Валяние на каркасе — мастер класс. Сухое валяние игрушек

1. Непряденая шерсть для валяния (гребёная лента, тонина волокна 18-21 мкр):

темно-зеленая, зеленая, белая, желтая и цвета липы.

2. Щетка для валяния.

3. Поролоновая губка для мытья посуды.

4. Войлочный мат для валяния (или поролоновая губка).

5. Иглы для валяния (четырехлучевые звездочки №38) - 4 шт. (три иглы плотно скрутить вместе резиночкой).

6. Проволока для бисерных работ серебряного цвета (толщина 0,4мм).

7. Кусачки.

8. Текстильный акриловый водорастворимый лак/клей для декупажа.

1. Из проволоки скрутите петельку диаметром 0,8-1см.

Одну проволочную ножку отогните и зафиксируйте её с противоположного края проволочной петельки.

Обе проволочные ножки скрутите вместе. Мы получили заготовку для будущей серединки ромашки.

2. Из шерсти желтого цвета мелкими кусочками выложите круглую по форме

шерстяную заготовку для будущей серединки ромашки.

Заготовка должна быть на 5-7мм больше проволочной (по всему периметру).

Не затрагивая припуски, связкой из трех игл плотно проваляйте заготовку,

затем переверните и проваляйте снова.

3. Переверните шерстяную заготовку, сверху положите проволочную заготовку и,

подгибая припуски, заваливайте их одной иглой формируя «таблетку».

4. Ножки готовой серединки ромашки воткните в поролоновую губку и потяните за них —

серединка должна оказаться на губке. Теперь ее удобно тонировать —

возьмите маленькие кусочки шерсти цвета липы и белую, тщательно приваляйте тонировку одной иглой.

После этого положите серединку ромашки «на бочок» и по всему периметру тщательно проваляйте её.

Серединка цветка, имеющая внутри прочный проволочный каркас,

представляет собой «усиленную конструкцию»,

поэтому по такому же принципу можно создавать и многолепестковые цветы —

астры, георгины и т.д. Если цветок имеет очень большое количество лепестков

можно использовать более толстую и прочную флористическую проволоку.

5. Возьмите маленькую прядку белого цвета, сложите ее пополам и,

формируя лепесток, тщательно проваляйте ее с обеих сторон связкой из трех игл.

Хвостик у основания лепестка оставьте непроваляным.

Крепко сожмите пальцами шерсть у края лепестка и аккуратно (по касательной)

проваляйте всю кромку. Положите лепесток на войлочный мат (или поролоновую губку)

и доваляйте его с обеих сторон до гладкого плотного состояния.

Таким образом сделайте 12-15 лепестков.

6. Используя шерсть темно-зеленого и зеленого цвета,

аналогично сваляйте 6-8 лепестков для чашелистика.

7. Прижмите лепесток к серединке ромашки, непроваляный хвостик лепестка плотно

приваляйте к нижней части серединки. Последовательно приваляйте все лепестки.

8. Проволочки плотно скрутите вместе до самого конца, формируя ножку ромашки,

обрежьте с помощью кусачек лишнюю длину. Возьмите длинную прядку темно-зеленого цвета,

с помощью иглы зафиксируйте её кончик в основании ромашки и обмотайте этой прядкой ножку.

9. Готовую ромашку пропитайте акриловым лаком (разведенным водой до консистенции сливок,

и высушите их при комнатной температуре или при помощи фена.

Ножку ромашки пропитайте неразведенной формой лака и также высушите ее.

Для пропитки цветов я использую не только текстильный лак/клей.

Можно использовать аналогичные водорастворимые средства для декупажа по дереву и керамике,

но в этом случае разводить средства водой нужно

до более жидкой консистенции (консистенции молока).

шерсть, проволока, акриловый лак, металлическая фурнитура,

иглы для валяния, кусачки, поролоновая губка

Сухое валяние игрушки. Мастер-класс с пошаговыми фото

Интерьерная игрушка в технике сухого валяния на каркасе. Мастер-класс.

Автор: Кириченко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования.
Место работы: МБОУ ДОД "Дом детского творчества №1"

Мастер-класс "Интерьерная игрушка в технике сухого валяния на каркасе".

Цель: изготовление интерьерной игрушки из непряденой шерсти на каркасе.
Задачи:
познакомить с основами изготовления игрушки из непряденой шерсти на каркасе;
развивать творческие способности, эстетический вкус детей;
воспитывать чувство меры и стиля.

Мастер – класс адресован детям 8- 12 лет, занимающимся валянием из шерсти, педагогам дополнительного образования и всем, влюбленным в фелтинг.
Интересно, что валяние-один из самых древних способов создания ткани. Оно родилось задолго до ткачества и вязания. Ученые определяют возраст валяния в 8000 лет! Сегодня можно наблюдать огромную увлеченность валянием взрослых и знакомство с этой новой для них техникой детей.
Есть два способа, применяемых в технике валяния - сухой и мокрый .
Сложного нет ничего ни в одном способе, ни в другом, а возможностей - море!
Что только не создали с применением техники валяния дети на занятиях:брошки и браслеты, флористические композиции, чехлы для мобильных телефонов, елочные игрушки, картины, предметы домашнего обихода и, конечно, любимые всеми девочками любого возраста,куколки.
Что ж, попробуем создать своими руками маленькое чудо. Важно: необходимо уже в самом начале творческого процесса определиться, а что же хочется увидеть в итоге работы. Так как от этого зависит набор материала.
Определились? Да, сегодня будем валять маленькую куколку-божью коровку . Правда она похожа на Милу из мультфильма про Лунтика?

Работа выполнена в технике фелтинг - сухое валяние из непряденой шерсти.
Назначение: украшение интерьера, подарок, любимая игрушка, мобиль.
Для работы необходимо: два отрезка проволоки-" шенил" для каркаса длиной 10см и 16 см;
иглы для фелтинга (валяния) "Звездочка" №40, "Треугольная" №38 и №40; шерсть для валяния тонкая или полутонкая по 10г-20г розового, белого, черного, коричневого, желтого, зеленого, светло-бежевого цветов; мат для валяния или новая поролоновая губка.

Пошаговый процесс выполнения работы.

Не забываем, что игла "Треугольная"№38 используется на начальной стадии валяния. Затем, по мере уплотнения шерсти, переходим на иглу"Треугольная"№40. Для окончательного уваливания и шлифовки деталей используем иглу "Звездочка"№40.
1.Приступаем к изготовлению каркаса. Для того, чтобы каркас был более точным и пропорциональным, будем использовать эскиз .


2.Отрежьте проволоку по размерам эскиза: для деталей рук - 10 см, для деталей ног и туловища - 16 см. Положите отрезки проволоки крест-накрест и скрутите (достаточно 3-4 раз). Место прокрутки (3см) – это туловище. Детали загните на концах, приблизительно на 1 см (место сгиба - красные точки на эскизе) . Также слегка согните детали пополам для определения середины (место сгиба -желтые крестики на эскизе).


3.Вытяните прядку шерсти, распределите в ней шерсть равномерно, чтобы прядка стала более плоской. Приложите прядку к месту сгиба каркаса(желтый крестик) и начинайте оборачивать его(каркас) шерстью по направлению к внешнему краю. Обмотайте место сгиба (красный крестик). Согните каркас и начинайте оборачивать шерстью уже обе части.


4.Повторите пункт 2 со второй деталью каркаса руки. Закрепите иглой для валяния остатки шерсти на каркасе.
5. Повторите пункт 2 с деталями каркаса ног. Для ног вытягивайте более длинные прядки шерсти.
Закрепите иглой для валяния остатки шерсти на каркасе.


6.Обмотайте туловище прядью шерсти. Сформируйте иглой туловище.


7.Приступайте к изготовлению головы. Сформируйте из шерсти шарик, покатав его в руках, возьмите иглу для валяния и сваляйте шарик диаметром 2 см..


8.Оторвите широкую прядку шерсти длиной около 9-10 см, чтобы обернуть голову и скрепить ее с туловищем куклы. Распределите в ней шерсть равномерно, оберните голову и закрепите ее тонкой прядкой шерсти. Иглой закрепите конец шерсти, формируя шею. При необходимости голову можно еще довалять иголкой. Нам надо, что она была в меру жесткой и имела ровную круглую форму.


9.Разделите свисающую под головой шерсть на две половины и вложите туда готовый каркас. Присоедените голову к туловищу, кончики прядки приваляйте к телу.


10. Каркас готов.


11.Приступайте непосредственно к созданию образа куколки. В данном случае куколка в образе божьей коровки. Возьмите небольшую прядь шерсти розового цвета и обмотайте детали ручек. Концы прядей закрепите на детали туловища.


12. Далее приваляйте шерсть розового цвета на деталь туловища. Небольшими прядками шерсти красного цвета обмотайте концы деталей ног и аккуратно приваляйте иглой "Звездочка"№40.


13. Из шерсти белого цвета сваляйте деталь для нижней юбочки (размер юбочки 3см х 10см)


14.Приваляйте по линии талии длинную сторону детали, выполняя при этом небольшие складочки. От этого юбочка будет пышной.


15.Сваляйте небольшой воротничок из шерсти белого цвета.


16.Приваляйте деталь воротничка к нижней поверхности головы.


17.Из шерсти красного цвета сваляйте деталь верхней юбочки (размер юбочки 2,5см х 10см)


18.Возьмите немного шерсти красного цвета и приваляйте тонкой полоской от воротничка до линии талии. Приваляйте по линии талии длинную сторону детали юбочки, выполняя при этом небольшие складочки. От этого юбочка будет пышной.


19.Вот так выглядит куколка на данном этапе.


20.Приступайте к валянию деталей крыльев. Для того, чтобы было удобно работать, а детали были одинакового размера и формы, приготовьте шаблоны. Для шаблона используйте любой пористый материал.
Сваляем на шаблоне 2 крыла из шерсти белого цвета.


21.Сваляйте на шаблоне 2 крыла из шерсти красного цвета. Из шерсти черного цвета приваляйте на крылышки небольшие точки.


22.Далее последовательно приваляйте вначале 2 крыла белого цвета, затем 2 крыла красного цвета.


23.Выполните прическу. Для волос можно использовать как шерсть для валяния, так и специальные волосы для кукол. Декорируйте прическу в соответствии с выбранным образом.
Игрушка готова.


Варианты использования данной модели.




Детские работы по теме "Интерьерная игрушка в технике сухого валяния на каркасе."

Все мы любим цветы, причем не только живые, но и нарисованные, вышитые и так далее. А как вам цветы, сваленные из шерсти? Это, пожалуй, самая необычная техника, по итогам которой получаются просто превосходные результаты, цветы, сделанные таким способом, выглядят как настоящие, именно поэтому в данной статье мы дадим вам несколько мастер-классов по валянию цветов из шерсти.

Такие цветы имеют большой круг своего применения. Их можно использовать для украшения одежды или аксессуаров (сумка или браслет, например), они могут стать самостоятельным украшением в виде брошки или заколки, таким цветочком можно украсить помещение или уличное пространство (например, веранду на даче), и это далеко не все варианты использования цветов из шерсти. Если включить фантазию, можно придумать миллионы способов их применения.

Прекрасная лилия

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по валянию лилии из войлока на каркасе. Техника эта достаточно сложная, но наш урок будет очень подробный, мы опишем каждый шаг вашей работы с наглядными фотографиями, поэтому работа будет посильна и для начинающих.

Для работы вам понадобится:

  • Шерсть разных цветов и оттенков;
  • Ненужная губка;
  • Две проволоки: тоненькая и толстенькая;
  • Нити;
  • Спица;
  • Игла для валяния.

Первым делом сделаем лепесток, для этого берем проволоку длиной примерно в двадцать сантиметров и накручиваем ее на спицу, после чего проволоку снимаем и немного растягиваем.

Теперь складываем ее пополам и кончики соединяем и перекручиваем между собой, получившейся заготовке нужно придать форму лепесточка. Для это делаем изгибы, но очень аккуратно, резких углов быть не должно, все переходы должны быть плавными.

Теперь берем нашу губки и кладем на нее шерсть, а уже на шерсть сверху помещаем наш каркас будущего лепесточка, который мы только что сделали. Путем валяния приделываем пряжу к проволоке, делать это нужно специальной иглой для валяния.

Теперь лепесточек переворачиваем и продолжаем приваливать шерсть иголкой для валяния.

После того как закончим работу над основой нашего цветочка, нужно взять шерсть других цветов и выложить на лепестке, таким образом мы формируем жилки, оттенки и большую реалистичность нашему цветочку. Опять же, при помощи иглы для валяния приваливаем эти ниточки к лепесточку.

Таких лепесточков нужно сделать шесть штук. После чего переходим к изготовлению тычинок и пестиков.

Снова берем проволоку и сворачиваем таким образом, чтобы на конце получился небольшой овальчик, длина стебелька должна составлять примерно семь сантиметров.

Овальчик заполняем шерстью темного цвета, желательно, чтобы это был коричневый, и плотно сваливаем ее. Стебелек обматываем шерстью другого цвета, более светлого, можно использовать, например, желтый. Тычинок таким образом вам нужно сделать шесть штук.

Теперь начнем работу над пестиком, для этого нужно смешать шерсть двух разных цветов и скрутить их в так называемую «колбаску». На верхушечку сваливаем небольшой треугольничек.

При помощи иголки для валяния соединяем сам пестик и его верхушечку.

Теперь соединяем тычинки и пестик, пестик помещаем в серединку, а тычинки распределяем вокруг него. Затем из трех лепесточков складываем своеобразный треугольник, в центр помечаем конструкцию из пестика и тычинок, соединяем все это дело проволокой.

Теперь прикладываем другие три лепестка таким образом, чтобы они были между предыдущими, и присоединяем их к заготовке проволокой.

Теперь иголочкой для валяния закрепляем для надежности лепесточки у основания.

Обратите внимание! Делайте это очень аккуратно, ведь там большое количество проволоки, и вы можете повредить иглу.

Приступаем к созданию стебелька нашей прекрасной лилии. Здесь мы уже будем пользоваться толстой проволокой, приделываем ее к основанию бутона. Перед работой с шерстью толстый стебель из проволоки нужно обернуть нитками.

Теперь сделаем чашелистики, для этого нужно взять шерсть зеленого цвета и острой стороной приложить к лепестку и привалить иголкой для валяния. Шерсть у основания должна оставаться, ведь мы еще не обернули ствол нашего цветочка.

Теперь сделаем листочки, делать их будем точно так же, как и лепесточки, только каркас делаем несколько другой формы и используем шерсть других цветов. Листика нужно будет сделать три штуки.

Теперь оборачиваем ствол из толстой пряжи шерстью зеленого цвета и приваливаем к нему листья.

Чтобы наш цветок распустился, нужно расправить лепесточки, и наша прекрасная лилия готова. Если сделать много таких цветов, можно соорудить целый букет, который никогда не завянет и будет долго радовать вас своим чудесным видом.

Видео по теме статьи

Теперь вы без всяких затруднений сможете свалять любой цветок из шерсти, предлагаем вам посмотреть видео-уроки из данной подборки, и вы сможете узнать другие техники валяния цветов.

Сокращенная версия этого МК есть в журнале "Лена.Рукоделие" (№8 2010г.).

Для работы нам потребуется:

  • Проволока для бисерных работ (толщина 0,4мм).
  • Проволока флористическая (толщина 0,5мм).
  • Художественный акриловый водорастворимый лак или клей для декупажа (матовый).
  • Ножницы.
  • Шелковые волокна (белые).
  • Непряденая шерсть (цвета: белая, желтая, золотистая охра, красная, светло зеленая и темно зеленая).
  • Иглы для валяния (желательно четырехугольные звездочки № 38 (США)).
  • Мягкие мелкопористые поролоновые губки для мытья посуды или щетка для валяния.

1) Изготавливаем каркас для каждого элемента будущей орхидеи – для основных лепестков (двух больших лепестков и трех лепестков меньшего размера), лепестка-губы и веточки с бутонами

2) Берем прядь шерсти желтого цвета и сгибаем ее таким образом, чтобы полученная шерстяная заготовка была примерно на 5мм (по всему периметру) больше проволочной заготовки.

3) Кладем шерстяную заготовку на губку (или щетку) и начинаем аккуратно проваливать ее иглой. Эту заготовку необходимо валять до состояния полуготовности – примерно по два раза с каждой стороны. При работе на щетке лучше сразу валять тремя иглами, плотно скрепленными между собой.

4) Кладем поверх подготовленной шерстяной заготовки проволочную заготовку и, подворачивая шерсть и равномерно распределяя ее по всей поверхности лепестка, поэтапно закрываем проволоку, проваливая шерсть сначала у основания лепестка, а затем у его вершины.

5) Переходим к проработке краев лепестка. Для этого необходимо крепко сжимая пальцами шерсть у края лепестка, аккуратно (по касательной) провалять весь лепесток по периметру.

6) Проволочный каркас уже надежно закреплен внутри шерсти и нам остается довалять элемент (уплотнить поверхность и сделать его более ровным) при помощи одной или трех игл, плотно скрепленных между собой.
7) Таким образом, мы изготавливаем все пять основных лепестков нашей будущей орхидеи.

8) Переходим к созданию лепестка-губы. Для этого элемента берем прядь шерсти красного цвета и повторяем п. 2, 3, 4, 5 и 6.

9) Переходим к цветовой художественной проработке нашего элемента. Берем тоненькую прядь шерсти цвета золотистой охры и, зафиксировав ее иглой у основания лепестка, начинаем аккуратно приваливать ее, создавая нужный нам рисунок на поверхности лепестка-губы.

10) Затем с помощью иглы и белых шелковых волокон создаем на этом элементе белую "капельку".

11) Берем тоненькую прядь шерсти белого цвета и, работая иглой очень деликатно, подкручивая прядь, приваливам ее по контуру «губы».

12) Пропитываем все изготовленные элементы работы акриловым лаком (разведенным водой до состояния молока) или клеем (разведенным погуще) и сушим.

13) Переходим к созданию веточки с бутонами. Берем прядь шерсти, пропускаем ее сквозь проволочную петельку до середины и плотно зажимаем петельку пальцами.

14) Плотно наматываем шерсть вокруг зажатой проволочной петельки и хорошо проваливаем ее иглой, формируя бутон. Таким образом создаем все три бутона.

15) Переходим к тонировке бутонов. Закрепляем прядки шерсти светло и темно зеленого цвета у основания каждого бутона и, распределив шерсть по поверхности, хорошо приваливаем ее иглой.

16) Все элементы работы готовы - приступаем к сборке. Внимательно и аккуратно соединяя все элементы работы, плотно скручиваем проволоки, формируя веточку.

17) Берем прядку шерсти темно зеленого цвета, фиксируем ее иглой у основания самого верхнего бутона и, обматывая шерстью проволоку, постепенно, продвигаясь от бутона к бутону, а затем от цветка к ножке, формируем зеленую веточку.

18) После этого шерсть на веточке и бутоны пропитываем акриловым лаком (разведенным водой до состояния молока) и сушим.

19) Используя возможности внутреннего каркаса, придаем нашей работе желаемую форму, изгибая все элементы работы так, как нам нравится. Веточка орхидеи готова.

Постоянно отвечая на вопросы заинтересованных людей о валянии на каркасе, я решила систематизировать основные вопросы и мои ответы на них, дабы не отвечать по нескольку раз. Все вопросы мне были заданы реальными людьми и, так как они постоянно одни и те же звучат, то я попросту решила собрать их в один пост, чтобы не повторяться. :)

Эти наработки постоянно мной модернизируются, поэтому не нужно воспринимать их как догму. Шерсть живой материал и работать с ней надо живо!

1. "Какую проволоку использовать? Какой толщины?" Для валяния я использую медную проволоку разных диаметров. Все зависит от того, для какой детали цветка делаю каркас. Проволока настолько тонкая, что я запросто вдеваю ее как нитку в иголку.

2. "Скручивается ли эта проволока, когда из нее делается каркас? Шерсть просто накладывается сверху и снизу, или же каркас этот обматывается шерстью, а потом валяется иглой?" В зависимости от того, какого эффекта я хочу достигнуть, где-то 2 проволоки скручиваю жгутиком, а где-то прокладываю между слоями шерсти 1 проволоку.

3. "Остаются ли дырочки от иглы по окончании процесса валяния, и если да, то как они убираются? Тоже утюгом?" Дырочек от иглы не остается, т.к. валяю я довольно плотно. Если они останутся, то нужно будет элемент (если он плоский) немного замылить, сполоснуть чистой водой, и все уйдет. Можно и утюгом воспользоваться. Только обязательно отпаривать плоские детали через ткань утюгом с паром

4. "А каркас нужен, чтобы изделие можно было сгибать? Или для жесткости?" Каркас выполняет обе функции: и держит форму изделия, и добавляет ему вариативность (можно и так согнуть, и этак...)

5. "А ты делаешь каркас сразу на все изделие? Или на каждую часть отдельный? Или отдельный на каждую часть, а потом они соединяются другой проволочкой, которая становится веточкой?" Каркасы делаю всеми перечисленными Вами способами: и каркас сразу на все изделие, и на каждую часть отдельный, и отдельный на каждую часть, а потом они соединенный другой проволочкой, которая становится веточкой. Все зависит от поставленной задачи. Аксиомы нет. Главное, чтобы результат был убедителен! :)

6. "И что значит протягивать проволочку между слоями? Сначала свалять, а потом протянуть? Или на слой шерсти укладывается проволока, потом еще слой, а потом валять? И как она укладывается? Например, листик или цветок: просто по периметру, или как попало спиральками, полосками и т.д.?" Я использую разные способы. Все зависит от того, какой толщины и плотности должен быть окончательный результат. Если элемент довольно плотный и не прозрачный, то сначала я делаю иголкой рыхлую заготовку элемента, чуть больше, чем нужно. Затем вкладываю по контуру проволочку(уже по тому абрису, которого добиваюсь) и заворачивая лишнее вовнутрь, прячу каркас и валяю иглой, пока элемент не будет готов. А если хочу сохранить эффект прозрачности (например лепестки мака), то первоначально валяю виброшлифовальной машинкой префелт в течении 5-7 сек, а потом проделываю всю ту же операцию с заворачиванием каркаса. Далее валяю машинкой до готовности;)

7. "Если цветок, то проволочку в один слой по краю предполагаемой кромки? А если листик? По центру и жилкам надо? Или тоже только по краю? А веточку в два слоя слегка скрученной проволоки? И ты сначала делаешь отдельные детали, а потом соединяешь? А как это делается?" Мелкие цветы у меня без проволоки. Они и так довольно плотно сваляны (чтобы лучше держали форму, пропитай их сальвитозой. Просто аккуратно промокни пальцами элементы) С листиками все сложнее, в смородине, например, жилка проложена только по центру из 2-х перекрученных проволочек. В подснежниках - только по краю в один слой. Веточку делаю обязательно минимум в два слоя слегка скрученной проволоки. Да, я сначала делаю отдельные детали, а потом соединяю. Ой, а вот как это делаю... ? На самом деле, я смотрю на то, как идут сочленения в природе и стараюсь повторить так же...

8. "А вот ты сколько слоев кладешь? И вообще, как ты это укладываешь? Ведь отщипывается всегда прядь. И какой вообще должен быть слой шерсти?" Слои укладываю "на глаз". Точно не должно светиться, а доложить, если что, всегда можно. Укладываю просто. Отрываю прядку, кладу, могу еще поперек положить, если захочется. Стараюсь примерно формировать листочек или лепесточек уже на этой стадии.

9. "Полезла посмотреть твой ЖЖ. Вот брошь "Сакура". Ты каждый листик делала отдельно, а потом соединяла? А как? Обмотала собранные в венчик листики и начала валять иглой? А как приделывалась веточка? И вообще, как она делалась, если это сухое валяние? Там внутри ведь есть проволока? А как она сухим валянием обваливается шерстью? Она ведь тоненькая, как вообще это происходит? А в листиках проволока идет только по краю или еще и по жилкам? Или жилки сделаны просто добавлением шерсти другого цвета (собственно, я понимаю, что они так и сделаны, но есть ли там еще и проволока?)?. Тычинки, я помню, ты кому-то отвечала, что это просто нитки, обмакнутые в манку. А манку надо покрасить сначала? Чем и как? Или вот "Смородина". Там довольно сложной формы листик. По краю тоже проволока? А шарики все по-мокрому, или мелкие тоже сухим валянием сделаны? А как они удерживаются рядом друг с другом? И как они удерживаются на веточке? Или ты делаешь на уже обмотанной веточке колечко на конце, а на него уже наваливаешь ягодку? И что такое на вершине ягодки мохнатое?" Как я писала выше, в смородине жилка проложена ТОЛЬКО по центру из 2-х перекрученных проволочек. Все остальные эффекты за счет набивания рисунка иглой. Контур формирую иглой, без проволоки. Листики делаю отдельно, а потом закрепляю на каркас, когда есть возможность, то приваливаю, когда нет - аккуратно приклеиваю, а потом заваливаю шерстью. Как крепить шерсть на проволоке: Прежде всего проволочку нужно окрутить тонкой прядкой шерсти (для того, чтобы она не слетела, я капаю маааааленькую капельку клея "Момент-Кристалл" на начало крепежа), плотно прижимаю шерсть к этому месту пальцами и после того, как она прихватиться к металлу, начинаю плотно оборачивать каркас. Затем беру уже окончательно готовый листик и пришиваю мононитью листик к стебельку. После этого, по желанию, можно завалять дополнительно стебелек шерстью, а можно и так оставить, если аккуратно получилось. Как я креплю к бутону или ягоде: Полностью формирую бутон. Затем вдеваю проволоку в иголку и насквозь протыкаю ей бутон (как бусину нанизываю), после этого возвратным движением протыкаю бутон. Получается, что у нас в основании бутона 2 конца проволоки. Делаю из проволочек жгутик. А затем оборачиваю шерстью, как писала выше. На вершине ягодок - это хвостик, оставшийся от цветка.

10. "Как делать тычинки? Вы сразу их в пучок связываете? И как потом на изнанке цветка(когда он уже полностью собран) убираете лишнее?" Я просто беру шерстяное мулине и пропускаю нить между хорошо смазанными клеем ПВА пальцами, а потом сушу в висячем положении нить. Высохшую нить наматываю на два пальца всю длину (примерно метра полтора), потом разрезаю с двух сторон то, что намотала. Далее либо макаю каждую отдельную тычинку в манку, сушу, крашу, если надо сделать пыльцу цветной, и обкладываю всем этим пестик (каркас), фиксирую ниткой. Концы не обрезаю, так как они уходят под чашечку цветка. :)

11."Еще один вопрос, который я почему-то не задала, вернее, несколько вопросов на одну тему: как обрабатывают листочки, лепесточки и ягодки? Как наносить состав и что потом: утюгом? Через тряпочку? Или как? И для чего это делается? И если сумку так обработать, что будет? Что она от этого приобретет?" По поводу пропитки. Я для себя недавно открыла новый материал - сальвитозу. Она придает изделию плотность, но не жесткость. Работа остается приятно войлочной, но держит форму. Сальвитоза - это средство для проклейки шляп из фетра. Купить его можно в различных инет-магазинах. Вот , например. Она в виде хлопьев, которые разводятся в воде в пропорции 1 ст. ложка на стакан тепленькой воды. Потом просто нужно пальцами пропитать изделие и дать ему высохнуть. Стирать не рекомендуется. Или же после стирки нужно снова повторять обработку сальвитозой. А вот если Вы попадете под моросящий дождик или под снег, то она высохнет и продолжит фиксировать цветок.

Есть и другие материалы для пропитки. Но одни потом идут пятнами, другие выбеляются со временем. Некоторые придают излишнюю шесткость шерсти, что мне лично не нравится. Некоторые становятся липкими под воздействием температуры.Сальвитоза со временем теряет жесткость, но сохраняет при этом складки. Поэтому она мне больше всего нравится.

12."Можно ли стирать цветы, сваляные на каркасе?" Я могу постирать и ничего с цветком не случится, НО я знаю, как это правильно сделать. А вот покупатель может и не знать и результатом стирки станет безнадежно испорченная вещь (мне задавали уже вопросы по поводу стирки брошей в стиральной машинке!!!). Поэтому я своим покупателям советую бережную сухую или влажную чистку. Ведь вряд ли с брошью на груди Вы будете ползать по пластунски? Испачкать брошь довольно сложно, это же не сумка или одежда.