Интегрированная НОД «Заседание юных экологов» (образовательные области «Познание-экология»). Конспект нод по экологии в старшей группе "давайте сохраним жизнь животных и птиц"

Елена Доценко
Конспект НОД по экологии в старшей группе: «Земля-наш общий дом»

Тема Земля- наш общий дом

Цель : обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать

развитию познавательных интересов.

Задачи :

Развивающие :

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы.

Развивать творческое воображение,

Развивать навыки активной речи, обогащать словарь детей,

Приобщать к действенному отношению к природе.

Образовательные :

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость,

Уметь различать живую и неживую природу, называть объекты живой и неживой природы.

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле .

Воспитательные :

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом , как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Подготовка к НОД :

Чтение произведений о природе,

Рассматривание иллюстраций,

Проведение бесед и игр на экологическую тему .

Формы организации : групповая и индивидуальная .

Виды деятельности : игровая, двигательная, изобразительная, коммуникативная.

Развивающая среда : иллюстрации с изображением живой и неживой природы, мольберт, медальки с изображением живой природы.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко

«Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой

Живут в нем птицы и цветы

Веселый звон ручья

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем

Природою родной земли

Зовется этот дом.»

Воспитатель : «У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. У насекомых, цветов, деревьев - есть свой дом.»

Ребята, как же можно назвать наш общий дом ? (Земля )

Земля - это наш чудесный дом для всех людей, зверей, птиц, рыб, насекомых.

Дети, а что такое природа?

Дети : Солнце, воздух, вода, животные, птицы, насекомые, трава, деревья и

Воспитатель : А что нельзя назвать природой?

Дети : То, что сделано руками человека.

Воспитатель : А машина есть в природе?

Дети : Нет, она сделана руками человека.

Воспитатель : А, вот лошадь и верблюд- это уже природа. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолет похож на стрекозу, самолет- на птицу, подводная лодка- на кита.

Всю природу земли можно разделить на 2 огромных мира : мир живой и неживой природы.

Что такое мир живой природы?

Дети : растения, птицы, животные- то, что растет, развивается, размножается.

Воспитатель : Что такое мир неживой природы?

Дети : Это то, что сделано руками человека.

Воспитатель : Что относится к миру неживой природы?

Дети : машины, мебель, одежда, игрушки…

Воспитатель : Сейчас мы поиграем в игру : «Живая и неживая природа»

Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, полом- это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой

дом, этот дом – природа. Но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему?

Дети : человек не может жить без природы (без воды, воздуха, солнца, растений.

Воспитатель : А у нас в группе есть природа ?

Дети : Да, растения, воздух, вода…

Воспитатель : Отчего в нашем доме бывает свет?

От лампы.

Что можно сравнить с лампой?

Воспитатель : Солнце не только светит, но и греет. А в доме откуда мы получаем тепло?

От обогревателей, батарей, плит.

В природе идет дождь, а в доме?

Душ, кран.

В природе ветер, а в доме?

Вентилятор.

В доме есть пол, а в природе?

-Земля .

В доме на пол стелют ковры, а в природе?

На земле растет трава .

В природе выпадает снег, а в доме, где у нас снег и иней?

В холодильнике.

В природе дикие животные, а в доме?

Домашние.

Воспитатель : «Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным!»

Воспитатель называет объекты живой природы- дети бегают, а неживой природы- стоят на месте.

Воспитатель : Молодцы, дети, вы были очень внимательными. А, Старичок - лесовичок прислал вам медальки с изображением объектов живой природы, но на них нужно дорисовать то, чего не хватает.

Дети рисуют.

Воспитатель : Ну вот, молодцы, помогли Старичку - лесовичку . Он вас благодарит. Ребята, чтобы сберечь нашу планету – Земля , надо быть умным и добрым человеком, нужно охранять, защищать и беречь природу.

Послушайте стихотворение Е. Шкловского

«Смотрю на глобус- шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки :

«Ты береги, нас, береги!»

В тревоги рощи и леса,

Роса на травах, как слеза

И тихо просят родники :

«Ты, береги, нас, береги!»

Остановил олень свой бег :

«Будь человеком, человек!»

В тебя мы верим – не солги

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус- шар земной

Такой прекрасный и родной

И шепчут губы : «Сберегу!»

Я сберегу вас, сберегу!»

Воспитатель : Мы сегодня узнали о том, что вся природа Земли делится на

2 мира : мир живой и неживой природы. И нужно беречь и охранять нашу природу.

Список использованной литературы :

1. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

Практическое пособие для воспитателей.

ТЦ «Учитель» 2004г. -159с

2. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»

ТЦ «Сфера» 2004г. - 144с

Проект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе

«Давайте сохраним животных и птиц».

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область – познание

Вид НОД : экологическое воспитание

Тип НОД: интегрированное

Тема НОД: «Давайте сохраним животных и птиц»

Цель: формирование полного представления о причинении человеком вреда живому миру планеты Земля.

Задачи:

1. Образовательная:

Дать детям полное представление о «Красной книге».

Выявить причины вымирания животных.

Формировать экологическую культуру у детей.

2. Развивающая:

Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.

3. Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение и сочувствие к живой природе.

Принципы воспитания и обучения

1. Воспитание через взаимодействие

2. Принцип наглядности

3. Принцип доступности

4. Принцип систематичности и последовательности

5. Принцип сознательности

Методы воспитания и обучения:

Художественное слово

Поощрение и порицание

Игровые ситуации

Словесные

Наглядные

Практические

Формы организации: групповая.

Связь НОД с другими образовательными областями:

«Социально - коммуникативное», «Физическая культура».

Предполагаемый результат: любознательно-активный, физически развитый, обладает необходимыми умениями и навыками.

План НОД:

1. Организационный момент

2. Мотивационно – целевой этап

3. Основная часть:

3.1 Обсуждение «Древний мир»

3.2 Рассказ «Морские коровы»

3.5 Дид. игра «Найди опасные предметы»

3.6 Опыт «Загрязнение воды»

3.8 Игра «Изобрази природу будущего»

4. Подведение итогов

Ход НОД

1. Организационный момент

Задача: собрать внимание детей.

Воспитатель говорит закличку:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй милая земля!

Здравствуйте мои друзья!

В. – Ребята, посмотрите пожалуйста, и скажите что у меня в руках!

Дети обращают внимание и отвечают.

В. - Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля.

Кто населяет нашу планету?

Да ребята, нашу планету населяют мир людей, мир животных, растительный мир.

2. Мотивационно-целевой этап

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, создать эмоционально-положительный настрой.

В. - Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. И животные были совсем другие.

Вы хотите поближе познакомиться с древним миром планеты?

Я приглашаю вас в небольшое путешествие в прошлое. Садитесь в нашу машину времени. (Кручу глобус)

Дети активно эмоционально настроены. Дети усаживаются на стульчики перед экраном.

3. Основная часть

3.1 Обсуждение «Древний мир»

Просмотр слайдов с древними животными.

В. -Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные: динозавры, мамонты.

В. -Все эти древние животные вымерли. Как вы думаете, почему они вымерли? Начался ледниковый период, было очень холодно, животные лишились воды и питания. Это и привело к их вымиранию.

3.2 Чтение рассказа «Морские коровы».

(показ слайдов)

Задача: дать детям представление о морских коровах.

Читаю рассказ «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль.

Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные,

похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками.

Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода.

Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»

Задача: развивать активность, воображение.

В. - Ребята, это очень грустный рассказ, я смотрю вы все загрустили, я хочу поднять вам настроение и приглашаю вас на игру: надо изобразить фигуру какого-нибудь древнего морского животного.

Дети выполняют задание. Дети эмоционально-активны.

3.4 Рассказ-объяснение «Красная книга»

Задача: продолжать знакомить с Красной Книгой.

В. - Ребята, нам необходимо вернуться обратно в наше время, чтобы больше узнать о том, как живут животные сейчас. Занимайте места в машине времени.

(Кручу глобус)

Очень много видов разных животных и птиц были уничтожены людьми. Одних истребили охотники или браконьеры. Люди выстраивают большие города и заводы на земле, где обитают животные. Ради красивых перьев исчезают птицы. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: что животные, птицы, растения могут совсем исчезнуть. Чтобы этого не случилось ученые решили внести редкие виды животного мира в Красную книгу. Вы уже знаете немного о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета?

Дети активно демонстрируют свои знания

В. - Для нашей Свердловской области тоже составлена красная книга. Это означает, что и у нас в области есть вымирающие виды животных и птиц.

В. - Предлагаю вам посмотреть какие животные уже начинают исчезать с наше планеты и занесены в Красную Книгу России. (Просмотр слайдов)

В. - Ребята, как и с помощью чего человек может навредить живой природе и животному миру?

Дети отвечают и поясняют свой выбор.

3.5 Дид. игра «Опасные предметы»

Задача: закреплять знания правил безопасности, представление об опасных предметах.

В. - Сейчас на экране будут появляться картинки, если вы увидите на экране опасные предметы или действия людей, то вы закачаете головой, а если не опасные, то будете делать приседания.

Дети выполняют задание.

В. - Да, все верно. С помощью всех этих предметов люди загрязняют водоемы, моря, океаны, которые необходимы для жизни подводных обитателей и водоплавающих. Огромные киты, дельфины выбрасываются на берега. Водоплавающие птицы погибают от нефти и масла которые вытекают из затонувших кораблей.

Но, самое главное, что эти предметы так же наносят огромный вред и самому человеку. Если люди не будут соблюдать правила безопасности в лесу, на дорогах, водоемах, то в скором времени они тоже будут относиться к вымирающему виду. Назовите пожалуйста что является самым необходимым для жизни человека, животного мира, мира растений.

Да! Конечно это вода!

3.6 Опыт «Загрязнение воды».

На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное.

В. -Предлагаю провести эксперимент, по загрязнению воды.

Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности.

Опустить перышко в емкость с чистой водой, второе в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже.

3.7 Знакомство с природой будущего.

В. - А сейчас я предлагаю перенестись в будущее, присаживайтесь на машину времени. (Просмотр слайдов)

3.8 Игра «Придумай свой мир»

Задача: развивать воображение, воспитывать умение действовать в команде, воспитывать любовь к природе.

В. - Ребята, вам понравилась природа в будущем? Мне тоже нет. Мы можем с вами это исправить, если буде беречь ее и любить.

Предлагаю вам сейчас разделиться на команды, и придумать свой мир, используйте те картинки, которые вам необходимы.

На столах предложены на выбор детей картинки цветов, деревьев, насекомых, птиц и животных. С обратной стороны наклеены кусочки фланели. Картинки раскладывают на фланелеграфе картины будущей природы.

4. Подведение итогов

Задача: выявить результаты от проведенной работы.

В. - Ребята, вам понравилось путешествие?

В. – Ребята, расскажите пожалуйста как некоторые виды животных попали в Красную книгу! Как люди могут им помочь?

В. - Предлагаю вам каждому нарисовать свое любимое животное, которое бы вы хотели сохранить. Потом из ваших рисунков мы составим свою «Красную книгу».

(просмотр слайдов)

Конспект непосредственно образовательной деятельности
на тему «Природа — наш дом»

Аннотация . Дети демонстрируют знания о правилах поведения в природе, знания о птицах и насекомых, о работе «Зеленого патруля»

Цель: Осуществлять интеллектуальное развитие посредством включения детей в разнообразные виды деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные
    1. Формировать представления о правилах поведения в природе;
    2. Закреплять знания о растительном и животном мире;
    3. Закреплять знания «Экологического устава», опираясь на полученные ранее знания.
  2. Развивающие
    1. Развивать познавательный интерес, мышление, внимание;
    2. Развивать свободное общение между собой;
    3. Развивать ответственность за «братьев наших меньших»;
    4. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  3. Воспитательные
    1. Воспитывать интерес к НОД;
    2. Воспитывать самостоятельность;
    3. Воспитывать умение работать в коллективе
    4. Воспитывать любовь к природе
    5. Воспитывать желание прийти на помощь ко всему живому

Образовательная:

  1. Познание
  2. Интегрированные области
  3. Коммуникация
  4. Социализация
  5. Безопасность
  6. Физическая культура
  7. Здоровье
  8. Музыка
  9. Чтение художественной литературы

Методы:

Наглядный

Словесный

Оборудование и материал:

Предварительная работа:

Заучивание песен «Зеленый патруль», наблюдения за птицами и насекомыми, составление правил в природе по знакам, чтение художественной литературы.

Музыкальный зал разделен на 2 части .

  1. Лес — это модели деревьев, пеньков, поляна с мусором, озеро
  2. Детский сад, музыкальный зал.

Ход НОД

Воспитатель : Дети, посмотрите в окно. Стало небо чище, ярче светит солнце, птицы щебечут веселей, насекомые проснулись, тоже к солнцу потянулись. К нам пришла весна!

Ребенок: Пришла весна красавица,

Несет убор лесам

И синеву из облачка дарит небесам,

Чтоб вся земля от солнышка взяла себе тепло,

И маленькое зернышко быстрее проросло.

Воспитатель : Я вижу зеленые подарки весны у всех у вас. Кому весна дарит такие листочки?

Ребенок: Такие листочки дают тому, кто любит природу, бережет ее.

Воспитатель : А какой это знак?

Ребенок: Это знак зеленого патруля.

Воспитатель : А что делает зеленый патруль?

Ребенок: Помогает деревьям, цветам, птицам, животным

Воспитатель : А как вы узнаете, что кому-то нужна помощь?

Ребенок: Мы получаем телеграммы.

Летит сорока.

Сорока : Телеграмма, телеграмма!! Я летела прямо — прямо, никого не замечала, не трещала, не болтала, прилетела точно я, ведь телеграмма срочная.

Отдает воспитателю телеграмму.

Воспитатель: (читает телеграмму) Сообщение из леса, это очень интересно.

Была я красива и пригожа, а теперь на себя не похожа, траву на мне затоптали, мусором закидали. Спасите меня!

Значит, «Зеленый патруль» должен поспешить на помощь?

Дети : Да!

Воспитатель : Посмотрите, что мы возьмем с собой?

Дети: Грабли, ведра, пакеты для мусора, экологический плакат.

Ребенок: Спешим на помощь мы природе, кто оказался вдруг в беде, не огорчайся добрая поляна, сейчас поможем мы тебе!

Воспитатель: Отряд готов?! Стройся! Песню запевай!

Отряд выходит из зала, воспитатель открывает заставку из ширмы,

где представлен лес с моделями деревьев, озеро, 2 поляны.

Дети возвращаются и поют гимн юннатов.

Воспитатель : Дети, посмотрите, ни эта ли поляна просила о помощи?

Ребенок: Нет, здесь все убрано и чисто.

Воспитатель: А где же та поляна, которая просила о помощи?

Дети продвигаются вглубь обозначаемого леса.

Ребенок : Вот она! Видите, она замусорена!

Воспитатель : Дети, подойдите ближе.… Мусор вредит траве! А знаете почему?

Дети : Да!

Ребенок : Он не дает траве дышать, закрывает от лучей солнца.

Воспитатель : Правильно! Я подниму кирпич, а вы скажите, какого цвета трава под ним?

Ребенок : Трава желтого цвета.

Воспитатель : А рядом, каким цветом трава?

Ребенок: А рядом трава зеленая.

Воспитатель : Так почему же трава желтая под кирпичом?

Ребенок : Ей не хватает солнца и воздуха.

Воспитатель : Так за работу, «Зеленый патруль»!

Дети собирают мусор: коробочки от сока, фантики, веточки сухие, бумагу, — в пакеты, относят все в модель — контейнер для мусора, убирают инвентарь, вытирают руки влажными салфетками.

Воспитатель: Вот и все убрали, вы молодцы! Поляна чистая и красивая! Слышите, как запели птицы? Они говорят вам, Спасибо!

А сейчас я загадаю вам загадки, знаете ли вы птиц?

Выходит ребенок в шапочке ласточки

Ласточка: Быстро везде я летаю, комариков клювом собираю, за окном гнездышко строю, но в нем я не зимую.

Дети : Ласточка!

Выходит ребенок в шапочке скворца

Скворец : Без окна мой теремок, только вход, над ним крыша. Дом над вами в вышине, не достать ребятне. Домик этот без окон, только вход есть и балкон. В дом забраться нелегко, он над нами высоко. Ни ступенек, ни крыльца, для какого он жильца?

Дети : Скворец!

Воспитател ь: Молодцы и с этим заданием вы справились. Дети, птиц называют нашими друзьями. А знаете почему?

Ребенок: Потому что птицы уничтожают червей и гусениц, которые поедают листья.

Воспитатель : А, что вам известно о ласточке?

Ребенок : Она поедает около миллиона мелких насекомых.

Воспитатель : А скворец?

Ребенок : А скворец кормит птенцов, делая более двухсот вылетов из гнезда. И каждый раз приносит червяка или гусеницу. А еще птицы — украшение лесов и садов. Птицы — наши друзья, а друзей обижать нельзя.

Воспитатель: А как птицы узнают, что вы заботитесь о них, что вы их ждете?

Ребенок: Мы строим кормушки, домики, делаем птичьи столовые.

Воспитатель: Молодцы, дети! Я вами довольна!

Звучит музыка, бежит девочка в костюме бабочки,

а за ней мальчик с сочком, ловит бабочку.

Ребенок : Мальчик, мальчик, остановись! Что ты делаешь?

Останавливается.

Воспитатель: Добрый день, мальчик! Как тебя зовут? А что ты делаешь?

Мальчик : Ловлю бабочку.

Воспитатель: А зачем?

Мальчик : Она красивая!

Бабочка: Что за слон пришел к нам на поляну? Только шум стоит да треск! Все цветочки затоптал, крылышко мое чуть не помял!

Ребенок: Да, видно, ты не воспитан! Таких простых вещей не знать! Тебе поможет поучиться экологический устав.

Раскрывают экологический плакат и показывают знаки правильного

поведения в лесу и то, что делать нельзя .

  • НЕ обижай в лесу зверей, вести себя достойно просим. В лесу запомни, мы лишь гости!
  • НЕ рви цветы и не топчи траву, не обрывай с кустов листву, не мни зеленую былинку, ходи лишь по тропинке.
  • Всем птицам помогай, и птичьих гнезд не разоряй. Растут на радость всем птенцы, природы звонкие певцы!
  • Муравьиный дом в глуши, ты его не тормоши, муравьишкам помоги, дом их огороди!

Много правил есть в природе, знать их надо наизусть!

Мальчик: Умных правил не забуду, уважать природу буду!

Ребенок: Знают все дети, что вместе с нами живут на планете: лев и журавль, попугай и

лисица, волк и медведь, стрекоза и куница. Белые рощи, лесные дубравы, реки, речушки, деревья и травы, синее море, лесной ручеек — все доверяют тебе человек.

Ты — самый умный, а значит в ответе за все живое,что есть на планете.

Бежит девочка в костюме бабочки.

Бабочка: Дети, спасибо, что вы меня спасли. Дружбе рада я всегда, вот закончу все дела. В лапках я ношу пыльцу, от цветка лечу к цветку. Я цветочки опыляю и расти им помогаю, чтобы осенью в саду зрели яблочки в меду. Коли трудный час прошел, дан вредителям отпор, бабочки красавицы, бабочки лимонницы, в хороводе полетим, всех повеселим!

Выбегают девочки в костюмах бабочек.

«Танец бабочек»

Убегают, прощаясь с детьми

Воспитатель: Дети, ваши знания о правильном поведении в природе и о птицах меня порадовали, вы молодцы! Любовь к природе, желание заботиться о растениях, животных помогут сберечь их на нашей земле. Пусть леса и реки, луга и поля дают людям радость. А кому сегодня помогли мы?

Ребенок: «Зеленый патруль» убрал мусор на поляне, спасли бабочку, научили мальчика правильно вести себя в природе.

Воспитатель: Я думаю, что мальчик никогда больше не будет ловить бабочек, а будет любоваться их красотой. А мы с вами возвращаемся в детский сад, наш поход подошел к концу. Собираем инвентарь. Отряд готов?! Стройся! Песню запевай!

Звучит музыка, и дети поют гимн юннатов, уходя из леса.

Методическая литература

  1. Артемова Л.Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». – М., 1992
  2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Экологическое воспитание дошкольников»
  3. Гризик Т. Познаю мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
  4. Кондратьева Н.Н. Программа экологического воспитания «Мы». – СПб.: «Детство-Пресс», 2005
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2001.
  6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» , 1998.
  7. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика — Синтез, 2002.
  8. Планета – наш дом. Мир вокруг нас: учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. / Под редакцией Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001

Название: Конспект НОД по экологии для старших дошкольников «Природа — наш дом»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка»
Месторасположение: г. Скопин Рязанская область

Прудникова Татьяна Григорьевна высшая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»

Программное содержание: дать детям понятие, что природа - это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы, стаканы водой пресной, соленой

Ход занятия:

Воспитатель: Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою -

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей: о природе)

Подумайте, что нельзя назвать природой? (Ответы детей: то, что сделано руками человека).

Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую - с неживой природой. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание).

Молодцы! А сейчас давайте отправимсяв путешествие в мир фауны, т. е. в мир животных.

макет лес

Воспитатель: А вот и первая остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Дети отвечают) . Ответьте пожалуйста на вопросы:

  1. Какие животные живут в лесу?
  2. Как называются животные, которые живут в лесу?
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
  4. Чем питаются животные?

Воспитатель: Вспомните, как звери готовятся к зиме.

  1. Как готовится к зиме заяц?
  2. Как готовится к зиме медведь?
  3. Как готовятся к зиме белка?
  4. Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут различные дикие животные, которые приспособились к нашему климату. Всех животных можно разделить на три группы: растительноядные, хищники и всеядные. Подумайте и объясните с чем это связано. (Ответ детей)

макет водоема

Посмотрите, вот вторая наша остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Ответ детей) Рассмотрите этот макет внимательно и ответьте на вопросы:

  1. Кто живет в воде?
  2. Как можно назвать всех рыб, живущих в реке? (речные)
  3. Как можно назвать всехрыб, живущих в море? (морские)

Воспитатель: Молодцы! В любом водоеме кипит жизнь. У каждого водного жителя свои заботы. И сейчас мы свами попробуем определить, где живутвот эти водные обитатели. Перед вами стоят стаканы с водой, а подними картинки с изображением рыбок. Попробуйте воду на вкус и определите: соленая она или пресная. Догадайтесь, в какую среду обитания вы выпустите свою рыбку: в море или в речку. макет с изображением моря и макет с изображением реки.

Физминутка Изобрази животного

Воспитатель: Я называю животных, а вы показываете, как они передвигаются.

собака(бегает),

заяц (прыгает),

ласточка(летают),

змея(ползает)и. т. д.

Воспитатель: Следующая наша остановка - в небе.

Воспитатель: Подумайте и скажите:

  1. Есть ли жизнь в воздухе?
  2. Кто живет в воздухе?
  3. Чем отличаются птицы от животных?
  4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  5. Назовите птиц, которые улетают на зиму в теплые страны (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
  6. Назовите птиц, которые остаются зимовать (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Среда обитания птиц - небо, но свои гнезда птицы вьют на земле. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, и их называют ... (перелетными) . Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются... (зимующими) . Трудно птицам приходится в зимнюю непогоду, и я считаю, что люди должны им помогать. Что мы можем сделать?(Ответы детей).

Закрепление: Игра «Кто где живет?» - карточки синего, голубого и зеленого цвета (синий цвет - среда обитания рыб, голубой- птиц, зеленый- животных)

Воспитатель называет представителей животного мира, а дети с помощью карточек определяют их среду обитания.

Итог занятия: Ребята, какие вы молодцы! Столько много вы знаете о живой природе! А какое животное или птица вам больше всего понравилось и почему? Как вы думаете, кто из животного мира самый главный? (Ответ детей) Какой мы можем сделать вывод? (Ответ детей) Молодцы. В мире природы все важны и все нужны.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений), «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное творчество» (рисование).

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Образовательные

  • расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
  • учить отгадывать загадки;
  • учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
  • учить решать проблемные задачи;
  • закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
  • закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
  • рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

2) Развивающие

  • развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
  • развивать творческое воображение, умение фантазировать;
  • развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
  • способствовать развитию познавательных интересов;
  • приобщать к действенному отношению к природе.

3) Воспитательные

  • учить способам самостоятельного познания;
  • продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Используемые методы:

Словесные: беседа, задачи-шутки, проблемные вопросы, экологическая разминка.

Практические: дидактические игры — «Звери, птицы, растения», «Ученое сообщение», «Дорисуй фигуру», «Закончи предложение», «Кто есть рядом?», «Угадай, чье объявление», «Посадим дерево» (на ковре), психогимнастика «Зернышко», опыт «Посадим зернышко», аудиозаписи.

Наглядные: рассматривание картинок живой и неживой природы, схема роста дерева.

Предварительная работа: заучивание сообщений юных экологов, народных изречений о растениях, активизация словарного запаса: юный эколог, ученый совет, зал заседаний.

Материалы и оборудование: мяч, телеграмма, мольберт, картинки «Живая и неживая природа», листы бумаги с изображением геометрических фигур, обручи, картинки «Животные», «Растения», «Насекомые», газета, схема роста дерева, стаканчики с водой и землей, семена фасоли, клеенки, памятные значки, аудиозапись.

Ход занятия:

Дети под музыку в белых халатах заходят в группу и встают в круг:

Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (руками описать большой круг над головой)

Здравствуй, милая земля! (плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья! (взяться за руки и поднять их)

Собрались все дети в круг:

Я — твой друг (показать руками на себя) и ты — мой друг (показать на соседа)

Вместе за руки возьмемся (взяться за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбнуться)

А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями и согреем их своими улыбками. А теперь подарите свои улыбки мне.

Ребята, вы сегодня будете юными экологами. А кто это — юный эколог? (ответы детей — «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).

А как вы думаете — как можно стать юным экологом? (ответ детей — «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Юные экологи много знают о природе. Давайте проверим ваши знания.

Игра «Звери, птицы, растения» (с мячом)

Я сейчас кому-то буду кидать мяч, и называть понятие, а у кого мяч в руках, тот называет, что в это понятие входит.

1. Овощи… (огурец)

2. Фрукты… (апельсин)

3. Птицы … (ворона)

4. Домашние животные…(кошка)

5. Дикие животные…(волк)

6. Насекомые… (комар)

7. Ягоды… (малина)

(Приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет… Прошу вас — заходите в зал заседаний (стулья стоят полукругом, два мольберта, картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, поиграем в умные экологические игры, узнаем, как растет растение, поставим опыт.

(Стук в дверь, заходят юные ученые, встают к мольбертам)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Данил нам расскажет о живой природе.

Данил: Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). Все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа — это все, что растет, дышит, питается, развивается.

А София расскажет нам о неживой природе.

София: Неживая природа — это все то, что нас окружает — звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки)

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Дорисуй фигуру»

Детям предлагается дорисовать геометрические фигуры (круги), чтобы они превратились в предметы живой и неживой природы (вызываю 2 ребенка).

Игра «Закончи предложение»

А пока экологи выполняют задание, я проверю, как вы внимательно слушали сообщения. Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

Неживая природа — это… (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа — это… (растения, животные, насекомые, рыбы)

Игра «Кто есть рядом?» (с обручем)

Детям раздаются карточки «Животные», «Птицы», «Насекомые», которые они должны разместить в соответствующем обруче («Животные»-в зеленый обруче, «Насекомые» -в желтом, «Птицы»-в синем)

Рассматривание рисунков «Дорисуй фигуру»

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель (берет газету): Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)

2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).

3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

— Молодцы, угадали.

Игра «Посадим дерево» (на ковре)

— Давайте, на этом волшебном ковре посадим дерево. Сначала возьмем… (зернышко) и посадим его в…(землю).

— Чтобы зерно взошло, надо его… (полить).

— Еще растению нужно… (солнце)

— Пройдет время и появится… (росток)

К весне росток окрепнет, и мы посадим на свой участок. Со временем, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще.

— Посмотрите на схему, как дерево растет (семя — росток – молодое деревце — взрослое дерево)

А зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать).

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

— Растение — земли украшение (София Е.)

— Сломать дерево — недолго, вырастить – годы (Маша Ш.)

— Одно дерево погубил, посади сорок (Даша С.)

— Старые деревья молодые охраняют (Егор Ш.)

Психогимнастика «Зернышко» (звучит спокойная музыка)

Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза… Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх … Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле.

Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Ребята, подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт).

На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам — молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья!