Традиционная техника аппликации в детском саду. Виды аппликации

Аппликация - это картина или украшение, созданное из кусочков ткани или бумаги, а также других материалов, приклеенных друг к другу или сшитых между собой.

Этот вид декоративного искусства известен давно. Возможно, возник он ввиду необходимости соединения кусочков кожи или ткани между собой. Со временем стали использовать кусочки замши и войлока другого качества и оттенка для украшения одежды и придания изделиям более праздничного и красивого вида. Из кожи и войлока собирались разнообразные сюжеты, центром которых становились животные, растения, птицы, даже религиозные персонажи.

Разнообразные виды аппликации получили распространение не только среди знати и зажиточного населения, но и среди простых людей. Вырезная аппликация на протяжении многих лет занимала почетное место среди других видов творчества. Вырезанка - простейший образчик аппликации, с которым каждый знакомится еще в детстве. Самые простые вырезанки - это снежинки, которые, как это ни удивительно, являются подвидом аппликации силуэтного типа.

Древний вид искусства - аппликация - до нашего времени дошел практически неизменным. Сейчас техника сборки целого изображения практически не изменилась - части по-прежнему пришивают или приклеивают к основе.

Виды аппликации

Существует несколько направлений этого искусства. Подразделяют на виды аппликации по материалам, сюжетам, используемым элементам. Итак, приступим к рассмотрению.

Наиболее распространенные виды аппликации:

  • предметная - для работы из необходимого материала вырезаются части предмета и приклеиваются на выбранную поверхность;
  • сюжетная - для формирования сюжета вырезают несколько деталей, которые формируют между собой цельный сюжет;
  • декоративная - изготавливается как и предыдущие, служит для украшения рамок, фото, альбомов или открыток.

Также один из видов аппликации - силуэтная. Темные силуэты вырезались из плотной бумаги темного оттенка. Такие изображения стали настоящими произведениями искусства: получив большую популярность среди знати, они выполнялись из бумаги высокого качества и большой стоимости. Высокохудожественные произведения, темами которых были батальные, бытовые сюжеты, а также целые сценки, до сих пор оцениваются специалистами как работы высочайшей тонкости и вкуса.

Самостоятельно сделать такую силуэтную аппликацию просто. Для этого требуется лист высокой плотности, на котором нарисован или распечатан рисунок с большим количеством элементов. При помощи маленьких ножниц или канцелярского ножа части бумаги вырезаются так, чтобы оставшийся материал формировал силуэт за счет соединения бумаги и прорезей.

Аппликация из страз

Популярные виды аппликации постоянно видоизменяются. Большое распространение получила разновидность творчества, в которой картина формируется за счет использования страз в качестве основного материала.

Стразы бывают многогранными, так называемой алмазной обработки, а также обычными, круглыми. Последние не такие блестящие, их поверхность практически не отражает свет. Алмазная огранка придает им яркость, свет они отражают в несколько раз лучше.

Чтобы сделать картину-аппликацию, можно приобрести готовый набор. Продаются такие в магазинах для рукоделия. Также можно самостоятельно выбрать стразы необходимого оттенка и придумать композицию. Наборы удобны - они содержат схему с цветовым рисунком, согласно которому наклеиваются камешки. Кроме того, поверхность основы покрыта специальным составом, благодаря которому аппликация не рассыпается.

Аппликации из страз могут быть не только в виде картин. Ими можно украсить одежду - платье, корсет костюма, отвороты рубашек и лацканы пиджака.

Для того чтобы декорировать детское платье при помощи аппликации из страз, необходимо выбрать камушки контрастного оттенка. Кроме того, понадобится специальный клей, если стразы не на клеевой основе, и пинцет, которым удобно выкладывать узор.

Украшать можно как в произвольном порядке, так и следуя схеме. В любом случае результат будет впечатляющим - одежда станет эксклюзивной и приобретет праздничный и нарядный вид.

Аппликации из листьев

Простейшая аппликация - из листьев. С ней дети знакомятся в возрасте трех-четырех лет. Для работы понадобятся высушенные листья цветов, деревьев, кустарников. Кроме того, необходима бумага (белая или цветная, в зависимости от задумки), клей ПВА или стразы на клеевой основе.

Для сюжета можно использовать шаблон. Распечатав его на бумаге или нарисовав от руки, на него приклеивают листья при помощи клея. Не обязательно следовать рисунку четко, можно использовать его только как основу. Чем больше проявляется во время работы фантазия, тем интереснее будет работа.

Можно предложить ребенку сделать собственный сюжет - нарисовать животное, человечка, персонаж любимого мультфильма, и при помощи листьев его дополнить - выполнить домик, одежду героя, аксессуары. Такое творение покажет весь творческий потенциал ребенка и поможет ему раскрыться. Аппликация из листьев прививает любовь к природе, одновременно развивая фантазию.

Аппликации из ниток

Еще один интересный вид - аппликация из ниток. Для работы необходима пряжа для вязания или вышивания (мулине), ножницы, клей, плотный картон нескольких цветов.

Для того чтобы сделать милого львенка, необходимо на цветной бумаге нарисовать его силуэт. Фигурка вырезается и при помощи клея прикрепляется к листу А4, выступающему основой. Мордочку можно нарисовать на белой бумаге, вырезать и аккуратно раскрасить цветными карандашами.

Для гривы следует нарезать пучок ниток. Каждая ниточка должна быть длиной около трех сантиметров. Потребуется примерно пятнадцать прядок. Можно сделать и больше, все зависит только от фантазии. Готовые нити при помощи ПВА клеятся на круглую основу диаметром 2,5 см (т. е. основа должна быть меньше гривы, чтобы нитки смотрелись свободно и естественно). Затем поверх них фиксируется мордочка львенка.

Для кисточки на хвосте нужен пучок ниток небольшой длины. Их можно аккуратно смотать посередине более длинной ниточкой, чтобы короткие пряди не выбивались и не растрепались. Можно для кисточки хвоста сделать бомбон или классическую нитяную кисточку. Главное, чтобы их размеры гармонично смотрелись со всей фигуркой.

Использование этого вида материала имеет свои преимущества. Часто дома лежат обрезки нитей или остатки пряжи, которые можно использовать в работе. Задействуя тонкий материал, ребенок развивает мелкую моторику и фантазию.

Снегири из ниток

Аппликация из ниток - не только детский вид рукоделия. Она предоставляет широчайший простор для творчества. Опытные мастерицы нетрадиционные виды аппликации превращают в настоящие шедевры. Работа с нитками очень кропотливая, требует большой точности и усидчивости. Начиная осваивать это направление, стоит потренироваться выполнять небольшие сюжеты, освоить создание отдельных элементов, экспериментируя с формой объектов и качеством нити. Затем только стоит приступать к выполнению большого сюжета.

Чтобы сделать снегирей, потребуются:

  • нити зеленого цвета, меланжевые, для травы;
  • нити белого цвета для фона;
  • голубые меланжевые нити - небо и облака;
  • коричневые, черные, красные, серые - для ягодок и тел птиц;
  • клей;
  • плотный картон;
  • карандаш.

Сначала на картоне, который будет основой, выполняется набросок сюжета. Снегири прилетают зимой, чаще всего мы видим их на фоне снега, сидящими на ветвях деревьев - обычных садовых или еловых. Именно это и необходимо нарисовать.

Для себя важно определиться, какой блок каким цветом будет выполнен. Таким образом, не возникнет путаницы в расположении нитей.

В первую очередь выполняют фоновые элементы. Основу аккуратно прокрашивают клеем ПВА, а затем приклеивают нити. Первая прядь может быть проложена в произвольном порядке, но все последующие обязательно будут повторять контур. Начинать удобнее снизу, сначала обойдя все сложные места, а затем выполняя большое поле. После того как будут готовы небо и ветки, приступают к выполнению тел птичек. Работать необходимо аккуратно, клювик и лапки требуют особой точности прокладывания нитей. Последними выполняются ягодки. Чтобы они были похожи на настоящую рябину, ниточки красного цвета закручиваются по спирали. Так ягода получается более рельефной и объемной.

При желании основой может быть ткань. В этом случае нитки выкладываются на основу или приклеиваются, как описано выше. Затем вручную или на швейной машине делается несколько простежек, которые закрепляют нити дополнительно. Такой аппликаций можно красиво украсить подушку или покрывала, также ее используют как элемент декорирования одежды.

Такая картина из нитей украсит любой интерьер и будет привлекать восторженные взгляды гостей.

Развлекаем малышей

Аппликации для детей представляют собой важный этап формирования мышления. Работая с простыми материалами, ребенок учится думать творчески, видеть сложное в простом, фантазировать и мыслить образами.

Первая детская аппликация из пластилина способствует развитию сенсорной моторики. Разминая под пальчиками податливый кусочек, ребенок подает сигналы мозгу, отвечающие за речевой аппарат. Работая с мамой, ребенок учится проводить аналогии между рисунком и полученным результатом. Кроме того, укрепляется связь между чадом и родителем.

С детьми трех-четырех лет также осваивается аппликация из бумаги. Важно пробудить интерес, ведь просто так ребенок вряд ли сообразит, что из простого листа цветной бумаги может получиться зебра или котенок.

Аппликации для детей не должны быть слишком сложными. Начинать стоит с простых элементов, которые не требуют дополнительных усилий. Например, можно изобразить домик - для этого сначала вырезаются элементы. Квадрат вырезается для стен, треугольник - для крыши. Затем ребенок под руководством взрослого может в указанной последовательности клеить заготовки. Для детей процесс, в результате которого из непонятных частей получается узнаваемый образ, - настоящее чудо.

Творчество на ткани

Аппликация на ткани - интересный способ украшения одежды. Таким образом можно декорировать как взрослые вещи, так и детские. Многие кутюрье, от классиков до современных, заслуженно уделяют этому виду декорирования большое внимание.

Для украшения подобной лисичкой одежды или сумки необходимо несколько кусочков ткани - 10 на 10 см оранжевого цвета, 5 на 5 см - белого. Также необходимы черные нитки и игла для вышивания.

Сначала на бумаге вычерчивается заготовка - голова лисы, тело и хвост. Затем рисуют два треугольника - для мордочки и для грудки. Полученные рисунки переносят на ткань и вырезают.

Заготовки пришиваются к основе с лицевой стороны. Можно сделать это на швейной машине или пришить руками.

Для создания сюжета около лисички пришивают цветы, бабочек. Можно вырезать их из ткани, использовать фигурные пуговицы.

Края тканей можно обработать или оставить свободными - любой вариант имеет право на существование. Лисичка не обязательно должна быть рыжей - даже фиолетовый зверек будет смотреться интересно.

Аппликация на ткани - универсальный способ декорирования вещей, простой и доступный. Так как для работы необходимы обрезки материи, это дает большой простор для фантазии.

Использование шаблонов

Шаблоны для аппликаций из ткани или из других материалов доступны в больших количествах. Это могут быть персонажи мультфильмов, цветы, элементы растений или животных, целые композиции. Хороши и удобны шаблоны для аппликаций из ткани тем, что содержат все необходимые для формирования целостного образа детали и элементы.

Например, на фото выше изображена лошадь. Все детали животного нарисованы в соответствующих пропорциях, что позволяет распечатать заготовку на бумаге любого размера - от маленького листа для записей до формата А3 или больше.

Нестандартное творчество

Чтобы развить фантазию, некоторые виды аппликации можно усовершенствовать. Привычные технологии, соединенные с нестандартными материалами или подходами, могут дать интересный результат.

К примеру, стандартная аппликация, цветы в которой являются основным мотивом, заиграет другими красками, если использовать необычный материал.

Для работы необходимы:

  • тридцать штук ватных палочек;
  • бумага зеленого цвета;
  • три кусочка желтого пластилина;
  • голубая или белая бумага для фона.

Сначала ножницами необходимо аккуратно обрезать головки ватных палочек. Делать это необходимо осторожно, чтобы не пораниться.

Затем на зеленой бумаге необходимо нарисовать контур листиков одуванчика и стебельков. Вырезанные листья приклеиваются к основе.

Из желтого пластилина необходимо скатать три примерно равных шарика, которые затем большим пальцем руки расплющиваются. Ватные палочки аккуратно вдавливают по краям пластилина пластиковыми основаниями внутрь. Затем полученные заготовки аккуратно поддеваются и при помощи этого же кусочка пластилина крепятся к стеблям цветков. Получившаяся аппликация, цветы в которой выполнены таким необычным образом, смотрится весьма интересно. Используя эту методику, можно выполнить ежа, приклеив на ПВА вместо иголок семена подсолнечника или гречневую крупу. Любой природный материал, а также любые обрезки тканей, остатки от рукоделия и прочее может найти применение.

Аппликации из бумаги

Еще одна получившее большое распространение технология - аппликация из бумаги. Выбранный сюжет или изображение складывается при этом из кусочков разного размера и формы. Материалом часто выступает классическая цветная бумага. Однако можно использовать не только ее - гофрированный картон, упаковочная бумага, цветная бумага с рисунком, газеты, части старых открыток - отличные варианты.

Чтобы получилась аппликация из бумаги, первым делом подготавливают шаблон. Это может быть нарисованное от руки или распечатанное на принтере изображение. Тема выбирается любая - животные, растения, корабли, транспорт. Затем необходимо решить, как будет клеиться бумага. Есть два способа. Первый - фигурка собирается из больших элементов. Для этого рисунок делится на большие участки - голова, тело, лапы, хвост. Все части вырезаются и наклеиваются на бумагу.

Второй способ - использование маленьких частей. При этом бумага может быть как однотонной, так и разноцветной. Главное - чтобы за ней четко прослеживалась форма. Маленькие кусочки бумаги при помощи ПВА приклеиваются друг к другу встык или с перекрытием. Важно соблюдать контуры рисунка, тогда форма будет четко видна.

Декоративная аппликация, виды которой очень многочисленны, может найти применение в любой сфере рукоделия. Аппликациями из ткани можно украшать одежду, сшивать яркие покрывала и пледы, украшать панно и коврики. Используя дополнительные материалы - бусины, стразы, соцветия сушеных цветов и разнообразные фактурные вещи (пуговицы или кусочки картона), создают настоящие шедевры. Картины из листьев могут быть не только детской поделкой. Наклеенные слоями один на другой, листья клена в сочетании с гроздьями калины делают любую классическую аппликацию произведением искусства.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность . Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

  • Умственное воспитание . Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
  • Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
  • Нравственное воспитание . Изобразительная деятельность () должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
  • Трудовое воспитание . Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
  • Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

История аппликации

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация
  • Силуэтная аппликация

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Оригами

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

  • Аппликация

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

  • Аппликация

Разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов - это "кладовая" для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок или сюжетов не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционным апплицированием способствует развитию воображению, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка (З.А. Богатеевой, М.А. Гусаковой, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, И.В. Новикова, Р.М. Чумичева и др.).

Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:

развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стимулируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;

создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут "подсказывать" детям оригинальные сюжеты;

многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволяет активизировать творческое экспериментирование (И.А. Лыкова);

простота некоторых техник облегает получение результата.

Технология рассматривается, как совокупность предметов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Изобразительные техники понимаются, как совокупность методов, приемов создания художественного объекта изобразительными средствами.

Традиционными способами создания аппликации являются использование бумаги и картона, менее широко используются кожа, как материал. К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различного материала (пищевые продукты - макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различных материалов, например, засушенные листья и нитки; "необычные" способы обработки материалов.

Анализ литературы показал (Казакова Р.Г., Белобрыкина О.А., Кожохина С.К., Комарова Т.С., Петухова Г.В., Шклярова М.С.), что общепринятого определения термина "нетрадиционные изобразительные техники" на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадиционные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:

  • а) для создания образа используются не только обычно применяемые изобразительные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетание данных материалов;
  • б) применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа);
  • в) используются приёмы, инструменты создания изображения.

В разработках И.В. Новиковой, Л.В. Базулиной, Н.В. Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использованием различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнообразию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает воображение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в игре. В занятиях предлагают использовать следующий материал: пенопласт, ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту и многое другое.

В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными способами аппликации - аппликация на ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц, из стружки, из бисера, из листьев и многое другое. Оригинальные композиции можно создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изображения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Выполнение таких своеобразных аппликаций начинают с наметки на основе контура изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазывают клеем и сверху накладывают пух растрепленного камыша. Глаза животных обозначают накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создают панно из опилок или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок или скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Дополнительно наклеивают умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует постоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многообразные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.

Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем во всех технологиях используются различные изобразительные техники: техника "коллаж" - сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения (возможные тематики: " Птица-Осень", "Небосвод", "Зимняя сказка"); техника "обрывная аппликация" (возможная тематика: "Мой любимый Снеговик", "Мишка косолапый"); техника "скатывание бумаги" (тематика: "Ягнёнок", "Барашек"); техника "аппликация из листьев" (тематика: "Рыбки в аквариуме", "Бабочки", "Листопад"); техника "аппликация из ниток" (тематика: "Морские волны", "Мой любимый зайка", "На дне морском"); техника "аппликация из скорлупы яиц" (возможная тематика: "Снеговик", "Цыпленок", "Мишка"); техника "аппликация из макарон" (тематика: "Цветы на лугу", "Бабочка прилетела", "Радуга-дуга"); техника "аппликация из крупы" (тематика: "Волшебный цветок", "Медведь", "Мышка-норушка").

Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих педагогических условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми; использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игровые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами; коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение; использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.

Результативность. Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют:

накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

обогащение изобразительного, эстетического опыта;

развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);

экспериментированию с различными материалами;

развитию воображения, творчества ребенка;

развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).

Анализ исследований, методических разработок, общеобразовательной программы "Детство" позволяют говорить о сочетаемости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволяет определить преимущества развития аппликации в процессе освоения нетрадиционных техник детьми младшего дошкольного возраста.

  • 1. Нетрадиционная изобразительная техника - сродни экспериментированию с материалами, на основе которой возникает и поддерживается интерес детей к аппликации.
  • 2. Варианты нетрадиционных изобразительных техник рассчитаны на интеграцию задач развития детей (эстетического, когнитивного, эмоционального, сенсорного)
  • 3. Нетрадиционные изобразительные техники, в ряде случаев, не требуют развитых специальных технических умений, что облегчает процесс апплицирования.
  • 4. Использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник способствует принятию замысла, созданию оригинального образа, более глубокому освоению средств выразительности.
  • 5. Нетрадиционные техники в младшем дошкольном возрасте благоприятно влияют, на развитие мелкой моторики, что является актуальным на данном этапе развития, т.к. это взаимосвязано с развитием речи и является сенситивным периодом для детей 3 лет.

Диагностика направленная на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.

Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста об использовании нетрадиционных материалов в аппликации.

Стимульный материал: на столе лежат различные материалы: салфетки, бумага, вата, крупа, картон, фасоль, макароны, поднос, клеенка, половинка формата А4, поднос.

Инструкция: педагог работает индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать те предметы, которые ему знакомы. Затем ребенок должен ответить на вопросы:

Что из различных материалов тебе нравится больше всего? Почему?

Можно ли использовать фасоль, крупу, макароны, вату для создания аппликации?

Попробуешь поиграть с этим материалом и наклеить его на картон?

2. "Угадай-ка"

Цель: выявить представления детей младшего дошкольного возраста о нетрадиционных материалах, использующихся в аппликации.

Материал: образцы барашков

Инструкция: ребенку предлагается подойти к столу, на котором лежат картинки, перевернутые сюжетом вниз. Педагог говорит: "Давай с тобой поиграем в одну игру. Видишь, у меня лежат картинки. Но они необычные, а с секретом. Я буду показывать тебе по одной картинке. Ты будешь внимательно смотреть на них, а потом ты будешь называть мне то, что там изображено. А еще ты мне скажешь, из чего это сделано, из какого материала. Если все правильно назовешь, значит, ты выиграл". Педагог предлагает ребенку серию картинок "Барашек", выполненную из разных материалов.

Затем педагог предлагает ребенку ответить на вопрос: "Какой барашек тебе больше понравился? Почему? Как ты думаешь, из какого материала он сделан? Ты хотел бы поиграть с ним и сделать для него угощение?"

3. Наблюдение

Цель: выявить особенности интереса к нетрадиционным изобразительным материалам у детей младшего дошкольного возраста.

Материал: в среду помещается разнообразный материал

Инструкция: педагог в течение недели наблюдает за проявлениями интереса к различным нетрадиционным техникам и фиксирует результаты наблюдения.

Анализ диагностики осуществлялся по следующим критериям:

принятие задачи;

ее реализация;

самостоятельность и интерес к деятельности;

практические действия и комментарии;

заинтересованность;

характер обращения к предметам, материалам в самостоятельной и совместной деятельности;

наличие технических умений;

эмоциональные проявления.

На основании данных критериев были разработаны уровни освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста.

  • 1 уровень - ребенок испытывает затруднения в принятии задачи; необходимо поэтапное объяснение действий, "подсказка" способа выполнения; создаваемые изображения схематичные, неоригинальные (может не принимать возможность создания образа с использованием нетрадиционных материалов); отказывается от выполнения задания; действия не комментируются; не заинтересован в выполнении задания; не обращается в работе к незнакомым материалам; не может найти применения к предложенным предметам; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.
  • 2 уровень - испытывает затруднения в принятии задачи; создает неоригинальные, схематичные изображения; не самостоятелен, часто обращается к взрослому; практические действия не комментируются; не заинтересован в выполнении работы, отвлекается; обращается к незнакомым материалам, но не знает, как их применить; затрудняется во включении в деятельность в заданиях с нетрадиционными материалами; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.
  • 3 уровень - принимает задачу и включается в выполнение заданий; активно создает изображения, использует некоторые детали для украшения; проявляет относительную самостоятельность; точно отвечает на вопросы, комментирует свою работу; проявляет интерес к деятельности; часто обращается к незнакомым предметам, пытается их применить для создания образа; с интересом включается в аппликацию с использованием нетрадиционных техник; проявляет выразительные эмоции при выполнении заданий.
  • 4 уровень - принимает замысел, активно включается в выполнение заданий; создает свои оригинальные изображения (интересные образы), использует разнообразные средства выразительности; проявляет активность и самостоятельность в деятельности; активно поясняет свои действия и изображения; очень заинтересован в выполнении задания; постоянно обращается к нетрадиционным материалам для создания аппликации; неплохо сформированы технические умения и навыки (крепления материалов, обработка); умеет использовать разнообразный материал; проявляет яркие эмоции при выполнении задания.

Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник

В разработке годового тематического планирования мы исходили из следующих положений :

необходимость последовательной и системной работы по использованию нетрадиционных техник в освоении аппликации младшими дошкольниками;

расширение опыта использования различных нетрадиционных техник у детей младшего дошкольного возраста в аппликации и развитие интереса к изобразительной деятельности;

организация обследования и творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами;

поощрение самостоятельности в использовании нетрадиционных техник в аппликации младшими дошкольниками с целью создания выразительного образа;

использование различных форм организации педагогического процесса в данном направлении: интегрированных занятий, занятий построенных на игровом моменте; совместной творческой деятельности педагога и детей, самостоятельной художественной деятельности детей; и применение коллективных и индивидуальных форм организации детей на занятиях;

активизация интереса детей к творчеству, изобразительной деятельности, и в частности, к аппликации;

использование созданных детьми изображений для оформления ДОУ, подготовки атрибутов игр и спектаклей, организация выставок и конкурсов аппликационных работ и т.д.

Обоснование идеи: для развития творческого самовыражения каждого ребенка необходимо обогащение предметно-развивающей среды, включающей различные мини-центры.

  • 1 направление: развитие интереса к аппликации и освоение нетрадиционных техник аппликации детьми младшего дошкольного возраста.
  • 2 направление: с целью создания педагогических условий для использования нетрадиционных техник в аппликации детьми младшего дошкольного возраста предусматривается обогащение предметно-развивающей среды.

Годовое тематическое планирование в младшей группе по аппликации с элементами нетрадиционных техник

Материалы

"Знакомство с волшебным мышонком Джимми и его необычной мастерской"

Знакомство детей с игровым персонажем Волшебным мышонком Джимми, различными инструментами материалами, для апплицирования;

рассматривание изображений, выполненных в разных техниках;

создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Кисточки, клей, ножницы; салфетка, вата, горох, фасоль, пшено, греча, макароны, сухие листья, семечки.

"Поиграем с волшебным мышонком Джимми"

Экспериментирование с материалами;

знакомство со способами крепления различного материала;

формирование интереса к данной деятельности.

Клей, вата, бумага, бархатная бумага, крупа, салфетка, макароны.

"Сделаем ковёр из листьев"

Знакомство детей с обрывной техникой в аппликации;

учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки;

учить детей правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения;

поддерживать, поощрять умения детей в аппликации.

Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка.

"Моё чудо дерево"

Продолжать осваивать технику обрывной аппликации;

учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева);

продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, клеем.

Лист бумаги с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага.

"Жёлтый птенчик"

Знакомство детей с аппликацией из крупы (пшена);

учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения;

продолжать учить правильно держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения;

Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка.

"Бурый мишка"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча);

продолжать учить брать небольшую щипотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения;

продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.

Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка.

"Первый снег"

Знакомство детей с аппликацией из ваты;

учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги;

учить правильно наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки)

Тёмный лист бумаги, вата, салфетка, клей, кисточки.

"Здравствуй, Дедушка Мороз!"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты;

учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода);

создавать эмоционально благоприятный фон.

Изображение Деда Мороза, вата, клей, кисточки.

"Ёлочка нарядная"

Познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки;

учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики;

продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки.

"Снеговик"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона;

учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью наложения на готовый силуэт снеговика;

обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем.

Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски (синтепон), клей, кисточки.

"Весёлый барашек"

Познакомить детей с аппликацией из макарон;

учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами;

учить аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались.

Изображение барашка, макароны, клей, кисточки.

"Деревянный домик в лесу"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон;

продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые макароны в виде брёвнышек;

создавать эмоционально положительную атмосферу для детей.

Изображение домика, прямые макароны, клей, кисточки.

"Подарим маме веточку мимозы"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки;

учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик;

продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками.

Шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.

"Веточка вербы"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, салфетки;

продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место;

обращать внимание на аккуратность при работе с клеем.

Силуэт веточки, вата, салфетка, клей, кисточки.

"Бабочки на полянке"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон и геометрических фигур;

учить украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур;

обращать внимание на контрастные цвета при украшении изображения.

Шаблон бабочки, различные геометрические фигуры, макароны, клей, кисточки.

"Одуванчики расцвели на лугу"

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки и папирусной (цветочной) бумаги;

учить детей определённо скручивать бумагу, чтобы получился цветочек;

поощрять детей за правильность и аккуратность при выполнении задания.

Изображение летнего луга, салфетка, папирусная бумага, клей, кисточки.

"Наш аквариум" 1ч.

Коллективная работа

Познакомить детей с аппликацией из ракушек, фасоли, ниток, ореховой скорлупы;

учить правильно, аккуратно приклеивать материалы, создавая дно аквариума;

учить детей работать в подгруппах, помогать друг другу.

Изображение пустого аквариума на ватмане; ракушки, фасоль, нитки, скорлупа;

Клей, кисточки.

"Наш аквариум" 2ч.

Коллективная работа

Познакомить детей с элементами оригами;

учить детей складывать рыбку из различной бумаги (журнальная, газета, цветная, фантики);

обращать внимание на правильность и аккуратность складывания и приклеивания рыбки.

Изображение аквариума на ватмане, различная бумага для оригами, клей, кисточки.

Аппликация (от латинского applicatio – прикладывание) – это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, или различных природных материалов.

Аппликации из цветов получили название «флористика».

Для создания своих композиций вы можете использовать засушенные листья, плоды и цветы, солому, тополиный пух, ракушки, шишки, семена, косточки, травы и т. д. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Аппликация бывает трех видов:

Декоративная, объединяющая различные элементы украшения;

Предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, грибок, домик и т. п.);

Сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка на лужайке, корзина с цветами).

Декоративная аппликация

Это наиболее простая и доступная техника, даже малыши с ней справляются. Поверхность каждого материала своеобразна и неповторима: мягкие листья, шершавые шишки, гладкие камни, пушистые перышки и тополиный пух. Составляя украшения, узоры из разных материалов, ребенок учится объединять различные формы и цвета, декоративно преобразовывать формы по законам ритма и симметрии.

Для декоративной аппликации характерны ленточная и центрально-лучевая композиции .

В ленточной композиции отдельные элементы повторяются по горизонтали или по вертикали. В центрально-лучевой композиции узор составляется от центра к краям, углам или сторонам выбранного фона (это может быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник).

Предметная аппликация

Для предметной аппликации лучше всего отобрать материал, который представлен большой формой. Хорошо использовать листья разных растений. Например, это могут быть крупные листья дуба, клена, вяза, осины, каштана. Форма этих листьев отличается отчетливой конфигурацией, которую нужно обыграть.

Последовательность работы: выбирается большой лист и закрепляется на основном фоне, а затем располагаются более мелкие листья, которые передают характерные особенности изображаемого предмета. Например, форма листа дуба напоминает причудливую фигуру человечка. Достаточно добавить маленький лист вяза, и у человечка появится голова. Если расположить большой лист вяза горизонтально, то выйдет туловище рыбы, а плавники ей можно сделать из маленьких листочков тополя.

Сюжетная аппликация

Здесь требуется соблюдение некоторых правил.

Следует подобрать природные материалы, которые будут сочетаться между собой по цвету и фактуре. Возможны сочетания: листья и травы, ракушки и камушки, лёгкие крупные семена и чешуйки шишек. Обратите внимание и на сочетание цвета материалов и основного фона. Цвет очень важен, так как он помогает передать настроение картины, время года, характер персонажей работы.

Необходимо сделать акцент на основных действующих лицах сюжета. Главные персонажи выделяются из общей картины более крупным размером, ярким цветом, композиционным решением.

Композиция обычно строится с учетом перспективы. Детали располагаются не «в ряд». Все, что ближе, будет выглядеть больше, а что дальше – меньше. Это классические правила рисунка и живописи, поэтому для создания этого вида аппликация нужно хоть немного быть художником. Очень важны подбор и целесообразное использование цвета материалов и его сочетания с основным фоном.

Фоны для аппликаций

Выбор фона определяется природным материалом, на котором он будет особенно ярко «звучать». Белая бумага, например, подчеркивает контур растений, цвет и форму. Цветной, серый и бежевый картон может служить фоном для листьев лавра, серебристого тополя, кукурузы, которые становятся продолжением цветовой основы. Бархатная бумага обладает мягкой поверхностью, на которой легко закрепляются тополиный пух и перья. Классическое сочетание - чёрный бархат и соломенные аппликации.

Сизофлор (на фото слева) – это прессованные волокна разных оттенков. Его можно приобрести в цветочных магазинах. Этот материал особенно хорошо смотрится, если его закрепить клеем на белом или цветном фоне, получается удивительный эффект.

Кружево и белый тюль также являются прекрасным фоном. Рекомендуется использовать белое широкое кружево. Тюль может быть с разным заданным рисунком, мелким или крупным; главное, чтобы он гармонично сочетался с природным материалом. Закреплять тюль и кружево можно клеем на цветном или белом фоне.

Кора березы (или береста) – прекрасный фон для сюжетных аппликационных композиций. Для основания используют фанеру или плотный картон, на который наклеивают бересту. Для подготовки фона необходимо время, примерно сутки, чтобы береста окончательно закрепилась.

В качестве фона используют даже высушенные листья кукурузы. Они могут быть закреплены клеем на картоне как самостоятельный фон. В то же время листья кукурузы хорошо сочетаются с берестой.

Фото работ - из книги: Наталия Вадимовна Дубровская. Большая книга аппликаций из природных материалов.

Воспитатель разновозрастной группы № 2

Кизилова Е. Г.

  1. Расширить представления о видах аппликации.
  2. Познакомить с особенностями аппликации из цветной бумаги.
  3. Углубить знания о разных техниках работы с бумагой.
  4. Показать приемы изготовления домика, цыпленка и растительности.

Вызвать положительные эмоции от работы и желание применить предложенный материал в работе с детьми.

План проведения:

  1. Рассказ «Аппликация в детском саду. Виды аппликации.»
  2. Подготовка фона для картины.
  3. Изготовление объектов:

— облака, солнце;

— дерево елка или вишня;

— цыпленок;

— скамейка;

— трава, цветы.

  1. Рассматривание готовых работ.

Аппликация в детском саду. Виды аппликации.

В детском саду дети не просто проводят время под присмотром в ожидании того, что родители заберут их домой. Все физические упражнения, подвижные игры, творческие задания помогают детям развиваться с удвоенной силой. Занятия аппликацией в детском саду развивает мелкую моторику, дети учат цвета, геометрические формы, законы симметрии. Да и, кроме того – им очень нравится, наклеивая различные фигуры получать красивые картинки, которыми потом так гордятся их родители. Начинают обычно с самых простых аппликаций. В детском саду, в младшей группе аппликации обычно включают два-три элемента простых геометрических фигур, в старшей группе это уже могут быть сложные работы, использующие много элементов различных форм.

Всяческие поделки из цветной бумаги любимы детьми и родителями уже многие и многие годы. Ведь работая с этим материалом можно забыть про краски и с помощью ножниц и клея создавать самые причудливые работы. Очень нравится делать аппликации из цветной бумаги и самым младшим детям. Порой им доставляет удовольствие сам процесс ее вырезания, такой яркой, красивой. Безусловно, цветная бумага бывает разного качества. Пока вы только тренируетесь работать с ней, вам подойдет и самая простая, тонкая бумага шести основных цветов. Но чем старше будет становиться ребенок, тем более сложные поделки ему захочется выполнять и в ход пойдет уже плотная бумага, а также бархатная бумага, бумага для квиллинга и цветной картон. Все эти материалы, по сути, и являются цветной бумагой, но мы обратим внимание на самые несложные поделки.

Среди огромного числа видов аппликаций из цветной бумаги, геометрическая аппликация занимает особое место. Ведь именно с нее начинается развитие малышей, зачастую все самые первые поделки сделаны именно с помощью геометрических фигур. Ребенку на самом деле не составляет особого труда научиться различать геометрические фигуры. Конечно, этому можно учиться и на картинках в книжке, а можно и с помощью аппликации из геометрических фигур. Ведь так он не просто будет знать, что три угла – треугольник, а четыре – квадрат. Он еще и научится составлять из простейших элементов сложные картинки, поймет, что в жизни очень многие предметы состоят из различных геометрических фигур.

Очень увлекательными для малышей могут стать ладошковые аппликации – использование в работах отпечатков ладошек детей. В таких работах увлекательно все, и сам процесс вырезания формочек, и дальнейшее их декорирование, собирание в различные узоры. Можно из большого количества зеленых ладошек сделать новогоднюю елочку, а можно сделать лучики солнца. Особенно такой вид творчества подходит для создания коллективных аппликаций в детском саду, когда на большом куске ватмана собираются «заготовки» всех деток группы в одну большую картину. Ладошки можно потом подписать и с удовольствием рассматривать на выпускном в детском саду. Индивидуальной работой может стать бабочка, сделанная из четырех отпечатков ладошек разных цветов.

Для детей поделки из цветной бумаги являются любимым занятием. Ведь сама по себе такая бумага уже наталкивает их на творчество, ее так приятно резать, мять, складывать, она ярких цветов, уже не нужно возиться с красками, чтобы добиться необходимого оттенка. Если вы только начинаете делать поделки из бумаги, то для начала, если ваш малыш еще не умеет самостоятельно вырезать ножницами или умело загибать листы, пусть лучше освоит технику «рваной» аппликации. Для этого дайте ребенку кусок цветной бумаги и поручите ему отрывать кусочки и сминать их. После того, как все кусочки пройдут такую сложную технологическую обработку, можете наклеить их на заранее нарисованный листе контур. Таким образом, у вас получатся прекрасные фактурные, выпуклые работы – зеленое дерево, поле с цветами, ночной город, полный желтых огоньков-окошек и еще много другое.

Для детей постарше поделки из цветной бумаги, картона, гофрированной бумаги могут хорошо способствовать как развитию мелкой моторики, так и формировать правильное цветовосприятие. В этом возрасте ребенок может уже сам вырезать детали аппликации из цветной бумаги (конечно, при соблюдении всех мер предосторожности и техники безопасности), вначале самые простые, геометрические, а потом уже и сложные. Из таких деталей он может создавать, например, цветок, а может наклеить одну заготовку цветка на другую и получить объемную, красивую работу.

Наклеивать ведь можно не только бумагу, поэтому аппликации в детском саду могут использовать и другие материалы. Может быть аппликация из ткани, листьев, яичной скорлупы, пластилина.

Работать с пластилином всегда доставляет деткам огромное удовольствие. Самые разные детские поделки не обходятся без участия пластилина. А оказывается, что пластилином еще и можно рисовать. Такая техника выполнения аппликации из пластилина называется пластилинография . Это занятие наверняка увлечет вас не меньше, чем ваших детей. Пластилин -материал очень двойственный. С одной стороны он пластичный, гибкий, поделки из пластилина красивы и очень просты. С другой стороны — это все-таки продукт искусственный, который содержит большое количество красителей, ароматизаторов, которые могут вызвать аллергию у ребенка, раздражение на коже и тому подобное. Поэтому очень тщательно отнеситесь к выбору материала, к его качеству. Он не должен красить руки при работе, не должен вкусно пахнуть. Для детских аппликаций из пластилина лучше выбрать плавающий пластилин, так как он хорошо лепится и не прилипает к рукам. Пластилин используется в очень интересной технике обратной аппликации. Это наклеивание на основу маленьких шариков из пластилина, образующих мозаичный рисунок. Работы могут быть как простые, так и сложные. Вначале нарисуйте на листе картона рисунок-основу, затем заклейте лист картона скотчем. Заламинировав лист таким образом, на него можно прикреплять пластилин. Плюс такой техники заключается в том, что шаблон может стать многоразовым, на нем легко исправлять ошибки.

Развивая творческие способности наших деток, в детском саду им дают самые разные задания. Чем старше ребенок, тем более сложные работы он может выполнить. Темы поделок для детского сада могут быть самые разные, например праздничные даты или времена года. Вот приходит черед и поделок из листьев. В детском саду время таких поделок приходит осенью, когда исходного материала очень много вокруг. Конечно, помогать своим малышам в выполнении поделок из листьев для детского сада стоит, мы должны дать им идею, толчок для дальнейшего творчества. Но и превращать поделки такого рода в соревнование мам не стоит, ведь вы делаете вашу аппликацию или композицию не ради первого места, а для гармоничного развития вашего ребенка, чтобы он научился видеть красоту осенних листьев и всего того, что с помощью них можно создать.

Пусть аппликации из ниток и не так популярны, как аппликации из цветной бумаги, но, наверное, это пока. Ведь такие работы не только красивы и увлекательны, они еще и невероятно просты. Не зря они любимы педагогами и руководителями кружков детского творчества, даже четырехлетним малышам под силу сделать настоящие шедевры. К плюсам подобной техники можно отнести также хорошую доступность всех материалов. Для работы вам потребуются различные нитки, которые возможно остались от вязания или вышивания, а также клей, ножницы и бумага. Выбирать для работы вы можете любой понравившийся рисунок, но чем меньше ребенок, тем проще должен быть рисунок. В идеале начинать следует с использованием ниток одного цвета, постепенно переходя к многоцветным панно.

Материалы и инструменты: цветная бумага: голубая или синяя, зеленая, картон, клей, кисточка, салфетка, ножницы, трафарет домика.

  1. Приклеить к верхней части картона лист синей или голубой бумаги – изобразить небо.
  2. Приклеить к нижней части картона лист зеленой бумаги – изобразить землю.
  3. Граница голубого и зеленого цветов проходит произвольно.

Деревенский домик.

Материалы и инструменты: цветная бумага, круглый карандаш, тонкая палочка, клей ПВА, кисточка, тканевая салфетка, ножницы.

  1. Вырезать 2 полосы красного цвета 12*1,5 см. Сложить полосы пополам по долевой линии и наклеить на скаты крыши.
  2. Вырезать 1 или 2 красных прямоугольника 3*2,5 см, нарисовать перекладины.
  3. Приклеить готовые окна на места.

Облака и солнце.

Материалы и инструменты: бумажные столовые салфетки желтого, белого, голубого цвета, клей ПВА, кисточка, ножницы, тканевая салфетка.

  1. Вырезать из белых салфеток овалы диаметром 5*2,5 см в 4 сложения.
  2. Тонкими ножницами сделать надрезы, не дорезая до середины.
  3. Склеить серединки салфеток между собой.
  4. Получившееся облако приклеить на поверхность картины в области неба.
  1. Дать салфеткам высушить и распушить их.
  2. Также, но из салфеток другого цвета сделать еще одно облако или солнышко.

Деревья: вишня и елка.

Елка.

Материалы и инструменты: бумага зеленого цвета, ножницы, клей ПВА, кисточка, тканевая салфетка.

  1. Сложить 4 листа зеленой бумаги пополам. Вырезать 4 елки.
  2. Разъединить елочки. Карандашом провести по сгибам, чтоб они были более жесткие.
  3. Развернуть елочки, склеить их между собой – приклеивая половинки, друг к другу.
  4. Приклеить елку на картину.

Вишня.

Материалы и инструменты: цветная бумага, трафарет «круги», клей ПВА, ножницы, кисточка, тканевая салфетка, тонкая палочка.

  1. Вырезать из бумаги коричневого цвета ствол и ветки, приклеить.
  2. Взять бумагу красного цвета, сложить ее гармошкой и нарисовать на ней круги диаметром 2 см.
  3. Вырезать 20 таких кругов.
  4. Сложить круги пополам. Склеить между собой 4 круга, приклеивая половинки.
  5. Вырезать маленькие полоски и приклеить их к ягодке.
  6. Получившиеся вишенки приклеить на дерево.
  7. Взять бумагу зеленого цвета и сложить ее гармошкой.
  8. Вырезать листья овальной формы с черенком общей длиной 2 см. Понадобится 6-7 листьев.
  9. Каждый лист немного выгните при помощи тонкой палочки. За счет выгиба листа и точечного соединения с основой получается объемная композиция.
  10. Приклеить листья к веточкам.

Цыпленок.

Материалы и инструменты: цветная бумага, трафарет «круги», клей ПВА, ножницы, кисточка, тканевая салфетка, тонкая палочка, столовые салфетки желтого цвета.

Скамейка.

Материалы и инструменты: цветная бумага, тонкая палочка (зубочистка), клей ПВА, кисточка, тканевая салфетка, ножницы.

  1. Взять 6-7 полос бумаги желтого цвета размером 1*5 см. Сделать из них трубочки.
  2. Разрезать трубочки так, чтобы из них получились тонкие бревнышки следующей длины: 2 трубочки – по 7 см, 4 – по 2,5 см и 2 по 2 см.
  3. Вырезать 2 красные полосы 6* 0,5 см.
  4. Приклеить бревнышки к картине.
  5. Наклеить красные полосы – перекладины скамейки.

Трава, цветы.

Материалы и инструменты: цветная бумага, клей ПВА, кисточка, тканевая салфетка, ножницы.

  1. Траву сделать из полос зеленой бумаги.
  2. Вырезать из цветной бумаги цветочки разных размеров и цветов.
  3. Приклеить траву и цветы на картину.

В результате проведенной работы получились интересные картины!