Развитие личностных качеств дошкольников средствами куклотерапии учитель-логопед стрельченя валентина владимировна. Куклотерапия — куклы спешат на помощь

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ»

Касенова Юлия Есымовна воспитатель МАДОУ «Надежда» город Ноябрьск

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей - куклотерапией.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Кукла– это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадая в страшную историю и успешно с ней справляется.

Таким образом, куклотерапия выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление, катарсис. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у многих детей, иногда она сохраняется у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Данный метод используется в работе с эмоционально - неуравновешенными детьми, имеющими, неадекватную самооценку, повышенную тревожность, страхи, проблемы в общении, какие – либо отклонения в развитии речи,

Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения
  • воспитательная – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций
  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.) , моторики

Обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

Теневые куклы: (такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой - страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра) .

Веревочные куклы: (такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями) .

Плоскостные куклы: (такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я» ) .

Перчаточные куклы: (такие куклы применяются в развитии речи детей, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой) .

Куклы-костюмы: (работа с куклой – костюмом позволяет развивать в детях социальную уверенность выражать эмоции, чувства и состояния, которые ребенок по каким- то причинам не может или не позволяет себе проявить) .

Куклы – марионетки: (работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять) .

Куклотерапия состоит из трех этапов:

  1. Изготовление куклы: присвоение имени (самый важный этап в куклотерапии, ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы – процесса творения новой жизни, пусть и сказочной) .
  2. Знакомство с куклой и ее возможностями, а также рассказ о ней. (На данном этапе ребенок, оживляет куклу, впервые в жизни ощущает ответственность за ее действия, слова, учится находить выражение различным эмоциям, переживает и проигрывает жизненные ситуации, примеряет на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, находят недостатки персонажей) .
  3. Сказкотерапия с помощью кукол - постановка мини - спектаклей, проигрывание различных инсценировок, рассказывание сказки от лица куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ребенка-ведущего. Мини - спектакли для публики – важнейший аккорд данной работе! Ведь одобрение, улыбки, аплодисменты зрителей, это признание не только образа, созданного ребенком, его труда, но что самое главное, это признание личности маленького актера. Ребенок начинает понимать, что он нравится, он нужен, а, значит, он счастлив!

Сегодня, уважаемые коллеги, предлагаю изготовить куклу – марионетку.

Необходимые материалы:

  • Кусок ткани размером 50*50 см
  • Капсула от киндер-сюрприза
  • Мелкие предметы (бусинки, пуговицы)
  • Старые чулки (телесного цвета)
  • Вата или синтепон
  • Клей (бесцветный)
  • Пряжа

Изготовление куклы – марионетки:

Первый шаг: берем отрезок ткани (50*50) и складываем его так, чтобы получился треугольник, отрежьте небольшой уголок.

Второй шаг: в полученное отверстие вденьте концы завязанных чулок от «головы» .

Третий шаг: отрезок ткани пришейте мелкими стежками к «голове» .

Четвертый шаг: отложите куклу в сторону и приготовьте два небольших кусочка чулка.

Пятый шаг: возьмите вату и скатайте из нее два маленьких шарика.

Шестой шаг: положите один из ватных шариков на чулок и завяжите чулок узлом. То же самое проделайте со вторым ватным шариком. Это получились «кисти рук» куклы.

Седьмой шаг: к уголкам платья (50*50) пришейте изготовленные «кисти рук» .

Восьмой шаг: к рукам и боковым сторонам головы прикрепите прочные нитки для того, чтобы управлять куклой.

Для придания более нарядного вида «одежду» дополнительно украсьте кружевами, бусами, лентами.

Куклы - марионетки изготавливаются совместно со взрослыми и детьми. Дети являются «генераторами идей» , а взрослый – «помощником» .

Реферат: «Куклотерапия как средство воздействия на ребёнка в рамках коррекционной педагогики».

Куклотерапия – это частный раздел арттерапии, в основе которого лежит приём идентификации.

Когда ребёнок идентифицирует себя определённым образом, он проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, которые возможно корригировать и направлять психологом. Эта методика эффективна для коррекции личности ребёнка с нарушениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений.

«Методика драматической психоэлевации » — так назвали свой метод психологи-драматурги Ирина Медведева и Татьяна Шишова, где «психоэлевация» — это «возвышение души», а «драматическая» — «театральными средствами».

Работа осуществляется в форме театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. Куклы-персонажи изображают реальных людей из социума ребёнка и его самого как непосредственно, так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказок. Этюды проигрываются детьми совместно с их родителями, что позволяет определить особенности детско-родительских отношений для более эффективной работы с ними.

Данная методика представляет собой комплекс воздействий на детей-невротиков с помощью различных театральных приёмов: этюдов, сказок, игр, заданных ситуаций.

Выявление патологической доминанты – основной принцип методики. Родителям эта процедура позволяет по-новому увидеть и осознать противоречие между внутренним миром ребёнка и его внешним поведением; по-другому взглянуть на собственного ребёнка и помочь ему.

Часто причиной противоречия может явиться искаженная проекция на сознание и подсознание ребёнка родительских требований и установок.

Приведём пример: в этюде «Один день из моей жизни» ребёнок продемонстрировал, как он оказался жестоко избитым своим отцом на глазах у всех в детском саду за какой-то проступок. Позже выяснилось, что в реальной жизни немногоречивый отец за непослушание всегда реагировал «строгим» взглядом и неоконченной фразой «Ну, я тебе…». Физического наказания при этом никогда не было. Однако постоянные угрозы привели к тому, что ребёнок в своём сознании начал достраивать ситуацию и представлять себя многократно, прилюдно физически наказанным. Проблема разрешилась после разъяснительной беседы и рекомендаций родителям.

Стремление гармонизировать психику ребёнка в целом, а не лечить отдельный невротический симптом — вот основная цель куклотерапии. Как правило, родители чаще зафиксированы именно на каком-то симптоме, их волнует внешнее проявление невроза, которые часто вызывают неудобство и чувство стыда за ребёнка.

Залог успеха работы психолога – это выявление патологической доминанты. При верном её определении неврологические симптомы постепенно проходят.

Чтобы выявить патологическую доминанту необходимо множество опор: поведение ребёнка на первичном осмотре, на занятиях, данные родительских анкет, рисунки, беседы, внешний облик ребёнка, его мимика, речь. Так, из разных деталей необходимо составить сложную, объёмную картину с учётом особенностей данного ребёнка.

Как же работать с доминантой? Работа начинается не с искоренения порока, а повышения его уровня. Порок сначала следует перевести на уровень маленькой слабости, а потом — в достоинство.

Какие же могут быть пороки? Это и жестокость, и педантизм, и агрессивность, и подавленная воля; возможно повышенная ранимость, робость, болезненная тревожность или жажда лидерства.

Так, ребёнку с повышенной ранимостью нужно с одной стороны повышать самооценку, а с другой – постепенно переключать его внимание вовне, преобразуя эгоцентрическое страдание в сострадание. Задача родителей показать способы помощи слабым; сострадать активно. Если у ребёнка в качестве доминанты природная робость, следует ему предоставить открытую площадку для самоутверждения. Когда ребёнок поймёт, что он самостоятелен, можно сориентировать его на покровительство слабых. При доминировании тревожности наиболее продуктивным окажется творческая фантазия.

Лечебный спектакль — следующий этап методики. Здесь дети проживают роли, не догадываясь, что эти роли даны им неслучайно. Некоторые дети получают сразу несколько ролей. Родители также принимают активное участие в спектакле. Задачи принципиально отличаются от тех, которые ставит перед собой профессиональный театр. Всех интересует психотерапевтическая сторона дела. Репетиции длятся около месяца. Куклы, декорации и прочие атрибуты изготавливаются самостоятельно. Пройдя первый этап, дети уже выглядят вполне благополучно и в состоянии справиться со сложными задачами.

На втором этапе работа ведётся на более глубоком уровне. Казус заключается в том, что если доводить какую-либо отрицательную черту до карикатуры, отрицательная черта должна усилится, но откарикатуирование типажа в пьесе ведёт к освобождению от невротической типажности.

Опыт показывает, что в случае истинных неврозов двух этапов, а иногда и одного вполне достаточно.

Необходимо отметить, что сильный терапевтический эффект достигается сочетанием нереальных ситуаций, правильно заданной темы и фабулы, действия в качестве героев вполне реальных людей – прежде всего ребёнка т его близких.

Атрибуты кукольного театра – идеальные инструменты психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму, закрывшись маской, говоря от лица куклы, ребёнок получает возможность целительной исповеди без ущерба для своей психики. Соответственно, в результате работы методом драматической психоэлевацией – куклотерепией, оказывается лечебное и воспитательное воздействие на детей с нарушениями и отклонениями в поведении для нормализации их общения со сверстниками и родителями.

Образцы этюдов, соответствующие разным патологическим доминантам

Страхи «Собака не хочет оставаться одна».

Показать, как хозяину необходимо было куда-то уйти, собака боялась остаться одна. О чём она думала? Чего именно боялась? А (этот этюд диагностический)

Застенчивость «В гостях, но под диваном».

Однажды хозяин пригласили на день рождения вместе с собакой. В гостях было весело, много вкусного, а главное – там тоже был пёс, который очень обрадовался приходу гостя с собакой. Но…..собака даже не поздоровалась, сразу залезла под диван и сидела там, пока хозяин не позвал её домой.

Пожалуйста, в следующий раз приходи один, твоя собак очень невоспитанная, — сказал хозяину его друг. – Я думал, она хоть с моей поиграет….

Хозяин очень расстроился. Что он сказал собаке, когда она вышла на улицу? Что собака ему ответила?

Робость «Заговор молчания».

Однажды на прогулке собака отстала от хозяина и потерялась. Стемнело, стало холодно, собаке было страшно и хотелось есть. Её заметил прохожий и спросил: — Собака, ты чья? Собака ничего не ответила.

Раз молчишь, значит, ничья, — сказал прохожий и пошёл дальше. А собака осталась на пустынной улице дрожать от холода и страха.

Наконец появилась девочка. Она сказала: — Пёсик, бедненький, давай я отведу тебя домой, к хозяину, а то ты совсем продрог.

Собаке очень хотелось рассказать девочке, кто её хозяин и по какому адресу живёт, но она все-таки промолчала. И девчушка ушла, так и не дождавшись ответа.

Тем временем наступила ночь, пошёл снег, собачка заскулила от ужаса….

Агрессия «Бумажный тигр» (Испорченный день рождения).

У хозяина было прекрасное настроение, потому что в тот день ему исполнилось……лет. Он готовился принять гостей и предвкушал, как все повеселятся. Но собака была очень мрачной, грубила и ничего не хотела делать. Мало того, что она не захотела помочь хозяину, так она даже отказалась его поздравит! Имениннику стало очень обидно. Что было дальше?

Упрямство «Не хочу — и не буду».

Выйдя на прогулку, собака заартачилась, не желая идти в ту сторону, куда хвал её хозяин, и пошла в противоположную. Там оказалась страшная грязь, она вся измазалась, и пришлось вернуться домой. Потом выяснилось, что там, куда хотел пойти хозяин, был цирк-шапито, где показывали….(перечислить как можно больше цирковых номеров).

Пояснение к этюдам:

«Хозяин и собака» — цикл этюдов, которые занимают важное место в работе. Их можно разыгрывать на столе, за ширмой. Собаку шьют из старых перчаток или берут мягкую игрушку. Хозяин, который обязательно носит имя ребёнка, который будет показывать этюд, изображается обычно куклой мальчика или девочки.

Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, оживает в его руках, доставляя радость ребенку и окружающим.

Смастерила куклу

Я на день рожденья.

Это просто чудо,

Радость и везенье.

Бросила игрушки,

Только с ней играю,

Обо всём на свете

С Милой забываю.

Я кормлю и мою

Милую подружку,

Спать кладу в кроватку

Милу на подушку.

Мы гуляем с куклой,

Делаем зарядку,

Вместе привыкаем

С Милою к порядку.

Куклу берегу я,

Я её лелею.

С ней я стала лучше,

Стала я добрее.

В куклотерапии используются такие виды кукол.

Пальчиковые куклы.

Наиболее простой вариант пальчиковой куклы - шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки.

Марионетка - это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы.

Сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний - руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы.

Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я»

Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы.

Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Теневые куклы.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Что за методика?

Общение с игрушками — важный этап в развитии каждой полноценной личности. Именно поэтому непосредственное общение с куклами в качестве метода психологической помощи и коррекции поведения ребенка является очень даже действенным.

В последние годы игровые методы все более активно используются в педагогике, поскольку игра - мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность. Особое значение для психологического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать);

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи.

Например, расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребёнок - воспитатель, ребенок — родитель.

Какие проблемы решает?

Любая психологическая методика направлена на достижение определенных целей: коррекцию поведения, снятие зажимов, стрессов, определение социальной роли, помощь в самосовершенствовании, развитии и т. д. Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.

Метод куклотерапии заключается в следующем: Инструмент - это кукольный театр. Есть ширма, куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Но задача - не научить их быть артистами, а помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия.

1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения;

3. Развивающую - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

4. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

Главная задача куклы - обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать

Сформировать эмоционально-волевые качества ребенка, возможность вступать в диалоги с другими детьми. помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат.

Куклы помогают оживить нашу генетическую память о сказке, привести в движение нашу внутреннюю жизнь, что особенно важно, когда внутренняя жизнь запугана, стеснена или загнана в угол.

Способ применения.

Как же происходит сеанс куклотерапии? Если говорить о методике в общих чертах, то вместе с ребенком психолог и педагог разыгрывает с помощью куклы (кукол) историю в лицах, которая помогает ребенку разобраться в причинах стресса, отклонений поведения и других реалиях повседневности.

Так как куклотерапия — это, в первую очередь, арт-методика, способ проведения сеансов может меняться в зависимости от профессионализма психолога, педагога и особенностей характера определенного ребенка.

Например, это может быть кукольный театр, когда ребенок смотрит на ситуацию со стороны и самостоятельно или с помощью специалиста делает правильные выводы, которые влияют на дальнейшее поведение в обычной жизни.

Это может быть доверительный разговор на определенную тему с ребенком с помощью одной или нескольких кукол. Порой малышу легче открыть самое сокровенное не взрослым дядям и тетям (даже если это мама с папой) , а мягкому зверю или сказочному персонажу. В процессе разговора ребенок рассказывает о самом главном, это позволяет выяснить истинные причины стресса, зажимов и других психологических проблем, которые могут возникнуть в любом возрасте.

Таким образом, целенаправленное, систематическое использование куклотерапии на непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, и индивидуально позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок - воспитатель, ребенок - родитель.

Терпения и здоровья вам, дорогие коллеги!

Татьяна Белоусова

В данном проекте происходит интеграция ОО : «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационно-коммуникативные технологии, метод моделирования. игровые методы, мнемотехника, куклотерапия, обучение в сотрудничестве.

Вид проекта: групповой, информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети группы № 10 (подготовительный, старший и средний возраст, дефектолог, родители, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей, их музыкальности, познавательного и речевого развития.

Задачи проекта:

1. Активизировать познавательный интерес детей.

2. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

3. Снимать зажатость и скованность.

4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

5. Развивать чувство ритма и координацию движений.

6. Развивать пластическую выразительность.

7. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

8. Развивать дикцию.

9. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

10. Знакомить с театральной терминологией.

11. Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемый результат:

1. Дети умеют действовать согласованно.

2. Умеют снимать напряжение в отдельных группах мышц.

3. Запоминают заданные позы.

4. Умеют произносить слова, фразы в разных темпах, громко-тихо.

5. Умеют строить простейший диалог.

6. Знакомы с основами кукловождения.

7. Знают историю кукольного театра.

Использование кукол по лексическим темам недели.

Овощи. - Мышка

Фрукты. - Обезьянка

Ягоды. Грибы. - Ёжик

Осень. - Мудрая сова

Деревья. - Белочка

Дикие животные наших лесов. - Мишка

Дикие животные южных, северных стран. - Бегемот

Домашние животные- Кошка

Домашние птицы. - Петух

Семья. - Дедушка

Наш город. Наш край. - Бабушка

Россия- родина моя. - Иванушка

Зима. Зимние забавы. - Иванушка

Зимующие птицы. - Снегирь

Новый год. - Снеговик

Игрушки. - Робот

Посуда. Продукты питания - Федора

Одежда. Головные уборы - Маша

Обувь. - Кот в сапогах

День защитника Отечества. - Заяц-хвастун

Мебель. - Три медведя

Мамин праздник. - Маша

Профессии. - Иванушка

Инструменты. -Три поросенка

Весна. - Облачко

Перелетные птицы. - Сова

Космос. - Собака

Человек. - Фиксик Нолик

Рыбы. - Золотая рыбка

День Победы. - Дедушка

Насекомые. - Бабочка

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции образовательных областей

Познавательное развитие Речевое развитие

Беседы на тему

«Как появилась первая кукла?»

«Первый кукольный театр»

«Любимые куклы разных стран»

Рассматривание карт России и мира.

Составление творческих расска-зов:

«История одной куклы»

«Мой поход в театр»

Составление словесных описаний

«Угадай, что за кукла?»

«Моя любимая кукла» (использование мнемотаблиц)

Написание сценариев к мини-спектаклям.

Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.

Работа с родителями в рамках проекта:

Оформление альбома «Театр и дети»

Консультация для родителей «Кукольный театр на вашей кухне»

Совместное посещение театра

Изготовление кукол из бросового материала

Заключительный этап: показ кукольного спектакля для родителей и гостей.


Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Педагогический проект. «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги) Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги). «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (народная мудрость) Пояснительная.

Позновательно - исследовательский проект «О чем молчат куклы» Тема проекта «О чем молчат куклы» Авторы проекта: Группа воспитанников средней группы № 2 МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольск Руководитель.

Вид проекта: информационно-познавательный,творческий. Продолжительность:краткосрочный. Участники проекта:дети подготовительной группы,.

В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом. Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия. Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, позволяют сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны.

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии , помогающая решить психологические проблемы, такие как:

  1. Зажатость, закомплексованность;
  2. Последствия психотравмы (в том числе и скрытой, до конца не осознаваемой);
  3. Отторжение реальности;
  4. Сложность выражения эмоций;
  5. Трудности в построении общения с другими людьми;
  6. Аутичность или аутизм.

Кукла в данном методе психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег , которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

Воспринимая куклы как игрушки, родители тем не менее прекрасно знают об их «магических» свойствах : ребёнок будет есть, если «покушает» его кукла; с радостью пойдёт на прогулку, если любимого друга можно будет взять с собой.

В определённый период развития практически все дети верят в то, что на самом деле куклы живые, просто скрывают свою тайну от взрослых (вспоминайте и «Щелкунчика», и «Голубую стрелу», и «Буратино», и даже диснеевскую «Историю игрушек»). Куклам дети рассказывают о своих печалях, рядом с ними сладко засыпают по ночам.

Несомненно, обо всём этом размышляла Анна Фрейд – дочь великого Зигмунда, основавшая детский психоанализ и предложившая куклотерапию как один из его ведущих методов.

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как И.Медведева и Т.Шишова , впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

Как вы видите, куклотерапия – это не просто модное слово, возникшее вчера и не имеющее под собой научной основы. За этим методом – годы и годы упорной плодотворной работы, плодами которой грех не воспользоваться современным родителям, психологам и педагогам.

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма , справиться с которой самостоятельно он не сможет. Или же ребёнок замкнут , потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным , не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы. И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Виды и методы куклотерапии

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной. Куклу ребёнок делает сам , и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире. Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками.

Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы .

Затем идёт обучение управления ею.

Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление» .

И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.

Куклотерапия для детей дошкольников

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Занятия и упражнения

Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Укажем лишь несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод. Но помните, всегда можно придумать и что-то своё, подходящее именно вашему ребёнку.

  1. Установление доверительных отношений с ребёнком. Создание проекта будущей куклы;
  2. Изготовление уникальной куклы-помощника;
  3. Беседа или даже интервью с куклой;
  4. Монолог ребёнка о жизни куклы;
  5. Сочинение историй (сказок) о кукле;
  6. Знакомство куколок разный детей;
  7. Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
  8. Обсуждение сценария кукольного спектакля;
  9. Репетиции спектакля;
  10. Исполнение спектакля;
  11. Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.

Спектакль (представление) служит своеобразным катарсисом куклотерапии, её кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.

Важно! Самостоятельное применение куклотерапии – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ребёнок создал куклу именно сам, а типичная мама легко может увлечься помощью настолько сильно, что в итоге это будет её кукла, и ребёнок не будет чувствовать никакого родства с этой игрушкой.

Успехи куклотерапии в работе с особенными детками

Являясь одновременно частью игротерапии и арт-терапии, куклотерапия сегодня успешно используется в работе с детьми-аутистами.

Больших успехов в раскрепощении и социальной адаптации таких деток добиваются кукольные театры, в которых и куклы-актёры, и сценарии постановок создаются самими маленькими участниками.

Работа в таких театрах помогает малышам открыть глаза на реальность и своё место в ней, научиться распознавать свои эмоции и правильно владеть ими. Мамы детей-аутистов отмечают, что после участия в кукольном представлении они замечают значительные улучшения в речи, а также в социальной адаптации особенных малышей. У них появляются друзья, они становятся тактичнее и сдержаннее в проявлении негативных эмоций.

Скачать конспект и литературу по куклотерапии

1. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.

2. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю

Куклотерапия, по сути, – это творчество . А любое творчество – это создание маленького чуда. Мы искренне желаем вам чудес в решении любых психологических проблем ваших замечательных детей.

Статью прочитали: 3 392