Краткая, но подлинная история феминизма. Рассказы о принудительном переодевании в девичьи одежды История моей феминизации

Несколько недель назад была опубликована моя статья о феминизме. Суть ее в том, что феминизм - это не ругательство . Один из комментариев в ответ пришел от образованной и читающей дамы, библиотекаря по профессии. Она почему-то думает, что первые феминистки требовали в основном равноправия в оплате труда.

Хотя на самом деле феминистки первой волны, будучи образованными дамами среднего класса, требовали для женщин права на оплачиваемый труд вне дома (порядочным замужним женщинам не полагалось работать по найму), работу в государственных органах, а также права на владение имуществом (собственность замужней дамы автоматически становилась достоянием супруга). И также, права голосовать в выборах (глупые женщины были не в состоянии принять такие важные решения). А что удивляться, в Саудовской Аравии женщины впервые проголосовали в выборах всего год назад, в 2015 году.

Поэтому, наверное, неплохо было бы нашим девушкам знать, хотя бы кратко, историю движения феминизма. Конечно же, в реальности его история так же полна событий, как Великая Отечественная Война. Но хотя бы знайте основные вехи и события, и за что реально боролись и борются феминистки.

Основные исторические вехи развития феминизма

В разные века роль женщины в обществе воспринималась по-разному. Рассмотрим основные исторические вехи развития феминизма.

На протяжении многих лет феминистки добивались равенства прав с мужчинами.

3 волны феминизма

Чего добивались феминистки? Что-то из этих свобод советские дамы получили раньше своих западных сестер, а другое до сих пор россиянкам недоступно.

1 волна (1850-1930)

  • право собственности для замужних
  • приемлемость работы по найму для женщин среднего класса
  • право голосовать на выборах
  • доступ к образованию для всех девушек, независимо от класса
  • разрешение поступать в университет на любой факультет
  • возможность работать в любой профессии, включая политику и юриспруденцию
  • возможность избрания в парламент
  • равенство в оплате труда для работающих

2 волна (1960-1981)

  • поддержка девушек, чтобы мечтать не только о том, чтобы “стать домохозяйкой”
  • устранение дискриминации в рабочей среде
  • равная оплата труда
  • телесная автономия и доступ к контрацептивам, легализация абортов
  • прекратить сексуальную объектификацию женщин, запретить порнографию
  • защита для жертв насилия в семье

3 волна (1990-1999)

  • сексуальная свобода, право наслаждаться сексом и порнографией
  • устранение стигмы в отношении женщин, которые наслаждаются сексом, “устыжения шлюх” (slut shaming)
  • больше убежищ для жертв домашнего насилия
  • увеличение количества женщин в СМИ и высших эшелонах политики
  • позитивный имидж тела, приемлемость разных стандартов красоты
  • преодоление неравенства по половому признаку в уровне заработков (гендерная пропасть)
  • фокус на предотвращении насилия в семье, сексуального насилия
  • устранение стереотипов “ “, когда сексуальное насилие нормализуется или замалчивается
  • более эффективные процессы защиты для жертв насилия
  • преодоление стереотипа “жертва сама провоцирует насильника”
  • устранение сексизма во всех сферах
  • законодательство, предотвращающее онлайн-атаки против женщин

Несмотря на то, что феминизм продвинулся далеко вперед, пока еще трудно говорить о полном искоренении сексизма.

Феминизм: краткая история

789 год: Sacre Cyarlemagne

Впервые в истории французский император издает приказ о создании в каждом городе и пригороде школ, там дети обоих полов могли бы получить образование. Монастырь к ХI веку был единственным местом, где женщины могли учиться.

1405: Кристина-обманщица

Писательница Кристина из Пизана наделала много шума своими книгами “Город женщин” и “Взгляд Кристины”. Она первой публично представила свои воспоминания об алых губах и сильных плечах своего любимого, чем вызвала к себе незаурядный интерес.

1509: лысина - признак слабости духа?

Генрих Корнелиус Агриппа, немецкий философ, астролог и врач, когда-то заявил, что женщина биологически стоит выше мужчины. Тот факт, что женщины не лысеют, по его мнению, свидетельствует о силе духа женщины, а их склонность к излишней болтливости только доказывает превосходство женщин над мужчинами, ведь слово - это дар Божий, оно отличает людей от животных, а значит - им надо пользоваться как можно больше.

1832: женщина по имени Жорж Санд - символ литературного феминизма XIX века.

1848: равенство прав для американок

Зарождение женского движения в Америке приходится на период разгара аболиционизма (борьбы за отмену рабства), а точнее, именно участие женщин в аболиционистском движении и дает им необходимый опыт и уверенность в собственных силах для того, чтобы начать борьбу за свои права. Однако, если рабство (по крайней мере, на севере США) признавалось социальным злом, то женское бесправие, которое достигало в те времена просто диких масштабов, провозглашалось благом, борьба против которого - социальное зло. В 1848 году Элизабет Стентон и Лукрециией Мут в Нью-Йорке были организованы первые конвенции по правам женщин.

История феминизма официально началась меньше 200 лет назад.

1882: Британский акт о собственности замужних женщин.

Раньше легальный статус женщины исчезал с ее замужеством и собственником имущества автоматически становился ее муж. Новый акт признавал за женщиной право покупки и владения собственностью. На женщин также теперь можно было подать в суд.

1890-е: появление термина “феминизм”

До этого времени своего названия у движения за права женщин не было.

1893: голосовать - не шуметь

Новая Зеландия одной из первых предоставила женщинам право голосовать. За ней последовали Австралия и Финляндия (соответственно 1902 и 1906 годы). В 1920 году подошла очередь американцев. Во Франции это стало возможным лишь в 1944 году. А такие страны, как Швейцария и Португалия, предоставили женщинам право голосовать только в 1970-х годах.

1903: суфражистка Эммелина Пенкхартс создает в Манчестере Женский общественно-политический союз.

Целью является борьба женщин за право голосовать. Примерно на этот же период приходится зарождение движения суфражисток, которое отчасти повлияло на маркетинговую политику лондонских бутиков: они были просто завалены интересными новинками - шляпками, значками и другими мелочами. Суфражистки умудрились сделать своеобразный вклад даже в модные течения - в частности, они носили ленты исключительно фиалкового цвета как символ особого достоинства, зеленые шляпки как символ надежды и белые блузки и юбки как символ чистоты.

1909: рожать, не уходя в подполье

В ряде стран Европы принят первый закон об отпуске по уходу за ребенком. Его предоставляют на 8 недель, но пока не оплачивают (делать это начнут через два года). В законе об отпуске по уходу за ребенком запрещается увольнять с работы беременных женщин.

Раньше женщины не могли владеть имуществом. Их легальный статус исчезал вместе с замужеством.

1919: английский акт по устранению сексуальной дисквалификации

Женщинам позволили быть членами криминального жюри, работать в государственных органах, быть юристами и поступать в университеты, вне зависимости от того, замужем они или нет.

1923: семейное планирование

В Нью-Йорке открывается первое бюро по вопросам планирования семьи; в частности, там предоставляются консультации по контрацепции. Его возглавляет Маргарет Сангер, которая сама родилась в семье, где было 11 детей. Она хочет сломать существующие табу. Чтобы достичь социального расцвета, женщины должны перестать бояться постоянных беременностей.

1937: первый современный журнал для женщин

Группа Provost выпускает журнал “Marie Claire”. Слоган публикации - журнал для женщин, которые еще не смогли себя реализовать. Его тираж, который изначально составлял 800 000 экземпляров, перед Второй мировой войной достиг миллиона.

1956: в Бостоне доктор Грегори Пинкус выпускает противозачаточные таблетки под названием “Эновид”.

Эта комбинация прогестерона и эстрогена - 2-в-одном - поднимет настоящую революцию в сексуальной жизни мужчин и женщин. Женщины перестают бояться беременности и решаются на сексуальную раскрепощенность. Внезапное избавление от возрастной сдержанности привело к такому взрыву сексуальной свободы, что даже сами участники “революции” стеснялись вспоминать об этом спустя десятилетия.

1970: даешь мужские бедра!

Голландия. Женский коллектив под названием “Minas” создает отряд коммандос. Женщины выходят на улицу и щиплют за ноги проходящих мимо мужчин, таким образом доказывая свое равноправие с мужчинами.

Благодаря контрацепции женщины перестали бояться постоянных беременностей. Это стало еще одним шагом к свободе.

1976: закон о домашнем насилии

В Великобритании жертва насилия в семье могла теперь получить защитный ордер против обидчика, даже если она была за ним замужем. Изнасилование в браке стало преступлением. Обидчика теперь могли выселить из дома по жалобе жертвы.

1989: в постели с Мадонной

В ореоле славы, с прагматичным коммерческим подходом ко всему, Мадонна, манипулирует мужчинами, предстает перед миром как классическая self made woman, которой не нужны мужчины для самоутверждения. Мария Луиза Чикконе коллекционирует партнеров обоих полов, причем одни сексуальнее других.

1992: девушки, которые любят девушек

Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось окончательной и безвозвратной победой феминизма. Кроме того, лесбиянки всех сортов и мастей полностью легализуются. Они больше не скрываются и создают лигу “девушек, которые любят девушек”.

1993: рано выходить из лесов

Американская феминистка Сюзан Фалуди в своем эссе “Backlash” в довольно пессимистическом тоне описывает состояние женщин в современной Америке. В то время, как все уже полностью уверены, что война полов закончилась, Сюзан утверждает, что это преждевременные выводы, ничем подобным и не пахнет. Сексуальные домогательства, неодинаковая зарплата, культ красивых стройных женщин и так далее. Сюзан Фалуди становится своеобразным символом радикального феминизма.

1998-2004: культовый сериал “Секс в большом городе”

Впервые в истории показали женский сериал, где девушки не мечтают о замужестве, а с удовольствием вступают в отношения с мужчинами и занимаются сексом, попутно строят карьеру и реально стоят друг за друга как подруги. Одна из героинь, Саманта, сломала множество барьеров, создав образ девушки, которая обожает секс. В отношениях с бойфрендом, она боится превратиться “в одну из этих пар, которые занимаются сексом 3 раза в неделю”. В недавнем интервью Ким Кэттролл призналась, что ей было страшно даже произносить определенные фразы, прописанные для нее в сценарии, потому что никто из окружающих ее дам никогда так не выражался.

2011: “прогулка гулящих” (slut walk)

Первая “прогулка гулящих” (шлюх) организована в Торонто, Канада, в ответ на реплику полицейского офицера, что девушки не должны одеваться как “шлюхи”, чтобы избежать сексуального насилия. Движение быстро распространилось по всему миру. Феминистки отказываются принять факт, что одежда девушки может быть оправданием сексуального насилия. К тому же, большое количество изнасилований проиcходит в странах, где девушки традиционно одеваются консервативно.

2015: первые выборы с участием женщин в Саудовской Аравии

Эта страна стала последней в мире, которая разрешила женщинам голосовать.

2016: женщины могут потерять право на аборты

В США введено более 282 ограничения на аборты с 2010 года, включая период ожидания и количество раз, которое женщина должна увидеть доктора до получения направления. Польша ставила вопрос о полном ограничении абортов. Те же настроения в России и на Украине. Причем эти законодательные изменения коснутся каждой, а возможности повлиять не решения у девушек немного. Идет откат назад?

Жизнь женщины в Древней Руси Share this article

Я сидел без работы уже несколько месяцев. Обычным уже для меня занятием стал, поиск этой самой работы. Позавтракав я как всегда проходил к соседнему киоску покупал несколько газет с объявлениями. Потом возвращался в свою комнату, которую я снимал в старенькой ростовской хрущевке, за которую мне уже через пол месяца начнем будет платить и раскладывал на столе эти газеты, и искал, искал, искал… Разные попадались объявления, обычно уровень моей квалификации и моего опыта не соответствовал, предлагаемым вакансиям. Институт я закончил чуть больше года назад и этому опыту взяться попросту было просто неоткуда. Я звонил по номерам указанным в объявлениях и чаще всего получал отказ, часто в довольно таки грубой форме, особенно когда я задавал дополнительные вопрос. Первое время меня очень выводил из себя следующий ответ:
-Девушка, у нас нет для вас предложений, на данный момент все вакансии заняты, позвоните через пару месяцев - и обычно вешали трубку не дожидаясь моих вопросов.
Вы наверное удивитесь почему они обращались ко мне как к женщине. Я и сам сначала был не мало удивлен. Но разгадка скоро была найдена.

Невзирая на ранние субботнее утро Валера был на ногах. Проклиная свою сговорчивость, он собирался на пикник, устраиваемый его шефом. Позавчера на работе Шеф торжественно объявил о предстоящем мероприятии. Большинство старательно изображало воодушевленный энтузиазм, при чем многие вполне искренне. Памятуя предыдущий опыт подобного отдыха, Валерий заранее предвкушал все прелести похмелье. Не будучи ярым приверженцем подобного времяпрепровождения, он к своему несчастью был ужасно сговорчив и постоянно позволял втягивать себя во всевозможные авантюры.

Ну, что Ваня, решил взрослым стать? Пора бы уже. - дородная тетка из отдела кадров, Мария Ивановна, заодно отвечала и за оформление всяких бумаг на воспитанников.
- Вот я, когда была маленькой тоже потеряла родителей и вынуждена была выживать, как могла. - Марь Иванна снова впала в прострацию, вспоминая своё прошлое. Это было уже не первый раз. Женщина любила поговорить. Особенно о том, как повезло, что о нас так заботиться государство.
- В наше время и этого не было. - она очень любила говорить эту фразу. Можно подумать, они жили в каменный век.
Я, Иван, детдомовец, насколько себя помню. Когда ещё был маленький, мама и папа бросили меня. Во всяком случае, мне так рассказывали.
За жизнь в детдоме рассказывать не буду, все и так знают, какая она несладкая. И вот мне уже 17 лет, и я вырвался из него, поступив в училище.
Хоть я был временно бездомным, всё равно это лучше, чем париться в общей спальне. Оставалось только найти съемное недорогое жильё, чем я и занялся. Поиски были долгими. Большинство квартир было дорого и того, что государство выделило на моё содержание, явно не хватало. Другое жильё располагалось далеко от училища, и добираться тоже стоило денег.
Но недаром говорят "ищущий всегда найдёт ". Я, например, нашёл свой вариант.

Вечером, как обычно, я заехал за тобой на работу. Больничные коридоры уже опустели, и только медсестрички время от времени пробегали по своим делам, бросая на меня лукавые взгляды. Я поднялся на третий этаж, остановился возле двери с надписью “Гинеколог” и тихонько постучал.
- Открыто! - услышал я твой голос и немного приоткрыл дверь. Ты сидела за своим столом и заполняла истории болезней. - Входи, не стесняйся! - сказала ты мне, - Я сейчас освобожусь!
Я вошел. В кабинете было все, как обычно - стол, кушетка, шкафчик с медикаментами и, конечно же, шикарное гинекологическое кресло. Я пытался представить, сколько баб сидело в нем в течение дня, и меня это не слабо возбуждало. А еще смутно пробивала мысль самому попробовать на него взобраться.

Началось все очень давно. 16 лет прошло, но я помню, как будто все случилось вчера. Хотя на самом деле все случилось не за один раз и не за два. Потребовалось два десятилетия, чтобы судьба привела меня сюда. Сюда - это Торонто, крупная анимационная фирма. Кабинет креативного директора. Роскошный стол из дуба. Директор - крупный, немного полноватый брюнет с небольшой сединой 40 лет. Это не я.

Эту странную женщину Виктор подцепил в баре, куда зашёл после работы попить пивка с друзьми. Точнее говоря, это она его подцепила, но Виктор никогда бы в этом не признался даже себе, а уж тем более своим друзьям.
Она долго с улыбкой смотрела на него с другого конца барной стойки, и пока Виктор лихорадочно думал, с какой темой к ней подойти, она вдруг встала и подошла к нему сама:
- Привет! Как тебя зовут?
- Виктор.. как и раньше, - нашёлся он, дабы не потерять лицо перед друзьями. – Забыла? – и он похабно ей подмигнул. – Но раз ты настаиваешь, отвечу тем же. Как тебя зовут?
- Так же, как и раньше, - уже не улыбаясь сказала женщина. Было заметно, что её раздражают такие выходки. – Но уж у тебя-то память лучше моей, правда?

Танины трусики, зажатые в моём кулаке, были залиты спермой, а всё ещё напряжённый член отдавал в тело приятной ломотой. Наряду с явным удовлетворением, я испытывал чувство какой-то вины - мне было стыдно признаться, что мне нравится мастурбировать. Но я уже привык к такому самобичеванию, и когда хочу кончить, ничего поделать с собой не могу. Точно даже и не помню, с каких лет я открыл для себя такую возможность самоудовлетворения, но где-то, наверное, чуть ли не с начальных классов, когда друзья стали таскать в школу журналы с порнографией, что тогда ещё в Советском Союзе считалось признаком крутости.
Где-то, наверное, классе в девятом, когда между мальчиками и девочками начались сплошные шуры-муры, я понял, что моё увлечение до добра меня не доведёт, и мне надо срочно знакомиться с какой-нибудь девчонкой. Но судьба распорядилась так, что познакомился я с ней лишь перед самым окончанием школы.

Недавно я был послан руководством фирмы, в которой работал уже несколько лет после окончания института, на стажировку в Москву в фирму схожую по профилю с нашей, только намного крупнее.
Дня через три после приезда в Москву, звонит мне на сотовый старый товарищ. Учились с ним в институте в одной группе. Я с ним не виделся, уже лет пять, наверное.
- Привет, у меня к тебе небольшое дельце есть может, встретимся.
- Ну, я вообще-то занят сейчас.
- Я подожду. Куда подъехать?
Я объяснил ему, куда нужно подъехать и продолжил заниматься рабочими вопросами.
Ну, дождался, он меня, пока я дела закончил. У него говорит проблемы с женой.
Говорит, забыл уже, когда с женщиной был последний раз.
Я говорю ему ну сними себе, пойди какую-нибудь девку, сейчас полно этого добра.
Ты понимаешь, говорит я не хочу ей изменять она сейчас ребенка ждёт ей нельзя, срок большой уже. А я говорит не могу уже, яйца скоро лопнут.
Я говорю, ну подрочи легче станет. Я говорит, не приемлю такие методы. И положил руку на спинку моего сидения, а затем плавно переложи её мне на плечо.

Всю свою сознательную жизнь я провёл в доме интернате. Мою мать, как мне говорили воспитатели, убил её сожитель. Поэтому я и оказался здесь. Тут был сущий ад. Надо мной постоянно издевались... Кто хотел, мог плюнуть, кто мог затушить окурок, наложить кучу на постель или просто напросто избить. Тогда я решил, что в этой жизни только я сам могу помочь себе. Необходимо было выбрать тот путь, который я пройду лучше, то занятие, которое поможет мне подняться. Спортивная карьера отпала сразу, так как мое телосложение трудно было назвать мужским: длинные худые ноги, тонкие руки. В общем я был дохляком... Играть на сцене... Тут я даже не знал, могу я это или нет (Меня не брали не в какие пьесы или постановки, которые проводились у нас.) эта мысль тоже отпала. Оставалась учёба, да, именно она смогла бы мне помочь поступить в престижный институт и устроиться на приличную работу. Поэтому с самого первого класса я не вылезал из-за учебников. Это был ещё один повод поглумиться надо мной. Зато учителя были в восторге от меня. Абсолютно все ставили меня в пример другим, недалёким одноклассникам, после чего я опять получал.

Я хочу быть самой привлекательной и любимой невестой! - Диана, моя подруга, с которой, ходили домой из школы, была очень увлечена. Если бы, не держал её, за руку, обязательно, где-нибудь, упала.
- Мой муж будет любить и обожать меня!
- А ты знаешь, мама, где-то, достала настоящее платье принцессы и оно такое красивое! - Ди, мечтательно, закрыла глаза.
- Обязательно, покажу его тебе! Оценишь. - вдруг, решила она.
Я был не против. Если Диана что-то решила, то переспорить её невозможно. К тому же, самому, хотелось посмотреть на платье. Эта девушка мне нравилась.

Жизнь, забавная штука. Почти всегда, она приносит нам неожиданности, приятные и не очень. К сожалению, не всегда, ясно виден выход. За приличной вывеской, может скрываться что-то другое. Что вы будете делать, когда становиться слишком поздно?
Саша сделал, для себя, вывод. Пусть, он не всем нравиться, но лишь, сам человек, может решить для себя, что он хочет. И пусть, молчат те, кто такой вывод так и не сделают, потому что боятся.
А надо лишь вдохнуть полной грудью и просто решиться на шаг в неизвестность.
Всем, кто предпочёл, отсидеться на берегу, посвящается.

Современный мир - это весьма странное и необычное место. Много в нем того, что вообще не поддается логическим объяснениям и противоречит непоколебимым, казалось бы, законам природы. Отношение разных людей к этому факту порой прямо-таки противоположное: кто-то видит в немыслимых прежде изменениях прогресс и естественную эволюцию, развитие общества, а кто-то - деградацию человечества и его распад, неумолимо ведущий всех к концу. Кто прав - решать не мне, автору этой статьи, и не читателям. Каждый может лишь для себя выбрать свой путь и следовать ему.

Уподобление друг другу

Одним из таких неестественных для консервативных людей изменений является явное "отклонение от нормы" представителей сильного пола. Все чаще можно встретить мужчину, перенимающего женскую модель поведения, причем многие делают это втайне от себя. Что интересно - достаточно большое количество людей, осуждающих "женоподобных мальчиков" не имеет ничего против ставших сильными женщин.

Боящиеся признаться самим себе

Термин "принудительная феминизация", как правило, применим именно к тем мужчинам, которые подсознательно стремятся "примерить" на себя женскую роль. На самом деле настоящего принуждения данная процедура не подразумевает - все происходящее является игрой - сексуальной и психологической одновременно - в которой доминирующий партнер просто помогает подчиняющемуся мужчине получить то, чего он желает, но боится признаться в этом даже самому себе. Таким образом, принудительная феминизация может показаться насилием только со стороны - на деле же, оба партнера будут довольны друг другом.

Не только сексуальные меньшинства

Следует отметить, что подобный представитель якобы сильного пола может встретиться не только среди гомосексуалистов. Принудительная феминизация мужчин может проводиться (а чаще всего и проводится) женщиной. Другое дело, что дама должна быть по умолчанию "сильной" - к счастью, таковых не так уж мало в современном мире.

В каком возрасте чаще проводится принудительная феминизация?

Что интересно, для проведения подобного обряда количество прожитых "жертвой" лет не так уж важно. Разумеется, никто не будет растлять младенцев, но принудительная феминизация мальчиков, только-только достигших совершеннолетия, не менее (но и не более) распространена, чем подобное "насилие" над зрелыми мужчинами. Объясняется это тем, что женский склад характера закладывается еще в детском (или подростковом) возрасте, а вот когда ему будет позволено проявиться - это зависит от самого человека.

Кем проводится обряд?

Очень редко принудительная феминизация может быть проведена в семье. Ведь далеко не каждый мужчина способен рассказать о своих склонностях супруге или просто подружке. Поэтому, как правило, роль домины (или доминанта, в случае гомосексуальных отношений) выполняет специально нанятый для этого партнер. Сценарий развития действий должен быть оговорен заранее, но, как правило, он включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство с госпожой/господином, на котором доминирующий партнер сразу обуславливает свое главенство.

2. Переодевание подчиняемого мужчины в сексуальную женскую одежду, нанесение макияжа, удаление волос с лица, интимной зоны и (по договоренности) всего тела.

3. Унижение доминирующим партнером. Оно может включать в себя принуждение к выполнению "женской" работы - мытью посуды, стирке, уборке.

4. Сексуальная часть. Обязательно должна быть оговорена между партнерами, но, как правило, всегда включает в себя "изнасилование".

Феминизм бывает разным, и феминистки сегодня – вовсе не обязательно женщины. Сильный пол также встал на защиту слабого. А появилось движение за гендерное равноправие сравнительно недавно. Его история насчитывает всего пару сотен лет. Однако даже за это короткое время в практиках борьбы за женскую эмансипацию накопилось немало увлекательных фактов.

Факт 1. Своим распространением феминизм обязан выборам

Через некоторое время после принятия декларации прав гражданина во Франции появилась декларация прав «женщины и гражданки». Уже в конце XVIII века первые европейские феминистки боролись не только за равноправие, но и за равно разделяемую ответственность полов. Например, статья седьмая гласила, что женщина, как и мужчина, может подвергаться наказанию, заключаться под стражу и обвиняться судом. Конечно, главной целью французских феминисток являлись не наказания, а … выборы. Однако первыми избирательное право получили не парижанки, а новозеландки (в 1893 году), после – жительницы скандинавских стран, в 1917 году – россиянки. В США суфражистки в 1917 году только безуспешно пикетировали Белый дом.

Врезка: Ограничения на женское избирательное право до сих пор действуют в Саудовской Аравии и Ливане.

Факт 2. И на заре феминистского движения были популярны акции неповиновения

Суфражистки еще в конце XIX века активно практиковали акции ненасильственной борьбы. В особенности отчаянный суфражизм был распространен в Великобритании и США, где женщины долгое время не могли получить избирательное право. Многие из эпизодов гражданского неповиновения не уступали по креативности и громогласности методам современных феминисток. Защитницы прав женщин ложились на рельсы, стояли на улицах с плакатами, приковывали себя к воротам.

Факт 3. Одна из самых знаменитых феминисток XX века – Мэри Поппинс

Автор серии книг о любимой всеми книжной няне, Памела Трэверс стала феминисткой по воле судьбы. Отец, которого она в детстве любила больше, чем мать, не смог позаботиться о семье и умер молодым от алкоголизма. Опеку над вечно измотанной матерью и сестрами Пэм взяла сверхэнергичная и независимая тетя – прототип будущей Мэри Поппинс. В книгах Трэверс многие центральные мужские характеры предстают инфантильными. Зато сильная Мэри Поппинс с легкостью ветра справляется с самыми сложными задачами и не раз выручает не только Джейн и Майкла, но и все семейство Бэнксов. Идеальным же мужчиной в сиквелле становится простой спичечник, Берт, который хоть и не смог добиться в жизни успеха, но умеет творить чудеса для тех, кто в них верит.

Факт 4. Существует несколько десятков разновидностей феминизма, представители которых часто не могут найти между собой компромиссы

Несмотря на популярность термина «феминизм», сегодня он уже не существует сам по себе в чистом виде. Внутри движения за женское равноправие есть десятки течений. При этом их последователи могут комбинировать идеологию, быть приверженцами одновременно нескольких идейных направлений. Существует социалистический и духовный, экзистенциальный и постмодернистский, марксистский и либеральный, анархический, экологический, и даже «пушистый» и мужской феминизм.

Факт 5. Мужчины тоже могут быть феминистами

В широком смысле феминист – тот, кто борется за равноправие полов, противник сексизма, семейного насилия, традиционных патриархальных и матриархальных структур. Мужчин феминистов особенно много в скандинавских странах. Женщины в движении, как правило, охотно принимают поддержку сильного пола. Однако в некоторых феминистских организациях существуют разногласия относительно того, могут ли мужчины быть лидерами сообщества.

Факт 6. Под влиянием феминизма в Брюсселе появился памятник писающей девочке

Если мальчики могут, то почему девочкам нельзя? Скульптуру писающей девочки в Брюсселе установили в 1987 году, всего в паре кварталов от писающего мальчика. Феминистки сначала приняли инициативу скульптора-мужчины Дебуври с восторгом. Под Жаннекен кидали монетки туристы, а анархофеминистки иллюстрировали ее изображением статьи о «религиозных аспектах феминурации». Однако в итоге скульптуру обнесли забором из опасения актов вандализма. Оказалось, что противников у пародийного произведения искусства не меньше, чем сторонников.

Факт 7. В 2013 году европейские феминистки приняли «на грудь» Путина

К приезду Владимира Путина в Нидерланды в 2013 году гей-сообщество готовилось с размахом. Радужные флаги и требования равноправия для сексуальных меньшинств дополнялись призывами к отмене закона о гей-пропаганде и соблюдению прав женщин-лесбиянок. Не отставали от голландской общественности и журналисты на пресс-конференции. У Путина спросили, как в РФ относятся к гомосексуалистам и почему в стране не проводятся официальные гей-парады. В Германии во время этого же «европейского визита» навстречу российскому президенту, оголив грудь, выскочили активистки движения «Фемен». За «несанкционированное выступление» на Ганноверской промышленной ярмарке девушкам грозило до 3 лет лишения свободы.

Факт 8. В Грузии феминистки протестуют против теста на девственность

Распространенная в Грузии практика проведения теста на девственность перед вступлением в брак не раз подвергалась критике со стороны местных феминисток. В центре одной из акций, проведенных в 2013 году, оказался «Белый флаг» – простыня с красным пятном в форме контуров страны. Самым популярным лозунгом демонстрации стал текст «My body is not your property» («Мое тело – не ваша собственность»). Акцию протеста девушки организовали у здания Национального бюро судебных экспертиз. Как признались участницы демонстрации, для них возмутительным является сам факт возможного официального освидетельствования девственности органами суда. Кроме того, невесты, как правило, отправляются получать подобные «сертификаты» в сопровождении представителей семьи жениха. А отрицательные результаты впоследствии нередко приводят к общественному порицанию и унижениям.

Ксения Жарчинская


ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФЕМИНИЗМА

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Традиционный и радикальный феминизм

Иногда различают традиционный феминизм (который принято называть феминизмом первой волны, 1840-1930-е годы) и его современные многочисленные разновидности.

Наиболее известным из них стал радикальный феминизм (т. н. феминизм «второй волны»), возникновение которого датируется 1960-ми годами. Радикальный феминизм иногда сравнивают с марксистским феминизмом, в основе которого лежит работа Фридриха Энгельса «Об истоках угнетения женщин», являющаяся частью его более крупного произведения «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Их сходство в том, что оба рассматривают мир как противостояние двух классов: мужчин и женщин, пролетариата и буржуазии, соответственно. Радикальный феминизм считает патриархат формой угнетения женщин мужчинами.

Гендерное разделение в XXI в.

К началу XXI века феминизм «второй волны» уже утратил свою былую популярность. Его сторонники постепенно приходят к мысли о том, что патриархальные отношения приводят к угнетению не только женщин, но и мужчин, которые вынуждены соответствовать ролям, навязанным им патриархальным обществом, и такое вынужденное соответствие наносит вред развитию человека как личности, независимо от его (её) пола.

Идеология

Феминизм как социальная теория и политическое течение сформировался под влиянием жизненных ситуаций, типичных для женщин. Сторонники феминизма подвергают критике сложившиеся общественные отношения, делая упор на анализ неравенства полов и защиту прав и интересов женщин.

Власть и пол

Теория феминизма ставит своей целью понимание природы неравенства полов и заостряет внимание на вопросах политики, власти и сексуальности. Политическая активность феминисток (и феминистов) сосредоточена на таких проблемах, как права деторождения, домашнее насилие, отпуска по беременности и родам, равная заработная плата, сексуальное преследование, дискриминация и сексуальное насилие. Темы, исследуемые феминизмом, включают в себя дискриминацию, стереотипизацию, объектификацию (в особенности сексуальную объектификацию), угнетение и патриархат.

Основа феминистской идеологии — права, привилегии и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью.

Универсальность для всех народов

Современная теория феминизма непрестанно подвергается критике как теория, которая преимущественно (но не повсеместно) ассоциируется с представителями интеллигенции и среднего класса в странах Запада. Тем не менее, феминистское движение не имеет классовых и расовых ограничений. Оно специфично в каждой культуре, так как сосредотачивает своё внимание на проблемах женщин в данном обществе, например — процедура женского обрезания в Судане или т. н. «стеклянный потолок» в странах Северной Америки. Некоторые проблемы и вопросы — такие, как изнасилование, кровосмешение и материнство, универсальны для феминизма во всех странах и культурах.

Истоки феминизма принято датировать концом XVIII — началом XIX века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт корни в реформаторском движении западного общества XIX века.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

Франция 18 в. Наполеновские запреты

Во Франции к началу Великой французской революции 1789 стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин. Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», однако в 1793 году её деятельность была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж (ей принадлежат слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»).

В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

Великобритания 18 в.

В Англии требование гражданского равноправия женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) в книге «Защита прав женщины» (1792).

19 в. Суфражизм

Началом организованного движения считается 1848, когда в Сенека Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». В 1869 году Джон Стюарт Милл опубликовал свою работу «Подчинение женщин», в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».

Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) была одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. суфражизм от англ. suffrage, "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 она сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union — WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов. После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).

В США в 1869 году были созданы две организации такого характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

Первое избирательное право для женщин. 20 в.

Первыми избирательное право получили имущие женщины в Новой Зеландии в 1893 году и в Австралии — в 1902 году. Позже избирательное право получили женщины ряда европейских стран (в Финляндии — в 1906, в Норвегии — в 1913, в Дании и Исландии — в 1915, в России — в 1917, в Канаде — в 1918). В 1919 году право голосовать добились женщины Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии, в 1920 году — США, в 1922 году — Ирландии, в 1928 году — Великобритании, в 1931 году — Испании и Португалии.

Три «волны» феминизма

За прошедшие с того времени десятилетия выросло число различных направлений в феминистском движении. Каждое из них акцентирует своё внимание на отдельных аспектах дискриминации женщин. Ранних феминисток и первоначальные феминистские организации теперь называют «первой волной» феминизма, а феминисток после 1960-х гг. — «второй волной». Есть и так называемая «третья волна», но не все феминистки согласны с необходимостью выделять её отдельно в свете пропагандируемых ею идей. Эти три «волны» названы именно так потому, что подчёркивается их сходство с волнами океана, где каждая последующая волна приходит за предшественницей и занимает её место, не умаляя значения предыдущей.

Работа «В защиту прав женщин», написанная Мэри Уоллстоункрафт (Mary Wollstonecraft) — одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое может быть причислено к ранним феминистским произведениям. Другое сочинение-предвестник феминизма — «О величии и превосходстве женского пола» — было написано философом Генрихом Корнелиусом Агриппой (Heinrich Cornelius Agrippa) в 1529 г. В современном феминизме книга «Секс и темперамент в трёх примитивных обществах», написанная антропологом Маргарет Мид (Margaret Mead) в 1935 г., занимает особое место. Мид была профессором Колумбийского Университета, где обучалась Бэлла Абцуг (Bella Abzug), которая впоследствии стала одним из главных лидеров американского феминизма. В своей книге Мид указывает на то, что женщины племени Чамбули занимали доминирующее положение, не создавая никаких проблем для племени. Среди интеллектуалов эры Абцуг эта книга укрепила мнение о том, что европейские идеи женственности (феминности) и мужественности (маскулинности) обусловлены самим социумом и его установками (social constructs), а не глубинными человеческими инстинктами.

ООН принимает Конвенцию о ликвидации дискриминации в отношении женщин. 1979 г.

Первым международным соглашением, провозгласившим равенство мужчин и женщин в качестве основополагающего права человека, стал Устав Организации Объединённых Наций (1945). В 1979 ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Большинство мусульманских стран не признаёт этих положений.

Массовые выступления. 20 в.

После Второй мировой войны одной из важнейших задач женского движения становится борьба за фактическую реализацию прав женщин, признанных в законодательном порядке. В ходе протестных выступлений 60-70-х гг. в США и Европе феминистское движение приобретает массовый характер («вторая волна»). Общее требование феминисток — борьба за право не только избирать, но самим войти во властные структуры. Родоначальницей и теоретиком «второй волны» стала Симона де Бовуар.

Главы государств — женщины

До настоящего времени демократически избранными главами государств и правительств стали более 20 женщин. Первой женщиной, возглавившей правительство, стала Сиримаво Бандаранаике (1960, Шри-Ланка), первой женщиной-президентом — Изабель Перон (1974, Аргентина), первой женщиной, занявшей президентский пост в результате выборов, — Вигдис Финнбогадоттир (1980, Исландия), первой женщиной, возглавившей правительство в мусульманской стране, — Беназир Бхутто (1988, Пакистан). Сегодня женщины являются главами государств в Ирландии (1997,Мэри Макэлис), Финляндии (2000, Тарья Халонен), на Филиппинах (2001, Глория Арройо), в Германии (2006, Ангела Меркель), Чили (2006, Мишель Бачелет), и Аргентине (2007, Кристина Киршнер).

Многоликость феминизма

Термин «феминизм» подразумевает единую идеологию, но на самом деле внутри этого движения существует множество подгрупп. Из-за различных исторических прецедентов, различии в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также других факторов, феминистская идеология должна была двигаться в различных направлениях для того, чтобы достичь намеченных целей. Как результат, существует много разновидностей феминизма.

Радикальный феминизм

Одна из них, радикальный феминизм, считает патриархат источником большинства серьёзных общественных проблем. Жестокость и притеснения по отношению к женщинам потому, что они — женщины, более существенная причина дискриминации, чем класс, этническая принадлежность, религия, и т. д. Эта форма феминизма была популярна в т. н. «второй волне» («волна» — как существенное изменение в общепринятых феминистских идеях), но не столь популярна в наше время. Несмотря на это, многие всё равно приравнивают термин «феминизм» исключительно к идеям радикального феминизма. Некоторые считают, что приоритизация угнетения женщин и универсализация идеи Женщины с заглавной буквы, традиционно принадлежащие идеям радикального феминизма, чересчур упрощают проблему, и что женщины в других странах никогда не смогут испытать, что значит быть «Женщиной» в равной степени с жительницами стран западного мира.

Некоторые представители радикального феминизма выступают в поддержку сепаратизма — полного размежевания мужчин и женщин в обществе и культуре, в то время как другие не только ставят под вопрос отношения между мужчинами и женщинами, но и само значение понятий «мужчина» и «женщина». Некоторые защищают точку зрения, что роли и половая идентификация, а также сексуальная принадлежность обусловлены общественными факторами (т. н. гетеронормативность). Для этих последователей движения, феминизм — первичный инструмент для личностного освобождения или раскрепощения (то есть освобождение в равной степени и мужчин и женщин от препятствий, созданных самим обществом).

Другие феминистки убеждены в том, что есть и другие общественные проблемы, возникшие до или независимо от патриархата, такие как расизм и разделение общества на классы. Они рассматривают феминизм как одно освободительное движение из многих, каждое из которых имеет влияние друг на друга.

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано, очевидно, с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма, в котором доминировали мужчины, наиболее полно выразился в среде художниц-феминисток.

Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»

Женские группы активно проявили себя в Нью-Йорке, где Коалиция работников искусства среди своих «13 требований», выдвинутых перед музеями, назвала необходимость «преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к художницам, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов». Вскоре возникла «группа влияния» под названием «Художницы бунтуют» (Women Artists in Revolution, сокращенно WAR), протестующая против дискриминации женщин на ежегодных экспозициях в Музее Уитни. Члены группы ратовали за то, чтобы процент участниц был повышен с 7 до 50 процентов. В дальнейшем они предприняли шаги по организации собственных выставок и галерей.

В этой атмосфере дебатов о женском творчестве было сформулировано несколько ключевых идей, самые заметные из которых были изложены в эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.

Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке.

Разновидности феминизма

У феминизма существует множество разветвлений. Ниже приводится список некоторых из них.

  • Анархо-феминизм
  • Вуманизм (от англ. woman — женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Лесбийский феминизм
  • Либеральный феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Марксистский феминизм, или социалистический феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Сепаратистский феминизм
  • Социалистический феминизм
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экофеминизм
  • Экзистенциальный феминизм

Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Мужчины-феминисты

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма.

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм, маскулизм.

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Многие феминистки занимают позицию целостного подхода к политике, веря в то, что однажды сказал Мартин Лютер Кинг-младший: «Угроза справедливости в одном месте есть угроза справедливости повсеместно».

В соответствии с этим убеждением, некоторые феминисты поддерживают и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов и лесбиянок, и с некоторого времени — движение за права отцов.

Вуманизм

В это же время, многие чернокожие феминистки (такие как bell hooks) критикуют движение за то, что оно доминируется женщинами со светлой кожей. Феминистские заявления, критикующие недостатки положения женщин в западных странах, зачастую не соприкасаются с проблемами чернокожих женщин. Это разногласие является ключевой основой пост-колониального феминизма. Многие чернокожие феминистки предпочитают термин вуманизм для описания своих убеждений.

Неприятие транссексуальности

Несмотря на вышесказанное, некоторые феминистки с осторожностью относятся к движению транссексуалов, так как те подвергают сомнению различия между мужчинами и женщинами. Женщины-транссексуалы зачастую не допускаются на «эксклюзивно женские» собрания и события, а также не воспринимаются всерьёз некоторыми феминистами, так как последние считают, что ни один человек, рождённый как мужчина, не может до конца понять суть притеснения, с которым приходится иметь дело женщинам, что также можно квалифицировать как проявление сексизма.

Женщины-транссексуалы считают такое отношение трансфобией, приводя аргумент о том, что те притеснения и дискриминации, через которые им пришлось пройти на пути защиты своих прав и личности, компенсируют тот факт, что они могли что-то «пропустить», вырастая женщиной в мужском теле. Они также заявляют, что такое отношение — не что иное, как дискриминация, гетеросексизм и проявление патриархата.

Влияние на западное общество

Феминизм повлёк за собой множество перемен в западном обществе, в том числе:

  • предоставление женщинам права голоса в выборах;
  • широкий выбор профессии с заработной платой, более или менее сравнимой с заработной платой мужчин той же профессии;
  • право подавать заявление на развод;
  • право женщин иметь контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и безопасных абортов,

а также многие другие общественные изменения.

Некоторые феминистки утверждают, что многое ещё должно быть сделано в перечисленных выше направлениях, и не следует останавливаться на достигнутом, в то время как т. н. феминистки «третьей волны» сходятся на мнении, что «битва выиграна». Благодаря тому, что западное общество стало относиться к феминистским принципам более положительно, и в основном приняло их как неотъемлемую часть общественного устройства, многие вопросы, считавшиеся в прошлом исключительно «феминистскими», перестали восприниматься таковыми.

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй — всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования не-сексистского языка, например, используя обращение Ms. (Miss) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества».

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово — mankind — восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Данные перемены в языковых требованиях также объясняются стремлением исправить элементы сексизма в языке, так как феминистки считают, что язык напрямую влияет на наше восприятие мира и понимание своего места в нём (см. гипотезу Сапир-Уорф — Sapir-Whorf Hypothesis). Однако, вполне возможно, что данный лингвистический вопрос не столь актуален для всех языков мира, хотя нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что английский язык стал одним из самых распространённых языков международного общения.

Влияние на мораль в образовании

Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть — как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль — оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской». Как парадокс, система домашнего образования (англ. homeschooling) есть результат женского движения.

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем и целом это влияние оценивается как позитивное, отмечаются и некоторые негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Контроль беременности

Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности. Cексуальная революция позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам — получать большее удовольствие от интимной близости, так как оба партнёра чувствуют себя теперь свободными и равными.

Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делает выбор в пользу сожительства (то есть так называемого фактического брака).

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии.

Христианство

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства. В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать «священниками» и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь — в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве. Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией. Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества.

Новые формы религии

Феминизм сыграл определённую роль в появлении новых форм религии. Нео-языческие религии особенно подчёркивают особую роль богинь и ставят под вопрос то, что они считают негативным мнением со стороны традиционных религий по отношению к «святой фемине». В среде традиционных религий феминизм повлёк за собой интроспективный самоанализ, следствием которого стало возрождение позитивного взгляда на образ девы Марии в христианстве и Фатимы Захры в исламе. В то же время, продолжает звучать критика в отношении этих попыток как неспособных спасти безнадёжно коррумпированные церковные структуры. Более всего она выражена в отношении девы Марии: утверждается, что её статус матери-девственницы, который традиционно является основным образцом для формировании женской роли матери, заставляет женщин стремиться к недостижимому идеалу и, таким образом, оказывает негативное влияние на формирование личности и сексуальности женщины.

Взгляд на мир с позиций феминизма

Несмотря на значительные успехи на ниве женского равноправия, единых позиций по этому поводу до сих пор нет ни среди мужчин, ни среди женщин. Тем не менее, говоря об угнетении женщин, зачастую утверждают следующее:

  1. В большинстве стран (особенно стран третьего мира) до сих пор преобладающей позой в сексуальных контактах является поза «Мужчина сверху».
  2. Женщины и девочки до сих пор подвергаются сексуальному насилию.
  3. Несмотря на то что законодательство многих стран уравнивают права супругов на их общую собственность, фактически женщины зарабатывают и владеют меньшим состоянием, чем мужчины.
  4. Труд по дому по своей тяжести и продолжительности сравним с любым другим родом занятий.
  5. Число женщин в важных правительственных институтах разных стран по-прежнему меньше числа мужчин. В 1985 в Финляндии было отмечено наибольшее на то время число женщин в законодательных органах страны — 32 %.
  6. В большинстве стран третьего мира проводится социальная реклама для улучшения отношения к женщине до уровня развитых стран, а исполнение некоторых бытующих традиций (женское обрезание) наносит вред женщинам.

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) — феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Многие феминистки, однако, также ставят под вопрос применение термина «феминист» к тем, кто поддерживает любые формы насилия по отношению к любому полу, или к тем, кто не признаёт фундаментального принципа равенства полов. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) — автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) — автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины — люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединять людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими, что позволяет признать их слова ближе к эгалитаризму, чем к классическому феминизму.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

Вражда между полами

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Эти критики отмечают, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки т. н. «третьей волны» придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

Попытки восстановить матриархат

Многие критики движения считают, что говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Эти критики цитируют этимологию и комментируют символику современного феминизма, отмечая их неизменно повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По их мнению, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как «эгалитаризм». Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда подразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западных странах — убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности.

Дискриминация мужчин

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Те, кто придерживаются такого мнения, отмечают, что уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц — взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. Многие специалисты приходят к выводу, что США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации. Мировая статистика приводит похожие цифры.

Воинская повинность

Другим примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что является прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Нужно отметить тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

Смертная казнь

В законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

Уголовное наказание

В законодательстве ряда стран (в том числе России) женщинам предоставляются льготы при отбытии наказания. В частности, в соответствии со статьёй 82 Уголовного кодекса,

    «Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.»

    «По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».

Также женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса.

Замалчивание фактов

По мнению критиков, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров.

Разрушение традиционного уклада жизни

Многие люди настроены против феминистского движения потому, что они считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В связи с этим говорится, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания.

Размывание традиционной семьи

Многие считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье, где есть мужественный отец и женственная мать. В свете этого мнения, разводы, неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное.

Ущемление прав отцов

Иногда раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, неоднократно говорилось о том, что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов.

Искусственное продвижение женщин

Некоторые мужчины также выражают беспокойство по поводу того, что широкораспространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающим актом» (affirmative action), целью которого было (и есть) в США защитить права национальных меньшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.

Уровень рождаемости и иммиграции

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) — самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам — стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства.

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные формы феминизма, в особенности радикальный феминизм, и их основу — стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.

В настоящее время молодые женщины преимущественно ассоциируют «феминизм» с радикальным феминизмом. Это является одной из причин, почему многие из них держатся в стороне от этого движения, или избегают использования терминологии, введённой т. н. «второй волной» феминизма. Тем не менее, основные ценности, пропагандируемые феминизмом (равенство прав и возможностей независимо от пола) стали настолько неотъемлемой и повсеместно принятой частью западной культуры, что отступление от этих ценностей и правил вызывает неприятие большинства людей (и мужчин, и женщин), даже тех, кто не причисляет себя к феминистам.

Литература:

  • Judith Butler (1994). «Feminism in Any Other Name», differences 6:2-3: 44-45.
  • Alice Echols, Daring to Be Bad: Radical Feminism in America, 1967—1975, University of Minnesota Press 1990
  • Karen Kampwirth, Feminism and the Legacy of Revolution: Nicaragua, El Salvador, Chiapas, Ohio UP 2004
  • Gerda Lerner, The Creation of Feminist Consciousness: From the Middle Ages to Eighteen-Seventy, Oxford University Press 1994
  • Kaja Silverman, Male Subjectivity at the Margins, p.2-3. New York: Routledge 1992
  • Calvin Thomas, ed., «Introduction: Identification, Appropriation, Proliferation», Straight with a Twist: Queer Theory and the Subject of Heterosexuality, p.39n. University of Illinois Press (2000)