Что делать, если дети ревнуют друг друга к родителям? Что делать родителям в такой ситуации. Видео: Детская ревность

Как распознать ревность?

Классическое проявление ревности - когда старший ребенок втайне от родителей причиняет вред беззащитному новорожденному: щиплет, дергает за волосы, ломает или прячет его вещи и игрушки. Однако не все дети выражают свою ревность таким способом. Иногда эта обида проявляется в внешне беспричинном плохом поведении, капризах, даже болезнях. Так первенец дает понять, что ему не хватает маминой любви, пытается вновь вернуть себе родительское внимание.

Как помочь детям ужиться вместе?

Прежде всего, специалисты рекомендуют не настраивать старшего ребенка на то, что младший сразу станет для него товарищем по играм, чтобы не было разочарования. Наоборот, поначалу родившийся малыш будет лишь забирать львиную долю маминого времени и внимания. Однако старший при этом ни в коем случае не должен быть ущемлен. Необходимо, по возможности, сохранить его прежний режим дня – любые резкие перемены, особенно в первое время после появления малыша, нежелательны. Крайне важно, чтобы в первые месяцы после рождения младшего ребенка мама находила время играть со старшим, гулять с ним и делать все то, что делала раньше. Если есть возможность, стоит нанять хорошую няню для младшего ребенка, попросить бабушек, дедушек, других близких родственников помогать первое время с малышом, чтобы иметь возможность, не «разрываясь» и не раздражаясь, уделять достаточно времени старшему. Тогда он постепенно привыкнет к существованию брата или сестры, не почувствует себя обделенным маминым вниманием и не будет испытывать болезненной ревности. Иногда старший ребенок может начать вести себя как младенец: просить запеленать его, дать пустышку или грудь. В таком случае лучше всего подыграть ему - так он быстрее успокоится.

Как делить игрушки между детьми?

Эту сферу должны регулировать четкие правила. Какая-то часть должна быть общей, а какие-то игрушки должны быть личными у каждого из детей. Дети должны знать, что если он хочет попросить что-то у другого, ему следует предложить что-то взамен. Если братья или сестры спорят из-за одной и той же игрушки, мама может убрать ее в недоступное для них место, пояснив, что игрушка вернется к ним, когда они помирятся и научатся играть по очереди. Очень важно хвалить детей, когда они уступают друг другу. Если младший ребенок еще не может сказать «спасибо», родители должны поблагодарить старшего от его имени.

Можно ли избежать детской ревности?

Родители нередко заблуждаются, уверяя себя, что в их семье детской ревности не будет. Внимательным и заботливым родителям нередко удается минимизировать эту проблему, но полностью избежать ее не удается практически никому. Нормальный ребенок должен пройти испытание ревностью, прожить этот тяжелый момент конкуренции с родным братом или сестрой. Только от родителей зависит, научится ли он справляться со своими эмоциями без ущерба для психического здоровья.

Как объяснить старшему ребенку, что его любят не меньше, чем младшего?

Поскольку дети очень чувствительны к языку жестов и прикосновений, стоит уделять больше внимания именно этой стороне общения. Родители ни в коем случае не должны обделять своего первенца лаской, им нужно стараться как можно чаще гладить по голове, обнимать его, прижимать к себе. Очень полезно делать массаж двум детям одновременно и укладывать их на дневной сон вместе. Очень привязывает старшего ребенка к малышу его участие в жизни новорожденного, его , активная помощь маме. Мама ни в коем случае не должна забывать подчеркивать его значимость и хвалить старшего ребенка. Покупая что-то для малыша, родители не должны забывать о старшем. И еще одно важное правило: старшего ребенка нельзя ругать в присутствии малыша, даже если проблема ревности не стоит остро.

Должен ли ребенок стараться подавлять чувство ревности?

По мнению экспертов, очень важно давать ребенку возможность проявить свой гнев , ревность и агрессию в то время, когда это еще относительно безопасно и может контролироваться. Если малышу предоставить такой шанс, он, скорее всего, благополучно минует стадию ревности и забудет о ней. В противном случае ревность и обида укоренятся в его душе, в то время как истинная причина может постепенно забыться.

Многие родители, имеющие двух детей разного возраста, рано или поздно сталкивались с проявлением сильной детской ревности. И почти все мамы и папы совсем не знают, как быть в такой ситуации. Мы ответим: ни в коем случае не игнорировать. Попробуйте разобраться в причинах ревности и действуйте мягко, но настойчиво.

В семье появился младший ребенок

Первые приступы ревности обычно случаются, когда старший ребенок после рождения младшего начинает чувствовать себя менее любимым: бывает так, что старший ребенок пытается чем-то навредить маленькому брату или сестре, и родители даже боятся оставить его наедине с младенцем.

Чтобы избежать такого, психологи обычно советуют подготовить старшего ребенка к появлению младшего заранее, особенно если он еще сам не просил родить ему братика или сестричку. Психологи советуют как можно чаще говорить старшему ребенку, что его самого и его будущего брата или сестру родители будут любить одинаково сильно. Кроме того, следует рассказывать и о положительных моментах нового статуса вашего старшего ребенка: о том, что с рождением малыша у старшего появится новый друг, который всегда будет рядом с ним, и с которым ему будет весело и не одиноко. Скажите ребенку, что младший брат или сестра - это самый настоящий подарок от жизни.

Помимо этого у ребенка нужно сформировать представление о том, как выглядят и как себя ведут младенцы, чтобы он не думал, что у него вдруг появится улыбчивый друг-ровесник, а не кричащий малыш.

Обязательно называйте старшего и младшего ребенка разными уменьшительно-ласкательными словами и прозвищами. Не отдавайте и не дарите игрушки и вещи старшего младшему без разрешения, особенно те вещи, к которым он привык. Наказывая подросших детей за озорство, придумывайте им одинаковую работу, чтобы ни у кого из них не сложилось впечатление, что раз у кого-то работа легче, тот – любимчик родителей. Если к вам в постель ложится младший ребенок, приглашайте и старшего. Говорите обоим детям, как сильно вы их любите, и что в них обоих ваша душа и смысл жизни. Не ставьте в пример вашему ребенку другого вашего ребенка: если вам хочется поставить кого-то в пример, то пусть это будут чужие дети. Если вы хвалите первого ребенка за успехи и достоинства, которых нет у второго, не забудьте похвалить достоинства и успехи второго ребенка. Говорите своим детям, что каждый человек в чем-то силен, а в чем-то не очень, и это совершенно нормально.

После рождения младшего ребенка попросите гостей сначала пообщаться со старшим и принести подарок для него, а потом уже пройти посмотреть на младенца.

Очень важно не оставлять первое время младенца наедине со старшим ребенком – даже если старший ребенок его очень любит и не высказывает вслух ничего, похожего на ревность. Ребенок может просто из хороших побуждений пытаться накормить младенца взрослой едой или попытаться вытащить его из кроватки. Не показывайте ребенку, что вы испугались, увидев его стремление взять малыша на руки: поблагодарите за порыв, за любовь к младшему брату. Это важно – чтобы ребенок не подумал, что вы не доверяете ему младшего брата или сестренку. Предложите ему помочь вам чем-нибудь другим: например, принести носочки братика или открыть упаковку памперсов. Читайте вместе с ребенком постарше (а позднее и с двумя) сказки, где есть братья и сестренки, смотрите фильмы.

Если младший ребенок расплакался или порвал рисунок старшего, мягко скажите младенцу в присутствии старшего ребенка: «Вот ты плачешь и не даешь нашему Ванечке делать уроки», «Нельзя рвать рисунки Ванечки». Включайте домашнее видео, где видно, что ваш старший ребенок в грудном возрасте тоже постоянно плакал, лежал на ручках и так далее, чтобы старший был уверен, что он в своем младенчестве получал все то же самое.

Если вы чувствуете свою вину, потому что вам кажется, что вы уделяете больше внимания кому-то из детей, это нормально – все хорошие родители чувствуют свою вину и, скорее всего, ваши переживания преувеличены. Чтобы сделать так, чтобы каждый из детей чувствовал себя любимым, достаточно вашей любви, терпения и вдумчивости.

Что НЕ СЛЕДУЕТ говорить старшему ребенку

1. Не превращайте ребенка в ответственного взрослого. Фразами типа: «Ты теперь взрослый, ты должен, обязан теперь вести себя по-взрослому, быть тише, не мешать», таким образом, вы лишаете своего малыша детства;

«Мы не можем купить тебе эту игрушку, потому что у тебя теперь есть маленький братик, и у мамы с папой нет денег на такие дорогие игрушки», не позволяйте ребенку делать вывод, что какие-то его желания не исполняются, что он в чем-то ограничен из-за того, что у него есть маленький братик.

2. Дайте старшему ребенку его личное пространство, так вы лишний раз покажете, что с появлением в вашей жизни младенца вы не ущемляете его ни в чем. Поэтому недопустимы такие фразы: «Ну, дай ему свою игрушку, он же маленький» или: «Ты должен отдать свою кроватку своему младшему братику», особенно если старшему едва исполнилось три года, когда очень остро воспринимается нарушение личного пространства.

«Ну и пусть он сломает твою башенку из кубиков, что тебе, сложно построить новую?»

3. Никогда не сравнивайте своего старшего ребенка с младшим. Говоря ему: «Твой маленький братик всегда ест то, что ему дают, а тебя нужно упрашивать» или: «Даже маленький ребенок не ведет себя так, как ты», вы как бы подчеркиваете, что младший ребенок имеет в семье приоритет по сравнению со старшим.

«Не будь эгоистом, веди себя потише, он же спит!» - ребенок может попробовать через некоторое время специально начать шуметь после такой фразы.

Нужно показывать старшему ребенку, что вы относитесь к нему и к младшему одинаково, а такие фразы могут сильно изменить его отношение к новорожденному и возбудить ревность.

Что НУЖНО говорить старшему ребенку

1. Объясните старшему ребенку, что повышенное внимание к его младшему брату или сестре связано исключительно с его беспомощностью, а не с тем, что его больше любят. «Смотри, какая твоя сестренка маленькая. Ты тоже был таким маленьким, и мы с папой тоже тебя качали на ручках, и ты тоже плакал по ночам. Все маленькие плачут по ночам». Фразы, подобные этой нужны для того, чтобы ваш старший ребенок понял, что он тоже был в таком возрасте и за ним так же хорошо ухаживали, как за младшим.

2. Мягко призывайте своего ребенка заботиться о своем младшем брате или сестре, чтобы он чувствовал себя значимым членом семьи: «Смотри, твой братик спит. Значит, мы не будем шуметь в комнате, а поиграем вместе на кухне. Мы же с папой не бегаем по комнате и не кричим, когда ты спишь».

«Не хочешь дать поиграть сестренке этого мишку? Мишке скучно, что он сидит на полке и никто с ним не играет. А Маша поиграет и отдаст»: предложите уступить игрушку, но не настаивайте и уж тем более не требуйте, если ребенок не хочет отдавать свои вещи. Не забывайте давать поиграть старшему ребенку с игрушками младшего.

Подчеркивайте любовь младшего к старшему: «Смотри, как тебя любит твой братик, он тебе улыбается», «Он помахал тебе ручкой», «Смотри, он даже ползает за тобой, а не за мной».

«Он не нарочно сломал твою башенку. Он еще маленький и не понимает, что плохо поступил, и сам еще не умеет делать такие красивые башенки, как у тебя. Давай мы с тобой построим новую».

«Не хочешь поиграть со мной и с папой, пока бабушка погуляет с Машей?»

«Так здорово, что ты хотел покормить свою младшую сестренку! Но ей еще рано есть котлеты с картошкой. Она пока кушает только молоко из маминой груди».

Признаки ревности старшего ребенка и чувства одиночества

1. Он или наоборот слишком активен. Не так плохо, если ребенок прямо вам сказал: «Ты меня любишь меньше, чем его!» - в этом случае можно сразу с ним спокойно поговорить и объяснить, что когда он был маленьким, вы также заботились о нем, что вы любите обоих детей и расстраиваетесь из-за того, что приходится слышать такие слова.

2. Он пытается привлечь ваше внимание к себе разными способами – не только стремится быть послушным и показать хороший результат на занятиях или в учебе, но и, наоборот, отказывается слушаться, хулиганит, делает что-то вам назло.

3. Он часто просится в коляску к младшему, просит качать его на ручках как младшего или кормить грудью, дать ему соску или горшок. В этом случае просто дайте ему то, что он просит – ребенок попробует и сам поймет, что ему это уже не нужно и успокоится.

4. Он пытается навредить младшему, особенно когда вы просите этого не делать.

Конечно, первое время соблюдать все эти рекомендации и поддерживать дружеские отношения между детьми в семье сложно, не забывая при этом уделять внимание мужу. Но потом, когда младший ребенок подрастет, дружба ваших детей их друг к другу и к вам будет лучшим вознаграждением за старания и вашей гордостью в жизни.

Ольга Ананьева

Тимур (8 лет) чуть ли не каждый день спрашивает маму Анну, почему его братик Павел (3,5 года) проводит с ней так много времени. «Иногда я чувствую себя виноватой, — жалуется Анна. — Тимур очень ревнует, когда я провожу время с Павлом, пока он в школе. Я напоминаю ему, что Павел тоже бывает в школе для малышей несколько часов в день и что мы делаем с ним всего лишь повседневные дела. Но, похоже, это не помогает. А сейчас я жду ребенка — что будет, когда новый братик или сестренка займут все мое внимание?»

Для детей возраст старшей начальной школы является тем периодом, когда они особенно остро переживают ревность и конкуренцию по отношению младшим братьям и сестрам. Это происходит потому, что они озабочены тем, чтобы разнообразными способами показать, что способны на ревность! Такой тип ревности — один из наиболее часто встречающихся. Давайте посмотрим, почему это так и что можно с этим сделать.

Что скрывается за детской ревностью?

На этом этапе ребенок уже достаточно большой и смышленый, чтобы задумываться о том, что происходит дома в его отсутствие, и ему неприятно отчуждение. На самом деле ревность могла у него зародиться, когда они с братом были младше, но до сих пор он не умел проговаривать свои чувства и объяснять их вам. (Не забывайте, что развитие происходит в едином непрерывном течении; одни дети доходят до ключевых событий жизни раньше, другие позднее. Вы должны смотреть на этот процесс как на нормальный, естественный и неизбежный).

Ничего нет странного в том, что старший брат или сестра ревнует, когда он должен идти в школу, а мама с младшим ребенком остаются дома. Вообще, по мере того как старший ребенок становится все более независимым, внутри у него назревает конфликт. Ему нравится быть большим, но в то же время он отчасти лишается той близости, которую чествовал с мамой или папой, когда был гораздо младше.

Оценивая такие близкие отношения между родителем и братиком или сестрой (малыши бывают с родителями больше; они чаще ласкаются и нежатся; они плачут, и поэтому их приходится утешать), старший ребенок может почувствовать ревность и даже легкую тревогу: не любите ли вы младшего брата больше, чем его? Суть конфликта — желание повзрослеть, но удержать близкие отношения, какие сейчас складываются у родителей с младшим ребенком . Вот корень ревности и этого вопроса. Борьба, которая затянется на несколько лет и достигнет апогея в подростковом периоде, когда ребенок окажется на пороге взрослой жизни. Если вы сейчас поможете ему преодолеть этот конфликт в первый раз, в будущем все подобные ситуации уже не будут столь болезненными и будут решаться мирным путем.

Но для начала задайте себе следующий вопрос: дарите ли вы старшему ребенку столько нежности и ласки, сколько ему нужно, уделяете ли ему время ? Или вы неосознанно подталкиваете его к роли «большого брата», когда у вас есть малыш или даже несколько младших детей. Ждете ли вы, когда он станет «взрослым»? Может, старший сын прав и вы с ним не слишком «нянчитесь»? Легко позволить ребенку старшего возраста войти в эту роль. Как только у нас появляется малютка, наше внимание естественно переключается на его потребности. Мы забываем, что потребность в нежности и ласке у детей 8-10 лет все еще велика, даже если он кажется таким независимым и взрослым — особенно по сравнению с младшим ребенком.

Вдобавок иногда уже родитель чувствует себя «брошенным», если старший ребенок хочет проводить больше времени со сверстниками и заниматься своими делами, а на с папой или мамой остается все меньше времени. В этом случае легко сосредоточить все внимание на младшем брате или сестре, которые пока еще полностью зависят от родителей. Затем можно невзначай подтолкнуть старшего ребенка к новой роли, а к ней он может оказаться не готов. Но ребенок, который ходит в старшую начальную школу, нуждается в вас отнюдь не меньше. Просто вы нужны ему в несколько ином качестве, чем раньше. Его ревность и вопросы подскажут вам, в каком именно.

Вы обрадуетесь, когда узнаете, что вы не были плохим родителем, если ждали, что старший ребенок повзрослеет раньше, чем будет к этому готов. У этой задачи простое решение, и вы справитесь с проблемой ревности, которая провоцирует этот вопрос.

Детская ревность — как реагировать?

Лучше всего убедить ребенка в отсутствии необходимости выбора между тем, чтобы о нем заботились, и тем, чтобы быть независимым: одно другому не мешает, и он может получить и то, и другое. Нужно будет показать, что его ревность необоснованна, поскольку он может вести себя как более взрослый и при этом сохранять с вами близкие отношения, а его братик или сестричка пока еще не такие большие, чтобы наслаждаться своей независимостью.

Во-первых, самое полезное для ребенка — это если вы начнете свой ответ с признания его чувств, а не будете с ходу отметать проблему. Вместо того чтобы сказать: «Я не провожу с Павликом больше времени, он ведь все равно какое-то время находится в школе», — лучше ответить: «Спорим, что ты расстроен, потому что считаешь, что я много вожусь с Павликом. Хорошо, что ты поделился своими чувствами, так что теперь мы придумаем, как нам выйти из этой ситуации».
Ребенок поделится чувствами охотнее — как в этой, так и в других ситуациях, — если вы признаете его чувства искренними и волнующими вас.

Во-вторых, ваша задача — показать старшему ребенку, что эта проблема решаема, и когда вы найдете решение, он станет проводить с вами больше времени, оставаясь взрослым. Вот несколько средств, как этого добиться:

  1. Выкраивайте время для того, чтобы провести время с сыном или дочерью наедине, пока кто-нибудь из взрослых (супруг, родственник, няня) присматривает за младшим.
  2. Иногда забирайте ребенка из школы, чтобы пообедать с ним вместе, пока ваш младший в школе или с няней. Это весьма эффективное средство, которое поможет старшему ребенку почувствовать особое внимание к себе, и вдобавок он, как любой ученик старшей начальной школы, еще маленький, и такая обеденная «переменка» несильно скажется на его академической успеваемости, даже когда он перейдет в старшие классы.
  3. Предоставьте старшему ребенку привилегию идти спать позднее, тогда вы сможете провести время вдвоем, и вас ничто не будет отвлекать. Или разрешите старшему ребенку один раз в неделю лечь позже обычного и как-то по-особенному провести это время с вами.
  4. Собираясь поехать по домашним делам во время уикэнда, берите с собой только старшего ребенка (если вы занимаетесь воспитанием детей, будучи единственным родителем в семье, это не самый лучший вариант, если только вы не прибегнете к помощи няни).
  5. Изредка специально задерживайтесь перед выходом на работу, чтобы позавтракать со старшим ребенком, поручив тому, кто присматривает за младшим, отвести малыша в школу или в детский сад.
  6. Используйте малейшую возможность провести время со старшим ребенком (пока малыш спит, играет с кем-то или смотрит детскую телепередачу). Скажите старшему ребенку, что вы хотите провести это время с ним.
  7. Чаще напоминайте ему, как вы гордитесь тем, что он такой взрослый, но вы все-таки хотели бы, чтобы он не стеснялся в проявлении нежности!

В семье появился и растет второй ребенок. И очень часто у старшего малыша появляются вспышки детской ревности — «хорошо было, когда все игрушки были мои, и мама была только моя, и всё внимание было только мне». Сказка Виктории Бурдовицыной, присланная автором на конкурс сказок нашей Мастерской «Через игру — к успеху!», поможет решить эту проблему. Виктория написала эту сказку для старшей дочки — любительницы фей и эльфов, чтобы помочь ей пережить актуальную на тот момент жизненную ситуацию появления в семье младшей сестрички.

Ревность — это хорошо или плохо? Ревность ребенка происходит из страха потерять внимание близких взрослых. Ревность — это социально окрашенная форма гнева, которая может проявляться у разных детей по-разному — от споров «кого мама больше любит» до отнимания «своих» игрушек и фразы «мама моя, я тебе ее не отдам».

Чаще всего ревность проявляется у дошкольников, когда в семье появляется младший ребенок. Старший при этом досадует, возмущается, проявляет зависть к малышу и желание быть на его месте. Есть дети, которые внезапно начинают сюсюкать и вести себя как маленькие, просить соску, чтобы «встать на место младшего». Это сигнал для нас, взрослых, который говорит: «Мне тоже нужно внимание. Да, я старше. Но я тоже ребенок. Я тоже хочу побыть наедине с мамой и папой». Обычно зависть к малышу и желание быть на его месте старшим ребенком не осознаются.

Решить эту проблему можно по-разному. Очень важно, чтобы при появлении младшего ребенка у старшего сохранялась возможность провести какой-то отрезок времени наедине с родителями, ведь ему тоже нужно их внимание, ощущение их заботы, поддержки и понимания.

Сказка.

«В одной красивой стране, в небольшом городке, на самой окраине, около леса, жил мальчик и звали его Питер.

Жил он с мамой, папой, младшей сестренкой Лили и белым пушистым котом, которого звали Снежок. Питер любил свою семью и любил играть с сестрой, но они частенько ссорились.

Однажды летним днем, произошла их очередная ссора. А дело было так. Сестренка не захотела играть по его правилам и забрала рыцаря — главного героя игры. Питер попытался отнять игрушку, но сестренка не сдавалась, и тогда он ударил Лили. Он был очень зол. Лили расплакалась и побежала жаловаться маме, которая отругала мальчика. Питеру стало очень обидно и жалко себя. Он вспомнил, как ему было хорошо без сестры — все игрушки были его, и мама с папой тоже его, все подарки были только его и все любили только его. В такие моменты Питеру казалось, что родители его любят меньше чем сестру или не любят совсем. Он был очень зол и расстроен, и даже не заметил, как чувства взяли над ним верх — он закрыл глаза и изо всех сил пожелал «чтобы сестренки не было».

А в этот момент мимо его окна пролетала юная фея, она как раз искала, чьё бы желание ей исполнить. Дело в том, что всем юным феям было дано задание » научиться исполнять желания детей», и сегодня им нужно было рассказать о своей работе королеве фей. Вот только наше феечка до сих пор не выполнила задания, и сейчас ей срочно нужен был кто тот, чье желание можно было бы исполнить. И тут-то она и услышала желание Питера.

Фея очень обрадовалась и залетев в открытое окно сказала: «Я так рада! Ты-то мне и нужен! Ты действительно хочешь что бы сестренки не было?». «Да!», — в гневе ответил Питер. – «Вот только это невозможно?» — «Почему же?» — «Я не хочу, чтобы ей было плохо (всё же он любил свою сестренку, хоть гнев и обида одурманили его, он не желал ей зла), да и мама с папой будут расстроены. А я просто хочу чтобы всё было как раньше, до её рождения», — сказал расстроенный мальчик. «Я помогу тебе. Я придумала, придумала!» — захлопала от радости феечка. Я знаю, что делать».

— Твоя сестра любит эльфов?

— Да, сказки с феями и эльфами — ее самые любимые.

— Вот и чудесно! Я превращу её в маленького цветочного эльфа. А на маму и папу, чтобы они не расстраивались наложу заклятье — они просто забудут, что у них была дочка! Ну как, здорово я придумала?

— Да, — сказал Питер, — А ты уверена, что никто не расстроится?

— Ну конечно!

  • Тогда я согласен.

Сказано — сделано. Фея тот час же полетела на кухню, где накрывали к обеду мама и папа и заколдовала их. «Странно, сказала мама, зачем я достала лишнюю тарелку? К нам кажется никто не собирался в гости». «Действительно, и откуда у нас только взялась эта розовая чашечка?» — удивился папа. Тем временем феечка превратила малышку в эльфа и, взяв за ручку, полетела с ней в свою чудесную страну.

Питер очень обрадовался. Он взял рыцаря и стал играть так, как хотелось ему. Потом он пошел на кухню и за чаем съел много конфет и был рад, что ему не пришлось ни с кем делиться. Позже он побежал в свою комнату и продолжил игру. Питер собрал все игрушки, что были в доме. «Вот я сейчас поиграю, и никто не станет мне мешать», — радовался он.

Но когда замок был построен, и все герои расставлены, он загрустил. Питер уже и забыл, что одному играть не так-то и интересно. Тогда он решил позвать своего друга, но тот не смог прийти, потому что сегодня он шел болеть за своего старшего брата, который играл в футбол. Питер совсем приуныл: «А кто будет болеть за меня, когда я буду играть в баскетбол?» — и он вспомнил, как его сестренка всегда болела за него, когда они с друзьями играли во дворе. Вспомнил он и о том, как она всем рассказывала, что у нее самый умный и сильный брат, и как весело с ней играть, спасая её принцессу от злого дракона или пиратов.

Мальчик решил пойти к родителям, может с ними ему станет повеселее. Когда он подошел к двери кухни, то услышал как родители разговаривали между собой. «Знаешь, мне почему то очень грустно», — сказала мама. – «И у меня такое чувство, что я что то потерял, но никак не могу вспомнить что»,- ответил папа.

Тут Питер понял, что не только ему не хватает малышки Лили. И тогда он побежал в свою комнату и горько — горько заплакал. Он понял, что поддавшись своему раздражению и обиде, сделал огромную глупость. Он снова закрыл глаза и стал просить вернуть сестренку…, но ничего не произошло…

Наступил вечер, и на небе появились первые звезды. Мальчик выбежал на улицу, и опять стал просить вернуть его сестренку. И не будь наша история волшебной, если бы с неба, в тот самый момент не упала звезда. А как мы с вами знаем, желание, загаданное на падающую звезду, обязательно сбывается. Тут Питер и увидел его старую знакомую — юную фею.

«Я повсюду ищу тебя», — сказала она. – «Мне очень нужно убедить тебя отменить твое желание!».

«А я и так хочу отменить его. Но почему?», — удивился мальчик.

«Когда королева фей узнала, какое желание я исполнила, она очень расстроилась, и мне кажется, даже рассердилась. Она объяснила мне, что все мы злимся и обижаемся, и это нормально. Но если мы поддаёмся нашим чувствам, то можем наделать много глупостей. Кого- нибудь обидеть или даже ударить или пожелать то, чего мы в действительности не хотим. А так как все желания сбываются, это очень опасно. Еще она сказала мне, что когда делаешь что-то, делать это нужно качественно, а не лишь бы сделать, и конечно 10 раз подумать прежде чем исполнить чье то желание. И как она поняла, что я сделала свою работу в последний момент?! В-общем, она сказала, что простит меня, но я должна исправить свою ошибку. А без тебя я не могу этого сделать. Ты мне поможешь?»

«Конечно!»- радостно воскликнул Питер! – «Что мне сделать? Загадать новое желание?»

«Знаешь, все не так просто», — смутилась феечка. Королева сказала мне, что ты обязательно должен сам забрать свою сестренку и сделать это нужно до утра. Потому что утром Лили навсегда забудет, что она была человеком, и ни за что не захочет вернуться домой.

«А почему же ты не привела ее с собой?» — удивился Питер

«Мы не смогли найти её», — еще больше смутилась феечка. — Понимаешь, все маленькие цветочные эльфы очень уж похожи друг на друга. И только ты сможешь узнать её. Так сказала королева».

«Так чего же мы ждем? Полетели быстрее!» — воскликнул Питер, — «Ты же превратишь меня в эльфа чтобы я полетел с тобой?»

«Нет, я не могу, иначе ты тоже забудешь кто ты».

«Так что же нам делать? Ты поведешь меня?»

«Боюсь, ничего не получится, да и я не могу быть видимой на улице. Это опасно».

«Что же делать?!»- совсем огорчился мальчик, — «Ведь я не знаю дороги!»

«Зато я знаю, кто нам поможет!» — воскликнула феечка.

В этот момент в комнату заглянул кот Снежок. «Ты отнесешь Питера в лес на поляну, к озеру, туда, где живут феи», — обратилась к нему феечка. – «Я часто видела тебя там. Ты ведь поможешь Питеру?».

«Я?» — удивился кот. – «Ну уж дудки! Не стану я никому помогать!»

«Ты умеешь говорить?» — Питер даже рот открыл от удивления.

«Да, а вот ты не умеешь слушать! Сколько раз я просил тебя не дергать меня за хвост и не мешать мне спокойно отдыхать? А ты?! Ты обещал родителям, что больше не будешь, а сам снова и снова наступал на меня и таскал туда, куда мне совсем не хотелось», — не переставал возмущаться кот. «Так что я никуда тебя не поведу! А что тебе собственно понадобилось у фей?» — Снежок был очень любопытен, как и все коты.

И тогда Питер с феечкой наперебой стали рассказывать о том, что они натворили. Снежок был в сущности добрым котом и к тому же он очень любил детей, хоть они и доставляли ему неприятности. «Хорошо, я помогу вам. Но как же быть, дорога которую знаю я — она для кошек, ну в крайнем случае для небольших собак, а никак не для больших мальчиков». Оба — кот и мальчик — приуныли.

«Не расстраивайтесь, это не проблема. Я просто уменьшу тебя, Питер, и ты сможешь отправиться вместе со Снежком!» — сказала юная фея.

Так и сделали. Феечка взмахнула своей волшебной палочкой, и тотчас Питер стал не больше мышонка.

«Да, с такими короткими ножками ты далеко не убежишь», — сказал кот. «Ладно, полезай ко мне на спину, а то мы рискуем не успеть до рассвета, и Лили так и останется цветочной феей».

Питер влез на спину Снежка, и они отправились в путь.

Путь в страну фей лежал через лужайку у дома и заросли дикой малины прямо в лес. Там, у лесного озера, скрытое от посторонних глаз зарослями земляники и луговых трав, находилось королевство фей.

Лужайка, которая обычно казалась Питеру такой маленькой превратилась в огромное поле. Вокруг, тут и там стрекотали сверчки, летали ночные бабочки. И вдруг Мальчик услышал, как кто-то плачет.

Снежок, остановись, пожалуйста.

Питер слез со Снежка и отправился в ту сторону, откуда доносились звуки. Кот решил не оставлять своего хозяина одного и последовал за ним по дороге, напоминая, что им следует поторопиться, а не отвлекаться на всякую ерунду. И тут, раздвинув очередные травинки, они увидели маленького светлячка, попавшего в старую паучью сеть. Малыш бился изо всех сил, но только еще больше запутывался. Тогда Питер, не долго думая, схватил валявшийся на земле прутик и стал пытаться освободить светлячка. Это было не просто, ведь как известно, паутина очень прочна, а Питер сейчас был как маленький мышонок. Тогда Снежок прыгнул на паутину и порвал её своими острыми когтями. Светлячок был спасен!

«Спасибо вам большое», — благодарил их счастливый светлячок. – «Я не послушал своих родителей и решил проверить и поиграть в этой паутине. Я думал, раз она старая, то это совсем не опасно, и будет весело попрыгать как на батуте. И если бы не вы, даже не представляю, что бы со мной было дальше. Но что вы здесь делаете так поздно? И почему я раньше никогда не видел таких существ как ты?» — обратился он к Питеру. И наши друзья рассказали светлячку свою историю. «Желаю вам удачи, и если что-то будет нужно, позовите меня, я постараюсь помочь». Сказав это, он включил свой фонарик и как маленькая звездочка, улетел искать своих родных.

А Питер и Снежок отправились дальше. Теперь кот бежал быстрее, так что мальчику пришлось крепко-крепко держаться за его шерсть. » Какой же он, все таки славный, мой Пушок, подумал мальчик. А я обижал его и ему стало стыдно, за то, как он поступал с ним раньше»

Вот уже перед ними показались кусты дикой малины, а там рукой подать до поляны фей. Но тут перед ними неожиданно, словно из-под земли выросли два огромных волка.

«Куда путь держите, уж не к нам ли на ужин? Кто будет десертом, а кто основным блюдом?» — спросили лесные разбойники и стали надвигаться на путешественников. Тут кот не расстерялся и с отчаянным криком «МЯУ!» бросился на обидчиков. Волки опешили от неожиданности и отшатнулись в стороны, а Снежок что было мочи рванул в лес.

Лесные разбойники быстро пришли в себя и бросились в погоню. Кот хоть и был хорошим бегуном, но от разъяренных волков ему было сложно убежать. тут только Питер и вспомнил о том, что до сих пор держит ветку, которой пытался порвать паутину в руках. «Эх, мне бы сейчас огня», — подумал он. Мальчик читал, что волки очень бояться огня. И тут он вспомнил о светлячке и стал отчаянно звать его на помощь, и вскоре тот появился но не один, а вместе с мамой и папой. Поняв, что тут очень нужна помощь, мама и папа отправили малыша за подмогой к феям, а сами стали пытаться ослепить бегущих волков. Снежок хоть и очень устал, бежал так быстро как только умел. Он, конечно, мог бы попробовать взобраться на дерево. Но, во-первых, он боялся уронить Питера, а во-вторых, понимал, что волки были очень терпеливы. И даже благополучно заберись он с мальчиком на дерево, неизвестно, сколько бы им еще пришлось просидеть на дереве. А им нужно во чтобы то ни стало до рассвета отыскать Лили.

Вот тут и появился малыш светлячок и феечка. Она несла маленькую масляную лампу. Питер зажег от огня лампы свечу, и волки порядком ослепленные светлячками-родителями, приняли маленький огонек за огромный факел. От страха они так резко остановились, что даже налетели друг на друга и кубарем полетели в ближайшую канаву, где рос очень колючий куст шиповника.

А наши друзья сами не заметили, как оказались на поляне у озера.

Перед ними как на ладони расстилалась страна фей. А точнее, её столица. Раньше мальчик даже не обратил бы на поляну никакого внимания. Обычная поляна с кустами земляники, на которых и ягод почти не было. Но, сейчас будучи маленького роста, он видел все совершенно по другому.

«Вот вы и прибыли»,- сказала феечка. «Зря я оставила вас одних», — сокрушалась она. – «И как хорошо, что рядом оказались светлячки. И какие вы все же храбрецы… и как здорово Питер ты придумал с огнем… и молодцы, что освободили малыша из паутины…». Но Питер почти не слушал ей. Он с восхищением смотрел по сторонам. Вокруг него тут и там летали эльфы и феи. Они были столь прекрасны, что нельзя было оторвать от них глаз. А как красивы были их дома похожие на бутоны цветов. И сколько же было тут на самом деле ягод! Недаром папа говорил, что нужно заглядывать под листочки, что бы собрать хороший урожай.

И вот они подошли к самому озеру. Оно было похоже на серебряное зеркало, в котором отражалась луна. На его песчаном берегу их уже ждала прекрасная фея с очень добрыми глазами. А вокруг нее толпились малыши — цветочные эльфы. Они жались к ней и с интересом поглядывали на большого белого кота и необыкновенно крохотного мальчика.

«Здравствуй Питер. Здравствуй, Снежок. Я королева фей и я очень рада, что вы оказались смелыми и добрыми и смогли преодолеть выпавшие вам испытания. А сейчас не будем медлить, рассвет уже близко. Питер подойди сюда, взгляни на этих малышей. Среди них есть и твоя сестричка Лили, но вот беда они слишком похожи и только твоя любовь к ней поможет найти её. Посмотри внимательно и слушай свое сердце».

Питеру не пришлось долго искать, потому что он сразу заметил самого милого и нежного эльфа. «И как этого не видят другие»,- удивился мальчик. Он подошел к малышке, обнял её, но она не узнала его. Он стал рассказывать ей про маму и папу, про их веселые игры про кота, который был так храбр и добр. Но девочка только удивленно слушала его. Тогда Питер горько заплакал. Ему стало очень страшно, что сестренка больше не вернется, даже страшнее чем тогда, когда за ними гнались волки. Тут малышка словно проснулась. Ей стало жалко этого мальчика, и как только она коснулась Питера, чтобы вытереть его слезы, то тут же вспомнила, что это и есть её любимый брат. Дети очень обрадовались и стали обнимать и целовать друг друга.

«Не хочется вас прерывать, но вам пора обратно. Ваши родители должны увидеть вас утром в своих кроватках и тогда они подумают, что все что произошло вчера — было только сном. Уж я позабочусь об этом. Но времени осталось совсем мало, я попросила филинов и они отнесут вас обратно», — сказала королева фей.

Через несколько минут Питер и Лили уже летели над лесом. Их крепко, но нежно держал в лапах один из филинов. Рядом другой филин нёс Снежка, а тот не переставал возмущаться, что «коты не созданы для полетов, они не какие ни будь легкомысленные птицы. И это совсем не надежно и глупо». Но на него никто не обижался. Вскоре птицы неслышно опустились на лужайку перед домом и так же неслышно удалились.

А ребята забрались на спину Снежка и через окно попали в дом.

«Но мы же все еще маленькие», — воскликнула Лили. – «И мама с папой нас попросту не заметят», — огорчилась она.

«Давай поскорее ляжем в постели, а утром я расскажу всё родителям. И будь что будет – главное, что ты снова с нами».

Утром теплый солнечный луч разбудил Питера. Он проснулся, оглядел свои руки и ноги – они были вполне нормального размера. Потом он повернул голову и увидел Лили, сладко спавшую в своей кроватке.

«Наверное мне все это приснилось», — с грустью подумал мальчик. А какие были приключения!

Но тут в комнату вошел Снежок

«Доброго утречка! Хватит валяться! Я есть хочу! А вас по выходным не добудишься! Пошли уже меня кормить!»

Обрадованный, что всё было на самом деле, Питер соскочил с постели и побежал кормить все еще ворчащего кота.

Когда же проснулись мама и папа они очень удивились тому, что Питер САМ встал так рано, да еще и накормил кота.

«Ты у нас уже совсем большой и самостоятельный! Мы так гордимся тобой!» — сказали родители, обнимая мальчика.

Фея сдержала обещание. Мама и папа даже не догадывались, о произошедшем, а только весь день старались побольше обнимать своих детей и быть с ними рядом. Почему то они боялись их потерять, а почему не знали. «Наверное, это все из-за сна», — сказал папа. А Питер и Лили переглянулись — они-то знали, ЧТО произошло на самом деле.»

Вот и сказке конец!

Виктория! От души желаю дальнейших успехов, новых сказок и идей! И спасибо Вам за эту чудную добрую трогательную и очень нужную сказку. Я верю, что она поможет очень многим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, а также многим малышам, у которых появился братик или сестричка.

С другими сказками мам, бабушек, малышей, участвовавших в вебинарах нашей Мастерской развивающих игр, Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» и в рубрике

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"