Энергоснабжение и его гражданско-правовое регулирование.

Договором энергоснабжения признается договор, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать энергию (или энергоносители) через присоединенную сеть абоненту-потребителю, который берет на себя обязанность оплачивать принятую энергию, а также он обязан обеспечить установленный договором режим и безопасность потребления энергии (энергоносителей).

Статья 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит определение, из которого следует, что энергоснабжающая организация подает потребителю(абоненту) электроэнергию, а потребитель (абонент) принимает и оплачивает ее, происходит возмездная (за плату) передача энергии от продавца к покупателю, это характерная черта договора купли-продажи. Начиная с 1991 года, договор энергоснабжения признан видом договора купли-продажи.Шафир, А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы) : Монография // М. : ЮРКОМПАНИ. - 2014. - С. 52

По договору купли-продажи, покупатель берет на себя обязанность по принятию товара, а по договору энергоснабжения потребитель (абонент) обязан оплатить принятую им энергию, в этом состоит главное их различие.

Договору энергоснабжения свойственны некоторые обязанности потребителя (абонента), которые не характерны для договора купли-продажи: это обязанности соблюдать определенный режим потребления энергии, обеспечение безопасности энергетических сетей, а также исправность используемых им технических приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Для договора энергоснабжения также не характерны такие признаки многих договоров купли-продажи, как гарантийный срок или срок годности товара, комплектность товара, условия о таре и упаковке и прочие.

Характеризуя договор энергоснабжения, непременно следует отметить, что договор является консенсуальным, так как права и обязанности сторон возникают только с момента заключения договора и снабжающая организация обязуется подавать абоненту энергию в течение действия договора, также договор энергоснабжения взаимный и возмездный и относится к числу публичных.

К квалифицирующим признакам договора энергоснабжения, позволяющим определить его как вид договора купли-продажи, относят, прежде всего, особенности энергии как вещи (товара), способ исполнения договора, наличие прав и обязанностей сторон не только при передаче энергии, но и при потреблении энергии.

Договор исполняется путем передачи энергии энергоснабжающей организацией покупателю через присоединенную сеть. Брагинский М.И, Витрянский В.В Договорное право: Книга первая. Общие положения. // Москва.: - 2014.- С. 92

Свойство энергии, как материи - это способность производить полезную работу.

Сторонами по договору энергоснабжения являются энергоснабжающая (энергосбытовая) организация с одной стороны и потребитель (абонент) с другой стороны. Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об электроэнергетике »: федеральный закон от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ офиц. текст по состоянию на 29.12.2014 // Российская газета. - № 72. - 12.04.2003

Под энергоснабжающей организацией понимается коммерческая организация независимо от ее организационно-правовой формы, которая осуществляет продажу потребителям(абонентам) произведенной и (или) купленной энергии.Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. // Москва. - 2012. - С.49

Под энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией понимается организация, осуществляющая в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной энергии.

Потребитель электрической и тепловой энергии - лицо, приобретающее электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Из вышеперечисленных понятий вытекает, что к энергоснабжающей организации относят как генерирующую организацию, которая производит энергию (электростанцию), так и организацию, которая создана для покупки и в последующем передачи электрической и тепловой энергии потребителям (абонентам).

При этом потребителями в качестве одной из стороны договора могут выступать не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, которые приобретают электрическую и тепловую энергию для производственных нужд, а также рядовые граждане, которые покупают энергию для собственных бытовых нужд (личного, семейного, домашнего потребления).

Рассматривая энергию как товар, можно описать следующие ее свойства:

1) электроэнергию невозможно накопить в больших количествах и хранить ее;

2) непосредственно сам процесс производства электроэнергии, в основном, непрерывен и неразделимо связан с ее потреблением и транспортировкой;Шафир, А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы) : Монография // М. : ЮРКОМПАНИ. - 2014. - С. 52

3) энергия переданная потребителю, не может быть возвращена;

4) электроэнергию необходимо передавать исключительно через присоединенную сеть, именно поэтому для приемки энергии у покупателя(потребителя) должны быть специальные технические устройства, которые необходимы для подключения к сетям, через которые передается энергия.

Особые свойства электроэнергии как вещи (товара) рассматриваются в качестве квалифицирующего признака для выделения договора продажи электроэнергии в качестве самостоятельного вида договора.

При продаже энергии как товара, Законом предусматривается возможность применять договор поставки. Именно поэтому еще одним немаловажным признаком договора энергоснабжения является его содержание.

Ключевые особенности энергии, как товара, предполагают ряд прав и обязанностей между сторонами договора, которые не характерны для других видов договора купли-продажи. Помимо оплаты энергии, на потребителя возлагаются дополнительные обязанности, связанные с необходимостью:

а) соблюдать предусмотренный договор режим потребления энергии;

б) обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в ведении потребителя энергетических сетей, а также исправность приборов и технического оборудования, которые используются в процессе потребления энергии.

Энергоснабжающая организация наделена правом постоянного контроля и надзора за техническим состоянием специальных технологических средств и безопасностью их эксплуатации покупателем, энергоснабжающая организация вправе контролировать выполнение покупателем обязанностей, предусмотренных договором.

Право контролировать исполнение обязанностей возникает у энергоснабжающей организации из договора, и не является проявлением властных полномочий. Административный контроль за состоянием присоединенных сетей осуществляют органы энергонадзора.

Для заключения договора энергоснабжения необходимым условием является наличие у покупателя электрических сетей, технических предпосылок, которые могут быть подключены к передающим энергию сетям, а также приборов учета и иного оборудования, используемых в процессе потребления энергии.

Такое условие в юриспруденции принято называть предпосылкой для заключения договора энергоснабжения. К предпосылкам заключения договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией необходимо отнести наличие у организации лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации электрических или (и) тепловых сетей. Брагинский М.И, Витрянский В.В Договорное право: Книга первая. Общие положения. // Москва.: - 2014.- С. 92

Эксплуатация электрических и тепловых сетей - это вид деятельности, который включает в себя прием и передачу, а также распределение энергии. Ремонт и техническое обслуживание электрических и тепловых сетей, также составляющая часть эксплуатационной деятельности. Положения о лицензировании этих видов деятельности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 767.

Таким образом, для разграничения договора энергоснабжения от договора поставки электроэнергии используются два квалифицирующих признака: Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. // Москва. - 2012. - С.73

а) свойства электроэнергии,

б) права и обязанности сторон по договору и прежде всего покупателя (потребителя) электроэнергии.

При заключении договоров между электросбытовыми организациями, поставщиками-электростанциями с энергосбытовыми организациями или крупными потребителями электроэнергии, применяется договор поставки.

В течение многих лет вопрос о юридической природе договора энергоснабжения был обсуждаемым и получал разную трактовку. Правовая позиция ряда авторов заключалась в том, что они признавали, что содержанием договора является выполнение работы по доставке энергии потребителю, осуществление действий по ее передаче. Данная правовая трактовка позволила признать договор энергоснабжения договором подряда, не выделяя его в отдельную группу.

Но уже в 1950-х гг. появилась иная точка зрения, согласно которой, объектом договора энергоснабжения является энергия как экономическое благо, как ценность. Этой позиции соответствует утверждение о приближении других видов договоров о снабжении электроэнергией, водой, газом, к договору купли-продажи.

Окончательно дать обоснование позиции, в соответствие с которой объектом договора является энергия как товар, а не сам процесс по ее передаче потребителю (абоненту), позволил тот факт, что электроэнергия была признана товаром, который имеет свою номинальную стоимость, складывающуюся из затрат на ее производство.

Продолжительное время наибольшее внимание уделялось особенностям договора, которые касаются снабжения ресурсами через присоединенную сеть, и это позволяло обосновывать обособление группы договоров снабжения через присоединенную сеть и самостоятельное положение этих договоров в системе договоров, и их отличие от близких по содержанию договоров купли-продажи и поставки.

Анализируя понятие и правовую природу договора энергоснабжения, можно сделать вывод о том, что он выделен в Гражданском Кодексе Российской Федерации в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи.

Договор энергоснабжения широко распространен по субъектному составу, ведь для всех является очевидным тот факт, что абсолютно все физические и юридические лица практически не могут обойтись без электрической и тепловой энергии, газа.

Отношения энергопотребления опосредуются договором энергоснабжения.Брагинский М.И, Витрянский В.В Договорное право: Книга первая. Общие положения. // Москва.: - 2014.- С. 92

Правовая сущность договора энергоснабжения в том, что согласно договору, происходит отпуск энергоснабжающей организацией абоненту (потребителю) материального блага, которым является энергия, на возмездной основе (за плату).

Договору энергоснабжения присущи и черты, которые не характерны или вовсе отсутствуют у договора купли-продажи, в традиционном понимании этого вида договора.

Обладая особыми физическими свойствами, электроэнергия не может быть предметом для договора имущественного найма и договора хранения. Согласно условиям договора имущественного найма и хранения, по истечении установленного срока, имущество, которое было передано в соответствии с договором, должно быть возвращено. Электроэнергия же является потребляемой, и, следовательно, ее невозможно возвратить.Шафир, А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы) : Монография // М. : ЮРКОМПАНИ. - 2014. - С. 98

Особые физические свойства и характеристики электроэнергии:

Энергию невозможно зрительно обнаружить, как вещь, накопить энергию на складе в большом объеме для промышленных нужд;

Ограниченное применение принципа владения, распоряжения по отношению к энергии как к товару;

Момент производства и потребления электроэнергии можно считать, как момент единого временного процесса.

Все вышеперечисленные свойства по сей день продолжают вызывать дискуссии в научной сфере. По сей день не существует единого мнения среди ученых цивилистов о том, является ли энергия товаром который можно приобрести, или же энергию возможно продать как объект права собственности.

Существует традиционная концепция «вещественной» собственности, согласно которой, в основе понятия имущественных отношений лежит право собственности на материальные объекты, вещи, а само понятие имущества приравнивается как адекватное к понятию вещи.

Развитие экономики и производства привело к модернизации традиционной концепции, к юридическому признанию иных видов и форм имущества. К объекту собственности теперь относят электроэнергию, газ, а также и другие виды энергии и даже сырья, которые выходят за грани традиционного понимания природы вещи. Другим направлением в расширении круга объектов вещных прав явилась разработка и применение концепции «бестелесного имущества», куда были отнесены электроэнергия, ценные бумаги и газ.

При анализе правоотношений по договору подряда, М.М.Агарков отмечал, что энергия не является ни вещью, ни правом, следовательно, исходя из договора на электроснабжение, электростанция обязуется совершить работу, необходимую для поставки потребителю энергии, а не для передачи потребителю имущества. Отсюда ученый делает вывод, что договор, согласно которому электрическая станция обязуется снабдить потребителя электрической энергией, надлежит считать договором подряда.Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. // Москва. - 2012. - С.73

Идеи, которые выше были изложены, не утратили своего значения и убедительной аргументации и по сей день, хотя с той поры отрасль энергетики существенно преобразилась, соответственно, изменились и правовые отношения энергоснабжения.

Сложившаяся мощнейшая энергетическая система, позволила совершать различные маневры электрической энергией (мощностью) на огромных расстояниях. Также произошли значительные структурные изменения внутри самой отрасли энергетики, возникла специализация по различным направлениям: производство, линии передачи энергии, функции по сбыту; сформировался федеральный оптовый энергетический рынок электрической энергии (мощности), то есть сфера купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах единой энергетической системы России.

Динамичное развитие правоотношений в сфере энергоснабжения нашло наиболее обстоятельное и глубокое отражение в трудах известного ученого-цивилиста профессора С.М.Корнеева.

Его научные труды посвящены правовой природе договора энергоснабжения. Он одним из первых поставил вопрос о самостоятельности этого договора, и пришел к выводу о том, что предметом его договора является электрическая энергия, как ценность и экономическое благо.Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об электроэнергетике »: федеральный закон от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ офиц. текст по состоянию на 29.12.2014 // Российская газета. - № 72. - 12.04.2003

Современное цивилистское понимание представления об энергии учеными Запада выражено в лице Р. Саватье: «Юридически энергия может быть выражена исключительно в форме обязательства. Это вещь, определенная родовыми признаками, они выражаются исключительно в результатах ее использования, и продается в соответствии с единицей измерения. Представляя собой особо важный объект обязательства, энергия никогда не может быть объектом права собственности».

Возражая против выделения самостоятельного вида договора энергоснабжения, О.Н.Садиков указывал на сходство условий договоров поставки и снабжения газом и отмечал, что квалификация договора на снабжение газом промышленных предприятий как договора особого вида, а не в качестве разновидности договора поставки, создает для практики множественные трудности.Макаров А. А. Модельно-информационный комплекс для исследования перспектив энергетического комплекса России. Управление развитием крупномасштабных систем: Монография // М.: Физматлит - 2012. - С. 89

Именно эта точка зрения в дальнейшем в большей мере воспринята современным законодателем.

При разработке второй части Гражданского Кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения возникли острые дискуссии и споры, но Кодекс принял договор энергоснабжения в качестве разновидности договора купли-продажи, поскольку энергия это товар. В европейских странах данный договор также рассматривается как вид договора купли-продажи.

По мнению цивилиста В.В.Витрянского, договор энергоснабжения - это отдельный вид договора купли-продажи. Он делает этот вывод основываясь на том, что квалифицирующие признаки договора не могут быть признаны разновидностью договора поставки, или же как примыкающий к договору поставки договорной институт.

Основное отличие этих двух договоров состоит в особенности предмета правового регулирования договора энергоснабжения, который состоит из двух видов объектов:

Первый вид это действия энергоснабжающей компании по передаче энергии потребителю и соответственно его действия по приему подаваемой энергии и ее оплате (традиционное понятие предмета обязательства);

Второй вид, это товар то есть подаваемая энергия, как специфический объект отношений по энергоснабжению.

Вывод о том, что договор энергоснабжения это лишь разновидность договора купли-продажи, который был сделан В.В.Витрянским, соответствует современной концепции правового регулирования договора энергоснабжения как в европейских государствах, так и в действующем законодательстве Российской Федерации. В статье 454 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержится пункт 5, из которого следует, что к отдельным видам договора купли-продажи применяются общие положения о купле-продаже, если иное не предусмотрено правилами Гражданского Кодекса об этих видах договоров.

В этом подходе заложена определенная доля прагматичности - возможность применять общие нормы купли-продажи к указанным отдельным видам договоров купли-продажи, это позволяет избежать дублирования норм, регулирующих сходные отношения.

Энергия является неотъемлемой частью обычной жизни любого человека. Без энергетических ресурсов невозможно производство, осуществление различных видов деятельности физических и юридических лиц. Этим определяется значимость и широчайшая сфера применения договоров в сфере электроэнергетики.Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы теории: Монография // Екатеринбург.: - 2012. - С. 23

В странах с рыночной экономической системой в отношениях в сфере электроэнергетики выделяют три составных части:

Производство энергии;

Транспортировка энергии;

Потребление энергии.

В европейских странах принята специальная терминология, по которой сфера электроэнергетики называется сферой социально значимых отношений. Сейчас идет реформирование рынка электроэнергетики с выделением генерации (производства), транспортной составляющей, оптового и розничного рынка.Макаров А. А. Модельно-информационный комплекс для исследования перспектив энергетического комплекса России. Управление развитием крупномасштабных систем: Монография // М.: Физматлит - 2012. - С. 89

В Российской Федерации реформы в области электроэнергетики осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике», который предусматривает изменения, связанные с отказом от вертикальной интеграции, созданием юридически независимых от государства энергосбытовых организаций, что будет способствовать развитию рыночных и конкурентных отношений.

Законом предусматривается использование различного рода договоров, главными из которых являются договоры купли-продажи электрической и тепловой энергии, и возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии.

Договоры энергоснабжения можно разделить в зависимости от предмета правового регулирования и состава участников договора на такие разновидности, как:

Договор снабжения электрической энергией;

Договор снабжения газом;

Договор снабжения нефтью и нефтепродуктами;

Договор снабжения тепловой энергией;

Договор снабжения водой.

Выделять особые виды договора энергоснабжения, которые обусловлены исключительно личностью потребителей (производственных, сельскохозяйственных предприятий, государственных учреждений, других некоммерческих организаций и тому подобное) считается нецелесообразным, поскольку данные особенности влияют лишь на цену договора.Об организации управления электроэнергетическим комплексом российской федерации в условиях приватизации: указ Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года N 923: офиц. текст по состоянию на 05.11.92// Собрание законодательства Российской Федерации. - 27.08.1992. - № 22

Порядок и форму заключения договора энергоснабжения различают в зависимости от личности потребителя и целей использования энергии. Например, договор энергоснабжения юридических лиц или граждан индивидуальных предпринимателей всегда должен быть заключен в письменной форме.

Но если потребителем (абонентом) выступает гражданин, который использует энергию для личного, бытового потребления, договор можно считать заключенным с момента самого первого фактического подключения абонента к присоединительной сети в установленном порядке (в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 483 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Данное правило имеет двоякое трактование. Во-первых, договор энергоснабжения гражданина может быть заключен без облечения в письменную форму, а путем подключения к сети. Во-вторых, договор, заключенный в письменной форме, вступает в силу с момента фактического подключения.

Кулеша Г. И.

Использование электрической и тепловой энергии является необходимым условием жизни практически любого человека и деятельности предприятия. В последнее время особую остроту приобрела задача стабильного и бесперебойного энергоснабжения граждан, промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. В решении этой задачи немаловажное значение имеет не только оргнизационно-экономические меры, но и надлежащее правовое регулирование. Однако, в настоящее время концептуального правового акта, регулирующего правоотношения, возникающие при энергоснабжении, к сожалению не существует. Содержащиеся в Гражданском кодексе 9 статей (ст.539-548 ГК РФ), касающиеся договора энергоснабжения, не могут полностью урегулировать тот пласт отношений, которые возникают при поставке и использовании электрической или тепловой энергии. Разрозненность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере энергоснабжения, их различный правовой статус, подчас даже противоречивость друг другу, отсутствие единого нормативного акта, подобного отмененным Правилам пользования электрической и тепловой энергией, приводит к многочисленным спорам между энергоснабжающими организациями и абонентами (потребителями) энергии, и, как следствие, совершенно противоположным решениям судов.

В настоящей статье не представляется возможным раскрыть все особенности правового регулирования отношений энергоснабжения. В связи с этим, остановимся лишь на наиболее проблемных вопросах, возникающих при поставке и использовании электрической и тепловой энергии.

Особые свойства электрической энергии: невозможность зрительно обнаружить ее как вещь, неотторжимость процессов ее получения (производства) от потребления - как единого во времени процесса - вызывали и продолжают вызывать дискуссии не только в цивилистической, но и в уголовно-правовой науке. До сих пор нет единого мнения о том, является ли энергия вещью (товаром), которую можно купить или продать как объект права собственности.

Так, еще великий российский цивилист М.М. Агарков отмечал, что электрическая энергия не является ни правом, ни вещью, следовательно, по договору на электроснабжение электростанция обязуется совершить работу, необходимую для доставления потребителю энергии, а не передавать последнему какое-либо имущество. Таким образом, по мнению М.М. Агаркова, договор электроснабжения следует считать договором подряда.

Среди западных цивилистов распространенным является мнение о том, что «юридически энергия может быть выражена только в форме обязательства. Это вещь, определенная всегда родовыми признаками, которые выражаются только в результатах ее использования, и продается в соответствии с единицей измерения. Представляя собой важный объект обязательства, она никогда не может быть объектом права собственности».

Несмотря на существующие споры о юридической природе договора энергоснабжения, законодатель все же отнес его к разновидности договора купли-продажи, хотя и со своими специфическими особенностями. А именно:

Публичность правоотношений, возникающих между сторонами по договору энергоснабжения;

Особенный субъектный состав правоотношений - энергоснабжающая организация является особенным субъектом гражданского права, т.к. относится к субъектам естественных монополий;

Специфический товар - энергия (электрическая или тепловая (горячая вода, пар);

Способ передачи товара - через присоединенную сеть;

Наличие у Абонента энергопринимающего устройства, отвечающего техническим требованиям;

Обязанность Абонента соблюдать предусмотренный договором режим энергопотребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей, приборов и оборудования;

Обеспечение учета поставляемой (потребляемой) энергии;

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию;

Взаимозависимость и взаимосвязанность деятельности энергоснабжающей организации и Абонента.

Рассмотрим указанные выше особенности более подробно, при этом останавливаясь лишь на наиболее наболевших и актуальных вопросах.

Как уже отмечалось выше, договор энергоснабжения является публичным. Какие же правовые последствия влечет публичность договора? В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение и т.д.) Пункт 3 этой же статьи предусматривает, что при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора, применяются положения п. 4 ст. 445 ГК РФ, в соответствии с которыми если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Однако на практике возникает очень много споров, связанных с тем, что не энергоснабжающая организация, а абонент, к сетям которого подключены субабоненты, не желая «обременять» себя обязанностями по передаче и распределению энергии субабонентам, отказываются заключать договор энергоснабжения, ссылаясь на то, что они не являются энергоснабжающими организациями, не являются монополистами, а, следовательно, свободны в заключение договора (ст. 421 ГК РФ), или на то, что они осуществляют не энергоснабжение, а оказывают услуги по передаче энергии, которые не носят публичный характер.

Выше отмечалось, что в настоящий момент отсутствует нормативный акт, подобный Правилам пользования электрической и тепловой энергией, что в свою очередь, еще больше усугубляет и без того незавидное положение субабонентов.

Кроме того, в последнее время совершенно не понятную позицию занял законодатель в сфере лицензирования. Как это не парадоксально, но в соответствии с действующим Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» такая потенциально опасная деятельность как производство электрической (тепловой) энергии лицензированию не подлежит. В то время как «прием, передача и распределение электрической и тепловой энергии» лицензируется в рамках деятельности по эксплуатации электрических или тепловых сетей. Что это? Законодательный «ляп» или успешное лоббирование интересов производителей электрической и тепловой энергии. Складывается достаточно «забавное» положение» - ТЭЦ, котельным в части производства лицензия не нужна, а несчастным Абонентам, к сетям которых присоединены субабоненты - лицензия нужна. В сложившейся ситуации можно понять тех абонентов, которые не хотят обременять себя договорными отношениями с субабонентами.

Несмотря на то, что Правила пользования электрической и тепловой энергией отменены, все-таки представляется возможным их использование, но в качестве обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ - обычаем делового оборота признается сложившееся в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством).

Так, в соответствии с пунктами 1.2.6, 1.4 указанных Правил потребитель был обязан по требованию энергоснабжающей организации, при наличии установленной ее технической возможности, присоединять к своим сетям энергоустановки других потребителей (субабонентов). К сожалению, в настоящий момент указанная норма не нашла своего отражения ни в одном нормативном акте. Хочется верить, что в новых Правилах пользования электрической и тепловой энергией подобная обязанность абонента все же будет предусмотрена. При этом структура взаимоотношений между энергоснабжающей организацией, абонентом и субабонентом может быть совершено различна:

Тройственный договор, котором энергоснабжающая организация подает энергию, абонент ее частично использует для собственных нужд, а частично «передает» (транспортирует) субабоненту, субабонент оплачивает энергоснабжающей организации стоимость фактически потребленной энергии, а абоненту стоимость «услуг по передаче» или компенсацию за эксплуатацию сетей абонента;

Два совершенно самостоятельных договора - энергоснабжающая организация - Абонент, Абонент- субабонент;

Комплекс договорных отношений - 1. договор энергоснабжения между Абонентом и энергоснабжающей организацией; 2. договор энергоснабжения между Субабонентом и энергоснабжающей организацией; 3 договор ограниченного пользования присоединенной сетью между Абонентом и Субабонентом.

Однако, в рамках действующего законодательства реализация подобных договорных связей наталкивается на отказ Абонента заключить договор энергоснабжения (оказания услуг по передаче энергии и т.д.) со ссылкой на то, что отношения между абонентом и субабонентом - это отношения не энергоснабжения, а оказания услуг, которые не являются публичными. Сложность данной ситуации усугубляется еще и необходимостью для Абонента получить лицензию на прием, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.

Арбитражная практика в указанном случае весьма противоречива. Очевидным представляется решение Арбитражного суда только в случае отказа от заключения договора энергоснабжения (оказания услуг по передаче энергии) со стороны специализированных организаций, входящих в реестр организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2002 г. № 226 «О ценообразовании в отношении электрической и те

Энергоснабжению - четкое правовое регулирование

Л. АНДРЕЕВА
Л. Андреева, доцент МГЮА, кандидат юридических наук.
В последнее время особую остроту приобрела задача стабильного энергообеспечения промышленности, жилищно - коммунального и сельского хозяйства. Помимо организационно - экономических мер, в решении ее немаловажное значение имеет и надлежащее правовое регулирование отношений в данной сфере.
В ГК РФ назван только один из договоров, заключаемых при обеспечении энергией потребителей, - договор энергоснабжения. Объектом его является электрическая и тепловая энергия, которая, исходя из заложенной в ГК концепции, считается товаром. Соответственно такой договор рассматривается Кодексом как один из видов договора купли - продажи, хотя, с учетом значительной его специфики, он сформулирован как самостоятельный. Вследствие этого субъектный состав договора энергоснабжения нуждается в самостоятельном терминологическом определении. Договор этот имеет строго ограниченную сферу применения. Его заключают энергоснабжающая организация и абонент. Однако однозначное понимание энергоснабжающей организации и абонента отсутствует (как в ГК, так и в науке), и на практике возникает много споров.
Определяя понятие энергоснабжающей организации, следует учесть, что ст. 426 ГК рассматривает договор энергоснабжения как публичный. Следовательно, энергоснабжающей организацией является коммерческая организация, осуществляющая такого рода деятельность в качестве основной и не имеющая права отказываться от заключения договоров. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству электрической и тепловой энергии, по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии подлежит лицензированию. В Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" энергоснабжающая организация рассматривается в качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям как произведенной, так и купленной электрической и (или) тепловой энергии. Думается, понятие энергоснабжающей организации должно содержаться именно в ГК, поскольку оно имеет существенное значение.
Если понятие энергоснабжающей организации все же имеется в нормативном акте, то понятие абонента в нормативном порядке вообще не предусмотрено. В законодательстве о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию потребитель энергии определяется как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). Но это определение не отражает договорной сущности складывающихся отношений. В ст. 539 ГК, регламентирующей договор энергоснабжения, отождествляются абонент и потребитель. Но эти понятия необходимо разграничить, определив абонента как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической и (или) тепловой энергией по присоединенной к энергоснабжающей организации сети.
На практике множество предприятий и организаций получают электроэнергию не непосредственно от энергоснабжающих организаций, а от их абонентов, т.е. являются субабонентами. Однако взаимоотношения между ними не урегулированы. В ст. 545 ГК говорится лишь, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Таким образом, в ГК передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, а не обязанность абонента. Следовательно, последний может отказаться от передачи энергии, и на практике зачастую так и поступает, мотивируя это тем, что данная деятельность не является для него основой и не носит публичного характера.
В настоящее время происходит формирование федерального оптового и потребительского рынков электроэнергии. Основные принципы функционирования федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) заложены в Постановлении Правительства РФ от 12 июля 1996 г. "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)", где предусмотрено, что электрическая энергия должна поставляться на условиях конкуренции производителей. Развитие ее в сфере производства электроэнергии путем создания ряда независимых генерирующих компаний предусмотрено в Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий, утвержденных Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. Конкуренция же в сфере передачи и распределения электроэнергии признана нецелесообразной.
К субъектам федерального оптового рынка относятся РАО "ЕЭС России", Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России, концерн "Росэнергоатом", электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации, крупные потребители электроэнергии (т.е. организации, осуществляющие куплю - продажу электроэнергии (мощности) и предоставляющие услуги на данном рынке).
Определены в общих чертах и основные функции субъектов федерального оптового рынка. Организатором его является РАО "ЕЭС России", которое координирует деятельность всех субъектов рынка в вопросах производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии; обеспечивает надежную работу и развитие технической базы функционирования рынка; осуществляет координацию и контроль топливообеспечения производителей энергии, выполняет ряд других функций организатора рынка.
Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы выполняет функции оператора - диспетчера процесса производства и передачи электроэнергии на рынке.
Государственное предприятие - концерн "Росэнергоатом" организует участие атомных электростанций в работе федерального оптового рынка электроэнергии, координирует их деятельность в области производства электроэнергии и т.д.
Государственное регулирование на федеральном оптовом рынке электроэнергии осуществляет Федеральная энергетическая комиссия. Она устанавливает тарифы на поставку электроэнергии на указанный оптовый рынок и на отпуск ее, размер абонентской платы за услуги, оказываемые РАО "ЕЭС России" по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, размер абонентской платы за услуги, оказываемые концерном "Росэнергоатом" по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций. Комиссия формирует и утверждает баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам указанного оптового рынка, который является основой для заключения договоров на федеральном оптовом рынке электроэнергии (мощности).
Таким образом, в настоящее время появился и функционирует своеобразный феномен - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности). Он функционирует как единое рыночное пространство и является сферой купли - продажи электроэнергии, осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России. Вместе с тем данный рынок характеризуется жестким государственным регулированием, заданностью параметров и субъектов рынка, что обусловлено как функционированием в данной сфере естественных монополий, так и ограниченностью мощностей энергетических ресурсов. В сфере купли - продажи электроэнергии ограничена конкуренция, отсутствует свободное ценообразование.
В Постановлении Правительства РФ от 12 июля 1996 г. предусмотрен ежегодный созыв общего собрания субъектов рынка для подведения итогов деятельности. В период между проведением общих собраний вопросы деятельности рынка рассматриваются наблюдательным советом, избираемым его субъектами. Эти положения приводят к мысли о том, что по своей организационной структуре данное формирование сходно с биржей.
Взаимоотношения между субъектами оптового рынка электроэнергии строятся на договорной основе. Однако содержание договоров не раскрывается.
Сказанное свидетельствует о том, что деятельность формирования, называемого федеральным оптовым рынком электроэнергии, нуждается в изучении и глубокой научной проработке. Для его успешного функционирования требуется принятие нормативного акта более высокого ранга - федерального закона.
В ГК, как уже говорилось, предусмотрен только один договор по обеспечению энергией - договор энергоснабжения. Однако в данной области заключаются и другие договоры: на переток энергии, на резервирование электроснабжения, на снабжение электроэнергией от блок - станций и т.д.
Одним из наиболее острых вопросов энергоснабжения является неоплата энергии. Во многом это вызывается действующей нерациональной структурой договорных связей. Так, энергоемкие организации - субъекты оптового рынка осуществляют прямые платежи за полученную энергию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 1996 г. "О порядке организации прямых платежей на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)". Однако многочисленные предприятия и организации получают энергию через посреднические организации, такие, как АО "Городские электросети", и деньги за реализованную энергию надолго оседают на их счетах.
Профессор Б. Сейнароев предлагает изменить структуру договорных связей энергоснабжения следующим образом. В качестве энергоснабжающей организации будут выступать региональные АО "Энерго", с которыми абоненты будут непосредственно рассчитываться за потребленную энергию. Поскольку же линии электропередачи находятся в ведении горэлектросети или аналогичных организаций, с ними энергоснабжающая организация будет заключать возмездный договор на передачу энергии потребителю, а не договор купли - продажи энергии (Сейнароев Б.М. Кто платит за электроэнергию? // Эж-Юрист. 2000. N 44).
Данная структура договорных связей представляется оптимальной. Однако возникает вопрос о правовой природе заключаемых договоров. По этому вопросу нет единой точки зрения. Между тем верная квалификация правоотношений в энергоснабжении позволит правильно применить к заключаемым договорам правила о том или ином договоре. Так, ряд специалистов полагают, что если сетевладелец примет энергию для передачи ее другой организации без приобретения продукции в собственность (оперативное управление), то такие договоры следует отнести к договорам перевозки. Однако представляется, что заключаемые договоры между энергоснабжающими организациями и посредниками - сетевладельцами на передачу энергии абонентам являются договором возмездного оказания услуг, носящим публичный характер, что необходимо отразить в нормативном порядке. Соответственно правила гл. 39 ГК должны применяться к таким договорам с учетом публичного характера деятельности посредников - сетевладельцев.
Не решен в законодательстве и вопрос о квалификации договора между абонентом и субабонентом. В действовавших ранее, а теперь отмененных Правилах пользования электрической и тепловой энергией 1982 года данный договор характеризовался как договор на пользование энергией. Такая же точка зрения преобладала и в литературе.
Между тем с учетом изменения договорных связей одним из вариантов договорных отношений с участием субабонентов может быть предложен следующий. Энергоснабжающая организация, абонент и субабонент заключают трехстороннее соглашение, в котором регламентируются взаимоотношения между данными субъектами по передаче энергии, в том числе и расчеты за использованную субабонентом энергию, которые целесообразно производить непосредственно с энергоснабжающей организацией. Таким образом, функции абонента будут сведены к предоставлению субабоненту права на использование его присоединенной к энергоснабжающей организации сети для поступления энергии абоненту. Подобное использование должно осуществляться на возмездной основе.
Конечно, такого рода трехсторонние соглашения нуждаются в тщательной проработке. Представляется, что они будут носить смешанный характер. При этом правоотношения между энергоснабжающей организацией и абонентом являются договором купли - продажи энергии, отношения же между абонентом и субабонентом опосредуются договором, конструируемым по модели договора аренды.
В последнее время, как известно, рассматривается вопрос о реформе РАО "ЕЭС России", обсуждаются различные концепции реформирования. Но независимо от того, как будет решен вопрос, необходимость более четкого регулирования деятельности всех субъектов рынка электроэнергии остается весьма актуальной.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.04.1995 N 41-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И
ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 10.03.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.09.1998 N 158-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 16.09.1998)
УКАЗ Президента РФ от 28.04.1997 N 426
"ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.07.1996 N 793
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ (ОБЩЕРОССИЙСКОМ) ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)"
(вместе с "ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.11.1996 N 1358
"О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЯМЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
(ОБЩЕРОССИЙСКОМ) ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)"
(вместе с "ВРЕМЕННЫМ ПОРЯДКОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЯМЫХ ПЛАТЕЖЕЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЭНЕРГОЕМКИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
(МОЩНОСТИ) И УСЛУГ ЗА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ (МОЩНОСТЬ),
ПОСТАВЛЯЕМУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМИ, И ЗА УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ ДРУГИМИ
СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)", "ПЕРЕЧНЕМ ЭНЕРГОЕМКИХ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) И УСЛУГ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЯМЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ АТОМНОЙ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ", "ПЕРЕЧНЕМ ЭНЕРГОЕМКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) И УСЛУГ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ В
ПРИОРИТЕТНОМ ПОРЯДКЕ ПРЯМЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ
АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ")
ПРИКАЗ Минэнерго СССР от 06.12.1981 N 310
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ
ЭНЕРГИЕЙ"
Российская юстиция, N 8, 2001

Договором энергоснабжения называется договор, по которому одна сторона (энергоснабжающая организация) обязуется подавать энергию (или энергоносители) через присоединенную сеть другой стороне (абоненту), которая обязуется оплачивать ее, а также обеспечивать установленный режим и безопасность потребления энергии (или энергоносителей) (п. 1 ст. 539 ГК).

Договор энергоснабжения является консенсуальным, возмездным, взаимным. В силу прямого указания п. 1 ст. 426 ГК это - договор публичный, однако требовать его заключения абонент вправе лишь при наличии у него необходимого энергопринимающего оборудования, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539 ГК).

В зависимости от предмета и состава участников договора энергоснабжения выделяются такие его разновидности, как: договор о реверсивных перетоках электроэнергии, договор о взаимном резервировании электроснабжения, субабонентский договор энергоснабжения и др. Выделение особых видов энергоснабжения, обусловленных только личностью потребителей (производственных, сельскохозяйственных предприятий, государственных учреждений, других некоммерческих организаций и т. п.), нецелесообразно, поскольку эти особенности влияют в основном лишь на цену договора. Однако специфика энергоснабжения абонентов-граждан проявляется и в особом характере прав и обязанностей сторон по договору, что позволяет выделить его в особый вид договора энергоснабжения.

Существующая конструкция субабонентского договора, предусмотренная ст. 545, неудачна. Ведь субабонентский договор существует в сфере, которая всегда была естественной монополией: потребителям электроэнергии обычно не приходится выбирать, с каким именно контрагентом вступать в договорные отношения.

Существенно важно и то, что огромное множество потребителей (и физических, и юридических лиц) может получать энергию не иначе как с помощью инфраструктуры (сети, подстанции и т. п.), принадлежащей другим абонентам, поскольку во многих случаях получить энергию напрямую от энергоснабжающей организации технически невозможно. Эта особенность энергоснабжения конечных потребителей принципиально важна для судьбы субабонентских договоров. Ведь в отличие от договора энергоснабжения, который является публичным (следовательно, от его заключения энергоснабжающая организация уклониться не может), субабонентский договор к числу публичных не относится.

Поэтому конечный потребитель не может понудить другого потребителя заключить с ним субабонентский договор. С другой стороны, и энергоснабжающая организация не может официально заставить абонента предоставить его сети для передачи (транзита) энергии субабоненту - конечному потребителю. Как же в таком случае организовать энергоснабжение?

Решить эту проблему помогло бы выделение в ГК самостоятельного вида договоров на передачу и распределение (транзит) энергии. Для организаций-владельцев электросетей такой договор, очевидно, носил бы публичный характер. Обязательность заключения договоров транзита энергии для иных владельцев электрических сетей (потребителей) можно было бы специально предусмотреть в законе аналогично договорам с участием сетевых организаций. При таком подходе существование субабонентских договоров с участием «промежуточных потребителей», владеющих собственной сетевой инфраструктурой, окажется излишним.