Общение с детьми. Три формы общения со сверстниками

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения .

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утор началось жизнерадостно и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок-ребенок», «ребенок-дети» идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отноше­ний и достижения общего результата (М.И.Лисина). Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъектно-субъективные отношения, по­скольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. По­требность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.

Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) и невер­бальные (экспрессивно-мимические - улыбка, мимика и предметные - позы, жесты, предметные действия). Причем речь - это ведущее средство, позволяю­щее передать максимально богатое содержание. В то же время речевые средст­ва подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информа­цию о собеседнике.

Процесс общения составляют три стороны: социально-перцептивная -восприятие и понимание другого человека; интерактивная - межличностное взаимодействие и коммуникативная - передача информации.

§ 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослы­ми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Таковыми считают:

Время возникновения данной формы общения;

Место, которое она занимает в жизни ребенка;

Ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;

Основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Период новорожденности - это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). В первые две недели новорожденный не реагирует на взрослого. И только в положении «под грудью» появляется сосредоточение. Ребенок замирает и напрягается при длительном ласковом разговоре и поглаживании. В 3 недели воздействие взрослого вызывает ориентировочно-исследовательскую активность младенца. Он пристально вглядывается во взрослого, позднее начинает следить за его передвижениями, рассматривать лицо. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого -комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым.. О ее наличии говорят следующие критерии: внимание и интерес ко взрослому (когда ребенок направлен на его познание); эмоциональные проявления, адресованные взросло­му, свидетельствующие о том, что младенец его оценивает и определенным образом относится к нему; инициативные действия малыша с целью привлечь внимание взрослого к себе; чувстви­тельность младенца к отношению взрослого, что обнаруживает восприятие малышом той оценки, которую дает взрослый, и собственной самооценки. Указанные показатели возникают один за другим в описанной последовательности.

Потребность в общении возникает на основе тех требова­ний, которые начинают функционировать раньше. Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каж­дый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным дей­ствиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качест­ве источника удовлетворения своих потребностей. А стремление управлять таким источником побуждает малыша его исследовать.

В основе возникновения потребности в общении лежит и потребность в новых впечатлениях, ведь взрослый для младен­ца самый богатый информационный объект. Но решающее зна­чение для появления коммуникативной потребности имеет по­ведение и позиция взрослого по отношению к ребенку (он с само­го начала относится к малышу как к субъекту, полноправному партнеру по общению). Нередко взрослый даже «играет» за ре­бенка как за второго участника общения, наделяя его действия смыслом, которого они еще не имеют.

При выполнении бытовых процедур ребенок все яснее улав­ливает коммуникативные воздействия взрослого. Они вызыва­ют удовлетворение у младенца от ощущения своей важности и значимости для других. Отношение к ребенку как к личности -решающее условие для становления коммуникативной деятель­ности. Ребенок почти одновременно выделяет свойство «личностности», «субъективности» у себя и у взрослого.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос­лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализа­ции, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответст­вии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима­нию. Мотив общения - личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсив­но осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обсто­ятельствам его жизни и в конечном счете выживание.

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе со­вместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетво­ряет новую потребность малыша - в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраи­вает. Обогащается и спектр положительных переживаний.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практи­ческих действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени. В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем - общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничест­во приобретает внеситуативный - теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным сред­ством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержа­тельную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная. Она анало­гична ситуативно-личностной, но в отличие от последней - вне­ситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влиянии на психическое раз­витие детей.

Главным мотивом общения становится личностный. Взрос­лый выступает перед дошкольником в полноте своих особен­ностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви­дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независи­мое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касают­ся, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в позна­вательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потреб­ность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопо­нимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно де­лать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсужда­емым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Подчеркнем, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, глав­ным образом, становление перцептивных действий разных сис­тем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к пред­метной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-позна­вательное общение помогает дошкольникам неизмеримо рас­ширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребе­нок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваи­вает нравственные нормы и ценности, правила социального вза­имодействия.

Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ре­бенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваива­ет представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.

Организуемая взрослым практика общения с детьми обога­щает и преобразует их коммуникативные потребности. Важней­шее значение для развития общения имеют воздействия взрос­лого и его опережающая инициатива в установлении и поддер­жании контактов с ребенком.

В статье расскрываются особенности общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, дано краткое описание различных форм общения. Перечислены средства, методы и приемы развития речи детей разного дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

Общение со взрослыми

Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности взрослого и ребенка распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется « ребенок - общественный взрослый ». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общение со сверстниками . Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование. По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы .

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка. В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре .

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период - расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

Средство развития речи

  1. Общение со взрослыми и детьми в разных видах деятельности
  2. Обучение родной речи в процессе образовательной деятельности
  3. Художественная литература и устное народное творчество
  4. Различные виды искусства (живопись, музыка, театр)
  5. Театрально – игровая деятельность

Методы и приёмы

1. показ и рассматривание предмета

2. выполнение действий с предметами

3. просьба, поручение

4. повторение слов, словосочетаний, предложений

5. вопросы – ответы

6. опосредованное общение через куклу

7. многократное проговаривание речевого материала

8. комментирование действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс: использование дидактической книги для формирования свободного общения младших дошкольников (3 – 4 лет) с взрослыми и сверстниками»

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в...

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.

Общение ребенка со взрослым усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

М.И. Лисина выделяет две внеситуатитивные формы общения, характерные для дошкольного возраста, - познавательную и личностную.

В первой половине дошкольного возраста (3-5 лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей этого возраста иногда называют почемучками. Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе и обществе.

  • «Почему рыбы в воде не тонут?»
  • «Почему деревья не ходят?»
  • «Правда, что апельсин - папа мандарина?»
  • «А на чем пирожные растут?»
  • «Из чего машины делают?»

Все, что ребенок слышит от взрослого и что он видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которые укладывается непостоянный и сложный окружающий мир. Ведущий для этой формы мотив общения - познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве - как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответить на их вопросы. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна потребность в уважении взрослого, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Очень важной для них становится оценка взрослого - любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Исследования, проведенные под руководством Лисиной, показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы). Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Главным средством такого общения, естественно, является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить представление о мире, доступном для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Если в 4-5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и пр. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, является сам человек, независимо от его конкретных функций. Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является стороной какой-то другой деятельности (практической или познавательной), а представляет собой самостоятельную ценность. Однако в отличие от младенческого возраста взрослый выступает для ребенка не как абсолютная, абстрактная личность, а как конкретный индивид и член общества. Ребенка интересуют не только его ситуативные проявления (внимание, доброжелательность, физическая близость, наличие интересных игрушек), но и самые различные аспекты его существования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и пр.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности дошкольника. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых - воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Между двумя внеситуативными формами общения нет четких возрастных границ: нередко случается, что внеситуативно-личностное общение не возникает до 6-7 лет, а иногда в упрощенном варианте оно встречается уже у трехлеток. Однако общая возрастная тенденция все же свидетельствует о последовательном появлении этих форм общения в онтогенезе.

В исследовании Е.О. Смирновой, проведенном под руководством М.И. Лисиной, детям предлагались три ситуации взаимодействия, каждая из которых являлась моделью определенной формы общения: поиграть вместе со взрослым, посмотреть с ним книжку или просто побеседовать. Отмечалось, какую из трех ситуаций предпочитают дети разного возраста (от трех до семи лет), насколько увлечен ребенок предложенным взаимодействием и, главное, каково содержание его контактов со взрослым. Критерием формы общения служили интерес и эмоциональная вовлеченность ребенка в общение, его инициативность в разных ситуациях и чувствительность к действиям партнера. В результате оказалось, что в младшей группе у 70% детей осуществлялась только ситуативно-деловая форма общения, в средней группе эта форма общения была отмечена у 30% детей, внеситуативно-познавательная - у 50%. Внеситуативно-личностное общение было отмечено только у 6% младших и 20% средних дошкольников. В старшей группе эта форма общения наблюдалась уже у 60% детей, а ситуативно-деловая встречалась в виде исключения (8%). Эти данные дают основание полагать, что внеситуативно-личностное общение наиболее характерно для старших дошкольников.

Это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на незначительный срок (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако «застревание» на уровне ситуативно-деловой формы до конца дошкольного возраста, когда интересы ребенка ограничиваются играми и игрушками, а его высказывания связаны только с ситуативными действиями, свидетельствует о явной задержке в развитии общения, а значит, и общей мотивационной сферы ребенка. С другой стороны, преждевременный переход к внеситуативно-личностному общению без полноценного проживания предыдущих его форм также ведет к деформациям в развитии личности ребенка.

Нормальный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия (например, что ребенок, достигший внеситуативно-личностной формы, будет постоянно разговаривать со взрослым на личностные темы). Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует реальной обстановке и интересам партнера, насколько широко способен человек варьировать деловые, познавательные и личностные контакты. Главным показателем развития общения является при этом не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу различного содержания - в зависимости от ситуации и от партнера.

Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Сфера общения дошкольника со сверстником имеет свои специфические особенности, которые будут рассмотрены ниже.

Дошкольный возраст ребенка предполагает общение уже не только внутри семьи. Ведь для него теперь есть не только мама, папа, бабушка и дедушка, но и сверстники, с которыми нужно научиться ладить. Стоит отметить, что во многих группах детских садов разворачиваются довольно сложные, а иногда и драматические сценарии первых межличностных отношений между детьми. Они дружат, ссорятся, мирятся, ревнуют, обижаются и даже делают мелкие пакости, и все это переживается множественными эмоциями, о которых порой даже не догадываются взрослые. Между тем, опыт первых общений и дальнейших отношений со сверстниками - это фундамент, который даст серьезную основу для последующего развития личности. И здесь главное вовремя увидеть проблемы, с которыми сталкивается малыш, помочь ему преодолеть их, научить, как правильно выстраивать отношения с окружающими и как вести себя в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области»

Семинар: «Работаем по ФГОС ДО»

Занятие №2

Тема: «Взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми»

Воспитатель: Черепенникова Т.В.

г. Ртищево

2014г .

Взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми

Дошкольный возраст ребенка предполагает общение уже не только внутри семьи. Ведь для него теперь есть не только мама, папа, бабушка и дедушка, но и сверстники, с которыми нужно научиться ладить. Стоит отметить, что во многих группах детских садов разворачиваются довольно сложные, а иногда и драматические сценарии первых межличностных отношений между детьми. Они дружат, ссорятся, мирятся, ревнуют, обижаются и даже делают мелкие пакости, и все это переживается множественными эмоциями, о которых порой даже не догадываются взрослые. Между тем, опыт первых общений и дальнейших отношений со сверстниками - это фундамент, который даст серьезную основу для последующего развития личности. И здесь главное вовремя увидеть проблемы, с которыми сталкивается малыш, помочь ему преодолеть их, научить, как правильно выстраивать отношения с окружающими и как вести себя в обществе.

Особенности в общении дошкольников

Однако, прежде чем говорить о проблемах взаимоотношений дошкольников, стоит учитывать, что между собой они общаются несколько иначе, чем со взрослыми. Они более эмоциональны и раскованы, могут придавать своему голосу более резкие интонации, кричать и смеяться. Со взрослыми же малыш ведет себя более скованно, без крайнего выражения собственных чувств. И это не удивительно, что начиная с 4-х летнего возраста, ребенок в общении больше предпочитает сверстника, нежели взрослого человека. Дошкольники начинают понимать, что им интереснее с такими же детьми, как они, а не только с родителями. Подобная привлекательность обусловлена тем, что в общении с одногодками не нужно придерживаться каких-то норм поведения и можно вести себя непринужденно - бегать, прыгать, гримасничать, придумывать небылицы. И это очень важно, ведь именно в таком общении ребенок может проявлять свою оригинальность, свои личностные качества. Кроме того, общение предполагает взаимодействие с другим человеком, проявление к нему внимания, развивает способности слушать и вести диалог. Подобные формы контактов характерны для детей в возрасте от 3 до 7 лет, однако, не стоит думать, что содержание их общения никак не развивается, напротив, оно претерпевает серьезные изменения, в которых можно выделить три основных этапа.

Младший возраст дошкольника

В возрасте от 2 до 4 лет ребенку достаточно того, что сверстник прост присоединился к его игре и поддержал общее веселье. Они прыгают, бегают друг за другом, прячутся и каждый из участников действа озабочен в первую очередь тем, чтобы привлечь к себе внимание. В сверстнике ребенок видит словно свое отражение, общение крайне интуитивно и очень зависит от конкретной обстановки. Так, к примеру, привлекательная игрушка может быстро отвлечь внимание и разрушить дружную игру малышей. Борьба за привлекательный предмет - отличительная особенность данной возрастной группы. При этом отстаивание прав на обладание игрушкой нередко порождает споры, ведь никто не желает делиться, да и отдать «свое» в таком возрасте очень трудно. По этой причине, если вы желаете развивать в малыше хорошие социальные качества, научить его ладить со сверстниками, то лучше организовывать игры без присутствия посторонних предметов, ведь внимание малыша в этом возрасте может быть приковано либо к сверстнику, либо к игрушке и тут нужно расставлять приоритеты. Только при помощи взрослого ребенок может увидеть в другом малыше личность, ведь его еще не интересуют чужие успехи. С другой стороны дети очень склонны к подражанию и этим стоит воспользоваться. Предложите ребятам поиграть в такие игры, как «каравай», «кошки-мышки», «зайка» и подобные, где им придется выполнять одинаковые действия. В возрасте от 2 до 4 лет ребенок определяет общность только по внешним признакам - «ты прыгаешь и я прыгаю», «ты хлопаешь в ладоши и я хлопаю», «у тебя зеленые штанишки и у меня». Подчеркивая такую общность можно быстро наладить отношения между малышами.

Средний возраст дошкольника

Перелом в отношениях со сверстниками происходит у ребенка в середине дошкольного возраста - на пятом году жизни. Особенно это заметно у ребятишек, посещающих садик. Теперь ребята играют друг с другом уже более сознательно, и если в младшие годы они просто играли рядом, то теперь важно соучастие сверстника, согласованность действий, поступков и достижение общих результатов. Если после 4-х лет малыш не умеет играть вместе с другими детьми, то это может говорить об отставании в социальном развитии. К 5-и летнему возрасту в детском общении появляется соревновательное начало - они пристально наблюдают за действиями других малышей и оценивают их. При этом успехи «соперника» могут вызывать искреннее огорчение, а проигрыши - радость. Возрастает число конфликтов, появляется чувство зависти, ревности, обиды. Теперь ребенок понимает себя через сравнение с другими. Помочь малышу в таком возрасте нормально общаться со сверстниками можно опять же через совместные игры. Дети, которые умеют играть, непременно научатся устанавливать между собой взаимоотношения, распределять роли и создавать игровые ситуации. Учите малыша совместным играм (лучше всего ролевым), помогайте придумывать различные сюжеты и это станет для него отличным подспорьем в налаживании отношений с другими детками.

Дошкольники старшего возраста

К 6-7 годам отношение ребенка к одногодкам кардинально меняется. В этот период малыши уже способны вести вне ситуативные беседы и рассказывать друг другу о том, где они были вчера, что видели, дают оценки, делятся планами и предпочтениями. Одним словом, происходит полноценное, в нашем понимании, общение, не связанное только с играми и игрушками. Малыши могут подолгу разговаривать ничем не занимаясь, чего не наблюдается в младшем дошкольном возрасте. Стоит отметить, что существенно вырастает эмоциональность и дружелюбность. Малыши стараются помогать друг другу, подсказать, при этом конкурентное начало также остается, однако становится более рациональным. У старших дошкольников появляется способность видеть в партнере не только его игрушки, успехи и промахи, но и настроение, желания, предпочтения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и интересуются жизнью и интересами других. На первый план выходит интерес к другой личности. На данном этапе развития родителям очень важно поддержать у детей хорошее отношение к сверстникам, подавая личные примеры в общении с людьми. К концу дошкольного возраста проявляются уже первые зачатки настоящей дружбы. Ребятня собирается в группы по 2-3 человека, явно выражая привязанность к своим друзьям. Споры возникают в основном на почве того, кто с кем дружит или водится. Ребенок может также переживать из-за отсутствия у него взаимоотношений со сверстниками и здесь нужна обязательная поддержка родителей. Только родным он сможет рассказать о своих бедах, обидах и разочарованиях, и родители не должны отмахиваться от этих, на первый взгляд, несущественных трудностей, ведь для ребенка это очень важный и эмоциональный период жизни.

Таково, в общих чертах, возрастное взаимоотношение и развитие сверстников в дошкольном возрасте. Стоит отметить, что все это далеко не всегда реализуется во всех детях, все зависит от особенностей становления личности, среды воспитания, самочувствия, положения среди других. Но если вы будете уделять должное внимание развитию вашего малыша в социуме, то у вас непременно вырастет общительный и дружелюбный ребенок.

Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В практике воспитания можно выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно-ориентированной педагогики.

В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок рассматривается как объект ухода и педагогических воздействий, направленных на формирование знаний, умений и навыков. При этом он выступает в качестве воспитанника, функционирующего по определенным правилам и соответствующего конкретным нормам. Формирование базовых для этого возраста личностных качеств, таких, как положительное самоощущение, доверие к другим, инициативность не выделяются в качестве педагогической цели. Педагогика раннего детства, построенная на принципах авторитарной модели воспитания, не оперирует такими категориями, как личность, творчество, свобода выбора. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Задачей педагога выступает реализация программы, удовлетворение требований руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Данную модель можно назвать моделью, центрированной на взрослом.

Наставления, нотации;

Указания;

Контроль;

Наказание, окрик.

При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям носит преимущественно директивный характер, часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку. Особое значение в рамках данной модели имеет формирование у детей навыков «правильного поведения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не ломать игрушки, не пачкать одежду и т.п.). Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста – это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя занять и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках. При этом такие важнейшие, с точки зрения личностно-ориентированной педагогики, ценности, как развитие личности, гуманных чувств и положительных взаимоотношений с окружающими, хотя и декларируются, но не воплощаются в конкретных методах и технологиях.

полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим влияниям. Привыкший подчиняться указаниям взрослых ребенок приучается к тому, что за него все решают старшие, становится пассивным в выборе занятий, игр. Лишенный собственной инициативы, привыкший безропотно подчиняться, он усваивает «истину», что всегда правы те, кто старше и сильнее;

зависеть от внешнего контроля. Под влиянием постоянных оценок и замечаний взрослых, которых не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, становится неуверенным в себе;

подавлять свои чувства, ведь они никого не интересуют. Ребенок не должен плакать, иначе его назовут «плаксой», громко смеяться, потому что «он мешает другим». В период адаптации к дошкольному учреждению он оказывается предоставленным самому себе, не встречая у воспитателей понимания своих трудностей и эмоциональной поддержки;

вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ними взрослых и тогда, когда наблюдения нет. Стремление педагога навязать детям свою волю чаще всего приводит к тому, что мотивом деятельности ребенка становятся желания взрослого, а не собственные интересы. Как только внешний контроль исчезает, поведение его может меняться, резко отличаясь от ожидаемого; он приучается жить по «двойному стандарту»;

игнорировать наказания. Наблюдения показывают, что наказание – малоэффективный способ воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют те поступки, за которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать неуправляемыми;

быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке?», «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все».

Альтернативу авторитарной модели воспитания представляет личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие личности ребенка; поэтому ее можно назвать центрированной на ребенке.

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики – принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых – создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В его основе лежат не директивные методы (безличное манипулирование, осуждение, наказание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Взрослый не подгоняет малыша под стандарт, не меряет всех одной меркой, а приспосабливается к индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер, привычки, предпочтения. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый – не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:

Признание прав и свобод ребенка,

Сотрудничество,

Сопереживание и поддержка,

Обсуждение,

Гибкое введение ограничений.

Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками. Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие – формированию чувства ответственности за свой выбор;

думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.