Ребенок не любит рисовать и раскрашивать комаровский. Рисующий и нерисующий ребенок

Достаточно часто родители сталкиваются с категоричным детским «не хочу!» в самых разных случаях. И никакие доводы не помогают изменить ситуацию. В чем может быть причина такого поведения ребенка и как переубедить маленького «нехочуху»?

В старой песенке поется: «Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать…» Родители зачастую уверены, что рисование, лепка, занятие творчеством – это то, чем должен заниматься с удовольствием, независимо от возраста, каждый ребенок. И если он рисовать отказывается, возникают переживания: а все ли в порядке с моим малышом?

Для начала будет нелишним вспомнить этапы развития детского рисунка . Бывает так, что мамы и папы считают своего малыша не рисующим, а он просто-напросто еще не способен в силу возраста справиться с предъявляемыми требованиями. Каляки-маляки на листе бумаги – это рисунок! И беспорядочные пересекающиеся линии – тоже рисунок! Именно так и рисуют в раннем возрасте маленькие художники.

Специалисты в области детской психологии уверены: изобразительная деятельность имеет определенный биологический смысл. Рисование, лепка и другое творчество помогают совершенствованию физических и психических функций организма. Здесь задействованы и зрение, и моторика, и координация движений, малыш развивает речь, фантазию, воображение. А еще во время рисования активно и скоординированно развиваются оба полушария головного мозга.

В возрасте до 2–2,5 лет дети, как правило, не умеют рисовать образы. Рисование для них – это не творчество как таковое, а скорее просто подражание взрослым, попытка оставить след на бумаге. И этот след приводит их в восторг: ведь это я, я стал виновником того, что на чистой бумаге появились все эти штрихи и линии! Сначала малыши просто черкают карандашом или фломастером, потом начинают рисовать округлые линии и прочие загогулины. Специалисты называют такой период доизобразительным. Сейчас для ребенка не важен результат. Ему интересен сам процесс! Попробуйте придумывать вместе с ребенком, что же это он нарисовал, спрашивайте, что это… Такое внимание подстегнет интерес крохи к рисованию. Вскоре он будет не только «закалякивать» лист бумаги, но и объяснять: «Это – курочка, ко-ко-ко, зернышки клюет. А это – машина поехала…»

Между 2 и 3 годами начинается стадия схематического изображения. Причем, одни дети рисуют что-то узнаваемое уже в 2 года, другие – только к 3–3,5 годам. И все это совершенно нормально. Сначала рисунки малыша очень и очень условны: те самые «палка, палка, огуречик». Но постепенно они превращаются в более узнаваемые образы. Кроха уже не просто черкает по бумаге, а пытается изобразить что-то конкретное. И не важно, что не всегда похоже… Здесь для малыша очень значимо участие взрослого, который поддержит интерес к рисованию, что-то поможет, подскажет… Как же делать это правильно, как не допустить ошибки и не погасить зарождающуюся искорку творчества? А что делать, если малыш категорически отказывается рисовать? Давайте разбираться.

Развитие ребенка по периодам

1Ребенок на данный момент увлечен другими играми и занятиями. Развитие ребенка в тех или иных областях никогда не идет по прямой. Развитие – это кривая линия со своими спадами и подъемами.

В каждый конкретный период каждый конкретный ребенок будет особо интересоваться чем-то своим, очень важным для него именно здесь и сейчас. И если соседская девочка Оля в свои 2 года уже изрисовала 5 альбомов «огуречками» и «человечками», вовсе не обязательно, что и ваш 2-летний карапуз станет увлеченно черкать карандашом по бумаге. Наверное, вы и сами не раз замечали интересную детскую особенность переключаться с одного увлечения на другое. Например, сегодня ребенок увлекся пазлами и готов собирать их часами напролет. А завтра фрагменты картинок сиротливо лежат в коробках, а малыш тем временем вдохновенно строит башни из кубиков или лепит колобки и колбаски из пластилина. А через время все это забыто, но зато вновь вспыхнул интерес к пазлам… Похоже, малыш лучше нас знает, какие занятия ему в данный момент важнее для эффективного развития. Вот и перескакивает с одного вида деятельности на другой.

Если ваш ребенок до недавнего времени увлеченно рисовал, а потом, без видимых причин, стал от рисования отказываться, не стоит бить тревогу. Такое время от времени происходит едва ли не со всеми ребятишками. И это вполне нормально. Если при этом ребенок играет , строит, листает книжки, учит цифры, остается по-прежнему живым и любознательным человечком, переживать совершенно не о чем. Пройдет время, и малыш снова почувствует потребность в рисовании. И тогда он сам возьмет в руки карандаши.

В моменты такого затишья очень важно не настаивать на рисовании слишком сильно, не давить, не заставлять и даже не уговаривать. Пусть малыш занимается тем, что ему сейчас интересно, что доставляет радость и удовлетворение. Но совсем уж забрасывать творчество тоже не нужно. Время от времени ненавязчиво предлагайте крохе какую-нибудь интересную творческую идею, показывайте детские книжки с яркими поделками и советами по рисованию. Хорошо бы такие, где есть фотографии увлеченно работающих малышей. А вдруг его что-то заинтересует, и он согласится порисовать или вылепить предложенную фигурку вместе с вами? Смотрите по телевизору или на дисках детские передачи о творчестве. Особенно хороши такие, где показывают рисунки и другие работы, сделанные детьми. Возможно, вдохновленный работами других маленьких творцов, малыш тоже захочет нарисовать что-то интересное и отправить свой рисунок на конкурс. Рисуйте сами что-нибудь на глазах у малыша. Даже если он не станет присоединяться, а будет просто наблюдать – это уже замечательно и тоже очень полезно!

Кризис 3-х лет . Если нежелание рисовать «накрыло» малыша в возрасте 2,5–3 лет, это может быть связано и с началом кризиса 3-летнего возраста . Ребенок отказывается рисовать совершенно не потому, что ему это не интересно или не хочется. И интересно, и хочется! Но просто именно сейчас он вынужден «держать марку», самоутверждаться, отвергая все, что предлагают ему взрослые. Даже себе в ущерб. Если все симптомы кризиса налицо, перестаньте вообще при ребенке касаться темы рисования. И если инициатива будет исходить не от взрослого, а от самого строптивого малыша, желание рисовать снова вернется.

Сделайте так, чтобы любые материалы для творчества всегда находились в свободном доступе. Пусть инициатива исходит не от мамы («Сейчас будем рисовать!»), а от малыша. А то, может, ребенок и порисовал бы, да мама все занята на кухне, и ей некогда приготовить рабочее место для маленького художника…

Неподходящий момент. Если же ваш кроха вообще не проявлял и не проявляет интереса к рисованию и лепке, это тоже еще абсолютно ни о чем не говорит. Вряд ли можно отыскать на свете хотя бы одного ребенка, который не рисует хотя бы изредка. Рано или поздно малыш сам возьмет в руки карандаш или фломастер, а может, цветной мел или палочку от эскимо и нарисует свой первый рисунок. На бумаге, на обоях, на асфальте, на песке, на запотевшем оконном стекле… Просто пока этот «рисовательный» возраст еще не наступил.

Ребенку не интересно . Бывает так, что малыш, в целом, от рисования и лепки не отказывается, но делает это очень редко и неохотно. Если при этом бывают моменты, когда ребенок может неожиданно увлечься каким-то видом творчества (например, с азартом рисовать бетономешалку, которая произвела на него неизгладимое впечатление во время прогулки), скорее всего, творческие занятия, которые вы обычно предлагаете маленькому творцу, ему попросту неинтересны. Ну вот не хочет малыш рисовать по вашей команде дом с трубой – и точка! Зато если вы предложите ему нарисовать себя, летящего на ракете в космос или поезд, на котором вы скоро отправитесь в путешествие, да еще и сделать это пальчиковыми красками на большом куске старых обоев, может, он и не станет возражать… Тут уж маме придется постараться, чтобы заинтересовать своего маленького шустрика. Включите свою творческую фантазию, ведь рисование – это огромное поле для экспериментов. И экспериментировать можно безгранично.


Как заинтересовать ребенка

Ко всем описанным выше причинам отказа ребенка от рисования можно привести несколько общих рекомендаций, которые помогут родителям увлечь кроху этим творческим процессом.

Во-первых, экспериментируйте с разными материалами, которыми можно рисовать детям . Карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, гелевые ручки, цветной клей в тюбиках, акварель, гуашь, акриловые, пальчиковые, витражные краски… Кстати, о витражных красках. Малыш не хочет рисовать просто так? А украсить яркими рисунками оконные стекла, любимый стеклянный стаканчик, бокалы, зеркало? Неужели от такого кто-то откажется? А пальчиковые краски! А возможность порисовать и вовсе чем-то нестандартным? Например, кусочками овощей и фруктов. Отварная свекла и морковь, спелые ягоды и фрукты оставляют на бумаге невероятные, яркие следы…

Во-вторых, рисуйте не только в альбоме. Может, в альбоме ребенок рисовать и не захочет, зато его заинтересует обычная тетрадка в клеточку. Или маленький блокнотик. Или поля газеты, когда вы вместе сидите в очереди у кабинета врача. Сходите с ребенком на экскурсию в художественный музей, а затем предложите ребенку порисовать на мольберте или прикрепите большой лист бумаги для рисования к стене – пусть почувствует себя художником, рисующим картины. Рисуйте на кусках обоев, на ткани, мелками на асфальте, палочками на влажном песке… Расписывайте вырезанные из картона рукавички и кувшинчики, украшайте рисунками одноразовые бумажные тарелки и стеклянные бутылки… Купите несколько нераскрашенных деревянных ложек, кухонных дощечек, пасхальных яиц – и разрисуйте их точечками, полосочками, цветочками… А потом покройте лаком и подарите бабушке!

В-третьих, предлагайте сюжеты для рисования , которые будут интересны именно вашему ребенку. Рисовать солнышко, домики, дождики, травку и другие стандартные сюжеты интересно не всем. Может, ваш кроха любит Смешариков или Машу и Медведя? Вот и нарисуйте любимых героев. А с ребятишками постарше – и целую сценку из мультфильма. Или, скажем, нравятся малышу лошади. Рисуйте лошадей: лошадиную семейку, сено, луг, конюшню, скачки, самые разные седла и уздечки… Для каждого ребенка найдется тема, которая не оставит его равнодушным. Нужно всего лишь подумать, поискать…

В-четвертых, не просто рисуйте, а придумывайте «рисовательные» игры для детей . Особенно это актуально для самых юных художников. В книгах по обучению рисованию малышей можно найти множество самых разных игр и даже со стишками. Но вы и без книг сможете организовывать такие игры. Не говорите ребенку: «Сейчас будем рисовать!» Просто берите бумагу, краски и рисуйте сами. Малыш обязательно придет поглядеть, чем же таким занята мама. А мама рассказывает стишок и изображает все, о чем идет в нем речь:

Дождик, дождик, посильней –
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.

Рисуем тучки, дождик, травку, цветочки. А потом ненавязчиво протягиваем кисточку малышу: «Сделай дождик посильней, чтобы цветочки лучше росли! А то видишь – они завяли…» Еще поиграйте в дорисовки: мама начинает рисунок, а малыш заканчивает или наоборот. Рисуйте что-то по очереди. Рисуйте загадки : сначала мама что-то рисует, а малыш угадывает, что это, затем мама пытается разгадать «каляки» малыша… Используйте книжки-раскраски и наклейки. В раскрасках можно что-то дорисовывать к готовой картинке, наклейками интересно дополнять собственные рисунки. Мама рисует поезд, малыш вклеивает в окошки пассажиров, а в последнем окошке пусть кого-нибудь дорисует (может, себя?). Или мама нарисовала море и пляж, малыш доклеил кораблик, а чаек дорисовали вместе и т.п.

То же самое касается и лепки. Просто катать колобки и колбаски крохе скучно. А вот смастерить что-то прикладное, чем потом можно будет поиграть – это гораздо интереснее. Слепите с крохой булочки и бублички для кукол, бананы для обезьяны, косточки для собачек. Вместе смастерите пластилиновую мебель и машинки, а потом поиграйте всем этим, используя мелкие игрушки. Устройте пластилиновый зоопарк и сводите туда на экскурсию зверушек из киндер-сюрпризов. Слепите персонажей любимой сказки и разыграйте представление прямо на столе… Одним словом, играйте! Да, малыш может не очень любить рисование или лепку, но от игры он никогда не откажется!

А еще малыш может отказываться от лепки по очень банальной причине: пластилин слишком твердый для его пока еще слабых и неумелых пальчиков. Крохе тяжело разминать пластилин, он устает и быстро теряет к лепке интерес. Поэтому для самых маленьких творцов подбирайте мягкие и эластичные материалы: качественный пластилин, массу для моделирования, соленое тесто.


Уверенный в себе ребенок

Еще одной возможной причиной нежелания малыша заниматься творчеством может быть неуверенность в себе . На первый взгляд связь неочевидна. Но она есть! Для робкого, зажатого ребенка необходимо одобрение взрослого, его похвала. Поэтому для него очень важен конечный результат. Чтобы все получилось как надо! А в рисунке ли, лепке ли никогда заранее не знаешь, что у тебя в конце концов получится и получится ли вообще. Если ребенок не уверен в себе, ему будет гораздо проще и спокойнее вообще отказаться от творчества, чем потерпеть возможное фиаско. Такой малыш или вообще категорически отказывается заниматься творчеством или все же берется за карандаши или пластилин, но быстро бросает: «Я не умею! У меня не получается! Не хочу! Не буду!»

Что же может стать причиной неуверенности в себе ? Прежде всего, завышенные требования взрослых. Проанализируйте свое поведение. Возможно, вы слишком критично относитесь к детским работам, часто делаете замечания, указываете на ошибки, редко хвалите? Иногда достаточно всего лишь однажды обидеть маленького художника критикой, и он станет наотрез отказываться снова брать в руки кисточку или карандаш.

В раннем детстве совсем не важно, насколько узнаваемым получится тот или иной рисунок. Да и не сумеет пока малыш нарисовать машину или собаку как заправский художник. Главное – это само желание творить, попытки, пусть и неумелые, воплотить в рисунке свои собственные представления о мире. И если кроха рисует на бумаге что-то непонятное, чудное и говорит, что это – лягушка, обязательно похвалите маленького художника и даже постарайтесь вместе с малышом разобраться, где же здесь голова, а где ноги. Пусть ребенок вам это расскажет. Конечно, на рисунке ничего не понятно. Конечно, вы точно знаете, что лягушка не может быть синей. Но это в данный момент совершенно не важно!

Пусть критика детских творческих работ будет для вас под запретом! Потом, гораздо позже, когда ребенок перейдет от первых каляк-маляк к более осознанному рисованию, можно будет мягко направлять его, помогать, подсказывать… Но сейчас хвалите, хвалите и еще раз хвалите! Не бойтесь перехвалить, это невозможно! Но только так вы сумеете вырастить в душе маленького человечка уверенность в собственных силах, понимание того, что он что-то может, что у него получается, сделаете его смелее и раскрепощеннее! Только так сможете сохранить врожденное стремление ребенка к творчеству…

Обязательно устраивайте выставки детских работ! Может, на стене и полочках в детской или в прихожей, или на холодильнике. Непременно хвалите выставленные работы, пусть их хвалят все домашние. Говорите что-нибудь вроде: «Вот, какого замечательного слона нарисовала Катюша! Очень хорошо слон получился! А ты нарисуешь для меня еще картинку?» Пусть малыш показывает свои работы пришедшим в гости бабушке с дедушкой, друзьям, другим близким людям. Так он будет гордиться своими рисунками и поделками и сумеет убедиться: он может, у него получается!

Никогда не выбрасывайте детские работы так, чтобы ребенок это замечал! Во-первых, для малыша это будет очень обидно. Во-вторых, рисунки и поделки будут обесцениваться в его собственных глазах. Значит, не так-то они и хороши, раз мама отправила их в мусорное ведро. Относитесь к чувствам малыша бережно.

Рисовать любят не все дети

Так действительно бывает! Если никакие ухищрения не помогают, если все ваши добрые намерения малышом отвергаются, и желание порисовать возникает у ребенка крайне редко, допустите возможность, что рисование или лепка – не конек вашего малыша. Скорее всего, у него есть масса других замечательных способностей. Может, он бегает быстрее сверстников, или без особых усилий выучил все буквы и уже научился читать, или придумывает и воплощает в жизнь невероятные постройки из конструктора… Творчество может проявляться в самых разных сферах жизни, и это не только рисование. Конструирование, решение головоломок, отгадывание нестандартных загадок, выдумывание историй, сочинение стихов – все это тоже творчество! Возможно, ваш маленький гений подрастет и станет известным спортсменом. Или великим математиком. А хорошо рисовать умеют очень немногие взрослые…

А еще бывают такие малыши, которые категорически отказываются рисовать, скажем, пальчиковыми красками, мыльной пеной и всякими там свеклами и морковками, зато с удовольствием рисуют карандашами. Как правило, такой малыш с раннего детства отличается особой чувствительностью, может даже, некоторой брезгливостью. Что ж, это его особенность, с которой нужно считаться. Не настаивайте на рисовании пальцами, есть ведь кисточки, поролоновые губки, перышки, ватные палочки… Не хочет лепить из пластилина или теста? Предложите ребенку массу для моделирования . Она совсем иначе выглядит, по-другому пахнет и дарит ладошкам и пальчикам совсем иные ощущения. Может, крохе понравится лепить именно из нее. Одним словом, будьте внимательны к своему малышу, старайтесь разгадать его истинные чувства и потребности, наполняйте повседневную жизнь играми и веселыми выдумками. И тогда ваш маленький человечек непременно вырастет человеком свободным, творческим и, главное, счастливым…

Возможно, вам будут интересны статьи

Чтобы малыш полноценно развивался, ему нужно рисование. Все дети любят рисовать! Но встречаются такие малыши, которые в жесткой форме отказываются от рисования, крича: «Не хочу!» Что же с этим делать? Для начала не поднимайте панику и успокойтесь, не нужно сразу думать о том, что у вас неполноценный ребенок. Разберитесь с причинами такого поведения крохи и попытайтесь заинтересовать малыша рисованием.

104 206133

Фотогалерея: Что делать если ребенок не хочет рисовать?

Из-за чего же кроха наотрез отказывается от рисования? К примеру,сегодня у малыша нет настроения или он нехорошо себя чувствует, может ему сейчас больше хочется занятьсядругими делами, чем этим.

Однако это может быть один или два раза, но что делать, еслималыш вообще не хочет рисовать или отказывается от этого периодически? Здесь,конечно, кроются другие причины, в которых нам нужно разобраться.

Есть и такая причина, что малыш не хочет рисовать на тутему, которую ему задают, особенно если взрослый человек даже не пытается каким-либо способом заинтересовать ребенка.

Родители постоянно отправляют ребенка заняться чем-нибудь,а не сидеть, к примеру, возле телевизора. Взрослые говорят крохе: «Иди займисьчем-нибудь полезным, порисуй хотя бы!» Однако ребенок не понимает зачем емуотвлекаться от того, что он делает сейчас, для того чтобы пойти к карандашам ифломастерам?

Когда детки рисуют в детском саду, то воспитатели должныпридумывать какие-то игровые, развлекательные и сюрпризные моменты, однако онитоже не всегда способны привлечь внимание малыша.

К примеру, если воспитательница говорит деткам: «К нампришел маленький зайчик, давайте нарисуем для него морковку!», то это вряд лизаинтересует малышей. Если дажепрофессионал-педагог не всегда может заинтересовать какой-то определенной темоймалыша, то родителям это не удастся тем более.

Очень часто детки не хотят рисовать из-за того, что у них неполучается что-то красиво нарисовать или из-за того, что они не уверены всвоих силах. Такие малыши постоянноотказываются от любых предложений рисования, более того, они практически всегданачинают плакать. И все время произносят такие слова: «У меня ничего неполучится! Я не умею!».

Чтобы хоть как-то решить эту проблему или хотя бы сгладитьее, нужно сесть рядом с крохой и показать ему как вы рисуете или же показать емукакие-нибудь новые приемчики. Может быть вы даже попробуете объяснить малышу,что вы сами не очень хорошо рисуете, но вам это нравится. Так ребенок сможет быстро успокоиться ивытереть слезы, он аккуратно и спокойно возьмет карандаш или кисточку и начнетрисовать, причем рисунки будут не хуже, чем у других деток.

Такие малыши, безусловно, могут рисовать, они просто боятся,что у них ничего не получится. Он думает, что над его работами будут смеятьсядругие дети или даже взрослые, а возможно даже будут его ругать за неудачныекаракули.

Зачастую детки слишком уверены в своих силах и готовы налюбые поступки и подвиги. Если, кпримеру, спросить у малыша: «Ты можешь летать на самолете?» или «Ты можешь построить дом?», то кроха, конечноже, ответит: «Да!». Все маленькие детки убеждены в том, что они могут все, дажекогда на самом деле этого не пробовали делать.

Однако если результаты малыша постоянно не будут привлекатьвнимания, будут неинтересны или чего хуже будут получать не совсемхорошие отзывы, то он непременно откажется от своей деятельности ибольше не захочет рисовать. Возможно, они не будут проявлятьникакого желания и начнут выполнять задание тяп-ляп, совсем не стараясь,взрослый ведь все равно не будет доволен его работой.

Есть и еще одна причина отказа от рисования, котораявстречается очень редко по сравнению с предыдущими. Но стоит помнить, что вседети разные и у каждого есть свои мысли и убеждения. Есть и такие малыши,которым просто не нравится рисовать – они не любят это делать. Даже если очень хорошо стараться и упрашиватьмалыша, он не согласится, потому что ему, например, больше нравится читать ирассматривать книги или же собирать большие пазлы.

Что делать если малышне горит желанием рисовать?

– Ничего!!!

Это очень сложно, но лучше всего будет, если вы не будетенавязывать малышу то, что хочется или нравится вам. Оставьте ребенка в покое идайте возможность заниматься и увлекаться тем, что нравится ему самому. Толькоиногда можете предлагать ему листочек бумаги и краски иликарандаши, но не настаивая и не налегая на ребенка. Может быть, через некоторое время малыш проявит интерес к рисованию, а возможно этогоникогда не случится. Ведь взрослые тожене любят некоторые дела, к примеру, многие женщины вовсе не любят готовить.Даже если вам постоянно будут дарить кулинарные книги и объяснять все плюсы кулинарии, то вы несможете полюбить готовку.

Однако в каждом ребенке можно пробудить интерес и любовь крисованию, нужно просто желание и, конечно же, время.

Как попытатьсяпробудить в малыше любовь к рисованию?

В этом деле главное правильно действовать и ни в коем случаене нервничать и не показывать свое недовольство. Знайте, что наши малыши связаны с намипсихологически, поэтому постоянно чувствуют наше настроение, и если вы начнетепереживать или нервничать, то и кроха тоже будет в напряженном настроении.

Чтобы привить ребенку любовь к рисованию, то можноиспробовать нетрадиционную технику. К примеру, начать рисовать через трафареты,рисовать пальцами или брызгать красками.Предлагайте ребеночку то, что ему нравится больше всего, то, от чего унего поднимается настроение.

Если малыш не хочет рисовать, то не заставляйте. Просто предлагайте, но ненавязчиво. Есликроха отказывается один раз, то второй повторять не стоит, предложите занятьсячем-нибудь другим.

Если малыш внезапно начал рисовать, то не мешайте ему.Многие взрослые начинают поправлять ребенка, лезть со своими советами, как игде что-то исправить. Будьте сдержаннее. Пусть малыш рисует так, как емунравится. Если вдруг вас сильно будетбеспокоить красная трава или восьминогая собака, тогда проведите на эту темубеседу с ребенком, но только после того как он закончит рисовать.

Ни в коем случае не делайте замечаний! Все что нам кажетсянеправильным и не таким, малышу кажется обычным и таким как оно должнобыть. Начните с вопросов. Когда малышпокажет вам свой рисунок, спросите у него, почему он изобразил все именно так.Возможно, он нарисовал траву, которая растет у инопланетян, а собака – этововсе не собака, а сказочное существо, которого в обычной жизни встретитьнельзя.

Не забывайте всегда хвалить своего ребеночка, для него этоочень важно. Однако помните, что деткиотлично разбираются в фальши, поэтому хвалите те моменты, которые вам нравятся, то, что действительно хорошо нарисовано.

Если следовать таким простым правилам, можно привить интересребенка к искусству.

В любом случае, если малыш не предрасположен к рисованию,задайте вопрос себе, сами-то вы сильно любите рисовать???

Для того чтобы вы могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье, если у вас нет возможности проконсультироваться с нужным специалистом, проведите с ним самостоятельно один из адаптированных нами специально для родителей вариантов - вариант рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения.

Рисуночная методика "Моя семья"

Дайте вашему ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей (черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый). Так как эта проба адаптирована для родителей и оценивать ее не будет специалист, то набор карандашей может содержать не 6 цветов, а гораздо больше.

Предложите вашему ребенку, чтобы он нарисовал вашу семью. После этого займитесь чем-нибудь, сделав вид, что вам не до рисунка. Пусть ощутит хотя бы иллюзию свободы. Ваш пристальный взгляд невольно заставляет сына или дочь все "взвесить" на рисунке в пользу вас. Пусть рисующий пребывает лишь наедине с самим собой. Тем не менее, "работая", вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует.

После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные рисуночной пробы по нижеприведенной нами схеме. И если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что ваш тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вам вслух, все то, что в нем "бурлит" и "закипает", все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, "вырывается" наружу и застывает с "немым криком" на бумаге. И, застывая, молча крича, молит вас о помощи. И этот "крик" должен услышать каждый из родителей. Ведь нам, родителям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого "забыл" изобразить, кого "добавил", кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.

Остановимся на некоторых особенностях анализа рисунка.

1. Последовательность выполнения задания. Как правило, после получения установки сразу же начинает рисовать всех членов семьи и только потом дополняющие рисунок детали. Если же вдруг художник по непонятной причине акцентирует свое внимание на чем угодно, кроме семьи, "забывая" нарисовать своих родственников и себя, или рисует людей после изображения второстепенных объектов и предметов, необходимо задуматься, почему он так поступает и что кроется за всем этим. В чем причина его равнодушия к своим близким? Для чего он оттягивает время изображения их? Чаще всего "ларчик" открывают наводящие вопросы и уточняющие оттенки семейных взаимоотношений, другие методики. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен и художник.

2. Сюжет рисунка. Чаще всего сюжет предельно прост. Ребенок изображает свою семью в виде групповой фотографии, на которой присутствуют все члены семьи или кого-то нет. Все присутствующие находятся на земле, стоят на полу или, почему-то лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, зеленеет трава, растут кустики и деревья. Некоторые размещают своих родных в собственном доме среди мебели и знакомых вещей. Нередки случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице. Помимо застывше-монументальных групповых портретов, встречаются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом и, безусловно, самым важным - . Эти рисунки, как правило, переполнены экспрессией и динамизмом.

Как уже было сказано выше, иногда просто отказываются от рисования или ограничиваются каким-нибудь, особенно кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи (смотрите ниже рис. 1). Но это только на первый взгляд. Рисунок семьи "без семьи" - крик протеста ребенка и подаваемый им таким образом сигнал бедствия - SOS. На предлагаемом нами рисунке десятилетняя девочка, ревнуя родных к младшим детям в семье, всех членов семьи спрятала в доме за толстыми стенами. Себя же, как Карлсона, она разместила где-то на крыше (подробная трактовка рисунка будет приведена ниже). Когда ваш рисует семью "без семьи", забросьте дела и решите шараду. Задумайтесь - почему? Наведите мосты. Иначе вы можете "прозевать" что-то существенное в вашем ребенке и потеряете "ключ" от него.

Если рисунок семьи у ребенка ассоциирует с чем-то приятным, с теплыми, нежными воспоминаниями, он освещает всех членов семьи или кого-то из них ярким солнцем - символом ласки, добра и любви. Если над групповым портретом семьи темные тучи или льет дождь, то, вероятнее всего, это связано с дискомфортом ребенка.

3. Последовательность расположения членов семьи. Обычно первым изображает или самого любимого им члена семьи, или, по его мнению, самого значительного и авторитетного в доме. Если самым значительным считает себя, он, не скрывая это, рисует свою фигуру первой. Последовательность расположения других членов семьи и их порядковые номера указывают на отношение к ним ребенка, вернее, на их роль в семье в глазах ребенка или на отношение их, по мнению рисующего, к нему. Чем выше порядковый номер у изображенного члена семьи, тем ниже его авторитет у ребенка. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет. Поэтому, если интуитивно ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям, то он изображает себя после всех.

4. Размеры фигур членов семьи. Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Довольно часто у маленьких детей не хватает даже листа, чтобы разместить всю фигуру полностью, целиком. При низком авторитете родственника величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи. Поэтому безнадзорные и отвергнутые изображают себя обычно едва приметными, низкорослыми, крошечными мальчиками-с-пальчик или Дюймовочками (см. ниже рис. 2), подчеркивая всем этим свою ненужность и незначительность. В противовес "отвергнутым" кумиры семьи не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой или папой и даже выше их (см. ниже рис 3).

5. Величина пространства и ее размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмоциональной разобщенности, или об их эмоциональной близости. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисунках подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близких включением в свободное пространство между членами семьи каких-то посторонних, еще более разъединяющих людей предметов. Чтобы уменьшить разобщенность, ча сто заполняет промежутки, по его мнению, объединяющими близких родственников вещами и предметами или рисует среди членов семьи малознакомых ему лиц.

При эмоциональной близости все родственники в семье нарисованы почти вплотную друг к другу и практически не разобщены. Чем ближе изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше находится от какого-то члена семьи, тем меньше его привязанность к этому члену. Когда считает себя отвергнутым, он отделен значительным пространством от других.

6. Место расположения ребенка на рисунке - источник важной информации о положении его в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Как правило, помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан. Если мы видим на рисунке, что изобразил себя после своих всех братьев и сестер, подальше от родителей, то это чаще всего просто признак ревности его к другим живущим в семье детям, по отношению к любимым маме или папе, а может быть, обоим вместе, и, отдаляя себя от всех остальных, художник сообщает нам, что он считает себя лишним и ненужным в доме.

7. Когда почему-то "забывает" вдруг нарисовать себя , ищите вескую причину в своих семейных отношениях. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя - сигнал конфликта между ним и кем-то в вашем доме или семьей всей в целом, и у ребенка в связи с этим нет чувства общности с другими близкими ему людьми. Своим рисунком таким способом художник выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье. Интуитивно догадавшись, что он давно отвергнут вами, что вы его почти "забыли", заботясь о других в семье, "мстит" вам на бумаге, не понимая, что отказом от рисования себя он выдает свои секреты, невольно выплеснув наружу клокочущий в нем дискомфорт.

8. Когда почему-то "забывает" вдруг нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов своей семьи , то, вероятнее всего, не кто иной, а именно "забытый" родственник ребенка и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений. Умышленно "забыв" включить такого близкого в состав своей семьи, как бы нам указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Довольно часто этим способом художник "устраняет" конкурентов, пытаясь погасить хоть на мгновение кипящую в нем ревность к другим детям или к родителям своего пола. Особенно упорно "мстит" и не рисует на бумаге того члена семьи, который постоянно подавляет и унижает его в доме. Поэтому обычно на вопрос: "Где этот член семьи?" - , продолжая "мстить" ему, несет в ответ сплошные небылицы, нелепости и несуразности, вроде того, что этот родственник выносит мусор, моет пол, стоит в углу.. Короче говоря, таким путем , пусть наивно, но мечтает взять реванш, хотя бы мысленно унизив близкого, который постоянно унижает его реально каждый день.

9. Когда почему-то "дополняет" вдруг свою семью несуществующими родственниками или посторонними , то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Нередко заполняют этот вакуум теми лицами, которые способны, по их мнению, наладить близкие контакты с ними и дать возможность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому , "моделируя" состав своей семьи, невольно предлагает нам ее улучшенный, усовершенствованный и выбранный им, а не кем-нибудь другим вариант.

Помимо посторонних лиц, художник часто "дополняет" свою семью животным миром: мы видим птиц, зверей, но больше всего преданных и нужных человеку кошек и собак. И если в этих "дополнениях" нет никакой идентификации с реальным членом семьи ребенка, и если кошки и собаки... просто выдуманные, их нет на самом деле у художника, но он мечтает, чтобы они были и заменили ему родственников и друзей, то это значит, что жаждет быть кому-то нужным. Ему с рождения необходимо, чтобы его любили и чтобы он ответно тоже кого-то горячо любил. И если вы не удовлетворили его своей любовью, то он интуитивно ищет любовь на стороне. Поэтому задумайтесь серьезнее над тем, с какой целью ваш , который будто бы ничем не обделен, упрямо каждый раз на всех рисунках своей семьи штампует призраки несуществующих и не живущих в доме кошек и собак, которых даже вы не обещали ему приобрести. Задумайтесь серьезно. И расцените это как симптом, говорящий вам о дефиците нужного общения и дефиците нежности и ласки, который ощущает ваш . Задумайтесь: не вы ли виноваты в этом дефиците?

10. Когда почему-то вместо семьи рисует только одного себя, "забыв" нарисовать всех остальных, то это чаще всего говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места.

Довольно часто на рисунках одного себя неприятие ребенка членами семьи видно через эмоциональный фон и сумрачную цветовую гамму. Одиночество отвергнутого в возрасте, когда еще не способны обходиться без родителей, - грозный признак неблагополучной ситуации в семье для вашего ребенка. Иногда художник при изображении семьи специально выделяет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою значительность для остальных. Это чаще всего делают кумиры семьи или , не скрывающие свой эгоцентризм. От отвергнутых такой отличается невольным любованием собой, что обычно видно по окраске и детализации одежды или по второстепенным фоновым предметам, создающим праздничный настрой.

11. Чтобы провести подробнее анализ, детально рассмотрите, как вырисовывает лица и другие части тела. Особенно информативен рисунок головы. Когда вы видите, что автор почему-то пропускает на рисунке известные ему части лица или вообще изображает лицо "без лица", то есть, помимо контура лица, на нем ничего нет (ни глаз, ни рта, ни носа...), то это чаще всего - выражение протеста художника по отношению к изображенному им этим способом члену семьи, из-за которого , очевидно, постоянно переполнен негативными эмоциями.

Когда художник так изображает свое лицо, лицо без глаз, без рта, без носа, то это признак отчужденности его в семье и нарушения общения со многими людьми.

Когда из всех частей лица заметны на рисунке только одни глаза, то, вероятнее всего, вас осведомляет, что этот член семьи все время наблюдает и следит за ним, не допуская никаких его проступков, ребячьих шалостей и баловства. И этот родственник "все вижу" - источник большинства конфликтных ситуаций для ребенка. Аналогичным может быть рисунок близкого "все слышу", на котором автор поглощен изображением ушей, превышающих размеры ушей Чебурашки. Когда из всех частей выделяет лишь рот, то, вероятнее всего, "хозяин рта", как прессом, давит на художника, "воспитывая" его бесконечными нотациями, нравоучениями в рамках собственной морали, и культивирует в нем страх.

Когда вы видите, что на рисунке художник больше всего акцентирует внимание на голове и досконально вырисовывает все части лица, предпочитая лицо всему остальному, то, очевиднее всего, лишний раз показывает вам, как для него значителен изображенный им таким путем ближайший родственник. А если ваш так изображает самого себя, то это просто любование собою или один из признаков, свидетельствующий, как он серьезно озабочен своей внешностью. Нередко этим способом художник скрашивает собственный физический "дефект". А если так свое лицо рисует девочка, то чаще всего она просто подражает своей матери, которая из-за кокетства постоянно на ее глазах подкрашивает губы, припудривает нос, приглаживает волосы.

Помимо головы, большую информацию вам могут дать и нарисованные руки. Когда длина их сразу же бросается в глаза, то, вероятнее всего, они принадлежат тому из близких членов семьи ребенка, который агрессивно относится к нему. Такого родственника автор иногда изображает вообще без рук, пытаясь хотя б символически, но погасить агрессию.

Когда безруким на рисунке мы видим самого ребенка, то, вероятнее всего, таким путем художник хочет нас осведомить о том, что он совсем бессилен и не имеет права голоса в семье.

Когда на рисунке подчеркивает длину не чужих, а своих рук или рисует их приподнятыми вверх, то этим он показывает свою агрессивность или свое желание быть агрессивным, чтобы хоть как-то утвердить себя в семье.

12. Цветовая гамма рисунка - своеобразный индикатор палитры чувств, излучаемых ребенком при воспоминании о близких, которых он изображает. Особенности и нюансы эмоционального отношения детей к отдельным членам своей семьи или к семье всей в целом, романтика привязанностей их и тщательно скрываемая нелюбовь, сомнения, тревоги и надежды как будто "закодированы" в цвете, которым разукрашен каждый персонаж. И вам, родителям, необходимо найти шифр к коду, чтобы вовремя прийти на помощь, великодушно протянув всю руку, отчаянно хватающемуся за тонкую соломинку, по той или иной причине сникшему под прессом жестких будней и житейских неурядиц, вашему ребенку.

Как правило, все, что любимо и что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то из присутствующих на рисунке , об этом не догадываясь сами, "выпячивают" ярким, сочным цветом, невольно привлекающим ваш взор. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей расцветке напоминает радугу или одежду сказочной принцессы, приснившейся в волшебном сне.

И если даже ваш не использует всю гамму красок, имеющихся у него, он все равно, желая того или не желая, но выделяет хоть одним неординарным, бросающимся вам в глаза мазком любимого им родственника среди всех остальных.

Особенно нарядны мамы. Свою любовь к ним выражают конструированием для них таких моделей фантастической одежды, патенты на которые, наверно бы, закупили у них модные журналы. Помимо платьев, юбок, блузок, где рюшки, вышивки, воланы, у многих мам в ушах сережки, на шеях бусы и заколки в волосах. Почти все мамы в модной обуви и с необычными прическами. А если вы вглядитесь в цвет волос их, то чаще всего скажете: так не бывает - с каких пор волосы оранжевые, желтые и даже синие. Так не бывает в жизни, но бывает на рисунке, когда в половодье нежных чувств, выплескивающихся этим способом наружу.

Любимым папам тоже есть во что одеться. И очень часто их наряды практически не уступают маминым. Ребенок также ярко наряжает и всех других не безразличных ему родственников, рисуя самые мельчайшие детали их одежды. Когда ребенку в семье хорошо, он также празднично наряжен и излучает теплые тона.

Холодные тона, изображенные ребенком, - как красный цвет на светофоре, сигнализирующий "стоп". Остановитесь на минутку. Задумайтесь, что это
значит. Спросите себя мысленно: "Почему?"

Холодные тона, как правило, свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым им этими тонами членом его семьи. Особенно информативен черный цвет, обычный черный цвет, чаще всего несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников на рисунке, кого он им изобразил. И это неприятие бывает явным или скрытым. О явном неприятии вам, кроме цвета, подскажет еще ряд деталей. О скрытом вам придется догадаться, распутывая лабиринты чувств ребенка. И если черным цветом почему-то вдруг разукрашен родственник, которого любит, то, вероятнее всего, таким путем непроизвольно рисующий выплескивает на бумагу все то, что тайно беспокоит, волнует, мучает его по отношению к изображенному им члену своей семьи. И как бы только в этих случаях художник ни пытался уверить вас, что рисовал по памяти, почти с натуры, и у его отца действительно любимая рубашка - "черная", и мама тоже всем цветам предпочитает "черный цвет", а у сестры и вправду косы "черные", вам надо тщательно проверить и понять причину его "реализма". Особенно когда на этом же рисунке другие родственники сказочно одеты и волосы их сказочно раскрашены.

Как правило, причина реализма в том, что, обожая маму или папу, как бы ни хотел, но вот не может и не в состоянии смириться с тем, что папа выпивает, дебоширит, является источником скандалов, а мама, занятая бесконечными делами, не замечает преданной любви ребенка. Сестра же просто вызывает ревность. А вдруг ей больше достается нежности и ласки...

Сигналом бедствия и неблагополучия для вашего ребенка может служить и контурное рисование им отдельных членов своей семьи или семьи всей в целом даже тогда, когда художник изображает контуры различными цветами, а не простым карандашом.

Итак, анализируя особенности интерпрапации рисунка "Моя семья", вы словно заново узнали своего ребенка и поняли, что ваш - личность, пусть еще маленькая, несмышленая, но личность, смотрящая на мир своими собственными чистыми глазами, имеющая свой особый угол зрения на жизнь. И этот угол зрения вам должен быть известен. Иначе вдруг окажется, что вы и ваш все видите по-разному и разными глазами и говорите часто на разных языках. И чтобы все-таки язык ваш был единым, вам надо знать символику его для вашего ребенка хотя бы на рисунке.

Давайте еще раз посмотрим, какими средствами, деталями, нюансами художник сообщает вам о своей роли в собственной семье и о сложившихся в ней отношениях между другими членами семьи.

1. Эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, как правило, изображается так, что находится вплотную к этому родителю или же рядом с ним. Величина пространства между ними минимальна. Нередко руки их протянуты друг к другу, подчеркивая полное согласие между родителем и обожающим его ребенком. Почти всегда художник пытается нарисовать любимого родителя одним из первых на рисунке. Фигура этого родителя обычно выше всех других фигур или хотя бы превышает рост ребенка, тем самым как бы придавая юному художнику своеобразную, понятную ему лишь одному, необходимую для жизни защищенность. Чтобы родитель выглядел еще внушительнее, нередко помещают его на специально выдуманный ими пьедестал. Родитель, обожаемый ребенком, не только тщательно им вырисовывается, но и наряжен в самые волшебные наряды, которые по яркости цветов гораздо ярче самых ярких одежд художника. Бывают случаи, когда наряд художника и самой лучшей для него на свете мамы или самого прекрасного на свете папы идентичны. В период первой романтической любви к родителям обычно девочки рисуют себя рядом с папами, а мальчики - поближе к мамам. В период подражания ребенка родителям своего пола закономерность эта изменяется и девочки уже находятся вплотную к мамам, а мальчики - вплотную к папам. Причем родитель, обожаемый ребенком, не нарисован контурами и штрихами, а вырисовывается буквально до деталей.

Когда почему-то, вдруг рисуя себя рядом с обожаемым родителем, невольно между этим "рядом" оставляет пустой промежуток, то, вероятнее всего, этот промежуток - отражение невидимого нам барьера между двумя любящими людьми. Чаще всего этот барьер - черты характера родителя, отталкивающие от себя ребенка и заставляющие юного художника придерживаться при общении с родителем определенной, как на поводке, дистанции.

Свое неудовлетворение обычно выражает черным цветом или хотя бы одним сумрачным мазком. Взгляните на рисунок девочки-подростка (см. ниже рис. 4). Здесь черный цвет брюк обожаемого папы свидетельствует о волнениях ребенка по поводу того, что папа стал употреблять спиртное.

Когда привязанность ребенка обоюдна, он счастлив, достигая всех вершин блаженства.

Когда любовь ребенка безответна, она является нетлеющим источником психического дискомфорта юного художника. Поэтому, анализируя рисунок и "разгадав", кто больше всех необходим ребенку, вы постарайтесь сделать шаг ему навстречу. Пусть он почувствует, как он необходим.

2. Отверженность ребенка в семье (эмоциональное неприятие). Когда ощущает себя лишним и ненужным, отверженным в своей семье, он или просто не желает и не хочет рисовать свою семью, или
рисует ее, позабыв нарисовать себя. В отдельных случаях художник размещает свою маленькую и невзрачную фигурку вдали от всех, подчеркивая этим свое одиночество среди родных. Довольно часто между отдаленным от всех ребенком и членами его семьи находятся какие-то ненужные предметы, усиливающие разобщенность нарисованных людей. Нередко пустой промежуток вдруг заполняют теми родственниками, которых нет, или реально существующими, но весьма далекими. Роль буфера играют часто также кошки и собаки.

Когда ощущает себя лишним и ненужным в своей семье, его фигура меньше всех, одежда мрачная и незаметная. Такой часто просто изображает себя контурами и штрихами, не останавливаясь на деталях, рисуя себя в завершении сюжета. В тех случаях, когда , вопреки всему, привязан все-таки к кому-то из родителей или к обоим сразу, он их рисует теплыми тонами, не скупясь на ласковые краски. И эти теплые тона в контрасте с теми холодными тонами, которыми изображен художник, свидетели уже образовавшейся или начавшей образовываться пропасти взаимоотношений между ребенком и его семьей.

На рисунке 5 (см. ниже) шестилетняя девочка, обиженная холодностью своих родителей и считающая себя не нужной им, нарисовала их празднично и красиво, преднамеренно "позабыв" нарисовать рядом с ними себя. По просьбе экспериментатора она потом все-таки дорисовала свою фигурку, изобразив ее контуром и черным карандашом, уменьшив реальные размеры. Затем, поразмыслив минутку, она вдруг радостно осветила себя солнцем, нарисовала траву. И весь ее внешний вид на рисунке теперь говорил всем: смотрите, смотрите, какая я маленькая. Мне так еще надо, чтобы любили меня. И если родители не понимают этого, пускай хотя бы солнышко заменит их.

Как правило, отверженные обычно "забывают" нарисовать того из членов своей семьи, который, по их мнению, их отвергает.

3. Конфликтная ситуация в семье. Известно, что чем младше и чувствительней , тем чаще он считает себя виновником конфликтов в своей семье, расценивая их в виде расплаты за баловство, непослушание и детские грехи. Ребенок, чувствуя себя виновным, отвержен в собственных глазах, поэтому его рисунки почти всегда напоминают аналогичные рисунки при эмоциональном неприятии детей в семье. Чаще всего художник "забывает" нарисовать того из близких, из-за кого, как он считает, возник конфликт. А если все-таки рисует того человека, он, чтобы привлечь к нему внимание, изображает его выше или ниже всех, стоящих рядом, в холод ных, траурных тонах. Нередко при конфликтной ситуации в семье все родственники нарисованы лишь контурами, а разобщенность их видна в том, что они отдалены все друг от друга ненужными предметами, пустыми промежутками, как будто существуют не все вместе, а каждый сам с собой.

Когда при конфликтах "забывает" вдруг нарисовать себя, то этим как бы он наказывает самого себя. Когда неожиданно для вас изображает себя рядом с теми родственниками, к которым не питает теплых чувств, то этим способом он чаще всего хочет уменьшить, нейтрализовать, а может быть, и полностью замять конфликт.

4. Ревность к одному из родителей в семье. Когда ощущает ревность к кому-то из родителей, то он пытается ее завуалировать тем, что внезапно "забывает" вдруг нарисовать "ненужного" родителя или, рисуя его, оттесняет всеми способами на задний план. Как правило, "мешающий" родитель намного ниже всех, невзрачен и неряшливо одет. Нередко у ребенка хватает терпения лишь на то, чтобы изобразить его хотя бы контурами. "Мешающий" родитель на рисунке чаще всего "бездействует", в то время как любимый занят с ребенком общим делом.

5. Ревность к братьям и сестрам. Чем тяжелее справиться ребенку с нахлынувшим вдруг на него чувством соперничества к другим детям в семье, тем явственнее выдает он это чувство, несмотря на маскировку. Обычно младший ревнует к старшему, а старший - к младшему ребенку в доме. Но тяжелее всего среднему: его любовь к родителям с ним делят сразу двое - и самый младший, и самый старший. Еще труднее маленьким ревнивцам в многодетных семьях. Нередко брат ревнует маму с папой к своей сестре, сестра ревнует к брату. Короче говоря, в любой семье, где несколько детей, всегда есть почва, на которой вырастает ревность. И вы, родители, об этом должны помнить, чтобы вырвать с корнем даже ее первые ростки.

Обычно тот , к которому ревнуют, рисуется вблизи с родителями или вплотную к ним. Нередко с этого ребенка и начинается рисунок, чтобы привлечь ваше внимание к "любимчику"; ревнивец или тщательно, буквально до деталей, вырисовывает всю его фигуру, увеличивая рост и наряжая в броские одежды, лишний раз подчеркивая этим, как "любимчику" живется хорошо в семье, или же, забыв о всех предосторожностях и "расправляясь" со своим "мучителем" хотя бы на бумаге, изображает его контурами в траурных тонах, чтобы дать понять вам, как "любимчик" неприятен самому художнику. Если ревность так сильна, что ваш сам не в силах справиться с собою, он нечаянно вдруг "забывает" включить в круг своей семьи то брата, то сестру, а то обоих сразу, хотя помнит о существовании их в доме. Есть еще один вариант.. Чтобы привлечь к себе внимание родителей, ревнивец, тщательно рисуя братьев и сестер, не оставляет себе места на рисунке или же изображает свою хрупкую фигурку в отдалении от всех, подчеркивая этим, что он - лишний.

Если в вашей семье несколько детей и один из них во время пробы на рисунке лишь изображает рядом с вами братьев и сестер, "забыв" нарисовать себя, или же рисует себя в отдалении от всех, задумайтесь, в чем все-таки причина дискомфорта юного художника и нет ли вашей вины в этом.

6. Неполная семья. Наверное, особенно тяжелой травмой в детском возрасте является развод родителей. Ребенку просто не понять, как это могут его любимый папа (чаще всего уходит папа) или мама, без которой
вообще невозможно жить, уйти из дома, причем надолго, навсегда. И где-то в глубине души, считая именно себя виновником событий, он хочет и мечтает возвратить былое, расставив все по старым, прежним, таким удобным для него местам.

Кроме того, хочет скрыть конфликт от посторонних, особенно тогда, когда рисуночную пробу проводите не вы. Поэтому обычно на рисунке присутствуют все члены семьи, если даже они уже бывшие. Причем родитель, не живущий в доме, изображается последним, после длительных раздумий, пауз, грызения карандашей. Ребенок, словно Гамлет, должен сделать выбор: "быть или не быть"... нарисовать... или не стоит... И если выбор сделан, чтобы все-таки нарисовать, отсутствующий член семьи рисуется как будто он реальный и очень часто даже имеет много сходства с самим художником. Нередко такой член семьи изображается неясным контуром, а между ним и всеми остальными присутствуют различные предметы, домашние животные, соседи, родственники и друзья или приветливые незнакомцы - явления волшебных грез ребенка, короче говоря, все те, кто сможет смягчить участь юного художника.

Когда уже привыкает и по-своему смиряется, что у него неполная семья, он все рисует так, как есть на самом деле. И чтобы лишний раз нам показать, что ему это безразлично, он компенсирует отсутствие родителя какими-то другими, важными для данного момента для него деталями. Как правило, неполная семья, изображенная ребенком, почти всегда имеет буферную зону на рисунке, зону надежды, зону домысла и грез ребенка, поэтому в любой момент неполная семья способна превратиться в полную.

7. Единственный очень часто рисует себя между мамой и папой. Когда в семье нет никаких конфликтов, он - главное звено объединения родителей. Чем меньше расстояние между ребенком и родителями, тем ближе члены всей семьи друг к другу, тем крепче родственные чувства, связывающие их. Когда в семье не все благополучно или в период романтической любви к родителям, семейная идиллия в виде триады - мама, ваш , папа или папа, ваш , мама - претерпевает крах. И на рисунке юного художника последовательность расположения всех членов семьи может иметь множество вариантов. А при хронической конфликтной ситуации, при резко выраженном дефиците общения в семье , словно инопланетянин, ищет новые контакты вне семьи и "дополняет" свою семью теми, кто никогда не жил в их доме, но с кем он сможет в трудную минуту отвести хотя бы душу. Чаще всего единственный , рассказывая о семье, изображает тип родительского воспитания.

Распознавание типов воспитания по рисункам

Приведем примеры наиболее часто встречающихся вариантов рисунков различных типов воспитания детей.

1. Кумир семьи. При этом типе воспитания чаще всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура в центре листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль, любуясь им. Величина фигур их ниже или вровень с величиной фигуры их кумира. Художник выделяет себя яркими нарядами, на голове его нередко красуется корона. А маленькие девочки-кумиры почти всегда отождествляют себя с юными принцессами. Наряд родителей гораздо прозаичнее и служит серым фоном для сравнения. На этом фоне выглядит кумир, как будто праздник среди будней (см. ниже рис. 3).

2. Гиперопека. Ребенок начинает рисовать семью с того, кто больше всего его опекает. Затем рисует рядом с ним себя. Обычно гиперопекаемые находятся вплотную к маме с папой или, по крайней мере, крепко держат их за руки. Вернее, крепко держат за руки ребенка сами мама с папой. Когда на рисунке что-то делает, родители любуются им, не спуская с него восхищенный взгляд. При этом типе воспитания ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень с ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы или папы, а иногда обоих сразу: он не стремится, как кумир, быть праздником на фоне будней, прекрасно понимая, что гиперопека для него - своеобразная китайская стена, вселяющая лишний раз уверенность в себе.

3. Гипоопека. При этом типе воспитания чаще всего выражает свое отношение к происходящему различными вариантами рисунков. Нередки случаи, когда он, тщательно изображая всю свою семью, вдруг "забывает" среди всех нарисовать себя. А на вопросы: "Где ты?", "Почему забыл?" - придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в данный миг его отсутствие: "В детском саду", "Гуляю во дворе", "Учительница задержала в школе".

Полярный этому варианту вариант, когда почему-то из всех членов семьи предпочитает рисовать лишь только самого себя, при этом утверждая, что никого нет дома: родители ушли в кино, к кому-то в гости, не пришли с работы...

Когда все-таки рисует полностью свою семью, он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками
пространства между ними, невольно наводящими на мысль, что каждый член семьи здесь существует только сам по себе, ему нет никакого дела до других, тем более до юного художника. Рисуя полностью свою семью, себя размещает в отдалении от всех, довольно обособленно и одиноко. И это создает иллюзию одновременного присутствия -отсутствия его среди других.

Довольно часто при гипоопеке изображают себя лишь только контурами. Фигуры их намного ниже фигур других даже тогда, когда эти "другие" реально ниже юного художника. Как правило, рисунок при гипоопеке вмещает в себя и холодные, и теплые тона, их разные нюансы и оттенки. Когда художник, несмотря на этот метод воспитания, боготворит своих родителей, он не жалеет на них самых ярких красок. Себя же , даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах обязательно найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона, причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.

4. Безнадзорность. Безнадзорные чаще всего отказываются от рисования. Они просто не знают, что такое семья. После долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в пробе, рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве. Совершенно один, человечек, которого можно рассматривать под микроскопом, наряжен в одежду холодных тонов. Траурный цвет этих тонов - словно душа его, вывернутая наизнанку, переполненная одиночеством. Безысходностью и ненужностью веет от этой души.

5. Вос по типу "Золушки". При этом типе воспитания начинает рисовать семью обычно с того брата или с той сестры, которому или которой его противопоставляют в доме. За братом или за сестрой рисуются родители, а сам художник оставляет себе место где-то в отдалении от всех или вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он лишний и ненужный в собственной семье. Все на рисунке сфокусировано на сопернике ребенка. Его фигура выше ростом, чем рисующего, монументальнее, значительнее. Он - или в центре, в окружении родных, или же - первый среди всех. Им восхищаются, любуются... особенно когда он что-то делает (см ниже рис. 6). И если даже "Золушка" во сто крат лучше его делает какие-то задания, родители не придают "ее" заданиям особого значения. При этом типе воспитания не умеет и не в силах скрыть его подтачивающую ревность. Поэтому рисунок переполнен холодными тонами. И, мстя сопернику, художник часто наряжает его прозаичнее и будничнее, чем себя, нередко этим затрудняя ваш анализ и трактовку данного рисунка.

6. "Ежовые рукавицы". При этом типе воспитания ребенку очень тяжело нарисовать семью всю в целом. Боясь кого-то из родителей или обоих сразу, он хочет "нейтрализовать" свой страх хотя бы на бумаге. Поэтому обычно на рисунке нет именно того из членов всей его семьи, кто держит его в этих "рукавицах". Зато себя окружает любыми родственниками, кроме своих родителей, и даже дальними знакомыми, короче говоря, теми людьми, кто хоть в какой-то мере, но способен, пускай даже на время, смягчить его участь, уменьшив степень дискомфорта. Когда ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, тогда обычно он в своем сюжете не оставляет места для себя, во всяком случае, не раскрывает истинной причины.

При этом типе воспитания размер фигуры у ребенка на рисунке намного ниже, чем размер фигур его родителей, причем не просто ниже, а умышленно занижен.

Как правило, тот член семьи, который держит юного художника в "ежовых рукавицах", изображен им с необычно большим ртом, чаще всего раскрытым, или с огромными когтистыми руками.

Когда таким типом воспитания родителями буквально доведен до белого каления и так боится их, что хоть и хочет, но никак не смеет "позабыть" нарисовать "мучителя", то он рисует его чаще всего без какого-либо рта вообще или совсем без рук, чтоб хотя бы таким наивным способом уменьшить пленивший его страх.

Как правило, рисунок переполнен холодными тонами. Все теплые тона принадлежат лишь тем, кто дарит ласку и жалеет юного художника, хотя бы на каплю облегчая этим его жизнь.

7. Вос по типу повышенной моральной ответственности. На первый взгляд обычно кажется, что все рисунки таких детей - всего лишь навсего одна из многих копий типичного рисунка при гиперопеке. Но это только на первый взгляд. На самом деле при повышенной ответственности художник точно так же, как и при гиперопеке, мечтает показать себя нам в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то что-то делающим, чтоб обратить хотя бы на это часть нашего внимания.

Однако, сам того не сознавая, как правило, высветляет в таких рисунках все нюансы и оттенки родительского воспитания в семье. И если при гиперопеке родители действительно не в силах отвести свой восхищенный взгляд от действий юного художника, при этом типе воспитания их взгляд совсем не восхищенный, скорее оценочный и даже чуть предвзятый. И цветовая гамма на рисунке бывает самой разной. Однако чаще всего член семьи, который заложил фундамент повышенной ответственности у ребенка, окрашен им намного холоднее, чем другие. По крайней мере, на нем есть всегда хотя бы один темный мазок, скорее всего черный - своеобразный индикатор подлинного отношения ребенка к изображенному им члену своей семьи. Простой, обычный индикатор, срывающий все маски.

Взгляните на рисунок 7 (см. ниже). Вы видите своеобразный третейский суд. Суд над ребенком, первый раз принесшим домой тройку. Глаза родителей, как дула пистолетов, готовы выстрелить в одну мишень. И эта мишень - первоклассник, съежившийся в кресле, мечтающий с ним слиться воедино, исчезнуть, раствориться в нем, чтоб только бы не видеть этот разъяренный взгляд своих родителей. Взгляд-пытку и взгляд-наказание. Взгляд, говорящий больше, чем слова. Сюжет пропитан черным цветом. Все люди выглядят, как негры. И только ваза с яркими цветами на столе да вспыхнувший "огонь" ковра вселяют в нас какую-то надежду. Ребенок справится когда-нибудь, чуть позже, с возложенной внезапно на него тяжелой миссией повышенной ответственности. Он выстоит, он выдержит, он победит.

8. Вос "в культе болезни". И на рисунке культ всегда есть культ, какой бы он не был. Пусть даже несмотря на то, что это - всего-навсего лишь культ болезни. При этом типе воспитания рисунок будто бы пронизан всепоглощающим эгоцентризмом. Над всеми властвует . И вы невольно концентрируете на его фигуре свое внимание. Как и кумир или как при гиперопеке - на таком рисунке чаще всего в центре. Вокруг него те, кто ухаживает постоянно за ним в доме. Обычно это мама или бабушка. На долю других членов семьи редко остается место на бумаге. Довольно часто даже на рисунке изображают, как они болеют, а рядом с ними те, кто опекает их вседенно и всенощно, вернее - постоянно. Но как бы ни казался нам печальным иногда такой сюжет, "больной" предпочитает его все-таки раскрасить теплыми тонами..

9. Вос по типу "кронпринца". "Кронпринцы" первыми рисуют вещи. Мир вещизма окружает их со всех сторон буквально с самого рождения, мир вещизма, а не мир людей. Затем "кронпринц" обычно на рисунке изображает самого себя, играющего с этими вещами. Родителей он вспоминает редко. Гораздо чаще он помещает рядом с собой своих друзей, которые способны разделить с ним одиночество, играя вместе с маленьким "кронпринцем" его заморскими, бесценными игрушками. Нередки случаи, когда "кронпринцы" "заменяют" рисунок собственной семьи рисунком комнаты с вещами..

10. Противоречивое . Такой тип воспитания довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще всего "группирует" отдельных членов семьи в маленькие группы. Себя он помещает рядом с тем, к кому больше всего привязан. А тех из родственников, кто ему "мешает", обычно размещает в отдалении. Нередки случаи, когда художник в виде "буфера" рисует своих бабушек и дедушек даже тогда, когда их нет уже в живых.

11. Смена образцов воспитания (см. ниже рис 1). Рисунок чаще всего выявляет причину смены типа воспитания ребенка, а не сам тип, тип, собственно которого и нет.

При появлении в семье новорожденного бывший кумир обычно "забывает" нарисовать его среди родных или, изображая малыша рядом с родителями, не оставляет места для себя. Когда из дома навсегда уходит папа, еще долго продолжает рисовать его в семье, как будто ничего и не произошло, нередко даже начиная свой рисунок именно с отца. Наверное, он просто вспоминает о добром и прекрасном прошлом, которое бы хотелось возвратить и сделать его снова настоящим.

Рис. 1. Рисунок девочки 10 лет Сауле Р. "Моя семья". Тип воспитания - смена образцов воспитания. Кумир, которого отвергли из-за рождения в семье других детей. И хотя главный на рисунке - это Дом, его Очаг, словно Карлсон, где-то там на крыше дома (или за ней). А в доме бывшему кумиру просто нет места.
Рис. 2. Рисунок девочки 6 лет Леры Э. "Моя семья". Тип воспитания - безнадзорность. Одинокий, никому не нужный, отверженный . И даже хрупкая фигурка девочки напоминает букву "Я". Я, я совсем одна на белом свете. И неужели нету даже человека в городе, которому бы я была нужна...
Рис. 3. Рисунок девочки 7 лет Оли М. "Моя семья". Тип воспитания - кумир семьи. Кумир семьи во всей своей монументальности.
Рис. 4. Рисунок девочки 6 лет и 7 мес. Светы Т. "Моя семья". Тип воспитания ближе к гипоопеке. Ребенок, часто чувствующий себя одиноким в семье, ревнующий родителей к своей младшей сестре, к сестре, которой достаются не только ласки мамы с папой, но даже и их цветы. Черные брюки папы наталкивают на мысль, что девочка обеспокоена и вредными привычками отца - источником скандалов в доме.
Рис. 5. Рисунок девочки 6 лет 5 мес. Леры Г. "Моя семья". Тип воспитания - гипоопека. Еще один пример, когда будто бы во вполне благополучной семе, даже любуясь мамой с папой, ощущает себя лишним, считая, что совсем не нужен им. На фоне празднично наряженных родителей, все время занятых только собой, согласился лишь по просьбе старшего изобразить себя и то безликим силуэтом.
Рис. 6. Рисунок девочки 13 лет Лены К. "Моя семья". Вос по типу "Золушки". Как бы Золушка ни старалась привлечь внимание родителей к себе, играя на пианино, маме с папой до нее нет никакого дела, и они полностью поглощены в семье баловством и шалостями ее брата.
Рис. 7. Рисунок мальчика 7 лет 6 мес. Айдана С. "Моя семья". Вос по типу высокой моральной ответственности.
Рис. 8. Рисунок девочки 10 лет Сауле Р. "Семья, которую хочу". Отверженный кумир (см. рис. 1) мечтает возратить былое, чтобы семья была такою же, как прежде, с одним ребенком, конечно, им. Но, выступая черными мазками на фигурах, суровая реальность не дает ему покоя: навряд ли это сможет вновь осуществиться в его семье.
Рис. 9. Рисунок девочки 6 лет Леры Э. "Семья, которую хочу". Мечты и грезы безнадзорного ребенка. Хотя бы праздник вновь объединил семью. Пусть мама с папой наконец увидят, что вырос, стал им равным и мечтает жить в своей семье.
Рис. 10. Рисунок девочки 6 лет 9 мес. Тани Б. "Семья, которую хочу". Мечты и грезы девочки, которую отец держит в "ежовых рукавицах" (объяснения см. в тексте).
Рис. 11. Рисунок девочки 6 лет 8 мес. Оли Б. "Семья, которую хочу". Хочу семью, пропитанную солнцем, чтоб были мы всегда лишь только вместе, чтоб каждый был за всех, а все - за одного!

Модификация рисуночной методики "Моя семья" - "Семья, которую хочу"

Итак, вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений по столь простой и столь универсальной одновременно пробе "Моя семья". Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, вы можете воспользоваться также и нашим вариантом этой пробы, модификацией ее в методику "Семья, которую хочу".

Для этого, после того как ваш закончит рисовать свою семью, переверните лист бумаги на другую сторону и дайте ему новое задание: пусть нарисует теми же карандашами еще одну семью, но не семью-близнец, а ту, которую бы он хотел иметь, иначе говоря - "Семью, которую хочу".

"Семья, которую хочу"... Своим заданием вам удалось невольно нажать на рычаги фантазии ребенка, снять тормоза, поднять завесу тайн его, увидев то, что скрыто даже для ребенка. И если первый из рисунков - это чаще всего что-то наподобие замка, открыть который не всегда возможно из-за шифра, то второй рисунок - ключ к замку, код к шифру. Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это "вход" в желаемое, "вход" в "Прекрасное Далеко", которое бы ваш не прочь иметь уже сейчас. Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Ребенок это просто вам еще не в силах сам изобразить.

"Семью, которую хочу" он представляет только в настоящем. "Прекрасное Далеко" для него желаемо сегодня. И чтобы оно стало явным, надо так немного лишь устранить препятствия, мешающие на пути. И он легко их "устраняет" на бумаге, "нейтрализуя" их собственными методами. Поэтому обычно на рисунке "Семья, которую хочу" нередко "исчезает" кто-то из истинной семьи ребенка или же появляются сомнительные родственники, о которых мало кто и знал. Художник или "укорачивает", или "удлиняет" свою семью, производя в ней лишь понятную ему замену и смену декораций. Когда же видимой замены нет, тогда обычно на втором рисунке последовательность расположения фигур родителей ребенка, а также его братьев и сестер иная и отличается намного от той, которую мы видели при пробе "Моя семья". Как правило, почти все родственники почему-то меняются местами. И если вдруг отец художника держал его в "ежовых рукавицах" и из-за этого был первым на рисунке "Моя семья", то вторая проба расставляет все как надо. Поэтому, когда все-таки решает в новой семье "оставить" даже и такого папу, то он рисует его в отдалении от всех и после всех.

Тот родственник, которого почему-то "забывает" изобразить в "Семье, которую хочу", как правило, и есть источник его дискомфорта, причина всех переживаний и невзгод. И, "исключив" его самостоятельно из членов собственной семьи и таким образом свершив свой "суд", художник как бы нам подсказывает выход из создавшегося положения и "намекает", как его осуществить.

Взгляните на рисунок бывшего кумира (см. рис. 8). В "Моей семье" (см. рис. 1) лишь изобразил себя. Зато в "Семье, которую хочу" он словно реставрирует былое. И папа с мамой снова рядом с ним, а не как раньше, за закрытой дверью. Действительно, "Моя семья" и вправду часто - это запертая дверь. Зато "Семья, которую хочу" - распахнутые настежь для других ворота. И вот уже отверженный (см. рис. 2) мечтает праздником объединить семью, в которой он сам был бы словно праздник (см. рис 9) А тот, кого отец держал в "ежовых рукавицах", берет всех, кроме папы, на прогулку, случайно "позабыв" позвать с собой отца (см. рис. 10), и отправляет старшую сестру по срочным, неотложным и важным для нее делам, чтоб наконец побыть наедине с любимой мамой.

О, если б только сказка стала явью! О, если б явь вдруг превратилась в сказку! И над семьей всегда б светило солнце. И каждый бы не мог жить друг без друга (см. рис. 11). Хочу семью, пропитанную солнцем. Хочу семью, похожую на солнце. Хочу, чтобы в моей семье всегда жила НАДЕЖДА, ВЕРА и ЛЮБОВЬ!

Наверное, вы убедились сами в том, что чаще всего "маски" с анализа рисунка "Моя семья" "срывает" только лишь рисунок "Семья, которую хочу". И если б вам пришлось вдруг ограничиться одним рисунком, вы сомневались б в собственных догадках. Поэтому, когда вдруг будет трудно раскодировать рисуночную пробу "Моя семья", используйте ее вариант "Семья, которую хочу".