Использование криотерапия развития речи детей дошкольного возраста. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Тема:«Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

Курманова З.В.

Учитель-логопед МДОУ д/с № 172 общеразвивающего вида, г.Ярославля

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее.

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.

Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

Криотерапия или контрастная терапия – один из таких методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Говоря о формировании графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием метода криотерапии, необходимо отметить, что проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После протрехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук,т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

После проведённой коррекционной работы, было организовано экспериментальное исследование, имеющее целью анализ эффективности предложенной системы мероприятий по развитию графо-моторного навыка с применением метода криотерапии, которое показало, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма.

Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.

Применение аква- и криотерапии в коррекционно – развивающей работе

Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой сфере, мы применили в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию и криотерапию.

Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:

1. Стабилизация эмоционального фона.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:

Игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

Игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);

Игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;

Игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

В ход игр используем психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.

Ранее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта, поэтому для стабилизации эмоционального состояния малышей в адаптационный период используем теплые ванночки для рук как игровой и релаксационный метод.

Игры можно брать следующие:

« Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;

« Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды;

« Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;

« Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;

« Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;

« Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;

« Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.

«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают

Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей дошкольного возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Для устранения этих нарушений мы применяем криотерапию.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Методика проведения криотерапии.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности , включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений мы так же используем элементы методики искусственной локальной гипотермии (криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6-ти точкам:

  1. у крыльев носа – 2 точки;
  2. верхняя губа – 1 точка;
  3. нижняя губа – 1 точка;
  4. уголки губ – 2 точки.

Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15-20 ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

Дидактические игры и упражнения с водой и льдом:

  1. «Разноцветные камушки». Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.

Цель: Формирование фонематического анализа.

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.

  1. «Рыбка». Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая дорожка (). Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума

  1. «Достань игрушку» . Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

  1. «Сколько слогов?» . Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

Ход игры: На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)

  1. «Вылови букву» . Цель: закрепление зрительного образа буквы

Ход игры: В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.

> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.

>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.

7. «Угадай букву» . Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии

Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)

  1. «Составь букву, слово, слог» . Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
  2. «Буря». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через соломинку на воду, создавая пузыри.
  3. «Морская прогулка» . Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

10. «Собери бусы» . Цель: развитие мелкой моторики.

Ход игры: собери в воде бусы.

11. «Выложи букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.

Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.

12. «Выложи слово». Цель: Закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика оптической дисграфии.

Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.

Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.

13. «Достань игрушку, скажи какая она» Цель: формирование словаря прилагательных

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

14. « Угадай предмет ». Цель: составление описательного рассказа о предмете

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

15. «Рыбка» (ориентировка в пространстве)

Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие «Солнышко», непромокаемые фартуки.

Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т.д.

16. «Жемчужины» . Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.

17. «Камешки Марблс» . Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.

18. «Рыбацкие сети» Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины,согласование числительного с существительным.

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

19. «Пальчиковые игры» . Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

20. «Губка» . Цель: развитие тактильных ощущений.

Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки

Ход игры: достань и выжми губку

21. «Непроливайки» . Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка.

Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.

Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

22. «Самомассаж рук массажными шариками» . Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения в словах, предложениях.

Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки

Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными мячиками.

23. Игровое пособие «Солнышко». Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой, или с кубиками льда; цветные камешки.

Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога;

24 . «Два озера». Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки.

Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].

25. «Водолаз» . Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

26. «Придумай слово». Цель: формирование слоговой структуры слова.

Оборудование ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры: Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

27. «Исправь ошибку». Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс.

Ход игры: Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

28. «Путешествие кораблика». Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных глаголов наречий;

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик, ракушка, улитка и т.д.).

Ход игры: педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик? Мимо чего проплывает кораблик? И т.д.

Предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

Приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

Наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

29. «Что случилось?». Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно – следственную связь

Ход игры: в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

30. «Расскажи сказку».

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок.

Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.

31. «Придумай историю». Цель: развивать связную речь.

Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.

Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

32. «Весёлый язычок». Цель: развитие артикуляционной моторики.

Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом

Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом. Артикуляционные упражнения:

*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.

*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.

*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.

*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде.

*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.

33. «Прошагай по ракушкам» . Цель: автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги.

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки.

Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.

34. «Кокофония» . Цель: развитие голосоподачи.

Оборудование: ёмкость с водой.

Ход игры: пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.

35. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай». Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.

Оборудование: ёмкость с водой или со льдом.

Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку

36. «Графический диктант». Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: аквариум с водой, заламинированный разлинованный лист на клеточки.

Ход игры: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.

Список используемой литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009, -105с
  2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. -М.: Астрель, 2006, -223с.
  3. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.
  4. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно - практическое пособие для логопедов и мед. работников.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000, -32с.
  5. Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И., Панченко И.И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с ДЦП // Дефектология, 2000, №6

Использование приемов криотерапии в работе с детьми с нарушениями речи

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 000 комбинированного вида»

Октябрьского района ГО г. Уфа РБ

Своевременное и полноценное речевое развитие дошкольников оказывает огромное влияние на формирование всех психических процессов и в частности на общее развитие личности ребенка в целом. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Большое количество авторов (, и др.) указывают, что у детей с нарушениями речи помимо специфических нарушений речевой деятельности выявляется недостаточная устойчивость внимания, особенности его распределения и переключения с одного вида деятельности на другой; при относительно сохранном речеслуховом восприятии снижена вербальная память, снижается объем и страдает продуктивность запоминания, что в свою очередь сказывается на мнестической активности: у детей данной категории отмечается отставание в развитии наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, на этапе школьного обучения - словесно-логического. Дошкольники с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Е. М Мастюкова. и др. отмечали замедленное развитие локомоторных функций: недостаточную подвижность артикуляционной моторики, манипулятивной деятельности тонкой моторики, дискоординацию движений общей моторики.

Так же у детей с различными речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, иногда агрессивность и обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками.


В настоящее время проблема своевременного преодоления выше перечисленных особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной, т. к. своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора более оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по развитию тонкой моторики рук детей с нарушениями речи, что в свою очередь, по данным, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики и их речевому развитию.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных­ технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изобразительной деятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

В ходе обследования детей, было решено провести исследование. Детей, посещающих старшую логопедическую группу, поделили на 2 группы – экспериментальную и контрольную. В работе использовались игровые методы и приемы с умеренно низкими температурами:

· игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.);

· массаж рук кубиками льда;

· наложение на руки холодных повязок;

Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд – нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к холодовому воздействию.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

Криотерапия проводилась в три этапа.

1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, собирание шишек в одну посуду, а шариков в другую и т. д.


По разработанной методике осуществлялся криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуру рекомендуется проводить через день, длительность каждой от 7 до 20 секунд. Курс включает в себя 10-12 процедур в течении осени, зимы и весны. Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.

Криотерапия проводилась как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время .

В конце учебного года была проведена повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной группы, содержащая те же задания, что и на первом этапе исследования.

Таблица 1

Соотношение уровней развития тонкой моторики рук экспериментальной и контрольной групп на подготовительном и заключительном этапах исследования:

При повторной диагностике уровня развития речи детей было выявлено, что речь дошкольников улучшилась - обогатился словарь, значительно улучшилось звукопроизношение, сформировалось умение отвечать на занятиях полным предложением, их рассказы стали развернутыми, содержательными.

Из этого следует, что применение в экспериментальной группе приемов и методов криотерапии благотворно повлияло на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшилась и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

Список литературы:

1. , Кидалов холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.

2. Гвоздева изучения детской речи / – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – Т.1. – 472с.

3. Руденков. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2006.

Муниципальное образовательное учреждение

«Красненская средняя общеобразовательная школа

имени М.И. Светличной

Нетрадиционные методы работы в логопедической практике

Подготовил учитель-логопед:

  • Попова О.С.

С. красное, 2017 год


Инновационные технологии

это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.


АКВАТЕРАПИЯ -

метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.


Цель:

1 . Стабилизация эмоционального фона.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.


Варианты игр

Игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);

Игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и др.);


Варианты игр

  • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;

Игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).


Цель: Закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения

2.«Собери жемчуг»

Цель: Формирование фонематического анализа.


3.«Рыбка»

Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове

4.«Сколько слогов?»

Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.

5.«Выложи слово».

Цель: Закрепить умение складывать

слоги в слова. Профилактика

оптической дисграфии.


КРИОТЕРАПИЯ -

метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется лёд.


Методика проведения криотерапии

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.


1 этап «Игры со льдом»

«Достань игрушку»

Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.

«Запусти кораблик» ,

«Рисуем льдом»


«Игры со льдом»

«Украсим тортик», «Слепи снеговика» ,

«Засолка льда»

25-30 секунд


2 этап - «Пальчиковая гимнастика» растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.


3 этап – «Развитие тактильной чувствительности» развитие тактильной чувствительности , включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.


Искусственная локальна гипотерапия

прикладывание поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по

6-ти точкам:

  • у крыльев носа – 2 точки;
  • верхняя губа – 1 точка;
  • нижняя губа – 1 точка;
  • уголки губ – 2 точки.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить о противопоказаниях.

Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).


Анализ эффективности криотерапии

Использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует:

  • развитию мелкой моторики;
  • успешному овладению навыков письма;
  • повышению речевой активности;
  • снижению заболеваемости.

Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляци и самоконтроля.

Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в развитии детей с ОНР, я решила выбрать приоритетным направлением своей работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и в ходе режимных моментов.

Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.

Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии.

Арт-терапия (методы творческого самовыражения)в дошкольном возрастеприменяю во всех видах непосредственно образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).

Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как «Песочная игра».На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР игры в песочнице - один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость)

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных­ методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток кровик месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Мной была подготовлена консультация с показом и подробным объяснением назначения и смысла данных здоровьесберегающих технологий, а так же запущена анкета, в которой родители, написали согласие или не согласие на то чтобы с их ребенком проводилась данная работа. Анкета (см. приложение 1)

Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки опущенные в лоток заранее, пересчитывает ша рики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.

Контрастотерапия - использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью.

Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее 2,5 - 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю.

Моя работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий в группе детей компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная группа), состояла из 3 этапов в течение одного года.

1 этап - подготовительный:

Приобретение и изготовление оборудования;

Работа с родителями;

Составление перспективного плана работы.

2 этап – основной:

Организация работы по перспективному планированию.

3 этап – заключительный:

Проведение диагностического обследования;

Анкетирование родителей.

Сравнительный анализ заболеваемости за 2 года в группе компенсирующей направленности «Солнышко» показал, снижение простудных заболеваний за 2 года в среднем составил 8%.

Что свидетельствует об эффективности использования данных здоровьесберегающих технологий.

Перспективное планирование.

Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей с ОНР.

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

Развитие познавательных процессов.

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Расширение эмоционального опыта.

Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

П/П№

Дата

Лексическая тема

Применяемые технологии

Цель применения

технологии

Сентябрь

Осенняя ярмарка.


Человек, одежда,

обувь.

Контрастотерапия

Криотерапия

Игры с разноцветными льдинками

Арт-терапия

Рисование ладошками осенних листьев

Составление коллажа из журнальных вырезок

Развитие моторных функций

Совершенствование творческих способностей, коммуникативных навыков.

Октябрь

Моя семья.


Наш город. Моя улица.

Арт-терапия

Рисование с использованием различных средств выразительности.

Игры в песочнице

«Город из песка».

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Ноябрь

Домашние животные.

Дикие животные.

Арт-терапия

Рисование пальчиками кошки, собаки

Арт-терапия

Лиса

бумагопластика

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие познавательных процессов.

Декабрь

Зимние забавы.


Новый год.

Контрастотерапия

Криотерапия

«Игрушки в льдинках».

Арт-терапия

Коллаж «Мы гуляем на прогулке».

Оригами «Дед Мороз»

Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, внимания, интеллектуальной и творческой активности.

Январь

Зимующие птицы.

Как звери зимуют.

Арт-терапия

Оригами «Синица»

Арт-терапия

Игры с песком.

Расширение эмоционального опыта.

Февраль

Транспорт.


День защитника Отечества.

Арт-терапия

Оригами «Кораблик»

Арт-терапия

Рисование 2-мя руками богатыря.

Воспитывать уверенность в своих силах и способностях

Расширение эмоционального опыта.

Март

Мамин день.


Весна

Контрастотерапия

Криотерапии

«Мамины помощники».

Арт-терапия

Рисование капелькой.

Развитие моторики и умения экспериментировать.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Апрель

Игрушки.


Школа Школьные принадлежности

Арт-терапия

Бросовый материал(по замыслу).

Арт-терапия

Коллаж - макет «Школьный двор»

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Май

День Победы.


Насекомые.

Арт-терапия

Выдувание из соломинки праздничного салюта

Арт-терапия

Флористика«Бабо-чка».

Расширение эмоционального опыта.

Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами

Литература:

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. – 256 с.

3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.

4.Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»

Издательство: Феникс, 2009-480 с.

5. Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

Приложение 1

Анкета для родителей

Использование современных технологий для укрепления психического и физического здоровья детей в дошкольном учреждении.

Цель: Выявить уровень компетентности родителей в вопросах применения оздоровительных методик

1. Знакомо ли вам понятие современные технологии?
2. Известны ли вам какие-нибудь технологии образования и воспитания?
3. Как вы относитесь к использованию здоровьесберегающих технологий в детсаду?

4. Как Вы считаете, стоит ли уже в дошкольном возрасте проводить криотерапию или контрастотерапию?

5. Согласны ли вы чтобы ваш ребенок принимал участие в оздоровительных мероприятиях?

6. Какой результат вы хотели бы видеть от данной работы с детьми?