Занятия по методике монтессори дома. Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Знаменитая методика Марии Монтессори была разработана более века назад. Так почему в последнее время ее популярность постоянно возрастает? Какие принципы делают ее актуальной в наши дни?

Развитие ребенка становится все более актуальной темой нашего времени. в школах разрабатываются с тем условием, что ребенок, впервые пришедший в школу, уже обладает необходимыми навыками и знаниями. Более того – совсем недавно введен еще один образовательный уровень – дошкольный. А из этого следует, что уже в детсадовском возрасте малыш должен в непременном порядке поглотить достаточно большое количество информации, оговоренное в учебных планах.

Но что же делать родителям, чей ребенок по каким-то объективным причинам лишен возможности посещать детсад? Могут ли они обеспечить полноценное и разностороннее развитие ребенка дома?

К счастью, ответ на данный вопрос положительный. Существуют различные интересные методики, такие, как программа Монтессори в домашних условиях, позволяющие обеспечить малышу полное раскрытие его внутренних личностных качеств и подготовить его к предстоящему школьному обучению. Развитие по Монтессори основывается на учете индивидуальных особенностей и интересов детей, а это особенно важно, если учитывать, что, когда мы развиваем ребенка дома, принуждение – самый трудный и неверный путь.

  1. Во-первых, опирающееся на основные принципы теории Монтессори обучение, как уже говорилось, строится на индивидуальном подходе к малышу. Это позволяет раскрыть его как личность и воспитать свободным, уверенным в себе, уникальным человеком. В наши дни это является особенно актуальным, потому что самовыражение, личностный рост и активная жизненная позиция стали одними из главных тенденций развития человеческого сознания. И каждый родитель, воспитывая своего ребенка, в перспективе желает видеть его гармоничной, независимой от внешних условий личностью.
  2. Во-вторых, полностью оправдывает себя следующий постулат, на котором базируется методика Марии Монтессори: обучающий ребенка взрослый должен сам стать учеником, который учится у своего ребенка. Действительно, мы часто сталкиваемся с тем, что современное поколение детей в некоторых моментах превосходит нас. Эти дети растут в век господства интерактивных технологий, у них совершенно другое восприятие мира, поэтому нам самим всегда есть чему у них поучиться. Кроме того, мы вместе с детьми учимся раскрывать свои внутренние потенциалы, позволяем выйти наружу своему глубоко запрятанному творческому началу. Мы развиваемся вместе со своим ребенком, передавая ему тот опыт, который у нас уже накоплен, а приобретаем взамен совершенно другие знания.
  3. В-третьих, развитие по Монтессори определяет взрослого как помощника маленького первооткрывателя, а не всезнающего педагога. И это позволяет увереннее чувствовать себя родителям, которые применяют принципы Монтессори дома; такое положение вещей снимает с них лишнюю ответственность. Не каждый возьмется обучать свое чадо самостоятельно, не имея при этом педагогического или близкого к нему образования. А вот помочь ребенку по мере своих возможностей наверняка захочет каждая мама или папа. Монтессори обучение выглядит несколько более простым, чем остальные методики, поэтому и пользуется популярностью среди родителей.
  4. В-четвертых, даже если применять основополагающие принципы Марии Монтессори в домашних условиях, не обойтись без . Эти красочные необычные материалы привлекают не только маленьких первооткрывателей, но и их родителей. Поэтому работать с ними нравится и взрослым. Сейчас многие пособия родители изготавливают своими руками для детей. Сам процесс создания пособий, с которыми впоследствии с наслаждением играет малыш, вдохновляет взрослого, а вдохновение – это неиссякаемый источник жизненной энергии. Прикоснувшись к такому источнику один раз, любой человек будет тянуться к нему еще и еще.
  5. И, наконец, в-пятых: система Монтессори предназначена для развития детей любого возраста, начиная с малышей до года, заканчивая школьниками. Мария Монтессори считала, что именно три первых года жизни малыша – самые ключевые для развития его личности. Этот возрастной период она обозначила как «психический эмбрион» и считала, что в течение него происходит формирование души и духа ребенка под непосредственным влиянием окружающей его обстановки. Малыш, утверждала Мария Монтессори, особенно в возрасте до года, не может отфильтровывать поступающую извне информацию. Он просто впитывает ее. Получается, что мы сами, порой не контролируя процесс, развиваем ребенка, создавая вокруг него те или иные условия. И в непосредственной зависимости от того, какими будут эти условия, формируется детская душа. Знание этого правила позволяет родителям вовремя задуматься об окружающей ребенка обстановке и создать наилучшие для него условия.

Какими же должны быть условия для обучения детей по системе Монтессори дома?

  • Во-первых, среда, окружающая малыша, должна быть для него удобной. Все предметы, игрушки, должны быть расставлены и разложены в пределах досягаемости. Мебель тоже подбирается с учетом роста малыша, предпочтение отдается стульям и столам, которые при необходимости легко перемещать с одного места на другое.
  • Во-вторых, ребенок должен быть обеспечен достаточным количеством обучающего материала. Все, что необходимо, можно . Но при этом не следует перегружать пространство множеством предметов. Вполне достаточно использовать базовый комплект пособий.
  • В-третьих, важно определиться со временем для занятий. Часто бывает так: малыш заинтересовался каким-то материалом, обратился за помощью, а родители уделить внимания ему не могут. Постепенно интерес и желание сходят на нет. Поэтому нужно стараться помочь ребенку, особенно совсем маленькому, как только он об этом попросит. По крайней мере, оказывать хоть какую-то помощь, консультировать в перерывах между своими домашними делами, а затем более подробно заниматься в удобное для вас время. Каждый день хотя бы один час у вас должен быть предназначен для более глубокого занятия с малышом. В течение этого времени вас не должны отвлекать никакие посторонние заботы и дела. Желательно, чтобы такие домашние «уроки» проводились в одинаковое время, это дисциплинирует и вас, и малыша. В течение этого часа вы сможете заняться созданием нового развивающего материала или поработать с тем, что в данный момент интересно ребенку. Помните, что имеет значение вовсе не количество времени, которое вы смогли уделить своему малышу, а его качество.

Используйте для занятий прогулки, если малыш в это время не занят играми с другими детьми. Гулять все равно нужно, и чтобы не терять времени, можно предложить ребенку какие-нибудь развивающие упражнения. Захватив из дома необходимый материал, вы сможете провести . Но это возможно только при условии, что ребенку в данный момент нечем заняться, и он не отвлекается на другие вещи.

Начав , родители полностью погружаются в новую, незнакомую до этого, реальность. Они делают открытия, потрясающие не только ребенка, но и их самих. Эти занятия помогают установить тесные контакт с малышом, и впоследствии, когда ребенок станет взрослым, время, которое вы провели с ним, изучая мир, будет вспоминаться как самая счастливая пора вашей жизни.

Конечно же, приобрести полный комплект Монтессори - материалов под силу лишь детскому центру или детскому саду – простым родителям этого не потянуть. Однако, если вам нравится методика, а возможности ходить в специализированный садик нет – не расстраивайтесь. Дело в том, что соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы можете простой организацией быта.

Потребуется лишь потратить какое-то количество времени и сил, но не сомневайтесь – все это впоследствии окупится сторицей! Итак, с чего же начать? Прежде всего помните, что вся мебель в комнате вашего малыша должна быть легкой и обязательно соответствовать его росту (не стоит, как это любят делать многие родители, запасаться мебелью «навырост»).

Понадобится стол и стульчик, которые ребенок сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую удастся поставить материалы для работы. Не забывайте простую истину: малыши нередко чувствует себя в нашем взрослом мире буквально как лилипуты в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, совершенно недоступны для них.

Потому проявите уважение к своему маленькому умнику – и тут же увидите, насколько важны эти, на первый взгляд кажущиеся вам непринципиальными, детали. Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца (повторимся, все это желательно разместить в ванной комнате на уровне роста ребенка), но и определенный уголок в доме, где будут лежать маленькие губка, тряпочка для вытирания пыли, веник и совок.

Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела, даже если уборка после его «работы» занимает какое-то время – с этим придется мириться. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

А теперь мы приведем несколько простых упражнений для занятий с ребенком дома, которые потребуют от вас минимальных денежных вложений и приготовлений.

Однако для успеха дела все же стоит соблюдать некоторые несложные, но очень важные правила.
  • Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, приучая ребенка к порядку.
  • Во время показа, или презентации, выражаясь научным «монтессорианским» языком, используйте минимум слов и движений – дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.
  • Будьте терпеливы – ведь то, что кажется таким легким для вас, не обязательно так же тривиально и просто для 3-летнего ребенка. Нельзя забывать, что основная роль Монтессори - учителя состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: «Дай я тебе покажу, как правильно!» Потерпите, позвольте ребенку доделать упражнение.
  • Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы и продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время.

Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материалы на место.

Занятие "Пересыпание риса" (от 2,5 до 5 лет)

Цели упражнения:

развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.

Вам понадобится:

небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.

Презентация:
  • поместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними («стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д.);
  • одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой – стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам – постепенно все получится.

Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать себе молока или сока из кувшина в стакан.

Занятие «Сияющие ботинки» (от 3 до 5 лет)

Цели упражнения:

научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Вам понадобится:

газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.

Презентация:
  • расстелите газету на полу;
  • специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;
  • держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;
  • дайте высохнуть крему на ботинках. В это время аккуратно закройте крышку на креме;
  • тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

Занятие «Найди крышечку по размеру» (от 2 до 4 лет)

Цели упражнения:

развитие зрительной и моторной координации.

Вам понадобится:

4-6 бутылочек или баночек разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшим контейнере).

Презентация:
  • расставьте бутылочки на столе перед малышом;
  • медленно снимите крышки и закрутите обратно;
  • сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки. А теперь дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам. Дело не простое, но он справится!

Занятие "Коробочка с образцами тканей" (от 2,5 до 5 лет)

Цели упражнения:

развитие и уточнение тактильных ощущений.

Вам понадобится:

небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по паре кусочков каждой ткани различной текстуры 9 например, шелк, хлопок, шерсть, мохер, жаккард, лен и т.п.).

Презентация:
  • покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих между собой по текстуре;
  • быстро перемешайте их и попросите малыша найти пары, ощупывая их руками (и не подглядывая!);
  • когда малыш наконец-то поймет смысл упражнения. Постепенно добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка делать то же самое с завязанными глазами.

Занятие «Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет)

Цели упражнения:

знакомство с предметами разной формы, развитие тактильных ощущений.

Вам понадобится:

мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.).

Презентация:
  • завяжите малышу глаза или попросите закрыт их;
  • пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того как ребенку удастся-таки определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша.

Данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы уже выучили с малышом букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).

Конечно, это далеко не полный перечень тех упражнений, которые вы можете проделать со своим ребенком в рамках методики Монтессори . Подробнее об этом можно прочитать в книгах и пособиях, написанных на эту тему. Самое важное то, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества!


10.07.2019 11:10:00
Как добиться плоского живота?
Этот вопрос задают миллионы женщин по всему миру, ведь плоский живот – это признак молодости, сексуальности и стройности. Сегодня мы расскажем вам, как согнать жир с живота и подтянуть его.

09.07.2019 18:08:00
Что нужно делать, чтобы сжечь жир?
Снижение доли жира в организме или просто желание похудеть – задача непростая, но посильная. Каждый человек может снизить массу тела и стать стройным и подтянутым, если будет следовать принципам, изложенным в нашей статье.

Упражнения, развивающие игры для ребенка третьего года жизни

Монтессори-игры
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Все, предлагаемые ниже, занятия расчитаны на двух- четырех-летних детей. Точнее игрушкой здесь может стать любая вещь в доме: кастрюля, пузырек, стакан с водой, цветок.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Мир взрослых вещей не слишком добр к маленькому ребенку. Значит, считает Монтессори, надо создать ребенку особенную "подготовительную среду". Безусловно, большую радость и удовлетворение приносит ребенку деятельность значимая и полезная в глазах родителя, а также та, смысл которой хорошо ему понятен. Монтессори предлагает ряд таких игр-действий вполне доступных маленькому ребенку: переливание воды, чистка металлических предметов и ботинок, завязывание бантов, уход за цветами, помощь в приготовлении завтрака, самостоятельное одевание и раздевание. Именно такая деятельность, полагала Монтессори, формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, - считала Монтессори, - тем больше у него освобожденных творческих сил.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Монтессори рекомендует любое упражнения выполнять медленно, и тщательно анализируя его - так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Эта серьезная внимательность взрослого делает познавательной и приятной для ребенка даже процедуру одевания и раздевания.
1. Игры с водой
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.
Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).
2. Игра "Аквариум"
Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).
Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.
3. Переливание воды
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества воды?", "Где воды больше?" Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.
4. Игры с водой и губкой
Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.
5. Игра "Ходьба по линии"
Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.
6. Игры с бисером
Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока
Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.
Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

"Цветные дорожки": бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.
7. Игра c цветами
Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка.
Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.
8. Игра "Больше и меньше"
Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.
Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
9. Игра "Чистка посуды"
Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка).
Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.
10. Игра "Уборка"
Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.
Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка - развивающие игры в духе Монтессори.

11. Игры с застежками
Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки,крючки
На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.
Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см. в диаметре с 4 или 6 большими дырками - они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. "Пришивать" такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.
12. Игра "В тишине"
Игрушки: любые предметы в комнате
В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.
Игры Монтессори - просты и естественны, они не требуют специальных игрушек, точнее делают игрушками все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом; способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими.

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Но не у всех мам есть возможность посещать с детьми занятия в Монтессори-клубах, поэтому сегодня поговорим, как можно заниматься по данной системе дома с ребенком от 1 года.

Монтессори-среда или как обустроить пространство в квартире

Скажем сразу, что элементы обустройства комнат по системе Монтессори могут легко вписаться как в большую, так и в маленькую квартиру и задействовать в этом процессе можно уже имеющиеся у вас предметы быта и мебель.

В пространстве Монтессори главное:

Чтобы предметы для занятий располагались на уровне глаз ребенка, в зоне его досягаемости;
чтобы на полу был коврик или плед, так как дети проводят на нем много времени;
чтобы в комнате для занятий были открытые полки или стеллажи для размещения материалов;
чтобы у ребенка были стол и стульчик по росту, которые он мог бы сам легко передвигать;
чтобы каждое отдельное задание предлагалось на отдельном подносе, в коробке или подставке;
чтобы все предметы, которые использует ребенок, были настоящими, а не игрушечными;

А теперь - более конкретные советы по обустройству пространства квартиры по Монтессори.

Итак, : зона практической жизни, зона сенсорного развития, зона математики, зона языковая, зона космоса (окружающего мира).

Монтессори-занятия дома или какие материалы можно создать и использовать прямо в квартире

Итак, представьте, что ваше Монтессори-пространство готово. Как оно должно выглядеть?

Учимся самообслуживанию и практическим навыкам

Купите детскую кухню или приспособьте табуретку, расположив на ней стакан и кувшин с водой, чтобы ребенок мог сам налить себе воду. Положите туда же мандарин с мягкой кожурой - пусть малыш сам очистит себе фрукт. Позже повторите то же и с яйцом, научив очищать и его. Расположите на разделочной доске банан и нож (можно не очень острый) и покажите ребенку, как можно порезать банан на кусочки. Сделайте вместе бутерброд, приготовьте компот, позволив ребенку кидать кусочки фруктов в кастрюлю. Напоминайте убирать за собой посуду после еды.

У вас есть цветы в горшках? Дайте ребенку лейку с водой, чтобы он мог поливать цветы сам. А если нет цветов - посадите в банку с водой репчатый лук и наблюдайте, как из него со временем появятся ростки или купите в садовом магазине семена быстровходящей травы и выращивайте ее.

А как у вас с уборкой? Дайте малышу веник и совок, чтобы он мог убирать просыпанный случайно мусор, и пусть они всегда будет в доступном для него месте. То же и с тряпочкой для вытирания случайно пролитой воды. А стекла и зеркала вы протираете от следов пальцев? Пульверизатор с водой и тряпочку можно доверить и малышу для этой цели. Дайте ребенку губку и чашу с водой и покажите, как губка впитывает воду. Позвольте малышу растворить ложку какао в воде, размешивая его в прозрачном стакане.

Чистить зубы, причесываться и умываться, чистить ботинки щеткой, застегивать молнии, пуговицы и кнопки, а также надевать шапку, а в старшем возрасте и другие элементы одежды ребенок может тоже сам.

Создайте бизиборд - на доску (можно купить в больших строительных магазинах) попросите папу прикрутить всевозможные замки с ключами, выключатели, закрыватели дверей с цепочкой, дверные ручки и все, что дети так любят крутить в квартире, и дайте ребенку бизиборд в свободное пользование.

Словом, превратитесь «в ленивую маму», которая позволяет делать максиму дел ребенку самому, не вмешиваясь и следя лишь за безопасностью малыша и не допуская поломки предметов быта.

Познаем многообразие окружающего мира

Каждую из следующих игр расположите на поднос или коробку в зоне досягаемости ребенка на уровне его глаз, чтобы он мог сам выбирать, во что хочет играть, а после этого возвращал все на место. На неделю хватит 5-6 таких игр, потом их можно заменить на другие.

Что любит ваш ребенок? Фрукты, овощи, продукты в ярких упаковках, животных, транспорт, динозавров, посуду, цвета и формы? Обзаведитесь полной коллекцией разных видов машин или фигурками фруктов и животных, а также купите карточки с изображениями тех же предметов. Разложите из на подносе или коврике перед ребенком и попросите найти соответствия:.

Ребенку нравятся разные мелочи - пуговицы, орехи, бусины? Возьмите 3-5 видов мелочей (разных по цвету или смыслу) и предложите рассортировать их по тарелочкам или баночкам: в одну баночку - красные пуговицы, в другую - синие. В одну тарелочку - грецкие орехи, в другую - миндаль, в третью - лесные орехи. В одну тарелку - картинки с птицами, в другую - с животными. Таким образом можно изучать любые формы, цвета, понятия, размеры.

Предложите ребенку сложить последовательности по образцу: выложите 4-5 разных по цвету пуговиц и предложите положить другие точно так же. Пуговицы можно заменить на кубики, блоки конструктора, орешки или конфетки в цветных обертках.

Пазлы, рамки-вкладыши, сортеры, мозаики и конструкторы также подходят для использования на стеллажах по системе Монтессори.

Внедряем творчество и сенсорное развитие, развиваем мелкую моторику

На стол и стульчик ребенка положите чистые листы бумаги, а также коробочки с карандашами, красками, восковыми мелками, штампами и штемпельной подушечкой, пластилином - пусть творчество будет всегда в свободном доступе. Предложите также полепить из соленого теста, пластилина или кинетического песка, порисовать пальчиковыми красками или поштамповать штампами из картошки.

Что касается сенсорики, то дома можно создать: лото запахов (баночки с ароматными травами) или сенсорное лото - карточки с наклеенными на них материями (наждачной бумагой, фетром, бархатом, шелком, клеенкой), бутылочки с горячей, теплой и холодной водой, звуковые коробочки (баночки с наполнителями, звучащими по-разному: рисом, деревянными шарикам, колокольчиками).

Возьмите контейнер с мелкими отверстиями (проделайте его в коробке или, например, используйте бутылку с узким горлышком) и предложите складывать туда пуговицы, фасолинки, бусины и другие мелкие предметы. С 1,5 лет можно делать это пинцетом. Те же бусины можно нанизывать на жесткий шнурок, а если слепить из пластилина тортик, то такими бусинами можно украшать его как ягодками.

Изучаем цифры и буквы

Чтобы начать изучать цифры, вам понадобятся специальные карточки с их изображением, например шероховатыми (вырезанными из наждачной бумаги или нарисованными клеем-карандашом и обсыпанными сверху манкой по контурам цифр), чтобы ребенок мог проводить пальчиком по цифрам и запоминать их. А можно взять и простые карточки с цифрами и одинаковые фишки, чтобы изучать количество, выкладывая перед ребенком поочередно то 1 элемент, то 2, то 3...

Для изучения родного языка вам понадобятся такие же карточки с шероховатыми буквами. Еще одним упражнением для изучения букв может стать рисование их силуэтов пальчиком на песке или манке.

Главное помните принципы педагогики Монтессори: позвольте сделать ребенку максимум самому: выбрать задание, выполнить его и убрать за собой!