Система работы с детьми девиантного поведения. Работа с детьми девиантного поведения

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Девиантное поведение определяется как отклоняющее поведение, т.е. как отедльные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. В отклоняющемся поведении поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона, речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

Ожигина Ольга Александровна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 Приморского района Санкт- Петербурга (ГБС(К)ОУ школа №59)

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Девиантное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов.

Девиантное поведение - определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В отклоняющемся поведении поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона, речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений.

Традиционно причины отклоняющегося от нормы поведения подразделяются на две группы:

Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

Причины социального и психологического характера.

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания.

Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей.

Более 40% учащихся с девиантным поведением к учебе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростков). Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.

Отстающие в учении школьники отличаются поведенческой пассивностью на уроках, редко обращаются к учителю с вопросами, редко поднимают руку для ответа, не выполняют заданий без требования учителя, часто отвлекаются.

Дифференцированная непосредственная (оперативная) коррекционная помощь строится педагогом в зависимости от учебной ситуации.

Если ученик затрудняется в ответах на вопросы по содержанию рассказа учителя или тексту учебника, если он не может выделить главные теоретические положения, определить правильность изложения материала другими учащимися и их ответов на вопросы, неправильно воспроизводит формулу, определение понятий, формулировку закона, не может объяснить или воспроизвести данный ему график, схему, в этих случаях полезно повторить объяснение в максимально расчлененном виде, а затем задавать вопросы о главном, отделяя детали.

Если же затруднения проявляются в понимании и запоминании правил и формул, в неумении применить их в знакомой ситуации, по образцу, целесообразно выполнить с учащимися ряд однотипных задании с постоянным возвращением к тексту этих правил или формул и после соответствующей тренировки попросить их воспроизвести формулу или определение. Рекомендуется также повторное рассмотрение и анализ используемых на уроке таблиц и схем с объяснением непонятного.

При обнаружении отставания в творческом применении изучаемого материала (применение законов и формул для решения задач незнакомого типа, составление плана решения, оценка плана, предложенного другими учениками, и др.) лучше решить с учащимися ряд задач, в которых используется изучаемый закон (понятие), вскрывая возможные ходы мысли, альтернативные решения.

Еще одним аспектом в коррекции учебно-познавательной деятельности подростков является их психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация учебно-познавательного процесса.

В мотивации учебной деятельности важную роль играют эмоциональный фон учебной деятельности, состояние занимательности, удивления в восприятии предлагаемого материала. В наиболее сложных случаях освоения учебного материала это может быть установка на получение новых знаний через призыв к особому вниманию, создание определенного интеллектуального напряжения при освоении материала учебной программы.

Для слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в процессе формирования учебных умений не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, т.е. нельзя переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию (обобщение, систематизация материала).

Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др. Однако доля их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие личности подростков разная.

Деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия, воздействия на подростков является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

  1. методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;
  2. методы перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективного переосмысления своих достоинств и недостатков, переориентировки самосознания, переубеждения, прогнозирование отрицательного поведения);
  3. методы перестройки жизненного опыта (предписания, ограничения, переучивания, переключения, регламентации образа жизни);
  4. метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения (поощрения и наказания, соревнования, положительной перспективы).

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум осуществимыми.

Список литературы

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

2. Асеев В.Т. Мотивация поведения и формы поведения личности. – М., 1976.

3. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986.

4. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.

5. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.


Осложнение социально-экономических условий, повсеместное распространение средств массовой информации и большое их влияние, в том числе в распространении ценностей, которые противоречат общественным нормам - всё это влияет на усиление девиации среди подростков. Основная задача образовательной сферы - дать ребёнку те инструменты, которые помогут ему адаптироваться в обществе, принять его правила и нормы. В первую очередь это

Особенности работы с детьми девиантного поведения

Многим педагогам в своей практике приходится сталкиваться с детьми с девиантными поведением. К таким детям относят тех, кто отклоняется от нормы: в рамках нарушений морали, нравственности, культурных стереотипов, закона, психического здоровья. Часто в этих случаях стандартные педагогические подходы не работают и нужны другие.

Во многом может помочь среда - школа, семья, круг знакомых. Важно отследить изменения, которые происходят в поведении ребенка, в его увлечениях и представлениях о жизни. Особенно часто девиантное поведение проявляется в подростковом возрасте, так как происходит перестройка организма в целом, изменения в психической и эмоциональной сферах. При этом большое значение имеют различные факторы, влияющие на социальный интеллект подростку.

Замечание 1

Психотерапевт М.И. Буянов отмечал, что несмотря на проблемы, которые приносит подростковый возраст семье и школе, он может иметь позитивный результат: инфантильные дети становятся более зрелыми, неуравновешенные - более спокойными.

Возможные причины девиантного поведения

Причинами девинатного поведения детей в рамках существующей общественной ситуации может быть много:

  • проблемы в семейнгом воспитании;
  • наличие травмирующих ситуаций;
  • физические или психологические нарушения;
  • темперамент, формирование характера;
  • проблемы в отношениях с коллективном;
  • социальные причины;
  • ошибки педагогов.

Замечание 2

На поведении подростков отражается большая занятность родителей, недостаток любви, изменения в ценностном спектре, отсутствие контроля за детьми, общественная ситуация.

Кроме того, большую роль играет низкое уважение ребенка к самому себе. Он переживает, что не соответствует требования общества, и стремиться найти место в жизни, где он сможет выработать другие. В том числе за счет примыкания к различным группам и антиобщественным движениям.

Педагогическая коррекция девиантного поведения

Большинство подростков с девиантным поведением относятся к обучению равнодушно, у них ослаблена мотивация и есть повышенный уровень конфликтности. В рамках работы с такими детьми важна личность педагога, который может провести диагностику их возможностей, повысить интерес к учебе и помочь развить эмоционально-целевую сферу.

Замечание 3

Особенно важна для проблемных подростков систематичность и последовательность в отработке различных умений.

Важно давать подходящие задания, подбирать дополнительный материал. Также нужно оперативно ликвидировать отставание и устранять его причины. Решения педагог принимает в зависимости от той проблемы, которая перед ним стоит. Он может проводить различные виды мероприятий, организовать индивидуальные консультации с психологами и психиатрами, вовлекать детей в активную школьную деятельность через кружки и секции.

Также важно:

  • создавать портфолио личных достижений ученика;
  • учитывать посещаемость и успеваемость детей;
  • вовлекать родителей
  • отслеживать как складывается дальнейшая судьба детей.

В первую очередь, имеет значение индивидуальный подход к каждому ребёнку и умение, а главное желание разобраться в тех проблемах, которые у него есть. Не менее ценно уважение к его особенностях и понимание той среды, в которой он растёт.

Чрезвычайно важным для своевременного начала психологической работы и наиболее эффективной коррекционной работы является раннее выявление учащихся, склонных к девиантным формам поведения. По данным официальной статистики, за последние 10 лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к алкоголю составил 11 лет. Частота случаев впервые выявляемого алкоголизма увеличилась за 10 лет среди детей 15-17 лет на 70,6%. Количество официально зарегистрированных наркоманий среди детей в возрасте 15-17 лет увеличилось в 4,1 раз, токсикоманий - в 3,3 раза. Поэтому проблема девиантного поведения подростков и молодых людей юношеского возраста - это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений.

В этой статье мы наметим социально-психологическую модель профилактики и коррекции отклоняющих форм поведения подростков и молодых людей юношеского возраста в различных учебных заведениях: школе, профессиональном лицее, колледже и т. п. Для эффективной работы психолога необходимо уделить особо пристальное внимание профилактике возможных девиаций; в учреждениях начального и среднего профессионального образования особенно важно помочь учащимся в первые полгода после поступления в учебное заведение, то есть не упустить момент адаптации учащегося к новым условиям (помочь, заинтересовать, направить в нужное русло). Если девиантное поведение уже имело место, то в этом случае главная задача - переориентировать подростка на социально приемлемое проведение своего досуга. По мнению Д. Исаева (1997), именно «сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению асоциального поведения». В частности, как исследователь в области аддиктивного поведения подростков, ученый отмечает, что «аддиктивное поведение можно рассматривать как псевдоадаптационный стереотип, направленный на поддержание внутреннего психоэмоционального равновесия и приспособление к внешним условиям, со стремлением к легкому и быстрому достижению удовольствия, незрелостью механизмов копинг-поведения, невысокой стрессоустойчивостью. Особенности акцентуаций характера играют вспомогательную, иногда предрасполагающую роль в формировании аддиктивности».

Факторы, формирующие девиантное поведение

Среди факторов, способствующих девиантным формам поведения, по мнению М. И. Рожкова, М. А. Ковальчука (2003), можно выделить объективные и субъективные.

Объективные факторы

К объективным факторам относятся условия микросоциальной среды, прежде всего три основные сферы жизнедеятельности: семья, школа и референтная группа.

Роль семьи в формирование девиантного поведения.

Устанавливается зависимость между неблагоприятными семейными условиями и различными девиациями. Поданным нашего исследования, около 20% семей страдают алкоголизмом, 60% подростков воспитываются в неполных семьях, а у 12% вообще нет родителей, дети воспитываются дальними родственниками.

Психологический климат в семье, взаимоотношения между ее членами также играют немаловажную роль в формировании отклоняющегося повеления. Например, нами было установлено, что безразличное отношение друг к другу в семье диагностируется у 30% учащихся, склонных к девиантному поведению, а плохие взаимоотношения, постоянные конфликты — у 46%.

Обосновываются способы влияния семейной среды на формирование личности: через подражание, через закрепление негативистических реакций, через подкрепление окружающими психопатических реакций подростка (Гурьева, Гиндикин, 1980).

В литературе приведены различные классификации и типологии негармоничных семей (Личко, 1983; Алмазов, 1986). Выделяются:

  1. неполная семья - отсутствие одного из родителей;
  2. деструктивная семья - характеризуется отсутствием взаимности в эмоциональных контактах;
  3. конфликтная семья - семья, в которой между ее членами происходят столкновения, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными состояниями;
  4. кризисная или распадающаяся семья - характеризуется наличием конфликтной ситуации, супруги занимают непримиримые позиции по отношению друг к другу, но продолжают жить вместе;
  5. распавшаяся семья - семья, в которой один из родителей сохраняет контакты с семьей, но живет отдельно от нее;
  6. невротическая семья - характеризуется наличием разногласий и длительных противостояний между супругами (Эйдемиллер, Юстицкис, 1990).

Такие семьи сами по себе не формируют девиантных подростков, но создают неблагополучный фон, который может способствовать возникновению различных девиаций.

Таким образом, семейная атмосфера, условия развития и воспитания, уровень образования в семьях учащихся (по нашим данным, у 88% учащихся из рабочих семей), материальный уровень (около 31 % семей находятся на грани бедности) могут выступать в качестве предусловия семейного неблагополучия и далее фактора риска возникновения отклоняющегося поведения. В литературе широко анализируются различные аспекты влияния семьи на подростка (Подосян, 1980; Степанов, 2001 и др.).

Роль школы в формирование девиантного поведения.

Среди деструктивных явлений школьной жизни следует отметить устойчивую практику отчисления из школ «неблагополучных» учащихся без получения ими основного общего образования, перевод в другие образовательные учреждения (ПТУ, вечерняя школа). Следует отметить и акцент школы на образовательной функции, и ослабление внимания на осуществлении воспитательной функции, неудовлетворительное использование возможностей школы для организации досуга учащихся, отстраненность педагогов от проведения воспитательных мероприятий (формальная профилактическая работа), включения детей и подростков в систему социальных связей и отношений (Курбатова, 1981; Невский, 1985; Фельдштейн, 1999 и др.).

Кроме того, в ряде исследований подчеркиваются, что школьные затруднения (неуспеваемость) также могут выступать фактором риска возникновения девиантного поведения. По данным В. В. Королева (1992), неудовлетворительная успеваемость отмечена у 85,2% несовершеннолетних правонарушителей. Также имеется ряд исследований, обозначающих влияние взаимоотношений школьников с педагогами, статусное отношение в классе (Личко, 1983 и др.). Статусная неудовлетворенность, невозможность занять удовлетворяющее (престижное) положение в школе среди педагогов и одноклассников часто является причиной недисциплинированности, конфликтов с учителями и сверстниками, снижения успеваемости, ухода подростка в стихийную группу.

Таким образом, следует отметить, что особенно важно эмпатийное отношение психолога к учащимся, так как большинство из них не верят в свои силы, имеют неадекватную самооценку, неприязненно относятся к учителям и к учебному процессу вообще.

Референтная группа.

Наряду с влиянием важнейших институтов социализации семьи и школы, значимым фактором в формировании девиантных форм поведения является сфера межличностных отношений. Здесь речь идет, прежде всего, о контактах подростков со сверстниками (в структуре группы, дворовой компании и т. п.). Референтная группа становится «ведущим механизмом социализации», и именно она дает возможность удовлетворить характерную для подростков потребность в общении и, главное, позволяет самоутвердиться.

Однако утрата связи с системой позитивно ориентированных отношений в различных коллективах (класс, секция) способствует попаданию подростка в асоциальные стихийные группы с особой иерархией отношений, своими нормами и ценностями.

Таким образом, выраженная потребность подростка в общении со сверстниками (возрастные закономерности, «реакция группирования» по А. Е. Личко, 1983) и невозможность реализовать данные потребности в системе взаимоотношений с одноклассниками способствует вовлечению подростка в неформальные группы. В итоге неформальная группа может выступать звеном в цепи неблагополучия, следующим за неблагополучной семейной ситуацией и школьной дезадаптацией.

Субъективные факторы

К субъективным факторам относят те индивидуально-психологические особенности личности подростков, которые служат предпосылками различных асоциальных форм поведения. Мы выделяем следующие:

  1. нарушение адаптационного потенциала: несформированность коммуникативных навыков, непринятие моральных норм и правил, принятых в обществе, неумение регулировать собственное поведение;
  2. несформированность самооценки (заниженная или завышенная самооценка), тревожность;
  3. нервно-психическая неустойчивость;
  4. акцентуации характера.

Система работы психолога с учащимися, склонными к девиантному поведению.

Е. В. Федосенко

Читайте далее:

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы - Учебное пособие (Коповая О.В.)

2.3. деятельность школьного психолога с подростками девиантного поведения

Школьный психолог в своей работе с подростками использует индивидуальные и групповые формы работы. В индивидуальной коррекционной работе с девиантными подростками используются следующие методы:

профилактическую индивидуальную беседу;

интервью;

психологическое консультирование;

индивидуальную психотерапию;

групповую психотерапию.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с девиантными подростками является метод психологического консультирования. Особенностями психологического консультирования девиантных подростков в средней школе является:

1) создание адаптационных механизмов, позволяющих приобрести определенную социальную роль в классе;

2) воспитание новых ценностей, соответствующих ценностям группы, класса; идентификация подростка с одноклассниками;

3) мотивация подростка на общение со специалистами;

4) индивидуальный подход, взаимодействие с различными социальными институтами;

5) обозначение социальной роли подростка в сообществе одноклассников для его успешной адаптации;

6) изменение установок и мотивов личностного поведения.

Таким образом, психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с отклонениями в поведении подростка.

В настоящее время школьный психолог в своей практической индивидуальной коррекционной работе может использовать различные методы психотерапевтического воздействия арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др. Рассмотрим некоторые из них.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения. (86)

В групповых формах работы школьный психолог использует основные методические средства:

1. Ролевые игры. В работе с подростками чаще используются ролевые образы, основой которых является принятие социальных и семейных ро­лей (учителя, директора, друзей и недругов, мамы, бабушки и т.п.). Ролевые ситуации позволяют подросткам изменить свои установки, формируют новые, более эф­фективные коммуникативные навыки.

«Мое поведение в конфликте». Подростки делятся на пары, в которых они принимают роли разных предметов (предъявляются карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал, алая губная помада и синие тени и т.п.). Разыгрываются конфликты. Обсуждается, кто из ребят как себя проявлял в конфликте: насту­пал или оборонялся?

«Как разрешаются конфликты». Ведущий задает учащимся кон­фликтные ситуации, а они, разделившись на три команды, при­думывают и проигрывают варианты их продолжения: наступле­ние, обсуждение, отступление.

Примеры конкретных ситуаций:

Учительница Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание.

Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике.

Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочек.

«Как общаться между собой». Выполнение предваряется следу­ющей беседой.

«Все наше общество состоит из мужчин и женщин. Взаимодействие начинается с самого рождения: сначала с родителями, с братьями, сестрами, затем в детском саду, в школе. Вот тут и начинается самое интересное. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, кто - нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем - нет, а к VI-VII классу вы уже точно определяете свои симпатии и антипатии. И чем старше вы стано­витесь, тем больше возникает вопросов: можно ли дружить маль­чикам и девочкам в вашем возрасте, а что скажут окружающие, как реагировать на это, как самому начать дружбу и многие дру­гие вопросы. А чтобы лучше всего понять человека, нужно пред­ставит себя на его месте, хотя бы только в игре. Ведь в игре можно проиграть самые невероятные ситуации, придумать всевозмож­ные решения, которые могут помочь в дальнейшем».

Ситуации:

Мальчику нравится девочка, и он хочет пригласить ее на свой день рождения, где будут и другие ребята и девочки. Она не хочет идти. Ей надо отказать так, чтобы он не обиделся.

Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной партой. Как ему сказать ей об этом?

У девочки есть два билета на концерт популярной группы (варианты) и она хочет пойти на него с понравившимся мальчиком. Как его пригласить?

(При разыгрывании сценок предлагается переодевание, изме­нение голоса и т.п.)

«Общение с родителями». Подросткам предлагаются ситуации для разыгрывания по ролям. Задача: подростки и родители должны прийти к общему мнению.

Ситуации:

Ты уходишь к другу смотреть новый фильм или играть в новую игру и рассчитываешь прийти домой не раньше 21.00. Но при выходе натыкаешься на отца или на маму, и они говорят, что ты должен быть дома не позже 18.00, иначе не видать тебе компьютера на день рождения.

Родители говорят, что ты ничего не делаешь по дому, и они решили, что ты отныне по выходным будешь мыть посуду. А ты этого терпеть не можешь.

Родители заставляют убирать в комнате каждый день.

«Взросление - это новые роли». Упражнение начинается с рас­сказа ведущего о том, что период взросления очень важен (мно­гие ученые разрабатывали теории взросления), и задача сегод­няшнего дня - поговорить о взрослении как о периоде овладения новыми ролями.

Затем подросткам предлагается собрать «корзинки» известных им семейных, социальных, половых ролей.

Ситуации:

Войди в кабинет директора в роли ученика, учителя, родителя и т.п.

Сказать: «Как ты хорошо выглядишь» из роли директора школы, куратора, сверстника.

После этого ведущий рассказывает о типичных ролевых нару­шениях: неумении принимать различные по содержанию и стату­су роли, неумении продуцировать новые роли, слиянии человека с ролью. Приводятся и обсуждаются примеры. Затем подростки получают карточки с типичными ролями школьников («Класс­ный шут», «Рубаха-парень», «Козел-отпущения

2. Психогимнастические игры. Эти игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными пред­намеренные изменения. Такие изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а также в состояниях и характе­ристиках отдельных ее участников. Поскольку важнейшие изменения - это формирование самопринятия и приня­тия других людей, то для их упорядочивания нами была выбрана структура самосознания личности, согласно которой в самосоз­нании выделяется имя человека, притязание на социальное при­знание, психологическое время личности (ее прошлое, настоя­щее, будущее), социальное пространство (ее права и обязаннос­ти) (В.С.Мухина, 1998). Таким образом, в психогимнастических играх у подростков формируются следующие составляющие само­сознания:

Принятие своего имени;

принятие качеств своего характера;

принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

принятие своих прав и обязанностей.

Приведем примеры упражнений из этой группы.

«Ласковое имя». Участники должны вспомнить, как их ласко­во зовут дома. Затем они бросают друг другу мячик. Тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, нужно запоминать, кто кому бросил мячик. Когда все подростки назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в об­ратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя.

«Имя превратилось...» Участники представляют себе Страну имен, в которой все имена превратились в названия животных (растений), и придумывают, в какое название животного (расте­ния) могло бы превратиться их собственное имя.

«Рисунок имени». Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем или врачом, ученым или писате­лем. И уже при жизни решено за большие заслуги перед людьми поставить ему памятник, а на нем написать имя и украсить его интересными рисунками. Подростки придумывают рисунки к своим именам, а затем в альбомах выполняют их рядом с красиво написанным именем.

«Я горжусь...» Подростки закрывают глаза, а ведущий просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: «Я горжусь, что я...» После того как дети вни­мательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мыс­ленно «дописать» это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.

«Мы - родители». Подростки должны представить, что пре­вратились в родителей, которые очень любят своего ребенка, хо­тят, чтобы он был хорошим, и поэтому дают ему советы, каким ему следует быть. Каждый последующий «родитель» отрицает со­вет предыдущего и дает свой совет.

Будь всегда честной.

2. Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой.

«Я в будущем». Один из участников выходит к доске, а веду­щий, обращаясь к нему по имени и отчеству, берет у него ин­тервью, спрашивает, кем он работает, что делает, как ему уда­лось добиться такой интересной работы, легко ли было ему учиться и т.п.

«Я в настоящем, я в будущем». Лист бумаги делится на две час­ти, подросткам предлагается изобразить себя в настоящем и буду­щем.

«Хочу в будущем - делаю сейчас». Ведущий говорит о том, что будущее начинается на самом деле в настоящем. Чтобы получить что-то в будущем, надо действовать уже сейчас. Затем он бросает ребятам мячик, называет тот или иной элемент будущего, они придумывают, что для этого нужно делать прямо сейчас. Напри­мер, «В будущем я - директор фирмы», «Сейчас я стараюсь хоро­шо учиться, не отступать перед трудностями» и т. п.

3. Коммуникативные игры делятся на три группы: 1) направлен­ные на формирование у подростков умения увидеть в другом чело­веке его достоинства и давать другому вербальное или невербаль­ное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углубле­нию осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать. Приведем примеры упражнений.

«Мне в тебе нравится...» Ведущий задумывает какое-то каче­ство, которое ему нравится в подростке и прикасается к нему, пытаясь таким образом передать задуманное качество. Подросток должен угадать, какие качества задуманы (можно привлечь к уга­дыванию всю группу). Затем водящими становятся сами подрост­ки. При последующих выполнениях задуманные качества можно передавать взглядом.

«Волшебное зеркало». Подросткам нужно представить, что в клас­се появилось волшебное зеркало, в котором все ранее не замет­ные достоинства человека становятся видимыми и яркими. Затем предлагается посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

«Строим автомобиль». Группе предлагается построить автомо­биль, в котором каждый из подростков будет какой-либо его ча­стью (мотором, тормозом и т.д.). После этого автомобиль изобра­жается в движении.

«Кто может быть другом». Подростки обсуждают пословицу: «для того чтобы иметь друзей, надо уметь самому быть другом». Делает­ся вывод: друзья сами не появляются, сохранить дружбу - огром­ный труд. Затем каждый участник записывает три качества, кото­рыми должен обладать друг. Все эти выводы пишутся на большом листе, определяется наиболее предпочитаемое (почему?) каче­ство. Подросткам предлагается определить, какими качествами об­ладают они, каких недостает (вслух можно не говорить).

«Трудности в дружбе». Проводится коллективное обсуждение рассказов подростков, ищутся выходы из этих ситуаций.

Ситуации:

«У меня много друзей. Я легко схожусь с ребятами и девчонками, умею их слушать и сопереживать, могу дать дельный совет, я веселая, шучу и это очень многим нравится - они ко мне тянутся. Но ведь я тоже человек и мне тоже надо кому-то иногда «поплакаться в жилетку», но, к сожалению, нет такой подруги рядом, а я не могу рассказывать, как некоторые, направо и налево о своих проблемах. И иногда я чувствую себя ужасно одинокой, даже плачу. Как же мне быть?»

«До V класса у меня было много друзей, у нас был очень большой и дружный класс. А потом наша семья переехала в другой город. Все лето я переживал, как же я пойду в новую школу? Когда я пришел в новый класс, ребята приняли меня хорошо, в классе были еще новенькие. Я немного успокоился. Но чувствую себя одиноко, так как не нашел себе настоящего друга, хотя прошел уже целый год».

«Крутой подросток». Подростки выполняют рисунок на тему «Крутой подросток». Затем обсуждают эту тему.

При обсуждении используются следующие вопросы:

Что такое «крутость»?

Почему многим подросткам хочется быть и выглядеть «крутыми»?

Можно ли быть «крутым», если ты не пьешь и не куришь?

4. Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоцио­нальных состояний по мимике, жесту, голосу; умению прини­мать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуа­циях.

Для того чтобы понять, как необходимы данные умения, обра­тимся к рассмотрению феномена алекситимии как предпосылке пси­хосоматических расстройств. Сегодня алекситимия понимается в первую очередь как неспособность человека к выражению и описанию в словах своих внутренних переживаний, неспособность к дифферен­циации чувств и телесных ощущений, недостаточность воображе­ния, ригидность. Приведем примеры упражнений из этой группы.

«Незаконченные предложения». Подросткам предлагается закон­чить следующие предложения:

Я чувствую напряжение, когда...

Я чувствую раздражение, когда...

Мне спокойно...

Мне стыдно...

Мне страшно...

Мне радостно...

Мне приятно...

Мне грустно...

«Отгадай чувство». Подросткам предлагается продемонстриро­вать и распознать следующие эмоции и чувства: радость, огорче­ние, восторг, страх, отвага, скука, негодование, восхищение, скорбь, любовь, ненависть, ужас, стыд, волнение (дети предла­гают свои варианты чувств и эмоций). Каждый выбирает и пока­зывает с помощью мимики, жестов какое-нибудь чувство или эмо­цию. Остальные отгадывают, а затем называют и показывают про­тивоположную пару (радость -горе, страх-отвага и т.д.).

«Копилка эмоциональных реакций». Учащимся предлагается вспомнить любые провоцирующие фразы, например: «Выйди вон», - «Ты - дурак бестолковый»; необходимо указать всевозможные от­ветные реакции: крик, слезы, смех и т.д. Таким образом, набира­ется «копилка» эмоциональных реакций.

«Что чувствует Катя». Ведущий предъявляет ситуацию: «Денис и Катя договорились встретиться после школы и пойти на диско­теку. Катя пришла домой, сообщила о предстоящем вечере роди­телям, на что мама сказала: «Никуда ты не пойдешь. Я запрещаю!» Разыгрываются типы реагирования из «копилки», и затем пред­лагается выбрать наиболее успешный вариант, в котором отсут­ствуют чувства обиды, вины, жалости к себе и т.п.

«Как справиться со стрессом». Упражнение начинается с сооб­щения ведущего о том, что 2/3 населения промышленно развитых урбанизированных стран умирает от последствий стресса. Предла­гается подумать, что такое стресс (подростки приводят собствен­ные примеры). Вводятся понятия о стадиях стресса: адаптация, истощение жизненной энергии, а также о стрессорах внешних (холод, шум и т.д.) и внутренних (эмоциональные внутренние состояния: гнев, страх). Далее подросткам предлагается придумать и разыграть этюд: «Мышки на уроке у учителя-кота», затем поде­литься чувствами.

После этого учащиеся коллективно собирают «копилку» ти­пичных стрессовых ситуаций школьников. После обсуждения де лается вывод, что учеба в школе сопровождается болвшим коли­чеством стрессовых ситуаций, поэтому необходимо научиться справляться со стрессом.

В конце предлагается придумать эмблему «Осторожно, стресс!».

«Учимся справляться со стрессом». Учащиеся делятся на три команды и получают задание придумать и разыграть яркую стрес­совую ситуацию в школе, дома, на улице. Далее они сочиняют сказку про антистрессовую палочку: «повернешь ее налево три раза - жизнь пойдет как по маслу, стрессов не будет».

Обсудив результаты первого и второго упражнений, учащиеся делают вывод, что стресс не всегда приводит к отрицательным последствиям и полная свобода от стресса означает смерть.

5. Когнитивные методы. «Педсовет». Подросткам предлагается представить педсовет уче­ников: они сидят и обсуждают, каким должен быть и каким не должен быть учитель. И ученики тоже спорят и не соглашаются друг с другом. Участники игры должны описать поведение учите­лей по схеме «должен - не должен».

Примеры описаний:

Учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кричать.

Учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, потому что дети не будут его слушаться. Учитель должен быть веселым.

6. Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психо­логическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

«Кто я: ребенок или взрослый». На доске чертится таблица (на три колонки: Ребенок - Подросток - Взрослый), и подросткам предлагается в течение 3 -- 5 минут заполнить колонки Ребенок-Взрослый, т.е. определить, что отличает взрослого от ребенка? Что характерно для ребенка и для взрослого?

Делается вывод о том, что подросток находится на переходном этапе от детства к взрослости. (81)

Ролевая игра «Мир без наркотиков»

Цель игры: профилактика всех видов химической зависимости (наркомания, алкоголизм, табакокурение). Целевая группа: дети среднего и старшего школьного возраста.

1. Знакомство с детьми.

Цель: определить уровень знаний, направленность интересов участников группы. Проводится при помощи анкеты. При работе в маленьких группах поставленные вопросы решаются более интенсивно. Создается основа для дальнейшей групповой работы.

Материал: анкеты, ручки, бумага. Продолжительность: 15-20 минут.

Участники делятся на группы по 4-5 человек и обсуждают следующие вопросы:

1. Какие зависимости ты знаешь?

2. Как ты считаешь, почему человек начинает употреблять наркотики, алкоголь, начинает курить?

3. Попробуй назвать положительные и отрицательные стороны алкоголизма, табакокурения, наркомании.

Затем группы выносят свое мнение на общую дискуссию. После обсуждения дети могут задать интересующие их вопросы.

Теперь, когда дети определили положительные и отрицательные качества наркотиков, можно предложить им нарисовать антирекламу на наркотики, алкоголь, сигареты, которая сообщила бы правду о продукте (работа в группах).

Материал: фломастеры, карандаши, краски, бумага.

Временные рамки: 15-20 минут. Цель: смена деятельности, участники закрепляют полученную информацию. Если есть специально отведенное помещение, оно оформляется рисунками на период работы мастерской.

Участники рисуют, затем рассказывают группам о своих рекламах.

2. Ролевая игра.

Цель: осознание и выражение своего отношения к проблеме наркомании.

Материал: карточки с ролями. Продолжительность: 40 минут.

Шаг 1. Описание игровой ситуации. Группа - это отдельный муниципальный округ огромного города, здесь живут люди разного возраста и разных профессий. Городская Дума обеспокоена ситуацией с распространением наркотиков в молодежной среде и рассмотрит любые предложения о том, как можно защитить подростков от наркотиков. Уже назначен день Слушаний в Думе по этому вопросу. Сейчас происходят предварительные дебаты и обсуждение этого вопроса в данном муниципальном округе. На сегодняшнее совещание пришли люди различных профессиональных и социальных групп.

Шаг 2. Всем участникам раздаются карточки с ролями: участковый милиционер, врач, журналист, бизнесмен, советник по делам молодежи (чиновник), священник, педагог, родитель.

Шаг 3. Участники рассаживаются малыми группами согласно полученной роли. Образуются группы милиционеров, врачей, журналистов и т.д. Каждая группа обеспечивается бумагой и фломастерами.

Шаг 4. Ведущий игры благодарит присутствующих за то, что они согласились поучаствовать, выражает надежду на плодотворное сотрудничество и говорит о том, что перед сегодняшним собранием поставлена задача - разработать предложения в городскую программу защиты подростков от употребления наркотиков. Защитить детей от наркотиков можно по-разному: ограничить доступ к наркотикам, научить детей отказываться, напугать их, разрабатывать новейшие методы излечения от наркомании... и т. д. Ведущий просит малые группы составить свой список - что значит «защитить молодежь от наркотиков» - с точки зрения их роли (профессиональной или социальной). Группы работают самостоятельно. Время: 15 минут.

Шаг 5. Группам предлагается проранжировать свой список, выбрать из него три самых важных направления и придумать по два мероприятия, реализующих данные подходы (все фиксируется на листе бумаги). Иначе говоря, необходимо написать, что конкретно делают представители этой группы для защиты населения. Например: для журналистов - защитить = информировать (что еще?), для милиционеров - защитить = посадить в тюрьму торговца (что еще?) и т.д. Далее группа указывает примеры мероприятий, которые они предполагают провести: рейды, конкурсы, обучающие программы, строительство социальных центров или (что еще?). Группу предупреждают, что свой выбор «действий» она должна будет обосновать перед общим собранием. Время - 7 минут.

Шаг 6. Выступающая группа рассказывает о своих предложениях и фиксирует выводы на доске.

Ведущий дает слово представителям всех групп, просит задавать уточняющие вопросы по ходу, но воздерживаться от оценочных высказываний.

Время - 3 минуты представление, 3 минуты -уточняющие вопросы.

Шаг 7. Ведущий благодарит всех за работу и просит передать листочки в соседнюю группу.

Шаг 8. Ведущий предлагает участникам отвлечься от своих ролей и взглянуть на написанное перед ними со своей собственной точки зрения. Ведущий спрашивает: «Как бы вы отнеслись к тому, чтобы все, что вы видите перед собой, проводили с вами, в вашей школе?»

Шаг 9. По результатам ролевой игры проводится дискуссия. Цель - выработка стратегии профилактики наркозависимости, которая была бы наиболее адекватно воспринята молодежью (с акцентом на активную позицию молодежи в работе).

Дискуссионный клуб (Родители - дети)

Цель: улучшение отношений между участниками, повышение культуры внутрисемейных отношений, снижение уровня конфликтности в семье через нормализацию системы требований и распределение прав и обязанностей.

Примечание: подобные формы работы могут проводится на различные темы с обязательным учетом пожеланий участников и быть использованы при работе с учителями, родителями, молодежью.

Время проведения: 2-2,5 часа.

Количество участников: желательно не более 50 человек.

Необходимые материалы: ватман (доска], маркеры, ручки, бумага.

1. Вводная: представление ведущих и участников.

2. Разминка-представление. Участники представляются и называют одного известного человека с таким же именем.

3. Правила работы (важно, чтобы и родители, и дети приняли правила работы «здесь и сейчас», не переходить на личности, говорить от своего лица].

4. Разбивка на команды: родители - дети. В каждой команде выбираются ответственные за соблюдение правил.

5. Каждой группе предлагается обсудить следующий вопрос: какими правами и обязанностями в семье должны обладать дети (отвечают взрослые) и родители (отвечают дети)? Составленные списки не обсуждаются и остаются в группах.

6. Групповое обсуждение: Какой стиль взаимоотношений в семье был бы для вас предпочтительнее? На чем основываются подобные взаимоотношения? Что или кто влияет на налаживание и поддержку оптимальных взаимоотношений в семье? Предполагается, что оптимальным стилем взаимоотношений будет партнерский и демократический, т.е. права и обязанности должны быть равными.

7. Группам предлагается передать листочки с ответами на первый вопрос.

8. Групповое обсуждение вопросов.

Что для вас важно в семейных отношениях?

Как вы думаете, реальны ли списки прав и обязанностей, составленные вами?

Что значит «хорошая семья»?

Что значит быть ответственным в семейных отношениях?

отношениях?

До какого времени дети остаются детьми?

Как можно разделить ответственность в семейных отношениях

Какие вопросы вам трудно обсуждать?

Тематическое занятие для учащихся старших классов «Наркотик - стоит ли ему доверять»

Цель: изменение отношения к употреблению ПАВ в молодежной среде, социально-психологическая оценка ситуации с употреблением и осведомленностью о проблеме наркотиков в подростково-молодежной аудитории.

1. Знакомство. Представление целей и задач занятия. Участникам предлагается, перекидывая мяч, назвать свое имя и то, чем бы он хотел бы заниматься на сегодняшнем занятии, что ждут и чего опасаются от результатов занятия.

2. Выработка правил. Основное – создание атмосферы доверия и презумпции невиновности, т.е. если кто-то много говорит о наркотиках, то это не значит, что он употребляет их.

3. Прояснение запроса (что бы вы хотели узнать, о чем поговорить?).

4. Разминка «пересядьте те, кто...»

5. Ассоциации на слово «наркоман». В быстром темпе, перекидывая мяч, учащимся предлагается назвать первые приходящие в голову ассоциации со словом «наркоман». Двое ребят записывают их у доски. Создается картина -

портрет человека, злоупотребляющего наркотиками. Вопрос к аудитории: Хотите ли вы стать таким человеком? (предполагается, что нет).

Обсуждение:

Человек, который употребляет водку, не стремится стать алкоголиком. Подросток, который экспериментирует с наркотиками, не стремится стать наркоманом. Насколько вы уверены в том, что не станете зависимым от наркотиков?

Упражнение «Подумай».

Среди учащихся выбирается желающий, который заявляет о том, что в жизни можно попробовать наркотики без последствий (или что он сможет остановиться вовремя). На некотором расстоянии от него ставится стул (аллегория зависимости от наркотика), и учащегося просят определить, сколько шагов до этого стула (вариант: кладется лист бумаги и предлагается определить, сколько до него карандашей). При приближении к стулу ведущий либо отодвигает его, либо придвигает.

Вопросы для обсуждения:

Сколько может быть проб наркотика, чтобы не попасть в зависимость? Как вы это определите?

Как вы определите тот момент, когда нужно будет остановиться: день, время, ощущения, мнения других или что-то другое?

Если это мнение другого человека, где гарантии, что это подходит и для вас?

6. Учащиеся с их точки зрения приводят до воды, которые используют для начала употребления наркотиков (результаты вывешиваются на доску). Цель - определить, что основной причиной начала употребления является то, что наркотик помогает решать проблемы.

Упражнение «Мои проблемы».

Стул (аллегория проблемы). Учащемуся предлагается перешагнуть через стул (решить проблему) с помощью наркотика. Тем не менее, проблема не решается и к ней прибавляются все новые и новые трудности (количество стульев, через которые надо перешагнуть, увеличивается). Обсуждение.

7. Работа с мифами. Наиболее часто приходится встречаться с мифом о том, что марихуана - легкий наркотик, и его употребление не приносит вреда.

Демонстрация: одному из учащихся предлагается запомнить максимальное количество слов из 10 предложенных ведущим (обычно запоминают около 7 слов). Затем участнику предлагается представить себя в состоянии опьянения от употребления марихуаны (для этого остальным участникам предлагается пошуметь). И снова предлагается запомнить как можно больше слов из 10 предложенных (как правило, их число резко снижается). Обсуждение, в ходе которого участникам сообщается дополнительная информация о вреде употребления марихуаны.

8. Упражнение «Ценности».

Участникам раздается по шесть листочков и предлагается на каждом из них написать то, что для них важно и ценно в жизни. Затем написанное ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что вы по каким-то причинам потеряли ту ценность, которая написана на первом листочке. Ведущий предлагает смять и бросить бумажку на пол, осознав при этом, как вам без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может, добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение. 9. Обратная связь. Ответы на вопросы.

«Школьный» спецкурс

Цель спецкурса - помочь подростку разрешить его внутренние противоречия и противоречия с социальной средой.

Формирование и развитие интереса к собственному «я» у подростков;

Обращение к наиболее распространенным в старшем подростковом возрасте психологическим затруднениям (семья - дружба-любовь) и поиск способов конструктивного разрешения трудностей;

Предоставление учащимся возможности исследования личных установок относительно наркомании и наркоманов, формирование личного и информационного ресурсного поля поддержки,

Занятие 1. Вводное

Цели: информация о задачах курса, формирование установки на личную включенность и работу в группе.

Представление. Вводное слово ведущих о целях и задачах курса. Информация о целях работы и желательности личной включенности. (2 основных правила: добровольность и конфиденциальность.)

Разминка «Путаница». Все встают в крут, сближаются, вытянув руки, и сцепляются. Задача: распутаться, не разжимая рук.

Знакомство: один из способов рассказать о себе - нарисовать самого себя. Вернисаж рисунков, рассказ о них.

Правила группы (помогает облегчить работу и избежать ненужных конфликтов). Основа: обсуждение жизненного опыта столкновения с хорошими и плохими правилами.

В малых группах: придумать и при желании оформить девиз занятий.

Занятие 2. Что такое стресс и как с ним сложно справиться?

Цели: раскрыть психологические основы понятия «стресс» и «копинг ресурсы», обобщение знаний и опыта, связанных с темой самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта. Выявление основных стрессогенных сфер в подростковом возрасте.

1. Шеринг.

2. Разминка «Кошка - собака». 3. Обсуждение: Что такое стресс? Выход на уровень организма (связь с основными стратегиями поведения животных). Стресс как подготовительная реакция организма к борьбе, обороне или бегству (физиология). Игра «Баржа». Самоанализ: мои чувства и состояние организма в момент игры («индивидуальный портрет стресса»). Участникам предлагается обсудить следующие вопросы: Как вы себя чувствовали в ситуации стресса? Какую стратегию вы использовали во время игры? Как бы вы определили, что такое «стресс»? Какие способы преодоления стрессовых ситуаций вы используете в повседневной жизни? Какие способы преодоления стресса вы бы отнесли к конструктивным или неконструктивным?

3. Мозговой штурм «Что может быть причиной стресса?» На выходе: основными стрессогенными сферами выступают отношения с друзьями, родителями, учителями, т.е. семья, школа, ближайшее окружение.

4. Основные пути борьбы со стрессом: устранить стрессовый фактор или изменить свое состояние. В малых группах: обсуждение способов изменения своего состояния. Проработка негативных чувств: упражнение «Настроение».

5. Обратная связь.

Занятие 3. Индивидуальность

Цели занятия: осознать, что люди видят мир с разных сторон и по-разному толкуют одни и те же понятия, объяснить, почему возможны различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

1. Шеринг.

2. Разминка «Передай монетку». Класс делиться на две группы, которые выстраиваются в линию напротив друг друга. Первый ученик в каждой группе держит в руках монету. Он передает монету стоящему рядом, тот - своему соседу или оставляет ее у себя в" руках. Надо угадать, у кого из стоящей напротив группы осталась монетка.

3. Упражнение «Хвастовство». Каждый из участников по очереди произносит следующую фразу, заканчивая ее положительным высказыванием о себе: «Не хочу хвастаться, но....» Условия: хвастовство должно носить положи

тельный характер и не должно принижать других учеников или их достижения. Перед выполнением упражнения ученикам объясняется, что традиционно в большинстве общественных систем хвастаться не принято, но сегодня мы собираемся хвастаться. Сегодня, во время занятия, хвастовство вполне допустимо.

4. Упражнение «Снежинки», Ученикам предлагается взять листок бумаги, сложить его вдвое, оторвать верхний правый угол, снова сложить бумагу вдвое, оторвать верхний правый угол и т.д.

Затем ученикам предлагается развернуть листки бумаги и сравнить полученные результаты.

Обсуждение: Можно ли сказать, что бумага у кого-то надорвана неправильно? Почему? Почему листы надорваны так по-разному? Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости оттого, делает ли он что-то точно так же, как и мы? Приведите примеры. Каким был бы мир, если бы люди видели все совершенно одинаково? (по кн. «Конфликт и общение»).

5. Обратная связь.

Занятие 4. Личная ответственность

Цели занятия: осознание личной ответственности в ситуациях, связанных с принятием решений, поиск способов справиться с давлением.

1. Разминка.

2. Упражнение «Я говорю...» Выбирается ведущий из учеников класса, который произносит команды. Если команда начинается со слов «Я говорю...», команда выполняется, если без этих слов - не выполняется. В роли ведущих должны побывать несколько учеников класса. Затем ведущим становится учитель, который после нескольких команд говорит: «Я говорю вам достать ручки» и «Я говорю вам съесть эти ручки».

Обсуждение:

Почему вы не съели ручки?

Почему вы делали то, что до этого говорили ведущие?

Легко слушать человека и соглашаться со всем, что он говорит. Почему важно принимать решения самому?

Всегда ли человек, который стоит выше вас по социальной лестнице, прав или иногда он может дать плохой совет?

От чего зависит, будете ли вы придерживаться советов, которые дают вам другие люди?

Что может случится, если вы дадите другому человеку совет?

Что такое влияние и как его добиваются? (влияние как способность заставлять других слушать и выполнять свои требования).

Во всех ли ситуациях чужое влияние плохо?

Какого рода влиянием обладают родители, учителя, представители власти, кумиры молодежи? И т. д.

Учащимся предлагается поучаствовать в ролевых упражнениях, в которых один человек будет оказывать давление, а другой - пытаться противостоять ему (руководитель - подчиненный, учитель - ученик, родитель - ребенок, авторитет - поклонник). Способы ослабления влияния:

Честно говорить о своих мыслях и чувствах. Даже тем людям, которые морально сильнее вас, можно открыто выразить свои чувства и мысли. Важно не позволять чужому влиянию заставить замолчать вас. При этом важно не потерять самообладания.

Быть хорошим слушателем. Внимательно слушать то, что говорит человек, обладающий влиянием. Использовать положительную мимику.

Не стесняться просить и спрашивать. Если вы чего-то хотите от влиятельного человека, вежливо и настойчиво повторяйте свою просьбу до тех пор, пока она не будет удовлетворена.

Обратиться за помощью к человеку, который может оказать помощь и поддержку (родители, другие учителя, психолог...). Создать группу единомышленников.

3. Обратная связь.

Занятие 5. Мораль как регулятор поведения в конфликтной ситуации.

Цели: Определение факторов, влияющих на поведение в конфликтной ситуации. Определить каким образом на поведение людей влияют желания, потребности, ценности. Умение найти варианты решения конфликта.

1. Шеринг.

На наше поведение в конфликтной ситуации влияют многие факторы. Для того, чтобы успешно решать конфликты таким образом, чтобы сохранить или улучшить отношения, важно, чтобы человек представлял себе, как его потребности и желания связаны с поведением. Вопрос: Как вы считаете, какие факторы влияют на поведение человека? От чего зависит поведение человека? (общество, чувства, мысли).

В конфликтных ситуациях бывает трудно принять решение, и человек часто сталкивается с моральными дилеммами (трудными жизненными решениями). Иногда приходится делать выбор между вариантами, каждый из которых одинаково нежелателен.

2. Разделить класс на группы по 4-5 человек, предложить им записать и обсудить следующие ситуации.

Вы покупаете на рынке фрукты для своей семьи. Продавщица кладет фрукты на весы, чтобы их взвесить. Вы замечаете, что она давит пальцем на чашку весов, чтобы фрукты весили и стоили больше, чем на самом деле. Однако вы не уверены в том, что она пытается обмануть вас.

Вашему однокласснику подарили на день рождения новый плеер. В школе вы видите, как другой ваш одноклассник берет плеер и кладет его себе в сумку. Вы не знаете, украл ли он плеер или взял его, чтобы пошутить.

Родители запретили вам общаться с соседями по лестничной площадке. Они сказали, что это очень плохие люди и старший сын у них наркоман. Когда вы возвращались из школы, к вам подходит младший сын из этой семьи и просит вас помочь ему решить семейные проблемы. Он говорит, что больше ему не к кому обратиться.

Вы играете с друзьями в футбол на школьном дворе. Один мальчик сильно бьет по мячу, мяч летит в сторону школы и разбивает окно. Выбегает учитель и спрашивает, кто разбил окно.

Имеет ли каждая ситуация единственное правильное решение? Почему? Всегда ли люди поступают так, как хотят? Почему?

Что вы цените в своей жизни? Почему во время конфликта важно думать о том, что вы цените? 3. Обратная связь.

Занятие 6. Наркотик. Стоит ли ему доверять?

Цель занятия: профилактика подростковой наркомании через изменение отношения путем актуализации смысло-жизненных ориентации подростков.

Поиск ассоциаций на слово «наркоман». В быстром темпе, перекидывая мяч, учащимся предлагается назвать первые приходящие в голову ассоциации со словом «наркоман». Двое ребят записывают их у доски. Создается картина - портрет человека, употребляющего наркотики. Вопрос к аудитории: Хотите ли вы стать таким человеком? (предполагается, что нет). Акцентируется внимание аудитории на том, что картина составлена ими самими и спрашивается, насколько она привлекательна для них. Употреблять - хотят, быть такими не хотят - «вилка» для обсуждения. Обсуждение. Учащиеся приводят по одному доводу, которые, с их точки зрения, приводят люди для начала употребления наркотиков (результаты вывешиваются на доску). Делается вывод, что основной причиной начала употребления является то, что наркотик помогает решать проблемы. Упражнение «Мои проблемы». Стул (аллегория проблемы). Учащемуся предлагается перешагнуть через стул (решить проблему) с помощью наркотика. Тем не менее, проблема не решается, и к ней прибавляются все новые и новые трудности (количество стульев, через которые надо перешагнуть, увеличивается). Обсуждение.

Упражнение «То, что я ценю в жизни».

Участникам раздается по шесть листочков и предлагается на каждом из них написать то, что для них важно и ценно в жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что что-то случилось, и вы потеряли ту ценность, которая написана на первом листочке. Ведущий предлагает смяв бумажку, бросить ее на пол. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может, добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение.

Занятие 7. Моя семья.

Цель: психопрофилактика возможных трудностей в семье. Для подростков отношения с родителями часто кажутся катастрофическими (эмоциональная значимость). «Словарь ситуаций» - на доске выписываются основные трудности в отношениях с родителями. Работа в малых группах: разделить ситуации на две группы (локус ответственности)- «идеальные отношения с родителями». Упражнение «Мои права в семье». Вывод: отношения в семье должны быть партнерскими. Упражнение «Права моих родителей» - рефлексия чувств: почему мы так сделали? Какие чувства вызывает чтение списка родительских прав?

Понятие партнерства и ответственности. За что подросток не отвечает в семье (например, алкоголизм родителей)? Как ответственность перерастает в манипуляцию (подростки родителями и наоборот) и связь неравноценного распределения ответственности с проблемами в семье. Упражнение «Что мне нравиться в моей семье?» Как давно мы говорили родителям об этом? Они нам? Почему? Стыдно ли выражать свои чувства близким людям?

Занятие 8. Игра «Дом».

Цель игры: Определение и осознание смысло-ценностных ориентиров каждого участника. Вводное слово ведущего о правилах проведения игры.

Правила игры предполагают полную включенность в игровую ситуацию.

Исходные игровые условия не обсуждаются.

Игровая ситуация: «Представьте, что вы с друзьями решили провести выходные в вашем загородном доме. Вы решаете поехать туда первым и подготовить дом к встрече с друзьями. К вечеру погода стала ухудшаться, поднялся сильный ветер, начался снегопад. Вы понимаете, что из-за снежных заносов сегодня ваши друзья приехать не смогут, вам из дома не выбраться.

В доме есть: запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, бассейн, магнитофон, видеомагнитофон, библиотека, алкоголь, наркотики, игры.

Связь с внешним миром отсутствует. Ваши действия. (Участники по кругу говорят о том, чем бы они занимались в это время.) Проходит день, и вы понимаете, что ваши друзья в ближайшею неделю до вас добраться не смогут. Ваши действия. Проходит неделя, и вы осознаете, что вам придется пробыть одному здесь еще месяц. Ваши действия.

Прошел месяц. Вы не выбрались. До вас добраться невозможно. Вы абсолютно отрезаны от внешнего мира и понимаете, что ваше заточение в этом доме продлиться еще год. (Участникам предлагается нарисовать дом и себя в этом доме)».

Обсуждение, цель которого дать участникам задуматься о том, для чего они живут, что для них важно и что необходимо им для полноценной жизни,

Занятие 9-10. Способы выражений чувств.

Цель: поиск безопасных путей выражения чувств и конструктивных способов высказывания претензий.

Обсуждение проблемы: что происходит с эмоциональной сферой человека, употребляющего наркотики (в семье и других сферах жизни). «Словарь чувств» и его анализ (группы чувств, их встречаемость). Как меняются чувства и почему? - игра «Клопы» (рефлексия чувств до и после). Особенности чувств: не все осознаются (упражнение «айсберг»), не всегда выражаются, интенсивность зависит от значимости ситуации (упражнение «спектр значимых ситуаций»). Обсуждение вопроса: что происходит со спектром значимых ситуаций и выражение чувств человека, который морально готов начать употреблять наркотики? Обсуждение: нужно ли открыто выражать эмоции? Все ли эмоции нужно выражать?

Связь эмоций с психосоматикой. Упражнения «чайник», «калека».

Обучение алгоритму безопасного выражения чувств. Ситуация - чувства:

1. Подавить

2. Выразить неконструктивно

3. Выразить конструктивно (обучение способам «Я»-высказывания)

Тренировка эмоциональной открытости и преодоления запрета на выражение социально неодобряемых чувств (упражнение «Колода эмоций»). Тренировка правил «Я»-высказываний.

Занятие 11-12. Что такое уверенность в себе?

Цель: развитие у учащихся уверенности в себе. Обсуждение вопроса: почему мы обращаемся к этой теме в рамках курса? «Словарь бытовых представлений», функции данного качества.

Тест «Насколько вы уверены в себе» Самооценка: упражнение «Полигон уверенности» (по значимым ситуациям). Психологический портрет уверенного и неуверенного поведения; биологические предпосылки и параллели; тренировка умения сказать «нет». Упражнение «Машина времени». Тяжело ли чувствовать себя неудачником? Тренировка умений отстаивать свои убеждения, не поддаваясь на провокации (упражнение «лошадь»). Обсуждение: что помогло-помешало сохранить свои убеждения? Как это распространяется на отношения с друзьями, учителями и т.д.? Обсуждение возможных уязвимых мест принципиального человека (например, «взять на слабо» и т. д.). Соотношение гибкости поведения, ригидности и беспринципности.

Занятие 13. Отношения с противоположным полом.

Цель: рассмотрение проблем, связанных с особенностями полового поведения в подростковом возрасте.

Взаимоотношения с противоположным полом как одна из основных стрессогенных сфер в подростковом возрасте.

Проблема привязанности, ее роль в нашей жизни («словарь ситуаций»). Проблема начала половой жизни (половая и псевдополовая мотивация). Подростковая беременность и аборты. Упражнение «Мой этический кодекс в отношениях с противоположным полом» (индивидуально или в малых группах).

Занятие 14. Оптимизм или пессимизм?

Цели: определение учащимися собственного отношения к жизни; обучение приемам позитивного отношения к жизни.

Рисунок «моя жизнь» - обратная связь (оптимизм или пессимизм).

Рисунок «как бы вы нарисовали жизнь человека, употребляющего наркотики» - обсуждение различий (содержание, эмоциональный фон). Соотношение оптимизма и риска (упражнение «Яша»), Чем оптимизм отличается от бесшабашности, азарта?

Как преодолеть минуты пессимизма? (упражнения «Лови момент», «Роль» и т. д.). Люди, которые могут мне помочь. В малых группах: упражнение «5 заповедей неудачника». Обратная связь.

Занятие 15-17.

Цель: определяется запросом группы. Тематика и алгоритм проведения занятия формируется исходя из потребностей и запросов, возникающих в контексте проведения спецкурса.

Занятие 18

Цель: завершение работы, подведение итогов и результатов занятий.

Проводится в форме дискуссионного клуба с обсуждением следующих вопросов:

Ваши впечатления от встреч?

Что было наиболее полезно в течение работы?

Что изменилось, если изменилось, в вас и вашей жизни?

Что хотели бы предложить по тематике спецкурса?

Как вам может пригодится то, что вы получили в течение года от совместной работы?

Участникам предлагается нарисовать групповой портрет себя до начала занятий и после них. (74)

Подводя итоги описанию групповых занятий с подростками, можно сделать вывод, что основой таких занятий должно быть обучение жизненно важным навыкам или психосоциальной ком­петентности - способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и ее проявлению в гибком и адекват­ном поведении во взаимодействии с внешним миром. Включение подростков в такие занятия будет способствовать не только сохра­нению их психологического здоровья, но и улучшению учебной мотивации, повышению работоспособности, стабилизации вни­мания и памяти, а также снижению риска возникновения отклонений в поведении.

Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе. Хотя известный психотерапевт М.И.Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции, но оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных - более зрелыми, невыдержанных - более уравновешенными, глупых - более умными.

Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.

Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.

В МОУ СОШ№ 10 г. Россоши специальной организационной формой изучения детей является служба социального педагога и психолога, которая содействует эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и обучении, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося.

Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

  • дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
  • ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
  • нарушения физического или психического здоровья;
  • акцентуация характера, темперамент;
  • проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
  • педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
  • социальные причины.

Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.

К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия.

Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.

Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.

Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".

Выпускники школ вступают в трудовую жизнь с ее жестокими законами. В этих условиях от молодежи требуются резкий рост самостоятельности, умений, способность сохранять оптимистическое самочувствие в периоды неудач. Молодежи необходима педагогическая помощь в профориенации, защита его права на трудоустройство.

Неподготовленность к новым реалиям жизни и обратная связь между интеллектуальным содержанием труда и его оплатой приводят к изменению статуса образования - как общего, таки профессионального. Отсюда слабая мотивация учебного туда, отказ части молодежи от получения образования. Перед родителями и педагогами встает вопрос: каким образом включить детей в рыночные отношения? А тем более, если это подросток с девиантным поведением. Чему и как могут в этом помочь школа и дополнительное образование.

На основании вышесказанного мною, как социальным педагогом, Была разработана программа "Ты не один".

Цель программы: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с проблемными детьми.

Задачи программы:

  • расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся.
  • сформировать у родителей учащихся представления о "проблемном ребенке" и как с ним общаться.
  • помочь детям и подросткам справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации.

План реализации программы "Ты не один" 2008 - 2011 гг.

МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
1. Работа с педагогическим коллективом.

Семинар "Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации".

Сентябрь Психолог

Социальный педагог

2. Подбор литературы по проблеме девиантного поведения. Регулярно в течение года Библиотекарь

Психолог

3. Выступление на заседании педагогического совета: "Нарушение речи - как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение". Октябрь Логопед
4. Сотрудничество с детским психиатром:

Консультирование педагогов;

Индивидуальное консультирование учащихся и их родителей.

Регулярно в течение года Психолог

Социальный педагог

5. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания "проблемных детей". Раз в четверть Психолог

Социальный педагог

Зам. директора по учебной части

6. Анкетирование педагогов:

"Как помочь ребенку справиться с проблемами?".

"Пожелания, замечания, предложения по работе с "особенными" детьми"

Ноябрь Социальный педагог
7. Сотрудничество с организациями дополнительного образования: ДДЮ, спортивной школой олимпийского резерва, центром трудовой адаптации, станцией юных техников и натуралистов, с центром занятости населения по поводу организации досуга учащихся. Регулярно в течение года Классные руководители
1. Работа с родителями учащихся

Анкетирование родителей:

  1. "Мой ребенок. Его особенности".
  2. "Прошу помочь".
  3. "Что нового я узнал(а) о своем ребенке?"
Сентябрь Социальный педагог

Классные руководители

2. Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам. Регулярно в течение года Социальный педагог

Психолог

3. Родительские собрания:

"Гиперактивные дети".

"Межличностные отношения в разных возрастных группах".

"Мы вместе".

Октябрь Психолог

Зам. директора по воспитательной работе

Социальный педагог

4. Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия. Регулярно в течение года Классные руководители
5. Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации "проблемных" детей. Июнь Классные руководители

Зам. директора по воспитательной работе

1. Работа с учащимися.

Создание банка данных "Особенные дети".

Сентябрь Социальный педагог
2. Разработка индивидуального и группового исследования личности:

Самооценка;

Особенности темперамента и характера;

Сентябрь Психолог

Социальный педагог

3. Индивидуальные коррекционные занятия с психологом. Регулярно в течение года Психолог
4. Индивидуальные занятия с логопедом. Регулярно в течение года Логопед
5. Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении. Регулярно в течение года Социальный педагог

Классные руководители

6. Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся. Регулярно в течение года Социальный педагог

Классные руководители

7. Учет посещаемости и успеваемости "особенных" детей. Регулярно в течение года Классные руководители

Социальный педагог

8. Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению. Социальный педагог

Психолог

9. Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения. Регулярно в течение года Социальный педагог
10. Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении. Социальный педагог

Классные руководители

Работая по данной проблеме, я знакомлюсь с опытом других педагогов, глубоко вникаю в вопросы детской психологии и психиатрии. Общаюсь с родителями и детьми по разным проблемным вопросам. И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

  • прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
  • определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
  • необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
  • признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
  • владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
  • быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.