Прихожанин - пасхальная радость. Пасхальная радость! сценарий

Праздник «Пасхальная радость»

Цель: познакомить детей с православным праздником Пасха.

Задачи: - продолжать расширять представление детей о православных праздниках; - познакомить учащихся с народными традициями и обычаями праздника «Пасхи»; - работать над выразительностью речи детей;

Развивать творческие способности детей.

Танец ангелов.

Ангел 1: Ангелов Бог посылает с небес

Для возвещения Божьих чудес

Веру и радость приносят они,

Вестники Божьей любви.

Ангел 2: Христос воскрес! Христос воскрес!

Исчезла ночи мгла.

Сияет светом звон небес, поют колокола.

Поют о празднике любви, о чуде из чудес:

Восстал Господь из недр земли!

Христос, Спаситель наш воскрес!

Тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых,смертиюсмерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

Колокольный звон. Выходят ведущие и ребенок.

Ведущий 1: Пусть звонят колокола весенние,

Возвестят Христово Воскресение!

С чистым сердцем похристосуемся, люди,

Став добрее, вместе зло забудем.

Ребенок : Немало праздников на свете

Встречают взрослые и лети.

Но праздник Пасхи - день чудес,

Из мертвых Бог - Христос Воскрес!

Ведущий 2: День этот всех нас собирает,

Летит молитва до небес,

И славят люди в вышних Бога,

Христос Воскрес!

Дети: Воистину Воскрес!

Песня «Детский хор поёт…»

Ведущий 1: Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник - светлое Христово Воскресение.

Ведущий 2: Неразрывно с этим праздником идет другой, который православные отмечают за неделю до Воскресения Христова СЛАЙД 8 – Вход Господень во Иерусалим, или Вербное воскресение.Напомним историю этого праздника.

Ведущий 1: После того как Христос воскресил из мертвых своего друга Лазаря, который умершим 4 дня пролежал в пещере, весть об этом великом чуде разнеслась по всем окрестностям Иерусалима и на следующий день, когда Христос только приблизился к городу, народ толпами встречал Его, многие снимали с себя верхние одежды и постилали под ноги Христу, все держали в руках пальмовые ветви, с которыми обычно встречали царей, и кричали «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!».

Ведущий 2: В нашей стране пальмовые ветви были заменены на вербные, т.к. верба первой зацветает после зимних холодов.В этот день мы тоже встречаем Христа в храме словами Осанна в вышних, и просим, чтобы Господь дал нам силы и мудрости не предать Его и не распять своими грехами, как те люди, встречающие Его в Иерусалиме за неделю до Пасхи.

Чтец 1: На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.

Первой верба оживает, безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,

После водоосвященья окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках

Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Танец «Вербочки»

Ведущий 1: Святая Пасха - это праздник победы любви над злом, жизни над смертью, это праздник нашей надежды на всеобщее воскресение.

Ведущий 2: Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от Спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопится радостная весть - Христос Воскрес! Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения.

Ведущий 1 : Мы празднуем сегодня не просто воспоминания. В светлой радости сливаются воедино небо и земля, ангелы и люди. И как не радоваться в великий и святой день Воскресения Христова!

1 ребенок: Утро! Небо ярко блещет

Светлой алою зарей.

Громко песня раздается

Над проснувшейся землей.

2 ребенок: То замрет, то снова льется

В трелях трели без конца.

Это птичек славят хоры

В песнях радостных Творца.

Песня «Божий день»

Ведущий 1: Пасха – праздник праздников, торжество из торжеств. А как же правильно праздновать Пасху?

Ведущий 2: Основными атрибутами этого праздника в народе считают крашеные яйца, пасхи и куличи. Но неужели только за столом можно ощутить эту радость?

Ведущий 1: Конечно же, нет! Ключевым моментом праздника является пасхальная служба в храме. Начинается она в ночь с субботы на воскресенье. Верующие собираются в храме и ждут заветных минут. Вот священники выходят из алтаря, вынося плащаницу с изображением Христа во гробе, и приглашают всех на крестный ход вокруг храма – символ погребения Иисуса Христа.

Ведущий 2: Вот, обойдя вокруг храма с пением погребальных молитв, священники и народ останавливаются перед запертыми дверьми церкви. В какой-то момент толпа замирает, все ждут двух самых важных слов…

Ведущий 1: И ровно в 12 часов ночи священники начинают тихо петь тропарь Пасхи. Вначале это еле уловимый шепот, второй раз уже слышат все, стоящие ближе, и в третий раз радость и ликование достигает предела и слова тропаря врезаются в толпу – хочется тоже петь, но ожидание продолжается… Открывается дверь храма, священник поворачивается к пришедшим и громко возглашает: «Христос воскресе!»

Ведущий 2: Толпа взрывается в едином порыве: «Воистину воскресе!»

Ведущий 1: Эта волна прокатывается по всему двору, входя в сердце каждому – равнодушных не бывает – одни смеются, другие плачут от радости, третьи целуют и обнимают друг друга. Вот она – пасхальная радость!

Чтец 2: Радость от земли и до небес:

Он – воскрес! Воистину воскрес!

Он воскрес... И это Воскресение

Дарует нам вечное спасение!

Разлилась потоком радость Воскресенья,

Ближним и далеким во Христе спасенье!

Золотое солнце озарило дали.

Новая поется песня без печали.

Песня «Праздник Воскресенья»

Ведущий 2: Пасхальное богослужение заканчивается обычно под утро. Люди, возвращаясь из церкви, поздравляют друг друга с праздником словами: Христос воскресе! А им отвечают: «Воистину воскрес!»

Ведущий 1: В православных семьях принято после праздничной службы разговляться. Что же это значит? Пост еще называют говением, отсюда разговляться – прекращать поститься. Разговляются прежде освященным куличом и пасхальным яичком, а уж потом переходят к другим кушаньям.

Чтец 3: После долгого говенья,

Причастившись на Страстной,

Православные с волненьем

К службе шествуют ночной.

С яйцами и куличами,

С пасхами и со свечами.

С крестным ходом, с дружным пеньем

Мы встречаем Воскресенье.

Ведущий 2: Еще одна добрая традиция Пасхи – христосоваться –трижды целоваться в щеку поздравляя друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Ведущий 1: Целых 40 дней после пасхи принято вместо «Здравствуй» говорить «Христос воскресе!». А неделя после Пасхи называется Светлой. В народе про нее говорят вся неделя как один день. Это значит, что пасхальная радость продолжается всю неделю. В эти дни, кажется, сама природа ликует с нами, прославляя Великого Творца.

Ведущий 2: Еще одна приятная пасхальная традиция – дарить друг другу маленькие подарки: открытки, сладости, сувениры, сделанные своими руками.

Ведущий 1: Пасхальные открытки особенно популярны. Но интересно то, что символом Пасхи в западных странах считается кролик, а на Руси – цыпленок. СЛАЙД 27. Желтенькие, только-только появившиеся на свет пушистые комочки символизируют приход весны и начало жизни.

Ведущий 2: Встречайте учащихся младших классов с танцем «Цыплятки».

Танец «Цыплятки»

Ведущий 2: Пасха – самый главный христианский праздник. Пасха – это конец и одновременно начало жизни. Для современного человека это значит, что греховная жизнь наша должна закончиться в великую субботу, а в воскресенье начаться новая жизнь с Богом.

Дети выносят нарисованный глобус. Музыка фоном.

1-й ребенок : Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?

2-й ребенок : Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?

3-й ребенок : В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?

4-й ребенок : За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?

Все : Ну конечно, это Бог.

5-й ребенок : Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.

6-й ребенок : Вот за что и почему
Благодарны мы Ему.

Ведущий 1: Прославлять красоту Божьего мира можно не только в молитвах и песнях. Учащиеся 6 «Б» класса подготовили танец под песню американского певца Луи Армстронга «Как прекрасен мир!». Для Бога нет национальностей, все мы для Него – дети! И на каком языке мы бы не говорили – Господь слышит наше сердце.

Танец «Медленный фокстрот»


1-й: Дивным узором цветы расцвели.
Господи, слава Тебе!

2-й: Благоухает дыханье земли.
Господи, слава Тебе!

1-й: Птицы поют в тайниках своих гнезд.
Господи, слава Тебе!

2-й: Вечность сияет в мерцании звезд.
Господи, слава Тебе!

1-й: Дети уснули, набегавшись днем.

Господи, слава Тебе!

2-й: Ангелы их осенили крылом.

Господи, слава Тебе!

1-й: Все успокоено гаснет окрест.

Господи, слава Тебе!

2-й: Но не погаснет над церковью крест.

Вместе: Господи, слава Тебе!

Песня «Чудо выше всех чудес»
Слово батюшке.

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Н аступила весна!

С овсем скоро наступит и весна души — Великий пост!

А затем и праздников Праздник — Светлое Христово Воскресение ПАСХА!

К Пасхе нужно готовиться заранее. Уже сейчас. А также не только можно, но и нужно готовиться в дни Великого поста.

Т ем более, если Вы являетесь преподавателем Воскресной школы, или школьным педагогом, готовящим вместе с учениками Пасхальное выступление 🙂

Д ети очень любят примерить на себя разные роли, и этому весьма способствует их яркая детская фантазия. Посему возможностью внести в их души и сердца самую главную мысль всей нашей жизни, что Христос Воскрес и даровал нам Жизнь Вечную, нужно обязательно воспользоваться!

И звестный российский писатель, поэт и драматург, монах Варнава (Санин) потрудился на славу! Он подготовил не просто Пасхальный сценарий, о. Варнава написал самый настоящий детский Пасхальный спектакль, в котором затронул актуальные детские проблемки, мешающие многим девочкам и мальчикам чувствовать Пасхальную радость!..

П осему постановка сего проникновенного, весьма поучительного, сдобренного живым юмором и по настоящему Пасхального сценария дадут прекрасные духовные плоды Небесной радости не только в детских сердцах, но и в сердцах взрослых зрителей!

ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ!
(сценарий)

Н а сцене – взрослые и дети-актеры, одетые в костюмы: солнца, луны, медведя, птицы, муравья, бабочки, тюльпана и деревьев (береза, яблоня). К ним подходит мальчик лет 12-14.

В едущий (чрезвычайно торжественно):

- К то это не слыхал, да пусть услышит,
Как в день Пасхальный чистые сердца,
И все, что ходит, плавает и дышит, -
Без устали приветствует Творца.

Береза, бабочка, тюльпан и птичка по очереди декламируют:

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

М альчик каждый раз звонко отвечает:

- В оистину воскресе!

П тицы, звери, деревья, взявшись за руки, начинают радостно кружиться в хороводе. В центре хоровода – мальчик.

Н еожиданно раздается громкая современная музыка, услышав которую хоровод останавливается.

Н а сцену выходит второй мальчик. В руках у него удочка и пустое ведерко. За плечами рюкзак. На ушах – большие наушники.

П ервый мальчик, выходя из хоровода, обращается к нему, как к давнему приятелю:

- Х ристос воскресе!

- А ? Что? – крутя головой, не слышит тот.

П ервый мальчик предлагает ему снять наушники, тот выполняет просьбу, и тогда весь хоровод дружно восклицает:

- Х ристос воскресе!

- Н у и что? — недоуменно пожимает плечами второй мальчик.

П тицы, звери, деревья в полном недоумении разводят крыльями, лапами и ветвями.

В торой мальчик продолжает, обращаясь к первому:

- И вообще, чего это ты такой радостный?

Первый мальчик:

- Т ак ведь — такой день! Такой день!…

В торой мальчик:

- Н у какой еще – такой? День, как день. Точнее, утро… Ничего хорошего. У меня вся рыбалка вон сорвалась. Хотя ни свет ни заря встал… (громко зевает).

П ервый мальчик:

- А я вообще еще не ложился!

В торой мальчик:

- К ак это?

П ервый мальчик:

- Т ак ведь ночью в храме Пасхальная служба была! А потом и уходить не хотелось! Смотри, даже солнце сегодня играет! Говорят, так всегда на Пасху бывает!

С олнце выходит на центр сцены и начинает танцевать, размахивая разноцветными платками.

- О птический обман или к перемене погоде. То-то рыба сегодня даже не клевала! – отмахивается второй мальчик.

- Д а будет тебе! – примирительно улыбается ему первый мальчик и вновь с воодушевлением восклицает: — Христос воскресе!

- А я тут при чем? –хмуро отзывается второй мальчик.

П ервый мальчик:

- К ак это при чем?!! Тебя что – все это совершенно не волнует?

В торой мальчик:

- Д а у меня одно только желание – поскорее добраться домой и отдохнуть!

П ервый мальчик делает жест хороводу, и муравей подносит скамейку. Незаметно ставит ее и удаляется

- О! – замечая скамейку, удивляется второй мальчик. – Откуда она тут взялась? Ведь ее только что не было!

П ервый мальчик:

— В день, когда свершилось величайшее в мире чудо, разве не может быть чего-нибудь необычного?

В торой мальчик:

— Н е знаю, лично я ни в какие в чудеса не верю! Но передохнуть, пожалуй, не прочь!

С этими словами он садится нам скамейку.

— Н у что я могу еще сказать, — с сочувствием глядя на него, говорит первый мальчик. – Мне нужно идти, родители могут волноваться. Одно пожелаю: помоги тебе Господи все понять и…принять!

П ервый мальчик уходит.
Природа замирает.
Только солнце продолжает «играть».
Второй мальчик прикрывает глаза, блаженно вытягивает ноги и вновь натягивает на уши наушники.
Выходя на сцену, к нему подсаживается старичок в восточном халате. Тут же к старичку подбегает птичка и доверчиво кладет ему голову на плечо. Старичок тихонько покашливает, привлекая к себе внимание.
Второй мальчик приоткрывает один глаз и с недоумением косится на него.

С таричок:

- М узыку слушаешь? Можно и мне!

В торой мальчик с усмешкой:

- А это не из вашего времени!

Н о наушники все же протягивает.

П тичка закрывает крылышками уши. То же самое, морщась, делает и весь хоровод.

С таричок, едва приложив наушники к уху, вздрагивает и, возвращая их, говорит:

- Д а, действительно, даже в моем языческом, третьем веке от Рождества Христова, такого не бывало. Правда, когда некоторые жрецы, например Кибелы, били в свои бубны, тоже было несносно громко. Но все же, прости, не до такой степени…

В торой мальчик (в сторону):

- С транный он какой-то… Ученый историк на пенсии, что ли?

С таричок, словно услышав его мысли:

- Н ет, я не историк, хотя, действительно, из истории. Ты лучше мне вот что скажи: ну, дослушаешь, к примеру, ты эту свою музыку. А потом что?

В торой мальчик:

- К ак что? Другой диск поставлю!

С таричок:

- А когда и он надоест?

В торой мальчик:

- Т ретий найдется!

С таричок:

- Д опустим, даже десятый. Но вот и он наскучит! Что тогда станешь делать?

В торой мальчик (с вызовом):

- А у меня… электронные игры есть!

С таричок, качая головой:

- Д -да…Разве Бог создал тебя для этого? Разве в этом смысл жизни?

В торой мальчик:

- А что, меня вполне все устраивает! Спасибо, что про игру напомнили! Сейчас поиграю!

В торой мальчик достает из рюкзака игровую приставку.

- В от, хотя бы в охоту на медведя!

У слышав это, медведь в хороводе с опаской прячется за деревья.

С таричок уходит.

В торой мальчик с азартом начинает стучать клавишами.

- Б ог… — ворчит он. – А где Он? И разве смысл жизни не в том, чтобы… просто приятно в свое удовольствие жить?

О дин за другим к нему начинают подходить участники хоровода. И хотя он то и дело отмахивается, они читают ему стихи.

С олнце:

Б ог повсюду, Он везде:
В небе, воздухе, воде,
Всё Он видит, всё Он знает,
Всех — на свете понимает!
Он – Спаситель, мой и твой,
Он повсюду!
Он – живой!!!

Б абочка:

Б ог создал огонь и воду,
Воздух, землю, — всю природу
И природа без конца
Славит своего Творца!

Л уна:

С лавят Бога беспрестанно
Высь и бездна океана,
Горы, море и земля,
Реки, рощи и поля!

М едведь:

С лавят Бога свет и воздух,
Небо в облаках и звёздах,
Славят солнце и луна —
Даже, если ночь темна!

М уравей:

С лавят Бога свод небес
И глубины моря,
Славят луг, холмы и лес,
Им согласно вторя!

Я блоня:

С лавит Бога старый сад,
Он и сам бывает рад
Дать нам сладкие плоды
В благодарность за труды!

П тица:

П тицы чествуют Творца
И зимой, и летом,
Даже слабый писк птенца
Слышен в хоре этом!

М едведь:

З вери дикие в лесах,
Хоть и вызывают страх,
Тоже Бога прославляют
И полезными бывают!

С олнце:

К ак величественно море
Катит волны на просторе,
И ведь каждая волна
Тоже Богом создана!

Л уна:

У крашая неба свод,
Звёзды водят хоровод,
И пока Земля во сне, —
Славят Бога в вышине!

В се хором:

В сё, что на Земле живёт,
Всё, что дышит, ест и пьёт,
Это — Божии созданья,
Часть большого мирозданья!

С олнце:

С олнце дарит людям свет,
Ласку и тепло.
Если б не его рассвет —
Было бы светло?..

Л уна:

Н очью — холодна, бледна
Появляется луна.
Эта спутница земная
Иногда и днем видна!

П тица:

З вёзды вечером зажглись,
Маленькие, смотрят вниз,
До утра дрожат, мигая, —
Больше всей Земли любая!

Б ереза:

В небесах запела птица,
Радуясь рассвету.
Как же нам не восхититься,
Слыша песню эту?

Т юльпан:

Н а лужайке там и тут —
Дивные цветы цветут,
Колокольчики, ромашки,
А на них — жучки-букашки!

М уравей:

П рилетит, спеша пчела
В сад, где вишня расцвела
И — скорее в улей-дом:
Славить Господа трудом!

С олнце:

И здалёка-далека
Ветер гонит облака.
И трава за это тоже
Шепчет: «Слава Тебе, Боже!»

Б ереза:

П обежал ручей, сверкая
Под весенним солнцем —
Будто радуга, играя
Льётся за оконцем!

М уравей:

М альчик оглядел цветок,
Тронул каждый лепесток
И восторг в его глазах:
Что ж тогда на Небесах?!

В се очень громко хором:

С олнце с самого утра
Говорит: «Вставать пора!»
Открываем глазки:
Всё вокруг — как в сказке!

В торой мальчик приподнимает голову и в испуге отшатывается:

Р ядом с ним сидит уже второй старичок в монашеской скуфейке, который кормит ломтем хлеба приветливо подковылявшего к нему медведя.

В торой старичок:

- Н е бойся, радость моя!

В торой мальчик:

- А он что – и правда живой?

В торой старичок:

- К онечно! Можешь даже проверить!

В торой мальчик осторожно дотрагивается пальцем до медведя и неожиданно с облегчением выдыхает:

- У ф-ф! А то я уж думал доигрался до всяких видений с этими играми! Но… почему он тогда нас не съест?

В торой старичок:

- З ачем? Бог создал нас так, чтобы все жили в мире и были вечно счастливы!

В торой мальчик недоверчиво смотрит на него. А тот, словно продолжая предыдущий разговор, говорит:

- В от, закончишь ты слушать свою музыку и играть в эти свои игры. А потом?

В торой мальчик:

- П отом — завтра пойду в школу!

В торой старичок:

- Х орошо! Ну, а когда закончишь ее?

В торой мальчик:

- П оступлю в институт!

В торой старичок:

В торой мальчик:

В торой старичок:

- Д опустим, станешь. А затем?

В торой мальчик:

- Ч то затем? Состарюсь…

В торой старичок:

- А потом — что?

В торой мальчик, опуская голову и вздыхая, чуть слышно:

- Ч то-что… Известно что…

В торой старичок, отпуская медведя, ласково кладет ладонь на плечо второго мальчика:

- В том-то и дело, что не все, видно, тебе известно, коли ты так мрачно говоришь об этом. Да еще в такой самый светлый день! Ведь Христос и воскрес-то из мертвых для того, чтобы мы были не просто счастливы, а блаженны, что значит — счастье в высшей мере! Причем, не год или два, а — всегда, вечно! Но – и жить тебе для этого отныне надо так, чтобы удостоиться этой блаженной вечности! Ты представляешь, радость моя, какое это великое счастье?! Вечно быть с Богом!!!

З вери, птицы, деревья бросаются обнимать друг друга от радости.

В торой мальчик, осмысливая услышанное, потирает лоб и даже не замечает, как уходит второй старичок.

Н аконец, он поднимает голову и говорит:

- Э то что: я уснул, и мне все приснилось? Но все равно… Какая разница? Спал – не спал… Не такой я уж и глупый, чтобы не понять всего этого! Так вот, значит, в чем смысл жизни! И вот почему все так ликуют сегодня. Ведь страшно даже подумать: если бы только Христос не воскрес… Если бы Он не воскрес!

В се актеры, играющие зверей, птиц, деревья, хватаются за головы. Медведь успокаивающе гладит по головке муравья.

В торой мальчик задумчиво продолжает:

- Н ет, только не это! Тогда — все на свете действительно разом потеряло бы всякую радость! Всякий смысл!

П осле этого солнце отворачивается и начинает медленно уходить. Но тут его приостанавливает луна, которая говорит что-то ему, с надеждой показывая на второго мальчика.

А тот наконец заканчивает:

- А так… так… Он ведь воскрес!!!

С олнце радостно бросается к хороводу.
Вся природа опять начинает ликовать.
Второй мальчик порывисто вскакивает со скамейки, которую тут же уносит муравей, и подбегает к хороводу.

- Х ристос воскресе! – кричит мальчик хороводу.

- В оистину воскресе! – слышен дружный ответ.

П тицы, звери, деревья радостно поют, кружась в хороводе, в центре которого мальчик и танцующее, «играющее» всеми красками солнце.

Д ети-актеры вновь декламируют.

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

К аждому второй мальчик радостно отвечает:

- В оистину воскресе!

В едущий – заканчивая, наконец, то, на чем остановился в самом начале, торжественно говорит:

В первый раз в своей жизни настоящую Пасхальную радость я ощутил на Новый год. Это было в середине 90-х годов. Мы с женой ещё были неофиты, а открытых церквей было мало, и мы только начинали свою церковную жизнь в одном из храмов на окраине Москвы. В этот год первое января пришлось на воскресенье – малая Пасха для любого христианина. И вот мы по совету своего духовника стали готовиться к Причастию на Новый год. Кто помнит, в СССР это был самый радостный и светлый праздник. После причастия мы возвращались и испытывали совершенно новые для себя чувства. В метро ехали редкие помятые праздником пассажиры. Большинству из них было тяжело после разгульной ночи. Перед нами сидела красивая и очень несчастная девушка. Было видно, что ей очень плохо на душе. С нами был наш почти годовалый сын Павел. Он привлёк её внимание, и она протянула ему апельсин. – Ваааа,- раздался Пашкин голос и довольный ребёнок вцепился в оранжевый предмет. От такой непосредственной реакции девушке стало легче. Сам Новый год перестал быть для меня главным и важным праздником.
К настоящей Пасхальной радости надо готовиться постом и молитвой. Большинство «захожан» смотрят с любопытством и недоверием на ночной крёстный ход и если входят в храм после него, то быстро покидают богослужение. Они уносят с собой лишь малую толику этой радости. Долгие и тяжёлые службы страстной седмицы для них тоже неведомы, а ведь именно сопереживание Христу в это время, реальное ощущение утраты в эти дни позволяют почувствовать во всей полноте радость Воскресения. Христианская скорбь имеет совершенно иное свойство. В глубине сердца всегда есть надежда и реальное знание о будущей радости. Это чувство в своё время позволило не уйти от креста жёнам мироносицам и апостолу Иоанну.
Не уйти от креста!
Лишь горячее чистое сердце
Может в этой беде
Страх и слабость в ногах
Побороть!
Возлюбили Христа
Мироносицы, сильные духом,
Был живым в их сердцах
Снятый с крестного древа
Господь!
Как же были рады все эти святые люди Воскресению Христову!
Перед этим событием Христос явил нам другое чудо – воскрешения Лазаря Четверодневного. Всякий, уверовавший и последовавший за Христом, воскреснет, когда Христос этого пожелает, и радуемся мы ещё и нашей сопричастности этому чуду.
Помимо служб, которые мы стараемся посетить перед Пасхой, есть ещё и радостные хлопоты. Мы убираем дом в Чистый четверг, печём куличи и красим пасхальные яйца. В каждой христианской семье есть свои Марфы и Марии, избирающие тот или иной маленький подвиг перед Пасхой. Оба подвига важны и нужны, но благое внимание Марии к словам Христа и молитва стоят выше. Однако детям зачастую понятней подвиг Марфы, который венчается замечательными украшениями на куличах и пасхальных яйцах. Многие пожилые люди вернулись в церковь именно благодаря светлым детским воспоминаниям об этих замечательных обычаях.
У меня в этом году в семье новшество: жена и дочки научились оплетать яйца лентами и бисером. Их можно будет подарить друзьям и знакомым и разделить с ними самую главную и самую важную в жизни православного человека Пасхальную радость!

Не забыты мы у Бога

Не забыты мы у Бога -
Пасха снова настаёт,
И нелёгкая дорога
К празднику нас вновь ведёт.

Крёстный путь пройдя тяжёлый,
Сострадали мы Христу.
С верой в этот день воскресный
Подвизались на посту.

А теперь ликуем вместе
С небом, солнцем и землёй.
Радость сердце наполняет -
Ведь Христос для нас родной!

Максим Терехов 2016

Горшкова Марина Евгеньевна

Сценарий праздника «Пасхальная радость»

Цели : познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Пробудить интерес к старинным русским обрядам, воспитывать дружелюбие.

Задачи: формировать представление детей о праздниках на Руси, о традициях

русского народа. Развивать познавательный интерес детей к истории своего народа, обогащать духовный мир детей. Воспитывать любовь и уважение народных традиций.

Методы и приемы : рассказ, беседа, показ иллюстраций, чтение книг.

Ход занятия. (Звучит звон колокола)

Воспитатель : - Пасху прославляем, праздник начинаем.

Вот и Пасха к нам пришла.

Светлый праздник принесла.

Светит солнышко с небес.

Шумит вдали зеленый лес.

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Воспитатель :- Весной много чудесных праздников. И весь православный народ отмечает замечательный праздник - Светлое Христово Воскресение. Этот великий день приходит к нам с ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу любви и добра.

Ученик: - Из страны далекой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди пробудитесь! К нам весна идет,

А с весной и Пасха радость вам несет».

Воспитатель :- Человек не может не радоваться, когда на смену зимним холодам приходит яркая синева неба, птичий гомон, нежность первой травы, клейкость набухших почек…

В России Пасху называли Велик день, Светлый день. Это праздник, посвященный

Воскресению Иисуса Христа.

Ученик: - Говорят, что Пасху раньше отмечала вся страна.

На качелях сидя, дружно улыбалась детвора.

Молодежь теперь не знает, как же Пасху отмечать?

Яйца красить, кулич стряпать и гостей к столу встречать.

Заглянули в старину мы - будто дождь омыл сердца.

И сегодня вам расскажем о воскресении Христа.

Воспитатель :- Однажды Бог послал на землю своего сына, чтобы тот научил людей любви и добру. Но были и такие злые люди, которые не хотели верить сыну Божьему и убили его. Распяли на кресте. Иисус мог бы не умирать. Но согласился принести себя в жертву, чтобы смыть все грехи наши. А в воскресенье он ожил- воскрес. Его воскресение празднуют в Пасху.

Ученик: - Хвалите Господа с небес и славьте человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть поправ навеки!

Ученик :- Пасху радостно встречаем

И поем: - "Христос воскрес!"

Мы все дружно отвечаем:

"Он воистину воскрес!"

Чередой проходят годы

Под лазурностью небес.

И поют везде народы:

"Он воистину воскрес!"

Всюду радость и объятья:

"Брат, сестра, Христос воскрес!

Ад разрушен, нет проклятья:

Он воистину воскрес!"

Ученик: - Христос воскрес!

Вот и Пасха к нам пришла-

Праздник милый для меня!

Сколько радости принёс,

И печали он унёс.

Вот уж птицы прилетели

Прямо к Пасхе подуспели.

Хорошо весна пришла-

Светлый праздник принесла-

Воскресение христово!

Все поют и славят Бога!

Воспитатель : - Ребята, попробуйте угадать главный спутник весны.

Отгадайте загадки : - Без него плачемся, а как появится – прячемся.

Кто взглянет, тот заплачет…

Сито свито, золотом покрыто.

Ну конечно, это солнце главный спутник весны!

У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. Дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Ученик: - Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись,

Красное нарядись!

Воспитатель :- Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко.

На Пасху разрешалось всем мужчинам звонить в колокола,

Звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное,

праздничное настроение.

(Звучит запись «колокольный звон»)

Ученик: - Звенят, поют колокола!

Лучами греет всех весна.

Все небо синее как море,

И верба в золотом уборе.

Весь пеньем птиц наполнен лес,

Воспитатель :-- Пасха была очень большим праздником, длившимся неделю и

та неделя была заполнена играми, развлечениями, хождением в гости.

Пасха не бывала без качелей. Возводились общественные качели. Качались

решительно все. Возле качелей собирался народ: девушки, бабы с

ребятишками, мужики, парни с гармошкой.

И все веселились и радовались воскресному празднику. Повсюду звучали песни. Девушки водили хороводы и пели заклички. Давайте и мы покличем весну!

(Девочки встают в круг и поют закличку) .

Солнышко красно, гори-гори ясно!

В небо пташкой залети, нашу землю освети.

В небе рыбкой поплыви, нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек обогрей, оздорови!

Воспитатель : - А теперь отгадай еще загадки, а отгадка у них одна:

Белое, круглое, долго лежало, вдруг затрещало: и неживое живым стало.

Избушка нова - жильца нет, жилец появится, изба развалится. (Яйцо).

А как вы думаете, почему я загадала загадки о яйце?

Что является символом Пасхи? Куличи, пасхи, крашеные яйца.

Есть такой обычай – обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего

окрашивают яйца в красный цвет – цвет крови Христа. Иногда яйца не просто

красят, а расписывают. Такие яйца называют писанками.

Яйцо- символ новой жизни, чистой, светлой и это символ надежды.

Ученик : - Словно яркая раскраска,

К нам домой явилась Пасха.

Принесла в своем лукошке,

Яйца, булочки, лепешки.

Пироги, блины и чай.

Пасху весело встречай!

Ученик : - Посмотрите что за чудо?

Положила мама в блюдо

Тут яйцо, но не простое.

Золотое, расписное.

Словно яркая игрушка!

Здесь полоски, завитушки.

Много маленьких колечек,

Звезд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски?

Словно в старой доброй сказке!

Мама всем дала ответы:

Пасха- праздник самый светлый!

А яйцо, известно мне

Символ жизни на земле.

Воспитатель :- К празднику обязательно мыли, чистили дом, убирали мусор, наводили порядок. И в чистый, светлый праздник люди приглашали гостей.

Ученик :- Пасха. Празднично кругом.

Чистотой сверкает дом.

Вербы на столе и пасха.

Так светло и так прекрасно!

Яйца крашенные всюду,

И кулич стоит на блюде.

Мама в фартуке из ситца

Приглашает всех садиться

И отведать угощенье

В честь Христова Воскресенья.

Воспитатель :- Мы все обмениваемся на Пасху яйцами, говоря при этом: «Христос воскрес! А в ответ слышим «Воистину воскрес!» При этом люди прощают друг другу обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения Христа! Христос дал нам жизнь, а яйцо- это знак новой жизни.

Ученик :- Теплом лучей пришла весна,

Кулич и пасху принесла.

Красиво яйца расписала,

И с нами Бога прославляла

И люди радуются Пасхе!

Детей блестят от счастья глазки.

Весна цветет, полна чудес,

Христос воскрес, Христос воскрес!

Воспитатель: - А еще на Пасху проводили различные игры.

- А сейчас мы поиграем в игру «Пасхальные традиции» .

Если я скажу то, что символизирует празднование Пасхи – хлопните в ладоши, а если это традиция другого праздника - не хлопайте. Хорошо?

Печь куличи – да.

Купаться в проруби.

Красить яйца - да

Печь блины.

Освящать еду - да

Христосоваться - да

Освящать вербу - да

Петь колядки.

Славить Иисуса Христа – да.

Воспитатель: - Молодцы! Знаете традиции праздников на Руси.

Пасхальные традиции на Руси были очень богатые и интересные.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены. А с Пасхи начинались развлечения. Развлечения были не просто увлекательными, но и развивающими. Игры, требующие сноровки, наблюдательности. Развивают ловкость, быстроту реакции, мышление, умение правильно организовать свой досуг.

1 .Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Делали деревянный или картонный каток. Вокруг его освобождали пустое, ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца или конфеты. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо. Выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2. «Чокаться яйцами», стукнув тупым или острым концом крашенного крутого яйца о яйцо соперника.

3. Играющие садятся друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

4. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель.

Воспитатель :- Вот так весело и интересно праздновалась Пасха на Руси! Прекрасен праздник Пасхи! Прекрасны ее обычаи: куличи, крашеные яйца, обычай христосоваться. Но более всего прекрасен завет этого дня – любите ближних. Так будем любить друг друга!

Ученик: - В светлое Христово Воскресенье

На душе пусть будет чисто и светло!

Будет хлебосольным угощенье,

Солнце дарит радость и тепло!

Ученик: - Говорят: Христос воскрес!»

«Да, воистину воскрес!»

Разрывая тьмы завесу,

К людям он сошел с небес.

Жив Христос, и верят люди:

Коль расстанемся со злом,

Жизнь продлится. Вечным будет

Мир с любовью и добром!

Воспитатель :- Сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи! Желаю вам крепкого здоровья, мира, тепла и любви. Пусть радость Воскресения Христова наполняет ваше сердце, а свет Божественной любви согревает каждого из вас. Пусть каждое сердце будет открыто для добра и хороших дел.

Христос воскрес!

Благодарю всех за внимание!

В наши дни почти не осталось ученых, считающих, что Иисус из Назарета не жил в Палестине и не проповедовал Свое учение в 20-е гг. I в. н.э. Современная наука установила, что рассказ евангелистов основан на исторических фактах. И чем дальше она развивается, тем яснее становится, насколько точно изложили Марк, Матфей, Лука и Иоанн описанные ими события. Иисус был распят и умер на кресте, что произошло, скорее всего, 7 апреля 30 г. н.э., накануне праздника Пасхи, как об этом рассказывает евангелист Иоанн (19:14–31). То есть вопрос, в отношении которого наука бессильна, - это вопрос о воскресении Христа из мертвых. Наука бессильна как доказать, так и опровергнуть этот факт, а поэтому каждый человек волен понимать весть о том, что «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ», по-своему. В этом и заключается основное содержание веры всякого христианина: «Верую во Иисуса Христа... страдавшего, погребенного и воскресшего в третий день», - говорится в Символе веры. В последних главах каждого из четырех Евангелий рассказывается, что учениками Иисуса после смерти их Учителя овладела глубокая печаль. Они, было, надеялись, что Иисус должен принести избавление, ожиданием которого народ Израиля жил к тому времени уже более тысячи лет, а Он позорно погиб на кресте. Женщины, побывавшие у гробницы на заре первого дня недели, рассказали, что она пуста, что они видели ангелов, возвестивших, что Иисус жив, но учеников эти рассказы сначала ни в чем не убедили. В пустую гробницу вошел ученик, о котором говорится, что его особенно любил Иисус (возможно, это был Иоанн Богослов), «вошел и уверовал». Приходят к вере и другие ученики, причем каждый идет к ней своим собственным путем. В Евангелиях рассказывается, что ученикам является воскресший Христос, но и это, как сообщает Матфей, убеждает не всех: кое-кто относится к этим явлениям с сомнением. Вера - это то, чему научить нельзя, человека приводит к ней только его личный мистический опыт. Мало-помалу «скорбь обращается в радость».

Само слово «радость» - одно из ключевых, т.е. постоянно повторяющихся в Евангелии. «Я возвещаю вам великую радость», - восклицает ангел в начале Евангелия от Луки, сообщая пастухам, что в Вифлееме родился Христос. О радости, которая бывает на небесах, когда грешник ощущает необходимость покаяться и стать другим, рассказывает ученикам Сам Христос. В прощальной беседе с апостолами, не больше чем за час до того, как Он будет взят под стражу, утешая учеников, чувствующих, что приближается что-то страшное, Христос говорит: «Женщина, когда рождает, печаль имеет, ибо пришел час ее; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете, но Я снова увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:21–22). «Радуйтесь», - говорит воскресший Христос женам-мироносицам, пришедшим к гробнице с благовониями, чтобы помазать ими тело Иисусово; «Всегда радуйтесь», - наставляет своих собеседников апостол Павел. С радостью теснейшим образом связана и главная из христианских добродетелей - любовь.

Радость от начала до конца освещает все пасхальное богослужение.

Сей день, который сотворил Господь,

Возрадуемся и возвеселимся в оный.

Этот стих из 117 псалма вошел в пасхальное богослужение из древнейшей пасхальной Литургии, не дошедшей до нас. Христос отвергнутый, распятый и умерший, властно восстал из гроба и наполнил весь мир радостью, или «радование миру даровал», как говорит Иоанн Дамаскин, составивший в начале VIII века тот Пасхальный канон, который и теперь поется в пасхальную ночь в каждом православном храме. Православные читают в пасхальную ночь начало Евангелия от Иоанна («В начале было Слово…») на как можно большем числе языков, напоминая тем самым, что апостолы разнесли благую весть о Воскресении по всему миру. Католики читают рассказ о Воскресении (Ин 20:1–9). В древнейшей пасхальной Литургии читались слова Иисуса о добром Пастыре: «Я - Пастырь добрый, Пастырь добрый душу свою полагает за овец… Я душу Мою полагаю за овец... Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее и власть имею снова принять ее» (Ин 10:17–18). Добрый пастырь знает своих овец по имени и поэтому зовет к себе не всех вместе, а каждого в отдельности. «Ведь вера заключается не в том, что человек следует обычаям, установлениям и традициям или соблюдает те или иные обряды. Она живет в его сердце, в самой его глубине. Как добрый пастырь всегда находится при овцах в отличие от наемника, который "видит, как волк приходит, и оставляет овец, и бежит", так и воскресший Христос невидимо пребывает среди людей "во все дни до скончания века"».

Канон Иоанна Дамаскина весь пронизан пасхальной радостью:

Воскресшего увидев Сына Твоего и Бога

Радуйся с ангелами, Богоблагодатная,

Та, Которая «радуйся» первой

Как всеобщей радости виновница

Услышала, Богоматерь всенепорочная.

Ангел возгласил Благодатной:

«Чистая Дева, радуйся».

И я повторяю: «Радуйся,

Ибо воскрес Твой Сын

В третий день от гроба,

Воскресивши мертвых».

Люди, радуйтесь.

Пасха, радостию друг друга

Обнимем, о, Пасха.

Пасхальная радость - радость особая. Вот как пишет об этом современный французский богослов Ален Килиси: «Пасхальная радость не громогласна, это радость, идущая изнутри. Бесполезно хлопать в ладоши и кричать "ура", чтобы рассказать о том, как она нас наполняет, ибо ту радость, которая дается нам в пасхальные дни, дается в глубины нашего сердца, этим не передашь. Посмотрите на Марию Магдалину. В то утро она была погружена в скорбь. Она пришла, чтоб бодрствовать над умершим и плакать, она все время повторяет и людям и ангелам одну и ту же фразу: "Взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его". В этой фразе выражается скорбный опыт верующего человека во всей его полноте - жизнь без Бога невыносима. Когда же Сам Иисус приходит, чтобы утешить ее, но не открывается, как это всегда бывает во время явлений, она Его не узнает, пока Иисус не окликает ее по имени. И сразу сердце ее как волна наполняют радость, счастье и мир. Она хочет Его обнять, но Господь не позволяет ей сделать этого. Она должна будет довольствоваться тем, что Его видела, слышала, прикоснулась к Нему, но на мгновение. Она сохранит только ту радость, которая теперь внутри ее сердца, хотя, конечно, эта радость, наполнявшая и освещающая ее изнутри, огромна. Но передать ее трудно. Как рассказать об этом, Мария не знает: "Я видела Господа, и Он сказал мне это". Таков и наш собственный опыт. Наша радость огромна, наше сердце потрясено, но что сказать тому, кого не было там, когда Он явился, чтобы тот понял это?»

Вера не основывается ни на политических, ни на философских или иных убеждениях, она живет в глубине человеческого сердца и освещает его изнутри. «Вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед иудеями двери были затворены там, где были ученики, пришел Иисус, и стал посредине и говорит им: "Мир вам!"» (Ин 20:19). Это и есть пасхальная радость.