Массаж и гимнастика для ребенка 2 месяца. Гимнастика для новорожденных: полезные упражнения

В задачу этого комплекса входит, прежде всего, подготовка ребенка к движению, снятие повышенного тонуса мышц-сгибателей рук и ног, а также активное развитие шейного отдела позвоночника, укрепление мышц верхнегрудного отдела позвоночного столба и плечевого пояса. Для расслабления мышц в комплексе активно используются: массаж - поглаживания сгибательных поверхностей рук и ног, различные растяжки и суставная гимнастика.

Упражнения в положении лежа на спине

Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).

Упражнение расслабляет мышцы руки, нормализует тонус, позволяет успокоить малыша перед дальнейшими занятиями.

Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).

Упражнение растягивает мышцы и суставы рук, способствует укреплению мышц плечевого пояса и шейного отдела позвоночника, а также ускоряет развитие шейного изгиба позвоночного столба.

Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).

Перекрестное поглаживание начинают из положения, стоя лицом к ребенку у его ног. Исходное положение рук - правая ладонь на верхней части левой половины живота малыша, левая рука лежит тыльной стороной в нижней части правой половины живота. Одновременно поглаживаются правая и левая половины живота - ладонь идет вниз, а тыл кисти - вверх. Нужно сделать 4-5 повторений (рис. 4).

Поглаживание боковых поверхностей начинается от поясничной области и проводится по двум направлениям: к грудине и к лобковой области. Подушечки пальцев аккуратно укладываются на боковые поверхности; живота, затем ими проводится поглаживание. Пальцы соединяются на уровне конца грудины, затем над пупком, потом - в области лобка. Таких туров (по 3 движения) необходимо сделать 3-4 (рис. 5).

Все поглаживания живота направлены на усиление работы мышц, способствуют подготовке мышц живота к последующим процессам сидения и стояния, эффективны как успокаивающий прием и нередко применяются (даже вне гимнастического комплекса) при вздутии живота, запорах и болезненном отхождении газов (круговое поглаживание).

Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).

Упражнение подготавливает ребенка к позе сидения, активно развивает мышцы живота и грудной клетки, укрепляет разгибатели спины, положительно воздействует на тазобедренные суставы и мышцы ягодиц.

Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).

Упражнение стимулирует развитие грудных и межреберных мышц, укрепляет грудную клетку и способствует более глубокому и правильному дыханию.

Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).

Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, положите указательный и средний пальцы второй руки на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов) (рис. 9).

Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия.

Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).


Упражнение, в активном режиме развивает мышцы споты и голени, препятствует развитию плоскостопия и деформаций стопы в более позднем возрасте.

Упражнения, лежа на животе

Выкладывание на живот. Как и предыдущее, это упражнение основано на рефлекторных движениях защитно-оборонительного характера. В раннем возрасте ребенок при выкладывании на живот (да и вообще при изменении положения тела) старается уравновесить себя и поэтому отклоняет голову в сторону, противоположную положению туловища. Упражнение выполняется очень просто: выкладываете малыша на живот и оставляете в таком положении в течение нескольких секунд. При этом обратите внимание, что бедра ребенка должны быть разведены, а руки необходимо опереть на предплечья (рис. 12).

Упражнение развивает шейный и грудной отдел позвоночника, укрепляет мышцы спины, способствует правильному и своевременному развитию шейного отдела позвоночного столба. Как и массаж живота, это упражнение может выполняться помимо гимнастических комплексов. Его можно делать перед каждым кормлением.

Массаж спины. Поглаживание спины проводится тылом кисти одной или обеих рук в направлении от ягодиц к голове вдоль позвоночного столба. Ребенок лежит на животе, тыльная сторона кисти устанавливается на крестцовую область и проводится движение по направлению к голове. Возврат в исходное положение руки идет ладонной поверхностью. Прием поглаживания тыльной поверхностью довольно грубый, поэтому обязательно контролируйте силу воздействия, чтобы не доставлять неудовольствия малышу. Повторить движение можно 7-8 раз (рис. 13).

Упражнение стимулирует мышцы позвоночного столба, особенно положительно действует на разгибатели спины и подготавливает спину к дальнейшим упражнениям.

Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе. Для его выполнения необходимо положить ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а двумя пальцами другой с небольшим нажимом проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. Ребенок тут же разогнет спину. Переверните малыша на другой бок и проделайте то же самое. Количество повторений необходимо начинать по 2 с каждой стороны и постепенно увеличить до 6-8 (рис. 14).

Упражнение активно развивает мышцы спины, особенно разгибатели, способствует формированию правильной осанки, укрепляет связочный аппарат позвоночника. Его можно выполнять несколько раз в день, помимо гимнастического комплекса, во время смены белья и других гигиенических процедур.

Массаж ягодиц с точечным воздействием. Массаж ягодиц проводится в положении лежа на животе. Подушечки ваших пальцев (в более позднем возрасте - полностью ладони) расположите у внутреннего края подъягодичной складки. Начинайте круговые поглаживания вверх и в стороны, незначительно нажимая на кожные покровы малыша (рис. 15). Сделайте несколько круговых движений (5-6), после чего мягко и аккуратно, расположив ладони на ягодицах, проведите 2-3 надавливания на них в направлении снизу вверх. Точечное воздействие выполняется легким нажатием подушечками больших пальцев (10-12 раз) чуть ниже центра ягодиц. При точечном воздействии внимательно наблюдайте за настроением малыша, так как грубое выполнение приема может вызывать отрицательную реакцию.

Поглаживание ягодиц укрепляет мышцы, способствует снижению повышенного тонуса, подготавливает ребенка к позе сидения. Точечное воздействие улучшает проводимость в нервах нижней конечности, тонизирует мышцы, связочный аппарат, стимулирует кровообращение.

Массаж ног. Массаж ног в этом возрасте заключается в поглаживании. Одной рукой обхватите стопу ребенка, подушечками пальцев или ладонью другой руки проводите поглаживания в направлении от стопы к ягодице, основной упор делая на заднюю (сгибательную) и боковую поверхности ножки. Необходимо сделать 7-8 движений на каждой ноге. При желании можно проводить поглаживание, обхватив ножку кольцом из большого и указательного пальцев (рис. 16).

Упражнение снижает тонус сгибателей, усиливает кровообращение в кожных покровах и подкожной клетчатке, стимулирует двигательную активность и чувствительность нижних конечностей.

Рефлекторное ползание. Положите ребенка на живот, колени разведите в стороны, а стопы соедините. Аккуратно не касаясь стопы, обхватите голени малыша, после чего большими пальцами прикоснитесь к подошвам. Ребенок в ответ на ваши действия разогнет ноги и, оттолкнувшись, продвинется вперед. Не забывайте, что ваши руки должны быть зафиксированы на столе, иначе движения вперед у малыша не будет. Нужно сделать 2-3 движения, их количество постепенно надо увеличивать до 7-8 (рис. 17, 18).


Упражнение активно укрепляет и развивает мышцы ног и поясницы, готовит ребенка к ползанию, развивает вестибулярный аппарат.

«Переступание». Возьмите малыша под мышки и поднимите над столом так, чтобы его стопы касались поверхности. Каждое прикосновение стопами к столу будет вызывать рефлекторную реакцию шага. Если слегка наклонять ребенка по направлению кпереди, то он «пойдет». При выполнении упражнения старайтесь не сдавливать его грудную клетку, держите ребенка на весу и обеспечьте полное соприкосновение стопы с поверхностью стола. Упражнение можно выполнять как по направлению к вам, так и от вас. Проводить его можно до появления признаков недовольства или усталости у малыша (рис. 19).

Упражнение развивает вестибулярный аппарат, вытягивает связки позвоночника и околопозвоночные мышцы, мягко растягивает мышцы ног и снижает их тонус, а также приучает ребенка сохранять вертикальное положение.

Перекаты на спине. Положите ребенка на спину, согните руки и ноги, удерживая их на уровне живота одной рукой. Малыш окажется в своей любимой позе - «позе эмбриона». Вторая рука должна поддерживать шею и голову. Аккуратно и нежно, придерживая руки и ноги, покачивайте ребенка из стороны в сторону, вперед-назад, по кругу. Выполните по 2-3 движения в каждую сторону (рис. 20).

Это упражнение развивает связочный аппарат спины, положительно действует на вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы-разгибатели, способствует правильному формированию грудного изгиба позвоночника.

Встряхивание рук. После активных занятий необходимо несколько расслабить ребенка и успокоить его нервную систему. Для этого используется встряхивание. Положите малыша на спину, обхватите его кисти (ваши большие пальцы должны быть в его ладошке), вытяните руки в стороны и слегка встряхните их. Если ребенок сопротивляется этому действию (что возможно при высоком тонусе сгибателей), то перед проведением упражнения нужно повторить поглаживание рук, чтобы снять напряжение (рис. 21).

Это основной комплекс, применяемый в возрасте до 2,5 месяцев. Начав занятия, вы можете со временем внести в комплекс собственные упражнения и движения, которые нравятся ребенку и вам. Постарайтесь не выполнять комплекс однобоко - этим нередко грешат родители: если у ребенка что-то из упражнений не получается сейчас, нельзя отказываться от этого упражнения совсем. Вернитесь к нему через одну-две недели. Больший упор делайте на те упражнения, которые вызывают у ребенка яркие положительные эмоции (их можно делать с большим количеством повторений), но при этом не забывайте, что вы должны выполнить все упражнения.

Cуставная гимнастика

Кроме массажно-гимнастического комплекса в возрасте от 1,5 месяцев хорошее влияние на развитие ребенка, его двигательных возможностей и интеллекта оказывает суставная гимнастика - ряд пассивных изолированных движений в суставах, выполняемых с помощью взрослых.

Эту гимнастику надо проводить очень осторожно, мягко и аккуратно, чтобы не повредить нежные связки и не растянуть мышцы. Не торопитесь с введением новых движений, не делайте гимнастику раньше основного комплекса. Это необходимо для того, чтобы мышцы и связочный аппарат суставов были разогреты для предотвращения травм. Мелкие суставы - кисть, стопу - можно начинать разрабатывать с 1,5-2 месяцев, более крупные суставы (особенно плечевой и тазобедренный) разрабатываются в более позднем возрасте.

Внимание! Проводить суставную гимнастику можно только после консультации с врачом и при отсутствии врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани. Во время болезни (если нет прямых противопоказаний) гимнастика, как и массажно-гимнастический комплекс, проводится в щадящем режиме.

В возрасте от 2 недель до 2,5 месяцев суставная гимнастика подразумевает, прежде всего, разработку и легкое растягивание мышечных групп сгибательных поверхностей, а также выведение объема движений в суставах к максимальной физиологической норме. Сильные растяжения и движения с усилием на границе физиологической нормы в этом возрасте категорически противопоказаны!

Суставная гимнастика занимает небольшое время, при этом разрабатываются 4 группы суставов на каждой руке или ноте: суставы кисти и стопы, лучезапястные или голеностопные суставы, локтевой и коленный суставы, плечевой и тазобедренный суставы.

Гимнастика начинается с мелких суставов кисти. Положите распрямленную ладошку ребенка на свою ладонь и, аккуратно надавливая на кончики пальчиков, доведите движение в суставах до границы свободного. Затем сделайте упор на основание ладони ребенка и так же аккуратно, без особенных усилий доведите объем движения до предела. Таким образом, разрабатывается и укрепляется лучезапястный сустав. Все время следите за реакцией ребенка. Малейшие признаки недовольства и тем более боли на лице требуют немедленного прекращения гимнастики.

Гимнастика в лучезапястном суставе продолжается: одной рукой фиксируется предплечье ребенка, вторая рука берет кисть (так, как мы здороваемся за руку) и выполняет легкие аккуратные покачивания из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону), затем три четыре вращательных движения по оси сустава и легкое, не резкое (и не рывком) потягивание.

Переходим на локтевой сустав. Фиксируется нижняя часть плеча одной рукой, после чего вторая рука помогает выполнять движения па разгибание (3-4), сгибание (3-4), легкое вращение (3-4 оборота) и аккуратное потягивание.

Непосредственно гимнастика плечевого сустава вводится в более позднем возрасте, а начиная с двух недель в комплекс развития суставов включают заведение рук за голову (вверх) в положении лежа на спине. Возьмите лежащего на спине ребенка за руки и заведите его руки вверх. Ребенок рефлекторно выпрямит ноги, включив в работу мышцы-разгибатели. Сделайте это движение 3-4 раза. Начиная с одного месяца можно прибавить незначительное растяжение рук в самом верхнем положении. После выполнения гимнастики на руках сделайте встряхивание рук. Гимнастика для суставов рук выполняется в положении ребенка лежа на спине.

После проведения этой гимнастики выкладываем ребенка на живот и приступаем к гимнастике суставов ног.

Гимнастика суставов стопы проводится очень нежно и аккуратно, так как стопа в раннем грудном возрасте включает множество самых различных рефлексов, которые могут помешать проведению занятий. Все рефлексы вызываются резкими и жесткими прикосновениями в стопе, поэтому ваши движения и захваты должны быть мягкими и медленными.

Разгибание пальцев стопы - нелегкое дело. Пальчики очень маленькие и чувствительные, поэтому поработать с каждым пальцем подчас бывает нелегко, и разгибание пальцев проводят одновременно. Для этого ребро ладони или мизинца одной руки помещают в складку между подушечками пальцев и стопой, другая рука в это время поддерживает стопу за ее тыльную часть. Первая рука, медленно соскальзывая по пальчикам, проводит их одновременное разгибание. Движение повторяется до 5 раз.

Гимнастика для мелких суставов стопы. Одна рука ребром ладони устанавливается вдоль стопы по середине, другая легко и медленно нажимает на тыл стопы, как бы загибая ее внешние края. Движение повторяется 3-5 раз.

Гимнастика для голеностопного и коленного суставов проводится аналогично гимнастике для лучезапястного и локтевого суставов. После проведения суставной гимнастики необходимо сделать встряхивание ножек.

Полностью статья представлена в пособии

Серия «В помощь родителям»


Полезное: Более подробно читайте на baby.ru: Краснуха во время беременности - профилактика и диагностика

Период новорожденности прошел, наступил этап младенчества, и ваш малыш немного повзрослел, набирая больше опыта и навыков. Этот процесс очень сложен для маленького человека, ведь жизнь в животике у мамы совсем не похожа на эту. Чтобы облегчить процесс познания и помочь своему ребенку постичь новые знания необходима ежедневная гимнастика.

Информация к размышлению

Уважаемые родители помните, что потребность в движении – это одна из самых главных потребностей человека, она является врожденной, и каждый ребенок должен реализовать ее в течение суток, недели, месяца.
Ребенку наносит огромный вред недостаточная двигательная активность. Снижается иммунитет, обмен веществ, происходит отставание в физическом и нервно-психическом развитии.
Владение своим телом у малышей происходит по мере созревания нервных центров. Этот процесс очень долгий и сложный, поэтому именно мы взрослые должны помочь маленькому организму быстрее и успешнее проходить этот этап развития нервной и опорно-двигательной системы. Гимнастические упражнения помогают реализовывать и совершенствовать навыки движения.

Справка
Первое гимнастическое упражнение малыш выполняет сразу после рождения, когда его выкладывают на мамин живот. В таком положении он пытается поднять голову, тем самым формируются изгибы позвоночника, укрепляются мышцы спины и шеи, улучшается кровообращение головного мозга. Поэтому выкладывание в дальнейшем малыша на животик очень полезно.

Требования к гимнастическим упражнениям на втором месяце жизни

Основное требование к гимнастике – это ежедневные занятия. Постоянная гимнастика позволит вашему малышу быстрее адоптироваться к окружающему миру, поможет развиваться физически согласно своему возрасту, а также способствует лучшему психическому развитию.

  • Гимнастические упражнения лучше выполнять утром, но если нет такой возможности, то это можно сделать в любое время днем.
  • Гимнастикой следует занять малыша спустя 30 минут после кормления и только в хорошем настроении.
  • Комната для гимнастических упражнений должна быть проветрена, температура воздуха должна составить +22-+23ОС.
  • Вокруг малыша поместите игрушки ярких и насыщенных цветов.
  • Во время выполнения гимнастики общайтесь с малышом.
  • Длительность занятий не должно превышать более 10 минут, первые дни начните с 2-3-х минут.

Когда делать гимнастические упражнения нельзя

Существует только несколько противопоказаний к выполнению гимнастики:

  • высокая температура тела;
  • острый период болезни.

Во всех остальных случаях гимнастика необходима малышам. Недаром великий русский физиолог И.П. Сеченов писал: «Работа мышц есть работа мозга». Тем самым он определил взаимосвязь центральной нервной системы, мышечной и опорно-двигательной системы.

Справка
Известно, что массаж и гимнастика пальчиков развивает лучшую моторику и речь у детей, так как здесь находятся нервные рецепторы, отвечающие за эти функции.
Для чего нужна гимнастика малышам в 2 месяца

Гимнастические упражнения в этом возрасте:

  • нормализуют функцию желудочно-кишечного тракта, тем самым помогает малышу, справиться с газиками, а также
  • является профилактикой дисплазией тазобедренных суставов.
  • улучшают кровоснабжение, лимфоток.

Комплекс гимнастических упражнений в возрасте двух месяцев

1. Упражнение

Самое распространенное упражнение в этом возрасте «лягушка»
Как делать:
Положите малыша на спину, сгибайте ножки в коленях, прижмите их к животику, а затем разведите в стороны. Конечно, правильно когда ножки ребенка касаются поверхности стола, однако не нужно форсировать, к такому результату приходить надо постепенно.

2. Упражнение

Является одной из разновидностей предыдущего упражнения
Как делать:
Уложите малыша на спину, разведите в стороны согнутые в коленях ножки, и попеременно сочетая то одной, то другой ногой делайте круговые движения.

Это упражнение способствует укреплению мышц живота
Как делать:
Необходимо подвести ладони обеих рук под спинку малыша, поддерживаете его голову, ребенок должен опереться стопами о ваш живот. Медленно поднимайте руки до вертикального положения, затем опустите до исходного положения. Такое гимнастическое упражнение служит тренировкой к присаживанию.

4. Упражнение

Это упражнение базируется на врожденном рефлексе, феномен ползания присутствует у детей до трех месяцев. Такая гимнастика укрепляет мышцы спины и шеи.
Как делать:
Уложите малыша на живот, ножки согните и разведите его коленки в стороны, стопы соедините, аккуратно не прикасаясь к подошвам, подведите четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка, затем большими пальцами прикоснитесь одновременно к обеим подошвам, ответной реакцией будет энергичное отталкивание младенца. Главное чтобы ваши руки были фиксированы к столу, так создается опора, тем самым ребенок ползет.

Помните! Это упражнение очень активное, поэтому будьте внимательны, чтобы малыш не соскользнул со стола!

5. Упражнение

Упражнение направлено на разработку голеностопных суставов и подготовки к дальнейшим первым шагам.
Как делать:
Исходное положение младенца лежа на спине, вы, удерживая ногу в области голени, кончиком вашего большого пальца, быстро нажмите на подошву малыша у основания пальчиков, ответной реакцией будет сгибание стопы. После пальцем проведите, нажимая по наружному краю стопы начиная от мизинца к пятке, это приведет к рефлекторному разгибанию пальцев. Таким образом, проведите по 5 упражнений на каждой ножке.
6. Упражнение

Самое любимое упражнение у малышей, ходьба
Как делать:
Поддерживайте малыша под мышками в вертикальной позиции спиной к себе, дайте ему прикоснуться к твердой поверхности стола, рефлекторно ребенок начнет шагать.

Помните! Ребенка держите на весу, не давите на грудную клетку, проследите, чтобы стопы полностью касались твердой поверхности, малыш не должен шагать на цыпочках!

7. Упражнение

Гимнастика на мяче любимое упражнение многих детей, расслабляет и тренирует вестибулярный аппарат. Нам понадобиться мяч большого размера.
Как делать:
Положите малыша животом на мяч, разведя колени в стороны. Придерживайте ребенка в области спины, покачивайте мяч в стороны и по кругу, размах не должен быть резким и большим во избежание соскальзывания и травмы.
8. Упражнение (заключительное)

Как делать:
Ваш малыш устал после комплекса проделанных гимнастических упражнений, уложите его на спинку проделайте легкое встряхивание ручек, слегка разведя их в стороны. В случае сопротивления ребенка, а это может быть из-за повышенного тонуса, значит сделайте несколько поглаживаний, а затем повторите упражнение.
В заключении хочу сказать, гимнастические упражнения должны выполняться ежедневно, для лучшего развития вашего малыша. Необязательно, чтобы их выполняла с ребенком только мама, папа тоже может участвовать в физической подготовке своего чада. Не ленитесь и ваше «сокровище» скажет в будущем спасибо!

Гимнастика способствует физическому развитию ребенка. Укрепляет эмоциональную связь между мамой и малышом. Простые упражнения можно начинать делать уже со второй-третьей недели жизни грудничка. В этой статье мы подробно рассмотрим, когда и с чего начинать зарядку. Узнаем, какие упражнения подойдут для ребенка с одного месяца.

Польза гимнастики для новорожденного

  • Физическое развитие грудничка;
  • Укрепление иммунитета и общего состояния организма;
  • Укрепление и развитие костей, мышц;
  • Формирование осанки и брюшного пресса;
  • Снижение гипертонуса мышц новорожденного;
  • Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
  • Стабилизация давления;

  • Улучшение аппетита;
  • Развитие ловкости и выносливости;
  • Гимнастика для новорожденных нормализует работу внутренних органов и пищеварения, снижает газообразование и устраняет , которые мучают детей в первые 2-3 месяца;
  • Успокаивающее и расслабляющее воздействие, налаживание работы нервных;
  • Развитие рефлексов, восприятия ребенком звуков и движений;
  • Динамическая гимнастика для грудничков поможет малышу скорее начать ползать, сидеть, стоять и ходить;
  • Тактильный контакт налаживает психоэмоциональную связь между родителями и ребенком.

Как правильно проводить гимнастику

Важно знать, что гимнастика для новорожденных отличается от упражнений, которые можно делать малышам старше одного месяца. Перед началом введения любой физической нагрузки для грудничка, обязательно проконсультируйтесь с педиатром, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний.

Легкая зарядка для новорожденных показана каждому малышу, за исключением детей с выраженными неврологическими симптомами. Врач подскажет, когда лучше начинать активные занятия с ребенком, и какие упражнения подойдут малышу с учетом особенностей развития.

Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни не рекомендуется. Лучше начинать упражнения со второй недели после рождения малыша. Важно, чтобы и гимнастика, и проходили медленно и плавно без резких движений и сильной нагрузки без применения усилий.

Гимнастика для грудничков в первый месяц жизни проводится по 10-15 минут за полчаса до кормления. Упражнение повторяют по 3-5 раз и делают каждый день! Только так вы добьетесь максимального эффекта. Кроме того, такая активность войдет в привычку и у родителей, и у малыша.

Зарядку лучше делать в первой половине дня. Обустройте специальное место для упражнений. Это должна быть твердая поверхность, на которую сверху постелите одеяло или пеленку. Грудничку ничего не должно мешать и причинять дискомфорт, когда тот выполняет упражнения.

Во время упражнений разговаривайте с малышом, рассказывайте потешки или пойте песенки. Не кричите и не ругайтесь! Не стоит заставлять делать грудничка то, что он еще не может выполнить (например, переворачиваться или ползать). Не перегружайте ребенка! Не заставляйте малыша заниматься, если он болен, плохо себя чувствует или капризничает.

Упражнения для новорожденных

Утренняя зарядка хорошо тонизирует мышцы. Многих родителей интересует, с чего же начинать такую гимнастику. Когда малыш проснется, положите его на спину и помогите потянутся. Затем обхватите и слегка потрясите запястья, после так же возьмите и потрясите щиколотки. Разведите в стороны и затем скрестите руки на груди так, будто малыш обнимает сам себя. Возьмите запястья ребенка и по очереди плавно поднимайте вверх. Такое упражнение часто называют “мельницей”.

Выкладывание на животик педиатры советуют делать обязательно, так как такое упражнение налаживает работу пищеварения и устраняет колики, учит поднимать и держать голову. Положите малыша на живот и сделайте так, чтобы он приподнял голову. Например, покажите яркую игрушку или потрясите погремушкой над головой.

В первые недели такое упражнение делают несколько секунд, затем время увеличивают. Так, со второго месяца грудничка выкладывают уже на 5-6 минут. В это возрасте можно начинать стимулировать ребенка поворачивать голову в стороны также при помощи игрушки.

Эффективно справиться с коликами и болями в животике также поможет сгибание ног. Просто согните ножки малыша в коленях и подтяните к животу, а затем разогните обратно.

Поза “лягушки” и круговые вращения ножек способствуют укреплению и нормальному развитию суставов. Согните ноги в коленях и разведите в стороны, слегка повращайте каждую согнутую ногу по кругу.

Разгибание позвоночника формирует осанку, укрепляет кости и мышцы спины. Положите малыша на бок и одной рукой придержите ноги. Второй рукой проведите вдоль позвоночника на расстоянии 1-2 сантиметров от позвонков. Малыш станет рефлекторно прогибаться в спине.

Раскачивание включают в комплекс упражнений с одного месяца. Такую зарядку можно выполнять как на фитболе, так и лежа на поверхности. Положите ребенка на спину, согните ноги в коленках и прижмите к животу, руки прижмите к груди. Получится поза эмбриона. Затем начинайте раскачивать малыша в разные стороны.

Рефлекторное ползание можно начинать формировать у ребенка уже после второй недели жизни, несмотря, что полноценно ползать на животе он начинает с трех-четырех месяцев, а на четвереньках – после пятого месяца. Чтобы подготовить малыша к ползанию, положите его на живот и согните ноги так, чтобы он развел коленки в стороны. Ступни при этом должны упираться в ладонь взрослого человека. Тогда ребенок рефлекторно оттолкнется и проползет немного вперед.

Рефлекторная ходьба подразумевает, что ребенка берут подмышки и ставят ногами на твердую поверхность. При этом, корпус слегка наклоняют вперед. Тогда малыш может рефлекторно сделать шаг вперед. Какие еще упражнения помогут грудничку начать ходить, читайте .

Занятия на фитболе для грудничка в 1 месяц

Сегодня большую популярность приобретают фитболы. Это большие мячи диаметром 45-75 сантиметров. Для новорожденного лучше подойдет фитбол маленького или среднего размера с ручкой или рожками и гладкой поверхностью. Занятия на фитболе тоже можно начинать на вторую-третью неделю.

Оптимальными упражнениями в этом возрасте станет раскачивание на животе и на спине. При раскачивании поддерживайте ребенка за животик или спину, следите, чтобы голова не запрокидывалась!

Положите малыша на пеленальный стол и подкатывайте к ножкам фитбол, тогда он будет рефлекторно отталкивать мяч. Когда ребенок лежит на фитболе спиной вниз, можно сделать упражнение “Часики”. Придерживайте кроху за грудь или живот и мягко вращайте шар по или против часовой стрелке.

Малыш уже достиг возраста 2 месяцев, а ведь так недавно он был совсем еще беспомощным. Теперь вы замечаете, что его ручки и ножки крепнут, он учится приподнимать головку и увереннее себя чувствует в таком положении, перенося вес на предплечья.

Главной особенностью этого возраста является то, что карапуз в период бодрствования встречает любимых родных (маму, папу, бабушку) активно и радостно: он улыбается, машет ручками и ножками - это называется комплексом оживления. Малыш начинает гулить, этим привлекает взрослых поиграть вместе. Как мама может развлечь и занять в домашних условиях своего подрастающего карапуза? Чем можно заинтересовать ребенка в 2 месяца? Какие игры и занятия нужны ему в этом возрасте?

Общение с двухмесячным малышом - одно удовольствие: он улыбается близким людям, радостно агукает, учится демонстрировать свои эмоции (подробнее в статье: )

Игры для развития. Какие они?

Выбирая упражнения для вашего малыша в 2 месяца, учитывайте те способности и навыки, которые он уже приобрел, и направляйте часть заданий на развитие новых навыков и умений. Малыш умеет устанавливать зрительный контакт с родителем – это главное умение ребенка в 2 месяца. Такую способность можно развивать, помогая ребенку фокусироваться на определенном предмете в игровой форме.

В период бодрствования ребенок активно изучает окружающий мир, ему доставляет большое удовольствие рассматривать яркие предметы или рисунки, которые он видит перед собой. Отличным вариантом будет перемещение привлекательных для крохи предметов в пространстве : тренировать глазки можно, стимулируя желание малыша следить за объектами, которые то приближаются, то отдаляются. Свое одобрение ребенок будет выражать улыбками и лепетом.

Мелкую моторику также можно упражнять в 2 месяца, ведь ладошки у малыша уже частично открываются. Играть с малышом стоит также и с помощью массажа пальчиков.

Во время упражнений с пальчиками можно одновременно улучшать слух. Для этого сопровождайте игровые упражнения стихами и потешками, ритмический окрас которых обязательно придется по душе малышу.

Звуки привлекают ребенка все больше, в том числе и звуковые игрушки. Интерес крохи выражается поворотом головы в сторону звука и попыткой найти его источник.

Игрушки для ребенка 2 месяцев

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Период с 2 до 4 месяцев отлично подходит для забав с погремушками . Малыш радостно изучает новые игрушки, а если их можно при этом сжимать, кусать, слушать звонкие звуки, то такие вещицы станут самыми любимыми у вашего крохи. Вы заметите большое желание малыша дотянуться до заманчивой цели и взять игрушку в ладошку. В этот период не забывайте знакомить ребенка с разными поверхностями и материалами: ткань, пластик, резина или дерево.

Браслеты из мягких материалов , которые можно надевать не только на ручки, но и на ножки, непременно порадуют вашего малыша. Браслетики или варежки с вдавленными бубенчиками помогут ребенку осознать, что его движения рук и ног заставляют звучать другие предметы. Наблюдайте за реакцией ребенка на новые звуковые предметы: если заметите, что малыш пугается погремушки, отложите знакомство с ней на некоторое время. Через пару недель можно попробовать снова заинтересовать ребенка веселой игрушкой.

Координация движений

  • Откажитесь от тугого пеленания, не стоит сковывать движения ребенка, позволяйте ему двигаться. Чтобы было удобно, можно одевать малыша в ползунки или оставлять полностью голеньким. Малыш учится координировать свои движения именно при свободном владении ручками и ножками - не затормаживайте это развитие.
  • Вертикальное положение ребенка скорее научит его владеть мышцами шеи, поэтому почаще берите кроху на руки, поднимайте и опускайте карапуза, поддерживая его под мышки, позволяйте его ножкам отталкиваться от опоры. Сопровождайте такие игры ободрительными словами, это поможет стимулировать его общую двигательную активность.

Укрепление рук и кистей

Вкладывайте свой большой палец в сомкнутую ладошку ребенка. Плавным движением расправляйте ладонь, массируя ручку от центра ладони к кончикам пальцев, непременно массируйте каждый пальчик в отдельности. Помогайте обособить большой пальчик малыша, делая им вращательные движения. Легкое поглаживание тыльной стороны кисти поможет расслабить пальчики, и разжать кулачок, потом вложите в раскрытую ладонь погремушку.

Старайтесь выбирать погремушки с удобными для захвата ручками, это может быть форма кольца или гантели: игрушка вызовет интерес у малыша, и он постарается ее взять, потрогать, толкнуть или ударить. Первоначально неосознанные движения станут с опытом более целенаправленными. Дети, чьи родители занимались с ними подобными упражнениями, быстрее сверстников осваивают навык удержания предмета и манипуляции с ним.

Мягкие игрушки с возможностью издавать звуки можно зафиксировать на кроватке с помощью резинки. Сначала малышу будет интересно просто дотрагиваться до них, а позже он научится сводить руки вместе, чтобы прижать мягкую любимицу к себе. Такие игровые приемы способствуют развитию мелкой и крупной моторики.

Игры на развитие внимания

Зрительное внимание

Окружающий мир для ребенка в возрасте 2 месяцев состоит в основном из звуков и картинок. Таким образом, главными органами, которые стоит «тренировать», являются зрение и слух.

  • Помогайте малышу фокусировать свой взгляд на предмете с помощью яркого предмета (погремушки или кубика на палочке), плавно перемещаемой в поле зрения ребенка. Расстояние до глаз малютки должно быть около 25-30 см. Сначала водите по дугообразной траектории, затем меняйте направление на плавные движения вверх и вниз, темп при этом может меняться.
  • На стенках кроватки можно продолжать развешивать рисунки с изображением различных эмоций человеческого лица. Особую любовь у малышей в 2 месяца получила кукла-неваляшка - по возможности располагайте ее неподалеку от малыша.
  • Спираль из разноцветной пластмассы, подвешенная над головой ребенка, вызовет большой интерес у крохи. Плавные движения спирали от детских прикосновений будут радовать и веселить.


Концентрация внимания на ярком заметном предмете - не просто игра, а настоящая тренировка зрительного восприятия малыша и его внимания

Слуховое внимание

Для развития слухового восприятия можно использовать такие виды упражнений:

  • Потрясите звучащими погремушками с разных сторон, сначала у одного ушка, потом у другого.
  • Еще одним упражнением станет воспроизведение разных звуков из двух погремушек. Погремите одной с правого уха, потом другой – с левого. Устраивайте секундные паузы между звучаниями.
  • Фиксируем мягкие браслеты со звонкими бубенчиками, вшитыми в их поверхность.
  • Мягкую игрушку с бубенцами можно сделать самостоятельно, вшив в обычного мягкого мишку звонкие колокольчики. Подвесьте такую игрушку над кроваткой, чтобы малыш мог достать ее рукой.

Формирование речевого навыка

Доктор Комаровский советует сопровождать ежедневные действия речевым озвучиванием: «Пора искупать мою крошечку. Какая теплая водичка, буль-буль! Будем купаться, куп-куп! Покупались, вытираемся мягоньким полотенцем. Где же наши ползуночки? Ах вот они, нашлись. Теперь ты чистая, моя малышечка». Нужно говорить мягким голосом, почаще называть малыша ласковыми словами: мой котеночек, лапочка, цветочек и т.д. Нежная интонация, приятный тембр – все это очень важно, чтобы ребенок развивался полноценно.

Учим гулению: старайтесь почаще привлекать внимание 2-месячного ребенка, склонившись над ним и издавая различные звуки: поцокайте, пощелкайте, позовите его. Демонстрируйте горловые звуки, которые можно воспроизвести: агу, уа, у-у-у, агх-агх, а-а-а. Меняйте интонационную окраску голоса, продолжая гулить определенным звуком - через некоторое время вы заметите, что малыш начинает вам отвечать. Постарайтесь воспроизвести те звуки, которые получаются у крохи - это и есть первый диалог с ребенком. Вы сами убедитесь, что развлекать детей такого возраста - очень интересный процесс.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Упражнения для детей в 2 месяца оказывают стимулирующее воздействие на физическое развитие ребёнка и укрепляют его здоровье. Поскольку в 2 месяца ещё трудно говорить о полноценной гимнастике, речь пойдёт о массаже и несложных .

Упражнения для детей в 2 месяца: массаж

Постарайтесь каждый день выбирать немного времени для массажа – тактильное общение с ребёнком очень важно для его развития.

Массаж рук

Положите ребёнка на спинку, в правую ручку вложите свой большой палец левой руки. Правой рукой выполняйте поглаживания по направлению от кисти до плеча. Потом поменяйте руку – для каждой ручки малыша выполняйте порядка 8-10 раз.

Массаж ножек

Положите ребёнка на спинку, а его правую ступню – на свою левую ладонь. Правой рукой выполняйте поглаживания от стопы к бедру. Через 8-10 повторов поменяйте ножку младенца.

Массаж стоп

Пока малыш лежит на спине, возьмите его ножку в свои руки и начните растирать стопу ребёнка спиралевидными движениями. Двигайтесь от пальчиков к пяточке. 8-10 раз для каждой ножки младенца.

Массаж животика

Массаж спинки

Переверните малыша на животик и двумя руками аккуратно поглаживайте спинку ребёнка вдоль и обратно. Количество поглаживаний – около 6-8.

Массаж ягодичек

Пока малыш лежит на животике, легонько похлопайте его по попе несколько раз. Также можно совершить круговые поглаживания каждой ягодички 8-10 раз.

Лучше совмещать с проговариванием потешек – такая форма общения нравится 2-месячным детям и упражнения проходят весело и непринуждённо.

Цель упражнений для 2-месячных детей в развитии двигательного аппарата и общем физическом развитии. Каждое из рекомендованных упражнений основано на рефлексах, которые есть у ребёнка.

Рефлекторное разгибание позвоночника

Уложите малыша на бочок, расположите костяшки двух своих пальцев так, чтобы позвоночник ребёнка оказался между ними. Придерживая другой рукой таз малыша, слегка надавливая, проведите костяшками пальцев от крестца до шеи. 3-6 повторений для каждого бочка. Смысл упражнения в том, что малыш рефлекторно прогибает позвоночник под вашими руками.

Рефлекторное ползанье

Положите ребёнка на бочок и согните его коленочки. К стопам ребёнка поднесите свою ладонь и подтолкните подошвы снизу – кроха попытается оттолкнуться, чтобы продвинуться вперёд.

Упражнения на гимнастическом мяче

В последнее время педиатры рекомендуют включать в ежедневный комплекс упражнений гимнастику на фитболе. Для грудничков такого возраста используют 60-70-сантиметровый мяч. Пока достаточно простых покачиваний взад и вперёд, но следите за тем, чтобы малыш надёжно фиксировался вашими руками в области плеч и ягодиц.

Упражнения для рук

Уложив ребёнка на спинку, вложите ему в ладошки свои большие пальцы, а кистями зафиксируйте запястья. Осторожно потяните малыша вверх, побуждая приподнять свой вес.

Упражнения для шеи и живота

Для укрепления мышц живота и шеи можно подведя руки под спинку малыша слегка приподнять ребёнка. Рефлексы таковы, что кроха сгруппируется и напряжёт нужные мышцы.

Несмотря на простоту упражнений для детей в 2 месяца, не стоит их недооценивать. Они дают вашему малышу необходимую нагрузку.