Разработка дидактических игр в группе раннего возраста. Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

Сухова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №134"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека дидактических игр по развитию речи для детей раннего возраста
Дата публикации: 10.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Развивать речь детей необходимо с младенчества. Сначала ребенок учится понимать слова окружающих. Потом подражает, издает звуки. Возникает звукоподражание. На его основе постепенно малыш пытается произносить конкретные слова, которые обозначают названия предметов ближайшего окружения (игрушки, члены семьи, фрукты и овощи, домашние животные, одежда). В детском саду воспитатель, ориентируясь на задачи речевого развития, прописанные в комплексной программе дошкольного образования, подбирает разнообразные дидактические игры для их решения.. Задачи для 1 группы раннего возраста (от 1,5 до 2лет):
Понимание речи.
Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица. Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша- призма), состояние(чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года). Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету. Развивать умение подбирать слова, обозначающие способы передвижения животных(лает, бегает и т.п.), способы питания(клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции(мяукает, лает и т.п.); способы передвижения человека(идет, бежит и т.п). Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на. Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормит можно куклу, мишку, слоника и т.п). Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Активная речь.
Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав- собака и т.п.). Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию. Продолжать расширять и обогащать словарный запас:  существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;  глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, стоить и т.п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать- надевать и т.п.);  прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;  наречиями (высоко, низко, тихо). Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать
существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Способствовать формированию интонационной выразительности речи. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.д.). Задачи для 1 младшей группы (с 2 до 3 лет) :
Развивающая речевая среда.
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут ми возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…», «Предупреди Митю… Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние детей и животных (радуется, грустит и т.д.).
Формирование словаря.
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»), называть их местонахождение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Обогащать словарь детей:  существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели. Спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус). Овощей. Фруктов, домашних животных и их детенышей;  глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать- закрывать, снимать-надевать, брать-класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
 прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);  наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).  Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи.
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысонька, куда пошла?»).
Связная речь.
Помогать детям отвечать на простейшие вопросы («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы, помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Исходя из задач, я разделила дидактические игры на 2 большие группы: игры, направленные на развитие словаря, и игры, направленные на звукоподражание.

Игры, направленные на развитие

словаря

Игры, направленные на

звукоподражание

ВЫБЕРИ ПУГОВКИ

Цель:
Воспитывать умение группировать предметы по величине, учить понимать слова: большой, маленький.
Игровой материал:
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие).
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
ПРИНЕСИ ИГРУШКУ
Данная игра способствует развитию умения находить предмет по слову взрослого, активизации речи, звукоподражания.
Оборудование:
4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка).
Ход:
На столе или ковре расставлены игрушки. Попросите ребенка принести, например, машинку. Если он ошибется, укажите на нужный предмет. Затем спросите, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы- заместители: «би-би». Игра повторяется.
ИГРА С ШАРИКАМИ, «СТРОИМ ДОМ»

Цель:
Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и ц в ет, действовать с предметами в зависимости от п о с т а в л е н н о й з а д а ч и. Д о б и в а т ь с я понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, к р ы ш у) » . Активизировать словарь прилагательных.
ГРОМКО-ТИХО

Цель:
Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование:
Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход:
Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».
ВО ДВОРЕ

Цель:
Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование
: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход:
Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки: Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто - там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
ЧАСЫ ТИКАЮТ
Игра развивает звукопроизношение, голосовой аппарат. Помогает закрепить правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Способствует выработке умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Оборудование:
Большие и маленькие часы.

Оборудование:
разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (е с л и р е б е н о к н е з а т р уд н я е т с я в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.
Ход игры:
Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?».
ИДИТЕ С НАМИ ГУЛЯТЬ

Цель
данной дидактической игры
-
вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
Оборудование:
Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери, домашние животные.
Ход:
На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.
НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ

Цель:
Развивать умение пользоваться тихим голосом.
Ход:
Показывает ребенку часы и говорите: «Это - часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (ребенок отвечает). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносите громко) «тик-так», а маленькие - тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносите в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие - быстро (произносите в ускоренном темпе) «тик- так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть).
ДУЕТ ВЕТЕР

Цель:
Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Оборудование:
2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.
Ход:
Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у- у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
АВТОМОБИЛЬ

Цель:
Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.
Оборудование
: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.

Оборудование:
Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.
Ход:
Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
Игра: «Чудесный мешочек».

Цель:
А к т и в и з и р о в а т ь в р е ч и с у щ е с т в и т е л ь н ы е: ш а р и к, к у б и к, прилагательные: круглый, квадратный.
Оборудование:
мешочек, шары, кубики. Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель:
Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении, активизировать в речи слова: большой (ая), маленький (ая).
Ход

игры:
воспитатель просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий: 1) Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол. 2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой. Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».
Ход:
Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как они гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и».
КАП - КАП - КАП

Цель:
развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо.
Оборудование:
Картинка с изображением дождя.
Ход:
Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап- кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап- кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку: Дождик, дождик, Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять - Мы промочим ножки. Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
ОЙ, УШКО БОЛИТ

Цель:
вырабатывать умение медленно и протяжно произносить звук «О», развивать голосовой аппарат.
Оборудование:
красивый яркий платок, кукла.
Ход:
покажите ребенку картинку. Объясните, почему у девочки завязана щека. У Кати болит ушко, поэтому она плачет. Возьмите куклу (завяжите платок и предложите покачать куколку, спеть песенку: «О-о-о!».
ТУК-ТУК

ДОМ БОЛЬШОЙ, ДОМ МАЛЕНЬКИЙ

Цель:
Развитие словаря, координация речи и движения.
Оборудование:
Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.
Ход

игры:
Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой". У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны), А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).
КАКОЙ?

Цель:
У ч и т ь р е б е н к а н а х о д и т ь разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.
Оборудование:
Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка.
Ход

игры:
педагог просит показать на к а р т и н к е в с е к р а с н ы е (з а т е м отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.
ЧУДЕСНАЯ КОРЗИНКА

Цель:
Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.
Оборудование:
корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).
Ход

игры:
Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.
Оборудование:
Игрушечный молоточек.
Ход:
Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук- тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук- тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
КОТ И МЫШИ

Цель:
учить четко и правильно произносить звук «П» в звукоподражаниях, произносить звукоподражания громко и тихо.
Оборудование:
изображение кота и мышки.
Ход:
рассмотрите картинку. Прочитайте стихотворение: Мышка в норке сидит, Мышка ночью не спит. Страшно ей, Она пищит: «Пи-пи-пи». Кот у норочки сидит, Нашу мышку сторожит. Не пищи, мышонок, «пи-пи-пи» Нашу кошку не дразни! Предложите детям научить мышонка пищать сердито и громко.
ПТИЧИЙ ДВОР

Цель:
закреплять умение звукоподражать: га-га-га, кря-кря-кря, ко-ко-ко, пи-пи-пи, кукареку, учить поизносить звукоподражание громко и четко, активизировать в речи названия домашних животных.
Оборудование:
изображения домашних животных (утки, гуси, куры, цыплята, петухи).
Ход:
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены
(Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.
ОДЕНЬ КУКЛУ

Цель:
Р а з в и в а т ь п р едс т а вл е н и я о б основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать, существительные- предметы одежды (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).
Оборудование:
кукла, кукольная одежда.
Ход

игры:
Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?
ВЕСЕЛЫЙ КУБИК

Цель:
Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.
Оборудование:
кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).
Ход игры:
дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие. «Крутись, вертись, На бочок ложись!»
МАША-РАСТЕРЯША

Цель:
а к т и в и з и р о в а т ь с л о в а р ь существительных, формировать понятие «игрушки».
Оборудование:
кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка.
Ход игры:
детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина? Была у мамы Маша, Дочка-растеряша. Хочет с куклой поиграть – Не найти домашние животные, а они имитируют звуки, которые издают эти животные: Гуси: га-га-га Утки: кря-кря-кря Куры: ко-ко-ко Цыплята: пи-пи-пи Петухи: кукареку.
УГАДАЙ

Цель:
учить правильно и четко произносить звук «А» в слогах (звукоподражаниях, восклицаниях
).

Оборудование:
картинки.
Ход игры:
Предложите ребенку рассмотреть картинки. Расскажите, что на них изображено. Спросите, как плачет девочка, как мальчик, разбив чашку? Как восклицает мальчик, порезав пальчик? (девочка плачет: «А-а-а». Упала чашка: «Ах!» Уколол палец: «Ай».
МЫШКА И ЦЫПЛЕНОК

Цель:
закреплять умение правильно и четко произносить звук «П» в звукоподражаниях, учить звукоподражать громко и тихо.
Оборудование:
игрушечные мышка и цыпленок.
Ход:
покажите детям игрушки и спросите, как они называются. Предложите с ними поиграть. Прочитайте рифмовку: Как-то раз мышонок С утра решил играть. С кем можно поиграть? С тем, кто может с ним пищать. «Пи-пи-пи», - сказал мышонок. И ответил вдруг цыпленок… Но что сказал цыпленок, Никак я не пойму. Сказал он, может: «Му»? Попросите ребенка вспомнить, как пищал мышонок. Спросите, что сказал цыпленок. Предложите спеть песенку мышонка тихо, а песенку цыпленка громко.
ее опять. Мяч куда-то закатился, Мишка с полочки свалился. С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем. Варианты: игра с предметами других лексических групп.
СОБЕРЕМ УРОЖАЙ

Цель:
развивать словарь, операции анализа и синтеза.
Оборудование:
Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки.
Ход

игры:
Детям предлагается сложить разрезную картинку, назвать ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку.
УГОСТИМ КУКЛУ

Цели:
уточнить название предметов, активизировать речь.
Ход:
воспитатель на подносе вносит тарелочки с лимонами, яблоками и луком. Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Чем мы ее угостим? Дети рассматривают предметы, пробуют их на вкус и дают определение- горький лук, кислый лимон, сладкое яблоко. Затем детям предлагается дать кукле понравившееся угощение.
ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК
Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит и говорит: « Тот, кого я позову, будет звенеть колокольчиком. Таня, иди возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звенит колокольчиком и приглашает другого ребенка, называя его по имени.
ПОЗОВИ И ПОКАТАЙ
Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я
играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет другого ребенка.
УГАДАЙ, ЧТО НА КАРТИНКЕ
Для этой игры потребуются разрезные картинки, на которых изображено что-либо хорошо знакомое ребенку (например, стол, яблоко, кукла, машина, животное). Воспитатель показывает ребенку половину изображения и просит угадать, что здесь нарисовано. Список используемой литературы:
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М., 1991. 2. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста/ Г.Г.Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба.-М., 2007. 3. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/ Сост. М.А. Аралова.- М., 2011. 4. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка» в ясельной группе (1,5- 2 года) детского сада.- Воронеж, 2013. 5. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- М., 2015.

Ирина Родина

Дидактические игры для детей раннего возраст .

Разработали воспитатели : Родина И. Л., высшая квалификационная категория, Железнова Л. Н., I квалификационной категории

Пермский край, п. Звездный, МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка"

Дидактические игры могут использоваться педагогами и родителями детей 2-3 лет . Они увлекательны для ребенка и просты в изготовлении.

Эти игры направлены на развитие восприятия и сенсорных способностей детей раннего возраста . Не случайно, данная проблема привлекла психологов и педагогов. Ведь сенсорное восприятие, направленное на формирование полноценного восприятия служит основой познания окружающего мира.

Поэтому очень важно, чтобы маленький ребенок научился различать и называть основные цвета и формы, умел складывать разрезанную картинку, состоящую из двух частей.

Дидактическая игра «Паровозик и вагончики» ранний возраст

1. дидактические :

Учить детей подбирать предметы по цвету;

2. развивающие :

Расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;

3. воспитательные :

Вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.

1. организационные :

2. дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

3. игровые :

помочь паровозику собрать свои вагончики, кто справился похлопает себе сам.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

1. У паровозика вагончики разбежались, надо помочь их собрать.

2. Какого цвета паровозик? Надо найти вагончики такого же цвета.

3. Что паровозик делает? Как он едет?

4. Похлопай сам себе.

Варианты.

Подобрать вагончики к паровозику

методом приложения;

по памяти.

Игровые атрибуты : 4 большие карточки паровозиков разных цветов и 16 разноцветных вагончиков.

РЕЗУЛЬТАТ

Дети узнают и называют основные цвета, умеют подобрать предметы по цвету, отвечают на вопросы какой? Что делает?. Радуются своему результату.

Дидактическая игра «Спрячь мышку» ранний возраст

I вариант

дидактические :

Учить детей подбирать предметы по цвету;

Формировать умение различать и называть основные цвета.

Развивающие :

Расширять словарный запас названиями основных цветов;

Развивать образное мышление, зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

воспитательные :

Вызвать у детей желание помочь мышке, желание радоваться своему успешному результату.

организационные :

Игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

игровые :

Помочь мышке спрятаться от кошки, кто справился,тот хлопает сам себе.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

Мышке нужно спрятаться, для этого мы закроем окошко так, чтобы кошка ее не нашла.

Какого цвета домик?

Какого цвета квадратик нужно взять?

Варианты.

Закрыть окошко :

По памяти;

методом приложения;

по образцу педагога.

Игровые атрибуты : большие карточки с изображением домиков разных цветов, 8 разноцветных квадратиков.

РЕЗУЛЬТАТ

Дети знают и называют основные цвета, умеют подобрать предметы по цвету, отвечают на вопросы какой? Радуются своему результату. Бережно относятся к атрибутам.

Дидактическая игра «Спрячь мышку» ранний возраст

II вариант

дидактические :

Учить детей подбирать предметы по форме и цвету;

Формировать умение различать и называть основные цвета и формы : круг, квадрат, треугольник.

Развивающие :

Расширять словарный запас названиями основных цветов, форм предмета, согласовывать название предмета с его признаком;

Развивать образное мышление, зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

воспитательные :

Вызвать у детей желание помочь мышке,

организационные :

Игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

игровые :

Спрячь мышку, закрой окошечко так, чтобы кошка ее не нашла, кто справился, тот хлопает сам себе.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

Мышке нужно спрятаться, чтобы кошка ее не нашла.

Какого цвета домик?

Какой формы окошечко?

Чем будем закрывать окошечко?

Получилось? Похлопай сам себе.

Варианты.

Закрыть окошко :

По памяти;

методом приложения;

по образцу педагога.

Игровые атрибуты : 2 большие карточки с изображением домиков разных цветов, 8 разных геометрических фигурок разных цветов

РЕЗУЛЬТАТ

Дети различают и называют основные цвета, формы : треугольник, круг, квадрат, умеют подобрать предметы по цвету и форме, отвечают на вопросы какой? Радуются своему результату. Бережно относятся к атрибутам.

Дидактическая игра «Картинки-половинки. Овощи»

ранний возраст

дидактические :

Учить узнавать и называть овощи;

развивающие :

воспитательные :

Вызвать у детей желание радоваться своему успеху.

организационные :

Игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

игровые :

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

Что теперь получилось?

Что предмет делает?

Варианты.

Выложить картинку

методом приложения;

по памяти.

Игровые атрибуты : карточки с изображением овощей, разрезанные на 2 части.

РЕЗУЛЬТАТ

Дидактическая игра «Картинки-половинки. Фрукты»

ранний возраст

дидактические :

Учить узнавать и называть фрукты;

Складывать разрезанную картинку, состоящую из двух частей.

развивающие :

Расширять словарный запас названиями предметов и действиями с ними;

Развивать зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.

воспитательные :

Вызвать у детей желание радоваться своему успеху.

организационные :

Игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.

дисциплинарные :

Аккуратно пользоваться дидактическим материалом .

игровые :

Составить картинку из двух частей, тот, кто соберет картинку, похлопает себе сам.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Педагог :

Давай вместе посмотрим картинки.

Что это? Картинка не целая. Давай найдем к ней другу половинку.

Что теперь получилось?

Что предмет делает?

Варианты.

Выложить картинку

методом приложения;

по памяти.

Игровые атрибуты : карточки с изображением фруктов, разрезанные на 2 части.

РЕЗУЛЬТАТ

Дети умеют составлять картинки из двух частей, называют, что изображено на картинке, и что оно может делать, радуются своему результату.




Публикации по теме:

«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст) Дидактические игры «Определи похожий узор». Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в.

Дидактическая игра "Спрячь зайку" Цель игры: развивать представление детей об основных цветах, подбирать предметы определённого цвета..

Дидактическая игра "Весёлый поезд". Цель:учить сравнивать основные цвета, называть их, подбирать одинаковые по цвету и форме предметы..

Ирина Бочкина
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста

Составила : Бочкина И. Ф.

Игры, направленные на развитие зрительного восприятия.

«Загадочные пуговки»

Цель игры :

Развитие умения узнавать и называть цвета.

Игровой материал :

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо пуговки у нас

Помогут нам они сейчас

Мы в руки пуговки возьмём

И дом по цвету им найдем.

«Занимайка»

Цель игры :

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал :

Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка» , которое состоит из различных дидактических игр .

«Гусеница»

«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;

«Колечки» на развитие мелкой моторики;

«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;

«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;

«Осьминог» на развитие мелкой моторики.

Чудо ширма есть у нас,

Поиграем с ней сейчас!

«Яблонька»

Цель игры :

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал :

Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки) .

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые) . Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,

Разные яблочки собирать.

«Волшебные колпачки»

Цель игры :

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие зрительного внимания,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал :

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т. д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Цель :

Воспитывать умение у детей

Игровой материал :

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.) .

«Спрячемся от дождика»

Цель :

Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал :

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей .

Ход игры:

Игровая ситуация : “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Цель :

Воспитывать умение группировать предметы по величине.

Игровой материал :

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы : самые большие, большие, маленькие и т. д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей .

«Найди домик»

Цель :

Воспитывать умение различать предметы по величине.

Игровой материал :

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

Игры, направленные на развитие слухового восприятия

«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?2

Цель : Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование : Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка» , барабан и т. п.

Ход : Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

«УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ»

Цель : Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование : Бубен, два флажка.

Ход : У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

Цель : Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование : Колокольчик.

Ход : Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»

Цель : Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование : Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход : Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна» .

«ГРОМКО – ТИХО»

Цель : Развивать умение менять силу голоса : говорить то громко, то тихо.

Оборудование : Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход : Воспитатель показывает двух собачек и говорит : «Большая собачка лает громко : «Ав-ав» . Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко) . А маленькая собачка лает тихо : «Ав-ав» . Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо) ».

«ИДЕМТЕ С НАМИ ИГРАТЬ»

Цель : Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование : Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход : На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит : «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так : «Мишка, иди!» . Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

«НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ»

Цель : Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование : Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др., коробка для игрушек.

Ход : Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой : «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

Игры, направленные на развитие тактильных ощущений, обоняния

«Поймай игрушку»

Цель : определение места прикосновения к телу.

Оборудование : мягкая игрушка киска (мокрая рыбка, колючий ежик и пр.) .

«Чудесный мешочек»

Цель : нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование : непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

«Узнай фигуру»

Цель : нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование : непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т. д.) .

«Кто быстрее»

Цель : нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.

Оборудование : непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.) .

«Платочек для куклы»

Цель

Оборудование : непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном) .

«Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Цель : определение фактуры материала на ощупь.

Оборудование : набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

«Узнай предмет по контуру»

Цель : определение предмета по контуру.

Оборудование : лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.) .

«Догадайся, что за предмет»

Цель : определение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование : тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.) .

«Найди пару»

Цель

Оборудование : пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

«Соедини коробки»

Цель : нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование : спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.) .

«Пирожки»

Цель : развитие осязательных ощущений руки.

Оборудование : пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча) .

Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.

«Гладкая – шершавая»

Цель : определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Оборудование : набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

«Холодно - тепло – горячо»

Цель : определение температуры воды на ощупь.

Оборудование : три миски с водой (холодной, теплой, горячей) .

«Сенсорная тропа для ног»

Цель : развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Оборудование : сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки : мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т. д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

«Угадай на вкус»

Цель : Развитие вкусовых ощущений.

Правила : Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.

Материал и оборудование : помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.

Ход : Воспитать угощает детей , предварительно попросив их закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуйте, теперь скажите, что съели. Потом предлагает нескольким детям, найти такой же на столе»

В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло)

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, ориентировку в пространстве

«Где же, где же наши ручки?»

Цель : побуждать детей подражать движениям взрослого.

Материал : платки, коробки.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения : - Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину) . - Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей , «ищет» ручки). - Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки) . - Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки) . - Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки) . Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.

«Спрячь в ладошке»

Цель : укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материал : кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей ) .

Ход игры : Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно : «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!»

«Котенок»

Цель : укреплять мышцы пальцев и кистей рук; подражать движениям взрослого.

Материал : маленькие резиновые игрушки – пищалки : котята (по количеству детей ) .

Ход игры : Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие : Ты, котенок, не пищи, Лучше маму поищи. После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку. Игра повторяется несколько раз.

«Подарок для куклы»

Цели : развивать мелкую моторику; закреплять знание цветов.

Игровой материал и наглядные пособия : бусины с крупными отверстиями, леска.

Описание : взрослый рассказывает ребенку, что у куклы Маши - день рождения, ей надо подарить подарок. Маше очень нравятся красивые разноцветные бусы. Показать ребенку бусины, научить нанизывать их на леску, называя цвет каждой бусины. Следить за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалить ребенка и вместе с ним подарить кукле бусы.

«Комарики»

Цель : развивать речь, мелкую моторику.

Описание : взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика» . Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает - жужжит; сядет - замолкает; когда укусит - характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.

Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.

Дарики-дарики, Хлопать в ладоши.

Вот летят комарики : «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть.

Вились, вились, Вращать кистями рук.

Вились, вились,

Раз! И в ушко (носик, ручку) Пощипывать за ушко.

Нам вцепились!

«Флажок»

Цель : развивать мелкую моторику.

Описание : взрослый делает «флажок» : прижимает друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец. Большой палец опускает вниз.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

Предложить сделать такой же «флажок» . Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

«Сапожник»

Цель : развивать мелкую моторику, координацию движений.

Описание : взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей : пальцы одной руки держат «гвозди» , другой - «молоток» . Зачитать стихотворение :

Мастер, мастер, помоги -

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди.

Мы пойдем сегодня в гости!

Б. Заходер

«Озорные макарончики»

Цель : побуждать ребенка сортировать предметы разной величины, развивать моторику, мышление. Воспитывать трудолюбие.

Игровая задача. Помочь маме навести порядок.

Игровые действия. Захватывание предметов, рассматривание их, сравнивание их по величине, сортирование.

Правила игры. По заданию взрослого по очереди выполнять разнообразные действия : раскладывание, сортирование макарон в две емкости.

Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов : крупные и мелкие.

Ход игры

Воспитатель или взрослый, чтобы возбудить интерес детей , говорит о том, что она или какой-либо персонаж рассыпала случайно макароны, и они теперь все перемешались, а ей надо готовить обед для гостей. Предлагает детям помочь ей рассортировать макароны по размеру большие и маленькие.

Игра требует внимания, ловких движений, их координации.

В заключении взрослый может сделать акцент на том, что мне помогал не только ты, но и твои ручки. Так у ребенка будет формироваться желание больше работать руками.

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.

"Найди прищепку"

Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.

"Солнышко"

Вырежьте из желтого картона 2 круга , склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико) ; а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико) . Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Вырежьте из зеленого картона треугольник . Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки) . Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

"Травушка-муравушка"

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

"Цветочки"

Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки : васильки, ромашки, розочки и т. д.

По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины : вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик. Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.

Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела

«Возьми игрушку»

Цель словами : далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; побуждать определять направление, в котором находится предмет.

Материалы : различные предметы и игрушки.

Ход игры : предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.

В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

В конце игры подведите итог : «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки – теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

«Прячьтесь в домик!»

Цель : продолжить знакомство с пространственными отношениями, выраженными словами : внутри, снаружи.

Материалы : игрушечный домик.

Ход игры : домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф.

По вашей команде : «Внутрь» , «Наружу» - дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него.

«Вверх и вниз»

Цель : знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами : сверху, снизу, вверх, вниз.

Материалы : различные предметы и игрушки, скамейка.

Ход игры : по вашей команде : «Вверх» , «Вниз» - дети взбираются на скамейку (бордюр, турник) или слезают с неё.

Можно также предложить детям по команде «Вверх» , «Вниз» - располагать игрушки соответственно высоко или низко.

«Где же мишка»

Цель : знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Материалы : стулья (два маленьких и один большой, два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

Ход игры : предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия : посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.

Упражняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя свободное положение относительно большого стула.

«Лист бумаги»

Цель : формировать умение детей ориентироваться на листе бумаги.

Материалы : листы бумаги, картонные фигурки с изображениями различных предметов.

Ход игры : покажите детям лист бумаги, объясните, где у него верх, низ, правая, левая стороны, центр. Затем раздайте детям листы бумаги и картонные картинки с изображением предметов и игрушек. Попросите разложить их в определенных местах листа, например : «Представьте, что лист бумаги – это белая полянка. Посадите игрушки на полянку так, как я скажу : положите утенка посередине, а зайчика внизу, вверху посадите птичку».

Инструкции можно уточнять и усложнять : «Поставьте утенка наверху справа. Лягушку посадите вниз посредине» .

Игры-занятия с дидактическим материалом

Октябрь

1.Поехала машина

Цель: учить детей, используя вспомогательное средство – веревочку, притягивать машину к себе. Развивать мелкую моторику. Развивать пассивный словарь: близко, далеко, к себе

2. Молоток. Д\и «Забей молотком втулки»

Цель: Развитие движений, силы удара. Учить ударять по детали до тех пор, пока она не пряталась. Развивать упорство, усидчивость (ударять до тех пор, пока все детали не спрятались).

3. Чудесный куб

Цель: учить детей вытягивать веревку с одной стороны, затем с другой стороны. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения (грани куба, разные по фактуре).

Цель: развитие мелкой моторики. Учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: круглый, шарик.

Ноябрь

5. Поехали собачка и ослик

Цель: учить детей использовать вспомогательные средства-тесемочки, чтобы притянуть к себе игрушки. Формировать словарь: поехала, стоит, ав-ав, на-на. Увидеть связь между тем, что игрушки движутся и крутят головой.

6. Звенит колокольчик

Цель: учить детей для озвучивания колокольчика пользоваться тесемочкой. Формировать пассивный словарь: вперед-назад, и активный: бом, дзынь.

7. Прокатывание шарика через воротики

Цель: развивать координационное движение рук. Учить различать красный и синий цвет. Формировать словарь: шарик, красный, синий, ворота.

8. Доставание шариков ложкой из банки

Цель: учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: шарик, круглый.

Декабрь

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами предметов. Продолжать работу по формированию словаря детей (плавает, тонет, мокрая, сухая)

10. Помашем флажками

Цель: учить детей держать флажок в руке, размахивать им. Учить держать флажок сначала в одной руке, затем по слову воспитателя в другой. Предложить помахать двумя флажкам.

11. Откроем и закроем баночки

Цель: учить детей открывать и закрывать баночки. Учить находить крышку для своей баночки.

12. Просовывание шнурка в дырочки

Цель: развивать ручную умелость, учить детей просовывать шнурок в дырочку

Январь

13. Игра «Покатаем куклу» Цель: научить детей пользоваться тележкой для катания куклы в разных направлениях. Словарь: катать, прокатим, едем

14. Игра «Звени колокольчик » Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика

15. Игры-забавы с использованием народных дидактических игрушек

Цель: закрепить у детей представления о связи средства и цели действия. Материал: бубен, Петрушка, клюющая курочка, грохотушка.

Февраль

16. Игры с пластмассовым молоточком

Цель: научить детей целенаправленно пользоваться игрушечным молоточком. Учить находить предмет-втулку такой же формы в другом ряду, такого же цвета в этом ряду.

17. Игры с песком

Цель: учить детей играть с песком, используя формочки, совки. Учить играть с песком руками, делая пирожки.

18. Игра «Ловись рыбка»

Цель: учить детей вылавливать сочком игрушки из таза с водой. Словарь: учить называть игрушку и ее цвет.

19. Игра «Что в трубке лежит»

Цель: учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки. Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления.

Март

20. Звени колокольчик

Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика.

21. Покатаем куклу

Закреплять представление детей о назначении тесемочки, привязанной к машине, тележке. Развивать ручную умелость. Закреплять понятие большой и маленький.

22. Ловись рыбка

Цель: учить детей вылавливать сачком мелкие предметы из воды. Учить называть пойманный предмет. Словарь: тонет, не тонет.

23. Игра с воздушными шариками

Цель: познакомить детей с качествами предмета: легкий, прозрачный, воздушный, круглый. Учить при помощи нитки притягивать шарик к себе. Учить различать и называть цвета.

Апрель

24. Игры с султанчиками и флажками

Цель: учить детей махать флажками поочередно

Обеими руками, перекладывая его по словесному указанию воспитателя. Закреплять понятия «вниз», «вверх».

25. Игры с водой «Достань шарик черпачком»

Цель: знакомство с качествами предметов: тонет, не тонет. Развитие ручной умелости. Закрепление цветов: синий, красный.

26. Поехала машина

Цель: учить наматывать веревочку от машины на палочку та, чтобы машина ехала вперед. Развивать ручную умелость. Закреплять величину: большой, маленький. Словарь: вперед, едет, стоит.

27. Салют

Цель: учить детей выталкивать мелкие предметы из трубки

Май

28. Молоток (ударь по квадрату, кругу…: ударь по всем зеленым фигурам….)

Цель: учить детей ориентироваться в форме предметов. Продолжать учить детей различать основные цвета.

29. Колокольчик

Цель: учить детей дергать за веревочку и слышать звон колокольчика. Закреплять понятие: большой, маленький. Развивать слух: какой колокольчик звенит громче. Игра "Где звенит колокольчик", закрепить в речи предлоги.

30. Ловись рыбка

Цель: учить детей ловить рыбку удочкой, на конце которой магнит. Закрепить название цветов, размеров

31. Вылавливание игрушек из таза с водой

Цель: развивать ручную умелость. Знакомить с качествами предметов: тонет - не тонет. Обратить внимание на прозрачность воды: предметы, которые утонули видны


Баглан Абелькенова

Дидактические игры своими руками для раннего возраста . Часть 1 .

Абелькенова Б. С.

В этом году я набрала малышей, теперь когда прошло время адаптации можно и поиграть с ними. От рождения до 3 лет ребёнок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития ребёнка, т. к. возможность развиваться не остается неизменной.

Главное в этом возрасте – его обогащение , необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо ознакомить детей с сенсорными эталонами. Сенсорное развитие ребенка, во-первых, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем, и, во-вторых, является основой общего умственного развития.

Для усвоения сенсорных способностей я выбрала тему по самообразованию «Формирование сенсорных способностей через дидактические игры и упражнения » и стала уделять больше времени играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. В развивающей предметно-пространственной среде группы, конечно, есть игры для развития сенсорного развития,

но я решила сделать некоторые своими руками .

«Шумящие коробочки»

Цель : восприятие и дифференциация шумовых различении.

Задачи : тренировать моторику, концентрацию внимания;

развивать слуховую память, логику.

Мне понадобились : - пустые баночки из-под гуаши;

Самоклеющая цветная бумага;

В качестве наполнителей были использованы :

Фасоль крупная белая;

Фасоль мелкая зеленая;

Семечки тыквенные;

Варианты игр :

1. Найди пару по звуку. Предложить детям найти коробочки с одинаковым звучанием.

2. Построение ряда от громкого к тихому шуму.

3. Построение ряда от тихого к громкому шуму.

4. Построение ряда, начиная со среднего шума.



Идеи следующих игр я нашла на просторах интернета, за что авторам огромное спасибо.

Игра «Подбери по цвету» , которая очень понравилась моим деткам (кормим


«большеротиков» ягодками).




Игра «Разноцветные палочки» (спичечные коробки, обклеенные в основные цвета и сами спички, выкрашенные с помощью гуаши и клея)



Игра «Веселые прищепки»



Следующая игра «Найди такой же» (использовала крышки от бутылок)



И в подвижных играх, мы закрепляем цвета.


Окончание следует….

Публикации по теме:

Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста, сделанные своими руками из нестандартного материала Игра «Весёлые бусины».

Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками. Все игры довольно просты.

В. а. сухомлинский:Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный.

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками.