Психология кто делает замечания чужим детям. Как правильно реагировать на замечание вашему ребенку от постороннего человека

Случается, мы сталкиваемся с ситуацией, когда чужие дети ведут себя хуже некуда. В такие моменты в голове происходит целая катастрофа: сделать замечание или промолчать, чтобы не вышел конфликт с родителями непослушного ребенка.

Однако иногда выбора не остается и замечание делать все-таки приходится. Но, вопрос, как в дальнейшем избежать разногласий с родителями проказника, остается открытым. Вот 6 правил, которые помогут не только осадить разбойника, но и предотвратить ссору с его родителями!

1. Поговорить с родителями проказника!

Всегда старайтесь решать такую проблему с родителями. Поясните взрослым людям, что их ребенок повел себя недостойно, и попросите поговорить с ним, чтобы в дальнейшем этой проблемы не возникало. Главное, будьте в разговоре максимально сдержанными и справедливыми.

2. Не ругаем, а отстаиваем права своего ребенка!

Никогда не поясняйте чужому ребенку, что делать можно, а что – нельзя. Вашим главным аргументом должны быть интересы вашего ребенка. Поэтому, вместо слов «Прекрати бросаться грязью!», говорите разбойнику «Я не разрешаю тебе бросать грязь в моего сына!». Таким образом, ваше замечание будет справедливым, ведь вы только защищаете своего ребенка.

3. Никаких оценок поведению чужого ребенка!

Никто не имеет право оценивать поведение чужих детей, тем более объявлять об этом в общественном месте. Однако всегда остается неприкосновенное право отстаивать свой комфорт. Старайтесь вместо слов «Убери рюкзак!», использовать «Аккуратнее, пожалуйста, ты задеваешь меня рюкзаком!». При этом постарайтесь проявлять не агрессию, а дружелюбие.

4. Будьте вежливы!

Прежде чем давать замечание, подумайте, чего именно вы хотите – добиться того, чтобы проказник перестал шалить, или просто накричать на ребенка. Любое резкое слово в его сторону может только ухудшить ситуацию, так как он захочет пакостить еще сильнее, чтобы отомстить обидчику. Оптимальный вариант – держаться уверенно, но доброжелательно.

5. Не нарушайте границы дозволенного!

Как бы вам не досаждал ребенок, никогда не делайте ему замечаний, пока он плачет. Оставьте эту проблему его родителям. Также никогда не говорите о родителях и их ребенке в третьем лице, когда они находятся рядом. В любом случае, если мамы и папы не справляются с ребенком, то исправить эту ситуацию должны только они. И не важно, сколько это займет времени.

6. Будьте адекватны при обращении к родителям проказника!

Если ваше обращение по поводу плохого поведения ребенка было услышано с первого раза, то закройте эту тему. Но если родители продолжают бездействовать, то попросите еще раз вежливо о своей просьбе. Например, вместо фразы «Ваш ребенок опять забирает у моего сына мяч!», скажите «Ваш малыш снова расстроился, что я не даю ему наш мяч!».

Как бы вам не хотелось немедленно пресечь плохое поведение чужого ребенка, старайтесь помнить, что взрослый человек – именно вы. Поэтому, вся ответственность, за решение проблемы, лежит именно на вас.

Если каждый взрослый будет придерживаться этих правил, то все дети мира не только научатся решать любую проблему без агрессии, но и вырастут более уравновешенными и справедливыми людьми.

Экология жизни. Дети: Делать ли вообще замечания чужим детям - вопрос непростой и очень спорный. Но есть несколько общих правил...

6 правил вежливости

Делать ли вообще замечания чужим детям - вопрос непростой и очень спорный. Но есть несколько общих правил. По сути эти правила – о воспитанности и вежливости .

Общее правило номер один

С детьми разбираются родители.

Правило, из которого, как ни старайся быть корректной, есть исключения:

  • чужой ребенок обижает твоего ребенка,
  • чужой ребенок берет без разрешения ваши игрушки,
  • родители чужого ребенка не реагируют либо их не видно – и ты вынуждена вмешаться.

Как?

Общее правило номер два

Мы не воспитываем чужих детей, мы обозначаем границы допустимого в отношении своего ребенка и свое право на свои игрушки, вещи, гаджеты.

Как это выглядит (звучит) на практике.

  • Не "не толкайся", а "я не разрешаю тебе толкать мою девочку", либо "пожалуйста, не толкай мою девочку".
  • Не "не трожь!", а "это наш самокат, я не разрешаю тебе его брать", либо "это наш самокат, прежде чем его взять, попроси, пожалуйста, разрешения у Маши".

Мы не воспитываем чужих детей, мы устанавливаем (контролируем) правила игры.

  • Не "не отбирай у Маши самокат!", а "давайте кататься по очереди, ты прокатился, сейчас Маша проедет круг, потом снова ты".
  • Не "отдай Маше самокат", а "сейчас Машина очередь кататься", и крепко держите самокат.

Почему важно вмешиваться в детские конфликты (особенно в малышовые)?

Говорит психолог Ирина Катин-Ярцева:

"Правила мирного сосуществования, правила вежливости появились у человечества не за год или два, это плод тысячелетнего опыта проб и ошибок. Вряд ли кто-то из нас сознательно хочет этим опытом пренебречь и растить детей, как маленьких дикарей.

Поэтому наша задача и ответственность как взрослых – научить детей приемлемым в обществе, цивилизованным способам общения и разрешения конфликтов. И вмешиваясь в детские ссоры, мы показываем им модель правильного взаимодействия".

Общее правило номер три

Мы не даем оценку поведению ребенка, мы просим его не доставлять дискомфорт другим людям (нам).

  • Не "не болтай ногами, это некрасиво" и тем более не "сиди ровно, девочки не должны болтать ногами", а "пожалуйста, осторожнее, ты задеваешь меня ногами".

Если чужой ребенок мешает вам, например, болтает ногами в автобусе и задевает вас – не "не пинайся" или "не болтай ногами", а "пожалуйста, не пинай меня".

Общее правило номер четыре

Вежливость.

Уверенный, но доброжелательный тон. Мы не ругаем чужого ребенка, мы просим его не мешать нам. Вежливость поможет также не настроить родителей ребенка против себя. И не вызовет резкий протест против вас у самого ребенка.

Дети учатся социальному взаимодействию у взрослых. Уважайте малыша, и он, когда вырастет, будет уважать вас, когда вы состаритесь. Не кричите на чужого ребенка, и он не будет кричать на вашего.

Общее правило номер пять

Чего делать нельзя:

1. Нельзя делать замечания, когда ребенок плачет. Какой бы дискомфорт у вас это ни вызывало, родители разберутся сами. Как бы вам ни казалось, что родители не справляются, родители разберутся сами. Только родители знают, почему ребенок плачет, почему ребенок не перестает плакать и что делать, чтобы ребенок перестал плакать.

2. Фамильярничать с ребенком. "Ты че дерешься", "Ты че ревешь" – это фамильярность. И для детей она столь же оскорбительна, как и для взрослых, но ребенок, в силу возраста и субординации, не может вам адекватно ответить и защитить свои границы, которые вы нарушаете формой обращения, резко входя в близкий круг ребенка.

3. Обсуждать поведение ребенка и его родителей в третьем лице при ребенке и родителях. Это недопустимое нарушение личных границ ребенка и родителей. Понятно, что вы рассержены и вам хочется "отомстить", но воздержитесь, не опускайтесь до базарного уровня.

Общее правило номер шесть

Обращайтесь к родителям без обвинений, без грубости.

Допустимые формы:

- "Будьте добры, вмешайтесь, ваш малыш расстраивается, что я не даю ему наш самокат".

- "Кажется, в песочнице назревает ссора. Ваш ребенок там есть?"

- "Извините, вы не могли бы придержать ножки малыша?"

- "Помогите мне, пожалуйста, организовать очередь на горку".

И если родители попросили прощения за своего малыша и вмешались в ситуацию, не стоит продолжать разговор. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

ПРАВИЛЬНОЕ воспитания детей

Ситуация, при которой посторонние люди делают замечание ребёнку, знакома практически всем родителям. Мы спросили психологов и специалистов по детскому воспитанию, как реагировать на подобные реплики, чтобы не навредить малышу и не ввязаться в конфликт с незнакомцем.

Ольга Щедринская

семейный и детский психолог, сотрудник Института интегративной семейной терапии

В нашей культуре очень распространены непрошеные советы и замечания посторонним людям, в первую очередь детям и их родителям. И взрослые, и дети воспринимают такие действия как вторжение на личную территорию, они чувствуют раздражение и злость, а некоторые - тревогу и вину. Когда чужой взрослый человек высказывает своё мнение о поведении ребёнка, он демонстрирует сомнения в наличии достаточного авторитета и уровня компетентности родителей. Тот, кто делает замечание, оказывается в позиции эксперта и как будто пытается взять на себя функции по воспитанию ребёнка.

Но бывает, что посторонний человек вынужден брать на себя эти функции. Так происходит, когда родители по какой-то причине не могут или не хотят отреагировать в тот момент, когда поведение ребёнка опасно для него или окружающих. Цель замечания в данном случае - предотвратить угрозу, уберечь, остановить небезопасное поведение. Если же ребёнок своим поведением мешает кому-то из окружающих или ведёт себя не в соответствии с принятыми для общественного места правилами - например, громко говорит во время театрального представления, толкается или пачкает ботинками чью-то одежду в транспорте, - замечание постороннего имеет цель защитить собственный комфорт или комфорт других людей.

В описанных случаях вред от непрошеного нарушения личных границ родителя и ребёнка может быть сбалансирован условной пользой для малыша или окружающих. Во всех остальных случаях - когда ребёнок ведёт себя соответственно возрасту и социальной ситуации, и это поведение не опасно и не является очевидной помехой для постороннего человека - родители имеют право защищать личные границы, свой авторитет, стиль жизни и методы воспитания.

Непрошеные советы и замечания часто становятся источником стресса для родителей. Одна из задач - научиться реагировать на подобную критику и защищать свои границы, избегая конфликтов и дискуссий. Для того чтобы спокойно и ровно реагировать на замечания, важно достичь определённого уровня уверенности в себе и своей родительской компетентности. Этому способствует слаженность в вопросах воспитания в паре родителей (когда партнёры согласуют друг с другом методы воспитания и поддерживают идеи друг друга) и достаточное количество знаний и опыта. Часто советы и замечания даются другими людьми из лучших побуждений, особенно в тех случаях, когда поведение ребёнка может быть расценено как небезопасное. Иногда достаточно вежливо поблагодарить советчика и дальше не продолжать коммуникацию.

Когда непрошеные советы или замечания касаются вопросов здоровья, возрастных особенностей или внешнего вида, уместно вежливо, но твёрдо сказать, что воспитанием и развитием этого ребёнка занимаются только его родители и ни в каких консультациях от посторонних людей в данный момент они не нуждаются. Важно помнить, что многие замечания делаются людьми, не обладающими образованием или специальными знаниями по детской психологии, педагогике и медицине. Из этого следует, что их мнение может быть ошибочным, а вы не обязаны доказывать им свою правоту. Иногда проще всего бывает физически прервать контакт - отойти в сторону, отвернуться, - чем тратить время и силы на спор с незнакомыми людьми.

Детям старше четырёх лет стоит кратко и спокойно объяснить, почему родители тем или иным образом отреагировали на замечание постороннего, особенно если дети задают на эту тему вопросы.

Юлия Гусева

психолог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Замечания постороннего человека принципиально отличаются от замечаний родителей. И дело не только в содержании, которое может быть как справедливым, так и не очень. Такие замечания способны сильно ранить ребёнка и нарушить его взаимоотношения с родителями, подорвать доверие в семье. Особенно это касается детей старше трёх лет. Для детей раннего возраста - примерно до трёх лет - оценки постороннего ещё не очень значимы. Иначе обстоит дело с детьми дошкольного и школьного возраста. Если мама или папа разрешили другому взрослому отчитать или отругать ребёнка, он может решить, что родители за него не заступились и впредь не заступятся. Следствием этого может стать снижение самооценки, появление неуверенности в себе и тревожности. Поэтому не нужно вставать на сторону того, кто делает замечание, и присоединяться к нападкам на ребёнка.

Что же конкретно делать родителям? Независимо от того, справедливо замечание или нет, следует поблагодарить за него. Если ребёнок действительно виноват, можно добавить извинения и отойти вместе с малышом. Ни в коем случае не начинайте ругать ребёнка при посторонних. Если он виноват, сделайте ему замечание наедине, объясните, в чём он был не прав и что лучше делать в таких ситуациях. Если же, по вашему мнению, замечание несправедливо, можно обратить внимание ребёнка на то, что все люди разные, и то, что нравится одним, может не понравиться другим.
Если вы считаете замечание несправедливым, скажите ребёнку об этом, подчеркните, что думаете не так.

Есть ли смысл что-то обсуждать с тем, кто сделал замечание? Не думаю, что это принесёт какую-то пользу вам или ребёнку. Тот, кто сделал замечание, часто раздражён, готов к спору. Нужен ли вам этот спор? Если вы чувствуете потребность прилюдно защитить ребёнка, сделайте это корректно.

Ярослав Панасов

монтессори-педагог, руководитель в Монтессори-центре «Счастливый ребёнок»

Если незнакомец делает замечание, значит, у него есть на это причина. Скорее всего, он испытывает чувство ответственности за происходящее и решил сообщить вам об этом. Если же происходящее никак не затрагивает благополучие вашего ребёнка или других людей, поблагодарите его за участие и сообщите, что вы всё контролируете и причин для беспокойства нет.
И незнакомец проследует дальше.

Если всё же ваш ребёнок нарушает чей-то покой или причиняет неудобство окружающим, а то и вовсе вред, немедленно остановите его и извинитесь. Если вы прозевали происходящее, нелишней будет благодарность за внимательность, тем более если незнакомец увидел происходящее раньше вас.

Существует ли риск вреда для вашего чада или для кого-то другого, придётся решать вам. Это ваша ответственность.
И чтобы не пуститься в спор и поиск виновных, следует руководствоваться нормами и правилами поведения в обществе. Базовые правила довольно простые: не причинять вред себе, другим, а также не причинять вред окружающему пространству.

После того как вы остановили ребёнка, важно показать незнакомцу, что вы его услышали. Простое «спасибо» даст ему понять, что вы взяли ответственность на себя. Если при этом ребёнок продолжает делать то, что делал, незнакомец, скорее всего, подумает, что он был «вежливо послан», и дальнейшее развитие событий будет зависеть от темперамента участников конфликта.

Теперь представьте на секунду себя в роли ребёнка. Ваши помыслы чисты и вы полны энтузиазма. У детей всегда есть идея, которая их захватывает, и они отдаются ей полностью. И вдруг ваша мама или папа вас останавливает. Вам как минимум потребуются объяснения, в чём причина вмешательства. Поэтому очень важно объяснить ребёнку, что послужило причиной замечания и почему вы согласны с незнакомцем. Но это не всё. Если ребёнок расстроился, вы должны рассказать ему, как реализовать его идею через допустимое в обществе действие. Например: «Мы пойдём с тобой играть там, где это делать безопасно», «Давай дома нарисуем картину», «Давай вместе корчить рожи перед зеркалом или друг другу». Ребёнок ищет инструкции о том, как пользоваться пространством. И если он их вовремя не получает, то действует так, как может.

иллюстрация: Даша Кошкина