«Число десять». Конспект занятия в подготовительной группе

Подготовила воспитатель: Окорокова Э. В. МДОУд,/с.№8 г. Кропоткин-2009г.
ТЕМА: «Числа от 1 до 10»
Цель: а) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Числа от 1 до 10»;
Б) закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях;
В) определение местоположения предметов в пространстве;
^закрепить знания смежных чисел к названному числу «до» и «после».
Оборудование: игрушки зверей, счетные палочки, сигнальные карточки, дощечки, цветные мелки, кубики (красный, желтый, зеленый) и треугольники, грибочки /за каждый правильный ответ /,мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем,
Воспитатель: Сегодня к нам на урок пришла гостья, но сначала мы должны узнать, откуда она, Для этого нужно поставить цифры в порядке возрастания и расшифровать слово.

Скачать полный конспект

На доске: 6 2 4
с л е
Какое слово получилось?
Дети: Лес.
Воспитатель: Из леса к нам прибежала
Не мышь, не птица,
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет.
Кто это? (Белочка) /воспитатель прикрепляет на доску рисунок белочки/

II. Сообщение целей занятия:

Белочка-хозяюшка
Школу открывает
И лесных зверюшек
Учиться приглашает.
И звери, и птицы
Спешат к нам в класс,
А белочка — учительница
Дает такой наказ: «Начинаем наш урок,
Повторять мы будем счет
И примеры порешаем,
Кто внимательней узнаем»,

Ш. Закрепление пройденного:
1).Найди ошибку
Белочка. За волчишкой еле-еле
Вышел Мишка из-за ели.
Он мотает головой,
Рассуждает сам собой. Медведь.
Есть счетная машина у меня,
Помогает мне она.
Я примеры все решил,
А проверить нету сил.

Вот ответы перед вами,
Вы, друзья, проверьте сами.
-Дети проверяют решенные примеры. Неверные результаты в примерах 3 и 4 с доски убираются, примеры решаются правильно.
На доске: 5-1=4 7+1=8 3+2=5 6-5=1 /сигн. карт./
Белочка. Заревел медведь белугой,
Заметался он по кругу.
Медведь. Аи, машина. Ну дела!
Ну совсем ты не точна!
Белочка. Не расстраивайся, Мишка,
А учись у ребятишек!
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз Мишке объясним, как прибавлять и как вычитать.
2). Состав числа «5»,
Белочка. Под кустом сидел хитренький лисенок
Он слушал щебет птичий
И ждал, что в гости попадет
Сама собой добыча.
А мы спрячем птиц в дома,
Но нужно знать состав числа.
На доске рисунки домиков, лисенка и птичек с цифрами на крыльях. Ребята расселяют птичек в дома.

IV. Устный счет:
Белочка. Зайка, зайка,
Посмотри,
Все фигурки
Назови.
Заяц. Ой, не знаю, ой, боюсь,
Почему-то весь трясусь.
Белочка. Отвечать ты должен смело,
А робеть — плохое дело
Кто поможет из ребят?
Воспитатель: Назовите фигуру в левом верхнем углу, укажите её цвет.
Дети: Желтый треугольник.
Воспитатель: В нижнем правом углу?
Дети: Оранжевый квадрат.
Воспитатель: А где зеленый круг?
Дети: В правом верхнем углу.
Воспитатель: А это что за фигура?
Дети: Овал.
Белочка. Приготовила я вам, ребятки, дощечки. А теперь внимание. Слушаем задание.
Нарисуйте у себя на дощечки мелом эти фигуры по памяти.
Образец убирается. Дети рисуют. Воспитатель проверяет нарисованные фигуры.
Белочка. Запишите в треугольнике число, которое стоит перед числом б, в квадрате — за числом 7, в овале число, которое на 1 больше, чем 3, в круге — на 1 меньше 9. Подводятся итоги данного этапа занятия.

V. Отработка вычислительных навыков.
Воспитатель: Серый волчишко прибежал на урок,
Хочет он тоже освоить счет,
Смотрит — на доске примеры,
Как решить примеры эти?
Помогите Волку, дети!
Объясните ему, как надо прибавлять и вычитать 1,2.
Дети: Прибавить 1- назвать следующее при счете число, вычесть 1 — назвать предыдущее, 2- прибавляем как+1+1, вычитаем 2 как -1-1, Дети решают примеры: 3+1 5+2 6-1 7-2
Белочка. А теперь составьте пример вот про этих зверей.
Вот пять зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек весной?
Дети: составляют решение в кассе /записывают на досечке/

VI. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, /Дети машут руками на себя,/
Закачалось деревцо. / Дети делают наклоны./
Ветер тише, тише, тише, / Дети приседают./
Деревцо все выше, выше. / Дети встают на носочки, тянутся вверх/
VII. Практическая работа
Ну, ребята, молодцы,
Всем зверятам помогли.
А теперь заданье вам
Очередное вам задам.
Постройте башню из квадратиков /кубиков/ так чтобы красный кубик был выше желтого, но ниже зеленого.
— Какого цвета кубик оказался наверху? (Зеленый.)
— Какой кубик оказался ниже красного? (Желтый.)
Справа от башни положите 1 треугольник, а слева 2 треугольника.

VIII. Дидактическая игра:
А) «Поймай мяч и назови число»;
Б) «Математическое лото» — (дети находят сумму чисел)

IX. Итог занятия
Белочка. Вы, друзья мои, старались,
Все прилежно занимались.
Хочу вас благодарить
И оценки всем вручить.
Воспитатель оценивает работу детей. Подводит итог работы.

Цели: познакомить с числом 10; формировать знание состава числа 10; показать отличие записи нового числа от записи уже изученных чисел; развивать интерес к математике; воспитывать положительное отношение к счету.

  1. История козленка, который хотел научится считать
  2. Давайте козленку покажем, что мы знаем числа

Устный счет:

  • Спрятавшееся число, (слайд 2)
  • Заблудившееся числа (слайд 3)
  1. Физминутка.
    Солнце глянуло в кроватку.
    1,2,3,4,5
    Все мы делаем зарядку,
    Надо нам присесть и встать.
    Руки вытянуть пошире.
    1,2,3,4,5
    Наклониться, 3,4
    И на месте поскакать.
    На носок, потом- на пятку.
    Всё, закончилась зарядка .
  2. Изучение нового материала. Знакомство с числом 10.

    Что вы видите на экране? (слайд 4) Сосчитайте верхние солнышки. Сосчитайте солнышки внизу.

    Сколько солнышек нарисовано?

Число 10 записывается так.

^ Ноль встает за единицей

Цифра 10 на странице.

Чем отличается запись числа 10 от записи других чисел? Оно пишется в двух клетках.

Мы с вами умеем писать цифру 1 и цифру 0, а значит, умеем писать и цифру 10.
нарисуйте в воздухе перед собой цифру 1 и 0
-Где встречали число 10? (слайд 5)

Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Да и считать десятками намного проще, чем пятерками или тройками.

Например, ваши мамы покупают яйца по 10 штук, пуговицы, деньги (слайд 6), то есть десятками.

Назовите числа, которые меньше 10.

  1. Изучение состава числа 10.
    Наш козленок научился считать до десяти и стал считать всех зверей в лесу, но им это почему то не понравилось.
    — Фрагмент Мультфильма

У: Чему учит нас эта сказка?
Д: Надо учиться считать. От этого умения зависит даже жизнь.

  1. ^ Игра «Живые числа».
  2. -Однажды парусник набрал пассажиров и отправился в плавание. Вдруг налетел ветер, и начался шторм. Звери перебегали с одного борта парусника на другой. Кораблик западал то на одну сторону, то на другую.

    Остальные дети работают с фишками.

    Если Петух будет стоять слева, то сколько зверей останутся справа? (слайд 17)

    Прочитайте запись.

    Если слева к Петуху встанет свинья, то сколько зверей будет справа?

    Прочитайте запись.

    Теперь к Петуху и свинье присоединится лошадь. Сколько зверей справа?

    Прочитайте запись.

    Слева стоят Петух, свинья, лошадь и корова. Сколько зверей справа?

    Прочитайте запись.

    И тут Петух сказал: Нам надо разделиться, встать по разные стороны парусника, чтобы он не утонул.

    Как надо встать героям, чтобы парусник находился в равновесии и не утонул? (5 и 5).

  3. Итог. Рефлексия.

    — Что вы сегодня узнали нового?

    Я познакомился…

    Я узнал…

    Я смог… и т.д.

    Большое спасибо всем за отличную работу. Козленку очень понравилось заниматься с вами и вот что он нам написал (слайд) и нарисовал вот такое солнышко.

10
1 + 9
2 + 8
3 + 7
4 + 6
5 + 5
6 + 4
7 + 3
8 + 2
9 + 1

Цель: познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел.

Задачи:

  • познакомить с составом числа 5, что оно состоит из двух меньших чисел
  • закреплять умение называть число «на один больше»
  • развивать внимание и память, логическое мышление.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, три обруча, мячи на каждого ребенка с изображенными на них кружками, большой мяч, математический набор на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребятки.
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

Скажите, чем мы сегодня с вами займемся?

Воспитатель: Верно. Но сначала я предлагаю вам поиграть. Я буду бросать мяч, и называть число, бросая мне мяч обратно, вы будете называть число на один больше. Три… (четыре) , пять… (шесть) , восемь… (девять) и т.д.

Игра «Мяч бросай число называй»

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте пройдем за столы.

Перед каждым ребенком на столе набор геометрических фигур.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску (на экране по очереди появляются по очереди квадраты красного цвета) . Давайте с вами посчитаем.

Воспитатель вместе с детьми считает квадраты 1, 2, 3, 4, 5.

Воспитатель: Хорошо. Выложите перед собой 5 красных квадратов.

Дети выкладывают перед собой квадраты.

Воспитатель: А теперь давайте заменим последний квадрат квадратом желтого цвета. (Дети по желанию меняют квадраты на интерактивной доске) Сколько красных квадратов в ряду?

Дети: Четыре.

Дети: Один.

Дети: Всего квадратов пять.

Воспитатель: Верно. Четыре и один, а всего – пять. А теперь отсчитайте три красных квадрата и положите их под квадратами первого ряда.

В это время на экране так же выставляется ряд квадратов.

Воспитатель: А теперь отсчитайте два желтых квадрата и положите их рядом с красными. Сколько красных квадратов?

Дети: Три.

Воспитатель: Сколько желтых квадратов?

Дети: Два.

Воспитатель: Сколько всего квадратов?

Дети: Всего квадратов пять.

Воспитатель: Значит три и два, а всего – пять. А теперь отсчитайте два красных квадрата и положите их под квадратами второго ряда. Хорошо. И три квадрата желтого цвета и положите их рядом с красными. Сколько красных квадратов?

Дети: Два.

Воспитатель: Сколько квадратов желтого цвета?

Дети: Три.

Воспитатель: Значит два и три, а всего – пять. А теперь отсчитайте один красный квадрат и положите его под квадратами третьего ряда. Хорошо. И четыре квадрата желтого цвета и положите их рядом с красным. Сколько красных квадратов?

Дети: Один.

Воспитатель: Сколько желтых квадратов?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Правильно. Один и четыре, а всего - пять. А теперь давайте повторим все варианты состава числа 5.

Дети: Четыре и один, три и два, два и три, один и четыре.

Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас предлагаю немного поиграть.

Подвижная деятельность «Игра с яблоками»

На полу, на расстоянии друг от друга, лежат обручи, в них цифры (3, 4, 5) . В корзинке лежат яблоки, на которых наклеены кружки (3, 4, 5) . По команде воспитателя дети берут любое яблоко и под музыку начинают бегать. Как только музыка перестает звучать, дети отыскивают обруч с нужной цифрой и становятся возле него. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Воспитатель: Молодцы ребята. Ой, а что это у нас на экране.

Дети: Домик.

На экране появляется домик с числом 5.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из каких меньших чисел состоит число пять.

Дети по очереди вызываются к мультимедийной доске и нажимают на пустые окна расположенные на этажах дома.

Воспитатель: Ребята вы все сегодня хорошо занимались. О чем мы сегодня с вами узнали?

Дети: О том, что число пять состоит из двух чисел: 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, 1 и 4. Воспитатель: Молодцы ребята.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Хлеб»
Цель:
закреплять представления о составе предложения
Задачи:
совершенствовать словарь по теме; совершенствовать навыки составления рассказов по картине; совершенствовать навыки образования родственных слов; совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, анализа предложения, его схемы
1. Оргмомент
Логопед. Перед вами картинки. Что на картинках вы видите?
Дети. Баранки, сушки, батон, хлеб.
Логопед. Сегодня, мы с вами будем говорить о хлебе, о вот этих замечательных изделиях, и о людях которые их готовят. А кто знает, как называются эти изделия: булочка, пряник, бублик?
Дети. Хлебобулочные.
Логопед. Правильно.
2. Игра «Какой, какие?»
Логопед ставит перед детьми поднос, а на нем – сушки, пряники. Предлагает их попробовать
Логопед. Саша, что ты попробовал?
Ребенок. Пряник.
Логопед. Расскажи нам, какой пряник.
Ребенок. Твердый, вкусный, белый внутри, круглый, маленький.
Логопед. Ребята, пряник вызывает аппетит?
Дети. Да.
Логопед. Значит, пряник еще и аппетитный!
Логопед. Паша, а у тебя?
Ребенок. У меня сушка, твердая, круглая, с дырочкой, похожа на обруч, аппетитная.
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Логопед. А как же хлеб попадает к нам на стол?
Дети. Его пекут.
Логопед. Вот на этой картине вы можете увидеть поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой. Что можно сказать еще о поле?
Дети. Поле можно назватьраздольное, большое, широкое, привольное.
Логопед. Еще, что есть на картине?
Дети. Люди.
Логопед. Люди убирают хлеб. Их называют
Дети. Хлеборобы.
Логопед. А еще есть спец.техника, какая?
Дети. Комбайн.
Логопед. Кто управляет комбайном?
Дети. Комбайнер.
Логопед. Правильно, комбайнер управляет большой машиной –комбайном. У комбайнера тяжелая и трудная работа.
Логопед. Вам понравилась картина? Почему?
Дети. На картине красивая природа. Еще на ней большой комбайн, который хорошо работает.
4. Коллективное составление рассказа по плану педагога
Логопед. А сейчас послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ.
План: Описание природы –поле, лес, небо Спец.техника. Чем вам понравилась картина.
5. Пальчиковая гимнастика «Каша»
Каша в поле росла, Поднимают руки вверх, шевелят пальчикамиК нам в тарелку пришла Приседают, «шагают» пальчиками по ковруВсех друзей угостимПо тарелке дадим. Встают, мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой.Птичке –невеличке,Зайцу и лисичке,Кошке и матрёшке-Всем дадим по ложке Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название
6. «Семейка слов»
Логопед. Итак, мы сегодня говорим о хлебе. А как ласково назвать хлеб?Дети. Хлебушек.Логопед. Как называется магазин, где продается хлеб?Дети. Хлебный.Логопед. Как называется ящик для хранения хлеба?Дети. Хлебница.Логопед. Как называют гостеприимного человека.Дети. Хлебосольный.Логопед. Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб.
7. Составление звуко-буквенной схемы слова «Хлеб»
8. Анализ предложения.
Логопед.Назовите слово-действие к слову хлеб. Что делают с хлебом?
Дети.Хлеб пекут. Хлеб едят. Хлеб убирают.
Логопед. У вас получились предложения, запишите их, помня то, что слово-предмет обозначается одной линией, слово-действие –двумя.9. Итог. Оценка деятельности детей.