Занятие в средней группе на тему деревья. Конспект занятия на тему: "Деревья" в средней группе

Ольга Тыртышникова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Деревья и Кустарники на нашем участке»

Конспект НОД по познавательному развитию

в средней группе

ТЕМА : «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ »

Цель : Расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках нашей местности .

Задачи : познакомить с изменениями в жизни растений в разные времена года (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев деревьев и кустарников , закрепить названия частей дерева , образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал :

Картинки с изображением деревьев (дуб, рябина, клен, береза, ель,каштан, их листьями и плодами, картинки с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья) , плоды (желуди, шишки, сережки, ягоды, крылатки) .

Раздаточный материал : натуральные листья и плоды деревьев , собранные детьми во время прогулки.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент :

Игра : «Повтори, не ошибись»

Дуб- рябина- береза; береза- ель-дуб; клен- рябина- ель; ель-дуб- клен; дуб- клен- ель и др.

Основная часть :

Беседа :

Что вы называли? (Деревья )

Где растут деревья ? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)

Почему люди сажают деревья ? (Они приносят пользу людям)

Какие бывают деревья ? (Высокие, низкие)

Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

Где растут деревья и не живут люди ? (в лесу)

Воспитатель :

Рассказ о частях, из которых состоит дерево .

(Выставление на стенд картин с изображением деревьев ) .

Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, каштан,рябина) .

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты .

Вы назвали много разных деревьев . Назовите, из каких частей состоит дерево ? (корень; ствол, ветки и листья - крона) .

Да, правильно дети. Дерево , как и любой живой организм, состоит из отдельных органов : корня, ствола, веток и листьев.

Какую пользу приносят корни дереву ?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить . Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

Ребята, а что вы знаете о стволе дерева ?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

СТВОЛ – это основа дерева . По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки.

(Рассматривание двух картин с изображением березок) .

Маша, покажи ствол у этих деревьев . На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? (ответы детей)

А, кто из вас может рассказать стихотворение о русской березке?

2. Чтение стихотворения наизусть.

Стихотворение А. Прокофьева «Русская березка»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора , которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых) .

Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.

(Определение возраста дерева по годичным кольцам )

Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева . Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву .

(Ответы детей) .

Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев .

Дети, какую форму имеют кроны деревьев ?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КРОНЫ у деревьев бывают самой разной формы : круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы : дуба, березы, каштана, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.

Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада , мы с вами рассматривали листья разных деревьев . Вспомните, какой формы бывают листья?

Какого цвета бывают листья? (Слушаю ответы, показываю листья)

ЛИСТ – источник жизни на планете.

Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Руки как ветки,

А мы как деревья ,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так листья летят с высоты.

И как они лягут,

Мы тоже покажем-

Руки сложить мы должны.

Игра «Узнай лист» .

В «Чудесном мешке» листья разных деревьев , вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит , и крепят его на магнитную доску.

Отгадайте, о каком дереве загадка :

Зимой и летом одним цветом (ель)

Не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза)

У какого дерева все детки в беретиках, когда с дерева упадут , своих беретиков не найдут. (Дуб)

У какого дерева листья резные , летом зеленые, осенью красные. (Клен)

Воспитатель выставляет на доску картинки- отгадки.

Воспитатель : а теперь послушайте последнюю загадку : Ягода красна, летом горька, а зимой сладка (Рябина)

Воспитатель : (выставляет картинку) Чем рябина отличается от других деревьев ?

Дидактическая игра «Собери дерево »

У кадого ребенка на подносе по одной картинке с частью дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды) . Дети составляют на доске дерево .

Воспитатель : Чем это дерево отличается от всех других?

Дети : У всех деревьев от корня отходит один ствол, а у этого много стволов.

Воспитатель : Правильно. Это рябина (выставляет картинку) . Рябина- это кустарник . У кустарника нет главного ствола . От корня отходит много стволов.

Дидактическая игра «Один- много»

Один лист- много листьев

Один ствол- много стволов

Один плод- много плодов

Одна ягода- много ягод

Одна шишка- много шишек

Одна ветка- много веток

Игра «Да - нет» .

Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают «да» или «нет» .

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Ну а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки утепляют?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?

Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

В коробочках лежат листья и плоды деревьев . Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево , называя (лист с березы- березовый) .

Составление рассказов- описаний по плану

Дети по очереди берут по одной картинке и составляют рассказы по образцу :

Образец :

Это береза. У нее есть корень, ствол, ветки, листья. Листья у березы летом зеленые, осенью желтые.

Плоды- сережки.

Итог занятия.

Беседа о пользе деревьев .

Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья ? (Ответы детей)

Деревья приносят большую пользу :

Их свежая зелень украшает города и селения;

От деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

Они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

деревья дают древесину ;

Они служат топливом;

Из дерева делают мебель , бумагу;

Плодами деревьев питаются люди , животные, птицы;

деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях )

А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев ? (Ответы детей)

Не вырубать, не ломать деревья ;

Не разжигать в лесу костры;

Не бросать в лесу мусор : банки, бутылки, пустые пакеты;

Поливать плодовые деревья , обкапывать их;

Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья .

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья ? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев ? Что нового вы узнали о деревьях , растущих на участке нашего детского сада ?

Задачи:

— Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.

— Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу.

— Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним.

— Развивать любознательность, память, умение делать выводы.

— Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Посещение территории школы для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы природоведческого характера, изготовление наглядного пособия родителями.

Оборудование:

Картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу», саженцы (берёзки, ели, кедра ), ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.

Интеграция областей: познание, безопасность, труд, чтение художественной литературы, коммуникация.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу и нашим гостям. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что оно пройдёт на улице.

Воспитатель: Как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу? Почему?

Дети: В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?

Дети: Посадить разные деревья.

Воспитатель: Как вы думаете, человек может прожить без леса?

Дети: Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».

Воспитател ь: Что же даёт человеку лес?

Дети: Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.

Воспитатель: Ребята, Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

Воспитатель : Перед тем как посадить дерево, надо выяснить, будет ли оно расти в наших условиях. Вырастет ли у нас пальма, апельсиновое дерево?

Дети: Нет. Эти деревья растут в жарких странах, при тёплом климате.

Воспитатель: Правильно, значит, нам надо посадить деревья, которые не бояться морозов и сильных холодных ветров. Назовите, какие это деревья?

Дети: Берёзы, дубы, рябина, сосны, ели.

Воспитатель: Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?

Д ети: Лиственный.

Воспитате ль: Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?

Дети: Хвойный.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»

Игра «Создай лес»

дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы пойдём на участок, и посмотрим, какие деревья растут у нас на участке.

Дети: Одна маленькая ёлочка.

Воспитатель: Ей, наверное, скучно. Что делать? (высказывания детей )

У меня есть знакомый лесовичок, давайте его попросим принести нам маленькие деревца. Давайте свяжемся с лесовичком по сотовому телефону. Кто хочет с ним поговорить?

Разговор по сотовому телефону. Приходит лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, в какой детский сад я пришёл? А где он находится? (ответы детей )

Лесовичок: Я выполнил вашу просьбу и принёс маленькие деревца. Посмотрите на них и скажите как они называются?

Дети: Берёзка, сосна, кедр.

Лесовичок: А какие деревья вы ещё знаете?

Дети: Тополь, осину, ель, дуб.

Лесовичок: Молодцы! Ещё я хочу посмотреть, умеете ли вы отгадывать загадки. А отгадки находить на картинках.

— Стоит в белой одёжке, на ветвях серёжки. (берёзка )

— Что же это за девица не швея не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.(ель )

— Развесила бабуся оранжевые бусы, прилетели свиристели, все бусы съели. (рябина )

У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. (сосна ) Лесовичок: Молодцы. А сейчас я предлагаю рассмотреть деревья, которые я принёс.

Игра: «Что есть у дерева?» (строение дерева )

–Есть у дерева крепкие корни, –Есть ствол, а на стволе кора,

Глубоко схоронились в земле, если жара укроет она,

чтобы дерево крепко стояло, ну а если сильный мороз,

чтобы ветки и листья питало. ствол защитит, чтобы он не замерз. Лесовичок: Кто скажет, в какое время года лучше сажать деревья?

Дети: Весной или осенью.

Лесовичок: Для чего вы решили посадить деревья?

Дети: Чтобы у нас было больше кислорода, воздух был чище, любоваться красотой деревьев, чтоб к нам чаще прилетали птицы и насекомые.

Лесовичок: Пришло время посадить деревья.

Девочки придерживают саженцы и поливают, а мальчики, засыпают корни землёй.

Лесовичок: Деревья мы посадили, но чтобы они выросли большими, надо их почаще поливать, следить, чтобы никто их не ломал, а то приходят ко мне в лес люди, ветки ломают, костры разжигают, цветы рвут, прямо не знаю что и делать?

Воспитатель: Лесовичок, мы тебе подарим запрещающие знаки, которые ты можешь разместить в лесу.

Дети описывают знаки Лесовичок: Спасибо, ребята, мне очень пригодятся эти знаки. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Лесовичок: Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.

Угощает детей сладкими орешками. Дети прощаются с лесовичком.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Как мы с вами будем ухаживать за нашими саженцами?

Фото отчет:





Конспект открытого занятия

по рисованию в средней группе.

Составила: Воспитатель Горьковенко Наталья Александровна. Тема: «Весеннее дерево» Обучающие задачи: Совершенствовать технику владения кистью, свободно и уверенно вести кистью по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Развивающие задачи: Развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения, глазомера, абстрактного мышления, развитие способности следовать устным инструкциям; обучение разгадыва- нию загадок; обучение восприятию стихотворного текста на слух; развитие творческого интереса к работе, логического мышления; развитие фантазии. Воспитательные задачи: воспитание терпения, усидчивости, трудолю-- бия; воспитание аккуратности, вкуса, других эстетических чувств. Коррекционные задачи: Развитие сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий; развитие слухового внимания. Оборудование: Листы бумаги голубого цвета (для фона) с изображением ствола дерева (на каждого ребёнка). Для образца большой лист бумаги голубого цвета с изображением ствола дерева. Для заинтересовывающего момента нарисованные две птички, письмо от Весны. Кисточки для рисова-ния, стаканчики с водой, краски, салфетки матерчатые. 1. Организационный момент. Зачитывание письма от Весны. 2. Объяснение выполнения работы. 3.Физминутка. 4. Закрепление последовательности выполнения работы. 5. Выполнение рисунка. 6. Анализ работы. 7. Телеграмма от Весны. Проведение итогов занятия.

Ход занятия.

3.Ну что ж, прежде чем нам начать работу, давайте немного пройдёмся в весенний лес. Встаньте каждый возле своего стульчика. Вместе со мной повторяем слова и движения:

Физминутка. Мы пришли в весенний лес. (дети шагают на месте) Много здесь вокруг чудес! (показывают руками) Справа берёзки стройные стоят, (правую руку отводят в сторону) Слева ёлочки на нас глядят. (левую руку отводят в сторону) На деревьях зеленеют листочки, (поднимают руки вверх, покачивая ими

вправо-влево) А в траве расцветают цветочки! (поднимают руки, сложенные ладонями, до уровня лица и выполняют упражнение «цветок»)

Молодцы, садитесь за столы.

4. Итак, давайте вспомним, в каком порядке мы будем рисовать наши картины – помогать Весне. Сначала рисуем солнышко. Затем рисуем облака. Потом рисуем листочки. А потом рисуем цветочки. 5. Дети выполняют работу под музыку. (музыка весеннего леса) 6. Анализ работы. Все работы раскладываются на большом столе и рассматриваются. Вопросы: Какие у нас получились работы? Что вам нравится в ваших работах? Какие работы вам нравятся больше всего? Почему? (аккуратные, ребята старались) 7. Подведение итогов занятия. Стук. Птичка на окне, принесла телеграмму. Воспитатель зачитывает: «Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Вы все молодцы!Ваша Весна» Вос-ль: Вы все постарались и у вас получились замечательные работы. Наше занятие закончилось, дежурные убирают со столов.

Литература: А.М.Вербенец «Художественное творчество в ДОУ»

Г.С.Швайко «ИЗО в детском саду. Средняя группа»

И.А.Лыкова «ИЗО в детском саду. Средняя группа»

Воликова Елена Ивановна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля" г. Москва

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: "Деревья".

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какое необычное письмо принес нам МЕДВЕЖОНОК. И прислал нам его хозяин леса старичок — Лесовичок. О чем же он нам пишет? Давайте прочитаем. (читает письмо)

Здравствуйте, ребята!
В гости, в лес вас приглашаю
В таинственное царство,
В лесное государство!
Очень богатое царство мое,
Несет оно всем красоту, и добро!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок и чудес. (в письме есть задания)

Вот какое необычное письмо прислал нам Старичок- Лесовичок. Ну, что, ребята, вы хотите попасть в осенний лес? Тогда давайте будем собираться. Какое время года у нас сейчас на улице? А осенью, чтобы выйти на улицу, какую одежду мы должны надеть? (дети имитируют одевание одежды)

Все оделись, все готовы? Тогда в путь. Старичок- Лесовичок немножко волшебник, поэтому давайте попросим его чтобы он помог нам быстрее оказаться в лесу. Закроем глазки и скажем: «Раз, два, три! Старичок-Лесовичок в лес нас приведи». (Разбрасываю осенние листья на ковре)

Вот мы и оказались в лесном царстве. Поскольку в лесу мы гости, то должны правильно себя вести. Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать в лесу? (Ответы детей: Не разжигать костер, не ломать растения, деревья, не мусорить, не шуметь) .

Ребята, в лесу растет много разных деревьев. Давайте, посмотрим «С какого дерева листочек? (собрали листья, затем смотрим на картинку с деревьями).
Воспитатель: « Подбери к дереву листик», посмотрите на листочек, как вы думаете, с какого дерева он улетел?
Дети: С березы.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Березовый. Повторы детей.
Воспитатель: Верно. Это березовый лист. А по каким признакам можно узнать березу?
Дети: Белая кора.
Воспитатель: Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее еще говорят: белоствольная. Она стройная и у нее длинные тонкие ветки.
Подходят к следующему листочку.
Воспитатель: Улетели с ветки, вот такие интересные, необычные листочки. С какого дерева они улетели?
Дети: каштана.
Воспитатель: Какие это листочки?
Дети: каштановые листочки.
Воспитатель: А какое дерево потеряло этот лист? (показывает кленовый лист)
Дети: Клен.
Воспитатель: Если это лист от клена, значит он какой?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: А на что похож лист клена?
Дети: Высказывания.
Воспитатель: Он похож на звездочку или на ладошку, посмотрите.
А чтобы угадать с какого дерева упал следующий листик, вам нужно отгадать загадку.
Ребята послушайте ещё одну загадку:
Прилетает в гости к ней,
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красные ягодки клюют.
Дети: Рябина.

Воспитатель: Если это лист рябины, значит он какой?

Дети: рябиновый. Правильно.
Воспитатель : Ребята, а вот этот лист от какого дерева?
Дети: ясень.
Воспитатель: правильно от ясеня, значит он какой? - ясеневый. Ребята, вы молодцы.

Дети делятся на две или три команды. Игра «Собери дерево».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на деревья на картинке. Из каких частей состоит дерево? Правильно, а зачем дереву корень? Ответы детей (чтобы брать воду из земли, и чтобы крепко держаться). А что еще есть у дерева? Ответы детей (ствол, ветки, листья).
А когда на ветках много листьев, то как это можно назвать?- (крона).

Физкультминутка: «По дорожке, по тропинке»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим

До лужайки добежим

(Бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте).

Дети становятся в круг.(взять мяч)

Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист?”

Лист берёзы - берёзовый лист.

Лист ясеня - ясеневый лист.

Лист каштана - каштановый лист.

Лист клёна - кленовый лист.

Лист рябины - рябиновый лист.

Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Клён, рябина, ель, тюльпан.

Берёза, дуб, ромашка, тополь.

Ель, роза, рябина, дуб.

Осина, липа, ель, клубника.

Малина, клён, сосна, тополь.
Ну, вот мы и поиграли, а сейчас вы садитесь за стол и я объясню, что мы будем делать. « Найди листик и раскрась в нужный цвет». Воспитатель: Ребята посмотрите, какие вы молодцы. Медвежонок, говорит вам большое спасибо, вы выполнили все задания.
Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите все ко мне, вставайте в круг, мы поиграем в игру «Приятные слова».
А теперь мы улыбнёмся
Крепко за руки возьмёмся
И друг, другу на прощанье
мы подарим обещанье:
Будем мы с деревьями дружить
охранять их и любить!

О чём сегодня говорили? Какие деревья вы запомнили? Что есть у каждого дерева? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?