Всероссийский сабантуй средняя. Женский ансамбль из самого западного татарского села

Как прошел всероссийский праздник Сабантуй в крупнейшем татарском селе мира

21-22 июля в крупнейшем татарском селе мира - Средней Елюзани Пензенской области - прошел 8-й всероссийский сельский Сабантуй. Колумнист «Реального времени» Ирек Биккинин делится с нашими читателями своими впечатлениями и наблюдениями с праздника.

Как обычно на современных Сабантуях, шли состязания по разным видам спорта, гремела музыка, танцевали, профессиональные и самодеятельные артисты исполняли татарские песни.

На подворьях нескольких районов Пензенской области с компактным проживанием татар - Белинского, Городищенского, Иссинского, Каменского, Кузнецкого, Лунинского, Лопатинского, Неверкинского, Пачелмского, Пензенского, Сосновоборского, Спасского, Шемышейского, а также Кукморского района Татарстана, выстроенных на просторном майдане Сабантуя, желающие могли попробовать блюда татарской кухни, узнать о традиционных ремеслах татарского народа.

Многих поразил чак-чак весом в 100 килограммов, который выставили на подворье Городищенского района, где и расположено село Средняя Елюзань.

Как обычно на современных Сабантуях, шли состязания по разным видам спорта, гремела музыка, танцевали. Фото prav.tatarstan.ru

Звезда Голливуда на Сабантуе

Многие с удивлением обнаруживали, что рядом с ними осматривает подворья районов и болеет за спортсменов и звезда Голливуда. Это был актер Олег Тактаров, чемпион мира 1995 года по смешанным единоборствам по версии UFC, прогуливающийся по майдану Сабантуя вместе со своим дядей Николаем Тактаровым, возглавляющим центр занятости населения Пензы. Некоторые не терялись: так сказать, ловили момент и фотографировались с известным спортсменом и актером.

Открытие Сабантуя

Сабантуй открывали глава Пензенской области Иван Белозерцев и президент Татарстана Рустам Минниханов. Каждый из них при этом наградил по несколько татар из Пензенской области, так или иначе проявляющих себя в делах по развитию татарских сел и татарской культуры.

Рустам Минниханов сказал: «Сегодня организован прекрасный праздник на этой благодатной пензенской земле. Мне очень радостно, что моя мечта тоже сбылась - мне все время говорили, что есть самая большая татарская деревня. И сегодня мы имели честь здесь и школу открыть, и мечеть посетить, и вот вместе с вами ознакомиться с площадкой Сабантуя. Сабантуй - это наша традиция, это наша гордость, это наш самый любимый праздник. Мы, татары, проводим его в 59 регионах России и в 32 странах мира. Конечно, это праздник не только для татар и башкир, это праздник для всех. Но здесь основная суть - показать самобытность нашего татарского народа. Поэтому всех вас поздравляю с праздником Сабантуй, хорошего нам праздника. Спасибо вам всем. Барыгызга да исәнлек-саулык, Сабан туйларыбыз матур үтсен, гел бергә-бергә очрашырга насыйп булсын. Рәхмәт сезгә, бәйрәм белән».

Сабантуй открывали глава Пензенской области Иван Белозерцев и президент Татарстана Рустам Минниханов. Фото prav.tatarstan.ru

Для Аяцкова места не нашлось

Некогда весьма известный и харизматичный политик, экс-губернатор Саратовской области, Дмитрий Аяцков скромно стоял рядом с трибуной с козырьком, где сидели вип-персоны: туда его не пускали - нет мест.

Школа и садик

С утра 22 июля в Средней Елюзани было открыто новое здание, в котором расположились два образовательных учреждения - детский сад, рассчитанный на 150 детей, и начальная школа на 200 учеников.

В открытии участвовали президент Татарстана Рустам Минниханов и глава Пензенской области Иван Белозерцев.

Минниханов заявил, что всегда хотел посетить село Средняя Елюзань, о котором он много слышал: «Сегодня, в день проведения всероссийского сельского Сабантуя, нам представилась такая возможность. Сейчас мы присутствуем на церемонии открытия замечательной школы и детского сада. Дети - это самое главное. Поэтому очень важно создавать необходимые условия для получения качественного образования».

Руководители Татарстана и Пензенской области также перед началом торжественного открытия Сабантуя посетили прекрасную новую Соборную мечеть Средней Елюзани. Фото prav.tatarstan.ru

В Соборной мечети Средней Елюзани

Руководители Татарстана и Пензенской области также перед началом торжественного открытия Сабантуя посетили прекрасную новую Соборную мечеть Средней Елюзани, общались с мусульманским активом - имамом-мухтасибом Рифатом Абузяровым, муфтиями Ислямом Дашкиным и Мукаддасом Бибарсовым и другими.

Победители

На Сабантуе было множество конкурсов и соревнований, но, естественно, самыми зрелищными были скачки и борьба «көрәш», а также лазанье на столб.

На скачках победила лошадь среднеелюзанского фермера Хафиза Янгуразова, который получил приз от главы Пензенской области Ивана Белозерцева - автомобиль «Нива».

Абсолютным батыром стал татарский борец Муса Галлямов из Республики Марий Эл, чемпион России по борьбе «көрәш». Он получил автомобиль «Лада Гранта» - приз от президента Татарстана Рустама Минниханова.

На 21-метровый столб Сабантуя первым смог залезть Наиль Востряков из села Нижняя Елюзань.

На Сабантуе было множество конкурсов и соревнований, но, естественно, самыми зрелищными были скачки и борьба «көрәш», а также лазанье на столб. Фото prav.tatarstan.ru

Организация Сабантуя

Слаженная работа аппарата исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ, Ринат Закиров), администрации Пензенской области (Иван Белозерцев), сельской администрации Средняя Елюзань (Рушан Гурдин), ДУМ Пензенской области (Ислям Дашкин), Национально-культурной автономии татар Пензенской области (Бакир Акжигитов) способствовала тому, что Сабантуй оставил хорошее впечатление.

Понятно, что со стороны Татарстана участвовал не только Всемирный конгресс татар, но и власти республики, задействовавшие немалые финансовые, материальные и людские ресурсы.

Работы над обустройством майдана Сабантуя начались еще весной: выделили участок размером в 30 гектаров, начали проводить туда электричество, воду, привезли из Кукморского района Татарстана комплекс новеньких деревянных домиков и собрали их, построили подворья для тех районов Пензенской области, где компактно живут татары, заасфальтировали дорожки между местами проведения конкурсов, установили сцены для выступлений, обустроили парковки для тысяч автомобилей, обнесли громадный майдан переносными металлическими ограждениями и т. д.

На пензенских сайтах можно прочитать комментарии местных жителей, удивляющихся тому, что правительство области оказалось способным провести такое большое мероприятие без сучка и задоринки. Действительно, на Сабантуе были тысячи местных жителей - из разных татарских сел, а также из русских и мордовских населенных пунктов. Здесь можно было ходить весь день - смотреть конкурсы, слушать концерты на двух сценах, можно было купить еду, напитки, мороженое. Организаторы также установили в конце майдана свыше 40 биотуалетов. Недостаток был один - мало лавочек и скамеек, где можно было бы посидеть и отдохнуть.

Работы над обустройством майдана Сабантуя начались еще весной: выделили участок размером в 30 гектаров, начали проводить туда электричество, воду, привезли из Кукморского района Татарстана комплекс новеньких деревянных домиков и собрали их. Фото prav.tatarstan.ru

Ислам и татарский Сабантуй

Известно, что первоначально Сабантуй был заимствован предками казанских татар у угро-финнов Поволжья как языческий ритуальный праздник первой борозды. Естественно, он проводился в разных селах в разные дни, так как поля сохнут с разной скоростью и могут быть готовы для пахоты с разницей в несколько дней. Женщины не принимали участия в этом празднике. Земледельцы просили у земли дать им много плодов и ждали большого урожая.

Земля при этом воспринималась как женщина, которая должна была родить много красивых и крепких детей. А для этого нужен успешный мужчина - быстрый, ловкий и сильный. Поэтому в день первой борозды устраивались соревнования на скорость - бегали наперегонки, в разных играх выявлялись самые ловкие, а в борьбе и других силовых состязаниях определяли самого сильного мужчину данного села - абсолютного батыра.

Этот батыр брался за ручки плуга, а остальные победители тянули плуг - так проводили первую борозду данной весны. Это символизировало процесс дефлорации земли как женщины. В первую борозду бросали семена растений, а также сырые куриные яйца, и засыпали землей.

Лазанье на столб являлось пережитком фаллического культа и одновременно выявляло выносливых, крепких мужчин небольшого веса. А конные скачки были введены тюрками Поволжья, у местных угро-финнов такого не было.

Женщины в Сабантуях того доисламского времени и вплоть до конца XIX века в Сабантуях не участвовали, наблюдали только издалека.

После принятия булгарами ислама началась борьба мусульманского духовенства против Сабантуя, однако этот ритуальный праздник не исчез, а только постепенно утратил языческое, ритуальное содержание. Теперь никто не помнит, что праздник проводился сразу после подсыхания первого поля. Ученые-этнографы считают, в составляющих частях современного Сабантуя уже нет элементов языческих ритуалов.

Муфтий Ислям Дашкин, Коран-хафиз (на фото слева): «Это не праздник какой-то религии, с точки зрения шариата. У Сабантуя сейчас нет никаких признаков какой бы то ни было религии. Суть этого праздника сейчас - общение людей»

Наши имамы не боролись против Сабантуя

Вот что сказал по этому поводу Юсеф-хазрат Бибарсов, член оргкомитета Сабантуя, ответственный за работу с мусульманскими духовными деятелями, приглашенными из других регионов:

«У нас, мишарей, традиции проведения Сабантуя не было вплоть до советского времени, поэтому наши имамы и не боролись против него. Наши отцы и деды говорят, что первые Сабантуи в наших краях начали проводить с 1950-х годов, с инициативы областных властей. Да, есть такие мусульмане, кто категорически против участия в Сабантуе, утверждая, что здесь смешиваются мужчины и женщины, здесь могут быть пьяные, здесь громко звучит музыка, здесь поют, танцуют, что это языческий обряд. Но мы считаем, что сейчас никакого язычества в данном празднике нет, осталось только национальное - сейчас это праздник общения односельчан и земляков. Поэтому наша задача - не отрываться от народа, а использовать этот праздник для призыва людей к исламу. У нашего духовного управления на Сабантуе свой шатер - это большая казахская юрта. Здесь мы будем принимать приглашенных мусульман из других регионов, здесь будет сначала чаепитие, а потом, в два часа после полудня - будет обед, где основным блюдом станет казахский бешбармак, тесто для которого привезли из Казахстана, из Актобе».

Позицию Духовного управления мусульман Пензенской области относительно Сабантуя обосновал муфтий Ислям Дашкин, Коран-хафиз: «Это не праздник какой-то религии, с точки зрения шариата. У Сабантуя сейчас нет никаких признаков какой бы то ни было религии. Суть этого праздника сейчас - общение людей. Например, мы принимаем участие в установленных правительством праздниках, не имеющих никаких религиозных признаков - Дне народного единства, Дне семьи, Дне защиты детей, и других праздниках. Мусульманские алимы говорят, что в этом нет никакой проблемы, так как эти мероприятия порождают и укрепляют дружеские отношения между людьми. Да, есть мнение, что изначально Сабантуй был языческим ритуальным праздником, но сейчас тут нет ничего языческого. Ведь когда-то и внутри Каабы и вокруг нее стояли 360 идолов. Наш пророк не сразу потребовал убрать эти идолы, он и сам совершал тауаф вокруг Каабы, когда там еще были идолы. Пророк действовал мудро - он не рубил сплеча, он ставил задачи и выполнял их. Есть взять также холмы Сафа и Марва, где сейчас проходят исламские обряды хаджа, там тоже раньше стояли идолы. Когда ислам победил, все идолы были убраны, но эти места - и Кааба, и Сафа, и Марва - сохранили свои наименования и остались местами поклонения, но теперь уже ислама.

То есть бывшие ранее языческими культовыми местами Кааба, Сафа и Марва остались также культовыми местами, но изменилось их содержание.

Так и Сабантуй - здесь нет признаков религии: нет жертвоприношений, нет чтения каких-то формулировок, нет каких-то особых действий. Поэтому сейчас это чисто национальный праздник, и люди собираются с целью общения. Поэтому нет никаких проблем в нашем участии в Сабантуе. Ведь даже несомненно запретное вино, если оно путем скисания превращается в уксус, уже можно использовать для приготовления пищи. Также и слово «кофе» в арабском означает «хамр», т. е. опьяняющий напиток. Но разве мы можем сказать, что нельзя пить кофе только на основании смысла его названия? Нет. Название напитка осталось, но его содержание изменилось. Так и с Сабантуем - название осталось, а содержание изменилось. Современные мусульманские алимы не видят греха в участии в тех праздниках, которые не носят признаков других религий. Да, здесь громкая музыка, но продажи алкоголя здесь нет. Да, здесь ихтилят, то есть совместно находятся много чужих друг другу мужчин и женщин. Но все это есть и во время каких-то поездок, в торговых центрах, в аэропортах и на вокзалах, в учебных заведениях - везде есть ихтилят. Это неизбежно. Главное, чтобы мы, мусульмане, преследовали свои цели. Будем мы участвовать в Сабантуе или нет, гости все равно приедут и придут, тем более на всероссийский Сабантуй. Мы обязаны встречать гостей, принимать их с почтением, разговаривать с ними, достойно проводить их - это наша обязанность».

Была затронута тема защиты мусульманок - учениц и учителей в платках - от пензенских чиновников. Фото islam.ru

Круглый стол мусульман

В рамках Сабантуя был также проведен круглый стол по проблемам мусульман России в целом и мусульман Пензенской области, который вел сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас Бибарсов. Среди участников круглого стола были профессор, доктор исторических наук Альфрид Бустанов, муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов, заместитель муфтия ДУМ Башкортостана Аюб Бибарсов, руководители мусульман еще четырех регионов - Пензенской области (Ислям Дашкин), Пермского края (Илхам Бибарсов), Ульяновской области (Мухаммад Байбеков), Мордовии (Илдуз Исхаков), имамы Пензенской области, а также мусульманские журналисты и блогеры.

Обсуждались практические приемы мусульман в защите от нападок на ислам, ведущихся в интернете, меры по нейтрализации ущерба, нанесенного российскому исламу действиями Рустама Батрова и поддерживающих его лиц. Также была затронута тема защиты мусульманок - учениц и учителей в платках - от пензенских чиновников, которые грозятся сразу после Сабантуя принять меры к тому, чтобы с 1 сентября 2017 года в школах Пензенской области не было ни одной ученицы или учительницы с покрытыми волосами.

А ведь только в одной Средней Елюзани в двух школах 27 учительниц и сотни учениц в платках. Непонятно, на каком юридическом основании будут действовать пензенские чиновники, если их даже более агрессивные мордовские коллеги не сумели заставить мусульманок Мордовии - учениц и учительниц - снять платки? А ведь мордовские чиновники пытаются это сделать уже в течение 4 лет - начиная с августа 2013 года.

Неприятности Сабантуя

  • Место проведения Сабантуя и парковки расположены по разные стороны единственной дороги, связывающей села Средняя Елюзань и Верхняя Елюзань с трассой М-5, ГИБДД закрыла движение с 7 утра и до 6 часов вечера, что доставило массу неудобств местному населению. Пропускали только машины скорой помощи, машины со специальными пропусками, а также людей, показывавших гаишникам какие-то «корочки».
  • Глава Средней Елюзани Рушан Гурдин потребовал снять с шатра ДУМ ПО плакаты с аятами из Корана и хадисами пророка на русском языке, объясняя это тем, что это не понравится начальству.
  • Сотрудники ГИБДД не пропускали автомобиль муфтия Камиля Самигуллина, пока Всемирный конгресс татар не оформил на нее пропуск.
  • Утром пьяный водитель на «Газели» съехал с насыпи вниз и врезался в ограждение, когда его пытались остановить сотрудники ГИБДД.


Пьяный водитель на «Газели» съехал с насыпи вниз и врезался в ограждение

Польза Всероссийских Сабантуев

Главное - это общение татар разных регионов. Как показывает многолетняя практика, обычно региональные структуры, отвечающие за работу с нерусскими национальностями и религиями, препятствуют прямому сотрудничеству татарских культурных организаций даже соседних регионов - Пензенской области и соседних Мордовии, Тамбовской, Саратовской и Ульяновской областей. Общаются только руководители таких организаций - во время мероприятий в Казани.

Естественно, общение татар соседних регионов все равно происходит - на уровне родственных связей, друзей, деловых партнеров. Но самое интенсивное общение татар все же происходит по линии духовных управлений. Например, в Саратовской области ежегодно проводятся лагеря для мусульманских детей, куда они приезжают не только из татарских и казахских сел области, но и из Мордовии, из Пензенской области. Проводятся различные спортивные мероприятия между мусульманскими командами регионов - по минифутболу, по хоккею и т. д. Устраиваются различные межрегиональные семинары - по богословским и правовым вопросам.

Женский ансамбль из самого западного татарского села

Энгуразово Уваровского района Тамбовской области - это самое западное татарское село. Здесь живут потомки выходцев из сел Енгуразово и Ишейки, ныне Темниковского района Мордовии. Ансамбль из Энгуразово уверенно пел татарские песни. Как рассказала Алия Давыдова, учительница из Энгуразово, они полностью сохранили свой темниковский говор, в отличие от татар села Татарщино, уже обрусевающих, так как в Татарщино живет довольно много и русских.


































1 /33

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

    Ильдар Ямбиков

Ирек Биккинин

  • «Реальное время» в Яндекс.Дзен
  • Подпишитесь на «Реальное время» в Google Новости

комментарии

  • Вряд ли "Реальное время" соревновалось с "Азатлык". Сейчас посмотрел там публикацию. Молодцы, конечно.
    Но... Этот перл удивил: "Башкортостан мөфтие урынбасары Али Якупов". Али Якупов, Коран-хафиз, был на Сабантуе, вместе с Фаузия-ханум Байрамовой, которая ночевала в его семье, и с которой обсуждали перипетии судебных дел по экстремизму, по двум из которых Фаузия-ханум получила два условных срока, а Али Якупов сумел добиться полной реабилитации по одному своему уголовному делу - в Пензе, а по второму его оправдательный приговор в Кургане был отменен, и судебный процесс начнется заново 4 августа.
    Да, в Средней Елюзани на Сабантуе был первый заместитель муфтия ДУМ РБ, но его зовут Аюп Бибарсов и он - родной брат Мукаддаса Бибарсова.

  • Фрейд, говорите? Хех... Фрейда я читал в юности, из любопытства. И нисколько не проникся его идеями. А вам советую прочитать не научно-популярные, а научные статьи на тему Сабантуя и его аналогов в Поволжье - "Акатуя", "Акша Келу", "Агапайрем", "Балтай", "Гербер" и прочих. В подобных публикациях невозможно разбирать эти вопросы подробно, а тем более в комментах. Неблагодарное это дело.
    Ну и заодно прочитайте про древний фаллический культ (и про еще более древний вагинальный культ, ставший основой матриархата), а также, скажем, про происхождение христианского (не тенгрианского) креста, и также полумесяца. Есть даже диссертация на тему происхождения сакральных символов разных религий. Удивитесь многим вещам и уже не будете вспоминать старину Фрейда.

  • Ирек Биккинин категорически неправ, что сабантуй заимствован у какого-либо народа. У каждого народа был свой подобный праздник. Но истинно огромный спортивный праздник, подобный олимпийским играм, был только у татар. Такие соревнования были со времен скифских, хуннских времен. Конечно, расцвет был при Чингиз хане и Золотой Орде. После падения Казани вынужденно пришлось "забыть" всякие праздники.
    Но у народа сабантуй был в крови. И сабантуй при первой возможности был восстановлен.

    Нет, не у каждого народа был подобный праздник. Например, у татар-мишарей Сабантуя не было, хотя жили рядом с мокшей и эрзей, у которых такой праздник был. Видимо, булгары, в отличие от буртасов, основных предков мишарей, ассимилировали весьма значительное количество каких-то угро-финнов, сделав своим их основной ритуальный праздник.
    А спортивные праздники разных народов - они также имеют под собой как основу какие-то ритуальные действия предков этих народов. Равно как и древние танцы.
    Вряд ли Сабантуй у булгар и затем у казанских татар когда-либо прекращался на много лет. Если только в годы каких-то лихолетий и войн. Поэтому кровь народа здесь не при чем, традиция продолжалась много веков, а возможно, и не одну тысячу лет.
    Из тюркских народов аналоги Сабантуя есть еще у башкир, ногайцев, балкарцев и казахов. Видимо, они этот праздник позаимствовали в золотоордынское время, но уже не от угро-финнов, а от успешных на тот момент золотоордынских татар Поволжья.

    Во-во, так и надо было говорить: "Видимо, они этот праздник позаимствовали в золотоордынское время... от золотоордынских татар ".
    Хотя, это тоже несерьезно для человека, считающего себя ученым.

    Анонимный недоброжелатель, то вы утверждаете, что "Ирек Биккинин категорически неправ, что сабантуй заимствован у какого-либо народа", а теперь поддакиваете "Во-во, так и надо было говорить... ...от золотоордынских татар", хотя я это писал уже о башкирах, ногайцах, балкарцах и казахах.
    Вы для начала определитесь, то ли этот праздник никак не может заимствоваться, то ли все-таки может.
    Если не может заимствоваться, то как мог возникнуть сам по себе земледельческий праздник у кочевых народов? Улавливаете мысль?
    А если все-таки праздник может заимствоваться, почему бы булгарам и иным поволжским предкам казанских татар, пришлым кочевникам, ставшим земледельцами, не заимствовать готовый праздник с тысячелетними традициями у тех местных угро-финнских племен, кого они инкорпорировали в свой состав, грубо говоря, ассимилировали?
    Или вы полагаете, что вот булгары осели в Поволжье, потом у них спонтанно, быстро (т.к. после миграции в Поволжье булгары быстро приняли ислам, и вряд ли мог такой праздник возникнуть у мусульман, а тем более заимствоваться) возник этот праздник, а уже потом у них праздник заимствовали соседние угро-финны?
    Включите логику, если она у вас дремлет.

    Я, "анонимный недоброжелатель", поражен примитивностью логики Биккинина.
    Надо разбираться, кем были скифы и гунны: только кочевые или успевали еще сажать и выращивать культуры, также как, только кочуя, они могли создавать оружие, одежду и всю утварь. Выращивали они хлебные и другие зерновые культуры, были ли у них "сабаны", вообще, когда возникло слово "сабан". И т.д. и т.д.
    Для людей, чувствующих ментально историю своего народа, а не рассуждающих легковесно как Биккинин, тут все ясно.
    Все у татар было свое подлинное, все шло из одного поколения в другое.

    "Анонимный недоброжелатель", если моя логика легковесна, то у вас, кажется, ее нет совсем. Для вас логика и не нужна, вы же "чувствуете ментально историю своего народа"...
    Чтобы вы на будущее знали - слово "сабан" изначально вовсе не обозначало "плуг". Оно обозначало "поле, которое пашут и которое дает какую-то сельхозпродукцию". Пахать и готовить почву к посеву можно разными инструментами. В какой-то момент название "сабан" перешло и на одну из моделей плуга. По большому счету "сабан туе" означает не "праздник плуга", как талдычат многие, а "праздник (или даже свадьба) поля".
    1. Как вы объясните отсутствие сабантуя у татар-мишарей, бывших кочевников, несмотря на длительное проживание рядом с мокшей и эрзей, угро-финскими народами, у которых есть свои аналоги сабантуя?
    2. Как вы объясните наличие вариантов сабантуя у кочевых казахов, ногайцев и башкир, а также у балкарцев - все эти народы наследники золотоордынских татар?
    3. Как вы объясните наибольшую проработанность и детализированность сабантуя именно у казанских татар - главных наследников золотоордынских татар Поволжья?

    Все относительно дорогой Ирек Биккинин! Для Вас я "анонимный недоброжелатель", а для татарского народа-верный, любящий сын, т.е. в высшей степени доброжелатель.
    В Вашей популистской писанине небрежность обращения словами просто зацикливает. Если бы я даже не знал значения слова сабан кроме как плуга, то и то нетрудно сделать умозаключение, что это относится к полю.
    Я даже не хочу вдаваться в смысл значений слова "сабан".
    Для меня "сабантуй"-магическое слово, при котором у меня закипает кровь.
    С самых маленьких лет при звуке "сабантуй" мы устремлялись на этот "сабантуй", участвовали во многих "битвах". Нам не надо было объяснять значение слова "сабантуй". И сейчас продолжаем участвовать, несмотря на пожилой возраст.
    Отсюда следует следующее резюме. Сабантуй-это данное Аллахом татарскому народу и,следовательно, тюркским народам праздник, состязание, зрелище для демонстрации лучших черт, свойств и способностей народа, и дальнейшего совершенствования.
    Я живу в Башкортостане. У нас много мишар. Мы уже перемешаны, мы уже во многом смесь мишар, тептярей, башкир (служивых), казанских татар, даже есть наследники крымских татар (пришли с Сафа Гиреем с Крыма и образовали несколько селений; там есть моя частица). У всех сабантуй в крови сидит испокон веков.
    Возможно, где -нибудь на краю Золотой Орды, в Мордовии оказались мишары, которые еще не совсем сформировались в тюркскую нацию, только еще формировались, но в итоге сформировались. Так это естественно, всегда во всем существует пограничная, переходная зона.

    "Анонимный недоброжелатель", не желаете назваться, чтобы продолжить разговор не с кем-то в маске? Нет? Ну да ладно.
    Те мишари, кто живет чересполосно с казанскими татарами, они давно приняли сабантуй как свой праздник. Это наглядный пример заимствования праздника. Причем недавнего заимствования, так как в массе свой мишари переселялись в Башкортостан лишь в 18 веке, недавно. Хотя часть мишарей жила там еще с 16 века, в силу службы. От их мишарскости мало что осталось. Но я считаю, что им лучше быть казанскими татарами или башкирами, чем неизбежно обрусевать.
    Но при этом объяснять отсутствие сабантуя у тех мишарей, кто не контактирует с казанскими татарами, некоей "пограничностью" мишарей, которые якобы недозрелые, которые якобы "не совсем сформировались в тюркскую нацию" - это какой-то инфантилизм, извините за выражение.
    В мире свыше 45 тюркских народов, сабантуй есть только у 5 тюркских народов (и у 5 угро-финнских народов Поволжья, условно считая в этом вопросе угро-финнами и чувашей) - значит, остальные 40 тюркских народов еще "не сформировались в тюркскую нацию?"
    "Сабантуй у всех сидит в крови испокон веков"? - Ну уж не фантазируйте. Вспомните-ка, еще в советское время татары повсеместно проводили "джиены" - и где они теперь? Где эта "кровь джиена"? Куда делась? Всего за 2-3 поколения большевики уничтожили древний татарский праздник, который был более значимым и весомым в жизни и культуре татар, чем сабантуй.
    Причем большевики использовали для уничтожения джиена, с сильной исламской составляющей, именно сабантуй, с его языческим происхождением. На эту тему есть публикации, почитайте для общего развития.
    Где у вас "кровь джиена?" Почему не рветесь устраивать джиены с тысячелетней традицией? Уже совсем забыли, увы...
    Джиены фактически запретили в конце 1920-х - начале 1930-х, переведя сабантуй на время проведения джиена. И все.

    Дорогой друг Биккинин! Я не преследовал цель как бы проявить к Вам недоброжелательства. Я только отстаивал свой родной народ, отстаивал истину.
    Убежден, что сабантуй (по другому, джиен) Аллахом данная милость для всего татарского народа, для всей Золотой Орды, Империи Чингиз хана.
    Я человек серьезный, математического склада ума, признаю только аксиомы, постулаты и математическое построение доказательств, как в теореме.
    Сабантуй для татар-это аксиома.
    А Вы скачете от одного к другому, как стрекоза. Я упомянул татар-мишар в Башкортостане, Вы тотчас перекидываясь на это, хотя это было совсем не основным.
    Есть великий татарский народ, его великая история, которая сейчас подтверждена фундаментальными трудами: История татар-7-томник, История Золотой Орды, История татар (Аблязова) и т.д.
    И Вы должны хотя бы догадываться об этом.

    "Анонимный недоброжелатель", не думаю, что вы можете называть меня другом после такого количества выпадок.
    Вы легко пишете несуразности - например, "сабантуй (по-другому, джиен)". Это совершенно разные по форме и содержанию праздники. Даже проводились в разное время - сабантуй непосредственно перед началом пахоты, а джиен - после окончания заготовки сена и перед началом уборочных работ.
    У вас мешанина в голове в том, что касается истории татарского народа. Упомянутые вами книги у меня есть. Кроме них, еще полки на целой стене забиты книгами по истории и культуре татар, по истории и культуре мишарей, по истории и культуре мордовских народов.
    Я был лучшим по математике и в школе, и на факультете механизации сельского хозяйства, где наш преподаватель математики Пясецкий пытался сманить меня на математический факультет. Я помогал своей жене, студентке матфака, когда ей пришлось уйти на заочное обучение по причине рождения детей, с ее работами по математике. Поэтому мне, как человеку именно с математическими склонностями, странно, что вы, будучи математиком или имея склонность к математике, осмеливаетесь утверждать, что сабантуй для татар - это аксиома. Вы только что писали, что сабантуй в крови у татар, т.е. как бы уже на уровне инстинктов и безусловных рефлексов, а теперь - что это аксиома. Повторите для себя определение слова аксиома и призадумайтесь, отчего же у нескольких групп татар сабантуй вообще отсутствует как таковой.
    Мишари в Башкортостане - я перешел к этому не потому, что "стрекоза", как вы любезно назвали меня, а потому, что это весьма демонстративно опровергает ваш прежний довод о том, что якобы праздники не заимствуются. Впрочем, похоже, что вы уже забыли о своих прежних доводах. Вы пишете: "...сабантуй-изначально присущая татарам данность, милостью Аллаха"... Чего-чего? Сабантуй - это данная Аллахом милость? Да еще изначально? Клевета на Аллаха является куфром, вообще-то. Вы утверждаете, что языческий праздник дан татарам Аллахом? Астагафируллах...
    Да уж, язык ваш - враг ваш...

    Уважаемый Ирек Биккинин!
    Это для Вас Сабантуй-языческий праздник. А языческий праздник-это когда поклоняются идолам. А для всех татар-мусульман Сабантуй - это праздник, дарованный Аллахом для прославления добра, силы, трудолюбия, доблести, для собственного физического развития, для развлечения и отдыха. Он дарован татарам Аллахом также как дарована жизнь, дарован язык, даровано само слово "сабантуй" и все блага земные.
    Есть хадис (слова пророка Мухаммада (СГС)) : " Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху, является пустой тратой времени, за исключением четырех занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, плавания и семейных игр". Боевые искусства и борьба-это само собой. Мусульманин должен быть всегда готов к защите родины и заветов Аллаха от врага. Именно Сабантуй способствует наилучшим образом физическому развитию мусульманина. И за это благодарю Аллаха! И поклоняюсь только Ему!
    По Старой Кулатке у меня лично очень негативный опыт - как обращались с делегацией из Мордовии, с бабушками и пожилыми женщинами, которые ехали ночь в Газели, чтобы добраться до назначенного времени - для участия в 1-м мишарском фестивале. Рядовые исполнители были молодцы, но топовые люди - два основных - после их хамского обращения с нашей делегацией я хотел развернуть делегацию обратно домой, но татарские бабушки из Мордовии - прирожденные артистки - победители нескольких конкурсов по татарскому фольклору - уж очень желали выступить перед честным народом.

  • Татары -мишэри, особенно Среднеелюзанцы, где прошел праздник, являются религиозными и важными являются Рамазан аеты и Корбан аеты За более 300 -лет основания сельчане признали из праздников только Новый год и Сабантуй. Остальные праздники являются только выходными днями для большинства елюзанцев.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В селе Средняя Еюлюзань Городищенского района 22 июля 2017 года прошел VIII Всероссийский сельский Сабантуй-2017, в котором участвовало примерно 50 тысяч человек из 35 регионов России.

На Сабантуе присутствовали президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, члены правительства Пензенской области, представители других министерств и ведомств региона.

Первым событием стало праздничное открытие образовательного комплекса, включающего в себя детсад и начальную школу. В церемонии открытия участвовали Президент Татарстана и губернатор Пензенской области. Вслед за этим высокие гости посетили мечеть Средней Елюзани.

Презентацию своих территорий продемонстрировали 13 районов Пензенской области и Республики Татарстан, в которых гости праздника имели возможность увидеть работу мастеров народных художественных промыслов.

На территории Городищенского подворья прошла презентация выставки народного умельца, жителя села Средняя Елюзань Муккадяса Бараева. Гостям мероприятия смогли увидеть татарские национальные обряды «Имя наречения младенца» и « Щипание гусей». Больше всего гостей впечатлил чак-чак весом 100 кг, который был выставлен на подворье Городищенского района. Подворье Городищенского района посетило примерно 20 тысяч гостей приехавших на торжество.

Одной из задач мероприятия было отображение многообразия национальной кухни. Каждый, кто пришёл на торжество, имел возможность выбрать то, что ему ближе и что желала его душа. А выбор был приличный. На площади расположились торговые палатки 233 предпринимателя, которые предлагали гостям праздника плов, шашлык, шурпу, хворост, чак-чак, кыштеле и прочие национальные сладости.

Также гости имели возможность приобрести продукцию и народных умельцев – изделия из стекла, кожи, национальные украшения и одежда, сувенирная продукция, представлены книги татарских писателей, историческая книга о селе Средняя Елюзань.

В программе праздника также были соревнования по национальной борьбе «Корэш», по поднятию гири, армрестлингу, а также жители и гости праздника смогли поучаствовать в народных национальных играх: бег в мешках, бой с мешками, доставание монеты из катыка, а также состоялись детские спортивные игры для самых маленьких гостей праздника.

«Всероссийский сельский Сабантуй - это неповторимый опыт презентации на одной площадке традиционных видов спорта, национальных игр, песен, танцев и трудовых достижений конкретного региона в общей исторической тенденции развития татарского народа. Мы бесконечно дорожим бесценным наследием великих предков. Наша миссия сегодня - передать его потомкам», – сказал губернатор Пензенской области Иван Белозерцев.


Дорогие друзья, добро пожаловать в Пензенскую область! Искренне рад приветствовать участников VIII Всероссийского сельского Сабантуя на Пензенской земле!






Приветственными словами губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева я хочу пригласить вас на большой праздник, который состоялся на нашей Пензенской земле в селе Средняя Елюзань Городищенского района 22 июля 2017 г.!





Пензенская область – многонациональный край, где проживает более 100 народов, подавляющую часть населения составляют русские, значительные этнические группы представляют татары-мишари и мордва. Все народы мирно соседствуют друг с другом. На Сабантуй собираются представители разных народов.

















Сабантуй – это большой татарский национальный праздник, имеющий тысячелетнюю историю. Его истоки связаны с аграрным культом, о чем говорит название праздника: сабан означает яровые, или в другом значении – плуг, туй – свадьба, торжество. Празднуется Сабантуй в честь окончания весенних полевых работ. В нашей области праздник проходит поочередно во всех татарских селах, чтобы все желающие смогли побывать в гостях у соседей и в областном центре городе Пензе. В этом году Сабантуй празднуют в 59 регионах России и 32 зарубежных странах.

В 2000 году президент России В.В. Путин посетил Сабантуй в Казани, принял участие в соревнованиях по армреслингу, посетил скачки, победителю которых вручил ключи от нового автомобиля, наблюдал за состязанием борцов.

С 2002 года Сабантуй официально включен в список ЮНЕСКО как шедевр устного и нематериального наследия человечества.

С 2010 года Всероссийский сельский Сабантуй проводится поочередно в одном из населенных пунктов России с крупной татарской диаспорой.

Село Средняя Елюзань – одно из самых больших татарских сел в Европе. Село официально основано 5 сентября 1681 года темниковскими «четвертными» татарами-мишарями, когда им была отведена в этих местах земля. Сегодня в селе более 2,5 тысяч хозяйств, около 9 тысяч жителей. Село пользуется огромной популярностью как объект этнографического туризма.

Всероссийский сельский Сабантуй – это неповторимый опыт презентации на одной площадке традиционных видов спорта, национальных игр, песен, танцев и трудовых достижений конкретного региона в общей исторической тенденции развития татарского народа.

На празднике в Средней Елюзани присутствовало 50 тысяч гостей из 35 регионов страны, работали 300 волонтеров, из которых 100 – студенты Пензенских ВУЗов и колледжей. В торжественном открытии Сабантуя приняли участие около 500 артистов из Пензенской области и Татарстана. Установлено 50 шатров с изделиями народных промыслов. 250 лошадей было заявлено для участия в конных состязаниях. Сабантуй раскинулся на площади в 30 гектаров.





С 9 часов начали свою работу национальные подворья республики Татарстан и тринадцати районов Пензенской области с компактным проживанием татар. Здесь все желающие могли узнать об особенностях традиционного татарского деревенского быта, познакомиться с национальной кухней, присмотреть предметы гардероба и различные татарские украшения. Помимо этого, была представлена выставка народных художественных промыслов и ремесел.
На фото - часть подворья нашего Каменского района (Подробнее о подворьях напишу в отдельном блоге).



В 10 часов состоялось торжественное открытие. На празднике присутствовали почетные гости, среди которых – президент республики Татарстан Рустам Минниханов, помощник Президента РТ Радик Гиматдинов, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, председатель исполкома «Всемирного Конгресса Татар» Ринат Закиров, губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, члены правительства Пензенской области и многие другие.





С 11 до 16 часов работали концертные и культурные площадки:
- соревнования по борьбе «Корэш»
- конноспортивные состязания
- концертные программы творческих коллективов Пензенской области и Республики Татарстан
- национальные игры и спортивные состязания
- инвестиционно-выставочная площадка
- выставка-продажа изделий умельцев народно-художественных промыслов

Корэш - это старинный вид спортивного единоборства на кушаках (поясах).
Соревновались молодые люди от 18 лет и старше, а также юноши 2000−2002 года рождения в разных весовых категориях. В финале игры прошли бои за звание «Абсолютный батыр Всероссийского сельского Сабантуя».





Еще одно традиционное зрелищное мероприятие Сабантуя - конноспортивные состязания. В нем приняли участие более 250 участников из разных регионов.





По окончании праздника состоялось награждение победителей соревнований по конным состязаниям и «абсолютного батыра» по борьбе корэш. Победителю достался главный приз от президента Татарстана – автомобиль.



Праздник плуга стал ярким событием, которое играет значительную роль в сплочении граждан, сохранении и приумножении национального наследия.

Накануне Страстной седмицы, православные верующие празднуют (так иначе называется церковный праздник Вход Господень в Иерусалим ).

Посвящен праздник тожественному въезду Иисуса в Иерусалим. На молодом ослике Иисус Христос въехал в столицу Иудеи под восхищенные возгласы толпы, устилающей путь ему ветками финиковых пальм, как царю или победителю.


В нашей "северной" стране пальмы не растут (за исключением разве что города Сочи и его окрестностей), вот и заменили на Руси пальмовые ветви веточками вербы. В Вербное воскресенье верующие составляют букеты из веточек вербы с пушистыми почками, освящают их в храмах и ставят дома, как символ праздника.

Целый год, до следующего Вербного воскресенья, несколько веточек хранятся за иконой, принося в дом мир и благополучие.

Традиции и обычаи Вербного воскресенья:

Издавна сложились традиции празднования этого дня.

С утра с небольшим букетиком вербы следует посетить службу в церкви , где происходит освящение веточек . Число веток вербы должно соответствовать количеству членов вашей семьи.

После освящения верба приобретает чудодейственную силу: избавляет от болезней, злых духов, порчи и прочих бед.

По завершении службы вся семья собирается на праздничный обед. Именно в день Вербного воскресенья разрешено в Великий пост приготовить на обед различные блюда с рыбой.

Обычай с давних времен не разрешает работать в этот день . Однако, это правило действует только первую половину дня , как правило до окончания церковной службы. Ведь домашних дел, особенно в сельской местности, невозможно избежать. Старайтесь по возможности в этот день не стирать, а вот заниматься с землей можно.

Существуют еще обычаи, связанные с вербой, собранной и освященной в Вербное воскресенье:

* Веточки вербы обладают поистине чудесными свойствами. Собранные в этот день, они способны отгонять болезни и несчастья. Поэтому на пути домой из храма многие люди легонько стегают друг друга вербой.

* Почки вербы, если их носить с собой, придают силы мужчинам . А молодые женщины используют почки вербы как оберег и помощник в зачатии ребенка . Есть поверие, что если съесть 9 почек вербы (можно запеченных в хлебцах), то это убережет от зубной боли, бесплодия, боли в горле, и прочих болезней.

* Если постегать девушку по спине прутиком цветущей вербы, то непременно вскоре появится жених и свадьба не за горами.

* В хозяйствах пекут специальные хлебцы , в которые подмешивают почки вербы. Если такой хлеб скормить скоту или домашним питомцам, то животные начнут (продолжат) хорошо расти и не будут болеть. Также, чтобы уберечь живность от бед, можно окроплять животных ветками вербы, смоченными святой водой.

А вот какие приметы связаны с погодой на Вербное воскресенье:

* Если в этот день ветрено и пасмурно - значит всю летнюю пору не жди тепла, лето обещает быть холодным.

* Если светит солнце и тепло - весна будет теплая и лето наступит рано.

Когда в России по закону отключают отопление:

Момент централизованного прекращения подачи тепла в России (отключение отопления ) не привязан к какой-либо конкретной дате, а зависит исключительно от погодных условий в текущем году. А конкретно - от среднесуточной температуры.

Данное правило введено потому, что на огромных просторах России погода в различных областях существенно отличается. Так, если в апреле в Москве средняя температура составляет +7 градусов по Цельсию, то в Сочи (на юге) она составляет +12 градусов, а на севере имеет отрицательные значения, например: в Салехарде -9, в Верхоянске -12, в Хатанге -17, а в Чокурдахе и вовсе -18 градусов по Цельсию.

По закону, тепловые установки положено отключать в случае, если среднесуточная температура на протяжении пяти или более дней равна или превышает +8 градусов по Цельсию .

В центральных регионах России отопление обычно отключают в конце апреля. А в целом по РФ прекращение подачи тепла происходит с начала апреля по конец мая .

То есть, отключение отопления в России происходит:
* с начала апреля по конец мая.

Когда отключат отопление в Москве в 2019 году:

Число отключения отопления в столице России ежегодно устанавливает Правительство города Москвы, после того как среднесуточная температура будет составлять более восьми градусов на протяжении пяти дней подряд. В 2019 году ориентировочная дата отключения отопления - конец апреля 2019 года .

Для справки:
* В 2018 году отключение отопления в зданиях столицы было завершено 29 апреля 2018 года.
* В 2017 году подача отопления была завершена 1 мая, однако из-за резкого похолодания ее вновь возобновили. В результате отопительный сезон в Москве продлился до 18 мая 2017 года.
* В 2016 году теплоснабжение в Москве отключили 4 мая 2016 года.