Список грехов для исповеди женщины, мужчины, детей. как написать.что говорить? Подготовка детей к причащению

«Не так давно возвращается мой сын, которому только-только исполнилось 7 лет, из сада, и задает вопрос, который меня совершенно огорошил. - Мама, а не пора ли мне исповедаться? У меня глаза стали как 5 рублей после этого. Откуда вообще он такое взял?» - пишет Наталья в своем ЖЖ и продолжает:

«Этот вопрос задала ему одна из девочек в садике! То есть, для нее это было нечто уже известное, и, как видно, она уже ходила исповедаться.

Мы спокойно относимся к религии, в церковь мы заходим только из соображений приобщиться к истории и культуре, например, когда в поездках смотрим храм или монастырь. На мой взгляд, религия и вера - то, что ребенок должен сам осознать, когда подрастет, и тогда уже думать, нужно это или нет.

Иначе, если родители начинают внедрять православный или какой-то другой религиозный образ жизни, можно дойти до абсурда. Например, в соседнем доме у нас есть семейство, где верующие родители установили полный диктат над детьми. Они соблюдают все посты, девочки носят только длинные юбки, до полудня в воскресенье они не едят, так как это время причастия. В свободное время говорят только о боге, ну и разумеется - регулярно ходят в церковь и поют в церковном хоре.

А вы что думаете? Кто должен выбирать веру ребенку - он сам или родители?»

«Новые Известия » решили помочь Наталье и нашли интервью Протоирея Илии Шугаева (настоятель Храма Михаила Архангела в г. Талдом).

Как понять, готов ли ребенок идти на первую исповедь?

Ребенок не готов к исповеди, если не может на себя критично взглянуть. Для священника неготовность ребенка сразу видна. Если на самые простые вопросы вроде: «Может быть, ты не слушался родителей?» – ребенок отвечает: «Нет, я всегда слушаюсь», то сразу видно, что он говорит не о себе реальном и грешном, а о том, какие у него есть представления о правильном поведении. И это для определенного возраста совершенно нормальное поведение. Ребенок знает, что он вообще-то хороший, а то, что и хорошие люди могут совершать плохие поступки, он еще не может понять. В пять-шесть лет – это признак нормального развития, поскольку ребенок должен жить с ощущением, что он хороший и его все любят. Гораздо хуже, если ребенок будет на все вопросы о грехах соглашаться и говорить: «Я мешаю родителям, я плохо себя веду». Это будет признаком не покаяния, а усвоенной роли плохого ребенка и заниженной самооценки. Ребенок, который внутренне созрел для исповеди, на вопросы священника будет отвечать с рассуждением: «Такого-то греха у меня нет, такой есть, а этот совсем немного».

С какого возраста ребенок должен идти на исповедь? Существуют ли исключения?

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае, пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обычно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые. Исключения, конечно же, бывают – кто-то и в шесть лет очень серьезно исповедуется, а кто-то и в восемь лет не может на себя взглянуть со стороны. Важно, чтобы родители не переусердствовали в последнем случае, заставляя ребенка исповедоваться.

Нужно ли заставлять ребенка идти на исповедь?

Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Мне кажется, что духовный рост гораздо важнее факта исповеди.

Как готовить ребенка к первой исповеди?

Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди – это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на листочке бумаги, по которому можно прочитать грехи на исповеди. Но родители не должны писать грехи за ребенка на бумажку, которую он прочитает на исповеди.

После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.

При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно, когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив, возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д. Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой – совесть.

Для ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Грехи по отношению к старшим. Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

Ругался нецензурно. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины или фильмы. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Что делать, если ребенок не может преодолеть страх и подойти к священнику?

Исповедь совершается перед крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.

Хотелось бы, чтобы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у креста и Евангелия – это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». В кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и медсестра, которая помогает врачу. Так и на исповеди: мы стоим на исповеди перед Богом – Врачом наших душ – и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь – это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь – это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения.
Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Между тем опыт стран и народов, у которых детские исповеди были обязательными и поставлены на поток, показывает, что эта процедура зачастую превращается в пустую формальность, в равной степени неугодную ни детям, ни самим священникам. Лучший пример тому - эпизод из фильма Феллини «Амаркорд », в котором святой отец задает всем мальчикам один и тот же вопрос:
- Рукоблудием занимался?..
После чего грех отпускался и мальчики шли заниматься тем же, что и все остальные мальчики во все времена и у всех народов.

С какого возраста ребенок должен исповедоваться?

На мой взгляд, довольно важным проблемным моментом в сегодняшней жизни Церкви является практика детской исповеди. То, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, стало нормой с синодальной эпохи.

Как писал в книге о Таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, у многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

Дети в семь лет, а некоторые и чуть раньше, видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием. Но чаще всего за детской исповедью скрываются другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает: когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое то обезьянничество по отношению ко взрослым со стороны самого ребенка – нравится: стоят, подходят, батюшка что то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит.

У большинства детей нравственное сознание просыпается значительно позже семилетнего возраста, и я не вижу в этом ничего катастрофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится бóльшая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него: видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.

Как часто нужно исповедовать ребенка?

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, – это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресенье или, по крайней мере, часто (правильно ли это для ребенка – тоже вопрос), а потом – с семи лет – их водят тоже чуть ли не каждое воскресенье под разрешительную молитву.

Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику – то, что батюшка ожидает. «Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл…» Перечень этот легко восстанавливается, и они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: «я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать» – вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят еще много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз. Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то то и то то плохо сделал, «что то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет: «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно. А если положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически, безо всяких эмоций. Так же и исповедь с какого то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому благословлять детей на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться им нужно как можно реже.

Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и Таинство Покаяния надолго, но к детям то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная, серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время – давать им благословение на Причастие, ввести это не в самодеятельность священника, а в каноническую норму. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз – в восемь, третий раз – в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой.

Насколько часто надо причащать маленьких детей?

Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин пре по дается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов не имущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения.

А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем вам хотелось бы, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь.

Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоему магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ждет от нас того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном Таинстве – «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.

Родительское участие в подготовке к исповеди

Главное, чего нужно избегать родителям при подготовке ребенка к исповеди, в том числе и к первой, – это наговаривания ему списков тех грехов, которые, с их точки зрения, у него есть, или, вернее, автоматического перенесения каких то его не самых лучших качеств в разряд грехов, в которых он должен покаяться священнику. И конечно же, ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке, что тот ему сказал в ответ и не забыл ли он о таком то грехе.

В данном случае родители должны отойти в сторону и понимать, что Исповедь, даже семилетнего человека, – это Таинство. Вмешательство кого бы то ни было в Таинство церковное, особенно такое деликатное, как Таинство Исповеди, является совершенно неприемлемым. И любое вторжение туда, где есть только Бог, исповедующийся человек и принимающий исповедь священник, пагубно.

В тех случаях, когда это сознание необходимо формировать в прихожанах, его нужно воспитывать через проповедь, через саму организацию совершения исповеди, через предварительное многократное оповещение о том, что не нужно подходить слишком близко, нельзя каким то образом реагировать, если вы что то случайным образом услышали во время исповеди. Может быть, проводить особенные беседы с родителями и с прародителями об их деликатном отношении к исповеди детей и внуков. Все это, безусловно, в том или ином виде может иметь место.

Как научить ребенка правильно исповедоваться?

Побуждать своих детей нужно, скорее, не к тому, как исповедоваться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребенком, если мы перед ним виноваты. Когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. и наше отношение к исповеди, все это, вместе взятое, не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.

А главным учителем того, как ребенку каяться, должен быть совершитель этого Таинства – священник. Ведь покаяние – это не только некое внутреннее состояние, но еще и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния.

В зависимости от меры духовного взросления ребенка его надо подводить к первой исповеди. Задача родителей – объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то, и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу.

А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе маленьким, о его грехах. И ему естественнее говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, – в этом есть какая то фальшь и ложное назидание. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы хотя бы косвенно судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому разумнее всего вручить ребенка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.

Может ли ребенок сам выбирать, у какого священника исповедоваться?

Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства – процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.

А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится – и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг к другу относятся, то мудрые родители христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим родителям важно и полезно своих детей, начиная с какого то их возраста, посылать в другой приход, чтобы они были не с нами, не на наших глазах, чтобы не возникало этого типичного родительского искушения – боковым зрением проверить, а как там наше чадо, молится ли, не болтает ли, почему его не допустили до Причастия, за какие такие грехи? Может, мы так, косвенно, по разговору с батюшкой поймем? Вот от таких чувств почти невозможно избавиться, если ребенок ваш рядом с вами в храме. Когда дети маленькие, то родительский досмотр в разумной мере понятен и нужен, когда же они становятся отроками, то, быть может, лучше мужественно пресечь такого рода близость с ними, подальше отойдя от их жизни, умалить себя ради того, чтобы было больше Христа, а меньше тебя.

Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и богослужениям?

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького.

И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное – уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой.

И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о том, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на Литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таин и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, – чтобы посещение службы и Причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на Литургию и приобщиться.

И быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на Литургию опаздываем!», а он, проснувшись без нас, увидел бы, что дом то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божия.

Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами.

Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на Литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители никогда не должны побуждать своего ребенка к Исповеди или Причастию в его уже сознательном возрасте. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

Это только некоторые моменты, связанные с современной практикой детской исповеди, которые я изложил как приглашение к тому, чтобы мы продолжили это обсуждать. Но хочется, чтобы люди в значительной степени более духовно опытные и десятилетиями имеющие духовническую практику, высказались по этому поводу.

Из книги: Протоиерей Максим Козлов.
Детская исповедь: не навреди! Москва: Никея, 2014


Как порой ни были утомительны исповеди взрослых, все же самые тяжелые исповеди для меня — детей и подростков.

«Не слушал папу и маму, плохо учился, не убрал комнату, с братиком поругался, не вынес мусор, смотрел "плохие" мультфильмы…» — максимум, что лет в 7─12 «выжимает из себя» ребенок на исповеди. Да и в более старшие года содержание исповеди практически не меняется. И если он причащается каждое воскресенье, то ему каждую неделю приходится повторять на исповеди одни и те же зазубренные фразы. О том, что недостойно вел себя в храме, не благодарил Бога, был невнимателен на молитве, то есть о своих отношениях с Богом — не говорит, за редким исключением, никто.

Еще хуже обстоит дело с исповедью детей из нерелигиозных семей, где нет домашней молитвы и не звучит Евангелие. Их приводят на исповедь перед учебным годом или «заодно» во время экскурсии в монастырь, в воспитательных целях («Вы, батюшка, его вразумите»). В любом случае мотивация к исповеди со смыслом самой исповеди не имеет ничего общего. Как правило, ни эти дети, ни родители толком не понимают сути таинства. Ребенку подсказали, что нужно «батюшке» рассказать плохие поступки, чтобы «Боженька простил». И все. С реальной семейной жизнью таинства никак не связаны. Как правило, лет в 15 этих детей в храме уже практически не видишь. Да и во взрослой жизни только единицы из них по-настоящему обращаются к Евангелию. Только как вот объяснить приводящим на исповедь этих детей тетям, мамам и крестным, что такой подход недопустим, дети не подготовлены к исповеди и Причастию?

Лакмусовой бумагой духовной атмосферы в семье считаю поведение младенцев в возрасте до трех-четырех лет перед Чашей Причастия. В воцерковленной семье, где ежемесячное причащение для всей семьи является нормой, где звучит Слово Божие, младенцы причащаются очень спокойно. Но вот подносят другого — и «драма» начинается. Плач на весь храм. Ребенок обеими руками отбивается, отворачивает лицо, прижимается с хныканьем к принесшей маме/тете/бабушке: «Не хочу!» Мама пытается силком его (ее) развернуть к Чаше, пономарь перехватывает ручонки, священник пытается попасть лжицей в искривленные губы, с риском, что капли Причастия будут разбрызганы по сторонам. В ход идут уговоры: «это же сладенько, скушай медик (сок, варенье)» (при этом взрослые не осознают кощунственности этих слов). Уговоры не действуют, время затягивается, мама тоже начинает нервничать. Атмосфера накаляется. А когда таких детей несколько?.. Наконец, священник с пономарем изловчились… «Причастие» совершилось! Довольная мама или бабушка отходит в сторону. А я думаю о том, что теперь слово «причастие», вероятно, закреплено в сознании ребенка с ассоциацией чего-то очень неприятного. Впоследствии, в силу возраста, он забудет о случившемся. А в подсознании история останется. И равнодушие к таинству, восприятие его как непонятного, мертвого, обряда, возможно, обеспечены. Прекрасная предпосылка к воспитанию религиозно индифферентных людей, лиц, откровенно не любящих Православие. Ребенок травмирован «причастием», и хорошо, если эта травма будет впоследствии преодолена его личным религиозным опытом и встречей с хорошим священником… Если ребенок переживает причастие как трагедию — я против его причастия!

Только вот почему он себя так ведет? Иногда я спрашиваю родителей, когда они сами причащались в последний раз. За очень редкими исключениями, ответ или «никогда», или «не менее года назад». Что такое Причастие? «Хлеб и вино». «Просфорка». «Это для очищения», «Ну, чтобы очиститься от грехов». «Не знаю». И понимаю, что между хождением в храм и реальной жизнью не просто разрыв, а практически полная непересекаемость. Но ведь младенцы причащаются, как и крестятся — по вере родителей , причем под верой имеется в виду вера деятельная, влияющая на все сферы жизни. В описанных же выше случаях есть вера в «технологию таинств». Веры как жизни во Христе — нет. И, поскольку духовная атмосфера в семье за внешней, пусть даже добропорядочностью, отсутствует, ребенок интуитивно воспринимает таинство Причащения как что-то чуждое тому, что он впитывает в семье. И это вызывает у него — опять-таки интуитивно — реакцию отторжения!

Знаю, что даже многие священники не примут моих слов, но это мое убеждение: если семья нерелигиозна, я не вижу смысла и в самом крещении детей.

Что же можно предложить конкретного по подготовке детей к исповеди? Для ответа на этот вопрос я специально изучал опыт известных духовников. Среди них — митрополит Антоний Сурожский, священники Максим Козлов, Алексей Уминский, Федор Бородин, Владимир Воробьев, Виталий Шинкарь, Павел Гумеров, Александр Ильяшенко. На основании изученного материала и выросли следующие рекомендации, носящие, конечно, общий характер.

1. Если у семьи нет духовника, с которым имеется тесный контакт, то основной труд по подготовке к первым исповедям ребенка лежит на родителях. В первую очередь он заключается в личном примере — когда родители сами более-менее регулярно приступают к таинствам Исповеди и Причастия, когда ребенок слышит, как они молятся, видит их постящимися, за чтением Священного Писания и духовной литературы. Впрочем, если родители понимают, что у них не хватает опыта, вполне естественно, что помощь им могут оказать воцерковленные крестные.

2. В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он обязан запомнить. Он искренне может раскаиваться только в том, что сам осозна́ет как неправильный и плохой поступок.

3. Недопустимо говорить детям о том, что Бог накажет. Представление о Боге как о Прокуроре приведет к искажению религиозного опыта. Поскольку Бог — это Отец, то естественно, что представление о Боге формируется по образу отношений его с родителями. И если в семье взаимоотношения вполне гармоничны, построены на любви, уважении и доверии, тогда легче будет донести до ребенка, что грех — не просто преступление закона, а то, что разрушает эти доверие и любовь, создает между человеком и Богом преграду. И как естественно ребенку любить родителей — так же ему естественно учиться любить и Бога.

4. Подготовка к исповеди детей — это дополнительное побуждение родителям и крестным плотнее заняться собой . Одной из причин ухода детей из Церкви в более зрелом возрасте является то, что их «натаскивают» на молитву и таинства, но они не видят в родителях личных отношений с Богом, когда все сводится в лучшем случае к выполнению дисциплинарных правил (поста, чтения святых отцов), но нет радости жизни во Христе. Или когда родители не работают над собственными грехами, когда в семье нет достаточно гармоничных, здоровых отношений.

5. У детей больше развито воображение, а не логика. Поэтому информацию о том, что такое грех, какие грехи бывают, удобнее доносить до них с использованием наглядных образов, картин, притч. Например, пособием могут послужить рассказы для детей Бориса Ганаго, песни-притчи Светланы Копыловой, какие-то сюжеты из мультфильмов и кино, соответствующие их возрасту. К примеру, у Ганаго есть сказка «Превращение», где раскрывается, как жадность и зависть разрушают душу. Можно заранее сделать подборку тематического материала по страстям (обиды, самолюбие, жестокость) и в течение нескольких дней в беседе с ребенком раскрывать по одной теме — он сам затем определит, в какой мере касается данный грех его, или, к счастью, не касается вообще. Ни в коем случае нельзя указывать на известные грехи ребенка. Для облегчения работы над собой можно предложить ребенку записать на листике то, что он захочет исповедовать.

6. При подготовке к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя, поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Ребенку необходимо как общение с отцом и матерью, так и молитвенное обращение к Богу.

8. Причастие и Исповедь — разные таинства, и их сочетание зависит от духовного устроения данного человечка. Как заметил священник Алексей Уминский, «ребенок не должен исповедоваться перед каждым Причастием… У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к Причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку — 6, 7 или 15 лет… Разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет "фабрики", где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, потом к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой жестким образом… Там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть — во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться… И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощения. И попробовать это не забыть на исповеди…»

9. Желательно, чтобы у ребенка сложились личные, доверительные отношения со священником. Для это и существует общение — начиная от воскресной школы и заканчивая турпоходами и паломничествами.

10. Исповедь не обязательно должна начинаться с семи лет. Как заметил протоиерей Максим Козлов (храм МГУ), «для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано… У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь… Формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

11. Перед первой исповедью желательно заранее договориться со священником о времени исповеди. Первая исповедь требует особенно внимательного отношения. Поэтому не стоит откладывать ее на какой-то большой праздник или когда священник загружен еще чем-нибудь.

12. Подготовка к исповеди ребенка начинается со времени формирования его самосознания. К первому религиозному опыту, включая самостоятельную молитву, дети вполне готовы примерно с трех лет. Другими словами, ребенок должен учиться прислушиваться к себе. И — не ждать исповеди, а прямо здесь и сейчас уметь сказать «прости». Родителям, друзьям, сестричке. И, что особенно важно, Богу. Опять-таки — важно, чтобы этот опыт он имел перед глазами от своих родителей, старших братьев и сестер.

13. Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство. Такой утилитарный подход сразу выдает «духовное» состояние тех, кто «снарядил» ребенка на исповедь. Приведу слова К. С. Льюиса: «Люди и народы, которые думают, что верой нужно добиться улучшений в обществе, могут с таким же успехом пользоваться услугами Сил Небесных, чтобы регулировать уличное движение». Соблазн использовать христианство для… (воспитания патриотических чувств, «послушания» родителям ) велик. Но ребенок, при своем взрослении, так и не увидит в христианстве главное — Воплощенного Бога, который есть Любовь. Будет ли он любить такое «Православие»? Родственники, ведущие с «нравственно-воспитательной целью» ребенка к исповеди, сами не осознают, что тем самым хотят ни много ни мало, как чтобы Христос «перевоспитывал» этого ребенка в соответствии с их, родственников, ожиданиями.

14. При частом причащении детей не стоит вводить еженедельную исповедь. Она более всего ведет к формализации. Дети очень быстро научаются говорить «стандарт»: маму не слушался, в школе грубил, с братиком подрался. Практически никто из детей не скажет, что он молился и был неискренен в молитве, что у него есть какие-то внутренние вопросы или сомнения. А по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Исповедь с какого-то времени может не вызывать уже никаких переживаний. По замечанию протоиерея Максима Козлова, «добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз — в восемь, третий раз — в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой».

15. По мере взросления важно до детей доносить, что Причастие это Кровь и Тело Христовы, что это Святыня, к которой нельзя подходить просто так. Очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, ведет себя в храме слишком вольно — лучше его не вести к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать.

16. Педагогически верным будет воспитание в детях сознания, что посещение службы и Причастие не то, к чему понуждают, а привилегия — быть усыновленными/удочеренными Небесному Отцу через Плоть и Кровь Сына Божия. Бога не может вместить никакая галактика, но Его может вместить сердце человека. Только оно должно быть готово для приема в себя Бога — а для этого нужен труд над собой. Надо постараться так построить внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам хотел этого и готовился к этому высокому таинству. И, быть может, лучше пойти на воскресную литургию без него, в случае его отказа, если не хочет вставать с постели — чтобы, проснувшись, он увидел, что оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуждений. Или наоборот, он увидит счастливых после причащения родителей, и это будет ярким контрастом с его собственным состоянием, что побудит его последовать другой раз за ними. В любом случае родители своего ребенка в его сознательном возрасте могут предлагать, но не вынуждать идти к исповеди или Причастию.

17. Настоятельно не рекомендуется выстаивать с детьми всю службу . Даже взрослым часто нелегко дается сохранять молитвенное внимание на протяжении двухчасовой службы, не говоря уже о более длительных монастырских. Естественно, это не под силу детям. В результате они начинают вести себя в храме неблагоговейно — бегать по храму, играть, капризничать. И тем самым теряют чувство священного. Такие дети часто становятся затем безрелигиозными. Они не знают, что такое благоговение. Поэтому количество и время посещений богослужений лучше ограничивать. Достаточно, к примеру, побыть на службе вечером минут двадцать — во время полиелея, и затем привести утром на литургию, минут за двадцать до причащения в возрасте до пяти лет, и понемногу, с каждым годом, это время можно увеличивать. Как бы маме ни хотелось побыть на службе целиком — лучше пожертвовать своим желанием ради ребенка. В практике бывает и другой вариант, когда один из родителей, по очереди, приходит на службу «для себя», другой с детьми подтягивается ко времени причащения. И не давать ему вести себя это короткое время пребывания в храме вольно. В некоторых развитых приходах практикуется отдельная литургия для детей.

Во многом способность благоговейно стоять в храме на молитве зависит от того, в какой мере вошли в домашний обиход молитвы семьей.

18. Нельзя забывать, что атмосфере воцерковленной семьи противостоит совершенно нехристианская атмосфера школы, ТВ, Интернета. Что его сверстники живут совершенно другими взглядами на жизнь. И не всегда у нашего растущего человечка, если он и в самом деле имеет добрый религиозно-нравственный настрой, бывают друзья и подруги одного с ним духа.

Защитить его от нездорового влияния секулярного мира можно через развитие в нем навыков к здоровой критичности, вкуса к внутренней свободе. По замечанию прот. Виталия Шинкаря, «задача родителей — не к исповеди детей готовить, а для начала раскрыть им глубину жизни, научить правильному ее пониманию. Привить любовь к хорошему чтению, научить понимать стихи. С детьми нужно говорить — о жизни, о ее содержании, об окружающем мире. Не ограждать их от этого мира, не пугать тем, что вокруг и повсюду одно "сатанинское", а давать детям дозы "духовного противоядия". Начать с того, что обсудить с ребенком смысл услышанной песенки, спросить: "Что ты слышишь в ней? Что ты видишь в этой книжке? А в этом фильме? Слушай, вот мне показалось то-то и то-то, а тебе? И как тебе этот персонаж? По-моему, он говорит одно, а думает другое. Почему художник, для того чтобы изобразить зло, рисует темноту? И почему свет всегда вносит ясность, а мрак что-то скрывает?" И тогда ребенок начинает видеть глубже и оценивать свои поступки именно с этой глубины, вглядывается в них. Грех для него становится отсутствием Бога — того самого света».

И, конечно, необходимо за них нести подвиг молитвы. Не только с детьми разговаривать о Боге. Но и с Богом — о детях.

19. Относительно поста — к нему следует прививать навык, сообразуясь с детской психологией и особенностями организма. Поначалу какие-то ограничения в пище будут вводиться самими родителями. Но в целом им стоит поставить перед собой цель, чтобы, по мере возрастания, ребенок сам захотел в чем-то себя ограничивать ради Бога. Пусть даже это будет «всего лишь» отказ от мороженого или чипсов — но если он сделает это сам, то это окажется немалым шагом в развитии личного религиозного опыта. Опять-таки, мера готовности к посту у детей во многом зависит от родителей. Очень важно, чтобы пост не сводился к банальным дисциплинарным требованиям, не воспринимался как что-то унылое и безвкусное — во всех смыслах этого слова.

20. Первые исповедь и Причастие желательно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей . В этот ответственный день можно одеть ребенка и одеться самим понаряднее. Не лишним будет и праздничный, хотя с сохранением какой-то скромности (без алкоголя для взрослых, без излишеств в сладостях) стол, посещение уютного кафетерия или что-то в этом роде.

Помните, что, участвуя в развитии ребенка во всех его сферах — духовной, психологической, социальной, — мы не должны добиваться того, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям, как бы этого ни хотелось. Наша задача — подготовить его к самостоятельной взрослой жизни. И чтобы он сам мог строить свои личные отношения с Богом.

составитель: пономарь Арсений Викторович Фомичев

Дорогой ребенок, с момента крещения ты вступил в жизнь удивительную, интересную и блаженную. Твои крестные выполняют роль куда более важную, чем даже твои родители, потому что являются пособниками жизни вечной. Они должны всегда вести и воспитывать тебя по извилистой дороги жизни, помогая не только материально, но что самое главное, - и духовно. Учить тебя навыку необходимой молитвы, приучать к хождению в церковь, и самое главное – учить правильно исповедоваться и регулярно причащаться. В этой памятке, я составитель, хочу только немного помочь тебе разобраться в самом главном деле твоей жизни – жизни духовной. Помочь понять, как более правильно тебе, дорогой ребенок, подготовиться к таинствам исповеди, причастия, и сказать несколько поучительных слов о добрых делах, которые тебе необходимо знать и творить в своей жизни.

В этой временной жизни на земле, которая подготавливает нас к жизни вечной, небесной, надо среди прочих дел, уметь не только хорошо себя вести, но и если что-то сделал плохо, то есть согрешил, то, как можно скорее придти в церковь, и батюшке на исповеди рассказать про этот грех, сожалея о нем в сердце своем, и стараться больше этот грех не совершать. Какой бы грех не был плохой, его надо обязательно рассказать батюшке, только тогда Господь простит и помилует твою детскую душу. Если какой грех утаишь и не расскажешь о нем на исповеди, знай, что ты совершил еще более плохой поступок, потому что твой грех стал из-за этого в два раза тяжелее, как если бы ты его сделал дважды! Также, во время исповеди не называют имен людей, которые так или иначе были соучастниками твоего плохого дела, то есть согрешали вместе с тобой, в этом случае можно сказать так, например: я с друзьями рассказывал анекдоты, играл в карты, давал друзьям обидные прозвища и унижал их. Имен называть не надо, каждый должен рассказать о своих грехах сам. Также нельзя оправдываться и извиняться в своих грехах на исповеди: например: нельзя говорить, что я обозвал плохими словами товарища, потому что он меня рассердил, толкая и насмехаясь надо мной, а нужно в этом случае сказать батюшке так: я обозвал своего друга плохими словами. Все! Именно так! И не оправдывать себя! На исповеди мы перечисляем грехи и сердечно каемся в них, а не приходим к батюшке, чтобы себя оправдать или как-то извинить себя, этого не надо делать! Это неправильно! Примерный перечень грехов дан ниже, с помощью него, тебе, дорогой ребенок, будет легче вспомнить грехи, которые ты совершил, и лучше всего выписать их на листок бумаги, который надо отдать батюшке на исповеди. Готовясь только к исповеди, поститься, то есть не употреблять пищу животного мира, не обязательно (если день исповеди не постный).

Говеют или постятся тогда, когда хотят и исповедоваться и причаститься. Для этого читают утренние и вечерние молитвы, короткое детское правило ко святому Причастию, на кануне вечером, перед причастным днем нельзя кушать после 12 часов ночи! За 3-4 дня до причащения необходимо попоститься. Кушай в это время мед, орешки, фрукты и овощи, грибы и прочую растительную пищу, но не переедай, это тоже грех. А то так и лопнуть можно! Все должно в этой жизни быть в меру! Также необходимо попросить прощения у всех, кого ты обидел, без этого не исповедоваться, не причащаться нельзя! Иначе ты причастишься в суд и осуждение себя! А это страшно! Всегда проси прощения, если в чем виноват!

Вот тот небольшой перечень грехов, по которому можно проверить свою совесть и выписать на листок бумаги то, что относится к тебе.

Малый перечень возможных детских грехов: часть 1.

Не читал утренних и вечерних молитв, а также молитвы перед / после еды.

Неподготовленным причащался и, не стараясь вспомнить заранее про свои грехи, шел на исповедь (как с корабля на бал).

Редко исповедовался,

Редко причащался,

Скрывал свои грехи от батюшки на исповеди,

Не исповедавшись у священника, дерзал принимать святое причастие,

Рассеянно, невнимательно молился,

Не старался выучить, для начала своей духовной жизни, хотя бы самые первые молитвы для своего возраста: например: такие как: Отче наш…, Благодарим Тя, Христе Боже наш, и прочие.

Не слушался родителей, учителей и вообще старших,

Гордился, считал себя лучше, умнее, (красивее) чем другие,

Дрался с детьми, толкался, плевался на детей и обзывался, давал людям клички, дразнил кого-нибудь и насмехался над ближними,

Не учил уроки, не помогал своим родным в делах по дому и огороду,

Играл в карты,

Компьютерная зависимость,

Не ходил (по долгу) в храм,

Опаздывал на богослужение в воскресные и другие дни,

Без уважительной причины не ходил (может часто) на воскресную литургию,

Будучи уже достаточно взрослым никогда не исповедовался и не причащался,

Смотрел греховное по телевизору или компьютеру (в интернете), в книгах, журналах, читал греховную литературу, может даже противное православной вере,

Осуждал ближних (усопших),

Брал у кого-то в долг и не отдавал,

Давал богоугодное обещание и не исполнял,

Смотрел телевизор или слушал музыку в постные, праздничные и воскресные дни и всячески развлекался (например: ходил в кино по средам и пятницам),

Наклеивал на свое тело разные наклейки или писал на нем что-либо, делал татуировки (наше тело – это храм Духа Святаго и к нему, как и к душе нашей надо относиться подобающим, почтительным образом, тело христианина – это не место для развлечений).

Говорил пустое, не нужное. (Дух Божий ничем так не отгоняется от нас, как пустыми праздными разговорами – говорят святые отцы церкви),

Если ты старший, не приучал младших братьев и сестренок ко всему духовному: помолиться Богу, ходить в храм, учить добрым делам.

Не читал Евангелие, и в других церковных книгах (первым делом: Жития Святых, ибо это книга для начинающих) не поучался божественной мудрости.

Не почтение, оскорбления или обиды на своего отца крестного (или мать крестную). Этот грех тяжелее, чем обижать своих плотских родителей, потому как, например: для мальчика его отец крестный перед Богом является куда важнее и главнее, нежели его родной отец; для девочки – соответственно),

Брал без спроса еду и другие вещи, воровал игрушки у ребятишек,

Предавал кого-нибудь,

Не имел сострадания и милосердия к ближним, например: ленился покормить своего больного маленького (или большого брата), который был очень слабым и не мог встать с постели (а может еще и с большой температурой),

Пытался нарисовать иконы или небрежно обращался с ними,

Не зажигал лампадку перед началом своих детских молитв,

Не приучал себя к православной христианской жизни, а жил как самому нравиться, не по божески, (например: шатался где-то до 12-ти ночи с друзьями),

Курил (кто курит – тот возносит фимиам самому диаволу, говорят святые отцы церкви).

Любой грех, если он совершен в присутствии ближнего, а тем более если склонял или показывал ближнему греховный пример, то за каждого из совращенных на грех – двойной грех будет иметь душа того человека. Чем человек духовно опытней и подкованней, тем тяжелее для его души будет каждый отдельный грех, по тому как, чем больше знаешь духовного – тем больший с тебя спрос самим Богом!

… продолжение перечня детских грехов в следующей части.

Но детская подготовка ко причастию она особенная, индивидуальная

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно. Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это...На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю - другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого. И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

Духовная подготовка ребенка тоже важна

Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно. Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению». Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»

– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. Главная греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение. Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал... Самые наши грехи - не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика... Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»

– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.

«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»

– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.

«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»

– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.