Развитие самосознания в дошкольном возрасте психология. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии.

Процесс социального взросления дошкольников (по определению Д.И.Фельдштейна) мы рассматриваем как сложное явление, которое по своему содержанию представляет собой единство и одновременно постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон: социализации и индивидуализации. Если социализация предусматривает присвоение ребенком социального, вхождение в социальный мир в качестве его непосредственной части, то индивидуализация предполагает вычленение своего “Я” из социального и проявление своей “самости”, оптимально реализуемой и социально значимой деятельности.

Сам процесс социализации-индивидуализации по-разному реализуется разных возрастных ступенях, где осуществляется последовательно попеременное преобладание то социализации, то индивидуализации. Причем содержание этих процессов каждый раз переходит на новую качественную ступень, имеющую другую сущностную нагрузку.

Для социального развития детей в в дошкольном возрасте характерно возникновение особого рода представлений, отражающих степень вычленения и осознания нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе. В процессе личностного развития у ребенка складываются такие психические новообразования, как способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению и пр. Начинается развитие самосознания в его исходных формах.

Необходимо отметить, что в арсенале педагогических работников ДОУ имеется достаточный выбор программно-методического материала для практической работы с детьми по освоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном на индивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развития самосознания.

Становление самосознания в раннем детстве исследовали Б.Г. Ананьев (1948), Л.С. Выготский (1984), Д.В. Ольшанский (1986), С.Л. Рубинштейн (1989), В.С. Мухина (1985), Н.Н. Авдеева, М.Г. Елашина, СЮ. Мещерякова (2000). Исследователи едины во мнении, что в раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные чувствования, формирование “образа” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления.

Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.

Самосознание в дошкольном возрасте исследуют И.И.Чеснокова (1977), Е.О. Смирнова и В.Г. Утробина (1996), М.М. Бахтина, В.С. Мухина (1999), Е.А. Бирюкевич (2001).

Дошкольный возраст является не только периодом “первого рождения личности” (А.Н. Леонтьев, 1983), но и периодом оформления “раннего образа Я” как аффективно-когнитивного образования (М.И. Лисина).

В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис. В процессе психического развития ребенком присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, обеспечивающих его как уникальную личность, целостность и тождественность самому себе. Речь идет о развитии структуры самосознания личности, предполагающей сохранение основных значений и смыслов для человека. Самосознание личности представляет такое единство, которое находит свое выражение в пяти следующих звеньях:

Идентификация себя со своим именем и телом.

  1. Притязания на признание.
  2. Половая идентификация.
  3. Психологическое время личности.
  4. Социальное пространство личности.

Исследования В.В. Лебединского об эмоциональных нарушениях в детском возрасте, А.С. Спиваковской о профилактике неврозов у детей, Е.Б. Ковалевой о психологических особенностях старших дошкольников с повышенной тревожностью показали, что сфера самосознания наиболее уязвимой частью психики. Причиной дисгармонии развития самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания. Причем в старшем дошкольном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей. Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правило стихийно без специальных усилий со стороны взрослых. Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполны и обрывочны, а подчас и неверны. Недифференцированность представлений детей о себе отражает состояние нашего общества, в котором долгое время не были приоритетными ценности личного характера.В современной России родители обнаруживают явное противоречие между желанием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями, которыми они их увлекают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать, писать, считать и пр. Развитие познавательной сферы ребенка зачастую происходит мимо его личности. Вне поля зрения взрослых остается тот стихийно сложившийся внутренний мир ребёнка, который является источником переживаний и важной составляющей психологического своеобразия человека.

Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития.

Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.

Таким образом, дисгармоничность развития может выступать в различных проявлениях, при запущенности - в различных качественных образованиях.

В целом дети дошкольного возраста с нарушенным образом “Я” не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, и, как следствие, не умеют взаимодействовать с социумом, с внешним миром. На уровне внешних поведенческих проявлений, чаще всего это проявляется как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, комфортность, аутичность, т.е. гипоактивность. На углубленном личностном уровне неуверенность в самом себе переходит в неуверенность в своей уместности в обществе. Такой конфликт индивидуального и социального может проявиться и гиперактивностью в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Дети, имеющие неадекватную самооценку, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Наиболее сильным тормозящим фактором является то, что такие дети не могут позитивно относиться к себе такими, какие они есть на самом деле – и хорошими, и плохими. Не умея любить себя, человек не может полюбить другого. Поэтому так важно уже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.

Формирование самодостаточной, социально-активной и адаптированной личности мы выделили в качестве основной задачи психолого-педагогического воздействия на детей старшего дошкольного возраста.

Выбирая диагностические методики изучения уровня самосознания, мы руководствовались диагностически значимыми признаками его нарушения. Такими признаками являются:

  • нарушения образа Я, выраженные в низком уровне когнитивной и эмоциональной самооценок;
  • низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отсутствии чувства включенности в мир людей;
  • трудности и неуспешность в деятельности (игровая, учебная и др.).

В соответствии с данными признаками были выбраны следующие методы диагностики:

  1. “Изучение особенностей Я - концепция ребенка” в модификации И.П. Шаховой;
  2. “Изучение уровня самосознания” Урунтаевой Г.А.;
  3. Экспериментальная игра “Секрет” в адаптации Т. А. Репиной.
  4. По результатам обследования было сделано заключение о низком уровне когнитивного компонента самосознания.

Наиболее депривируемыми звеньями самосознания, которые отметили менее 50 % детей, являлись:

  • принадлежность к биологическому существу, полу – 21 % детей;
  • возраст – 7 %;
  • имя – 43 %;
  • социальный статус – 14 %;
  • физические характеристики – 21 %;
  • индивидуально-психологические особенности – от 7 до 29 %;

притязание на признание и осознание прав и обязанностей – 19 %.

Особенности эмоционального компонента самосознания выражались в следующем:

  • преобладание заниженной самооценки;
  • социальная близость с родителями;
  • сочетание позиций превосходства и подчинения в отношениях с близкими людьми;
  • преобладание признания своего сходства с другими;
  • преобладание сомнительной идентификации с полом;
  • наличие сложных Я - концепций.

Данные результаты дополнительно подтвердили необходимость осуществления комплексного подхода к проблеме формирования самосознания у дошкольников.

Одним из вариантов работы с детьми в данном направлении явилась разработка программы коррекционно-развивающих занятий, проводимых педагогом-психологом ДОУ. Нами был составлен вариант такой программы с названием “Вот я какой!”. В данной программе основным объектом воздействия психолога является самосознание, представляющее единство когнитивных процессов (самопознание, отражение своих объективных характеристик, себя как объекта) и аффективных вопросов (самоотношение, отражение субъективного отношения).

Цель программы: исправить и предупредить несформированность центрального новообразования дошкольного возраста – самосознания через организацию стихийно сложившихся представлений и понятий о себе, имеющих место в индивидуальном опыте ребёнка.

Задачи программы:

  1. Формировать когнитивный компонент самосознания через присвоение совокупности его основных структурных звеньев.
  2. Развивать аффективный компонент самосознания, выражающийся в позитивном отношении к своему Я, уверенности в себе, общей положительной самооценке.
  3. Оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я – вместе с другими”.

Структурное построение программы и тематика занятий соответствуют комплексу структурных звеньев самосознания. В качестве средств и методов работы с детьми используются игровые коммуникативные, рефлексивные технологии, метод личностной перспективы, методы, основанные на использовании креативных творческих процессов.

Данная модель изучения и коррекции отклонений в развитии самосознания старших дошкольников в специально созданных условиях – в условиях коррекционно-развивающих занятий – оправдало себя.

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми в подавляющем большинстве случаев оказалось легче коррегировать недостатки когнитивного компонента самосознания и гораздо труднее аффективный компонент. Но поскольку образ самого себя носит интегральный характер, то при обогащении его новыми знаниями возникает новое отношение к себе и качественное преобразование всего образа в целом. Поэтому в связи с повышением компетентности у детей улучшилось их приятие самими собой, а также приятие их другими людьми.

Независимо от соотношения выявленных проблем самосознания, программу желательно реализовывать цельно, так как упущение каких-либо структурных звеньев самосознания приведет к нарушению целостности образа, фрагментации восприятия.

Проведение системы диагностики и коррекции самосознания может обеспечить реальную психолого-педагогическую помощь дошкольникам в сензитивный период развития.

Настоящее детство – это движение вперёд, это непрекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым, а взрослые должны помочь ему актуализировать свои потенциальные возможности.

Протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

Симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

Стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

Реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.) .

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

Постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

Возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.

Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов.

Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Материал с сайта pedlib.ru

Курсовая работа Особенности формирования самосознания дошкольника

Курсовая работа

Особенности формирования самосознания дошкольника

1. Развитие самосознания дошкольника на

различных его этапах.

1.1 Развитие самосознания в онтогенезе. с. 5 - 7

1.2 Развитие самосознания в раннем возрасте. с. 7 - 12

1.3 Формирование самосознания в дошкольном возрасте. с. 12 - 16

2. Влияние семейного воспитания на развитие

самосознания ребенка.

2.1 Типы семейного воспитания и их влияние на становление

самооценки ребенка. с. 17 - 22

3. Исследование отношения ребенка к самому себе.

3.1 Описание методики. с. 26 - 32

3.2 Результат исследования. с. 32 - 33

Выводы. с. 34 - 35

Список литературы. с. 35 - 36

Приложения. с. 37 - 43

Введение.

Общество без качественного образования не имеет будущего. Воспроизведение интеллектуального потенциала народа, повышение науки и техники на мировой уровень является необходимым условием развития Украины как цивилизованного государства. Осуществить это невозможно без совершенствования системы образования, которая является основой национального возрождения.

Раннее детство - период, когда закладываются основы всех психических функций и свойств личности, формируются познавательные процессы, интенсивно развиваются различные виды деятельности, создаются предпосылки для разностороннего и гармоничного развития. Важная роль в этом процессе принадлежит родителям, воспитателям, практическим психологам.

В современной литературе появляется все больше статей по проблеме социального развития малышей, формирование самосознания дошкольника, воспитание волевых качеств, самостоятельности и т.д..

Изучением данной проблемы занимаются научные сотрудники лаборатории психологии дошкольного института психологии имени Г. С. Костюка АПН Украины: С. Е. Кулачкивська, Т. А. Пироженко, Л. Г. Подоляк, С. А. Ладывир, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института проблем воспитания АПН Украины Кононко А. и ее коллеги и многие другие ученых и педагогов - практиков.

Объект курсовой работы: самосознание дошкольников.

Предмет исследования: динамика развития и особенности формирования самосознания дошкольников.

Цель исследования: изучить особенности формирования самосознания дошкольников.

Ознакомиться с работами отечественных и зарубежных ученых по проблеме формирования самосознания дошкольника.

Изучить главные подходы к организации учебно - воспитательного процесса, который бы способствовал всестороннему и гармоничному развитию ребенка.

Выяснить положительные и отрицательные факторы семейного воспитания, влияющие на развитие самосознания ребенка.

1. Развитие самосознания дошкольника на разных его этапах.

1.1 Развитие самосознания в онтогенезе.

На современном этапе развития дошкольного образования утверждаются ценности гуманистической педагогики. Существенно изменяется методология и теория дошкольного образования: традиционный функциональный подход, на котором основывалась советская педагогическая наука, уступает место личностно ориентированным технологиям обучения и воспитания. ­то в свою очередь предопределяет превращение дошкольного учебного заведения на личностно ориентированный учебное заведение, нуждается организации учебно - воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка, способной к реализации своих способностей, к сознательному и ответственному выбору в разно-ных жизненных ситуациях, способной успешно адаптироваться к жизнедеятельности в современном обществе.

Приоритетной составляющей педагогического процесса в дошкольном учебном заведении становится личностно ориентированная взаимодействие педагога с ребенком, при которой каждый ребенок имеет право на свое «Я», на полноценное проживание каждого возрастного этапа развития.

Взрослые создают вокруг ребенка особо-ный мир, полный любви, тепла и уважения. Именно при таких жизненных обстоятельств постепенно расцветает детская личность, для которой доверительные отношения, тепло сильной руки так же значимы, как вода, пища, воздух для организма. Такими людьми сна-чала становятся родители, затем воспитатели, взрослые, наделенные чувством ответственности за судьбу каждого ребенка, которые понимают ее внутренний мир, умеют разделить с малышом его горести и радости, успехи и тревоги, всегда помогут, все объяснят.

Чтобы личность была неповторимой, надо научить ребенка понимать свое Я, других людей, окружающий мир. Проблема самопознания всегда беспокоила человека и сегодня она является важнейшей и актуальной.

Процесс самопознания ребенком себя достаточно сложный и длительный. Познавая окружающий мир, ребенок делает первые шаги в познании самого себя, а значит, и в развитии самосознания.

Самосознание представляет собой сложный психический процесс, суть которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - представление, а затем в понятие своего собственного "Я" как субъекта, отличающийся от других субъектов.

Самоосознание - это процесс, с по-мощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Сознание характеризуется своим продуктом («Я») и является формой переживания люди-ной своей личности как ценности и одновременно является объектом самосознания.

«Я» имеет несколько аспектов - физическое «Я», духовное «Я», социальное «Я». «Я» - образ - это субъективная система представлений и понятий человека о самом себе, своей внешности, способности и возможности, черты характера, личностные качества, умение, привычки и навыки, мировоззренческие ценности, свое место в обществе, характер взаимоотношений с другими и т.д. .

Формирование самосознания связано с возрастными этапами психического развития человека. Условно в развитии самосознания дошкольника можно выделить следующие стадии: от рождения до одного года, от одного до трех лет, от трех лет до 7 лет.

Развитие самосознания начинается на самых ранних этапах онтогенеза с выделения ребенком себя из мира предметов и людей. Первые игры ребенка - сначала с частями своего тела (ручками, ножками) , а затем и с предметами внешнего мира - удостоверяют наличие первичной дифференциации активной и пассивной ее роли в двигательной деятельности. Именно благодаря манипулированию предметами и во взаимоотношениях со взрослыми ребенок начинает постепенно осознавать свое физическое "Я" .

Существенным условием развития самосознания является появление у ребенка способности к передвижению в пространстве. ­тот факт начинает новые формы взаимоотношений с взрослыми, что открывает новые пути и источники познания собственных возможностей. Расширяет границы познания себя как самостоятельного субъекта.

Особое значение в развитии самосознания имеет возникновение и развитие речи, на качественно новом уровне включает ребенка в сферу взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Дальнейшее развитие детского самосознания связан с выделением побуждений к выполняемым действиям, регулированием их во времени. Побуждения выражаются главным образом в желаниях ребенка. Осознание желания, отнесение его к самому себе, осознание действия как средства реализации этого желания связано с формулированием ребенком цели своего поступка, способностью сохранить эту цель и практически реализовать ее.

Третий год жизни - период интенсивного психического развития. Ребенок вступает в тот период, когда потребность в утверждении и завоевании своей самостоятельности приводит к целому ряду конфликтов.

Чаще малыш не имеет целью ничего плохого - он только хочет испытать собственную независимость и ее пределы. ­то период, когда в психическом мире личности закладываются моральные нормы и комплексы, которые в дальнейшем могут перейти в устойчивые особенности личности. На этом этапе решающее значение приобретает характер взаимоотношений ребенка с родителями. Поскольку у ребенка еще нет адекватного знания о себе и отношение к себе, он стихийно принимает отношение к себе родителей.

Развитие самосознания после трех лет происходит в направлении все большего самоутверждения личности ребенка, происходит дальнейшее накопление познавательного, аффективного и волевого опыта, что отражается на дифференциации самооценок и росте их адекватности.

Итак, проблема познания ребенком собственного «Я» была и остается одной из важнейших и актуальных, особенно в период обновления дошкольного образования на основе педоцентризму.

1.2 Развитие самосознания в раннем возрасте.

Личностью называют ребенка, который умеет ответственно самоопределяться, разумеется, в пределах возрастных возможностей. Ответственность свидетельствует умение малыша ориентироваться в своих правах (свободе делать то, что ему хо-четься) и обязанностях (правилах, ограничивающих его свободу, определяют границы социально приемлемого и одоб-люваних поведения, знакомят с тем, что "можно", "нельзя", "необходимо") . Когда педагог уверен, что конкретными ребенок основном знает, чего хочет и одновременно ориентируется в правилах целесообразного поведения, он может считать, что развитие личности происходит нормаль-но. Тревогу может вызвать, с одной стороны, отсутствие у малыша собственных желаний, полная зависимость его пове-Динки и деятельности от воли и выбора взрослых, с второго-го - игнорирование любых правил и норм, стремление добиться своего любой ценой.

самоопределиться - значит по собственной инициативе и в соответствии со своими возможностями и интересов выбирать вид деятельности,характер поведения, предмет симпатии, род занятий, принимать самостоятельные решения. Стоит понаблюдать, как маленький ребенок ведет себя в ситуации не-определенности, дефицита информации, недостатка знаний и опыта. Если она мобилизуется, пытается преодолеть трудности, проявляет настойчивость и сообразительность, обращается ется за помощью к взрослому только в случае необхо-е, есть основания для удовлетворения: малыш делает уверенные шаги на пути своего личностного роста. Если же оно теряется, неуверенное в себе, капризничает, планов че, раздражается, настаивает на том, чтобы взрослый по-вместо него справился со сложной ситуацией или помог определиться с выбором, есть основания полагать, что его личностное развитие уже идет нежелательным путем, потре-бу ет серьезного внимания родителей и педагогов.

Бывает, что двух - трехлетний ребенок по-разному ведет-ся в различных жизненных ситуациях. В таком случае важно выяснить, почему в одних случаях она сознательно регулирует спою поведение, ориентируется на моральные правила, стремится заслужить одобрение взрослого, а в других - "как с цепи срывается": не реагирует на запреты, НЕ отклика- ется на милость и уговоры, ведет воинственно, аг-ресивно, бесстыдно.

Взрослые в таких случаях часто теряются, нервничают, прибегают к физическим наказаниям. А это, как известно, лишь усиливает негативный эффект, "подвергает в огонь жара".

Чтобы выбрать правильную стратегию поведения в сложных них ситуациях, взрослые должны понимать основные причины, обусловливающие негативные проявления поведения ребенка ран-него возраста. Основные из них:

| возрастной кризис, суть которой заключается в осознании ди-тиной своих возросших возможностей, появление желания уравнять себя в правах со взрослыми, освободиться от чрез-ной опеки, демонстрация близким взрослым (больше некому!) своей независимости от них, появление негативизма и упрямства как механизмов защиты "Я", способов апроба-ции и утверждения своей самости

* неучет взрослыми того, что ребенок подорос-лишала, многому научилась и уже способен делать что-то самостоятельно; обращения с ним, как с маленьким: чрезмерная опека, контроль, поучения, упреки, ограничения; жесткое-тке регламентирования жизни, поведения, деятельности, при-нятых им решений вызывают у нее протест.

Период кризиса редкого из детей проходит заметит-но, поэтому стоит набраться терпения (впереди еще немало кризисных периодов!) , пересмотреть свое отношение к ма-лять, отказаться от восприятия его как бестолковой существа, внести коррективы в свои отношения с им. Если хо-Чемо, чтобы малыш был самостоятельным, - следует предоставлять ему возможность упражняться в автономности и независимости, позволять делать собственные ошибки и искать пути их вы правки. Сначала с помощью и поддержкой к-рослого, а со временем - и без них.

У меня возникают вопросы: «Так ли уж важно заботиться о личностном станов-ления ребенка в раннем детстве? Что такое "личностный рост"? Не достаточно ли того, чтобы малыш просто был здоровым, умелым, умным?

Попробуем поразмышлять вместе.

Личностный рост - активный процесс становления, в котором ребенок берет на себя посильную ответ-ственность за свои поступки, деятельность, поведение. Она стремится достичь доступных целей, пытается самостоя-тельно решить элементарные жизненные задачи, у нее есть определенные "детские" идеалы, к которым она стремится. Малыш производит простейшие жизненные планы, пытается их реализува-ти.

Личностью ребенок не рождается, ею она становится. И не только благодаря воспитанию и обучению взрослых, но и в результате собственной работы над собой.

Если же родители или воспитатели потакать попыткам малыша переклас-ты на них ответственность за принятие решений, со временем у него может выработаться привычка жить своей жизнью, действовать в соответствии со своей природой и назначения. И как следствие - возникновение неврозов, недовольство со-бою, внешние и внутренние конфликты, ухудшение сто-ний с окружающими, отказ от активной жизненной позиции, замещение реальной жизни на кажущееся, искусственное. А это - крайне опасно.

Вот почему стоит уже сегодня, пока ребенок маленький, позаботиться о ее полноценное, соответствующее каждому возрастному этапу, становления личности. Чтобы конкретизировать и углубить знания педагогов о детях раннего возраста, на-ведем схему-ориентир возрастных изменений, происходящих в личностном становлении детей в течение первых трех лет жизни. Она поможет уточнить не только основные параметры, важные для личностного возрастанием-ния малыша, но и индикаторы каждого.

Проявления личности в зависимости от возраста ребенка

Первый год жизни

течение 30-50 минут может занять себя самостоя-тельно. По собственному желанию отказывается от пребыва-ния на руках. Становится все настойчивее и любознательны, обследует, исследует пространство вокруг себя. Стремится к-достичь цели; плачет, если что-то не получается.

По собственной инициативе следует движения и действия родных взрослых. Начинает самостоятельно есть, надевать отдельные детали одежды. Выполняет вместе со взрослым элементарные действия с предметами.

Спо-стеригае за реакциями родителей на свое поведение. Видго-кается на собственное имя. Радуется своему изображению в зер-кале.

Различает понятия "можно" "-" нельзя "," хороший "-" плохой ". Охотно общается с приятным-ми людьми, избегает общения с неприятными.

Второй год жизни

Узнает себя в зеркале. Радуется достижению позитив-ных результатов. Воспроизводит действия взрослых в играх.

Выполняет различные требования (подающий приносит, показывает, жалеет, ро-бить рукой "до свидания" и др.) . Присматривается к незнакомым людям, проявляет интерес к сверстникам, три-тельное время наблюдает за ними. Начинает применять в общении язык.

Выполнение простых гигиенические (старается не испачкаться, пользуется платком) и моральные правила (ведет приветливо, делится с другими и т.д.) . Радостно реагирует на ласкательные обращения. Знает, чего мож-ждать от мамы и папы в том или ином случае.

По собственному желанию выбирает объект для подражания. Знает свою половую принадлежность Все выразительными ста-новятся предпочтения и привязанности. Говоря о себе, называет себя по имени.

Третий год жизни

Послушание становится сознательным. Уверена в своих возможностей. Пытается сдержать агрессивные проявления.

Ориентировочный-тируется на моральные правила и социально одобряемые нормы-мы. Оказывает исследовательскую активность. Задает вопрос.

Знает, что люди различаются между собой ростом, весом, стат-ю в возрасте. Имеет представление об особенностях поведения че-чин и женщин. Говоря о себе, использует займен-ник "Я".

Дифференцирует "я", "ты", "мы", "мое", "твое", "наше". Отстаивает независимость ("Я сам!") . Демонстрирует другим свои умения. Переживает успех - неуспех. НЕ пого-верждаемой с плохой мыслью о себе.

Добивается вы-знание своих достижений. Ее можно уговорить отказаться от чего-то. Ориентируется в

Страницы: 1 2345

Подробней

Подробней ogorod.net

Особенности самосознания и самооценки дошкольников

Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация:

Ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

Происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Начинается осознание себя во времени.

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка

Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

Происходит обобщение переживаний.

Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения.

В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности.

Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать.

Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными, а также сверстниками.

Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный».

Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как и понятиями « плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».

Однако большинство детей пяти-семи лет правильно пользуются этими сравнениями, и там, где в своей оценке они могут опереться на конкретный наглядный материал, дети употребляют эти понятия адекватно.

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать эти особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать своих недостатков, отрицательных качеств.

Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. На прямо поставленные вопросы: «а ты какой? Хороший, умный, плохой? Почему ты так считаешь?» - дети обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». «Я не всегда балуюсь…». «А я могу считать до 10». «Может быть, хороший, не знаю…»

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся. Если умение более или менее сформировано, то и оценка его будет более правильной, более адекватной. Это относится к умению бегать, прыгать, выполнять обязанности дежурных, рисовать и т.д.

Оставаясь маленьким ребенком, он не утрачивает своей эмоциональности в оценке, которая, как уже говорилось, проявляется в преувеличенной положительной оценке самого себя. Отсюда не делание оказаться последним.

В тоже время старший дошкольник довольно объективно знает свои возможности, умения, у него есть известная самокритичность. Такова общая характеристика нормального развития самооценки. Но к сожалению она распространяется не на всех детей.

Широко известно что существуют различные индивидуальные варианты в развитии самооценки. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе.

Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе.

В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.

Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

Добро пожаловать!

На нашем портале Дошкольник.ком Вы всегда сможете найти много интересной и очень познавательной информации, на такие темы как: советы родителям и педагогам по развитию и правильному воспитанию дошкольников, литературу которая будет полезна родителям и педагогам, актуальную информацию о здоровье, питании, по закаливанию и развитию высокого интеллекта у детей дошкольного возраста. Также для наших любимых дошкольников мы опубликовали различные стихи на разные тематики, веселые загадки и песни, детские сказки, и множество юмористических игр, развивающих игр, логических игр, музыкальных игр для детей.

А наши веселые сценарии для проведения праздников для дошколят, помогут Вам устроить настоящий и незабываемый праздник. Приятного Вам просмотра страниц нашего сайта и всего доброго!

Протест - бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

Симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

Стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

Реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

Постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

Возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения.

О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых.

Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7-ми годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ "я" формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками.

М.И.Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: "мне радостно", "мне взгрустнулось". В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры - только для мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Таким образом, основными компонентами самосознания дошкольника являются: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени.

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества (Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко старшие дошкольники уходят от ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе лучше всех?», отвечая: «Не знаю... Я тоже хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)». В то же время более младшие дети не задумываясь говорят: «Я лучше». Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров показал, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которым обладают в незначительной степени. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной показано, что 4-5- летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5- 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («Нравлюсь») или при общей положительной оценке «Хороший» - сдержанное эмоционально-ценностное отношение («Нравлюсь себе чуть- чуть»). У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально- ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»). В 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, то есть собственной позиции в отношении окружающего.

Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
- развивается способность мотивировать самооценку;
- появляется осознание себя во времени, личное сознание.