Развлечение во второй младшей группе "Рождество и Святки - весёлые Колядки". Сценарий развлечения "рождественские святки"

Ольга Сундеева
Праздник-развлечение «Рождественские святки» в младшей дошкольной группе

Праздник - развлечение «Рождественские святки » в младшей группе .

Цель :

Познакомить детей с празднованием Рождества , Рождественскими святками , обычаями колядования, ряжения;

Помочь детям понять, что эти праздники часть истории великого русского народа;

Научить совместно со взрослыми встречать гостей, играть со старшими детьми, угощать колядовщиков.

В центре зала стоит рождественская ёлка . Дети садятся на стульчики.

Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие!

Зима – это не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками время . Недавно мы встречали Новый год, водили хороводы, веселились, получали подарки от Деда Мороза.

Наступило Рождество – долго ждали мы его.

Святки празднует народ : веселится и поёт.

Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

(под музыку входит зима)

Кто-то в гости к нам идёт.

Зима : Дел у меня не мало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня (зима)

Вы любите зиму?

Чем я нравлюсь?

А вы хотите со мною поиграть?

Хозяюшка : Встаём все вокруг ёлочки и прячемся от Зимы, а то она ведь и может нас заморозить. (выполняют движения под песню «Ищи, ищи)

Игра "Веселый бубен".

Дети стоят в кругу, передают бубен со словами :

У кого в руках он будет,

Тот сейчас и спляшет нам.

(песня «Ёлочки – сосёночки» )

Хозяюшка : Зимой за окном белым-бело

А какой сейчас зимний месяц? (январь)

Да, в январе- январе много снега на дворе.

Январь - середина зимы.

Январь ломонос : береги свой нос.

Еще в январе много праздников .

Праздник – это радостный день.

Все любят праздники , в эти дни люди улыбаются друг другу.

Зима : Какие зимние праздники вы уже знаете ? (Новый год, День Рождения , Рождество ) .

Хозяюшка : Рождество - день рождения Иисуса Христа . На Рождество наряжают ёлочку . Её верхушку украшают звездой. Когда родился маленький Христос все очень радовались и ликовали. Даже деревья и цветы старались заглянуть в пещерку, где родился Иисус Христос и поклониться Божественному Младенцу .

Зима : Три дерева стояли у пещеры : Прекрасная Пальма, пахучая Маслина (оливковое дерево) и скромная Ёлочка. Пальма и Маслина хотели порадовать младенца своей красотой , лишь ёлка у которой ничего нет, кроме иголок колючих отошла скромно в сторону. И вдруг несколько звезд скатились прямо на ветки ели, и она вся засеяла, заблестела.

Хозяюшка : И теперь на Рождество ёлочка всегда нарядная, ее украшают синими и белыми шарами (как небо и звезды) и все люди, глядя на нее, радуются и веселятся.

Святки празднует народ

Становитесь в хоровод!

Давайте и мы с вами поводим хоровод вокруг ёлочки («Ёлочка – красавица» )

Зима : А у нас ребята знают стихи о рождественской елочке ?

Стихи :

Яркая звездочка на небе горит,

Детям у елочки мама говорит :

«в целом мире торжество,

Наступило Рождество

С праздником , с праздником взрослых и ребят ,

Всем поздравления нынче говорят,

Потому что торжество,

Потому что Рождество !

Елочка в храме-

Сегодня торжество,

Празднуйте с нами

Святое Рождество !

Елочка пушистая

Елочка душистая,

Вся она нарядная,

Просто ненаглядная.

Оля Перегиняк

Ксюша Иншакова

Как пахнет елка славно,

Как весело глядеть.

А ведь совсем недавно

Под ней сидел медведь.

Теперь она в уборе-

Какое торжество!

Пришел желанный праздник :

Настало Рождество !

Зима : Снежков корзинку я принесла

Давайте в игру поиграем друзья.

(игра в снежки, приглашаем гостей)

Игра «Три белых коня»

Хозяюшка : Все на Святки , все на Святки

Приходите –ка, ребятки!

И Овсень и Коляда будут вместе с нами? Да?

Дети : Да! А что такое Коляда?

Хозяюшка : Вы не слышали, ребятки? Что ж, придётся рассказать и, конечно, показать.

Дни от Рождества до Крещения называются святками – святые дни . В эти дни (с 7 по 19 января) принято шутить, петь веселые песни, играть, дарить подарки, ходить в гости. На Руси во время святок дети наряжались в необычные костюмы, они прятали свои лица под масками животных и ходили по домам, пели песни – колядки, желали хозяевам достатка в доме, благополучия и здоровья. А колядующим давали разные сладости. Считалось, что если не дать детям угощение, то случится беда.

А что такое Святки ?

Праздник этот самый длинный ,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

Наряжались и шутили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

Вот и к нам гости к нам пришли.

Прикатила коляда из далёкого леска.

(входят дети старшей группы , колядуют)

Дети : Тётенька – добренька, дай что – нибудь сдобненько.

Хозяйка : Здравствуйте, люди добрые!

Гости дорогие, гости званые!

С новым Годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы все были, много лет чтоб жили!

(дети исполняют колядки)

Под песню «Коляда, коляда – отворяй ворота» все дети пляшут.

Хозяйка : (одаривает детей подарками : конфеты, яблоки)

Дай Бог вам хорошего года,

Богатого приплода

Чтобы денежки водились,

Чтобы жито уродилось! (дети уходят)

Хозяюшка : с давних времен существует обычай на святки петь колядки – это праздничные рождественские песенки .

Праздновать всегда готовы

Праздник Рождества Христова !

Он веселый, добрый, славный,

Он один из самых главных!

А как рады ребятишки-

И девчонки, и мальчишки :

На рождественские святки

Будут петь они колядки!

Вот и мы сейчас пойдем и колядки всем споем. (Дети поют колядки) .

Ой, Коляда, Коляда, золотая голова!

Приходила Коляда – всем добра нам принесла!

Коля Козлов исполняет колядку «Будьте здоровы, живите богато»

Хозяйка : А ещё на святки всегда гадали . И мы сегодня с вами погадаем.

Игра с гостями «Гадание на горшочках» )

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 5 горшочков. Выходит первый гость. Дети идут хороводом и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек :

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Полотенце : Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

Булка : Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

Колечко : Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

Лента : Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

Пуговица : Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью. (взрослого)

Под музыку рождественской колядки всех детей посадить по кругу, зажечь свечу и передавать по кругу, рассказывая о ней. Огонь издавна считался на Руси волшебным, все люди и даже звери почитали и берегли огонь. И когда во время Святок гадали , обязательно пользовались свечой. Сейчас каждый из вас загадает желание и будет передавать зажжённую свечу аккуратно, чтобы она не потухла, иначе желание может и не сбыться. Все загадали желание?

Хозяюшка : Пусть свечи огонёк согревает нас всех.

И пусть в Новом Году звонче слышится смех.

Зима : Пусть любовь и добро с нами рядом живут.

Ощутите, друзья, теплоту ваших рук.

Хозяюшка : Наш праздник окончен , но счастливый год продолжается. Пусть в наших сердцах Рождество зажжёт свою искорку счастья, доброты и любви друг к другу.

Раздаёт угощения всем присутствующим.

Публикации по теме:

Сценарий развлечения «Рождественские святки» Цели: «Расширять знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, песням, развивать познавательную и творческую активность».

Две тысячи лет тому назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Младенец появился на свет в пастушьей пещере. Первыми радостную весть.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам и традициям русской культуры в МБДОУ «Радуга» филиала п. Свх. им. Льва Толстого.

За Рождеством Христовым следуют святые дни, или как мы ещё их называем – Святки. Все радуются, поздравляют друг друга с праздником. Весело.

Сценарий праздника «Рождественские святки»

для детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Цель: Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа; прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Задачи: воспитывать у детей интерес к истории и традициям русского народа;

знакомить с обрядами, песнями, гаданиями, калядками – песенным русским фольклором;

доставить удовольствие от игр, плясок, песен.

Участники праздника: Хозяйка (взрослый), колядовщики (дети в русских костюмах), ряженые (дети) – лиса, петух, волк.

Взрослые: Емеля, коза и медведь.

Предшествующая работа: Беседа с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской библии»), Крещении. Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, игр, инсценировок, колядных песен. Индивидуальная работа с ведущими персонажами. Воспитателю вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, месяц, вертеп.

Ход развлечения:

Под музыку нарядные дети входят в зал и останавливаются полукругом, лицом к зрителям.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

С Новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

Девочка: Наступило Рождество,

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ:

Веселится и поёт!

Дети исполняют танец « Новый год это яркий миг» и присаживаются на места.

Хозяйка: Ребята, сегодня один из самых больших праздников в православии – Крещение. Недавно все отмечали Рождество. Эти праздничные дни от Рождества до Крещения называются Святками.

Мальчик: Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Хозяйка: Дети, расскажите, что такое святки?

1 ребенок: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

2 ребенок: От Рождества и до Крещения

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили Святки.

3 ребенок: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Пригласим на Святки вас!

Слышится стук в дверь. Входят колядовщики – дети и взрослые наряженные.

Колядовщик взролсый:

1. Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

2. Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину.

3. Коляда, коляда, длинная борода!

Пышки, лепешки, свиные ножки.

В печи сидят на нас гладят!

Кто не даст пирога

Уведем корову за рога.

4. Кто не даст пышки-

Разобьем крышки,

Кто не даст лепешки-

Разобьем окошки!

5. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять.

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

6. С неба ангел к нам спустился

И сказал: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить, (все вместе)

Вас со Святками поздравить!

Хозяйка: - Угощу, угощу колядовщиков (складывает угощение в мешок) (колядовщики встают ко всем детям)

Хозяйка: Но сначала поиграйте со мной!

Скорее в круг вставайте, игру-веселье начинайте!

Проводится игра – хоровод «Золотые ворота»

Дети садятся.

Коза: А я тоже поиграть хочу.Я, коза-дереза, летом лыко драла, из него что-то сплела. А что это – отгадайте!

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

(Лапти)

Давайте поиграем, побегаем в них.

Игру «Бег в лаптях» (2 пары лаптей; 2 команды детей)

Выходит Емеля, поет частушки:

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

Хозяйка: Ты Емеля молодец,

Что колядки нам пропел.

Вот держи в награду

Плитку шоколада.

Петь-то, Емеля, умеешь, это мы все слышали, а в игры ты играешь?

Емеля:

Не - а, а мне неохота!

Хозяйка:

А вот ребятам всегда охота поиграть. У нас здесь- Девчушки-веселушки, да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет.

Проводится игра «Весёлая метелка».

Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот пляшет под веселую мелодию, а дети хлопают.

Хозяйка: Вот, Емелюшка. Видал, как наши ребята играть умеют. А ты-то что-нибудь умеешь?

Емеля: Я мастер на печи лежать, да калачи есть.

Хозяйка: А загадки ты загадывать умеешь?

Емеля: И загадки могу. Отгывайте!

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их... (Рукавички)

Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (Шарф)

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

Хозяйка. И я с вами поиграть хочу. Вы желание загадайте, снежочек доставайте, да в печь бросайте. Кто попадет, у того желание сбудется.

Игра «Снежки».

Ведущий: Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Раз-два,раз-два, начинается игра!

На концах веревок палки,

Называются “моталки”.

Посреди веревок рыбка.

Ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

Много счастья принесет.

Проводится игра “Мотальщики”.

Хозяйка: Собирайся, народ, разевай пошире рот.

В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!

А теперь игра для всех – тут веселье, шутки, смех!

Игра «Холодно, замерзли руки...»

Хозяйка: А давайте погадаем,

Под горшочки мы заглянем.

Игра «Гадание на горшках»

Посередине зала, на лавке, стоят шесть горшков. В горшках разные предметы. Из зала по очереди выходят желающие погадать. Кто, какой предмет выберет, тот будет по профессии …

Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

Ребенок открывает горшок, а там

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз. инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

(Гадание по профессиям с шутками - прибаутками комментирует Хозяйка).

Медведь: Сито-решето есть у меня, да не простое, а волшебное!

Кто предмет оттуда вынет, свою судьбу узнает!

(Дети гадают – достают предметы из сита, наполненного пшеном. Медведь комментирует).

Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

Колядовщик: Ну, хозяйка, дорогая;

Мы тебя повеличали,

Святки мы с тобой встречали.

Принесли тебе звезду,

Привели и коляду.

1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

3ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!

Хозяйка: Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всем не сказать.

Вечер наш прошёл на славу.

В Святки любо поиграть!

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски,

Благодарствуем мы всех!

Хозяйка выносит из домика поднос с угощениями.

Хозяйка: Всем кто нас видел,

Всем, кто нас слышал,

Доброго здоровья и низкий поклон.

Под музыку дети уходят из зала.

Цель: целенаправленное содействие становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Задачи: содействие воспитанникам в освоении системы ценностей, идеалов, нравственных отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания. Сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям национальной культуры русского народа. Воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам.
Под песню «Рождественские свечи» дети входят в зал.
В 1. - Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! Поздравляем вас с праздником, с Рождеством Христовым! Очень, очень давно в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. В мир пришел Спаситель.
В 2.-Ночь была тихая и ясная. На небе среди обычных звезд засияла совсем новая, по- особому яркая звезда. Никто в городе не знал о Рождестве Христовом, все спали. Только пастухи пасли свои стада в поле.
1.Стихотворение, читают дети:
Посмотрите- ка,
Вот, пастухи овечьи,
Меж собою ведут речи.
А вот звезда!
Пастухам она является,
Пастухи звезде удивляются.
2.Вот звезда! Вот это да!
И какая же большая,
Пребольшая, золотая,
Золотая да пресветлая!
То звезда не простая,
То звезда святая!
Под песню «Рождество» ведущие читают текст.
В 1.- Одним из самых любимых и чудесных праздников в России является Рождество Христово. В Рождественскую ночь повсюду зажигают свечи, наряжают елочки, славят Христа. Не случайно Рождественскую ночь называют ночью младенцев, а Рождество - любимым праздником детей. Только ребенок может стать счастливым от одного вида Рождественской елки и доверчиво ждать чудо.
В 2.- Да, в это время явился пастухам Ангел Божий и сказал:
Ангел – Не бойтесь, я пришел сообщить вам радостную весть: сегодня родился Спаситель! Вы найдете его в пеленах лежащего в яслях. Вы туда пойдите, чуду подивитесь, Богу поклонитесь!
Дети читают стихи:
Стихотворение «Рождество».
Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло.
Небеса так ясны,
Белый день в ночи:
То Младенцу в ясли
Шлет звезда лучи!
Стало плотью слово
Ради наших бед:
Рождество Христово-
Вечной жизни свет.
Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться
Елка! Праздник! Рождество!
В 1.- А сейчас, давайте, перенесемся в зимний лес.
Дети читают стихотворение:
1.Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
2.Тишина вокруг, поляна
Спит в объятьях сна.
Из –за леса выплывает
На дозор луна.
3.Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
4.Широко раскинув ветви,
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.
5.На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.
6.Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
7.Яркой звездочкой у елки –
Светится глава…
Наступает день великий –
Праздник Рождества!
(Хвостов)
Дети поют песню «Рождественская ёлочка»
В 2. – У нас на празднике тоже есть рождественская елочка. Посмотрите, какая она нарядная. Она украшена игрушками, которые ребята сделали своими руками.
Дети читают стихи:
Мама елку украшает,
Зреют в печке пироги.
Скоро свечи замигают
Под звездою из фольги.
Ель украсим мы звездой
И гирляндой золотой.
Ведь сегодня торжество
Святое Рождество.
В 1.- Ребята, знаете, существует легенда, почему в Рождество принято украшать елку.
В 2.- . А что еще у елочки на верхушке? Звезда. А знаете ли вы, почему елку украшают звездами? Нет? Тогда слушайте.
Гаснет свет.
Ведущая начинает свой рассказ о рождественской елке
В 1.- Давным-давно это было. Сидели как-то пастухи на привале. Ночь. Тишина. Вдруг один из них, сидевший лицом на восток, воскликнул: "Смотрите, смотрите! На небе делается что-то необыкновенное!". Действительно, все небо было залито ярким светом, как будто день сошел на землю. Появился Ангел Господень и возвестил о Рождестве Младенца Иисуса. Пастухи решили идти поклониться Младенцу.
В2.- Зашумел, заволновался ближний лес. Деревья тоже решили идти к Священной пещере. Старый могучий дуб предложил выбрать представителей от каждой породы деревьев. Выбрали представителей и двинулись в путь. Только ели задержались. Но вот и от них отправилась в путь елочка - маленькая, пушистая, выбранная не за года, а за свою красоту.
Когда елочка подошла к пещере, ей ничего не было видно. Старые и могучие деревья загораживали ей вход в пещеру.
1.- Тогда елочка поднялась на ближний пригорок и оттуда пыталась заглянуть в пещеру. В это время с небес скатилась голубая звезда и села елочке на макушку, а вслед за ней разноцветные звезды усыпали елочку. Оглядела себя елочка и сказала: "Как красиво сверкают эти звезды. Я непременно должна показать их Младенцу Христу".
2.- Елочка спустилась с пригорка и подошла к пещере. Увидев елочку, старые деревья расступились и пропустили ее. Она благоговейно склонила свою верхушку к яслям и прошептала: "Мир на земле. И в человеках благоволение".И еще ярче засияли на ней звездочки.
В 1.-: Празднование Рождества всегда несло с собой веселье. В этот светлый день и мы с вами будем веселиться. А вы любите праздничные игры?
Дети: Да.
В 2.-: Тогда поиграем!
СОБЕРИ СНЕГОВИКА
Для игры нужны два фланелеграфа (доска или рама с натянутой на них фланелью размером 100х70 см) и вырезанные из бумаги и наклеенные на фланель части фигуры Снеговика, нос-морковка, метла, шляпка (2 комплекта).
Соревнуются двое. Каждый старается как можно скорее собрать своего Снеговика.
КТО БОЛЬШЕ НАБЕРЕТ СНЕЖКОВ
Играют по двое детей. На пол рассыпают снежки из ваты. Детям завязывают глаза и дают по корзинке. По сигналу они начинают собирать снежки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество снежков за 30 секунд.
ВАЛЕНКИ
Перед елкой ставят валенки большого размера. Играют двое детей. По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит елку быстрее и наденет валенки.
ПРИДЕЛАЙ СНЕГОВИКУ НОС!
На две доски или на стену крепятся большие листы с изображением снеговиков. Участвуют два ребенка. Им завязывают глаза. По сигналу дети должны дойти до снеговиков и приставить нос (это может быть морковка). Другие дети помогают словами: левее, правее, ниже, выше...
ПОЙМАЙ СНЕЖОК!
Участвуют несколько пар. Дети стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У одного ребенка пустое ведерко, у другого - мешочек с определенным количеством “снежков” (теннисные или резиновые мячи). По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.
В МЕШКАХ ВОКРУГ ЕЛКИ
Соревнуются по 2 ребенка. Они становятся ногами в мешки, верх мешков держат руками. По сигналу дети бегут вокруг елки (или стула) в разные стороны. Выигрывает тот, кто прибежит быстрее. Игру продолжает следующая пара.
ДОНЕСИ СНЕЖОК В ЛОЖКЕ!
Участвуют 2 играющих. Им дают в рот по ложке с ватным снежком в ней. По сигналу дети разбегаются в разные стороны вокруг елки (или стула). Побеждает тот, кто прибежит первым и не уронит снежок из ложки.
В 1. - Как ни жаль, близится к концу и этот вечер. На нашем празднике было все: и игры, и песни, и шутки, и смех. А чего не хватает на нашем празднике? Правильно, подарков. Послушайте в тишине красивую Рождественскую песню, а наши помощники раздадут вам подарки. Но перед этим давайте скажем Богу «СПАСИБО» за Его Сына Иисуса Христа, Которого Он послал на землю.
В 2:- И Рождество как маг, волшебник,
Как драгоценный талисман.
Здоровья, бодрость и веселье,
И счастье пусть подарит Вам!

Праздник проходит с ярмаркой сувениров, угощением в палатках, концертом самодеятельных коллективов.

Конкурсы и забавы чередуются с концертными номерами - частушками, танцами, песнями о зиме, Рождестве.
Основа этого сценария - фольклорные мотивы и народные обычаи. Ведущая одета в народный костюм.
Она приветствует собравшуюся публику и объявляет открытие праздника, посвященного Святкам и предстоящему Крещению.

Ведущая: Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками. Они продолжаются до Крещения - 19 января. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Работать во время святок считалось нежелательным, потому что согласно поверью, весь год тогда мог пройти в трудах и хлопотах. Даже сохранились такие пословицы: "Лето для старания, а зима - для гуляния!", "Зима за морозы, а мужик - за праздники!" Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души! Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. А знаете ли вы, друзья, что такое эта Коляда? Или кто такая? Вряд ли, потому что даже учёные до сих пор не могут точно разгадать эту загадку. Но одно старинное поверье, которое нам очень нравится... Но что там говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!..

Появляются ряженые: Медведь, Коза, Курочка, Корова, Пастух, Коляда и Овсень. Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Курочка - корзинку, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы.

Ряженые поют песенку-колядку:

Коляда-коляда, Отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, Принесите хлебца,
Доставайте чашки, Положите кашки,
Сладкие конфетки, Медные монетки,
Кренделёк и бублик И железный рублик!
Угостите калачом, Не болейте нипочём!
Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту,
Да белой холстинки, Да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта!

Ведущая (кланяется ряженым): Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие?
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали! Пастух : А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!
Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами!
Ведущая: Вот так знатная компания собралась! А что вы ещё умеете? Народ честной собрался - веселья просит!
Коляда : А мы загадки умеем загадывать! Да не простые, а с закавыкою!

Загадки на святки

У нянюшки, у нянюшки Сорок восемь детушек, Малы были - все дружили, Подросли - рассыпались. (колосок)
По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)
Домик деревянный, В домике - водица. (колодец)
Плачет, плачет рёвушка, Бедная головушка. Плачет летом и весной, А осеннею порой Так рыдает, так рыдает, Что почти не высыхает! (дождь)
Белая овечка, Золочёны рожки. Днём ей не пасётся, По ночам не спится! (месяц)
Не лёд, не снег, а тает. (свеча)
Чудной Сашка - Зелёная рубашка: Летом оделся, К зиме разделся! (дерево)
Деревянный великан По лесам-полям шагал. Через реченьку шагнул Да над реченькой уснул! (мост)

Зрители отгадывают, получают маленькие призы.

Ведущая: Да, мудрёные у вас загадки! А плясать вы умеете?
Коляда: А как же! Ну-ка, Мишка косолапый, разверни меха, а мы попляшем - весну покличем!

Медведь играет на баяне весёлую музыку, остальные ряженые танцуют (Коляда с Овсенем, Коровка с Пастухом, Коза с Курочкой). Зрители тоже присоединяются.

Игра "Хоровод"

Все желающие (и взрослые, и дети) выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу, ряженые тоже в хороводе, кроме Медведя, который играет на баяне, и Коляды, который "водит". В её руках яркий платочек. Пока Медведь играет и поёт. Коляда ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.
Медведь поёт: «Ходи, ходи, хоровод, Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, Да смотри не прогадай!»
Водящий отвечает словами: «Все собою хороши, Выбираю для души!» (говорит в микрофон и передаёт его выбранному человеку).
Затем всё повторяется сначала. Зрители могут подпевать Медведю.

Ведущая (после игры): Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье! У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и забавам. Но зимние праздники - это не только веселье и гуляние. Самая загадочная и таинственная сторона святок - конечно же, гадания. Гадали по вечерам, когда собирались на посиделки и сходки после весёлых дневных игр и забав на свежем воздухе. Сейчас, правда, в самом разгаре недолгий зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним старинным русским народным способом!

Рождественское гадание


Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном, ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Ведущая: Не пугайтесь, дорогой Петя-Петушок, гадание очень простое, хотя и довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с зерном - то сытным и урожайным, если к монетам - то прибыльным и успешным, если к корзине, то - к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А "Петушок" получает приз за свою работу - леденцового петушка.
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы. Ведущая вызывает дам для участия в конкурсе рукодельниц.

Конкурс рукодельниц

Для конкурса потребуется несколько веников. Участницы должны "нарядить" свои веники - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т.п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы.

Ведущая: Ай да красавицы, ай да рукодельницы! Спасибо вам, дамы, за участие. А что наши парни удалые да смелые? Есть ли желающие показать свою силушку молодецкую?

Бои на надувных дубинках

Состязаются мужчины попарно, каждый стоит внутри небольшого нарисованного круга. Задача - выбить соперника из его круга, но самому при этом не выйти из своего.
Ведущая: Да, не перевелись ещё на Руси богатыри румяные да красавицы ясноликие! Но кому гадания, кому смотрины, а у кого уже и свадебка не за горами, ведь святки традиционно были и временем подготовки свадеб. Всегда считалось, что лучшие дни для свадеб - дни от Святок до Масленицы. Но и тут надо быть настороже: выйти замуж - не напасть, да как бы замужем не пропасть! У наших предков была широко популярна шуточная песня-игра, которая рассказывала о том, что ожидает молодую девушку, собирающуюся замуж за старика...

Номер-шутка "Моченьки нет"

Исполняет женский коллектив и солист, переодетый стариком. Девушки танцуют вокруг сидящего на стуле старика, одна из них поёт. Музыка - любой частушечный мотив.

Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? В лес по ягоды пойдём, Голубь сизокрылый! Спелая малинка, В пироги начинка!
Старичок
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Пойдём грядки поливать, Голубь сизокрылый! Воду лей-поливай, Будет щедрый урожай!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ты нам песенку пропой, Голубь сизокрылый! Незамысловатую, Невитиеватую!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ну-ка с нами попляши, Голубь сизокрылый! Расступись, честной народ, Мой супруг плясать идёт!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Хоть на ложках нам сыграй, Голубь сизокрылый! Ложками стук-постук, Выходи скорее в круг!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? А пойдём-ка водку пить, Голубь сизокрылый! Водка сладенькая, Рюмка гладенькая!
Старичок (радостно вскакивая) А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! (Старичок пляшет.)

Ведущая: Вот какой она бывает, семейная жизнь! Так что, дорогие девушки, хорошенько подумайте, прежде чем совершить опрометчивый шаг. Но, конечно же, чаще всего бывает совсем наоборот... Вот и сейчас, прямо здесь я вижу столько счастли- вых семей, с детишками! Покажитесь, где вы, наши ребятки? Не замёрзли? Сейчас мы поиграем вместе с вами, немного разогреемся!

Детская разминка

Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:

Наша зимушка-зима, Прямо с севера пришла,
Вьюгами завьюжена, Ветрами закружена!
Мы замёрзнуть не хотим, Мы на месте не стоим,
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!
А потом прыжки на месте: Вместе-вместе- Вместе-вместе!
Улыбнёмся веселее И начнём ещё быстрее!.. (Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).
Ведущая предлагает и взрослым присоединиться к разминке.

Ведущая: Ай да молодцы! Теперь вы точно не простудитесь. Мороз невелик, а стоять не велит! Но мы и не будем стоять на месте. Сейчас мне потребуется несколько родителей с детьми для состязания на силу и выносливость!

Семейная эстафета "Резвые сани"

Эта эстафета для родителей с маленькими детьми. Потребуется несколько салазок. Папы (а может, и мамы) на скорость провозят салазки с детьми по специальной "трассе", на которой нужно обойти все препятствия (например, покрышки от колёс). Самая быстрая пара получает приз.

Ведущая: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби — тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен. Но если среди присутствующих найдутся любители нырнуть в ледяную воду, то попросим их быть аккуратнее, чтобы не навредить самим себе... Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!

Сценарий игровой программы для младшей группы «Лесные колядоащицы»

Историческая справка

Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Парни, девушки, дети ходили по дворам, наряжаясь козами или медведями, пели песни - колядки, желая хозяину урожайного года, добра в доме. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.

ОБОРУДОВАНИЕ

Белая большая простыня; бутафорские морковки — по одной каждому ребенку; корзинка с угощением; фонограмма русской плясовой мелодии «Барыня».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Взрослые.

Дети.

Зал украшен к новогоднему празднику, в центре зала — наряженная елка, под ней укрытый простыней лежит Медведь.

Дети входят в зал и встают вокруг елочки, на которой горят огоньки.

Ведущий

Во владеньях инея и снега

Расцвели хрустальные сады.

К нам в окошко с праздничного неба

Льется свет рождественской звезды.

В каждый терем, в каждую светелку

Златокрылый ангел прилетел.

Он зажег рождественскую елку

И на нас с улыбкой поглядел.

Новогодний хоровод (по выбору)

На елочке начинают мигать огоньки.

Ведущий

Огоньки сверкают,

Огоньки мигают,

В зимний лес зовут.

Там нас сказки ждут.

Давайте, ребята, отправимся в зимнюю лесную сказку.

Двигательные упражнения «В дорогу»

В дорогу, в дорогу Дети маршируют.

Нас музыка зовет,

По снежным дорожкам

Наш детский сад идет.

Под ножками тихо Ходят на носках.

Скрипит, скрипит снежок.

Идем на носочках.

Не отставай, дружок!

В лесу много снега, Широко шагают.

Сугробы лежат.

Чтобы не увязнуть,

Сделай шире шаг.

По лесным тропинкам Маршируют.

Ножки спешат.

На прогулку вышел

Наш детский сад.

В зале гаснет свет. Только горят огоньки на елке.

Ведущий . Вот и попали мы в сказочный зимний лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Но что это за большой сугроб?

Стихотворение с движениями «Как на горке»

Как на горке Дети поднимают руки.

Снег, снег. Встряхивают кистями рук.

И под горкой Опускают руки, слегка наклонившись вперед.

Снег, снег. Встряхивают кистями.

Как на елке Соединяют прямые ладони над головой под острым углом («макушка елки»).

Снег, снег. Встряхивают кистями рук над головой.

И под елкой Плавно водят руками вправо-влево, опустив их.

Снег, снег. Встряхивают кистями.

А под снегом спит медведь. Кладут две ладошки под щеку.

Тише. Тише. Не шуметь. Грозят указательным пальцем.

Ведущий . Отойдем, ребята, от берлоги. Не будем тревожить Мишку.

Дети на цыпочках садятся на места.

Зажигается большой свет. В зал входит Лиса.

Лиса. Здравствуйте, ребята! Что это вы так тихо сидите? Я пришла Медведя разбудить. Он и так весь новогодний праздник проспал. (Подходит у сугробу.)

Мишка, просыпайся!

Мишка, поднимайся!

Ничего не слышит Мишка.

Помогите мне, детишки!

Дети топают ногами и хлопают в ладоши.

Спит, не слышит ничего.

Будем мы будить его.

Игра «Догонялки»

Подошли ребята к Мишке. Дети подходят к Медведю, укрытому простыней («сугробом»).

Сладко спит наш шалунишка.

Мы в ладоши громко хлопнем — Хлопают.

Раз, два, три!

И ногами так притопнем — Топают.

Раз, два, три!

Просыпайся, Мишка, Грозят пальцем.

Мишка-шалунишка,

Из берлоги вылезай

И ребяток догоняй!

Мишка сбрасывает с себя простыню и догоняет детей. Они убегают на места.

Медведь

Вы зачем меня подняли,

Мишке выспаться не дали?

Лиса

Миша, наступили святки.

В деревнях идут колядки.

Медведь. Колядки? Это что такое?

Лиса. Колядки — это веселые забавы. (Дает историческую справку.)

Медведь . Угощение — это хорошо!

Лиса. Чем, Миша, мы хуже? Давай в лесу у нас поколядуем!

Медведь. А кто нам в лесу угощение даст? Лиса. Смотри, сколько ребят к нам в зимний лес в гости пришло. Вот пусть они нас и угощают.

Медведь и Лиса обходят елку.

Медведь, Лиса

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой!

Новогодняя колядка

«Колядка»

Поют Медведь и Лиса.

У хозяина в дому

Велись бы ребятки,

Велись бы телятки,

Велись бы ягнятки,

Велись бы жеребятки,

Велись бы поросятки,

Велись бы козлятки,

Велись бы утятки!

Медведь

Коляду встречайте,

Нас с Лисою угощайте!

Ведущий

Не плясали и не пели,

Угощенья захотели!

Сначала нас повеселите,

Поиграйте, попляшите.

Медведь

А я, Мишенька-медведь,

Так умею песни петь:

Ведущий

Тише, Миша, не кричи!

Тише, Миша, не рычи!

Эх, ты, Мишенька-медведь!

Совсем ты не умеешь петь,

Послушай лучше ты ребят,

Петь песню и они хотят.

Песня о зиме (по выбору)

Лиса

А я — Лиса-красавица.

Играть мне очень нравится.

Игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой

Лиса

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь

Давай, Лиса, покажем,

Как лихо с тобой пляшем.

«Барыня»

Медведь и Лиса танцуют. Дети хлопают.

Медведь

Я, Топтыгин, с давних пор

Замечательный танцор,

Удивительный артист,

Называюсь пародист.

Кого хотите, покажу,

Движеньями изображу.

Номер «Пародист»

Исполняет Медведь. Ведущий дает ему задания, тот изображает.

Ведущий

Ты, Топтыгин, попляши

И ребятам покажи,

Как старушки пляшут

Да платочком машут.

Медведь показывает.

Как девчушки-хохотушки

На праздник собираются,

Кудри вьют, наряжаются,

Белятся да румянятся.

Медведь изображает.

Как мальчишки-шалунишки бьются,

Кулаками дерутся.

Медведь боксирует с воображаемым противником.

Как старый дед ногами стучит,

На парнишек ворчит.

Медведь топает ногами.

Ведущий

Лисавета, поиграй,

Там загадки загадай.

Лиса

Что ж, отгадайте-ка, ребятки,

Про лесных зверей загадки.

Подход ее к жертвам обманчиво прост:

«Я, курочки, ваша сестрица...».

Блестят ее зубы и огненный хвост!

Да, это же, это... (лисица).

П. Гудимов

Этот белый комок

Ловко прячется в сугроб.

Лисице обидно —

На снегу его не видно.

Кого же зимушка-зима

От лисы уберегла? (Зайца.)

Косолапый, неуклюжий,

Не боится зимней стужи.

До весны привык храпеть

Он в берлоге. Кто?.. (Медведь.)

Ведущий

Прикатила коляда

Из далекого леска.

Что за славный денек!

Ты не прячься за пенек,

Будем кругом ходить,

Будем всех веселить!

Дети и звери водят у елки хоровод.

Хоровод (по выбору)

Лиса

Вас кончаем веселить.

Не пора ли нас дарить?

Ведущий

Вот вам, гости дорогие,

Колядовщики лесные,

Пряники, конфеты!

(Дает Лисе и Медведю корзинку с угощением.)

Медведь. Спасибо вам за это!

Медведь и Лиса прощаются с детьми и уходят.

Ведущий

Полно в сказке нам бывать,

Пойдем на улицу гулять!

Дети обходят елочку еще раз, любуясь ею, и уходят из зала.