О чем говорить с маленьким ребенком? Полезные темы для бесед. Когда и о чем говорить с ребенком

Лучшие преподавательские идеи приходят мне в голову в детской песочнице. В это время я забываю о практической стилистике и тренингах по журналистскому тексту. На пару часов все это начинает казаться мне бесполезным, и я думаю о том, что тренинги по речи, независимо от будущей профессии, .

Только тренировать надо не самих младенцев, а их родителей, самых обычных, среднестатистических. И главное – надо изменить сам подход, исходную точку: надо учить их не тому, КАК ГОВОРИТЬ с детьми, а просто ГОВОРИТЬ.

Я даже придумала несколько упражнений для этого воображаемого тренинга.

Представьте себе записанную на камеру повседневную прогулку с ребенком , маршрут, которым вы ходите каждый день. Дорога, деревья, припаркованные машины, дома, детская площадка, какой-нибудь магазин, парк или лес – и все в обратном порядке.

А теперь попробуйте поиграть в спортивного комментатора: включите запись и попробуйте описывать все, что видите. Но не просто описывать, а описывать, объясняя. Говорить придется с небольшими перерывами час или полтора, в зависимости от того, сколько длится ваша прогулка.

Упражнение похоже на задание для тележурналистов: суть в том, чтобы текст не повторял “картинку”, а лишь дополнял ее. Примерно так: “Это береза, она белая с черными пятнышками, это ствол, а вот листочки, зеленые, но они еще не совсем распустились, они пока маленькие. А вот у этого дерева – большие, это клен, видишь, за той красной машиной справа?” И так далее, и так далее. Говорить, объясняя и комментируя каждую деталь, будет сложно, но в этом и заключается задание.

А еще я бы собрала мамочек на большой кухне , каждой дала бы по кастрюле и набору овощей. Нужно сварить борщ, представив, что рядом все время находится ребенок. То есть и обед приготовить, и с ним пообщаться. Задание похожее: комментировать каждое действие, которое вы совершаете.

Возможно, многие сейчас удивятся и спросят меня, зачем я трачу время и воображение на придумывание этого набора “бессмысленных” действий. Все и так умеют варить борщ, гулять и рассказывать про деревья. Но все это приходит мне в голову как-то естественно, само собой, когда я вижу, как мама безмолвно толкает впереди коляску, волочет ребенка за руку, погрузившись в свои мысли, понуро сидит на краю песочницы, пока он играет, или разговаривает по телефону.

За два года прогулок с малышом я успела убедиться в том, что говорят (просто говорят!) с детьми единицы . На меня, комментирующую вслух каждое совершаемое действие и попадающееся на пути явление, посматривают иногда как-то косо. Особенно сильно это чувствовалось, когда ребенок был совсем маленьким.

А пару раз незнакомые малыши подходили ко мне на площадке с вопросом: “Тетя, а можно я буду с вами играть?”, когда рядом стояли их мама или бабушка. Они слышали, что я просто РАЗГОВАРИВАЮ, и приходили в восторг.

Как-то в эфир одной из радиостанций, где я вела программу о русском языке, ко мне приходила лингвист, профессор факультета филологии Высшей школы экономики Татьяна Базжина. Она рассказывала про особый регистр разговора с детьми – baby-talk . Это не сюсюканье, не “ути мой холёсий”, а именно способ общения, донесения информации.

Владеть этим регистром на самом деле не так-то просто, это тоже своего рода искусство, которое требует если не жертв, то постоянного напряжения, речевых усилий, концентрации и самоорганизации.

Вопрос меня так заинтересовал (а моему ребенку тогда еще не было года), что я стала везде искать информацию, работы о baby-talk. И убедилась, к сожалению, в том, что на русском языке об этом почти ничего нигде не написано, тем более научного-популярного, для широкой публики.

Есть зарубежные исследования, а у нас почему-то тема разработана совсем мало. Возможно, это еще одно, пусть и косвенное, подтверждение того, что у нас сам вопрос специфики разговора с ребенком (я бы даже сказала, сам факт разговора) не удостаивают вниманием.

Мы слишком серьезны. Мы любим молчать, а не говорить глупости о том, что ствол у дерева твердый, а листочек мягкий. Мы боимся читать стихи с излишним выражением (еще не хватало пищать, мяукать и гавкать, изображая героев, мы взрослые люди!) Мы обрушиваемся на уменьшительные суффиксы, запрещая “ножку” и легитимизируя “ногу”.

Много еще всего мы делаем и не делаем. Но больше всего мы удивляемся впоследствии тому, что у наших детей бедная речь и небогатый словарный запас – забывая о том, что мы сами с этим согласились. Наше молчание там, на краю песочницы, – это знак согласия.

Иногда, да что там, очень часто мне самой хочется принять этот знак. После нескольких часов говорения в прямом эфире язык не ворочается, а слова не складываются. Бывает, что сделать усилие не удается, но я стараюсь изо всех сил, прокручивая в голове одну мысль: “Я должна говорить, я должна говорить…”

Я долго думала, что за моей страстной убежденностью в том, что говорить НАДО, не стоит ничего, кроме желания проявить родительскую активность. Один мой знакомый как-то сказал: “Какая разница, когда ребенка развивать? Ведь рано или поздно он и так все узнает. Вряд ли к 7 годам он не будет знать слова “слон”.

И действительно – я уже начинала сомневаться в эффективности этих усилий. Сыну исполнилось полтора, потом год и семь, год и восемь, год и десять… А он по-прежнему говорил совсем мало. Так продолжалось до тех пор, пока в 2 года плотину вдруг не прорвало. За день появлялось по 5-10 новых слов, он все время совершенствовал их произношение, экспериментировал и продолжает экспериментировать с суффиксами. Вот тогда я поняла, что все-таки все было не зря.

Конечно, есть те, кто говорит гораздо лучше, особенно девочки. Но все равно на улице я часто слышу: “Сколько же ему лет? Так хорошо говорит!” Правда, часто удивляются этому те, кто во время прогулки не произносит ни слова.

А я думаю о том, что мое обучение baby-talk только начинается. Сейчас надо будет выходить на другой уровень, придумывать, как развивать и совершенствовать речь, и главное – как не замолчать, как сделать так, чтобы наш диалог продожился и тогда, когда сын будет совсем взрослым.

Я бы не хотела, чтобы наше свелось к набору стандартных фраз, одну из которых я недавно увидела в анекдоте: “Анджелина Джоли умеет произносить фразу “Не ори на мать!” на двадцати языках мира”.

Главное, что нужно понять: ребенок игнорирует ваши просьбы и указания вовсе не из вредности (чтобы «вывести вас и вымотать нервы»), а потому что это его возрастная норма. Родители обязательно должны знать основное о ребенке 4-х лет - такова уж особенность развития его нервной системы. Именно до четырех-пяти лет у малыша преобладает процесс возбуждения. Это означает, что если малыш сильно увлечен чем-то, то внимание его сложно переключить на более спокойные дела. У него еще непроизвольный процесс торможения, то есть ребенку еще не под силу контролировать свое состояние. Он не может самостоятельно успокоиться, если ему очень весело или, например, страшно. Это выражается более или менее в зависимости от темперамента. Все это значит, что требования родителей проявить самоконтроль («Успокойся же ты! ») когда ребенок слишком перевозбудился - дело совершенно бесполезное. Поверьте: ребенок бы и рад успокоиться, но сам этого сделать просто не может. Этим навыком он овладеет только годам к 6-7, как раз к школе.

Правила общения с ребенком

Они основаны на физиологической особенности преобладания возбуждения над торможением. Итак, если вам хочется правильно с ребенком общаться, чтобы он услышал и понял вас, нужно выполнять следующее:

1. Будьте внимательны с выражением собственных эмоций. Если родители находятся в возбужденном состоянии (злятся, раздражаются, боятся, буйно веселятся) - нет смысла ждать спокойствия от ребенка. Классическая картина в торговом центре с ребенком 4 лет: он закатывает истерику от усталости и перевозбуждения, а родители злобно покрикивают: «Да успокойся ты! Прекрати орать! ». Однако и психика и весь организм ребенка очень зависим от состояния родителей. Если они взволнованы - ребенок волнуется тоже. И просто так прийти в послушное и мирное состояние в таких условиях для ребенка невозможно.

Если вам хочется, чтобы ребенок услышал вас - постарайтесь успокоиться сами. Подышите глубоко, попейте воды, попросите успокоить ребенка тому, кто более расслаблен и мягок.

2. Привлеките детское внимание. Самостоятельно ребенку сложно переключиться с какого-нибудь интересного дела (беготни по комнате, просмотра мультфильмов и т. д.) на ваши просьбы. Сколько раз вы наблюдали картину: ребенок увлеченно ковыряется в грязной луже (и не всегда палкой), а мама стоит над ним и однотонно «нудит»: «Перестань это делать! Фу, это же гадость! ». Разумеется, со стороны ребенка не следует никакой реакции. Он в самом деле не слышит, потому что вся его психика увлеченно сосредоточена на луже.

Сделайте первый шаг - присядьте до уровня головы ребенка, «словите» его взгляд. Вместе с ним посмотрите на то, что так его заинтересовало: «Ух ты! Какая лужа! Жаль, что трогать ее нельзя. Давай найдем что-нибудь другое».

3. Изъясняйтесь понятно. Чем проще и короче фразы - тем быстрее ребенок поймет, чего вы от него хотите: «Сейчас дособираем кубики, потом моем руки и обедать». Избегайте многословных пояснений, особенно в сам момент переключения внимания. В ином случае малыш просто не успеет уследить за ходом вашей мысли.

4. Повторяйте несколько раз. Да, иногда это раздражает. Но злость и раздражение в данном случае - это, извините, ваши проблемы. Это не вина ребенка, что в его мозгу биохимические и электрические процессы устроены именно так. Что же именно так раздражает нас, если приходится повторить одно и то же несколько раз? Только то, что нам, взрослым, почему-то кажется: у нас все должно с первого раза получаться. А если не получилось (баланс не сошелся, ребенок не послушался) - я неудачник! Это «привет» из нашего детства, в котором любую ошибку сразу же преследовало наказание. Детский опыт, вроде бы, забылся, но страх сделать что-то не так - остался. Этот болезненный опыт и доставляет нам столько волнений, когда ребенок не хочет нас слушаться. Сам ребенок тут вообще не при чем. Поэтому лучше снова вернуться к первому пункту «быть внимательными с выражением эмоций и мыслей», а не почем зря ругать малыша.

5. Покажите, чего именно вы от ребенка хотите. Особенно, если речь идет о каких-то новых для него занятиях. Например, у ребенка только-только стало получаться самостоятельно застегивать ботинки, заправлять пастель и т. д. Вместо пустых слов: «Сложи быстро игрушки» - попробуйте начать это вместе с ним. И не забудьте похвалить, когда он успешно справится с вашей просьбой!

На любом этапе разговора, когда ребенок волнуется (рыдает, злится, истерикует) - его следует успокоить. Есть специальная схема, следующий комплект: зрительный контакт (присядьте перед ребенком!) телесный контакт (возьмите его за руку, обнимите) ваше спокойствие. Если правильно общаться с ребенком, тогда он действительно вас услышит. Приятного вам общения!

Горите своему ребенку:

1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, не смотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой *______* (что вы делали вместе).

Рассказывайте:

11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14. О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает — *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.

Слушайте:

21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка. Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось?
27. Как думаешь, что будет если _____?
28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
31. Как думаешь, какое *оно* на вкус?

Показывайте:

32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер (домик).
35. Как резать еду. Как складывать белье.
36. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
37. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе (ухаживать за собой) очень важно.

Выделите время:

39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет. Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.

Отпускайте:

51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым. Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
59. Делайте ванну в конце длинного дня.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

Наши дети растут стремительно. Лишь вчера мы выносили кричащий конверт с розовой или голубой ленточкой из роддома, а сегодня перед нами сидит школьник, который в большей или меньшей степени бережет зубы, справляясь с гранитом науки.

И если понимание жизни в самых общих понятиях: информацию о добре и зле, о том, откуда берутся два «д»: деньги и дети, а также о том, как себя вести в обществе, мы худо-бедно успели изложить родному дитяти, то что же мы можем упустить в воспитании ребенка, который вот-вот вступит в возраст подростка? Давайте попробуем упорядочить самые нужные моменты, которые нужно вложить в голову растущего поколения.

Это мило и повышает настроение:

Ответственность и самостоятельность

Времена пеленок, бессознательных действий, криков и просыпаний среди ночи, к счастью, позади. Теперь вы общаетесь с ребенком спокойно и на понятном, русском языке (если, конечно, дело не касается капризов или ссоры). Ребенок уже не малыш в коротких штанишках, он школьник, который имеет четкий режим дня и целую систему прав и обязанностей, которую нужно соблюдать, что бы ни случилось.

Режим дня формирует в ребенке ответственность, а также с малых лет учит его следить за временем и грамотно распределять его. Научить ребенка, что время нужно экономить, потому что оно драгоценно (а для взрослых «время – деньги», что тоже можно объяснить на примере мамы и папы), можно в младшем школьном возрасте, после того, как отпрыск пошел в школу.

В этот момент он ясно увидит, что за день можно успевать уйму вещей, кроме посещения школы и выполнения домашних заданий. Таким образом, к 10 годам ребенок сам сможет планировать свое время, выполняя ежедневные обязательные дела (школа, уроки и обязанности по дому), а также общаясь с друзьями и занимаясь любимыми хобби.

Кстати, об обязанностях. 10 лет – это уже не тот возраст, когда можно закрывать глаза на неряшливость, нежелание собирать игрушки и отвечать за свои поступки. В 10 лет ребенок вполне может быть верным помощником родителей, который многое умеет наравне со взрослыми. Такое доверие и разделение сил в выполнении рутинных домашних дел помогает избавиться от подросткового эгоизма и вырасти в отзывчивого и рассудительного человека.

Вы можете начать обучать 10-летку готовке (самые элементарные блюда вроде салата, макарон или гречневой каши), приучить его самостоятельно мыть за собой посуду (а можно в игровой форме обучить подрастающее поколение к чистоте и уюту. Для этого можно составить график уборки или мытья посуды или разделить уборку на несколько этапов, назначив ответственного за каждый) или гулять с собакой.

Книга по возрасту:

Не будем отрицать, что в 10 лет ребенок имеет довольно серьезную нагрузку в школе, ведь его задача – как губка впитывать азы различных наук, чтобы в дальнейшем сделать выбор в сторону той или иной профессии. Конечно же, все дети разные, и каждый ребенок – это личность, у которой есть свои особенности, как в характере, так и во внешности, и в склонностях к тому или иному предмету.

Именно для того, чтобы раскрыть творческие способности ребенка, мы отдаем его в музыкальную или художественную школу или записываем в тот или иной кружок. Самое главное – не давить и дать маленькому человеку возможность самостоятельного выбора рода занятий.

К тому же, какое бы хобби ребенку ни понравилось, он должен уметь учиться. Как в школе, так и в кружке. И этому научить малыша должны не только педагоги, но, в первую очередь, родители. Вы должны объяснить ребенку, что все знания, которые он получает в школе, так или иначе формируют его как профессионала, что, несомненно, нужно уделять больше внимания любимым предметам, но и не забывать совсем об остальных, нелюбимых, ведь они тоже нужны, от них зависят оценки, а затем и возможность поступления в выбранный вуз.

Научите ребенка запоминать информацию, выделять важнейшие моменты (пусть ребенок составляет план заданного параграфа и вычленяет важнейшие тезисы в каждой части – так ему будет проще не только воспринимать, но и транслировать новый материал), а также излагать изученные данные не только правильно, но и интересно. Репетируйте ответы у доски: свободное владение речью и умение выступать перед публикой – это важнейший навык, который может значительно облегчить жизнь вашего ребенка в будущем.

Учите с 10-леткой стихи и разыгрывайте короткие пьесы, выдумывая различные ситуации, из которых ребенок должен найти идеальный выход. Тренируйте память своего отпрыска, отдавайте предпочтение логическим и стратегическим играм.

В 10 лет в детской среде, которая совсем скоро превратится в подростковую, царит довольно сильное напряжение. Все потому, что девочки развиваются несколько быстрее мальчиков, а мальчики чаще всего не умеют выразить своих эмоций и скрыть свою робость иначе, нежели с помощью агрессии. Дерганье косичек, обидные дразнилки или битье учебником или линейкой – не что иное как проявление симпатии.

В данный момент очень важно помочь детям развивать их «половые особенности»: учить мальчиков быть настоящими мужчинами, которые умеют ухаживать (не дергать за косу, а носить портфель, не стукнуть книжкой, а подарить ромашку, не обозвать, а похвалить), а девочек – быть хрупкими созданиями, которых хочется беречь и лелеять.

Также стоит отметить, что лучшим способом выяснить отношения все же является не драка, а разговор. Хотя если драка неизбежна, не стоит быть трусом – следует постоять за себя или защитить слабого в экстренной ситуации. Умение разрешить назревший конфликт и вести парламентерские разговоры повысит рейтинг ребенка среди сверстников как своего, так и противоположного пола.

Что касается общения со взрослыми, нужно донести до ребенка, что взрослый – это человек, который обладает знаниями и требует уважения и определенного обращения. Чем лучше воспитан ребенок, тем более расположен к нему взрослый (если уж мы говорим о 10-летках, то надо учесть, что чаще всего ребенок находится в компании учителей, которых надо любить как друзей и уважать как взрослых авторитетных людей).

Приучите своего отпрыска вставать при появлении взрослого, здороваться первым, уступать место, предлагать помощь – вести себя как воспитанный человек, уважающий разницу в возрасте, но при этом не лебезить, не стараться угодить во всем, не давать задавить себя авторитетом.

Не растите спорщика, но донесите до ребенка, что сразу сдавать позиции в том или ином вопросе тоже не стоит. Если не понимаешь – попроси объяснить, если у тебя другое мнение – выскажи свою точку зрения, а затем выслушай оппонента. Либо убедишься, что не прав, либо найдешь новые аргументы для своей версии. Эти постулаты действуют как в 10-летнем возрасте, так и во взрослой жизни. Главное, не лезть на рожон и уметь слышать и слушать.

Еще один важный момент: 10 лет – примерно тот возраст, когда дети активно интересуются арготической лексикой. Чтобы избавить своего отпрыска от словесного мусора, нужно объяснить ему, что воспитанный человек может выразить свои мысли и даже свое негодование массой других слов, что использование табуированной лексики унижает человеческое достоинство.

Если доверительный разговор окажется не убедительным для вашего ребенка, стоит применить альтернативную форму воспитания, к примеру, ввести символический штраф, выплачиваемый из карманных денег, или трудотерапию – мытье посуды, уборку и другие вещи. Вряд ли вашему ребенку понравится тратить свои карманные деньги и свободное время на то, чтобы поплатиться за такие глупости, как бранные и зачастую непонятные слова.

Книжка, идеальная для этого возраста:

О том, что деньги зарабатываются сложно и что просто так они, к сожалению, в родительском кошельке не появляются, рассказать ребенку можно к шести годам. К 10 годам у маленького человека уже появляются собственные карманные деньги, к которым он должен относиться серьезно: уметь копить, но также уметь и тратить.

Поскольку ребенок в этом возрасте активно учится жить в социуме, среди сверстников-одноклассников и взрослых людей-педагогов, нужно привить ему такие понятия, как «жадность» и «щедрость». Конечно же, все мы считаем жадин – плохими.

Тем не менее, раздавать свое, оставаясь ни с чем – неправильная позиция. К примеру, тратить деньги в столовой не на булочку для полдника, а на угощения для одноклассников в ущерб своему перекусу, а значит, нормальному питанию – «неправильная щедрость». К тому же такое поведение может превратить ребенка в слабого, безответного человека, с которого всегда, даже без повода, можно стребовать то, что хочется, а такой вариант уже влечет за собой психологические проблемы.Стол 10-летки практически идентичен взрослому столу, но поскольку ребенок в этом возрасте растет и активно развивается, его меню должно быть наполнено полезными веществами и витаминами.

Задача родителей – с раннего детства приучить ребенка к здоровой пище и донести до него, что она так же, как и конфеты, может быть вкусной. Ребенок должен есть трижды в день и получать пару перекусов между приемами пищи, но ни в коем случае не отдавать предпочтение сладостям. Разумеется, речь не идет о том, чтобы запретить 10-летке конфеты и шоколадки – это неправильно. Но тот факт, что вредные сладости должны выдаваться ребенку ограниченно, неоспорим.

Поговорите с ребенком: расскажите, что организм развивается в зависимости от того, какое «топливо» в него поступает. Как и автомобиль, наш организм работает безотказно до того момента, как в нем отсутствуют неполадки и регулярно присутствует «качественное топливо». Но если кормиться, чем попало, можно съехать с дистанции и «надолго попасть в сервис» с той разницей, что лечение человека – процесс много более длительный, неприятный, а зачастую и болезненный, в отличие от починки машины.

Что еще важно, примерно в 10-летнем возрасте начинается трансформация детского организма. Чтобы она не стала стрессом и поводом для переживаний, нужно подготовить ребенка и аккуратно и доверительно отвечать на возникающие вопросы. Такие понятия, как «менструация», «увеличение груди», «эрекция» и прочие, должны быть известны и понятны 10-летке. То же касается и секса.

Примерно в этом возрасте школьники активно обсуждают обрывочную информацию о сексуальных контактах, которую черпают в интернете или где-либо в другом месте. И чтобы не хвататься за сердце, услышав какую-нибудь фразу от нахватавшегося у сверстников ребенка, стоит подготовить его и в доступной форме рассказать о том, что секс – это форма отношений двух любящих людей, которая служит для того, чтобы зачать ребенка или физически выразить свою любовь.

Вдаваться в подробности вовсе не обязательно, а вот упомянуть о средствах контрацепции, так же, как и пообещать ребенку ответить на любые вопросы по этой теме, не помешает.

Не стоит говорить о том, что секс – это неприлично или накладывать табу на подобные разговоры, чтобы в будущем не нажить психологических проблем и неприятностей своему отпрыску.

Эксперты раскрывают темы для бесед с ребенком, которые должен проводить родители, прежде чем их детям исполниться 10 лет.

Когда моя дочь немного повзрослела и перестала быть совсем уж маленьким ребенком, у нее сформировались базовые навыки в жизни, которые помогали ей на определенном этапе жизни. Вся маленькие шуточки, хождение в больших туфлях и обучение тому, как читать и писать, стали должным. Счастливые времена для всех мам!

Увы, мой праздник быстро перешел в панику. Дочери почти 8 лет. Она медленно двигается к десятилетнему возрасту. Вся глава «Воспитание подростка» надвигается с неумолимой силой. Когда я должна поддержать разговор на дюжину тем, проблема давление со стороны сверстников, онлайн-безопасности и ее первый поцелуй?

Я обратилась к нескольким семейным психологам, чтобы узнать, что я должна обсудить со своей дочерью, и когда. Что они сказали? Весь процесс начинается именно сейчас. Этот возраст связан с созданием прочной основы для общения с первым разговором о финансовых навыках, изменениях в физиологии и многом другом.

1. Птицы и пчелы

«Откуда берутся дети?». Этот вопрос ставит в тупик многих родителей, если вы начнете в этом возрасте, обсуждать появления птиц и пчел и как они появляются, вы станете для ребенка источником для этих тем, а они в свою очередь не станут подчерповать информацию у своих незнающими друзьями.

«Начните с ними разговор об этом, раньше, чем кто-то предоставит им неточную или опасную информацию», - говорят психологи. «Кроме того, в этом возрасте они менее удивлены и довольно прохладно относятся к основным фактам и гораздо менее смущены, чем если бы вы ждали, пока они не станут старше». Возраст, когда родителям нужно начинать разговоры о том, что будет происходить с их телами в период полового созревания. «Дети должны знать все факты о развитии своего тела, чтобы убедиться, что они готовы к предстоящим изменениям».

2. Первый разговор о деньгах

Один из самых ценных уроков жизни, которые мы обучаем наших детей, - это как обращаться с деньгами. Психологи рассказывают родителям, что это долгий и постоянный процесс, который начинается примерно с 10-и лет. «Это идеальный возраст, чтобы начать преподавать финансовую ответственность».

Как начать разговор о деньгах? Подойдите к этому процессу поэтапно, и начинайте новый этап когда ребенок окончательно усвоил предедеущий. Научите детей, как сэкономить, как оформить вклад для достижения финансовой стабильности семье».

Ребенок хочет новую видеоигру? Психологи предлагают пригласить его на покупку. «Дети этого возраста теперь хотят более дорогие вещи», говорят они. «Нередко можно ожидать, что дети захотят приобрести игрушку на 50, 100 рублей дороже».

3. Обсуждение сложных взаимоотношений со сверстниками

К тому времени, когда детям исполнилось 10 лет, друзья очень важны для них, объясняет детский психолог. Говорить с ними о проблемах со сверстниками жизненно важно в этом возрасте, чтобы помочь им понять, как следует себя вести в различных ситуациях.

Используйте примеры, которые могут возникнуть, когда вас могут не быть рядом. Говорить с ними о том, что неправильно и правильно, это поможет им сделать правильный выбор, когда они попадут в такую ситуацию. Например, если вы не разрешаете играть у себя дома на приставке и он остается играть у друга, дайте ему возможность отказаться от игры и предложите альтернативное занятие».

4. Первый разговор о самооценке

Когда она не получает положительную оценку в школе или проигрывает, какое либо соревнование, самооценка 10-летнего ребенка может начать опускаться. Ваше руководство - ключ к тому, чтобы помочь ей ориентироваться в этих чувствах.Страх неудачи - это новая концепция для детей этого возраста. Они хотят получить одобрение родителей больше всего на свете. Объясните, что все в порядке, поскольку мы не можем всегда делать все идеально. Необходимо обсудить, что у каждого ребенка есть определенный талантов, и что есть некоторые вещи, которые они будут делать лучше, чем их друзья, и некоторые вещи их друзья будут лучше, чем они.

5. Плохой выбор не делает вас плохим человеком

Самооценка формируется примерно в 10 лет, и научиться различать, делать плохой выбор, и быть плохим человеком, - важная тема для разговора. Дети могут верить, что они плохие, если они не идеальны все время. Если они забыли покормить кошку, они могут об этом очень сильно переживать. Подкрепляйте идею, что они ценятся за то, кто они, как член вашей семьи, и эта любовь не основана на исполнении каких либо поручений.

6. Разговор о компьютерах и мобильных телефонах

Возможно, ваш ребенок имел опыт использования компьютеров или электронных устройств еще до того, как он смог поговорить, но настало время начать действительно общаться о безопасности в Интернете. Это процесс очень долгий и следует не один раз поговорить об этом с ребенком а несколько сот раз.

Если у ребенка есть мобильное устройство в возрасте 10 лет, важно поговорить с ним об основах онлайновой жизни. Вопросы о том, что ваш ребенок делает на своем телефоне или планшете, должны быть такими же частыми, как спрашивать, чистил ли он зубы или вытащил мусор. Им нужно знать, что их цифровая жизнь начинает формироваться с их первого сообщения.