно волнуется (подробнее в статье: ). Зная, как работает пищеварительная система новорожденного в этом возрасте, родители быстро поймут, что не так с малышом. Мы напомним вам, как по работе ЖКТ определить, что беспокоит кроху.

Стул ребенка:

  1. Какает малыш 3-4 раза в сутки. Цвет каловых масс желтый, с кашицеобразной консистенцией.
  2. Формирование ЖКТ длится до 3-х месячного возраста, поэтому неизбежны такие проявления, как колики, срыгивание молока, может какать поносом.
  3. Ребенок много раз и подолгу плачет (более 3-х часов за весь день), сильно поджимает ножки, капризничает, не может покакать – это . Облегчить состояние поможет газоотводная трубка, питье в виде специального чая, легкий массаж животика. Необходимо показать кроху педиатру.

Массаж животика, газоотводная трубка помогут ребенку при коликах, которые являются частым гостем двухнедельного малыша

Колики

Периодический плач и внешнее беспокойство у новорожденного в 2 недели могут означать, что ваше сокровище мучают колики (рекомендуем прочитать: ). Продолжается формирование пищеварительной системы ребенка, нормализуется кишечная микрофлора – это естественный процесс развития организма новорожденного. Колики не относят к заболеванию, со временем (к 3 месяцам) они проходят сами по себе. Родителям просто надо подождать, и делать определенные процедуры, чтобы помочь крохе покакать и облегчить его состояние. Подробнее о коликах вы можете узнать из других наших материалов.

Долгие слезы малыша, когда плач длится больше 3-х часов в сутки, и повторяется чаще, чем 3 раза за 7 дней, должны обеспокоить родителей. Педиатры говорят о том, что у младенца есть болевой синдром в кишечнике. Подтверждением такому выводу служит поведение крохи: «сучение» ножками, вздутие животика, попытка ребенка избавиться от газов путем поджимания ножек. Страдания от колик связаны с незрелостью ЖКТ у грудных детей.

Желая помочь крохе, вы можете напоить его укропной водичкой, к помощи которой часто прибегали наши бабушки. Грудное молоко дает достаточно жидкости организму крохи, но колики им не снять. Есть и медикаментозные средства против колик. Круговой массаж живота вокруг пупка проводят по часовой стрелке. Помогает и легкое покачивание малыша в тот момент, когда он заплакал.

Как малыш должен спать?


Сон ребенка немного меняется: происходит увеличение ночного сна и дневного бодрствования

Постепенно увеличивается время бодрствования новорожденного. Продолжительность дневного сна к двум неделям жизни составляет несколько часов. Ночной сон может прерываться на перекус, с интервалами в два-три часа, но общее время ночного покоя незначительно увеличивается. Вторая неделя характеризуется 16-20 часовым сном, который прерывается 15-30 минутами бодрствования. Заметить проблемы со сном можно по следующим признакам:

  • общее время сна меньше 15 часов;
  • малыш бодрствует больше 4-5 часов;
  • когда ребенок не спит, он ведет себя капризно, перевозбуждается, заснув, просыпается через 10-15 минут.

Что вызывает проблемы сна?

Выяснить, в чем причины плохого сна ребенка, несложно. Маме легко отыскать их самостоятельно. Посмотрите, не запачкалась ли пеленка, сыт ли малыш, комфортна ли для него температура помещения. Уберите яркое освещение и приглушите звук телевизора или радио. Установите режим проветривания комнаты, где находится малыш, вовремя меняйте подгузники, общайтесь со своим чадо, чтобы создать для него комфортные условия жизни. Исключив все внешние раздражители, вы не заметили улучшения, обратитесь к педиатру.

Новорожденный ребенок – это само воплощение хрупкости. Его следует всячески защищать и оберегать. На первых этапах жизни малыша вся ответственность за его хорошее самочувствие и правильное развитие возлагается на родителей. Они должны обеспечить крохе максимально комфортные условия, достаточное питание и уход.

В зависимости от физиологических особенностей матери и условий протекания беременности новорожденный может появиться на свет доношенным или – такие малыши рождаются раньше предполагаемого срока. Недоношенные малыши зачастую имеют маленький вес и довольно слабенькие по сравнению с теми, кто появился на свет после 40 недель, проведенных в утробе матери. Но при правильном уходе они довольно быстро приходят в норму, и в дальнейшем не наблюдается никаких отклонений в их развитии.

Рост и вес новорожденного зависят от многих факторов. Это возраст и физическое развитие родителей, рацион питания матери, эмоциональный фон и уровень физических нагрузок во время беременности.

Рост и вес новорожденных детей

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

При рождении средний ребенок имеет рост около 52 см и весит от 3 до 4 кг. У него сравнительно большая для его тела голова и довольно слабые и короткие ручки и ножки.

Оценка новорожденного по шкале Апгар

Через минуту после рождения ребенок проходит свой первый в жизни тест - его оценят по . Оценка, которую получит малыш, показывает не только его состояние при рождении, но и необходимость реанимационных мероприятий (если он родился с низкой оценкой по шкале Апгар).

Режим новорожденного

Режим новорожденного малыша на первый взгляд прост: он состоит преимущественно из сна и недолгих периодов бодрствования, которых едва хватает на питание, переодевание и гигиенические процедуры. Считается, что новорожденный спит 18 – 20 часов в сутки. Однако, все дети разные, и подобные нормы условны.

Для ребенка, 9 месяцев бывшего одним целым с матерью, очень сложны первые недели адаптации к «раздельному проживанию». Поэтому физический контакт с мамой сейчас особенно важен. Многие дети в первые месяцы жизни требуют его практически круглосуточно – малыш перестает плакать и засыпает только на руках у мамы.

Если твой ребенок сейчас ведет себя именно так, не тревожься – время, пока малыш будет столь сильно нуждаться в твоем постоянном присутствии, пронесется очень быстро. Сейчас это кажется немыслимым, но совсем скоро ты будешь с нежностью вспоминать период новорожденности своего ребенка. А пока же заручись поддержкой остальных членов семьи, делегируй им по максимуму домашние дела и наслаждайся материнством: укачивай малыша на руках, носи по квартире (перемещаясь, ты создаешь вибрации, подобные тем, что ребенок ощущал 9 месяцев, пребывая в твоем животе), пой песни (ничто так не ласкает слух крохи, как мамин голос, который он научился узнавать из тысячи других еще задолго до рождения), почаще обнимай, выкладывай его себе на живот и, конечно же, корми по первому требованию.

Метод усиленного контакта мамы и малыша в последние десятилетия особенно широко применяется для выхаживания детей, родившихся раньше срока или с недостаточной массой тела. Такой подход называется «Метод Кенгуру» и базируется на трех вещах: постоянное совместное пребывание матери и ребенка с момента рождения, грудное вскармливание по первому требованию (при этом не ограничивается время пребывания у груди), частый контакт «кожа к кожа» (раздетого малыша выкладывают на животик на обнаженную грудь мамы, сверху для сохранения тепла ребенка укрывают байковой пеленкой).

Однако, не все дети требуют постоянного пребывания на руках у мамы. Многие новорожденные с легкостью засыпают самостоятельно в колыбели. Носить ребенка на руках длительное время, или нет – решает только мать, основываясь на реакциях малыша. Ни какие общие рекомендации, как и во многих остальных вопросах развития и ухода за младенцами, не могут быть приняты априори, потому что все дети разные. И свой собственный комфортный режим взаимодействия с ребенком каждая мама вырабатывает исключительно индивидуально – увы, только методом проб и ошибок, и никак иначе.

Уже в первые дни жизни твоего малыша ему следует сделать прививки от гепатита В и туберкулеза – см. подробнее . Если с ребенком все в порядке при рождении, эти прививки ему делают еще в роддоме. В случае проблемных родов. если крохе нужно время, чтобы окрепнуть, прививки рекомендовано сделать в районной детской поликлинике в течение первого месяца жизни.

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

Когда рождается новый человек, на небе загорается еще одна звезда. Так ли это на самом деле или это еще одна красивая легенда? Но как бы там ни было, новое солнышко появляется в доме, и вокруг малыша, пока он не подрастет, будут вращаться все домашние планеты: и мама, и папа, и обе бабушки, и оба дедушки, и все другие родственники.

К появлению в доме крохотного новорожденного чаще всего готовятся заранее. И если покупать шапочки, ползунки и пеленки чаще всего не спешат, пока малыш не родится, то комнату или хотя бы уголок стараются подготовить заранее, присматривают коляску и кроватку, ванночку и весы, а будущие родители, если и не посещают курсы, то ищут самую разную информацию о том, как ухаживать за деткой.

Казалось бы, недостатка в любых сведениях сегодня просто не может быть, однако же любые сведения — это теория, а когда пищащий кружевной конверт оказывается в доме, то немудрено что-то забыть или перепутать. Конечно, опытные мамы, которые уже имеют хотя бы одного ребенка, не растеряются и точно знают ответы на многие вопросы. Но вот молодые мамы, родившие впервые, часто оказываются в некотором замешательстве.

Однако ребенок — это не кукла, и он требует ежесекундного внимания, постоянной заботы и умения помнить о многих вещах одновременно. Безусловно, навыки по уходу за новорожденным непременно появятся, причем случится это достаточно быстро, однако первые недели после возвращения из роддома могут оказаться довольно хлопотными.

Грудничок в доме: главные правила

Когда в доме появляется новорожденный малыш, то главного, необходимого и обязательного становится столько, что из этого огромного списка приходится выбирать то, что важнее всего остального.

Кто поможет? Кто подскажет? Ведь любые теоретические знания оказываются совершенно неприменимыми на практике, когда на тебя смотрит человечище с весом около трех с половиной килограммов (а ведь бывает и меньше). Даже очень деятельные и решительные молодые женщины могут оказаться в растерянности. На помощь супруга можно не особенно рассчитывать, потому что его смелость распространяется еще на меньшее.

И именно поэтому не просто важно, а архиважно и экстраважно, чтобы рядом находился кто-то опытный, кто уже имел дело с новорожденными младенцами и умеет с ними обходится. Причем было бы неплохо, чтобы этот человек (а это может быть мама, сестра, которая уже имеет детей, подруга или даже соседка) постоянно находился рядом хотя бы пару дней. За это время молодая мама придет в себя, немного освоится с ситуацией и освоит важнейшие практические навыки, которые просто необходимы при уходе за новорожденным.

Кроме того, действительно важно, чтобы все необходимое для малыша на этом этапе его жизни уже было куплено, постирано, проглажено, помыто и продезинфицировано и лежало не «где-то в шкафу» или «на той полке», а было действительно под рукой, и чтобы на поиски не надо было тратить ни одной секунды и ни одной нервной клетки.

Теперь можно переходить и к другим очень важным пунктам.

Кормление новорожденного младенца

Всемирная Организация Здравоохранения и все современные педиатры мира абсолютно единогласны в том, что касается кормления новорожденных: даже самые лучшие смеси не способны заменить грудное молоко, поэтому, если лактация нормальная, то кормить ребенка необходимо только грудным молоком.

Давно известно и неоднократно подтверждено во многих исследованиях, что грудное молоко для новорожденного — это не только еда, которая обеспечивает быстро развивающийся организм всеми необходимыми питательными веществами, но и самая главная защита от заболеваний, поскольку незрелая иммунная система малыша еще не способна надежно его защитить от бактерий и вирусов, а с грудным молоком кроха получает необходимую защиту.

Грудное молоко стерильно, в нем содержится достаточно много необходимой для полноценного развития и роста лактозы, а также идеально сбалансированный состав жиров, протеинов, аминокислот. Содержатся в грудном молоке и все необходимые витамины и минералы, в том числе и кальций, который жизненно необходим для роста и для формирования всех костей скелета, а также для полноценного развития всего организма.

Но, наверное, самое важное то, что СВДС (синдром внезапной детской смерти) иногда связывают со сном грудничка в родительской постели. Однозначных и абсолютно бесспорных доказательств зависимости СВДС от сна в одной постели со взрослыми не существует, однако разве стоит рисковать, если есть хотя бы минимальные сомнения? А сомнений в этом вопросе возникает немало.

Конечно же, место для сна новорожденного определяют родители, однако не будет лишним прислушаться к советам врачей и ученых и принять во внимание опыт миллионов семей.

Новорожденный и окружающая среда

Какой должна быть температура воздуха в комнате, где живет младенец? Нужно ли проветривать эту комнату и как часто это следует делать? Эти вопросы интересуют и родителей, и бабушек, однако же многие имеют свою точку зрения, которая, к сожалению, нередко далека от правильной.

Что касается температуры воздуха в помещении, то она не должна опускаться ниже 20 °С, но и выше 22-23 °С — это многовато. В помещении, где находится малыш, не должно быть жарко, потому что слишком высокая температура в помещении приводит к быстрому размножению бактерий, к понижению иммунитета, который и так еще практически отсутствует и находится только на стадии формирования, к беспокойному сну.

Безусловно, в комнате, где находится малыш, не должно быть сквозняков, однако проветривания комнаты должны быть обязательными и регулярными. Именно проветривание позволяет очистить воздух от вирусов и бактерий, регулировать температуру воздуха и немного воздействовать на влажность.

Проветривать комнату — это не значит сделать крохотную щелочку, слегка приоткрыв малюсенькую форточку минуты на три, проделывая эту процедуру раз в неделю.

Проветривать комнату, в которой живет маленький ребенок, следует несколько раз в день.

Окно для проветривания (а в холодное время года форточку) следует открывать полностью и проветривать не менее десяти минут (если на улице очень холодно, то не менее пяти минут). Малыша на время проветривания лучше выносить из комнаты.

Очень важный параметр воздуха в комнате — влажность . Регулировать влажность немного сложнее, однако существует и специальное оборудование, позволяющее увлажнять или осушать воздух в помещении, и проверенные «домашние» способы. Например, чтобы увеличить влажность в комнате зимой, на батареи можно положить мокрые полотенца.

Крайне важен и такой показатель, как запыленность воздуха. Чтобы малыш чувствовал себя максимально комфортно, необходимо ежедневно проводить влажную уборку. Кроме того, пока ребенок совсем крошечный, лучше убрать любые ковры и ковровые дорожки, а также все то, что может притягивать и собирать пыль.

Что касается комнатных растений, то из комнаты, где спит грудной младенец, их все же лучше убрать, потому что на листьях собирается немало пыли, да и сами комнатные растения (а большинство комнатных растений экзотические) могут выделять в воздух не очень полезные для ребенка вещества. Когда же малыш немного подрастет и окрепнет, все вазоны смогут вернуться на свое место.

Очень важны для младенца . Длительность первой прогулки может быть до получаса, затем прогулка будет становиться все более длительной. Отправляясь на прогулку, необходимо взять с собой все, что может понадобиться малышу: и запасные пеленки и подгузники, и питьевую водичку, и специальные детские мокрые салфетки с экстрактом ромашки, и другие необходимые предметы.

Однако прогулка будет полезной только тогда, когда поблизости не будет оживленных автомобильных магистралей или других подобных объектов, которые загрязняют воздух. Конечно же, лучше гулять в парке или в сквере, в крайнем случае — в тихом дворе. Если гулять на улице нет возможности, коляску с малышом можно оставлять на балконе.

Конечно же, на нескольких страницах невозможно рассказать обо всем, что следует знать молодой маме, однако опыт придет очень быстро, и неуверенные движения станут ловкими и сноровистыми. Главное — доверять своей интуиции, любить малыша и прислушиваться к мнению педиатра. Очень важно спрашивать обо всем, что вызывает хоть малейшие сомнения, потому что от своевременного правильного ответа даже на самый, казалось бы, крошечный вопрос, может зависеть благополучие крохи.

Внимание! При возникновении любых вопросов по поводу ухода за новорожденным младенцем или по поводу его здоровья следует немедленно обращаться к педиатру, который наблюдает за этим ребенком. Телефоны врача, патронажной медсестры и детской поликлиники, как и телефоны служб неотложной медицинской помощи, всегда должны находиться на видном месте.

Выводы

Малыш родился — на небе зажглась еще одна звезда. А это значит, что эта кроха может стать звездой спорта или звездой оперы, звездой политики или дипломатии, звездой в любой области и отрасли. Но пока что это настолько крохотное существо, что даже мама побаивается к нему прикасаться.

Конечно, эти опасения не будут долгими и мама быстро научится и пеленать, и кормить, и срезать крохотные ноготки на миниатюрных пальчиках, однако появятся другие опасения: а не получит ли «пару» на уроке, а не подерется ли во дворе, а не забыл ли пообедать…

Но разве есть более приятные хлопоты и переживания, чем переживания о своем ребенке? А пока что мама беспокоится о пеленании и кормлении, о прогулках и проветриваниях, и даже прорезывание первого зуба ей кажется весьма отдаленным будущим. Но главное, что должна знать каждая мама, — в ее руках сейчас и будущее этого малыша, и будущее семьи, и будущее страны. И даже будущее всего человечества сейчас в руках молодой женщины, которая с некоторой опаской пытается впервые в жизни поменять пеленки вопящего сокровища.

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

Меню 9 мес. ребенка при грудном вскармливании

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Ответы на самые важные вопросы о прикорме маленьких детей

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

Важность прикорма с 6 месяцев при грудном вскармливании

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.