Шесть способов учиться на своих ошибках. На ошибках учатся

Тема занятия: « На ошибках учатся ».

Познавательная беседа

Цель: Формировать понятия успешности; создать психологический портрет успешного человека.

Оборудование: Компьютер, презентация.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о страхах. Каждый человек чего-то боится. Кто-то боится за себя, а кто-то за своих близких. Главное, обрести умение управлять своими страхами и находить способы их преодоления.

I I . Основная часть.

1. Игровое упражнение « Школа - это...».

Цель: совершенствование ассоциативного мышления.

Сейчас мы поиграем в игру. Я назову общее слово, а вы попробуете подобрать к нему как можно больше подходящих слов. Но сначала потренируемся. Я назову слово «радость», а вы подберете к нему как можно больше подходящих слов.

А теперь я называю слово «школа». Какие слова первыми приходят вам в голову, когда его слышишь? Следующее слово «уроки». Теперь подбери слова к понятию «учитель».

Итак, мы сегодня узнали, что школа для вас связана с такими словами как: уроки, учитель, домашнее задание, отметки, учебники, тетради и т.д.

2. Разогрев. Упражнение «Чего я боюсь?»

Цель: развитие способности распознавать свои школьные страхи и находить способы их преодоления.

Каждому ответу соответствует свой знак (большой палец, поднятый вверх, означает «согласен», опущенный вниз - «не согласен»).

Прослушайте внимательно следующие утверждения:

    Я волнуюсь по поводу своей учебы.

    Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения.

    У меня часто болит голова или живот.

    Мне трудно сосредоточиться.

    Мне трудно принимать решения.

    Иногда мне немного трудно знакомиться с новыми людьми.

    Я чувствую, что на меня давят другие люди.

    Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.

    Думаю, я слишком много волнуюсь.

    Взрослые слишком многого от меня ждут.

    Я боюсь ошибиться.

Человеку свойственно тревожиться в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность, например, неожиданная контрольная работа, или ты не выполнил домашнее задание и не знаешь, как к этому отнесется учитель.

Можно начать переживать неудачу заранее, еще даже не отдавая себе отчета в том, что же конкретно беспокоит. Бывают ли такие ситуации, что вы выучили стихотворение, но боитесь, что не сможете рассказать его без ошибки? Вспомним такие случаи.

Волноваться перед контрольной работой или перед ответом у доски - это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тревожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что знаем хорошо. Можно научиться справляться со своим страхом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки.

3. Упражнение «На ошибках учатся»

Цель: научить детей способности объективно воспринимать собственные ошибки.

Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из нас знает, что он время от времени ошибается. Можете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь свою крупную ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым разом они учатся и не делают больших проблем из своих неудач. А как вы реагируете на свои ошибки?

Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если есть желание, можно еще и нарисовать небольшие иллюстрации к своему рассказу.

А сейчас возьмите новый лист бумаги и напишите на нем очень крупно: «Делать ошибки - это нормально. На своих ошибках мы учимся. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!». Украсьте свои листы так, чтобы было приятно на них смотреть. Потом можно повесить их дома на стену.

Возможные вопросы:

Переживаете ли вы, когда совершаете ошибку?

Пытаетесь ли вы снова и снова совершать какое-то действие до тех пор, пока не научитесь его делать правильно?

Кто радуется вместе с вами, когда у вас что-то получается?

II. Практическая часть. Ход работы.

1. Упражнение «Рисуем слово»

Цель: развитие способности распознавать свои школьные страхи.

Иногда одно имя, без реального присутствия человека, или название предмета, которого мы боимся, может вызвать страх. При словах математика и учитель у некоторых школьников даже дома опускаются руки и портится настроение. Таким образом, слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскрешает переживания прошлого опыта. Одно и то же слово может вызывать у разных людей разные чувства.

Например, я произношу слово "контрольная". Все реагируют на него по-разному:

    Что это слово значит для вас? Какие чувства и воспоминания приходят?

    Какие возникают ассоциации?

    Представь себе это слово написанным на листе бумаги. Как оно выглядит?

    Как звучит слово "контрольная"?

2. Упражнение «Волшебные слова»

Цель: научить детей способности самостоятельно находить способы преодоления страхов.

Сегодня мы с вами, как волшебники, научимся заряжать слова волшебной силой, превращать их в «магические», менять свое отношение к ним. Итак, начнем.

1. Предлагаю для начала определить проблему, которая вас тревожит.

2. Теперь составим список слов, относящихся к данной проблеме.

Продолжите предложение: «Стоит мне услышать слово...»

Какое это слово для вас? Какое слово заставляет волноваться сильнее всего?

3. Пожалуйста, закройте глаза и вообразите, что это слово написано на бумаге...

Как оно выглядит? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные? Обращайте внимание только на те представления, которые возникают легко, будто сами по себе. Подумайте, чей голос произносит это слово и как? Из какого материала сделано это слово? Какой у него запах и вкус? Слово может навеять впечатления, о которых я не спрошу. Обращайте внимание и на них тоже.

Представили? Если вы хотите научиться спокойно и уверенно реагировать на мысли о каком-то событии, то уже само слово, обозначающее это событие, должно вызывать чувство уверенности и спокойствия. Сделайте так, чтобы это слово вызывало у вас только хорошее настроение.

Итак, теперь давайте мысленно изобразим слово по-другому, чтобы оно стало для нас приятным, привлекательным.

- Как должно быть написано слово?

-Как должно оно звучать?

Как вы должны его ощущать?

Какие другие особенности имеются у этого слова?

Приукрасьте это слово, пусть оно станет "безобидным".

- А сейчас возьмите цветные карандаши, фломастеры и нарисуйте, как преображается это слово.

III. Заключительная часть:

Притча. «Осел и колодец.»

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?».Тогда хозяин ослика рассудил так: «Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно - почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю». Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг,он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу. Он был очень изумлен от того, что увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много разных преград и каждый раз жизнь будет посылать все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхните его и поднимайтесь наверх и только так вы сможете выбраться из колодца.

Ведь каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца. Просто нужно в стряхнуться и подниматься наверх.

Обсуждение итогов встречи (2 мин.)

А теперь, расскажите мне, пожалуйста, о том, что вам понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем вы довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными. (Ответы).


Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки - лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки - целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.

Будьте готовы признавать свои ошибки

Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong » на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.

Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.

Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как и честности.

Признание своих ошибок также тренирует осознанность - способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.

Избегайте руминации

Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.

Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:

  • Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
  • Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.

Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ - задавать правильные вопросы.

Задавайте правильные вопросы

Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:

  • Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
  • Что можно спасти в этой ситуации?
  • Есть ли скрытая возможность в ошибке?
  • В чем была причина ошибки?
  • Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
  • Вы совершили ошибку, ?
  • Что можно сделать иначе?
  • Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
  • Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
  • Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
  • Что сработало? Что не сработало?
  • Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
  • Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
  • Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?

Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.

Сочувствуйте себе

Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.

Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с и принимались за учебу снова.

Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:

  • Мои ошибки не определяют мою личность.
  • Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
  • Ошибки - часть человеческого существования.
  • Я горд тем, что попробовал.
  • Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
  • Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
  • Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
  • Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.

Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха

Худшее, что может произойти - дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».

У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.

Применяйте пробный подход к жизни

Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок - лучшая техника решения проблем на все времена:

  • Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
  • Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
  • Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.

Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!

Наверное нет людей в мире, которые не делают ошибок в своей жизни. Вот почему умение учиться на своих ошибках- это очень ценно. Если вы можете улучшить ваше собственное поведение и учиться на своих ошибках, тогда вы достойны восхищения.

Однако это не так легко, а иногда это просто невыполнимая задача. Поэтому здесь я предлагаю вам несколько советов, которые помогут вам превратить неудачи в успех.

На ошибках учатся

1. Простить себя

Ваше неумение прощать себя и других, создает препятствие к духовному и интеллектуальному росту. Вот почему вы должны простить себя за свои ошибки и посмотреть на свои ошибки, только как на возможность развить себя, как личность и .

2. Не будьте идеалистом

Если вы живете с постоянным страхом сделать ошибки, то в своей жизни вы не добьетесь ровным счетом ничего. Нет вреда в том, что вы делаете ошибки, это просто неотъемлемая часть вашего роста и жизни в целом.

3. Сохраняйте спокойствие

Не будьте слишком эмоциональными! Сохраняйте спокойствие в любой жизненной ситуации, и это позволит вам анализировать каждую проблему трезво и принимать важные решения адекватно.

4. Сосредоточьте внимание на причины

Не концентрируйтесь на самой ошибке. Лучше сосредоточиться на причинах этой ошибки, т.е. на процессе, что вызвало этот сбой.

5. Не обращайте внимания на несправедливую критику

Иногда люди так чувствительны к критике, что вместо того, чтобы извлекать что-то из нее, они продолжают совершать все больше и больше ошибок. Кроме того, если критика абсурдна и совершенно несправедлива, вам не должно казаться, что это ваша вина. Все великие люди были в состоянии признать свои ошибки, спокойно реагировали на разумную и игнорировать недобросовестную критику.

6. Не ленитесь

7. Видеть ваши шансы

Очень часто вы идете в одну сторону, хотя, есть и другая, и, возможно, это именно та, что вам нужна. Однако это можно понять только спустя много лет. Позже многие жизненные ситуации кажутся смешными и вы узнаете, что есть альтернатива, вы просто не обратили внимание на нее по какой-то причине.

8. Не тратьте время, пытаясь исправить ошибки

Лучше признать свою ошибку, принять это и попытаться извлечь из нее урок. Если вы сделаете это, то это будет ваш большой успех.

9. Неудачи - ваши уроки

Это должен быть ваш жизненный принцип. С помощью ваших собственных ошибок, вы можете обрести мудрость и ускорить самосовершенствование. Ошибки связанные с рисками являются основой успеха.

10. Быть оптимистом

Если что-то пойдет не так, не впадайте в отчаяние. Все временно. Принимайте все как есть, пользуйтесь своим чувство юмора. Оптимизм-это мощная сила, действующая в правильном направлении. С её помощью вы сможете решить все свои проблемы. О том можете узнать по ссылке.

Если вы захотите избежать своих ошибок любой ценой, они станет психологическим барьером для вас. Если вы допустили ошибку, не прячьтесь в панцирь. Помните, что Ваш успех требует силы воли, интеллекта, целеустремленности, настойчивость и… ошибаться. Подумайте об этом и используйте этот шанс, чтобы изменить ваше отношение к успеху.

Человеку свойственно ошибаться, и он пользуется этим свойством часто и с удовольствием.

На ошибках учатся! А так ли это?

Ошибки – очень разные и очень одинаковые – давно уже наводнили нашу жизнь. Да и вообще, если задуматься, обойтись без ошибок все равно не получится.

Однажды как-то Билл Гейтс сказал, что он предпочитает брать на работу тех людей, которые совершали ошибки: они умеют рисковать. Конечно, речь идет об «умных» ошибках: они совершаются исключительно потому, что не все в нашей жизни возможно просчитать. Но все-таки очень хочется свести их количество к минимальному.

На ошибках учатся с самого детства

Когда надо начинать учиться избегать ошибок? Когда за нас еще принимают решения родители.Нет, я вовсе даже и не шучу, ведь по большому счету ни одна ошибка не должна пройти в нашей жизни незамеченной: мы должны вынести урок для себя и больше ее уже не повторять. Но только что же получается?

Умеем ли мы это делать? Сведения статистики говорят, что делать выводы из неприятных ситуаций (а не оценивать ее, сдабривая крепкими выражениями) способна только половина из нас. И только треть от этой половины в состоянии применять полученные результаты оценки в будущем.

Почем так происходит? Потому что в детстве родители учат нас абсолютно всему – но только не тому, чтобы понять, как это – «учиться на собственных ошибках»! Доказательство тому – детская площадка. Ребенок карабкается по лестнице, а сзади стоит мама и держит его. Рука ребенка соскальзывает, но мама туту как тут – и ребенок продолжает ползти дальше, и опять соскальзывает.
Что произошло? Да в общем-то, как раз ничего! Гораздо целесообразнее было бы оказаться за малышом, но только на расстоянии 10-15 сантиметров, чтобы в случае чего действительно схватить его. Какой прок? Малыша надо научить, что определенные движения на лестнице ломают чувство уверенности и могут привести к печальным последствиям.

Возможно ли это? Естественно, но только в том случае, если мы однажды позволим ему ошибиться. Не спорю, существуют особо упрямые индивиды, которым одного раза может оказаться недостаточно. Да и нервное напряжение у родителей, которые не ощущают под рукой малыша, тоже несоизмеримо больше – но и толку от такого движения вверх больше! Научиться чему-то можно лишь в том случае, если мы усвоили урок – так почему бы не начать учить этому своего ребенка еще задолго до того, как он вступит во взрослую жизнь?!

Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос

Кстати говоря, ничего не отличается и политика крупных бизнесменов, которые стараются по полочкам разложить предполагаемый пласт работы своему подчиненному, не оставляя за ним ни возможности проявить творчество, ни права на ошибку. Зачем? Сроки поджимают! Но только тогда бесполезно сетовать через несколько лет, что и положиться в компании не на кого: мы сами загоняем себя в этот угол! Если есть причины для беспокойства, гораздо продуктивнее оказывается беседа, построенная на вопросах: пусть подчиненный сам объяснит, каким образом он планирует выполнить задание.

Наличие ошибок – непременное условие для получения жизненного опыта, без которого человек никогда не повзрослеет и не сможет развиваться, ведь без учета своих неудач, поражений и неправильных поступков он не исправится и не станет лучше. Нравится нам или нет, шишки, ссадины и шрамы – закономерности бытия, согласно которым существует цивилизация. Конечно, приятно учиться на чужих ошибках, чтобы уберечь себя от их последствий. Но всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих? Будет ли это так же эффективно?

Выдающиеся писатели и мыслители на протяжении всего исторического процесса задумывались над этой темой так же, как и я сегодня задумываюсь над этим письменным столом. Мне вспоминается роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», где главный герой Григорий Мелихов, пережив многочисленные потрясения и боевые походы под разными знаменами, наконец, осознает, что война, на чьей бы стороне она не была, это гибель ни в чем неповинных людей и опустошение земель. Он начинает свой жизненный путь, не задумываясь о сущности ратных подвигов. Молодой казак – отличный боец и, что называется, в рубашке родился. Он отлично видел, как война калечит его односельчан нравственно и духовно, но ему нужен был собственный опыт, чтобы понять это. Без него он не нашел бы правды, которую искал. На чужих ошибках такие вещи не осознать.

Михаил Булгаков тоже коснулся этой темы в своем романе «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат, один из самых сложных его героев, совершает фатальную ошибку, которая определила ход мировой истории в последующие столетия. Он отдал распоряжение о казни проповедника Иешуа, понимая, что руки его будут запятнаны кровью невинного человека. За это решение Пилат понес суровую кару, ожидая прощения и терзаясь муками совести не одну тысячу дней. Какой урок вынес римский чиновник? Свою роковую ошибку он точно исправить не смог, да и случаев ему больше не представится. Нет, его опыт не был столь поверхностным и буквальным, это не мораль в басне. Герой осознал, что он — не бог, и не может выносить приговоры, где решается вопрос жизни и смерти. Его власть – всего лишь земная. Но он, похоже, единственный владыка, который понял свое бесправие и принял его. Это прозрение можно почувствовать лишь ценой опыта, ведь иные власть имущие умирают, так и не узнав истину. Взамен иллюзии они отдали душевный покой и независимость. Пилат, в отличие от них, пережив испытания, стал свободным. Чужие ошибки не помогли бы ему это сделать.

Таким образом, я делаю вывод, опираясь на опыт великих русских писателей, что чужие ошибки не всегда могут нам помочь. Свой опыт гораздо полезнее, ведь чужой мы можем истолковать неправильно, так как не знаем того, что знает этот человек. Кроме того, кардинальные изменения могут совершить в нас только собственные выводы и уроки, которые мы получили.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!