Доклад на тему "театрализованная деятельность".

Передовой педагогический опыт в детском саду

«Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Райло Ирина Марковна, воспитатель МБДОУ Д/с №30 «Золотая рыбка» г.Туапсе

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр:

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Цели:

  • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
  • обогащение словаря детей, активизация его;
  • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
  • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

В группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности детей. Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки) ;
  • кукольный театр; ширма (би-ба-бо) ;
  • настольный театр;
  • фланелеграф - театр картинок;
  • матрешки-сказки;
  • театр масок;
  • театр из картона;
  • вязаный;
  • театр из коробок, театр перчаток, театр - топотушки, театр конусный, театр на палочке.

Задачи и содержание работы

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Наблюдая за детьми еще в ясельной группе, я обратила внимание на то, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.

Родители купили нам Матрешки -"сказки": "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба". Сначала я им показывала сказки, раскрывая и собирая матрешки, а потом они и сами стали просить их. Раскрывая матрешки-персонажи, выставляя их друг за другом, ребята постепенно стали рассказывать сказки.

Мы планируем поставить театрализованные сказки и показывать их в разных группах. Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная форма деятельности является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает детей принять активное участие в действии. Также такой вид деятельности решает и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками диких животных и т.д.

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширению зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровая театрализованная деятельность помогает детям освоить элементарные этические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

Театрализованная деятельность активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал так: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играет театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Занятия с включением театрализованной деятельности являются одной из форм работы с детьми, уже начиная с первой младшей группы. Целью их является обогащение детей радостными впечатлениями. В первой младшей группе лучше начинать знакомство с театральной куклой – би-би-бо, и театрализованными играми. Начиная со второй младшей группы детей последовательно необходимо знакомить с видами театра, основами актерского мастерства. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе ребята чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость и стеснение, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Мастер-класс

«Использование театрализованной деятельности в детском саду»

Григорьева Елена Ивановна ,

воспитатель МАДОУ № 49,

г. Нижний Тагил

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном образовании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность изготавливать наглядный материал для театра из подручных материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

  1. Познакомить воспитателей с разными видами театров.
  2. Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.
  3. Дать возможность воспитателям и родителям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.
  4. Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

Участники: воспитатели, родители.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду, формирование умения изготавливать театральных персонажей из подручного материала.

Презентация мастер-класса

Цель , которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи , так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [Бочкарёва Л. П. ].

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр :

Настольный театр игрушек . Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка . Динамику, последвательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр . Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников :

Игры-драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

Я предлагаю вам собрать вместе с детьми «Ладошку сказок» — пальчиковый театр. Перед вами силуэт ладони:

  1. Детям предлагается вспомнить название каждого пальчика. Сравнить со своей. Провести пальчиковую гимнастику.
  2. Затем предлагаются картинки со сказочными героями. У нас сказка «Репка».
  1. Даём задание расположить героев по порядку, вспомним и расскажем всю сказку.
  1. Наклеиваем сказочных героев на ладонь.

В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов театров. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада.

Для организации детского театра можно самим создать персонажей из подручного и бросового материала, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

Я желаю Вам создавать новые и интересные виды театров. Привлекать детей и их родителей в изготовление персонажей.

Ребятишкам очень нравится? Ведь они большую часть времени любят играть. Каждый малыш всегда желает выполнить свою миссию. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Кто поможет ему приобрести жизненный опыт? Конечно же, театр и артисты!

Ведь чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее).

Всем известно, что благодаря театру малыш познаёт окружающий мир и сердцем, и умом. Таким образом он пытается выразить своё собственное отношение к злу и добру.

Вообще театрализованная деятельность в детском саду помогает детишкам преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей.

Какова же цель театрализованной деятельности в детском саду? Воспитатели стремятся реализовывать поставленные задачи через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий:

  • Создание специальной среды, в которой может развиваться творческая активность подрастающего поколения в театрализованной деятельности. Воспитатели поощряют исполнительское творчество, развивают умение непринуждённо и свободно держаться на выступлениях, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией и так далее.
  • Приобщение малышей к театральной культуре. Преподаватели знакомят их с театральными жанрами, устройством театра, с различными типами кукольных постановок.
  • Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с иными видами активности в едином преподавательском процессе. Данная задача выполняется с помощью музыкальных занятий, физкультурного досуга, экскурсий и так далее.
  • Создание условий для того, чтобы ребятишки и взрослые вместе могли изучать театральные уроки. Этот пункт выполняется с помощью постановки совместных спектаклей, в которых участвуют малыши, родители, сотрудники. Кроме того, преподаватели организовывают представления, на которых перед младшими группами выступают старшие.
  • Воспитатели желают, чтобы каждый дошкольник мог реализовать себя. Для этого они создают благоприятный микроклимат в группе. Здесь личность маленького человека уважают.

Театр в детском саду

Что называют творческой деятельностью и развитием творческого таланта? Это составная деталь духовных и социально-экономических направлений нынешнего общественного устройства.

Вообще слово «творчество» в народе означает разыскивать, показывать нечто такое, чего не было в прошлом опыте, общественном и индивидуальном. Творческая деятельность обычно рождает нечто небывалое. Это независимое искусство по созданию новых продуктов, которые несут в себе отражение личностного «я».

Известно, что творчество - это не только созидание в духовной и материальной культуре. Это некий процесс человеческой модернизации, прежде всего в сфере духовной.

Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики. Её исследовали Н. А. Ветлупина, А. Н.Леонтьев, А. И. Волков, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и многие другие.

Необходимо отметить, что театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна ребятишкам, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.

Занятия

Примечательно, что занятия театральной практикой помогают развивать способности и интересы малышей. Вообще они положительно влияют на общее развитие, проявляют любознательность, помогают усваивать свежую информацию и способы действия, активируют стремление к познанию нового, развивают ассоциативное мышление.

А театрализованная деятельность в младшей группе детского сада помогает малышам стать настойчивее и целеустремлённее, проявить общий интеллект и эмоции на репетициях. Кроме того, театральные занятия требуют от детишек систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера.

У ребятишек развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку.

На занятиях ребёнок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.

Упражнения

А вы знаете, что упражнения на развитие речи, голоса и дыхания модернизируют речевой аппарат малыша. Если он выполняет игровое задание в образе животного либо сказочного персонажа, он сможет лучше владеть своим телом, изучит пластику движений. Необходимо отметить, что спектакли и театральные игры дают возможность детям погрузиться в мир фантазии, учат оценивать и замечать свои и чужие промахи. И они это делают с большим интересом и лёгкостью.

Ребятишки раскрепощаются и становятся более общительными. Теперь они чётко формулируют собственные мысли и повествуют их публично, тоньше ощущают и познают мироздание.

Как правило, занятия театральной практикой должны малышам предоставить шанс не только познавать и изучать окружающее пространство через исследование сказок, но и жить в соответствии с ним, получать наслаждение от каждого успешно выполненного урока, от занятий, многообразия деятельности.

Базовые направления работы с малышами

Известно, что театральной игрой называют исторически установившееся общественное явление, независимый вид деятельности, присущий человеку.

А что же такое ритмопластика? Она состоит из комплексных музыкальных, ритмических, пластических игр и упражнений, необходимых для обеспечения развития врождённых психомоторных дарований ребят, выразительности и свободы телодвижений, открытия ощущения согласия своего тела с окружающей средой.

А вот техника речи и культура являются особым разделом, который соединяет упражнения и игры, развивающие дыхание и свободу речевого механизма.

Что такое базовая театральная культура? Это раздел, который знакомит малышей с простыми понятиями, квалификационной терминологией артистов (характерные черты и типы театрального искусства, культура зрителя, основы актёрской профессии).

Программные задачи

Программа по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя создание спектаклей. Работа над произведениями базируется на авторских пьесах, которые знакомят ребятишек со сказкой.

Программа выполняет такие задачи:

  • Активизирует познавательный интерес малышей.
  • Развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление.
  • Ликвидирует скованность и зажатость.
  • Формирует умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал.
  • Учит координировать свои поступки с другими малышами.
  • Воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками.
  • Учит импровизировать на темы знакомых сказок драматизаций-игр.
  • Совершенствует координацию движений и чувство ритма.
  • Развивает музыкальность и пластику.
  • Развивает умение равномерно размещаться на сценической площадке и двигаться по ней, не толкая друг друга.
  • Развивает речевое дыхание и верную артикуляцию.
  • Развивает дикцию на материале стихов и скороговорок.
  • Обязывает чётко произносить согласные в конце слова.
  • Пополняет словарный запас.
  • Учит находить слова, которые соответствуют заданным признакам.
  • Учит владеть интонациями, отображающими важнейшие чувства.
  • Знакомит с создателями спектакля.
  • Знакомит с театральной терминологией.
  • Знакомит с устройством сцены и зрительного зала.
  • Воспитывает культуру поведения в театре.

В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения:

  • Малыши учатся действовать согласованно.
  • Умеют с некоторых групп мышц напряжение снимать.
  • Запоминают необходимые позы.
  • Описывают и запоминают внешний вид любого малыша.
  • Знают около восьми артикуляционных уроков.
  • Умеют выполнять длинный вдох одновременно с незаметным коротким вздохом.
  • Рассказывают в разных темпах скороговорки.
  • Умеют произносить скороговорку с различными интонациями.
  • Способны строить простейший диалог.
  • Умеют с заданными словами составлять предложения.

Малыши и театр

Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада вводит ребёнка в мир театра, и он распознаёт что такое сказочное волшебство. Речь является основой психического воспитания малышей, поэтому важнейшей задачей процесса образования называют развитие речи. Как правило, для развития речи используют театральные представления.

Вообще возможности театральной деятельности бесконечны. Принимая в ней участие, малыши изучают окружающий мир через краски, образы, звуки, а умело заданные вопросы вынуждают их анализировать, думать, делать обобщения и выводы.

С формированием ума совершенствование речи весьма тесно связано. В процессе работы над собственными высказываниями выразительностью реплик героев постепенно активизируется словарь малыша, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.

Чем же так интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок ставят детей перед необходимостью понятно, ясно и чётко излагать свои мысли. Исполняемая роль, как правило, и вступление с иным персонажем в диалог улучшают грамматический строй диалогической речи. В этом случае воспитательные возможности колоссальны: малыши учатся сопереживать с героями постановок и одновременно начинают чувствовать настроение зрителей. В них просыпаются гуманные чувства - умение проявлять доброту, протест против кривды, участие.

Развитие в детском саду

Безусловно, в театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений.

Вообще театральные занятия состоят из:

  • Просмотра кукольных спектаклей и их обсуждения.
  • Разыгрывания различных сказок и инсценировок.
  • Упражнений по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной).
  • Упражнений по социально-эмоциональному развитию малышей.

Именно поэтому содержание таких занятий не только знакомит с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами.

Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у ребятишек является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Как правило, в тематических вечерах родители и дети участвуют на равных правах.

Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами текста, изготавливали декорации, костюмы и так далее. В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию малышей.

Родители обязательно должны участвовать в театральной деятельности. Это вызывает у малышей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними на подмостках театра.

Коммуникативные умения

Вы когда-нибудь изучали отчёт по театрализованной деятельности в детском саду? Нет? Он содержит много полезной информации. К примеру, из таких документов можно узнать, что сегодня наиболее актуально формирование коммуникативного престижа, который является главным показателем развития личностных качеств малыша.

Вообще коммуникативный престиж состоит из комплекса умений, которые определяют желание дошкольника контактировать с людьми. Сюда также входит умение создавать диалог, способность общаться для планирования совместной активности, умение контактировать с помощью невербальных средств (жестов, мимики), проявление доброжелательности к партнёрам.

На данный момент очень остро стоит вопрос развития коммуникативных умений у малышей. Ведь от лёгкости общения малыша с людьми зависит скорость его развития, отношение к людям, его самоощущения.

Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает развитие у малышей коммуникативных умений. Для достижения такой цели нужно создавать среду, в которой каждый ребёнок смог бы передавать свои эмоции, желания, чувства и взгляды, причем как публично, так и в простом разговоре. Здесь малыши не должны стесняться слушателей.

Колоссальную помощь в этом оказывает театр, который объединяет детишек общей идеей, переживаниями. Происходит сплочение ребятишек на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, творчество и индивидуальность.

В процессе театральной деятельности и подготовки к ней малыши начинают сотрудничать между собой, стремиться к общению со сверстниками, развивают коммуникативные умения.

Сказкотерапия

Чем же ещё интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок отличаются здесь неким волшебством и неординарностью. Вообще сказкотерапию называют одним из способов, формирующих творческие способности. Она славится многовековой историей, но такое наименование ей присвоили совсем недавно.

Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания.

С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.

Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей.

Задачи сказкотерапии

Если заглянуть в отчёт по театрализованной деятельности в детском саду, можно прочесть там много интересных вещей. К примеру, задачи сказкотерапии:

  1. Развивают речь малышей с помощью: рассказывания сказок от третьего лица, их пересказывания, группового повествования легенд, повествования их по кругу, постановки сказок с помощью кукол, анализа сказок, сочинения сказок.
  2. Выявляют и поддерживают творческие способности.
  3. Снижают уровень тревожности и агрессивности.
  4. Развивают умение осиливать страхи и препятствия.
  5. Формируют навыки плодотворного выражения эмоций.

Театрализованная деятельность детей в детском саду начинается с волшебной физкультминутки. Далее следует волшебная каша на завтрак. Воспитатели с малышами стремятся весь день провести в добром сказочном климате.

На занятия к детишкам приходят различные герои сказок, которые повествуют им занимательные истории о нашей планете, играют с ними, читают сказки и учат доброте.

Слушая сказку, малыш изучает философский смысл, модели поведения и стили взаимоотношений. Причём, все процессы осмысливания протекают на символическо-бессознательном уровне.

Малыш учится рассказывать, творчески мыслить, пересказывать, а далее совершает внушительный прыжок в развитии, который будет влиять на формирование личности.

Виды сказок

Известно, что в сказкотерапии применяются следующие виды сказок:

  1. Художественная либо народная сказка. Данный вид оказывает нравственно-духовное воспитание, взращивает чувства долга, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия и так далее. Например, в сказке «Репка» ярко отражена поддержка и помощь среди людей, без которых одному человеку достигнуть высокой цели невозможно.
  2. Развивающая и обучающая сказка расширяет знания малыша о нашей планете, принципах поведения в разных жизненных ситуациях. В основном это сказки, в которых цифры и буквы одушевлены.
  3. Диагностические повествования помогают определять характер малыша, выявляют его отношение к миру. К примеру, если девочке нравятся сказки, где главным героем выступает трусливый зайка, то можно подумать, что она весьма спокойная, застенчивая и, возможно, пугливая.
  4. Психологические легенды учат малыша бороться со своими страхами и неудачами. Вместе с героем он обретает уверенность в своих силах.
  5. Медитативные сказки создают атмосферу позитива, комфорта, спокойствия, расслабления, возбуждения и снятия напряжения. У этой категории сказок отсутствуют злые герои, конфликтные ситуации и вечная борьба со злом.

Организация детской сказкотерапии

Организация театрализованной деятельности в детском саду включает в себя неимоверное количество пунктов. Сперва малышей знакомят со сказкой, вместе с ними рассматривают картинки. В процессе чтения анализируют поступки героев вместе с ребятишками. Нельзя допускать чтобы анализ поведения персонажей выглядел как поучения и требования. Педагог должен увлечь малышей, чтобы говорили они, а он лишь контролировал ход их мыслей.

Существует такая известная писательница Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду - её любимая тема. Она написала книгу, раскрывающую множество вопросов в этой области. Фактически, это методическое пособие, предназначенное для педагогов образовательных дошкольных учреждений. Оно содержит игры и упражнения, развивающие пластику и мимику, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики. В книге также представлены разработки игр, сказок и праздников.

Чему ещё учит малышей театрализованная деятельность в детском саду? Кружковая работа в этой сфере очень сложная, но интересная. Преподаватели следят за тем, чтобы содержание сказок было понятно малышам, чтобы оно соответствовало их возрасту. Они инсценируют вместе с детьми то, что прочитали, делают оценку, с помощью интонации выражают своё мнение.

Необходимо отметить, что сказкотерапию именуют прекрасным увлекательным путём, который помогает решать нашим ребятишкам возрастные проблемы.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает наблюдение за малышами в процессе игры, на прогулках, на занятиях, в свободной деятельности. Педагоги замечают, что там, где необходима мобилизация внимания и памяти на бессознательном уровне, дети раскрепощаются, с лёгкостью перевоплощаются в близких по духу и любимых героев сказок, с удовольствием фантазируют, живо и образно выражают свои мысли. Перевоплощаясь, малыши с лёгкостью решают сказочные вопросы, проявляя частное творчество.

Предметная среда

Что ещё может преподнести малышам театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии с волшебными приключениями, театральные уголки, настольные театры и заколдованные замки - этот набор атрибутов знаком педагогам издавна. Они нужны для создания развивающей предметной среды.

Что собой представляют театральные уголки? Здесь подбирают весьма многоликий материал по театральной тематике. Некоторые предметы преподаватели создают своими руками, некоторые приобретают, а некоторые детскому саду дарят родители.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду также влияет на развитие малышей. Музыка всегда сопровождает спектакли, в которых ребятишки с помощью масок драматизируют и инсценируют русские народные сказки «Репка», «Колобок» и другие. Представления создаются с помощью настольного, варежкового и кукольного театра. Дети всегда с огромным удовольствием, эмоционально репетируют свои роли.

Малыши в играх используют пальчиковый, плоскостной и магнитный театр, инсценируя сказки, совершенствуя диалогическую речь, развивая умение внимательно наблюдать за процессом. У подрастающего поколения развивается воображение и творческое мышление.

В детских садах есть волшебные замки, где живут добрые герои и ковры-самолёты, на которых педагоги вместе с воспитанниками путешествуют по сказкам. Необходимо отметить, что малышам очень нравится фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр.

Надеемся, данная статья поможет вам понять, что театр является обязательной составляющей воспитания подрастающего поколения.

Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей.

Введение.

Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы

Метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.