Исследовательский проект экологической направленности, подготовительная группа. Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Екатерина Халтурина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Юные метеорологи »

Разработала : воспитатель Халтурина Е. В.

МАДОУ “Детский сад №4” г. Нижнего Новгорода

Актуальность :

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте. Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.

Широкие возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.

Возраст участников : 5 – 6 лет

Сроки реализации проекта : с сентября 2016 года по август 2017 года

I этап – постановка проблемы

Проблема :

Детская : Во время наблюдения на прогулке у детей возник вопрос : «Для чего и как определяют погоду? Сможем ли мы самим определить погоду?»

Педагогическая : У детей дошкольного возраста не сформированы представлений о погоде, недостаточно условий для организации практических наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель :

Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности экологического содержания у старших дошкольников, формирование у детей элементарных представлений о погоде, средствах и способах ее определения.

Задачи :

1. Формировать у детей представления о значении погоды в жизни человека.

2. Познакомить с профессией метеоролога .

3. Познакомить с приборами – помощниками, позволяющими определять состояние погоды; развивать умение снимать показания приборов и фиксировать их в дневнике наблюдений.

4. Развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

5. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

II этап - сбор копилок

Совместно с детьми было собрано несколько копилок.

Первая копилка – это копилка информации о погоде, природных явлениях, профессии «метеоролог » , а также приборах, с помощью которых можно определить состояние погоды.

Были подобраны детские энциклопедии и познавательная литература : «Погода и климат. Серия : «Энциклопедия окружающего мира» Ф. Уотт, Ф. Уилсон, «Как меняется погода» П. М. Волцит, Г. Р. Граубин, «Маленькому почемучке о погоде» М. Султанова, «Откуда берется ветер?» С. В. Болушевский, «Погода» Б. Козгроув, «Прогноз погоды» А. А. Васильев, Р. М. Вильфанд, «Книги с секретами. Открой тайны. Погода и климат» Робинс.

Также были подобраны познавательные презентации для детей : «Явления природы» , «Что такое погода?» , «Почему идет дождь» и др.

Из книг и презентаций ребята узнали, что такое дождь, снег и град, как происходят туман и северное сияние; почему утром можно увидеть росу на траве; как образуются торнадо и цунами; где бывают землетрясения.

Также дети узнали о профессии «метеоролог » и о приборах, позволяющих определить состояние погоды.

Вместе с детьми составили модель «Трех вопросов»

Что мы знаем о погоде?

Погода бывает разной.

(Данил)

Про погоду говорят по телевизору (Арсений)

Летом теплее, чем зимой.

(Егор)

Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно (Маша)

В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице

(Иван)

Ветер дует (Алина)

Ветер бывает холодный и теплый (Алена)

Ветер гонит облака (Рома)

Бывает сильный и слабый ветер (Ваня)

Черные предметы нагреваются лучше, чем белые (Полина)

Что хотим узнать о погоде?

Что такое погода?

(Кирилл)

Что такое прогноз погоды? (Надя)

Кто составляет прогноз погоды? (Настя)

Как действует термометр?

(Леша)

Почему дует ветер?

(Саша)

Какие бывают ветра?

(Алена)

Ветер может что-нибудь сломать? (Даниил)

Откуда берутся облака?

(Максим)

Почему бывает тепло или холодно? (Андрей)

Как узнать?

Спросить у воспитателя

(Максим)

Можно найти приборы и попробовать самим определить погоду (Агния)

Посмотреть телевизор (Сергей)

Спросить у родителей (Егор)

Детям стало интересно, что думают их сверстники по этой проблеме. Была разработана анкета и проведено анкетирование среди сверстников : «Могут ли дети самостоятельно определить погоду?»

В анкетировании приняло участие 47 детей нашего детского сада.

Вторая копилка - изображений природных явлений.

Третья копилка – копилка изображений метеоприборов , с помощью которых можно определять погоду : термометр, гидрометр, барометр, анемометр, облакомер, дождемер, термограф, флюгер, метеоЗонд , метеоСпутник .

Мы вместе с детьми выяснили, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях .

Метеоролог – это специалист , который работает на метеорологической станции , осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды.

Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях :

Для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д. ;

Для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам) ;

В судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов) ;

В градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома) ;

Простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.

Работа метеоролога не проста , осуществляется она на свежем воздухе, часто в неблагоприятных погодных условиях. Измерения в строго заданные временные интервалы специалисты проводят независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм, гроза и т. д.) . Работать на отдаленных метеостанциях специалисты часто вынуждены в условиях изоляции, одиночества. Поэтому метеоролог должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество.

III этап – создание картотеки (классификация собранной информации)

На третьем этапе были подведены результаты анкетирования, по которым выявлено, что 34 человека (72%) считают, что дети сами могут определить состояние погоды с помощью несложных приборов, а 13 человек (28%) детей считают, что дети могут определять состояние погоды только с помощью взрослого.

На этом же этапе все природные явления из копилки дети разложили по разным признакам :

1. По сезонам

2. Водные природные явления

3. Воздушные природные явления

4. Природные явления, происходящие на земле :

5. Необычные природные явления

IV этап – создание модели

Чем дальше мы погружались в тему проекта , тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов . Было решено создать модель детской метеостанции . Некоторые приборы нам удалось достать, а некоторые мы изготовили вместе с детьми. Так у нас появились самодельные «ловушки» . Вместе с детьми мы определили, что включает в себя метеостанция и прогноз погоды :

Показание температуры воздуха;

Сила и направление ветра;

Наличие осадков;

Состояние неба и солнца;

Влажность воздуха.

Модель метеостанции .

Вместе с родителями мы создали метеостанцию на участке детского сада.

Были приобретены и изготовлены :

Термометр для измерения температуры воздуха (один термометр располагался на солнце, второй – в тени для сравнения температуры,

Флюгер для определения силы и направления ветра,

Барометр (из банки) для определения атмосферного давления

Гигрометр (из еловой шишки) для определения влажности воздуха,

Дождемер для определения количества выпавших осадков,

Измеритель глубины снега.

Наша метеостанция




В процессе наблюдений за состоянием погоды дети научились определять температуру воздуха, влажность, давление, силу и направление ветра (с помощью флюгера и компаса, количество осадков (с помощью дождемера или снегомера, различать виды облаков – перистые, кучевые, слоистые (с помощью «ловушки облаков» )

Все наблюдения дети фиксируют как в индивидуальных дневниках, так и в общем календаре погоды. Благодаря этому мы можем :

– с какого числа по погодному календарю наступила зима с устойчивыми отрицательными температурами?

– когда была первая оттепель?

В каком месяце была самая высокая температура? Самая низкая температура? и т. д.

Дети сравнивали показания приборов на участке с настоящим прогнозом погоды и делали выводы о его соответствии или изменении в течение дня.

Увлеченность детей метеорологическими наблюдениями нашла свое отражение и в игровой деятельности : дети играли в «путешественников» , «спасателей» или «летчиков» , которым был необходим прогноз погоды; а также проводили передачи «Прогноз погоды» с рекомендациями по одежде и играм для детей на улице.

Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность экологического содержания , а разная погода стимулировала детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.

Исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. Совместное создание с детьми тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.

V этап – презентация проекта

Проект был представлен :

Для детей старших и подготовительных групп детского сада,

Для педагогов детского сада

Для родителей

VI этап – постановка новой проблемы

Конечно же, современный человек привык полагаться на прогноз погоды, которые делают синоптики. Но не следует забывать и о том, что рядом с ним есть настоящие, природные барометры, которые точно и заблаговременно предсказывают изменения погоды, прогнозируют наводнения и землетрясения. К этим живыми барометрами относятся : животные, птицы, насекомые, и растения.

В процессе чтения познавательной литературы мы с детьми узнали : если внимательно понаблюдать за поведением животных и растений, можно научиться самостоятельно предсказывать погоду. Как себя ведут растения перед дождем? Как себя ведет кошка или собаки, предчувствуя наступление холода?

Дети решили изучать поведение животных и птиц, наблюдать за растениями и определять, как это связано с изменениями в погоде. Это будет продолжением нашего проекта .

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2недели).
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность:
Наш край - Урал - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.
Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.
Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.
Совершенствовать изобразительные умения детей, поощрять желание детей использовать разнообразные материалы для рисования.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап
- Проведение комплекса мероприятий
- Взаимодействие с родителями
Заключительный этап
- Праздник в МБДОУ «У природы нет плохой погоды».
Предполагаемый результат:
Сформированность представлений детей об явлениях природы в разное время года;
сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
пополнение активного словаря детей;
умение последовательно излагать
получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Наглядная информация:
Оформление стенда с работами детей, оформление альбома «Природные явления», оформление альбома «Небесная красота».
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).
Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы» .
Методы и приёмы:
наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
словесный (рассказ, чтение, беседа);
практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских рисунков «А за окном то дождь, то снег», рисунки-загадки «На что похоже облако?».
Итоговое мероприятие: Праздник в ДОУ «У природы нет плохой погоды».
Материалы к проекту:
Электронная презентация «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?».
Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.
Картины, иллюстрации на тему «Красоты Урала» (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики».
Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».
Рисунки детей.
Используемая литература:
1. «Юный эколог» С.Н. Николаева.
2. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
3. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
4. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».
План реализации проекта:
Понедельник
1. НОД «Интересная наука – метеорология»
2. П\игра «Солнышко и дождик»
3. Просмотр презентации «Приборы метеоролога»
Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.
Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);
Знакомство с приборами на метеостанции и приборами, которые есть в детском саду (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)
Вторник
1. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)
2. Экспериментирование
«Круговорот воды в природе» (см. приложение).
Развивать любознательность.
Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.
Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.
Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека
Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.
Среда
1. Наблюдения в природе « Солнце – источник тепла и света»
2. Пальчиковая гимнастика (см. приложение)
3. Настольная игра «Времена года»
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

Четверг
1. Восприятие художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»
2. Экспериментирование «Дружба песка и воды».
3. Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»

Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.
Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».
Пятница
1. День пословиц и примет (см. приложение)
2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»
3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»
4. П/игра «Найди свою пару»
Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.
Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.
Просмотр фотографий: виды облаков.
Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».
Рисунки-загадки. Выставка рисунков.
Понедельник
1. НОД «У природы нет плохой погоды»
2. Наблюдение в природе (рассматривание гигромера): осадки, влажность
3. Пальчиковая гимнастика
Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.
Развивать наблюдательность.
Учить анализировать и находить взаимосвязи между показателями гигромера и наличием осадков в этот день.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук
Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (В. Данько)
Вторник
1. Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»
2. Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»
3. Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»
Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.
Развивать воображение.

Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.
Среда
1. День отгадывания загадок (см. приложение)
2. Трудовая деятельность в природе: полив растений
3. Наблюдение за гигромером, облаками, солнцем.
4. Восприятие художественной литературы «Сказка про ветер»
Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений.
Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.
Закреплять умение пользоваться лейкой и грабельцами.
Развивать наблюдательность.
Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.
Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.
Четверг
1. Изодеятельность: иллюстрирование песни «Хорошая погода»
2. П/игра «Солнышко и дождик»
Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.
Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.
Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.
Повторить знакомую песню «Хорошая погода», подготовить иллюстрации к презентации песенки на итоговом мероприятии.
Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.
Пятница
Итоговое мероприятие «У природы нет плохой погоды»
Развивать творчество, слуховую память, двигательную активность.
Повторить правила поведения в местах большого скопления людей.
Воспитывать взаимоуважение, дружеское отношение друг к другу.
Отгадывание загадок о природных явлениях, конкурсы: нарисуй радугу, собери снежки; п/игра «Солнышко и дождик»; исполнение песен «Хорошая погода», «Летняя песенка»; исполнение танцев «Топ-топ», «»Радуга», «Зонтики»
Приложение 1
Сказка о трех друзьях
Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.
Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).
Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).
Приложение 2
Беседа о природных явлениях
Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).
- Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).
- Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.
- Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.
- Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.
- Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)
- Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).
- Верно. А еще во время грозы:
Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.
- Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).
- Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.
Приложение 3
Экспериментирование
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.
Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)
Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
- Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).
- Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:
Крупно, дробно зачастило
Всю землю напоило (дождь).
-Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика «Капли»
Капли первые упали
Пауков перепугали
Дождик застучал сильней
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает
Гром гремит - не затихает
Дождь прошел и снова солнце
Засеяло нам в оконце
Приложение 5
Приметы, поговорки, загадки
Приметы о погодных явлениях
СНЕГ
Первый снег всегда тает.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно.
Постоянный снег ложиться ночью.
ДОЖДЬ
Ласточки летают низко - будет дождь.
Воробьи в пыли купаются - к дождю.
C листьев ивы обильно каплет влага - к ненастью.
Утром сухо, нет росы - жди дождя.
Растения - синоптики
Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.
* Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая. Их цветки закрываются перед дождем и ненастьем.
* По берегам рек, на других влажных местах растет чистяк весенний. В ясную погоду его цветок открыт. Но едва солнце спрячется за тучи, как яркие лепестки сгибаются к середине, прикрывая тычинки.
* Настоящим барометром считается ветреница дубравная. В ясную солнечную погоду ее бело-розовые цветки радуют глаз. Но если вы заметили, что еще днем, когда светит солнце, ее лепестки начинают складываться, значит надо ждать ухудшения погоды.
* Среди массы зелени ярко светят "фонарики" чистотела. Но вот они начали тускнеть, стали еле заметны. Растение сигнализирует: скоро будет дождь.
* В мае-июне луга покрыты желтым ковром одуванчиков. Это растение тоже заблаговременно предсказывает погоду. Представьте, что утром, проходя мимо знакомого луга, вы не узнаете его: желтый "ковер" почти исчез, цветки одуванчика сжались в плотный шарик, укрылись зелеными обертками. Солнце уже поднялось, греет вроде бы по-прежнему. А одуванчик не спешит раскрывать свой цветок. Секрет прост: близится гроза.
Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены.
* По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.
* В сухую погоду листья костяники, а также бессмертника обычно закручены. А при повышении влажности они раскручиваются или загибаются вверх. Это- предупреждение о приближающемся ненастье.
* Если ветки елки и можжевельника, устремленные в ясную и сухую погоду вверх, начинают опускаться - ждите ненастья.
* Некоторые растения о предстоящем изменении погоды предупреждают выделением пахучих веществ. К ним относятся горицвет весенний, дрема луговая, белая и желтая акация, донник лекарственный.
* Есть и такие растения, которые уже за несколько дней до дождя начинают "плакать" - выделять из себя излишнюю воду. Так, примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях камыша, ивы. Влажными становятся листья осокоря, черемухи.
(Ю. Теплов)
Пословицы и поговорки о погоде
Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.
Серенькое утро - красный денек.
Сбежалися тучки в одну кучку - быть ненастью.
Сиди у моря да жди погоды.
С погодой не поспоришь.
Загадки о явлениях природы, погоде
Ревнул вол
за сто сел,
за сто речек.
(Гром)
Конь бежит
земля дрожит.
(Гром)
Летит орлица
по синему небу,
крылья распластала,
солнышко застлала.
(Облако)
Крашеное коромысло
через реку повисло.
(Радуга)
Рассыпался горох
на семьдесят семь дорог,
никто его не подберет.
(Град)
Шёл долговяз,
в землю увяз.
(Дождь)
Заря-зоренька
ключи потеряла.
Месяц пошёл -
не нашёл,
Солнце пошло -
ключи нашло.
(Роса)
Бежал по улице,
на другую перешёл,
а по третьей полетел.
(Ветер)
Без рук, без ног,
под окном стучится, в избу просится.
(Ветер)
Без рук, без ног,
а ворота отворяет.
(Ветер)
Белые мухи
на поле сели.
(Снег)
Белая скатерть
все поле укрыла.
(Снег)
Летит - молчит,
лежит - молчит,
когда умрет,
тогда заревёт.
(Снег)
Лежал, лежал,
да в речку побежал.
(Снег)
На дворе горой,
а в избе водой.
(Снег)
Гуляет в поле -
да не конь.
Летает на воле -
да не птица.
(Метель)
Дедушка мост мостит
без топора и без клиньев.
(Мороз)
Старик у ворот
тепло уволок,
сам не бежит
и стоять не велит.
(Мороз)

Сценарий итогового мероприятия «У природы нет плохой погоды»

В центре зала 4 ребенка, изображающие краски, стоят на импровизированном мостике и рисуют кистями картины времен года.
Выходит ведущий в образе художника, с палитрой, на которой четыре цветных шарика: синий, зеленый, красный, желтый.
Звучит фоном музыка без слов «Оранжевая песенка»
Ведущий : Поспорили краски, какая важнее,
Какая, природе, краска нужнее?
Кричала зеленая…
Зеленая краска: Я! Это я!
Весной без меня поверьте нельзя.
Ведущий: Воскликнула синяя:
Синяя краска: Чем же я хуже?
Зима без меня будет серой и скучной.
Красная краска: А лето, без красной, не лето совсем.
Ведь красное солнце тепло дарит всем.
Желтая краска: А осенью желтой раскрасим листву,
И ею раскрасим кусты и траву.
Ведущий: Сказал им Художник:
Художник: Я знаю ответ:
Из вас, ни одной, самой главной тут нет!
Любые цвета природе нужны
В природе все краски, поверьте, важны.
Все вместе: И это сейчас докажем вам МЫ.
Художник: Краски, бегите к ребятам.
«Вытягивает» из палитры шар цвет синего. На фоне метели читает стихи.
Художник: Заковал мороз в лёд озёра,
Вместо синих волн - гладь простора,
Вместо сильных волн - снег, да иней,
Да позёмки след тёмно – синий.
Привязывает синий шарик к «мостику»
Ведущий: Раскрасил художник синим цветом зиму. И обрадовалась природа этому цвету. Красотой заискрилась земля. А малыши младшей группы рады зиме, весело топают они по синей планете.
ТАНЕЦ «ТОП-ТОП» (исполняют дети мл.гр.)
Ведущий : Я предлагаю поиграть в игру. Зимой очень много снега. Он сейчас может растаять. Его надо поскорее собрать.
ИГРА «Соберем снежки» (2 команды ср.гр., старш.гр)
Художник «вытягивает» из палитры шар зеленого цвета. На фоне капели читает стихи.
Художник: Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною».
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется зеленою листвою.
Привязывает зеленый шарик к «мостику»
Ведущий : Раскрасил художник зеленым цветом весну. И пробудилась природа ото сна. Заиграла лучистыми красками. Повисла над зеленой планетой яркая радуга. А ну-ка, ребята 4гр., выходите, покажите нам свою радугу.
ТАНЕЦ «РАДУГА» (исполняют дети старш.гр.)
Ведущий : А как вы думаете, радугу легко рисовать? А вот это мы сейчас посмотрим. Художник, расскажи детям правила рисования радуги. Объяснение правил рисования на примере «Каждый охотник должен знать…»
Конкурс «Нарисуй радугу» (5 и 6 гр.)
Художник «вытягивает из палитры шар красного цвета. На фоне звуков леса читает стихи.
Художник: Изнуряет жарой и светом
Солнце яркое в знойный полдень,
Но я рада такой погоде,
Ведь красное лето такое.
Привязывает красный шарик к «мостику»
Ведущий: Раскрасил художник красным цветом лето. От яркого солнца распустились цветы, запели птицы, заблагоухала природа. Выбежали дети 5 гр. на летнюю полянку и поют свою летнюю песенку.
Песня «Лето» в исполнении детей 5 гр.
Ведущий: И вдруг полил теплый летний дождик. Взяли детишки зонтики и танцуют под дождем, радуясь красному лету.
ТАНЕЦ «С ЗОНТИКАМИ»(6 подгот гр.)
Ведущий: А ведь с зонтиками можно не только танцевать. Еще с ними можно и поиграть.
Игра с зонтиками. (мл.гр.)
Художник «вытягивает» из палитры шар желтого цвета. На фоне шума листвы читает стихи.
Привязывает желтый шарик к «мостику»
Желтое солнышко, желтые листья,
Желтые склоны, желтые кисти,
В желтом саду ударяется оземь…
Желтое небо, желтая осень.
Ведущий: Раскрасил художник желтым цветом осень. Золотой стала планета.
На полях урожай созрел. А дети 3 гр. вышли на огород собирать урожай.
«Сказка об овощах»
Ведущий : И понял художник, что все краски важны для природы.
Художник: Краски, бегите ко мне.
Выходят краски-дети и встают на мостик каждый возле шарика
своего цвета.
Художник: Весело вам было с ребятами? Посмотрите, какие красивые картины нарисовали дети. …И вообще не бывает у природы плохой погоды.
Выходят дети подгот.гр. песня «О ПОГОДЕ» Сценарий экологического праздника в детском саду. Старшая-подготовительная группа

Пояснительная записка

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель.

Актуальность темы проекта . Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.

Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.

Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины

Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления детей об обитателях морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.

Задачи:

  • Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
  • Развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
  • Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений и животных;
  • Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
  • Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
  • Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Взаимодействие с родителями:

1.Анкетирование для родителей

2. Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»

3.Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;

4. Электронная консультация для родителей «Закаливание водой»;

5. Участие в фотовыставке “Вода вокруг нас»;

6. Совместное создание мини-музея в группе «По морям по волнам».

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Цель:

1.Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;

2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;

3. Подбор информации для оформления родительского уголка;

4. Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;

5. Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.

6. Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;

7. Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6-7 лет;

8. Совместное создание воспитателем и родителями мини-музея в группе «По морям по волнам»;

9. Участие в фотовыставке «Вода вокруг нас».

2 этап. Основной.

Беседа «Мир воды», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Ручеек и заяц Коська»
Речевое развитие Чтение художественной литературы Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н.А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка), С. Сахаров «Кто в море живет?
Физическое развитие П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
Познавательное развитие НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду» (Приложение 1), опыт-эксперимент «Свойства воды» (Приложение 4), д\и «Как мы используем воду»
Конструирование из бумаги «Кораблик», свободное рисование на тему «Берегите воду»
Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из цикла «Смешарики» «Капля», «Круговорот воды в природе», просмотр энциклопедии «Морские обитатели»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: «Живая вода». Польская сказка, Г. Люшина «Капелька», Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка)
Физическое развитие П/и «Рыбки», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет» (Приложение 4), д\и «Круговорот воды в природе»
Художественно-эстетическое развитие НОД лепка сюжетная по представлению «На дне морском» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 130)
Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из серии «Лунтик и его друзья» «Капельки дождя», «Растения пью воду», беседа «Мир воды»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» (экологические сказки)
Физическое развитие П/и «Караси и щуки», п/и «Ходят капельки по кругу», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Вода ползет вверх», опыт-эксперимент «Очищение воды: как воду сделать чистой» (Приложение 4), познавательная викторина «Вода» (Приложение 2)
Художественно-эстетическое развитие НОД рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 134)
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Кому в природе нужна вода», сюжетно-ролевая игра «Рыбки в пруду»
Речевое развитие Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде
Физическое развитие П/и «Мы водные животные», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Цветной лед», опыт-эксперимент «Поднимающаяся вода», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас», д/и «Аквариум»
Художественно-эстетическое развитие Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка»
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Зачем вода нужна человеку?», просмотр и обсуждение видеоурока «Как нужно беречь воду?», мультфильма «В порту»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжова «Чей дом лучше», «Травинка путешественница»
Физическое развитие П/и «Ходят капельки по кругу», п/и «Рыбки», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», заучивание поговорок о воде
Познавательное развитие Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» (Приложение 3)
Художественно-эстетическое развитие Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде»

III этап. Заключительный.

1.Подведение итогов проектной деятельности;

2. Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»

3. Создание альбома «Вода»;

4. Фотовыставка «Вода вокруг нас»;

5. Создание мини-музея «По морям по волнам»;

7. Фотоотчет о проведении экологического проекта «Вода вокруг нас» (Приложение 5)

Список использованной литературы

1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А.Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: - Учитель, 2011 г.

2. Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2007 г.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.

валентина платонова
Экологический проект (подготовительная группа)

Участники проекта :

Дети подготовительной группы

Воспитатели

База проектной деятельности :

МБДОУ ТР детский сад 1

Сроки реализации :

2016 - 2017 учебный год

Актуальность проекта

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы , что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем вести себя по отношению к природе.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.

Для этого наметила цель и задачи, составила план работы.

Цель проекта :

Формировать у детей экологические знания , бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта :

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение.

Становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровья.

Задачи проекта :

Формировать систему элементарных научных экологических знаний , доступных для дошкольника.

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Прививать трудовые природоведческие знания.

Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края.

Ожидаемые результаты :

1. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

2. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью;

Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты :

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы, опытно исследовательская лаборатория, речевой, игровой уголок, уголок здоровья, музыкально – театрализованный уголок.

План проведение проекта

1 этап Подготовка

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта

2 этап Реализация проекта Проведение мероприятий в группах .

3 этап Результат проекта 1 . Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Подведение итогов.

3. Презентация проект .

Тематическое планирование

Совместная работа воспитателя с детьми Самостоятельная работа детей

1. НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой.»

2. Наблюдение за температурой и воздуха.

3. Опыт с вертушкой. связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки.

4. Беседа «Можно ли морозу убить дерево?»

5. Труд в природе :

в уголке природы : уход за комнатными растениями и подкормка их;

в природе : ежедневная подкормка птиц.

6. Экологические игры

«Отгадай и прочитай» , «Каждую птицу - на свое место»

7. Чтение художественной литературы Ю. Коваль «Заячьи тропы» , И. Бунин «Метель» , С. Есенин «Пороша»

8. Фольклор песенки, потешки, приговорки о январе, дразнилки о птицах, народный календарь на январь.

1. Уголок природы Иллюстрации, модели на тему «приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера» , картинки с изображениями различных зимующих птиц.

2. Книжный уголок поместить репродукции картин : А. Саврасова «Зимний пейзаж» , Н. Ульянов «Снегери»

3. Уголок художественно-творческой деятельности

поместить природный материал для изготовления поделок на тему «птицы» ,

дидактическая игра «Где чей хвост?» , «Назови хозяина»

4. Уголок экспериментальной деятельности

Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупу для рассмотра

1. НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса.»

«Если хочешь быть здоровым»

2. Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений.

3. Опыт с водой. Продолжать знакомить со свойствами воды при замерзании.

4. Беседа «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?», «Рождение леса»

5. Труд в природе

В природе уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.

В уголках природы уход за растениями уголка, посадка семян лука

6. Экологические игры «Пищевые цепочки» , «Хищник – добыча» , «К названному дереву беги»

7. Фольклор поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях. 1. Уголок природы поместить модели существенных признаков зверей и птиц и соответствующие картины, макеты

2. Книжный уголок поместить репродукции картин А. Саврасов «Зимний пейзаж» , «Иней»

3 Уголок экспериментальной деятельности поместить магниты и различные мелкие предметы из различных материалов (скрепки, крышки от бутылок, и т. д., альбомы для зарисовки результатов опытов.

1. НДО «Как поссорился март и февраль»

«Как растет человек»

2. Наблюдение за солнцем на небе.

3. Опыт со светом

4. Беседа «Тайна географической карты»

5. Труд в природе :

В природе подкормка зимних птиц, расчистка участка от снега.

В уголке природы дети принимают участие в пересадке комнатных растений

6. Экологические игры «Узнай растение» , «Найди что опишу»

7. Фольклор народные приметы в марте, загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах 1. Уголок природы на панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы» , поместить модель первые признаки весны

2. Книжный уголок поместить для рассматривания картины : К. Юон «Мартовское солнце» ,книги согласно перечню.

3. Уголок художественно-творческой деятельности. Рисование комнатных растений.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить различные виды фильтров и емкостей для воды в картинках.

1. НДО «Почему земля корми?» , «Зеленая аптека»

2. Наблюдение за деревьями.

3. Опыт с водой и почвой.

5. Труд в природе

весенняя работа на участке : сбор листьев, уборка сухих веток.

В уголке природы : уход за растениями в уголке.

6. Экологические игры «Живое - неживое» , «Дедушка Мазай и зайцы» , «Что растет в родном краю?»

7. Чтение художественной литературы. С. Маршак «Ледоход» , Г. Ладанщиков «Весенняя песня»

8. Фольклор. Поговорки и пословицы об апрели, апрельские приметы.

1. Уголок природы. Поместить модель признаков весны, иллюстрации растений лекарственных и ядовитых, а также растений нашего леса, занесенные в «Красную книгу»

2. Книжный уголок. Поместить картины для рассматривания : И. Бродская «Апрель»

3. Уголок художественно- творческой деятельности. Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву.

1. НДО «Весенние заботы птиц»

2. Наблюдение за растениями.

Понаблюдать за гнездами птиц.

4. Труд в природе.

На участке оформление клумбы, рыхление почвы.

В уголке природы подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.

5. Экологические игры «Ласточки и мошки» , «Лягушки и цапля»

6. Чтение художественной литературы Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?» , Б. Заходер «Про всех на свете» , В. Астафьев «Стриженок Скрип»

7. Фольклор. Загадки о солнце и перелетных птиц, песенки – потешки о перелетных птицах 1. Уголок природы. Поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модель признаков весны.

2. Книжный уголок. Поместить для рассматривания картины : В. Бакшеев «Голубая весна» , А. Грицай «Первые дни мая»

3. Уголок художественно – творческой деятельности. Поместить обводку, штриховку, разнообразные раскраски.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Предложить детям емкости с растворимым и не растворимыми веществами.