Как научить ребенка быстрому чтению интересно и эффективно. Легкий способ правильно научить ребенка читать

Современные среднестатистические семьи сталкиваются с тем, что не знают, как научить ребенка читать по слогам, не говоря о быстром и осознанном чтении детских рассказов, стихов или скороговорок.


При обстоятельствах, когда ребенок плохо читает, детские специалисты советуют улучшать технику чтения такими способами :

  1. Стимулирование 6 летнего ребенка, к чтению при помощи записок или указателей местонахождения определенного предмета или подарка. Рекомендуется чаще обращаться с фразами: «письма для тебя, с помощью которых я научу тебя читать» будут незаменимым помощником. Игровая форма позволяет развить детскую фантазию, что благотворно влияет на формирование личности у малыша, памяти и абстрактного мышления.
  2. Во время поездки к врачу или похода за покупками можно вместе с малышом читать надписи на рекламных вывесках, бордах или уличных указателях.
  3. Дети очень любят читать стихи, и когда им их читают, особенно К.И. Чуковского, Агнию Барто, С.Я. Маршака и прочих детских поэтов, которые внесли вклад в развитие отечественной детской литературы.
  4. Не малая роль отведена и скороговоркам, которые улучшают дикцию, позволяют ускорить темп чтения и правильность произношения. Заучивая и проговаривая схожие между собой слова в ускоренном темпе, в большинстве случаев со стороны звучат забавно. Что очень нравится детям.

Если обучение будет выглядеть для малыша, как игра, то уже в скором времени результат оправдает все ожидания. Для каждого из родителей совет будет абсолютно простым, наберитесь терпения и упорства, и у вас все обязательно выйдет.

Результат не заставит долго ждать себя, и научить читать ребенка окажется вполне посильным заданием, а процесс будет легкий. И тогда решение вопроса, как научить первоклассника быстро читать, назреет само собой, как следствие ваших усилий.

Эффективные способы обучения детей чтению


К наиболее распространенным методам обучения чтению детей возраста 6-8 лет относится :

  • Чтение, при помощи кубиков с буквами. Методика достаточно несложная, нужно составлять простые слова из 2, 3 букв, повторять и проговаривать каждый звук, позже более сложные и по ходу обучения объяснять их смысл. И так ребенок уже после 2-3 занятий сможет складывать простые предложения и понимать прочитанный материал.
  • Параллельное чтение. Данная методика предусматривает участие в чтении и маленького слушателя, который должен следить по тексту рассказа, читаемого учителем. Учитель на определенном участке текста должен ускориться, или сменить интонацию, и попросить указать, на каком участке происходили изменения в манере чтения.
  • После нескольких повторений, юнец сам может попробовать прочитать текст с различной скоростью и интонацией. Предложенный способ позволит поднять самооценку маленького начинающего читателя, что послужит определенным стимулом для дальнейшего обучения. Указанная методика позволит понять, как научить ребенка быстро читать, ведь при подобных упражнениях развивается внимание и слуховые качества.
  • Вспомогательную роль в процессе обучения детей 6-7 лет чтению, могут сыграть и диафильмы, которые содержат в себе короткие фразы, и разнообразные изображения, что позволит превратить просмотр, в просто увлекательную игру и научит понимать, о чем идет речь.
  • Следует отметить, что для того чтобы их посмотреть, не обязательно наличие фильмоскопа, достаточно иметь доступ к интернету и воспроизводящее устройство. Во время просмотра, читавший маленький зритель получает море эмоций.
  • Пение и разучивание различных детских песен, можно из любимых мультфильмов, или сказок. Такие упражнения улучшают память, легче воспринимаются и развивают у деток музыкальный слух.

Необходимым условием эффективного обучения чтению детей, возрастом 6 лет в домашних условиях, это конечно регулярные занятия, настойчивость, и определение индивидуального подхода к ребенку в зависимости от модели его поведения и особенностей характера, ведь не каждый сорванец, может сам подойти и попросить: «Мама, научи поскорее меня читать».

Игра в слова

Рассматривая игровую форму решения проблемы, как научить ребенка быстро читать, игра в слова позволит увеличить его словарный запас и расширит кругозор.

Правила игры очень просты и заключаются в следующем :

  1. Выбирается любая буква из алфавита.
  2. Следует подобрать как можно больше слов на эту букву.
  3. Проигрывает тот, у кого заканчиваются варианты.

Из личного опыта, в свое время популярная игра: «Что влезет в 3 литровую банку», города, имена и прочие в подобном роде скоротали не один час. В форме игры, уроки для первоклашки всегда вызывают больший интерес и упрощают учебный процесс, делая его более увлекательным.

По слоговое чтение

Процесс обучения ребенка 6-7 лет чтению в большинстве случаев может представлять собой несколько этапов, где по слоговое чтение является переходным от составления букв, в слог, а слоги в слова. На этом этапе, дети дошкольного возраста еще не до конца улавливают смысл очень низкая.

Однако после того, как слова перестанут разделяться слогами и будут восприниматься, как единое целое, тогда техника чтения выйдет на новый, более высокий уровень потому что ребенок начинает понимать, о чем он читает. И соединение предложения целыми словами, будет нести смысловую нагрузку, что будет понятным для юного читателя.

Приемы, стимулирующие интерес к чтению

Современные дети возрастом от 6 лет в некоторой степени не всегда могут быть должным образом заинтересованы в чтении и поэтому необходимо подталкивать определенными хитростями.

В дошкольном возрасте неоценимый вклад в воспитание и обучение детей, вносят развивающие мультфильмы и детские видео, которые учат, как распознавать цвета, геометрические фигуры, считать по порядку, алфавит, английский алфавит и многое другое.

Благодаря таким чудесным мультикам, наши дети развиваются очень стремительно, что позволит без труда научиться читать до первого класса. Это самые любимые детьми занятия.

К наиболее эффективным приемам, побуждающим детский интерес к литературе у детей 6 летнего возраста, относится чтение вслух взрослыми, можно рассказывать сказки, которые учат добру, и, что зло всегда терпит поражение. Следует читать стихи детям, потешки, считалки и скороговорки. Заучивание коротких стихов детками, плодотворно влияет на развитие речи и памяти. Позже они сами желают прочесть стишок или рассказ.

Немаловажную роль играет то, знает ли ребенок алфавит наизусть, если он умеет различать буквы, то складывать их в слоги и слова будет достаточно просто. Очень важно чтобы ребенок научился воспринимать текст целыми словами. В таком случае, хорошо читать в 6 лет научится достаточно реально, и воспитание детей в таком случае не будет в тягость.

Для того, что бы процесс учебы культуре чтения у детей вызывал море позитива, просто рекомендуется выбрать несколько подходящих упражнений, желательно в игровой форме, регулярно проводить уроки, и вы не заметите, как с уверенностью будете утверждать что, «научу читать любого».

Главное просто набраться терпения и создать приятную атмосферу в процессе чтения волшебной сказки или захватывающей повести и оградить его от видео роликов или фильмов.

Современные способы обучения детей обязательно принесут свои плоды, и ваш малыш первый предложит, с чувством, толком и расстановкой прочитать сказку или рассказать стихотворение наизусть.

Наиболее подходящим решением проблемы, как ребенка можно научить читать быстро, разборчиво и правильно в 1 классе – это применение комплексного подхода на регулярной систематической основе, что позволит культурно и духовно обогащаться подростку. Интересная книга гораздо глубже и ярче, чем любое видео произведение.

Малыш взрослеет. Растут и его умения – он уже может говорить предложениями, знает цвета и формы, ориентируется в буквах и цифрах. Но как научить ребенка читать? С какого возраста начать обучение? Как вообще подойти к такому непростому делу?

Когда учить ребенка читать?

В настоящее время существует множество методик обучения малыша чтению: это и метод Домана, и бархатные буквы Марии Монтессори, и кубики Зайцева, и метод Тюленева. Перечислять можно бесконечно. Все эти способы и пособия рассчитаны на обучения ребенка в домашних условиях самими родителями, но существуют и специальные кружки и курсы, где с малышами занимаются опытные преподаватели.

Но как понять, что пришло время учить ребенка читать? Это раньше родители не предавали большого значения домашнему обучению, а дети учились читать в школе в 6-7 лет. Сейчас ситуация изменилась, и малышей учат чтению чуть ли не с пеленок.

Чтобы понять, что чадо готово к обучению, стоит рассмотреть несколько факторов.

  • Прежде всего, кроха должен хорошо владеть речью, быстро составлять предложения, понимать значения простых слов.
  • У малыша не должно быть проблем со слухом и с произношением.
  • Кроха должен знать базовые направления: лево-право, верх-низ.

Впрочем, многие дети сами проявляют интерес к книгам – маме остается лишь доходчиво объяснить чаду, как это – читать.


12 правил обучения чтению

Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.

Правило 1. Не заставляйте

Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал. Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории. Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.

Правило 2. Никаких букв

Ребенку сложно объяснить, что «р» и «рэ» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «рэ». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, рэ, сэ).

Правило 3. Учите слоги, а не буквы

Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове. Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.

Правило 4. Повторяйте

Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке. Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.

Правило 5. От простого к сложному

Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова. Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.

Правило 6. Учите простые слова

  1. Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба.
  2. Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с.
  3. Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу.
  4. Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.

Правило 7. Учитесь везде

Идете гулять? Отлично! Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.

Правило 8. Играйте!

Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.

Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.

Правило 9. Заинтересуйте.

Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки.

Правило 10. Чтение вслух

Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту. Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.

Правило 11. Чтение с закладкой

Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

Правило 12. Частые занятия

Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом. Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать.


Заключение

Главное правило любого обучения – терпение и доброжелательное отношение к малышу. Не кричите и не выходите из себя, когда у дочки или сыночка что-то не будет получаться. Не нужно мучить ребенка чтением, это отобьет у него охоту и желание читать.

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор 15 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Для чего ребёнку скорочтение

Важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.

Как научиться быстро читать

Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.

Развить произвольное внимание

Важная составляющая процесса чтения - способность ребёнка концентрировать своё длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.

Расширить поле зрения

Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после - что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.

Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы». Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель - доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.



Уменьшить проговаривание

Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции - процесса проговаривания текста при чтении.

Убрать возвратные движения глаз

Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.

Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.

Уметь выделять главное в тексте

Один из самых важных навыков - выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.

Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!

Немного о технике чтения

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя:

  • Смысловую сторону – понимание содержания
  • Техническую сторону – скорость, правильность и выразительность

В начальных классах школы технике чтения уделяется много внимания. Основные критерии определения уровня ее развития следующие:

  • Способ чтения: слог, слог и слово, слово
  • Скорость
  • Правильность, учитывающая наличие или отсутствие: пропусков, замен, искажений; повторов слов и слогов; ошибок в окончаниях слов; ошибок ударений в словах;
  • Понимание прочитанного материала, которое оценивается: соответствием интонации знакам препинания; умением просто ответить на вопрос, о чем только что прочитал;
  • Выразительность чтения, которую определяет соблюдение логического ударения, пауз, интонации

В конце каждого полугодия с 1-го по 4-й класс проводится проверка уровня техники чтения, во время которой учащийся в течение одной минуты читает определенный материал – слова, предложения, тексты. Показатели нормы следующие:

  • к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 30 слов в минуту;
  • к концу 2-го класса от 50 слов в минуту;
  • к концу 3-го класса от 70 слов в минуту;
  • к концу 4-го класса от 100 слов в минуту.

Показатели нормы могут существенно отличаться в зависимости от типа учебного заведения.

Почему так важно научить ребенка быстро читать?

Оптимальной считается скорость чтения, практически равная темпу разговорной речи, а это в среднем 120-150 слов в минуту. Если ребенку не удается достичь нормативной скорости чтения, это плохо отражается на его дальнейшей успеваемости по всем предметам. При постоянно возрастающем объеме учебных нагрузок медленное чтение вынуждает тратить множество усилий и лишнего времени на изучение содержания материала.

В процессе чтения развивается и совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. А умственная работоспособность зависит в первую очередь от этих двух показателей. Поэтому процесс интеллектуального развития также зависит от скорости чтения. Навык беглого чтения должен быть сформирован в начальных классах школы, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы дети читали осознанно, правильно и выразительно.

Основные причины медленной скорости чтения:

  • Низкий уровень оперативной памяти
  • Низкий уровень концентрации внимания, отсутствие усидчивости
  • Недостаточная практика
  • Низкий объем оперативного поля зрения
  • Ограниченный словарный запас
  • Наличие регрессии – возвратных движений глаз
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция
  • Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранности общей способности к обучению
  • Отсутствие интереса к процессу чтения

В зависимости от того, что является основной причиной низкой скорости чтения, определяется способ решения проблемы, подбирается наиболее подходящая и эффективная в данном случае методика для того, чтобы научить ребенка быстро читать.

Эффективные способы обучения ребенка быстрому чтению

Решаем проблемы с оперативной памятью

Низкий уровень оперативной памяти значительно влияет на скорость и осознанность чтения. Прочитав 3-4 слова в предложении, первое слово ребенок уже забывает и уловить общий смысл не может.

Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Такие диктанты необходимо писать ежедневно в течение месяца.

Решаем проблемы с концентрацией внимания

При низком уровне концентрации внимания и отсутствии усидчивости необходимо заинтересовать ребенка, изменив форму обучения.

Полезно проводить следующие упражнения:

  • Взрослый читает вслух небольшой текст, затем просит прочитать его ребенка. Следует следить, чтобы ребенок не додумывал окончания слов, а читал их точно. Под контролем он будет стараться внимательно прочитывать каждое слово, придерживаясь заданного взрослым темпа;
  • Родителям следует постоянно писать ребенку коротенькие записки, составлять списки с поручениями, делать письменные описания местонахождения каких-либо сюрпризов. Это сделает чтение необходимым условием для повседневной жизни;
  • Несколько раз в день можно читать по 5 минут методом «жужжащего» чтения, когда взрослый и ребенок читают одновременно вслух со средней громкостью разные тексты, каждый со своей скоростью;
  • Очень эффективно для улучшения техники чтения смотреть диафильмы, в которых красочные картинки сопровождаются коротенькими текстами с достаточно простыми предложениями. Это не утомляет, вызывает интерес, позволяет лучше понять содержание текстов. Фильмоскоп иметь совершенно не обязательно, лучшие диафильмы советских времен можно легко посмотреть в интернете;
  • На открытой странице книги поручите ребенку найти определенное слово, затем следующее слово или словосочетание. Это способствует более быстрому переходу от слогового чтения к чтению целыми словами. Несколько позже нужно учиться искать в тексте ответы на заданные вопросы.
  • Техника параллельного чтения предусматривает чтение взрослым вслух какого-либо текста с одновременным прослеживанием содержания ребенком. Одинаковые тексты должны быть написаны на 2-х листках, один из которых лежит перед взрослым, а другой – перед ребенком, который молча водит по строчкам пальцем или карандашом. Взрослый может читать текст в разном темпе, а по окончанию спросить ребенка, заметил ли он смену скорости и где именно.

Частота занятий — залог успеха

При тренировке техники быстрого чтения более важна не длительность, а частота проведения упражнений. Это связано с особенностями памяти человека — мы лучше запоминаем не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, создавая раздражение. Поэтому домашнюю тренировку в чтении нужно проводить в 3-4 непродолжительных приема.

Отрабатывать технику быстрого чтения для детей можно с помощью следующих учебников:

  • Г.Г. Мисаренко «Дидактическое пособие для развития техники чтения»
  • О. Узорова. Г. Нефедова «Быстрое обучение чтению»
  • Л.М. Козырева «Читаем сами, тренируем технику чтения»
  • Г.Г.Мисаренко, Н.Г. Войченко «Учимся читать»
  • Л.Г. Нагаева «Я умею читать! 100 занимательных игр и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться читать быстро и правильно»
  • Т.В. Бокова «Как научиться быстро читать»

Решаем проблемы с объемом оперативного зрения

Расширить объем оперативного поля зрения можно с помощью таблиц Шульте, которые представляют собой квадрат размером 25Х25 см, расчерченный на 25-30 одинаковых ячеек. В каждую ячейку в произвольном порядке вписываются цифры от 1 до 25-30. Ребенок должен молча находить цифры по порядку, указывая на них карандашом.

Более сложным вариантом является написание в ячейках небольшого квадрата с крупной точкой ровно по центру всех букв алфавита. В данном случае задача ребенка — не отрывая взгляда от точки находить и указывать карандашом буквы в алфавитном порядке.

Пополняем словарный запас ребенка

Для того, чтобы словарный запас соответствовал возрасту, нужно своевременно заниматься развитием речи ребенка, с самого раннего возраста читать ему разнообразные книги, больше общаться и играть с ним в развивающие игры, разъяснять значение незнакомых слов. Это поможет научить ребенка быстро читать без особых усилий.

Боремся с регрессией

Если у ребенка присутствуют регрессии – возвратные движения глаз, вынуждающие несколько раз прочитывать одно и то же слово, нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость.

Развиваем артикуляционный аппарат

Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.

Решаем проблему дислексии

Дислексия считается серьезным нарушением, при ее диагностировании необходимы регулярные занятия с логопедом.

Консультация специалиста необходима ребенку 6-8 лет в следующих случаях:

  • Он плохо воспроизводит и различает звуки речи
  • С трудом запоминает даже очень короткие стихи
  • Путает порядок следования дней недели, времен года
  • Не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке
  • Не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами
  • С трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево
  • Не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы
  • Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок

Предрасположенность к дислексии имеют следующие группы детей:

  • Выраженные левши, скрытые левши, амбидекстеры – одинаково владеющие и правой и левой рукой;
  • Кинестетики, воспринимающие ощущения через тактильные прикосновения, в отличие от визуалов, лучше воспринимающих информацию через зрение и аудиалов, лучше запоминающих что-либо на слух;
  • Дети, имеющие синдромы дефицита внимания или ;
  • Дети с задержкой развития устной речи.

Воспитываем интерес к книгам

Основным мотивирующим фактором для улучшения качества и скорости чтения является интерес к книгам. Взрослым нужно с самого раннего детства каждый день читать ребенку детскую литературу, соответствующую возрасту и общему развитию. Только ежедневное самостоятельное чтение в младшем школьном возрасте помогает нормализовать темп и понимание прочитанного. Поэтому для того, чтобы научить ребенка быстро читать, нужно постоянно предлагать ему книги с увлекательными, соответствующими его интересам сюжетами, с красивыми иллюстрациями.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

Современные системы обучения детей диктуют свои правила. Если раньше первокласснику, пришедшему в школу первый раз, достаточно было опрятно выглядеть и иметь минимальные представления о правилах поведения в обществе, то сейчас требования к малышам ужесточились. Первоклассник не только должен уметь считать минимум до десяти, но и иметь неплохие навыки чтения. Несмотря на это, в начальных классах нередки случаи, когда техника чтения детей оставляет желать лучшего. Чаще всего проблемы касаются скорости чтения. Как же научить ребенка читать быстро?

Причины медленного чтения

Почему один ребенок читает медленно, а техника чтения другого выше всяких похвал? Причин медленного чтения может быть несколько:

Недостаточное развитие памяти и внимания;

Маленький словарный запас ребенка;

Сниженный объем оперативного поля зрения (случаи, когда малыш в силу каких-то причин не может взглядом охватить слово целиком);

Совершение глазами возвратных движений (когда ребенок прочитывает одно и то же слово по два раза);

Недостаточное развитие артикуляционного аппарата;

Необходимость прочтения слишком сложных текстов, не соответствующих возрасту ребенка.

Чтобы , необходимо усвоить один момент. Без постоянной практики это невозможно! Чтобы малыш не только начал быстро читать, но и лучше понимал смысл прочитанного, необходима ежедневная практика в чтении.

Существует несколько базовых приемов для достижения желаемой скорости чтения:

Читая малышу книжку, периодически останавливайтесь и просите ребенка прочитать тот или иной эпизод самостоятельно. Лучше, если Вы остановитесь на самом интересном месте, сказав, что Вы устали и хотите, чтобы ребенок почитал Вам. После чтение того или иного эпизода попросите малыша кратко пересказать Вам прочитанный текст. Если в тексте есть непонятные слова, объясните их малышу. Постепенно Вы сможете научить ребенка читать быстро и хорошо понимать прочитанное.

2. Многократное чтение одного и того же текста

Предлагайте ребенку несколько раз прочитать самостоятельно один и тот же текст. Засекайте время и подсчитывайте количество прочитанных слов. Постепенно скорость чтения данного текста должна увеличиться, а впоследствии и скорость чтения других текстов тоже. В разных текстах всегда есть повторяющиеся слова. Но в этом упражнении есть одно «но»: не повторяйте процесс чтения одного и того же текста более 3 раз.

3. Тренировка «чтения по догадке»

«Чтение под догадке» - прием, которым пользуются при чтении взрослые. Его смысл заключается в том, чтобы читать только часть слова, восстанавливая вторую часть «по догадке» - в зависимости от контекста. За счет тренировки такого умения можно очень легко научить ребенка читать быстро.

Для тренировки «чтения по догадке» существуют специальные тексты с повторяющимися словами, словами, имеющими только один вариант толкования или со словами, смысл которых легко восстанавливается из контекста. Такие тексты нужны для предупреждения разного рода ошибок и неправильного восстановления слов «по догадке» самим ребенком.

4. Параллельное чтение

Суть этого приема в следующем. Вы читаете текст вслух, а ребенок водит пальчиком по строчкам, читая вслед за Вами. Постепенно необходимо наращивать темп чтения - тем самым, Вы сможете научить ребенка читать быстро .

5. Упражнение на поиск

Предложите найти ребенку в тексте какое-либо слово (Вы заранее должны убедиться, что оно там присутствует). Малыш должен найти это слово как можно быстрее! Такое упражнение развивает словесную память малыша и учит его видеть целостный образ слова – и, как следствие, таким образом, можно научить ребенка читать быстро.

По мере роста умений ребенка можно давать ему задание на поиск в тексте ответов на различные вопросы.

6. Упражнения на чтение буквосочетаний и букв

Если все Ваши попытки научить ребенка читать быстро упираются в трудности, которые он испытывает при чтении отдельных букв или словосочетаний – Вам необходимо предложить малышу специальные упражнения для ликвидации этих проблем. Такие упражнения можно найти в специальных пособиях или в Интернете. Суть их такова: чтение пар слов, отличающихся одной (проблемной) буквой, чтение слов с несколькими согласными подряд и т.д. Есть хорошее упражнение на чтение согласных: ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных подряд.

Обучение, оторванное от реальности, всегда утопично. Поэтому беглое чтение должно стать необходимо Вашему ребенку в повседневной жизни. Только так Вы сможете научить ребенка читать быстро!

Пишите ему записки с заданиями на день, подписывайте открытки, составляйте списки дел на выходные. И потом обязательно проверяйте выполнение всех заданий.

8. Просмотр диафильмов

Сейчас диафильмы, которыми наслаждались мы и наши родители в детстве, успешно заменили мультфильмы и компьютерные игры. Между тем, только диафильмы способствуют совершенствованию техники чтения Вашего ребенка и развитию его речи.

Медленная смена кадров в диафильме, недлинные подписи, написанные удобным для чтения шрифтом – все это поможет Вам научить ребенка читать быстро .

Кстати, чтение подписей под диафильмами способствует развитию навыков чтения даже у тех детей, у которых нет особого желания читать.

9. Чтение про себя

Учите ребенка читать про себя. Так восприятие и понимание текста происходят намного быстрее. Это очевидно: при чтении вслух ребенок должен сначала прочесть текст, осознать его, а затем лишь воспроизвести его в речи. При чтении про себя процесс упрощается – и скорость чтение увеличивается.

10. Развитие навыков различения гласных и согласных букв

Напишите в ряд несколько гласных букв (до десяти) и вставьте между ними одну согласную. Пусть малыш определит, какая буква лишняя.

11. Чтение с закладкой

Чтобы научить ребенка читать быстро, необходимо, во-первых, исключить все отвлекающие факторы. Для этого практикуется чтение с закладкой или линейкой. Этими предметами прикрывается нижеследующий текст и как бы подчеркивается необходимая для прочтения строчка.

12. Тренировка внимания

По команде «остановись» ребенок прерывает чтение и отрывает голову от книги, а по команде «начинай» он быстро ищет место на листе, где произошла остановка, и продолжает чтение.

Такое упражнение тренирует внимание и помогает научить ребенка читать быстро .

13. «Распутывание» предложений

Создайте несколько «запутанных» предложений, в которых изменен порядок слов. Например, предложение «Сегодня утром мы в первый раз пойдем в школу» может стать предложением «Раз в школу в первый утром пойдем мы сегодня». Малыш должен «распутать» предложение и поставить все слова в правильном порядке.

Не забывайте о систематичности занятий и позитивном настрое во время них. Почаще хвалите своего малыша, если он делает успехи, и подбадривайте, если у него что-то не получается. Только в этом случае Вы сможете успешно научить ребенка читать быстро!