Консультация для родителей. Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.

В статье рассмотрен более подробно организационно– содержательный аспект гражданско-патриотического воспитания в семье. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная.

“Любовь к Родине начинается с семьи”.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.

Крупницкий Д.В. в своей статье “Современное состояние патриотического воспитания в школе пишет о том, что “Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, её культуре, истории и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определённых условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей”.

Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому на уроках привлекается региональный (краеведческий материал). Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.

Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.

Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.

Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  • благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
  • уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
  • возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
  • возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

играет позиция самого учителя, его авторитет и отношение к обсуждаемым проблемам, когда учитель выступает как пример объективного, доброжелательного отношения к традициям и уважительного отношения к людям всех национальностей, населяющих нашу страну; другие качества, которые подчеркивают моральную чистоту, высокую духовность, патриотизм учителя, выражающиеся в удачном подборе ярких эмоциональных примеров, фактов, событий и их оценке;

В приведенных примерах проявляется диалог этнопедагогических культур народов Дагестана и Кавказа и русского народа. Учителя истории и литературы Махачкалы наряду с дагестанскими традициями патриотического и интернационального воспитания успешно используют традиции и передовые идеи великих русских писателей, а московская учительница весьма удачно применяет на уроках литературы традиции и опыт горских народов Кавказа и опирается на произведения Расула Гам-

затова о любви к родине, народам нашей страны. Это еще один важный аргумент в пользу эффективности патриотического и интернационального воспитания подрастающих поколений на традициях народов;

В процессе анализа художественных произведений и исторических документов учащиеся усваивают лучшие традиции своих народов по защите Отечества, осознают необходимость проявления уважения и любви к людям других национальностей, вероисповеданий, мест проживания, формируются убеждения, взгляды, которые в последующем реализуются в практические дела;

Дидактические материалы, подбираемые учителями к урокам, дают пищу для развития активных мысли -тельных процессов, в результате которых у учащихся формируются глубокие убеждения, критический подход, самостоятельность, активность и инициатива в решении проблемных заданий, определяется устойчивая позиция в вопросах патриотизма и интернационализма.

Примечания

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1995. 2. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство. Махачкала, 1995. 3. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников // Материалы Третьей Всероссийской конференции «Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности». М., 2007. 4. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов на/Д., 1976. 5. ВырщиковА.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М., 1999. С. 65. 6. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1998. 8. Магомедов А.М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 9. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. М., 2001. С. 133-205. 10. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М., 2008.

Статья поступила в редакцию 27.05.2009 г.

УДК 374.1.018.7

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

©2о°9 Гасанова 3.3.

Дагестанский государственный педагогический университет

Известия ДГПУ, №2, 2009

На основе анализа условий жизни современной дагестанской семьи определены ее возможности в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и дружбы народов.

On the base of the analysis of the conditions of modern Daghestan family life its possibilities in rising generation’s education in the spirit of patriotism and peoples’ friendship are determined.

Ключевые слова: семейное воспитание, межнациональная семья, дагестанская семья, этническая социализация, культура межнационального общения.

Keywords: family education, interethnic family, Daghestan family, ethnic socialization, culture of interethnic communications.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы патриотического воспитания, ее

функционирование и контроль за эффективностью и конечными результатами этой деятельности, является государство. Одним из наиболее важных институтов, непосредственно осуществляющих патриотическое воспитание молодого поколения, является семья.

Актуальность поднятой темы обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для настоящего времени: неверное представление о роли семьи, искаженное восприятие проблемы воспитания патриотизма. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в семейной жизни имели место в доверительной обстановке беседы о любви и к своей Родине вообще, и малой родине - своей республике, области, краю.

Существенное значение имеет осознание самими родителями того, что дружба народов России - это отношения между нациями и народностями, основанные на идеях гуманизма и добрососедства. Они также должны знать о том, что дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и дополняют друг друга. Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единого государства. При этом общерос-

сийское чувство гражданина сочетается с чувством любви к малой Родине, родной республике или области.

Дефицит жизненного опыта не позволяет молодому человеку адекватно ориентироваться в многообразии социальных отношений, не позволяет отличать подлинные ценности от мнимых. Семья является той средой, где дети находят эмоциональную и моральную поддержку, где впервые ребенок слышит порицание или похвалу и где складывается доверительное отношение к первому опыту в межнациональном общении.

Обсуждая конкретные ситуации межнационального общения своих детей, родители должны выступать в роли наставников, а не арбитров и исходить из своего позитивного, а не негативного опыта. От характера и направленности социальных установок зависит реальное поведение молодого человека в ситуации межнациональных контактов.

Российское общество подверглось коренным структурным изменениям всех его социальных институтов. Коснулись они также и основного института воспитания и социализации ребенка - семьи.

Семья, являясь особой социальной системой отношений, оказалась наиболее уязвимой. В силу социальных катаклизмов в 90-е годы ХХ в.

Психолого-педагогические науки

российская семья оказалась на грани физического и морального выживания. В результате чего в ней стали наблюдаться реальные деструктивные процессы. Так, основная функция семьи - воспитательная - подверглась жесточайшим испытаниям. Если в доперестроечное время успех воспитательного воздействия старших поколений на младшее был неоспорим, то теперь под сомнение были поставлены вопросы воспитания в семье вообще, отрицанию подверглись прежние модели, программы, стили и формы социализации личности. Произошло своеобразное обесценивание уклада семьи, ее традиций и установок. Разумеется, в этой сложной ситуации семья в воспитании чувства любви к Родине не могла избежать различных деформаций, идеологических наслоений и формализма.

Одной из характерных особенностей современных семей является наличие выраженных переживаний, связанных с материальным обеспечением себя и будущего своих детей. Всецелое, всепоглощающее стремление к материальному достатку привело не только к стремительному вхождению в новые социальноэкономические отношения, изменению ценностных ориентаций людей, но и неприемлемому прежде нежелательному социальному явлению -различению людей и групп по материальному достатку.

Нынешние социально-

экономические реалии требуют от государства новых подходов к решению проблем семьи.

Решение проблем российской семьи должно осуществляться в стране в целом. Большое значение при этом имеет реализация мер по оздоровлению социально-экономических условий жизнедеятельности российской семьи, создание отрегулированных социально-психологических механизмов помощи семье и ее поддержки. В этих условиях, независимо от социально-экономи-ческого строя,

геополитического расположения, этнического состава населения, важная роль должна отводиться семье как институту воспитания и социализации личности. В решении задач формирования гражданина-патриота государство большое внимание должно уделять мерам, направленным на укрепление семьи.

Процесс демократизации привел к либерализации всех сфер жизни, в том числе и семейных отношений. Сложилась парадоксальная, противоречивая ситуация: с одной стороны - это религиозная экспансия, с другой - идеализация западного образа жизни и ценностей, вплоть до языковых и поведенческих стереотипов. Интенсивная трансформация различных культур и религий отразилась на семье и семейных отношениях.

Новые экономические отношения породили новые семейные и супружеские отношения, изменили ролевые позиции функции членов семьи. Женщина, как никогда ранее, стала активно заниматься предпринимательской деятельностью, наравне с мужчинами самостоятельно, порою рискуя всем, осваивать азы новых, рыночных, отношений. Такая женщина сама пытается определить судьбу свою и детей. Экономическая независимость влечет за собой иные по структуре социальные отношения.

Понятия семья, брак, супруги наполняются новым смыслом и содержанием. Самоутвердившимся женщинам мешает жесткий прессинг общественного мнения, традиций и адатов (горских обычаев). Изменения в общественном сознании представлений о роли женщины отстают по сравнению с развитием рыночных отношений.

На личность ребенка со стороны семьи действует три группы факторов:

а) семейный микроклимат как социальная микросреда; б) семейное воспитание как направленное воздействие на личность ребенка с це-

Известия ДГПУ, №2, 2009

лью формирования и развития тех нравственных и социальных ценностей, которых придерживается семья; в) различные виды деятельности, осуществляемые в семье (труд, общение и т.д.).

Будучи объектом семейного воздействия, ребенок сам выступает в качестве субъекта, непосредственно влияющего на жизнедеятельность семьи, сохранение внутрисемейных взаимоотношений, факторов и стимулирующего процессы повышения экономического благосостояния и нормализации внутрисемейного климата.

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образования в России, вопросы воспитательной работы отодвинуты на задний план. В связи с этим огромный груз ответственности ложится на семью, так как в этих условиях семья не только основной, но и практически единственный институт воспитания. Готова ли к этому современная семья? Каковы возможности нынешней семьи в воспитании подрастающего поколения? Ответ очевиден: многие дагестанские семьи сохранили традиционные ценности народной педагогики, свойственной их предкам, и восприняли современные технологии воспитания.

При изучении семейных возможностей воспитания в духе патриотизма и дружбы народов нельзя отказываться от использования опыта советской педагогики, несмотря на ее четкую прокоммунистическую идеологическую направленность.

В качестве форм воспитания в духе дружбы народов в советской семье предлагались: регулярная информация о жизни многонациональной страны, рассказы о дружбе и сотрудничестве между народами Советского Союза и социалистическими республиками, о международных событиях, ознакомление с экономикой, культурой и бытом союзных и автономных республик, стран социалистического лагеря; переписка детей

из разных городов и республик. Формами патриотического воспитания в семье выступали знакомство с трудовыми биографиями родителей, преобразование уголков родной природы (озеленение школы, родного села и т.д.), посещение памятных мест, рассказы родителей о социалистическом соревновании, его победителях и т.д.

Для укрепления функциональной связи семьи с системой интернационально-патриотического воспитания детей важно: развивать средства эмоционального воздействия на формирование одухотворенного детства, восприятия места рождения (малой Родины); обеспечивать взаимосвязь семьи и образовательного учреждения для утверждения в детском сознании доступных ему элементов толерантного поведения; ввести в школьную программу предмет «Культура межнационального общения».

Условиями воспитания культуры межнационального общения в семье выступают: повышение родительской и педагогической компетентности, акцентирование на достижениях национальной культуры и народной педагогики, развитие эмпатии и понимание межэтнической толерантности как компонента общей культуры личности.

Северокавказская семья - понятие неоднозначное, она отражает общие тенденции и закономерности, основывающиеся, прежде всего, на традиционной культуре народов в сфере семьи, вызванные многими общими явлениями и обусловленные близким соседством, природно-

климатическими условиями, историко-культурными, хозяйственно-

бытовыми и прочими традициями и особенностями народов, населяющих регион. В то же время семья и семейный быт народов региона ни в прошлом, ни теперь не идентичны.

Народы и национальности Северного Кавказа выработали собственные этнокультурные семейные и брачные традиции, особенно в отно-

Психолого-педагогические науки

шении эндогамности и экзогамности браков.

На Северном Кавказе можно выделить следующие типы семей:

1) жесткие экзогамные браки. При этой форме экзогамии запрещены браки между родственниками до седьмого-восьмого колена, а также внутри фамилии вообще. Запрещены браки между однофамильцами по отцовской и по материнской линии, между потомками молочных братьев и сестер. Подобная форма характерна для осетин, абазин и адыгов;

2) строгая экзогамность по отцовской линии, характерная для чеченских и ингушских тейпов. При этом к бракам между родственниками отношение относительно спокойное. Запрет на браки между родственниками по отцовской линии до седьмо-го-восьмого колена обосновывается опасением за будущее потомство, которое может быть генетически больным;

3) либеральная экзогамия, характерная для семей карачаевцев и балкарцев, ограниченная фамильнородственной экзогамией. Отношение к браку между людьми дальней степени родства весьма либеральное и спокойное;

4) эндогенные браки между представителями одного рода (тухума), характерные для дагестанцев. При этом браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами даже поощряются (например, у аварцев, даргинцев).

Многонациональные браки в Дагестане имеют свою историю. Большинство народных обычаев противостоит созданию смешанной семьи, так как дагестанцам присуще тяготение к эндогенным бракам. Эти обычаи стремились противостоять мировой тенденции интернационализации семьи, формированию экзогенных браков.

Только после Великой Октябрьской революции в Дагестане появилась тенденция к увеличению числа межнациональных браков. Если в

1925 году только 2,5% браков были смешанными, то в 1967 году это число выросло до 12%. Сегодня примерно треть браков в Дагестане является смешанной. Многонацио-

нальными в республике считаются браки между представителями разных национальностей. Многие малые этносы стремятся в настоящее время позиционировать себя как отдельные национальности, хотя официально отнесены к более крупным этническим объединениям. Например, го-доберинцы, цумадинцы, цунтинцы, каратинцы, имеющие собственные языки, принадлежащие андо-цезской группе, отнесены к аварцам, следовательно, браки между представителями данных этносов не будут считаться смешанными. Исходя из этого, мы считаем, что реально межнациональных браков в Дагестане намного больше.

Распространению межнациональных браков в республике в большой степени способствует культивируемая идея единства народов и национальностей под эгидой целостного Дагестана. Взаимная интеграция культур разных этнических групп привела к созданию общедагестанской культуры, впитавшей в себя многое из лучшего, присущего языкам, литературам, традициям и обычаям дагестанских народов.

Межнациональные семьи - достаточно распространенное явление в нашей стране. В них идут те же процессы, что и в мононациональных семьях, и выполняют они те же функции независимо от национальной принадлежности или вероисповедания обоих родителей.

Межнациональные семьи имеют и свои специфические особенности. Так, в национально-смешанных

семьях происходит реальное взаимовлияние культур обоих родителей. Дети в таких семьях непосредственно сталкиваются с различиями в обычаях, традициях своего ближайшего окружения. При этом внутрисемейные отношения носят выражен-

Известия ДГПУ, №2, 2009

ный интимно-личностный характер. Поэтому первичная межэтническая социализация в таких семьях приобрела особую социально-психологическую значимость. Она определяется необходимостью выбора путей приобщения детей к истории, культуре, языку, традициям одной, двух и более народностей.

Именно в межнациональных семьях отмечается высокий уровень национальной терпимости, межэтнической толерантности, отсутствие национализма и шовинизма, знание нескольких языков и культур, гуманистическая направленность мировоззрения у детей.

Специфической особенностью дагестанской семьи является также возникновение в условиях небывалого роста безработицы и отсутствия рабочих мест в республике института «условно неполных» или дистантных семей, в которых отец длительное время находится в других регионах России, стремясь заработать средства для экономического обеспечения жизни. Таким образом, существующая социально-экономическая ситуация способствует снижению воспитательной роли одного из родителей, выработке представлений о необходимости выживания. В этих условиях формирование нравственных ценностей, к которым мы относим воспитание патриотизма и дружбы народов, сложно, так как трудно объяснить ребенку необходимость любить Родину, которая не может обеспечить его родителей законно заработанными средствами к существованию. При этом могут возникать чувства национальной неприязни к представителям более благополучных в экономическом плане регионов.

Другой особенностью дагестанской семьи является ее частая многодетность. Многодетная семья обладает значительно большим потенциалом в воспитании культуры межнационального общения и дружбы

народов по сравнению с другими типами семьи.

В многодетных семьях легче формируются такие личностные качества, как коллективизм, сочувствие, соучастие, готовность прийти на помощь, терпимость, умение принять и понять человека. Однако в случае материального неблагополучия воспитание в многодетных семьях может приобрести уродливый характер, вызванный возможностью обеспечить только элементарные материальные потребности.

Сложившееся особое пространство многонациональной микросреды создает благоприятные, опосредованные родственной близостью условия для межэтнической социализации. Естественно, уровень культуры межнациональных отношений будет определяться многими факторами. Так, они находятся в зависимости от особенностей этнокультурной системы, ее открытости или закрытости, уровня урбанизации.

Как и во всех семьях, в межнациональной семье имеются проблемы приобщения ребенка к своему имени, месту рождения, национальности, языку общения и вере.

Одной из первых проблем, возникающих при рождении детей, является проблема выбора языка общения с ребенком. Как правило, ни у одного из родителей нет возможности полноценного обучения ребенка какому-либо из языков. Реально ребенок осваивает язык межнационального общения - русский.

При полноценном осознании своей принадлежности к обоим этносам у детей формируется специфическое самосознание. Детям из межнациональных семей в той или иной степени характерны свойства и качества, присущие отцовской и материнской этнической культуре. В социальной психологии это состояние называют маргинальностью.

Термином «маргинальность» обозначаются особенности социальнопсихологической ситуации личности

Психолого-педагогические науки

в силу своего происхождения (раса, национальность) или социального положения вынужденной осуществлять свою жизнедеятельность под одновременным воздействием двух или более культурных традиций.

Если дети попадают в зону конфликта родителей, то оказываются перед выбором, на что ориентироваться в жизни, так как конфликтующие родители своим поведением обесценивают систему норм и идеалов. Опасность в том, что наступает

процесс интенсивной дифференциации хороших и плохих черт родителей в соотнесении с их этнической принадлежностью. Переоценке в данной ситуации подвергается весь круг представлений и предпочтений обоих этносов.

В целом же национально-смешанных семьях первичная этническая социализация способствует формированию терпимого отношения к этническим, языковым, религиозным и культурным различиям.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема патриотизма, которая в настоящее время приобрела государственное значение. Определены цели, компоненты и основные направления патриотического воспитания в семье.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, семья, поколение, традиции, духовные ценности.

Исследовательский интерес к проблеме формирования патриотических качеств молодежи заметно ослаб на рубеже веков. Мы исходим из того, что процессы, протекавшие в России на протяжении двух последних десятилетий, привели к существенным изменениям в системе общечеловеческих ценностей и приоритетов в молодежной среде. Важно отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к возобновлению активной деятельности государства в данном направлении.

Исследования в данном направлении помогут одновременно решить ряд жизненно важных вопросов, стоящих перед российским обществом и государством. В частности, проблемы развития патриотизма примерно обозначены, но воспитание патриотических качеств личности в семье не проанализировано достаточно глубоко.

Современное поколение не чувствует своей сопричастности к истории России, не ощущает себя субъектом современного исторического процесса. Мы живем в условиях нестабильной политической и экономической ситуации: санкций, направленных на изоляцию нашей страны, конфронтации с США и отчужденности в отношениях со странами Евросоюза; когда на Западе и в Америке переписывается история нашей Родины. В России, стране, победившей Гитлера, осуществляют свою деятельность 53 молодежные профашистские организации.

Также, в настоящее время мы вынуждены констатировать, что результаты работы образовательных учреждений в направлении патриотического воспитания детей и молодежи не достаточно эффективны, так как дети подвержены воздействию системы ценностей западной и американской культур. Таких, например, как идеализация материальных благ, рационализм, индивидуализация - независимость от общества, пришедшие к нам вместе с глобализацией. Кроме того, усилия школы напрасны, если то, чему учат в школе, не подкрепляется на практике в семье: дети испытывают недостаток внимания из-за занятости родителей улучшением материального состояния семьи.

Анализ данной ситуации показывает, что сегодня проблема воспитания патриотизма очень актуальна: политическое и экономическое благополучие России в недалеком будущем будет напрямую зависеть от отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, идеалам, целям. Бездумное, безответственное отношение к общечеловеческим ценностям, разрушение вековых устоев подрывает фундамент нашего общества.

Например, в конце XX века, исторические знания отчасти стали орудием разрушения российского общества, а не инструментом его укрепления, благодаря новой трактовке истории бывшей СССР. Одним из закономерных итогов данного процесса стало пренебрежение нравственными и духовными нормами общества, утрата уважительного отношения к истории в условиях фактического отсутствия патриотического воспитания. Жизнь для многих людей утратила свой исторический смысл: преемственность прошлого, настоящего и будущего была нарушена.

Актуальность нашего обращения к данной теме доказывает и то, что проблему патриотического воспитания поднимает в своих публичных выступлениях глава нашего государства - президент В. В. Путин.

«В. В. Путин объявил о новой национальной политике страны, направленной на усиление патриотизма, создание "духовных скреп" народа. Также президент отметил, что генеральная линия нового политического курса должна не только объединять граждан, но и воспитывать в них патриотизм с детства».

Как же найти выход из сложившейся ситуации? Мы видим выход только в специально организуемой, педагогически целесообразной и весьма эффективной воспитательной деятельности в семье. «Родина для русского человека всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на наш взгляд, берёт своё начало патриотизм».

Патриотизм начинается с любви к тому месту, где ты родился, вырос и живешь. Все мы живем в социуме. Поэтому, начиная с малых лет, мы должны прививать идею патриотизма нашим детям именно в семье, маленькой модели общества, где осуществляется передача жизненного опыта от поколения к поколению.

В наши дни в отечественной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов определяет патриотическое воспитание как «динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма».

По мнению В. В. Пионтковского, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников».

Воспитание патриота в семье особенно важно и необходимо, так как именно оно создаст в семье атмосферу общности интересов. Оно будет способствовать взаимопониманию и взаимоуважению, укрепит семейные и родственные отношения, посредствует духовной связи между поколениями. Ощущение «потерянного прошлого» для взрослых членов семьи утратит свою актуальность.

Мы проанализировали научную педагогическую литературу, и это помогло нам раскрыть 3 основных структурных элемента патриотического воспитания. Опираясь на данные элементы, можно выстроить патриотическое воспитание в семье в систему. Каждому из элементов соответствуют возрастные духовно – нравственные качества личности, которые являются основными компонентами воспитания гражданина, личности, патриота.

Компоненты патриотического

воспитания

Патриотические знания, патриотическое сознание,

патриотические чувства

Интеллектуально-эмоциональный

компонент

(начиная с дошкольного возраста)

Патриотические потребности, патриотические

убеждения

Мотивационный компонент

(младшая и средняя школа)

Патриотическую деятельность, патриотическое

поведение

Деятельностный компонент (старшие

классы, студенчество)

1.Интеллектуально-эмоциональный компонент включает в себя национальную самоидентификацию, начальное формирование патриотического мировоззрения, которые невозможны без чувств, вызванных фактами, знаниями, событиями, людьми. Все эти знания ребенок получает в семье, в кругу родных и близких ему людей, которые являются для него носителями мировоззренческих идей и представлений:

· знание родного языка, начал истории и литературы;

· знание национальных традиций, народных обычаев;

· восхищение мастерством народных мастеров, достижениями лучших деятелей национальной культуры (Пушкин, Чайковский)

· восприятие иных культур, терпимость и уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданиям.

Практика: Доказано, что у детей дошкольного возраста эмпирическое восприятие окружающей их реальности. В кругу семьи ребенок на эмоционально-чувственном уровне знакомится с образцами народного прикладного искусства, народного музыкального творчества, получает представление о национальной культуре в целом - народные песни, поговорки, пословицы, сказки, былины, сказания. Вместе с членами семьи, подражая им, участвует в национальных и религиозных праздниках; посещает вместе с семьей храм, святые места; знакомится с историей и обычаями своего народа через общение со старшими членами семьи – дедушками, бабушками, и т.д.

Результат: Знания, полученные ребенком от близких родственников в семье, находят в его душе эмоциональный отклик и формируют его мировоззрение. В процессе осознания ценности знаний и появляется готовность руководствоваться ими в деятельности и поведении - стремлении сохранить национальные идеалы, бережно относится к национальной культуре и традициям.

2.Потребностно - мотивационный компонент. «Потребности лежат в основе мотивов и формируют их. Патриотические мотивы выступают в качестве желаний, стремлений к цели и выражаются в готовности реализовать себя в профессиональной деятельности, стремлении быть полезным своему государству, семье, соседям, городу, стране».

· любовь и уважение к людям, к малой родине;

· проявление сочувствия, сопереживания, сострадания;

· гордость за прошлое и настоящее страны и общества, уважение к героям войны и труда;

· стремление жить в согласии с обществом.

Практика: Изучает историю страны и узнает от старших об их личном участии в важных для России исторических событиях. Участвует вместе с взрослыми членами семьи в общероссийских государственных праздниках и акциях – День Победы, Бессмертный полк, День защитника Отечества, День Матери, День национального единства, Декада людей с ограниченными возможностями здоровья, изготавливает подарки, принимает участие в праздничных мероприятиях и концертах для ветеранов. Подражая взрослым, ребенок учится проявлять милосердие и сострадание к людям, нуждающимся в социальной поддержке. Бережно относится к природе и истории родного края и изучает их. Уважительно относится и оказывает посильную помощь старшим членам семьи.

Результат: Благодаря слиянию патриотических мотиваций и потребностей у ребенка, формируется патриотическая направленность личности.

3.Деятельностный компонент. Третьим элементом структуры патриотического воспитания является патриотическая – деятельность (поведение), которая выступает внешним выражением внутреннего мира, усвоенных и осознанно принятых знаний, идеалов, ценностей. «Патриотическое поведение - это все многообразие патриотической деятельности личности на благо Отечества. Оно характеризуется социальной активностью, направленной на укрепление экономической и политической мощи своего государства».

· преданность государству, стремление содействовать всем благим начинаниям власти;

· проявление интереса к стратегическим концепциям развития общества;

· выполнение гражданских и политических обязанностей, политическая активность;

· стремление к укреплению экономической и политической мощи государства, законопослушание.

Практика: Стремясь как можно больше получить знаний об обществе и его развитии, подросток не только в школе, но и дома получает информацию о структуре, истории и законах развития общества. Он с интересом следит и обсуждает с взрослыми информацию СМИ о значимых событиях в России и за рубежом; с пониманием относится как к положительным, так и отрицательным явлениям современного мира. Подросток посещает места боевой и трудовой славы, участвует в военно–патриотических клубах, трудовых лагерях и стройотрядах, занимается волонтерством, готовится вступить в ряды Российской Армии и отдать свой гражданский долг Отечеству.

Результат: Благодаря семейному воспитанию, подросток-школьник, студент стремится быть полезным своему государству, понимает и уважает нравственные ценности, привитые ему в семье. Он испытывает чувство долга, ответственности перед семьей, обществом, страной которыми он, несомненно, дорожит и гордится.

ВЫВОД:

Подводя итоги, можно сделать вывод, что воспитание патриотизма в семье, включающее в себя формирование патриотических чувств, патриотической направленности личности и патриотического поведения, должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным (начиная с дошкольного возраста) и продолжаться на протяжении всего этапа взросления.

Таким образом, воспитуемый вырастает в высоконравственную, гармонично развитую личность с приобретенным чувством ответственности за судьбу своей страны, способной на сопереживание, милосердие, самопожертвование.

Список литературы

3. Давыдова М. Ю., Сурков С. Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый.- 2013. - №6. - С. 616-618. - URL

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Семья и патриотическое воспитание.

Совершенствование и развитие системы патриотического воспитания, как и само патриотическое воспитание граждан, является постоянным и непрерывным процессом, именно этим, прежде всего, обусловлена объективная необходимость в разработке новой государственной программы патриотического воспитания.

В современной России патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в семье. Повышение эффективности патриотического воспитания граждан в современных условиях представляет собой определенную проблему, и ее разрешение, со всей очевидностью, невозможно без вклада в его развитие научных основ. Нужны научные разработки определения путей приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотических ценностям, их духовного освоения, исследования наиболее эффективных форм, методов всего многообразия педагогических средств в патриотическом воспитании различных категорий граждан с учетом специфике сфер их жизни и деятельности.

Семья является специфической сферой, в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается
уважение к родителям и родословной семьи, к ее традициям, обычаям,
любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.
Воспитание патриотического сознания, чувств у детей в семье обусловлено:
- тем, что семья представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях родителей и детей;
- в семейной среде живым воплощением патриотических чувств ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине;
- общением между старшим и младшим поколениями, что способствует передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений.
Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины - замечательные уроки для воспитания мужественности и ответственности детей.
Во время путешествия родители и дети непосредственно знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. При рассказах, чтении, беседах с детьми, внуками и правнуками о боевых событиях и трудовых свершениях используются наиболее яркие, впечатляющие, тревожные мысли и чувства страницы истории.
Целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учетом их возраста помогают воспитывать у сыновей, дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы.
Чувство любви к Родине - это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку ребенок участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между детским садом и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Семья как фактор воспитания, включает в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Детский сад, реализуя образовательную деятельность, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи. Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия с семьей в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:
- знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)
-отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);

Поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит:
-поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг;

Вырабатывать у них потребность своей повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных задач;

Вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.

Готовить их к выполнению своего гражданского долга, по защите Отечества;

Готовить их рачительными хозяевами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры.

Сотрудничество педагогов и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает всестороннее изучение семьи, условий семейного, патриотического и духовного воспитания ребенка

Литература:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография.- Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2012. - 172 с.

2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. 2000.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. 2000.

4. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи. - М. 2000.