Танцы у костра, купальские венки и эстонская рига: Янов день отметили в Томской области. Праздник ивановой ночи в эстонии

В ночь с 6 на 7 июля, вся Беларусь празднует Ивана Купала - один из самых интересных и колоритных народных праздников восточных славян! В эту ночь все купались в озёрах и реках, прыгали через костры и собирали целебные травы. Корреспондент Первого кулинарного портала узнала, какие ещё народы, кроме белорусов, любят этот праздник?

Праздник Ивана Купала имеет языческие корни и отмечается он во многих странах. Купалу называют богом плодородия, а празднования в его честь предлагаются на 21, 22, 24 июня или на 7 июля. В Польше праздник называют - «Sobotki», в Литве - «Rаsos» или «Saules», в Латвии - «Ligo», в Эстонии - «Jaanipäev»... А старинные традиции этого празднования сохранились практически по всей Европе.

По-европейски


Праздник Лиго в Латвии

Лиго - праздник летнего солнцестояния в . Проходит он в ночь с 23 на 24 июня. В эту ночь чествуют Яниса (или Ивана - Прим. автора ) - бога плодородия. В Янов день собирают травы, плетут венки из дубовых листьев и украшают ими себя, животных и дом. В первую очередь это именины Янисов, Ян и Лиг (Лига - женское имя, - Прим. автора ). Если же в компании друзей нет ни одного с таким именем, то выбирается один, которого «назначают» Янисом. Тминный Янов сыр и ячменное пиво - «ритуальные» латвийские праздничные угощения. Ни в коем случае нельзя отказываться от предложенной кружечки пива в этот день, иначе обиды не миновать!

В Эстонии Янов день - второй по значению праздник после рождества. Традиционно его празднуют в деревнях или на хуторах, и считается он днём колдовства и чудес. В это время водят хороводы вокруг костров, на городских улицах танцуют, поют песни, а жители деревень ищут мистический цветок папоротника, который, по поверьям, цветет только этой ночью и приносит удачу тому, кто его найдет. Всё, как у нас!


В Йонинес - с 21 по 24 июня, но гуляния традиционно происходят в самую короткую ночь в году, с 23 на 24 июня. В этот день по всей стране проходят народные гуляния, фестиваль народного танца и песни, прыжки через костёр, плетения венков, гадания. Ещё одна интересная традиция - угадывание погоды на рождество. Считается, если ночь на 24 июня безоблачная и звёздная, то рождество будет снежным и холодным, если же небо в летнюю ночь наоборот облачное - ждите на рождество дождей с ветром, а если пойдёт дождь - на рождество завьюжит.


Ночь Святого Яна в Польше

В этот праздник называется Собуто или Ночь Святого Яна, и празднуется он, как и в Прибалтике, в самую короткую ночь с 23 на 24 июня. На возвышенностях жгут костры, которые так и называются - собутки, а искры для их разведения высекаются древним способом - трут две деревяшки друг о друга. Современной традицией стало запускание воздушных фонариков в небо, в 2011 году их насчитали одиннадцать(!) тысяч.



Иванов день в Финляндии

Забыв обо всех заботах, Иванов день отмечается и в ! К празднику фины готовятся заранее, а почитают в это время - берёзу, которая украшает городские улицы. Берёза символизирует гостеприимство, «полосатые» венки или ветки в этот день можно встретить повсюду: в домах, магазинах и церквях. До сих пор, сохранилась толи игра, толи шутка, когда финские парни, признаваясь в любви, на палец избранницы надевали кольцо сделанное из берёзовой коры. Современные горячие финские парни и сегодня с помощью берёзового кольца делают любимым предложения, девушки же в знак согласия должны дарить такое же кольцо в ответ. Чаще всего кольцами обмениваются именно в купальскую ночь. Чтобы приворожить избранника несчастным в любви, рекомендуется в полночь Иванова дня трижды обежать ржаное поле, желательно обнажённым. Кульминация торжества близиться к вечеру. В небольших городах, жители собираются возле реки и украшают красными ленточками берёзовый крест, тем самым объявляя открытие праздника. Самая весёлая часть праздника - хоровод, а важная - поднятие финского флага и сожжение «пирамиды», сложенной из берёзовых веток. В то время, когда догорает костёр, финны жарят сардельки и пекут блины.

…Первоначально был посвящен солнцу, что было связано с днями летнего солнцестояния. В конце июня - начале июня небесное светило пересекает наивысшую точку над землёй, дни становятся длиннее, а ночи - короче. Так проявлялась чудодейственная и «магическая» сила солнца над всем растительным и животным миром. Считалось, что в эти дни всё живое стремится расти, расцветать, множиться и радоваться жизни.

С распространением христианской веры празднование отнесли ко дню рождения Иоанна Крестителя (7 июля по старому стилю, 24 июня - по-новому - Прим. автора ). Так дата празднования перестала совпадать с астрономическим солнцестоянием, тогда праздник и начали называть Иван Купала. Ведь Иоанн обозначает «погужатель» или «купатель».

Ночь накануне Ивана Купала - особенная! В праздновании принимало участие всё население, причём традиции требовали участия каждого человека во всех обрядах. Обязательным было выполнение и соблюдение всех правил, запретов и обычаев. На берегах рек и озёр было принято разжигать костры, вокруг которых водили хороводы.

Смельчаки прыгали через костры, купались в «тёмной» воде, собирали травы в лесу, гадали. До сих пор считается, что собранная купальская роса помогает от угрей и прыщей. А, если ею побрызгать стены в доме, то перестанут заводиться тараканы. Ещё в эту ночь нельзя было спать, потому что оборотни, колдуны, русалки, лешие и водяные становятся особенно опасными.

Обряды и традиции Купание в озёрах и реках - одна из главных традиций праздника. Вода на Купала становиться целебной и приобретает магические свойства. А из-за того, что в купальскую ночь из водоёмов выходят русалки и водяные, до второго августа можно купаться без опасения.

Ещё одна традиция - разжигание костров у рек . Народ верил, что в купальскую ночь огонь отгоняет нечисть, снимает порчу и даже приобретает целительную силу. В Беларуси и Украине парни и девушки выбирали себе пару, обменивались венками и, взявшись за руки, прыгали через костёр. Существует примета, если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединяться во время прыжка, значит в скором времени быть свадьбе. На Гомельщине для защиты от колдовства парни качали девушек на руках над купальским костром.

Ещё одним обычаем было сжигание колёс . Причём, в Беларуси эта традиция существует и по сей день, только сжигают использованные шины от машин, велосипедов и тракторов. Раньше, колёсо поджигали и пускали катиться по склону к реке. Если оно не падало и горящим закатывалось в реку, можно было ожидать обильного и богатого урожая. А вот, если оно гасло или заваливалось на бок, стоило бояться голодного года.

Считалось, что травы , собранные в купальскую ночь, обладают целебными свойствами. Ими окуривали больных, «боролись» с нечистой силой, во время грозы бросали в растопленную печь, предохраняя дом от удара молнии, использовали для любовной ворожбы.

Но, конечно, главным героем в эту ночь становился папоротник ! По легенде, в ночь на Ивана Купала папоротник расцветает: из «сердца» куста вырастает цветочная стрелка с бутоном, похожим на горячий уголь, а ровно в полночь на мгновение показывается огненный цветок. Если его сорвать, можно приобрести способность видеть клады, зарытые глубоко в земле, понимать язык животных, открывать любые замки, просто приложив к ним цветок, обрести дар предвидения, принимать любой облик и становиться невидимым…

Как найти «Папараць-кветку»?

Охотнику за цветком следует очертить вокруг себя освященным ножом круг и дожидаться полуночи. Сорвать цветок папоротника трудно, потому что лесная нечисть этому всячески препятствует, поворачиваться ни в коем случае нельзя, иначе можно лишиться жизни. Добыв цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад.


. Так пройдёт четвёртый купальский праздник «Александрия собирает друзей», в котором будет задействовано две(!) тысячи артистов. Гуляния состояться в живописном месте на берегу Днепра, который соединяет два населённых пункта - Александрию и Копысь - Могилёвскую и Витебскую области. В этом году подготовлена специальная программа, ещё гости смогут приобрести изделия народных промыслов и ремёсел, полакомиться сладостями.


Тем, кто приедет на гуляния в Александрию ещё повезёт побывать на фестивале льна, кваса и пива, на выставке племенного животноводства. Необычайной будет и экскурсия на теплоходе из Могилёва, выступления коллективов художественной самодеятельности, звёзд белорусской и зарубежной эстрады и многое другое. Главный сюрприз посетителей ожидает от российской звезды Веры Брежневой! Но гуляния не обойдутся без традиционных для Купалья венков и костров. Второй день Ивана Купала пройдёт не менее интересно, так что стоит запастись силами и ехать в Шкловский район.

Кто это было Первый кулинарный портал расскажет уже на следующей неделе - хороших выходных!

Иванов День или Яанов день

Jaanipäev

Второй по значению праздник после Рождества - Яанов или Иванов день (Jaanipäev). Его традиционно отмечают в деревнях и на хуторах в самую короткую ночь в году с 23 на 24 июня.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version . You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Катя: Вчера по телевизору показывали сюжет, как эстонцы готовятся к Иванову дню. Это у вас большой праздник?

Кристьян: Да, мне кажется, это самый любимый эстонский праздник.

Катя: Расскажи мне о нём, пожалуйста.

Кристьян: Вечер 23 июня называется jaanilaupäev (Янова суббота). По всей Эстонии топят бани, готовят еду, запасают веники и дрова для костра. Молодыми берёзками украшают дом, качели, площадку вокруг костра. Это старая традиция эстонцев.

Катя: А что ещё делали в старину?

Кристьян: В этот день девушки мыли лицо родниковой водой. Они плели венки из цветов. Когда венок н а девал и на голову, нельзя было говорить ни слова. С ним девушки ложились спать. Они верили, что во сне к ним придёт жених.

Катя: А у русских в старину на день Ивана Купалы было принято купаться в реках и озёрах. Правда, этот день отмечается на две недели позже - 8 июля.

Кристьян: Эстонцы очень любят ходить в баню и париться. Веники надо заготавливать до 24 июня. Считается, что после Иванова дня веник не имеет целебной силы. Сразу после Иванова дня в деревнях начинают заготавливать сено.

Катя: Как ещё развлекались в старину?

Кристьян: К вечеру все собирались у качелей и костров. Ели и пили пиво. Потом начинались игры - бег в мешках, перетягивание каната, разные догонялки. Молодёжь качалась на качелях. Все пели и танцевали.

Катя: Интересно, какие танцы были тогда?

Кристьян: Разные. Танцевали польку и краковяк, вальс и падеспань.

Катя: А как сегодня?

Кристьян: Сегодня эстонцы предпочитают уезжать из города - в деревни, на хутора к родным, на дачи. В центре деревни или посёлка жгут большой костёр, и здесь происходит всё самое главное. Выступают известные артисты и местные таланты - хоры, певцы и музыканты. Проводятся соревнования силачей. Потом всю ночь танцуют, поют, пьют пиво, прыгают через огонь и ищут в лесу цветок папоротника, который по преданию, цветёт только в Иванову ночь. Того, кто нашёл цветок, ждёт большое богатство и счастье.

Катя: А что едят в этот день?

Кристьян: Обязательно мясо, ещё популярны колбасы на гриле. И, конечно же, пиво. Праздник продолжается всю ночь. Считается, что в Иванову ночь нельзя л о ж и ть ся спать до самого рассвета.

Катя: Мне нравится этот праздник. Спасибо тебе.

СЛОВАРЬ

ба́ня - saun

топи́ть ба́ню - sauna kütma

ве́ник - viht

запаса́ть ве́ники - vihtasid varuma

дрова́ - küttepuud

костёр - lõke

роднико́вая вода́ - allikavesi

вено́к - pärg

плести́вено́к - pärga punuma

надева́ть на го́лову - pähe panema

сон, во сне - uni, unes

жени́х - peig

купа́ться в реке́ - jões suplema

па́риться - vihtlema

целе́бная си́ла - ravitoime

се́но - hein

развлека́ться - lõbutsema

бег в мешка́х - kotijooks

перетя́гивание кана́та - köievedu

догоня́лки - kullimäng

ме́стный - kohalik

соревнова́ние силаче́й - rammumeeste võistlus

пры́гать че́рез ого́нь - üle lõkke hüppama

цвето́к па́поротника - sõnajalaõis

иска́ть, я ищу́, ты и́щешь… - otsima , ma otsin, sa otsid…

по преда́нию - rahvapärimuse kohaselt

цвести́в Ива́нову ночь - jaaniööl õitsema

найти́, (он) нашёл, (она) нашла́, (они) нашли́ - leidma, ta leidis, nad leidsid

ждёт бога́тство - ootab rikkus

обяза́тельно - tingimata

продолжа́ться всю ночь - kestma terve öö

до рассве́та - koidikuni

Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Национальный эстонский праздник «Янов день» отметили в деревне Березовка Первомайского района в ночь на 24 июня. Гости праздника смогли попробовать эстонскую кухню, познакомиться с обрядами и станцевать у костра, сообщает корреспондент vtomske.ru, побывавший на мероприятии.

Янов день (так же Яанов, Иванов день) является в Эстонии вторым по значению праздником после Рождества. Он отмечается в ночь с 23 на 24 июня, в преддверии Ивана Купалы (по юлианскому календарю празднуется 24 числа). Янов день традиционно отмечается на природе. Во время праздника ждут костры, поют, танцуют, собирают травы, которые по поверьям обладают в эту ночь волшебными силами, а также плетут купальские венки.


Народный праздник отмечают в Березовке около 30 лет. Эстонцы проживают в селе с конца XIX века. В этом году на Янов день в Первомайский район приехали эстонские, белорусские, украинские, русские, польские творческие коллективы из пяти регионов России — Тверской, Новосибирской, Кемеровской, Омской областей, а также муниципалитетов Томской области.

Посетили праздник и первые лица области. Губернатор Сергей Жвачкин осмотрел праздничную поляну, на которой можно было увидеть выставку национальных костюмов, воссозданный хутор с жилой ригой — это традиционное жилище крестьян Эстонии.

Рига делилась на жилую часть и хозяйственную. В хозяйственной находились предметы быта: маслобойка, стиральная доска, квашня, кофемолка, средство для ловли рыбы в проруби, сепаратор и другое. В жилой можно было увидеть кровать, шкаф, прялку и другие предметы мебели.





Открывая праздник, глава региона напомнил, что в Томской области проживают представители 140 национальностей.

«Это очень здорово — что мы все разные. У нас разные песни, культура, одежда. Сегодня в Березовку съехались представители многих национальностей. Я благодарен людям, которые сохраняют те корни и традиции, без которых невозможно жить ни одному народу», — сказал Сергей Жвачкин.

На «Яновой поляне» для гостей развернулась большая ярмарка. Здесь можно было отведать блюда национальной эстонской кухни, в том числе горячую пшеничную кашу, кровяные колбаски, сыр. Также все желающие могли приобрести национальные сувениры и поделки народных умельцев.





Руководитель местного Дома культуры Людмила Богинс рассказала корреспонденту vtomske.ru, что, кроме Березовки, в Первомайском районе эстонцы проживают в поселках Орехово и Новый. На «Яновой поляне», по ее словам, построен гостевого домик. «Это домик, где можно пожить, отдохнуть, познакомиться с местной культурой. Там есть все необходимое, в том числе холодильник, плита, микроволновка. В этом году сделали баню», — отметила Богинс.

Праздник также посетил третий секретарь посольства Эстонии в Москве Сильвер Кюнгас. Он отметил, что эстонцы всегда отмечают Янов день на природе. «Я чувствую себя здесь как дома. Эстонцы в Янов день стараются уехать из города на природу. Всегда зажигается костер, поются национальные песни, люди танцуют», — отметил Сильвер Кюнгас.

Организация таких праздников как «Янов день» помогает местным сохранить традиции. Жительница деревни Вознесенка Эмилия имеет польские корни от бабушки. По ее словам, в Первомайском районе есть много творческих клубов, сольных и танцевальных ансамблей, которые передают эстонские традиции другим через национальные песни и танцы. «Люди, действительно, интересуются этим, проникаются», — добавила она.




Кульминацией праздника стал большой праздничный костер, вокруг которого гости сначала водили хоровод, а после перешли на зажигательные национальные танцы.

Разжигание костров, возможно, — главная традиция Янова дня. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Костер нужно было сделать как можно выше, так как он символизировал победу света над тьмой и был призван «помочь» Солнцу одолеть верхушку неба. Также нередки были и прыжки через костры парами.

После костра девушки зажгли свечи, поставили их в венки и пустили по воде. Это традиционное гадание, которые проводилось в ночь на Ивана Купала. Согласно поверьям, если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — суженого пока ждать не стоит, потухнет свеча — жених будет бедным, а если утонет — нужно готовься к беде. Также девушки смотрели, к какому берегу венок пристанет — оттуда жених и придет.
















Jaanipäev переводится с эстонского языка как Иванов день. Подготовка к торжеству в честь праздника действительно происходит днем 23 июня, празднование начинается вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей восходящего солнца.

23 и 24 июня — считаются государственным праздником. Большинство горожан стремится уехать в это время за город. Но и в районах Таллинна тоже есть места, где разрешается жечь костры.

К вечеру 23 июня уже натоплены бани, замочены березовые веники, подготовлено для мангалов мясо или гриль-колбаски, закуплено пиво и натасканы дрова.

Те, кто чтит древние традиции, украшает дом и площадку вокруг костра березовыми ветками. В Эстонии считается, что березу для веников нужно срезать до 24 июня, потому что иначе веник не будет иметь целебной силы

Очищающий огонь

В старину девушки 23 июня должны были умыть лицо родниковой водой, сплести венок, одеть его на голову, да так и лечь спать. Считалось, что так они увидят во сне своего суженого. К вечеру этого дня жители поселений собирались у костров. Ели, пили пиво, перетягивали канат, прыгали в мешках, пели песни, качались на больших деревянных качелях, танцевали.

© Sputnik / Александр Заболотный

Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей восходящего солнца. Считалось, что в Иванову ночь нельзя ложиться спать до самого рассвета, тогда весь год будет удачным.

Древние эстонцы верили, что огонь имеет очищающую силу, в нем сгорает все плохое, грязное и отжившее. Поэтому костер они старались сделать как можно больше, чтобы огонь был выше к солнцу, которое он сможет поприветствовать утром. Для создания такого костра собирались жители нескольких хуторов. Вокруг костра водили хороводы, вокруг него водили также домашний скот, чтобы защитить его от сглаза и болезней.

Традиция готовить на Иванову ночь мясо появилась в более позднее время, древние эстонцы ели на праздник молочные продукты и яйца. А вот много пили в этот праздник всегда — и пиво, и водку.

Традиция собираться большой компанией сохранилась и в наши дни. В городах или в центре деревень разжигают большие костры. Сюда приглашаются артисты — певцы, музыканты. К тем, кто живет за городом в частных домах или на хуторах, приезжают родственники и друзья. До утра в наше время гуляют не все — преимущественно молодежь, однако и люди преклонного возраста с удовольствием некоторое время принимают участие в общем веселье. А утром Эстонию накрывает дымом от догорающих костров.