Сколько полушарий у женщины. Чем мозг мужчины отличается от мозга женщины

В среде приверженцев различных эзотерических учений существует мнение, что мужчины и женщины прибыли на нашу Землю с разных планет. Будто бы представители сильного пола прилетели с Марса, а прекрасная половина человечества жила когда-то на Венере. Теория эта уязвима с точки зрения науки и элементарной логики, но некоторые подтвержденные факты указывают на существенные различия между анатомическим строением жизненно важных органов организма у представителей разных полов. В первую очередь это касается головного мозга.

Логика полов

Давно замечено, что мужчины и женщины мыслят и воспринимают жизненные ситуации по-разному. Ранее, до эпохи научных открытий и достижений нейрохирургии, эти особенности служили поводом для многих анекдотов, шуток и взаимных иронических пассажей (чего стоит лишь тема пресловутой женской логики). Оказалось, впрочем, что разница эта имеет вполне конкретные причины, касающиеся строения полушарий, их функциональной загруженности и внутренних нервно-сосудистых связей. Начать можно с самого простого и понятного всем показателя, легче всего определяемого физическими средствами, то есть с массы. Мужской мозг весит больше женского. Этот факт сам по себе может служить аргументом в пользу мужского шовинизма, но лишь до тех пор, пока не будет проведен более глубокий анализ. Размер и масса отнюдь не являются поводом утверждать превосходство тех, у кого что-то больше, над теми, у кого это несколько меньше. Дело не только в размерах.

Физиология ментальных процессов

Недавно проведенное исследование среди тысячи молодых людей обоих полов, выявило некоторые общие черты, наблюдаемые в группах юношей и девушек. Современные средства магнитно-резонансной томографии позволили разглядеть, что в мужском мозге превалируют нервно-сосудистые соединения внутри полушарий. Это означает, что в этом данном случае связи обеспечивают в большей степени информационный обмен между передней и задней частью мозга. Другое дело у женщин. У них в большей степени наблюдается соединение между полушариями, а каналы преимущественно проходят справа налево (или наоборот, как кому удобнее считать). Ученые считают, что именно это различие обуславливает разницу алгоритмов мышления.

Логика мужская, логика женская

Разница в строении головного мозга порождает разность в мировосприятии. Мужчины проявляют в общей массе большие способности к овладению моторными навыками и усвоению точных наук, в то время как женщины сильнее в аналитическом и интуитивном мышлении. Кроме этого представительницы прекрасной половины человечества обладают лучшей вербальной памятью и в большей степени тяготеют к социальному познанию. Если перевести эти мудреные термины на простой и понятный язык, то это означает, что обычному среднему мужчине не под силу переговорить женщину, и он будет сильно уступать ей в деле сбора нужной информации и обмена ею (часто, увы, выражающейся в сплетнях и распространении слухов).

Кстати, несмотря на относительно меньший размер, женский мозг содержит более высокий процент серого вещества, отвечающего как раз за хранение и обработку поступающих от органов чувств сведений. Тяжелый мужской мозг в большей степени состоит из белого вещества, представляющего собой соединительные информативные каналы. Таким образом, разница состоит не только в способах подключения («вперед-назад» и «справа налево»), но и в самом принципе работы.

Возрастные изменения

Наиболее ярко различия строения головного мозга проявляются в подростковом возрасте, то есть тогда, когда происходит и завершается формирование сексуальности. По мере взросления, достижения зрелости и старения разница во многом нивелируется, внутренних связей становится больше как внутри полушарий, так и между ними. Женщины развивают способность мыслить логически, а мужчины обретают абстрактность ума и интуицию. Возможно, это и называется мудростью.

К тому же следует помнить, что стопроцентных мужчин (как и женщин) в природе не бывает, а образ мышления у каждого человека индивидуален.

Отличия между полами и связанная с этим дискриминация — тема, особенно остро стоящая в современном мире. Различается ли мозг мужчины и женщины, влияет ли это на поведение и интеллект – волнующий многих вопрос.

Рассматривая вопрос о том, чем отличается мужской и женский мозг следует уточнить исходное понятие пола.

Существует два термина:

  1. пол – определяется биологией и анатомией, закодированными в ДНК;
  2. гендер, который детерминируется генетикой, анатомией и признаками поведения.

Определение разницы мужского мозга от мозга женщины начинается только после обозначения того, с какой точки зрения мы ее рассматриваем. Половые различия определяют архитектуру и функции, намного сложнее с понятием гендера (смена пола не означает изменение строения органа).

Гены решают все

Первые различия в строении органа закладываются на уровне формирования эмбриона. Комбинация ХУ хромосом определяет развитие человеческого зародыша-мальчика, вариант ХХ – предопределит проявление девочки.

Хромосома Х содержит 1500 генов, отвечающих за развитие человека. Мужской организм использует все гены материнской хромосомы – выбора у него нет. Женский, получивший в свое распоряжение две Х-хромосомы, действует избирательно, используя гены из обеих, причем его выбор происходит в случайном порядке. Девочки заведомо получают в свое распоряжение в 2 раза больше генетического материала, чем мальчики.

Большее количество из этих полутора тысяч генов определяют формирование и деятельность органа. Исследования, проведенные в начале этого столетия учеными США, определили, что они предопределяют процесс производства белка, отвечающего за архитектуру мозга и определяют: мышление; навыки речи; тип социального поведения; интеллект.

Гены воспроизводят молекулы для выполнения обязанностей клеток, где они содержатся. Мозг – создан из клеток, испытывающих действие половых хромосом, под их влиянием формируется тип. Женский мозг отличается от мужского толщиной участков, отвечающих за вынесение решений (лобной доли и префронтальной коры), строением лимбической зоны, отвечающей за познание и эмоции. Существенно различие в строении миндалевидного тела, отвечающего за возникновение, запоминание эмоций. У мужчин она значительно больше, связь миндалин у женского мозга определяется с левым полушарием, у джентльменов все наоборот.

Текст: Анастасия Травкина
Иллюстрации: Даша Чертанова

Неравенство женщин и мужчин часто пытаются объяснить биологией: разные права и возможности якобы связаны с различиями в организме. Особенно часто говорят о «мужском» и «женском» мозге - а приставка «нейро-» стала новым витком в дебатах о врождённых различиях. Казалось бы, современные методики исследований должны дать однозначный ответ на вопрос, действительно ли мужчины и женщины по-разному думают, обучаются, решают задачи и выбирают, что для них важно в жизни. Разбираемся, так ли это на самом деле и как данные нейронауки используют для того, чтобы подпитывать стереотипы.

С чего всё началось

Сегодня попытки американских рабовладельцев или нацистских учёных доказать «неполноценность» целой группы людей с помощью измерений нам кажутся дикими - но искать биологические аргументы для того, чтобы показать, чем женщины хуже мужчин, некоторые до сих пор считают логичным. Представление, что женское мышление менее развито, чем мужское, долгие годы было «фоном» исследований.

Учёные, исследовавшие мозг в XIX веке, не могли «заглянуть» внутрь - им приходилось останавливаться на внешних измерениях. Они взвешивали мозг, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Первое же открытие Викторианской эпохи - мозг женщин меньше мозга мужчин - стали использовать как доказательство «неполноценности» женщин; затем начали говорить о небольшом размере лица и соотношении высоты и ширины черепа. Ни одно из предположений впоследствии не оправдалось: оказалось, что интеллект от размера ни мозга, ни черепа.

Двести лет назад многие считали, что женщины не способны к науке, не предназначены для политики и живут чувствами, главные их таланты - мягкость, кротость, подчинение и материнство, в то время как мужчины стремятся к открытиям, власти и управлению. Как философ Нил Леви, «в среднем женский интеллект лучше всего справляется с задачами, направленными на создание комфорта для других людей».

Образование считалось опасным для женского здоровья. Профессор Гарвардской школы медицины Эдвард Кларк утверждал , что из-за мыслительной деятельности у женщин могут атрофироваться яичники; якобы она ведёт к маскулинизации, бесплодию, безумию и даже смерти. Кстати, опровергла идею Кларка женщина - медик Мэри Джакоби.

Тестостерон и эмбрионы

В 2005 году на конференции по продвижению социокультурного и гендерного разнообразия в науке и инженерии ректор Гарвардского Университета Лоуренс Саммерс предположил , что женщины от природы менее способны к точным наукам. Надо ли говорить, что то, что женщины-учёные были возмущены этим высказыванием, попытались объяснить их «чувствительностью»?

Чтобы оправдать такое заявление, взволнованные скандальной речью СМИ вспомнили о теории пренатального тестостерона . Согласно ей, выброс тестостерона у мужского эмбриона на восьмой неделе развития меняет структуру его мозга: увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Этот поход андрогенов на зародыш якобы и создаёт «настоящего» мужчину, который приспособлен для науки.

Но в этой смелой теории есть проблемы. Во-первых, влияние «мужских» гормонов на мозг исследовали на грызунах, чей мозг серьёзно отличается по сложности организации от человеческого. Кроме того, даже учёные, которые рассматривают, как тестостерон влияет на крысиные зародыши, не могут в точности ответить, как именно он меняет поведение крысят после рождения. Во-вторых, пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребёнка. Мы можем предположить его уровень по косвенным показателям: измерив его уровень в крови у матери или в околоплодных водах или соотнеся длину безымянного и указательного пальцев (считается, что на это влияет тестостерон в утробе). Это значит, что пока исследователи не знают наверняка, насколько их измерения вообще связаны с гормонами плода, которые могут повлиять на мозг.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди
с тестостероном или без него должны занимать в обществе

В-третьих, единственный способ проверить, как тестостерон влияет на поведение детей, и при этом исключить влияние гендерных стереотипов в окружении - проводить исследования на младенцах возрастом до нескольких дней. Сами по себе такие тесты очень сложно организовать. Провели , например, такой эксперимент: мальчикам и девочкам давали посмотреть на лицо учёного, проводившего опыт, и машинку. Выяснилось, что мальчики дольше девочек смотрели на машинку (51 % против 41 %), а девочки - на лицо (49 % против 46 %). При этом эксперимент был проведён не совсем корректно: экспериментаторы заранее знали пол детей, не убедились, что все младенцы лежат в одинаковом фиксированном положении и что от каждого из них до объекта одинаковое расстояние. Тем не менее экспериментаторы заявили, что девочки рождаются с врождённым интересом к лицам, а мальчики - к движущимся объектам.

Разумеется, нельзя сказать, что гормоны никак не влияют на мозг - но пока мы точно не знаем как. Тем более нельзя говорить о том, какое место люди с тестостероном или без него должны занимать в обществе.

«Творческое»
и «рациональное» полушария

Вы наверняка слышали миф , что за некоторые способности мозга отвечает только одно из его полушарий: например, за креативность и интуицию - правое, а за логику и системность - левое. На самом деле асимметрия мозга касается только низкоуровневых «технических» процессов, в том числе управления органами чувств (например, информацию левого угла обзора глаза обрабатывает правое полушарие, и так далее). Нельзя говорить и что мужчины для речи больше пользуются левым полушарием мозга (и потому могут выражать свои мысли ясно), а женщины - правым (и поэтому говорят о чувствах). Если бы это было так, то у мужчин проблемы с речью возникали бы исключительно при повреждении левого, а у женщин - правого полушария, но этого не происходит. Оказалось, что расположение «речевых» и «пространственных» зон полушарий варьируется по многим причинам, в том числе не связанным с полом.

Что учёные действительно нашли, так это различия в соединениях в мозгу мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин - межполушарных. Правда, доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось. Было замечено, что способ связи в полушариях зависит от размера мозга: чем он больше, тем больше у него внутриполушарных связей, вне зависимости от пола хозяина. При этом размер мозга пропорционален телу, поэтому люди с меньшим телом обладают меньшим мозгом и большим количеством межполушарных связей.

Делать из этих особенностей вывод, что мужчины лучше приспособлены для математики и пространственных задач, а женщины - для речевых задач и интуиции, нельзя. Что интересно, исследователи математически одарённых подростков утверждают, что как раз большая связь между полушариями (по иронии чаще наблюдающаяся у женщин) даёт способности к математике.


Пространственные
и речевые способности

Часто те, кто стремится доказать различие между мужчинами и женщинами, ориентируются на то, что кажется им очевидным из жизненного опыта: женщины совершают меньше открытий, меньше представлены в науке, больше слушают других и чаще возятся с детьми. Примерно так в XVIII веке доказывали несостоятельность женского интеллекта: женщины не проявляли талантов в науках, которыми им попросту было запрещено заниматься.

Для того чтобы доказать эти «закономерности» сегодня, часто используют пространственные тесты на вращение трёхмерных фигур: считается, что у мужчин это получается лучше. Это мнение хорошо исследовали социальные психологи. Оказалось, если перед тестом испытуемым рассказать, что он определит их способности к инженерии и авиастроению (или что мужчины с ним лучше справляются), то женщины показывают более низкие результаты. Если же сказать, что тестируются навыки к вязанию крючком и другому рукоделию (или сказать, что тесты лучше проходят женщины), то женщины справляются лучше.

Этот эффект называется «угрозой стереотипа ». И мужчины, и женщины подвержены «интуитивно понятным» представлениям, от которых не так-то легко отмахнуться, особенно если их высказывают авторитеты: учёные и лидеры мнений. Интересно, что на прохождение тестов, проявление лидерских качеств и амбиций может влиять и другая информация: например, биографии женщин-лидеров, научные статьи о женских способностях к математике и пространственному мышлению значительно увеличивают результаты девушек.

Игрушки, дети и приматы

Несколько лет назад всех потрясли наблюдения антропологов за племенем диких шимпанзе: учёные обнаружили, что юные самки нянчились с головешками, как с куклой. Это исследование использовали как аргумент в пользу того, что главная роль женщины - материнство. Но человеческая женщина всё-таки не совсем самка шимпанзе. Чтобы доказать (или опровергнуть) склонность детёнышей высших приматов и человека к стереотипным занятиям с малых лет, нужно провести масштабные эксперименты и с теми, и с другими.

Результаты таких экспериментов на обезьянах оказались противоречивыми. Шимпанзе предложили «мальчишеские» машину и мяч, «девчачьи» куклу и кастрюльку и «нейтральные» книжку с картинками и плюшевую собаку. Самцы играли со всеми игрушками одинаково, а самки больше времени тратили на игрушки «для девочек». Правда, здесь кроется серьёзная проблема: человеческие вещи имеют другое значение для животных. Когда те же игрушки разбили на другие категории - одушевлённые и неодушевлённые, - разница между предпочтениями самок и самцов исчезла.

Часто данные исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры

В экспериментах на детях однозначных выводов тоже не получается . «Мальчишескими» игрушками считаются поезда, автомобили и инструменты, «девчачьими» - посуда, детская бутылочка или колыбелька. В среднем удаётся показать, что мальчики больше времени играют с автомобилями, а девочки - с бутылочками. С гендерно нейтральными игрушками, такими как мозаики, пирамидки, мягкие игрушки, и те и другие проводят одинаковое количество времени. Другие исследователи считают, что мягкие игрушки не гендерно нейтральные, а предназначены для девочек, и доказывают, что девочки проводят с ними больше времени.

Точно так же, как и с обезьянами, эксперименты с детьми могут стать «самоисполняющимся пророчеством », а после них остаётся много вопросов. Что именно привлекает малышей в игрушках: цвет, температура и текстура, звуки, прочность, запах? С чем охотнее будет играть мальчик - с пожарной машиной без колёс или с Барби на розовой машинке? Какие именно свойства игрушек привлекательны для самок и самцов приматов и можно ли, зная их, сконструировать такие игрушки, которые были бы интересны только одному полу?

Так есть ли разница

Нейронауки - группа новых наук, находящихся на раннем этапе развития. Наша техника пока несовершенна, информации о мозге ещё крайне мало - а много открытий о человеке ещё впереди. Существуют рекомендации для нейроисследований, они предлагают учитывать не только пол испытуемых, но и их возраст, происхождение, социальный статус и так далее. Это требование учитывает - способность мозга меняться под влиянием опыта на протяжении жизни . Если мы получаем данные о различиях в работе мозга у разных людей, мы должны понимать, появились они с рождения или под воздействием опыта. Стереотипы подкрепляет и то, какая информация доходит до широкой аудитории: часто данные многих исследований, которые не выявляют различий между мужчинами и женщинами, остаются без внимания - зато исследования, подтверждающие разницу между женщинами и мужчинами, публикуют и перепечатывают СМИ и блогеры.

В мозге нет зон, отвечающих за талант к математике, писательству, эмпатии или кулинарные способности: это «мозаика », задействующая множество областей, которая может решить одну и ту же задачу разными способами. «Интуитивно понятные» выводы могут оказаться стереотипом, эксперименты должны корректно воспроизводиться в разных лабораториях и давать один и тот же результат.

Конечно, нельзя говорить, что биологических отличий между полами совсем не существует. Исследования могут, например, помочь разобраться с такими особенностями, как аутизм, который чаще диагностируют у мальчиков. Разницу необходимо учитывать и в самих экспериментах. Даже для клеточных исследований теперь предлагают использовать клетки, взятые и у мужчин, и у женщин, так как определяющие пол хромосомы кодируют до 5 % нашего генома и сказываются на реакциях клетки.

При этом «разница» совсем не означает «противоположность», учёные предлагают говорить об «эффекте пола »: человечество - единый вид со множеством вариаций устройства мозга. «Мужской» и «женский» мозг - миф , а существующие различия не повод считать, что одни мозги «лучше» других.

Женщины интересуются людьми, а мужчины — вещами. Женщины стремятся к сопереживанию, мужчины предпочитают систематизирование. Конечно, ведь мозги мужчин и женщин совершенно разные. Мозги женщин лучше снабжаются кровью. Зато мужские — тяжелее. У женщин больше серого вещества, у мужчин — белого. Таких предполагаемых отличий, как эти, можно предостаточно найти в интернете, но с научной точки зрения они довольно сомнительны. Потому что совсем неясно, какое влияние эти различия оказывают на функциональность.

Миф о том, что мужской мозг выглядит и функционирует совершенно иначе, чем женский, прочно укрепился. При этом различия, как правило, очень незначительны, заявляют исследователи. И неясно, связаны ли вообще эти минимальные отличия каким-то образом с поведением или определенными способностями. Только в одной области головного мозга обнаруживаются отличия, здесь разница действительно не просто велика. Ученые также уверены, что именно она на самом деле отражается в поведении женщин и мужчин.

Часть мозга, о которой идет речь, занимает всего несколько миллиметров. Она располагается глубоко в мозгу, в эволюционно очень старой области, промежуточном мозге. Ее функции большей частью настолько основополагающие, настолько инстинктивные, что у людей она навряд ли сложнее, чем у остальных млекопитающих. И там находится так называемая Nucleus präopticus medialis: небольшое ядро нервных клеток, то есть группа нервных клеток, совместно выполняющих определенные задачи.


Различия закладываются в утробе матери

Эта область мозга относится к человеческому сексуальному центру. У самцов млекопитающих она является узловой точкой, которая отвечает за «типично мужское» поведение: доминирование, агрессивность и половое влечение. Женщины же, напротив, не имеют единого центра управления. У них доминирование, агрессивность и половое влечение разъединены и контролируется разными нервными центрами в промежуточном мозге.

Поскольку эту особенную функцию у мужчин выполняет Nucleus präopticus medialis, его размер более чем в два раза больше женского. Поэтому большое клеточное ядро — единственная часть мозга, по которой исследователи могут с уверенностью определить, принадлежит ли мозг мужчине или женщине.

И уже на достаточно раннем этапе. К началу третьего месяца беременности плод развивает свои зародышевые клетки: яичники у девочек и семенники у мальчиков. Y-хромосома мужского эмбриона сообщает через медиаторы мозгу матери, что ей нужен тестостерон, чтобы развиться в мальчика, и строит место связывания рецептора с раздражителем для гормона. Кроме того и в миндалине мозжечка, которая перерабатывает эмоциональные впечатления и где в итоге зарождается сексуальное и агрессивное поведение.

«Вряд ли сегодня кто-то еще сомневается в том, что такое дородовое отличие между мужчинами и женщинами имеет определенное влияние на поведение», — говорит Герхард Рот (Gerhard Roth), который является специалистом в нейробиологии и поведенческой психологии в университете Бремена.

Контекст

Люди-волки и неспящий спящий мозг

ИноСМИ 11.08.2017

Власть разрушает мозг

The Atlantic 25.06.2017

Музыка - лекарство для уставшего мозга

Helsingin Sanomat 22.04.2017
Существует множество научных доказательств

Есть доказательства того, что Nucleus präopticus medialis действительно отвечает за «типично мужское» поведение. Так, например, ученые пересадили самкам крыс Nucleus präopticus medialis мужских сородичей. После этого крыса начала взбираться на других самок. Она стала также агрессивнее, чем прежде, и участвовала в боях за территорию.

Среди людей тоже есть указания на то, как значительно нервное ядро для поведения полов. Тогда, когда мужчины или женщины чувствуют сексуальное влечение к людям того же пола. Еще на стадии формирования плода у гомосексуальных мужчин Nucleus präopticus medialis заметно меньше, чем у их гетеросексуальных товарищей по полу.

Обратное верно и для женщин-лесбиянок. У них нервное ядро больше, чем у гетеросексуальных женщин. В определенных случаях это может привести к тому, что генетический пол больше не соответствует гормональному. Тогда говорят об интерсексуальности.

Ученые предполагают, что в таком случае имело место нарушение коммуникации между эмбрионом и гормональной системой матери. Это проявляется в более или менее выраженной форме для более 5% беременностей.

Гормон стресса кортизол тоже играет роль

Исследователь мозга Рот делает заключение из проведенных ранее исследований, что за различия в поведении между полами, прежде всего, ответственны гормональные взаимосвязи. Это подтверждают и результаты поведенческих исследований. Так, известно, что женщины сильнее реагируют на стресс, чем мужчины, и обычно более пугливы и тревожны, чем мужчины.

Стресс тесно связан с гормоном кортизолом: высокий уровень кортизола увеличивает страх перед болью и опасностью. У женщин в мозгу нет специального ядра невротизма в мозгу. Но есть гормональный цикл, который легко может объяснить, почему женщины нервознее мужчин.

Это связано с тем, что тестостерон подавляет гормон стресса кортизол. Поскольку у женщин, в среднем, в мозгу циркулирует меньше тестостерона, гормон стресса у них может беспрепятственно действовать. У мужчин в насыщенные тестостероном моменты влияние кортизола снижается.

Поскольку такие гормональные различия закладываются еще до рождения, вероятно, они влияют на то, как развивается манера поведения. Например, исследователь мозга Рот предполагает, что в течение своей жизни мальчики развивают лучшее пространственное мышление, потому что они гормонально настроены на то, чтобы исследовать окрестности и делать открытия. Они карабкаются, строят и пробуют новое.

Только средние значения существенно отличаются

Девочки из-за своего более высокого уровня кортизола осторожнее. Они часто предпочитают оставаться с людьми, которые им знакомы. И поэтому рано обучаются общаться с другими. Так в среднем можно объяснить лучшие вербальные способности, не заявляя об особенно хорошем языковом центре женского мозга.

Если бы это действительно было так, объясняет Рот, мы могли бы увидеть отчетливые различия в области коры головного мозга. В части мозга, где находятся все зоны, которые превращают нас в интеллектуальных существ, где возникает язык, логическое мышление и сложные чувства.

Тому, что женщины предпочитают работать с людьми, а мужчины — с вещами, могут способствовать определенные гормональные предпосылки. Но качества, которые дети разовьют в течение своей жизни, в большей степени зависят от воспитания. И это не противоречит тому, что Эмма станет отличным инженером, а Лукас — любимым учителем в школе.

И в заключение, при обсуждении разницы между полами речь всегда идет только о средних значениях. Уровень тестостерона у человека может значительно варьироваться. Так маленькая Эмма может с удовольствием бегать и лазать или опрокинуть своего партнера по дзюдо. А Лукас, может, лучше спокойно поиграет в настольные игры с соседским мальчиком, чем в мяч в саду.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ученые считают, что 20% мужчин имеют женский мозг, а 10% женщин - мужской, конечно, с множеством индивидуальных различий. Например, женщины слышат вдвое лучше (в 2,3 раза), чем мужчины. Женщины слышат, что мужчина кричит (и думают, что он зол), тогда как у мужчин создается ощущение, что он говорят в доверительной манере, даже с неким оттенком участия.

Женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий (левого и правого), тогда как мужчина - преимущественно с помощью левого полушария, с участием вербального, логического мышления и, следовательно, критически. У женщин - более тесные связи между двумя полушариями мозга, что позволяет решать одновременно несколько задач, и речь мужчины им кажется эмоционально окрашенной, субъективно осознанной через их желания и тревоги, пропущенной сквозь этические или социальные ценности. Они слышат, что мужчина говорит, но еще больше чувствуют, как он это делает, ощущая тембр мужского голоса, ритм его дыхания, его предполагаемые чувства.

Левое полушарие мозга более развито у женщин, а правое (так называемое эмоциональное) - у мужчин. Это противоречит тому, что думают обыватели (а иногда даже психотерапевты). Значит, женщина более вовлечена в вербальное участие и коммуникацию, тогда как мужчина больше подготовлен к действию и конкуренции.

Муж прерывает жену, чтобы предложить решение, а у жены создается ощущение, что он ее не слушает. Фактически же мужчины более эмоциональны, чем женщины, но они меньше выражают свои эмоции, и этим не следует пренебрегать в супружеской жизни. Для женщины более важно время, за это отвечает левое полушарие. Мужчине важнее пространство, и тут играет важную роль правое полушарие. Преимущество мужчины при испытаниях в объемном пространственном действии - огромно, начиная с детства.

Женщина находит дорогу по конкретным маркерам - превосходя мужчину в запоминании или определении конкретных объектов. Мужчина оперирует абстрактными понятиями - он способен импровизировать, «срезать путь, чтобы добраться до своего автомобиля или отеля».

Считается, что женщина более чувствительна, но не эмоциональна. У нее очень хорошо развит слух, вот почему важное значение имеют для нее нежные слова, тембр голоса, музыка и т. п. Более развита у нее тактильная чувствительность - на коже женщины находится в 10 раз больше, чем у мужчины, рецепторов, чувствительных к прикосновению. Кроме того, окситоцин и пролактин (гормоны привязанности и ласки) усиливают ее потребность в прикосновении и ласке.

Что касается зрения, то у мужчин оно более развито и более эротизировано - отсюда их интерес и возбуждение, вызываемые одеждой, макияжем, ювелирными украшениями, наготой, порнографическими журналами. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов, форму объектов и т. д.).

Фундаментальные различия между мужчиной и женщиной объясняют естественным отбором в течение более миллиона лет эволюции человеческого вида. Мужчина приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно ему приходилось вести молчаливое преследование добычи, иногда в течение нескольких дней, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру (ориентация). В давние времена вербальный обмен был очень незначительным, подсчитано, что доисторический человек за всю жизнь встречал не более 150 людей. В течение того же периода времени мозг женщины приспособился к выполнению ее основного назначения - воспитания детей, что требовало вербального общения. Исходя из этого, на биологическом уровне мужчина запрограммирован на конкуренцию, женщина - на сотрудничество.

Эти различия закладываются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и на них очень незначительно воздействуют в дальнейшем образование и культура. Сегодня считают, что наша личность детерминирована и определена на треть наследственностью, на треть - внутриутробной жизнью. Личность определяется на треть и приобретенными знаниями, на что влияют культурная среда, уровень образования, воспитание, случайные обстоятельства.

Когда мяч лежит на земле, мальчики бьют по нему ногой, а девочки берут в руки и прижимают к груди. Это происходит непроизвольно и имеет непосредственное отношение к гормонам.

Тестостерон - это гормон желания, сексуальности и агрессии. Его можно было бы назвать гормоном завоевания (военного или сексуального). В оптимальной концентрации тестостерон:

  • развивает силу мышц (40% мышц у мужчины; 23% - у женщины);
  • обусловливает скорость реакций и несдержанность (92% водителей сигналят в транспортных «пробках», и это, главным образом, мужчины);
  • способствует формированию агрессии, конкуренции, доминирования (доминирующий самец поддерживает качество вида);
  • развивает выносливость, настойчивость;
  • способствует заживлению ран, увеличению лысины, зоркости, развитию правосторонности тела, точности движений и ориентации.

Эстрогены, в свою очередь, способствуют развитию ловкости, раздельному движению пальцев, левосторонности тела, а также образованию около 15% жира в организме мужчин и 25% - у женщин, необходимого для защиты и вскармливания младенца.

Эстрогены также влияют на слух женщины, она различает больший диапазон звуков, лучше, чем мужчина, (в 6 раз) узнает звуки и музыку, и лучше поет. Женщина хорошо запоминает названия цветов, у нее также хорошо развита слуховая и зрительная память. Женщину привлекает доминирующий самец, сильный, способный защитить, опытный и социально признанный, который, как правило, старше по возрасту.

Женщина говорит не думая; мужчина действует не думая.

Женщина, несчастливая в личных отношениях, имеет проблемы и на работе; мужчина, несчастливый в работе, имеет проблемы в отношениях с женщинами.

Женщине нужна близость для того, чтобы оценить сексуальность, мужчина нуждается в сексуальности для того, чтобы оценить близость.