Как заставить себя сделать домашнюю работу, когда вам этого совершенно не хочется. Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя

Родители детей-школьников наверняка сталкивались с ситуацией, когда ребенок не хочет выполнять уроки. Он готов заниматься всем чем угодно, только не домашним заданием. Нередко подобные моменты приводят к стрессовым ситуациям в семье. Мама с папой начинают переживать, нервничать по этому поводу. Волнение передается ребенку, и возникает депрессия. Психологи советуют не допускать подобных ситуаций. Для этого нужно знать, как заставить делать уроки ребенка, чтобы процесс ему был интересен и занимателен. Разработаны целые методики и комплекс мер, о которых мы поговорим в статье.

Не стоит жалеть первоклашку

Многих родителей мучает вопрос: «Как заставить делать уроки ребенка?» Запомните: приучать малыша к выполнению домашних заданий без истерик необходимо с первого класса. С самого начала нужно дать понять ребенку, что начался учебный процесс, теперь у него есть обязательные задания, с которыми он должен справляться самостоятельно.

Для родителей важно правильно подготовить и адаптировать кроху к новому этапу в его жизни. Еще во время каникул стоит обустроить место для выполнения уроков, наладить режим. После того как учебный процесс начался, нужно:

    Повесить школьное расписание на видном месте, чтобы ребенок мог сам составлять свой график. Не забудьте указать время посещения кружков и секций. На первых парах малышу не обойтись без помощи родителей. Не нужно все решать за ребенка. Возьмите карандаш и тетрадку, составьте подробный план с указанием времени на выполнение домашних заданий, прогулки на свежем воздухе, просмотра телевизора, игр за компьютером.

    Никогда не выполняйте уроки за ребенка. Даже если у него что-то не получается, лучше лишний раз заново объяснить правила, задать наводящие вопросы, намекнуть, подсказать.

    Старайтесь четко соблюдать режим изо дня в день, чтобы ребенок втянулся в процесс. Отступайте от графика только в сложных ситуациях (проблемы со здоровьем, неотложные дела и так далее).

    Объясните ребенку, что школа - это работа. И только от него зависит, каким будет результат.

Родители часто жалеют первоклашек, считая их маленькими. Но учебный процесс построен таким образом, что учитываются все возрастные возможности малышей. Не стоит переживать и думать о том, что ваше чадо перетрудилось, ведь если с первых дней занятий не приучить школьника к выполнению домашнего задания, в будущем обязательно всплывет вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка.

Черновик - ваш друг

После того как ребенок начал посещать школу, возникает вопрос, как правильно выполнять с ним домашнее задание. Учителя рекомендуют в обязательном порядке пользоваться черновиками. Это поможет сэкономить время ребенку. Писать сочинения, решать примеры и задачи необходимо в отдельной тетрадке. После этого нужно, чтобы родители проверили написанное. Только после этого можно переносить в чистовик.

В черновике ребенок может исправлять ошибки, не стоит просить переписывать его по несколько раз. Для этого и нужна подобная тетрадь.

Отвечая на вопрос о том, как правильно делать уроки с ребенком, необходимо руководствоваться правилами психологов и помнить, что до 5 класса дети не усидчивы, внимание рассеянно. После 20-30 минут выполнения уроков стоит делать небольшой пятиминутный перерыв. Ошибка родителей - не выпускать детей из-за стола в течение 2-3 часов.

Почему ребенок не хочет делать уроки. Выясняем причины

От многих детей можно услышать фразу о том, что они не хотят выполнять домашнее задание. В этой ситуации логично возникает вопрос: «Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?» Для начала нужно выяснить причины, по которым он отказывается их выполнять. На самом деле их не так уж и много:

    Природная лень. К сожалению, встречаются дети, у которых наблюдается подобное явление. Но их очень мало. Если вы знаете, что некоторые процессы (чтение книг, увлекательная игра, просмотр мультиков, рисование и другое) надолго увлекают малыша, значит, проблема явно не в лени.

    Боится неудач. Это одна из самых распространенных причин, особенно если до этого случались ситуации, в которых взрослые повели себя неправильно. Допустим, строгая учительница отчитала при всем классе за допущенную ошибку, или родители отругали за плохую отметку. Совершать подобные действия нельзя. Иначе это скажется на дальнейшем обучении и успехах ребенка.

    Ребенок не до конца освоил предмет. Эта проблема особенно остро стоит перед первоклашками и старшеклассниками. Необходимо приложить все усилия, для того, чтобы ребенок разобрался в материале.

    Нехватка родительского внимания. Казалось бы, как невыполнение уроков может быть ссопряжено с любовью мамы и папы? Психологи находят в этом прямую связь. Таким образом дети стремятся привлечь к себе внимание и вызвать хоть какие-то чувства. Как правило, подобные ситуации происходят в семьях трудоголиков. Выход из этой истории один - как можно чаще хвалить малыша и говорить, что вы им гордитесь.

    Сам процесс кажется ребенку неинтересным, особенно это касается первоклашек, которые привыкли воспринимать занятия только в виде игры. Задача родителей и учителей - как можно быстрее адаптировать малышей к обучению.

    Прежде чем задавать вопрос, как приучить ребенка делать уроки, необходимо выяснить причину, по которой он отказывается выполнять домашнее задание. Если не можете справиться самостоятельно, следует обратиться за помощью к специалисту. Он порекомендует устроить семейный совет, и уже на нем обсудить возможную причину и нежелание ребенка учиться. И здесь главное - найти правильную манеру поведения для взрослых: не кричать, а конструктивно вести диалог.

    Что делать, если ребенок не понимает предмет

    Со всеми вышеперечисленными проблемами невыполнения уроков родителям можно справиться самостоятельно. Но как быть с ситуацией, когда ребенок попросту не понимает предмет, или он дается ему тяжело? Психологи утверждают, что данную проблему взрослые решают самостоятельно, просто выполняя трудные задачи за детей. Тем самым они еще больше усугубляют ситуацию.

    Единственное правильное решение - нанять преподавателя или репетитора. Не стоит жалеть деньги, достаточно нескольких индивидуальных занятий, чтобы помочь ребенку разобраться со сложной темой.

    Нужна ли помощь в изучении уроков?

    Некоторые дети делают все, чтобы снять с себя ответственность за выполнение уроков. Для этого они притворяются, что больны, переутомлены, просят родителей им помочь. Конечно же, те соглашаются, но не понимают, что ребенок захватывает их «на крючок». Стоит несколько раз поддаться на уловку, и такая схема будет работать постоянно.

    Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо проанализировать следующие ситуации:

    как часто малыш прибегает к вашей помощи;

    давно ли он болел;

    в какой класс ходит ребенок.

Если он часто прибегает к вашей помощи, при этом мало болеет, да еще и старшеклассник, вам просто необходимо объяснить ему, что домашнее задание отныне он выполняет самостоятельно. Но до такой ситуации лучше не доводить, а с первого класса приучать малыша делать уроки самому.

Приучаем ребенка к самостоятельности

Вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки самостоятельно, всплывает у родителей достаточно часто. Если при помощи взрослых школьник еще хоть как-то старается решить задачи, то один никак не справляется. На этом фоне происходят скандалы и склоки, которые только усугубляют ситуацию.

Прежде всего нужно попытаться объяснить ребенку, что от его учебы зависит дальнейшее поступление в вуз. Чем лучше будут успехи, тем больше вероятность попасть в престижное заведение. Никогда не делайте за школьника уроки. Максимум чем вы можете помочь - разъяснить то или иное правило.

Не стоит постоянно контролировать процесс, достаточно проверить черновик и чистовик. Только так можно выработать самостоятельность в детях. Начинать это нужно с первых дней учебы, и тогда в дальнейшем у вас не будет возникать вопрос: «Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?»

Нужно ли денежное вознаграждение?

В последнее время среди родителей появился новый способ поощрения детей за хорошие отметки в школе. В качестве приза выступают деньги. Таким образом, они уверены, что школьник будет больше стараться, самостоятельно выполнять уроки. Психологи уверяют, что это огромная ошибка. Между родителями и детьми в этом возрасте не должно быть денежных взаимоотношений.

Существует множество способов заставить ребенка выполнить домашнее задание без слез и истерик. Достаточно только набраться сил и терпения. Ведь школьная пора - довольно непростое время, особенно для первоклассников.

В качестве поощрения может быть поездка в цирк, кинотеатр, игровой центр. Желательно, чтобы это время родители проводили с детьми. Тем самым они еще больше наладят контакт.

Многие родители задают вопрос психологам: «Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно?» Используя методы мотивации. Но денежные премии недопустимы. Ведь в дальнейшем дети за все свои хорошие поступки и достижения будут требовать шуршащие купюры.

Алгоритм выполнения домашнего задания

Школьная пора - довольно нелегкое время для детей и их родителей. От ребенка требуется быть самостоятельным, более ответственным, отвечать за свои поступки. Часто школьники (особенно это касается первоклашек) отказываются выполнять уроки, или делают это с большой неохотой. Это становится причиной конфликта. Нередко от родителей можно услышать фразу: «Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?» Чтобы процесс шел «как по маслу» и не вызывал особых трудностей, необходимо знать и выполнять следующие правила:

    После того как ребенок пришел из школы, не стоит сразу заставлять его садиться за выполнение уроков. Будет оптимальной следующая схема: прогулка на воздухе, обед, отдых до 30 минут.

    Самое лучшее время для выполнения домашнего задания с 15.00 до 18.00. Это доказано специалистами. В данные часы замечена наибольшая работоспособность мозга.

    Соблюдать режим. Стараться выполнять задания в одно и то же время.

    Старайтесь сразу выбирать сложные предметы, а потом переходить к более легким.

    Не стоит постоянно контролировать ребенка. Приучайте его к самостоятельности. Для начала, пусть выполнит работу в черновике, принесет на проверку, а после перенесет данные в чистовик.

    После того как ребенок закончит с выполнением домашнего задания, не забудьте его похвалить.

Чтобы у вас не возникал вопрос, как заставить делать уроки ребенка, соблюдайте вышеизложенные правила и рекомендации.

Кнут или пряник?

Психологи очень часто сталкиваются с ситуациями, когда ребенок закрывается в себе, перестает воспринимать родителей, он как бы отстраняется от внешнего мира, а спокойствие находит в компьютерных играх. Почему так происходит? Всему виной - неправильное поведение взрослых, которые утверждаются за счет детей.

Многие уверенны, что лучший способ заставить ребенка что-либо сделать - показать свое преимущество. Этого можно добиться с помощью крика или рукоприкладства. Данная позиция неправильна. с детьми, поощрение, похвала - вот залог успеха. Это же касается и выполнения домашних заданий.

Часто можно услышать фразу, что ребенок отказывается делать уроки. Возможно, причина кроется в том, что родители неправильно себя ведут со школьников. Важно придерживаться следующих правил:

    При проверке домашнего задания никогда не повышайте голос, не стоит обзывать и унижать детей. Для начала похвалите малыша за то, что уроки сделаны. А только потом начинайте указывать на ошибки, если они были допущены.

    Оценки - «больная» тема для многих родителей. Ведь наверняка хочется, чтобы твое чадо было лучше всех. И как неприятно порой слышать фразу, что ребенок не справился с заданием и получил неудовлетворительную оценку. Постарайтесь спокойно поговорить со школьником, объясните, что залог успеха в будущем - приобретенный багаж знаний.

Для того чтобы ответить на вопрос, как делать уроки с ребенком без криков, нужно запомнить следующее: каждый человек - личность, со своим характером, не стоит его ломать. Унижение, крик, обидные слова только усугубят ситуацию, и родители потеряют свое достоинство в глазах ребенка.

Основные правила, которые нужно запомнить родителям


Многие родители спрашивают: «Если ребенок не учит уроки, что делать?» Для начала необходимо выяснить причину, по которой это происходит. Возможно, она банальна - непонимание предмета. Если это так, необходимо помочь ребенку и нанять репетитора.

В этой статье мы разберемся, почему ребенок не желает учиться, а также дадим действующие советы, как это желание в нем зажечь и направить его действия в правильное русло жизни.
- «Пока с ребенком делали уроки, все соседи выучили таблицу умножения, а собака может пересказать повесть.», ― анекдот, который прочитав, улыбнутся все родители, чьи дети носят гордое звание «Школьник».

Особую актуальность методы и способы выполнения домашнего задания с любимыми чадами обретают в тот день, когда с календаря срывается последний листок, оповещающий о завершении лета. Пройдет всего неделя и на учителей и психологов посыплются вопросы:
- «Почему мой ребенок не хочет делать уроки»;
- «Как заставить ребенка выполнять домашнее задание».
Все чаще в квартире будут раздаваться крики, угрозы и намеки на применение физической силы.

Ответьте на вопрос «Почему ребенок не хочет учиться?»

Если вы не хотите, чтобы описанное выше стало сценарием жизни в вашем доме, начните с малого ― разберитесь в причинах нежелания ребенка выполнять домашнее задание.
- «Он просто ленится!», - часто возглашают родители.
Но психологи находят, как минимум, 5 причин, которые способны ответить на этот вопрос:
1. Отсутствие мотивации. Большинство из нас относятся к поколению детей советского прошлого, в котором связь образования и положения человека в обществе была очевидна. Новые знания давали восторг, что выступало главным двигателем учебной мотивации. Что же сегодня происходит? Родители, невольно разговаривая между собой, дают понять ребенку, что успех в жизни зависит не от образования и усилий, а во многом определяется связями и деньгами.

2. Негативный ярлык. Колкое замечание и постоянное акцентирование внимания на лени ребенка сделает из него лентяя. Здесь, как никогда, уместна фраза: «Как корабль назовешь, так он и поплывет!».

3. Ещё одна причина кроется в родительской ошибке, которая заключается во всесторонней опеке. Желая дать ребенку все, чего не было в нашем детстве, массово скупаются самые новые игрушки, компьютеры, планшеты и приставки. В результате использования различных компьютерных игр дети делают ошибочный вывод, что мир строится без социальных навыков и физических усилий.

4. Скучно! В одно слово умещается практически половина случаев нежелания детей выполнять домашнее задание. Многим нравятся сложные задачи и настоящий мозговой штурм, но и они могут с нежеланием приниматься за работу, если она для них слишком простая и неинтересная.

А также...

5. Ребенок боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

6. Некоторые ребята не хотят делать Домашнее задание по тем или иным предметам, потому что они для них непонятны, сложны.

7. Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребенок отказывается от выполнения Домашних заданий.

Домашние задания даются ребёнку для того, чтобы он ещё раз повторил материал, пройденный в школе и усвоил его полностью. Именно при выполнении Домашних заданий ребёнок имеет большее право на ошибку, чем на контрольных. Поэтому относиться к ним, как к индикатору успеваемости, не стоит!

Как заставить детей учить уроки. Метод кнута и…

Слово «заставить» в данном случае является самым неподходящим и бесполезным. Мотивация к познанию формируется у малышей еще в раннем возрасте, как только они начинают свободно передвигаться.
Самые простые фразы закладывают познавательный интерес:
- «Посмотри, какой листочек…»;
- «Попробуй сделать это самостоятельно!».
Готовность пробовать новое и искреннее удивление ребенка должны поощряться, хвалите своего малыша за внимательность, находчивость и сообразительность .
Когда ребенок подрастет и перейдет в категорию школьников, акцент перемещается в сторону интеллектуальных достижений и теперь вся похвала его «Я» полностью зависит от отметок.

Будьте с ребенком «на связи».
Берите ориентир на его чувства и обязательно показывайте свою заинтересованность, запомните простые фразы:
- «Мне тоже не все равно…»;
- «У тебя глаза горят от счастья. Ну-ка делись…»;
- «Я тебя понимаю… Вижу, что ты приложил максимум усилий...».

Если вы хотите выразить свое огорчение или неоправданные ожидания, говорите об этом четко, но не критикуйте ребенка, помогут фразы следующего типа:
- «Я ожидал большего. Некоторые задания требуют от тебя больше времени...»;
- «Почему ты не обратился за помощью к взрослым...».

Внятно и открыто хвалите достижения ребенка, а не его самого, замените фразу: «Ты у меня такой умный» на фразу:
- «Ты выбрал такое интересное решение. Умно…»;
- «Мне очень нравится ход твоих мыслей...».

Откажитесь от мотивации в виде собственного счастья или самочувствия.
Никогда не произносите фразу:
«Я буду самой счастливой, если ты принесешь хорошую отметку!», - некоторые дети могут постараться угодить маме или папе, но ведь стоит понимать, что они учатся не для нас.
Лучше скажите: «Я опасаюсь, что если сейчас мы не позанимаемся, в дальнейшем будут большие проблемы...».

Системно-векторная психология Юрия Бурлана

Разобравшись в векторальном наборе ребенка, можно избежать большего количества конфузов, которые напрямую связаны с образовательным процессом. Немало проблем связано с контрарностью внутренних качеств ребенка с вектором родителей. Считая себя истинными в последней инстанции, мы, родители, часто воспринимаем ребенка через собственную призму, совершая при этом главную ошибку воспитания.

Дети с кожным вектором имеют прекрасную краткосрочную память, они способны удивить своей логикой и математическими способностями. С первого класса такие дети очень быстро справляются со всеми занятиями, если когда-то доберутся до их выполнения. Вернувшись со школы, такой ребенок предпочтет просмотр телевизора, прогулку и придумает себе еще массу занятий, уроки стараются откладывать на самый последний момент.

Родителям таких детей следует выбрать тактику воспитания, которая будет включать обязательный контроль результатов и здоровое ограничение свободы действий, кроме того, данные рекомендации следует применять к ребенку с раннего детства. Если родители имеют анальный вектор и все присущие ему качества, они будут стараться воспитать в детях послушание, усердие, усидчивость. Они уверены в том, что быстро выучить уроки невозможно, поэтому своего «кожного» ребенка заставляют длительное время сидеть за столом и скрупулезно выполнять задания. Такое воспитание подобно смерти для детей, в которых природа заложила ловкость, гибкость и жажду перемен.

Если ребенку свойственны качества анального вектора, это проявится в нерешительности, боязни начать новое дело, неуверенности и перфекционизме. Выполнять свое домашнее задание они будут долго и тщательно, что на первый взгляд выглядит как медлительность. Если родители обладают противоположным вектором, конфликты будут возникать из-за желания взрослого получить быстрый результат и постоянных упреков в нерасторопности. Подгоняя такого ребенка, вам еще дольше не получить ожидаемого результата и вы рискуете воспитать агрессивного упрямца.

Дети со звуковым и зрительным векторами обладают жгучей страстью к познанию. Они учатся, потому что им это нравится, им хочется быть компетентными в различных вопросах. У таких детей практически не бывает проблем с выполнением домашнего задания, но учебная идиллия продолжается ровно до тех пор, пока к ним не применяется физическая сила, крик и манипулирование развлечениями или игрушками. Помните, уважаемые родители, такие дети никогда не будут работать на результат, они учатся для познания.

Тяжелее всего в учебе детям с оральным вектором. Они не смогут выучить домашнее задание в одиночестве, поскольку требуют многократного повторения материала вслух.
Главное правило ― выбирайте метод воспитания, ориентируясь на потребности ребенка, а не свои собственные!

----

Родители со всего света хотели бы узнать ту волшебную формулу, которая побудит их детей делать Домашнее задание!
Увы, это не произойдет по взмаху волшебной палочки, однако, существуют способы, которые помогут развить ваших детей и приучить их регулярно выполнять домашнюю работу.
Для некоторых родителей будет более эффективным просто изменить отношение к детям, а так же к тому, как пробудить в них желание к самостоятельному изучению. Не волнуйтесь, это не так трудно, просто необходимо поработать над этим.

Шаги

    1. Задумайтесь о преимуществах выполненных домашних заданий. Если вы уверены, что домашняя работа – бесполезный труд, то вам будет еще труднее заставлять детей ее выполнять. Есть несколько причин, по которым нам задавали домашние задания:

    • Домашняя работа закрепляет знания, полученные во время уроков. Иногда, знания не могут закрепиться сразу, без должной практики, поэтому, времени урока может далеко не всегда хватать для нормального понимания предмета, ребенку может потребоваться больше времени. Особенно это касается математики и точных наук.
    • Иногда, посредством домашней работы, дети могут самостоятельно изучить новый материал, которые они не успели пройти в школе, опять же, из-за отсутствия времени. Это так называемый «познавательный» момент домашних заданий.
    • Домашняя работа воспитывает самодисциплину, обучает умению распределять свое время, организовывает, развивает концентрацию внимания, а так же чувство ответственности. Самодисциплина – это очень важная характеристика, которую можно приобрести только в работе.
  1. 2. Смиритесь с фактом, что большинство детей не любит делать уроки. Когда вокруг столько всего интересного, особенно, в наш век цифровых технологий, трудно сосредоточиться на домашних заданиях, поэтому бросьте эти попытки. Как родитель, наставник, или другой человек, ответственный за то, чтобы дети выполняли домашнюю работу, вы должны понимать, что принимать этот факт – не значит соглашаться с ними. Речь идет о понимании и попытках понять, в то же время, устанавливая определенные границы и придерживаясь ожиданий, что они будут это делать.

    3. Будьте помощником, а не руководителем. Вы можете задабривать, просить, кричать, угрожать, подкупать и просто прыгать на месте хоть до посинения, но ни один из перечисленных способов не подействует на ребенка так, как нужно. Конечно, они отреагируют на ваше резкое поведение, на вас, стоящих у них за спиной, пока они не начнут работать, но не так нужно выполнять домашние задания, да и у кого будет столько времени, чтобы следить за ходом работы, когда вокруг еще столько дел? Вместо этого, постарайтесь упростить процесс выполнения домашней работы как можно сильнее:

    • Сделайте рабочее место удобным, тихим и не отвлекающим, чтобы дети могли спокойно заняться работой. Идеальным будет, если не будет слышно прохожих и машин, вокруг не будет лишних электронных устройств, а другие дети не будут играть вокруг.
    • Убедитесь, что у вашего ребенка все, что нужно, находится под рукой – будь то книга, или компьютер, калькулятор, или телефон с калькулятором, убедитесь, что у него есть все необходимые материалы, если он работает над каким-то проектом, чтобы не слышать отговорки вроде «У меня нет того, что мне нужно». Посидите немного с ними, чтобы убедиться, что у них есть все необходимое, включая все полезные сайты, которые могут им потребоваться, или дополнительная справочная литература.
    • Предложите ребенку рассказывать вам о том, как продвигается его домашнее задание, или об интересных фактах, которые он узнает.
  2. 4. Обсудите домашнюю работу с вашими детьми прямо и спокойно. В начале каждой четверти, или семестра, присядьте и поговорите с вашим ребенком о том, как он собирается делать домашнее задание в ближайшие месяцы. Таким образом, вы устанавливаете негласные правила, о которых вы сможете напоминать, если ребенок будет лениться, или хвалить, когда дети будут выполнять все работы.

    • Предоставьте выбор детям. Вместо того, чтобы усаживать ребенка за домашнюю работу, проведите семейную беседу, чтобы обсудить, когда ему удобнее всего ее делать. Дайте детям шанс почувствовать, что они сами выбрали, когда будут выполнять домашнее задание – до обеда, после обеда, или половину до и половину после. Единственное условие, которое можно поставить – не делать домашнюю работу прям перед сном – выберите время, до которого все домашние задания должны быть выполнены; таким образом, вы сможете предложить им что-либо взамен перед сном, например, почитать интересный рассказ, или поиграть в любые игры. Вы можете помочь им и тем, что будете подавать ужин регулярно, в одно и то же время.
    • Найдите, есть ли предметы, которые вызывают у ваших детей затруднения. Спросите их, не нужна ли им дополнительная помощь в этих предметах (вы, старший брат, или учитель, например). Иногда, домашняя работа не выполняется просто потому, что они не могут понять предмет ни дома, ни в классе.
    • Помогите ребенку разобраться, какой тип домашнего задания является трудным, а какой простым. Если ваш ребенок будет сначала работать над трудными заданиями, то он приложит больше усилий к их выполнению. Материал попроще будет идти быстрее, как только начнет появляться усталость.
    • Договоритесь о времени, когда ребенок не будет делать домашнее задание, например, выходные, или ночь пятницы, и т.д. Позвольте им самим решить, как они проведут это свободное время.
  3. 5. Используйте поощрения для дополнительной мотивации. Похвала за хорошую работу, а так же игнорирование, или отбрасывание низкой производительности, могут помочь вашим детям работать лучше и без лишних нервов, вместо того, чтобы переживать негативные стороны домашней работы.

    • Будьте осторожны с наградами за хорошо выполненные задания. Здесь основная цель состоит в том, чтобы полагаться на собственную мотивацию (которая вызовет удовлетворение от выполненной работы), а не погоню за материальным вознаграждением. Материальное вознаграждение сильно демотивирует ребенка, потому что он будет выполнять домашнюю работу не для того, чтобы получить чувство выполненного долга, или получить новые знания, а для того, чтобы поиграть в новую игру на его приставке, или получить какую-то новую вещь. Редкие материальные награды за отлично проделанную работу по проекту могут сыграть свою роль, однако, постоянных наград лучше всего избегать.
    • Наградите ребенка за выполненную домашнюю работу посредством интересных игр, или игрушек, и не забудьте сказать ему о том, какой он организованный и ответственный. Очень важно назвать причину, почему вы так гордитесь вашим ребенком, чтобы он сам это знал. Идея состоит в том, чтобы «ловить» их на том, что они делают хорошо и говорить им об этом.
    • Игнорируйте низкую производительность. Когда ваши дети не достигают поставленной цели – не указывайте им на это. Просто напомните, что вы договаривались с ними о выполнении домашней работы, выразите свое расстройство и надежду на то, что на следующий день ситуация изменится.
    • Пусть настоящие награды будут простыми, например, прогулка по парку, или пицца на дом, поиграть в игру, в которой вы чаще всего проигрываете, или поход в зоопарк. Таким образом, вы больше времени проводите с ребенком, ребенок сам заинтересован в выполнении домашних заданий и вы все получаете море удовольствий.
  4. 6. Переложите ответственность с вас на вашего ребенка. Это может быть непросто, особенно, если вы чувствуете свою ответственность за выполненное домашнее задание, однако, это важно, чтобы ваш ребенок научился отвечать за свои поступки и выполнение домашней работы, поэтому, все последствия должны оставаться за ним, а не за вами. Не вскидывайте груз ответственности за нежелание вашего ребенка делать домашнее задание на свои плечи; вы обеспечили ему место и все необходимые материалы, определили время для домашней работы, поэтому, это будет уроком для вашего ребенка и научит его ответственности. После нескольких раз невыполнения домашней работы и разбирательства с последствиями, ребенок поймет, что это его собственная ответственность в данном вопросе. Это не значит, что вам должно быть совершенно безразлично. Это значит, что вы должны попытаться привить вашему ребенку чувство ответственности за его поступки.

    7. Позвольте детям справляться с последствиями не сделанной домашней работы. Учителя не очень рады, когда их ученики не выполняют домашнюю работу. Если ваш ребенок категорически отказывается делать домашнее задание, то подождите, и он сам увидит, что сделает учитель на следующий день. Скорее всего, он начнет делать задания после этого!

    • Конечно же, если у вашего ребенка есть какие-либо отклонения, вам придется внести некоторые изменения к вашему подходу. Но не пренебрегайте помощью людей, которые обучены работать с детьми, у которых имеются отклонения; лучше всего попросить о помощи, когда вы не знаете, что делать дальше.
  5. 8. Забудьте о том, чтобы постоянно помогать детям делать домашнюю работу. Если ваш ребенок должен выполнить работу самостоятельно – оставьте его в покое. Если вы будете слишком много помогать ребенку, то домашние задания потеряют свой положительный эффект. Домашние задания – это отличный способ развить самостоятельность в обучении любым вещам на всю жизнь.

    9. Будьте заинтересованы, но не суйтесь к ребенку постоянно. Никто не любит людей, которые постоянно пристают, и дети тоже. Постарайтесь выражать заинтересованность в их выполнении домашней работы, но не суйте нос в каждое задание, которое они выполняют.

    • Не требуйте точных подробностей обо всем, что ребенок сделал, как только он вышел из комнаты. Дайте ему слегка передохнуть.
    • Не копайте глубже, чем требуется. Если ваш ребенок говорит «Нам задали домашнее задание по математике», спросите: «А по какой теме?», вместо «Сколько страниц, и что за уравнения? Хотелось бы посмотреть, как ты будешь ее делать».
    • Перестаньте следить за выполнением домашней работы. Просто поверьте в вашего ребенка, иначе, вы закончите тем, что будете проверять все, что он делает, начнете бесить его и закончите тем, что он сядет вам на шею и будет считать, что так и нужно – когда родители делают за него работу.
  6. 10. Делайте ваше домашнее задание одновременно с младшим братом/сестрой. Чтобы побудить младшего ребенка делать домашнее задание – просто покажите ему хороший пример и сами сядьте выполнять ваше задание, чтобы он понимал, что вы так же несете ответственность за выполнение своей работы. Покажите вашему ребенку, что то, что он сейчас делает, может быть связано с какими-либо вещами во взрослой жизни. Если ваш ребенок читает – почитайте тоже. Если ваш ребенок делает математику – займитесь пересчетом семейного бюджета.

  7. 11. Найдите, что мотивирует вашего ребенка. В ходе недавних исследований выяснилось, что дети школьного возраста, у которых есть мотивация найти высокооплачиваемую работу, для которой потребуется высшее образование, намного чаще выполняют домашние задания, чем немотивированные дети, которые готовы работать там, куда их возьмут.

    • Если ваш ребенок хочет начать свою карьеру, которая потребует высшего образования, вы можете объяснить ребенку, что выполнение домашних заданий – это отличный вклад в его будущее.
    • Даже если ваш ребенок не настолько мотивирован, попытайтесь объяснить ему, что при выполнении домашней работы, ему будет открыто намного больше дверей в будущем. Конечно же, такие доводы подойдут только для детей более старших классов, которые уже начинают заглядывать в будущее.
  8. 12. Придумайте другое название для домашней работы. Каждому ребенку режет слух слово «работа». Плохо, когда ребенок связывает с этим словом уборку комнаты, или последствия разбитой вазы с пола, так же как и саму домашнюю работу. Постарайтесь обойти это слово дома, и не важно, что в школе это называется домашней работой, вы можете называть это «домашнее изучение», или «разминка для мозгов», или просто «учеба». В любом случае, замените словом, связанным с обучением и ростом, а не с работой.

    • Относитесь к домашней работе положительно. Отзывайтесь о ней хорошо, а периодически старайтесь напоминать, как она сможет помочь ребенку в будущем. Например, вы можете сказать своей дочери, которая хочет стать актрисой, что она не сможет выучить текст, если не научится грамотно читать. Настрой, с которым вы говорите о домашней работе, будет передаваться и вашему ребенку.
  9. 13. Превратите домашнюю работу в игру. Чаще всего, дети не делают домашние задания просто потому что это скучно. Почему бы не добавить игровой момент?

    • Превращайте задачи по математике в задачи про конфеты, или про деньги. Если речь пойдет о конфетах, скажите, что если он найдет правильный ответ, то получит именно такое количество конфет, как только справится с задачами. Или вы можете играть на деньги в настольной игре, или какие-либо бонусные очки, которые ребенок сможет обменять на награды.
    • Вы можете переделать трудные слова в забавные, чтобы было проще. Либо, вы можете сделать карточки с трудными словами, чтобы ребенок быстрее их запоминал.
  • Поощряйте точность и аккуратность. Если дети делают задания неаккуратно, постарайтесь ловить их на этом и поощрять их попытки сделать домашнюю работу качественно.
  • Ограничивайте телефонные разговоры во время домашних заданий. Держите телефон под рукой и будьте готовы ответить друзьям, что ваш ребенок занят и перезвонит им позже. Если ваш ребенок постоянно переписывается, то попросите его отложить телефон на видное место, и верните его ему, как только он справится с работой.
  • Давайте подсказки, или, если он решает задачи по математике, объясните ему решение на примере похожей задачи. Если вы будете просто давать ответы – ваш ребенок ничему не научится. Если вы будете слишком много помогать ребенку, то он будет считать, что каждый раз когда у него не будет получаться – ему помогут.
  • Будьте в курсе дел. Поговорите с учителем вашего ребенка. Убедитесь, что вы знаете, в чем состоит домашнее задание и каковы правила в классе.
  • Если учитель требует, чтобы вы помогали ребенку с домашним заданием – делайте это. Свяжитесь с учителем. Таким образом, вы покажете ребенку, что школа и дом работают в команде. Следуйте инструкциям, которые вам даст учитель.
  • Будьте решительны. Вы окажете медвежью услугу вашему ребенку, если в один день составите расписание, а на другой просто забудете о нем. Вы пройдете испытание. Будьте готовы, и просто скажите «Мы договаривались, что ты будешь делать это сейчас – так и поступим. Мне уже не терпится обыграть тебя в ту компьютерную игру в 7 вечера».

Предупреждения

  • Будьте внимательны: награждение и похвала вашего ребенка за выполненную домашнюю работу – это не то же самое, что материальные награды, за которые ребенок будет выполнять работу. Никогда не награждайте ребенка материально за выполненное задание, иначе, он всегда будет делать его только ради награды.
  • Не пытайтесь мотивировать их при помощи угроз и запугивания. Вы можете прийти к тому, что они будут слушаться вас во всем, но их доверие к вам будет полностью разрушено.
  • Не лезьте. Будьте готовы ответить на любые вопросы детей по поводу заданий, однако, постарайтесь не контролировать каждый их шаг и каждую выполненную задачу, осуждая их за ошибки.
  • Будьте внимательны: не стоит давить на ребенка, если у него проблемы с выполнением домашней работы. Называя ребенка глупым за любую оплошность, вы тешите только свое самолюбие и отталкиваете их от выполнения работы. Если им будет еще труднее делать домашние задания, то они просто не будут их выполнять. Таким образом, вы просто разрушите их доверие к себе.
  • Выключите телевизор, если ваш ребенок может его слышать. Если у вас есть другие члены семьи, которые часто смотрят телевизор – просто переставьте его туда, откуда ребенок не будет его слышать.
  • Наблюдайте за вашим ребенком – не испытывает ли он злости, когда что-то не получается? Дайте ребенку отдохнуть и собраться с мыслями, если у него что-либо не выходит.
  • Поговорите с учителем ваших детей, если вы считаете, что им задают слишком большой объем домашних заданий. В начальной школе время, в десять раз большее, чем цифра класса, в котором он учится, должно быть нормальным: более 90 минут для учеников средней школы, или более двух часов для учеников 10-11 классов уже слишком много.

Что вам понадобится

  • Подходящее место для выполнения домашних заданий, лучше всего, собственное место для вашего ребенка;
  • Необходимые источники информации;
  • Хорошее освещение и удобный стул;
  • Здоровые перекусы (по желанию) – морковка, или хлопья с тёплым молоком не повредят после выполненной домашней работы.

Рекомендации педагога-психолога родителям, чьи дети отказываются выполнять домашние задания

Поступив в 1-ый класс, дети сталкиваются с большой нагрузкой не только в школе, но и дома, благодаря многочисленным и сложным домашним заданиям. Некоторые дети так устают, что предпочитают игнорировать задания учителя или выполнять их не полностью. Это неизбежно приводит к тому, что ребёнок скатывается на плохие отметки и отстаёт от программы. Но домашнее задание можно выполнять без особых усилий, слёз, лжи и наказаний. Нужно только найти правильный подход к ребёнку.

  1. Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что заданий любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.
  2. Так как дети в силу возраста и особенностей характера могут пропустить кое-что, сказанное учителем, мимо ушей. Это приводит к тому, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, а домашние задания выполняются с ошибками. Это может случиться с каждым, но не стоит корить ребёнка за это, напоминая о прошлых неудачах раз за разом.
  3. Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.
  4. Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.
  5. Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.
  6. Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.
  7. Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.
  8. Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.
  9. Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.

О том, как делать домашние задания, ребёнку много рассказывают в школе, своё представление об этом имеют и родители, но не все думают о том, что и ребёнок имеет право решать, что и как ему учить. Некоторые дети не нуждаются в том, чтобы бесконечно зубрить главы из учебников, чтобы запомнить материал, другим же приходится готовить уроки чуть дольше.

Учитывайте особенности вашего ребёнка и не забывайте, что от вашего отношения к его учёбе зависит и то, насколько она будет нравиться ребёнку.

Видео

Здравствуйте, дорогие читатели. Думаю, практически все родители школьников сталкивались с проблемой, когда ребенок не хочет учить уроки. Это довольно распространенная ситуация. Поэтому данная статья будет весьма актуальной. Вы узнаете, какие причины могут вызывать нежелание выполнять домашнее задание, а также, что с этим делать, как помочь малышу.

Возможные причины

Некоторые родители, сталкиваясь с проблемой нежелания ребенка учиться, могут даже не подозревать о том, что провоцируют такое поведение. Главное, не ругать ребенка, попробовать разобраться в сложившейся ситуации, найти вероятные причины и решить их. Давайте рассмотрим, на чем чаще всего основано нежелание делать уроки.

  1. Обычная лень. Однако, предполагать у своего малыша эту причину стоит, если вы и раньше замечали за ним нежелание что-то делать или доводить начатое до конца. Если же он отказывается выполнять исключительно домашнее задание, причина не в лентяйстве. Нужно искать другие варианты.
  2. Страх ошибок. Малыш может волноваться, что не справится с выполнением поставленной задачи. Как правило, понаблюдав за таким школьником, можно заметить, что он тратит много времени на прочтение одного урока. Вот только после этого в голове практически ничего не остается. Весь процесс учебы сопровождается сильным стрессом и волнениями.
  3. Сложности с пониманием конкретного предмета. Возможно, ранее этого не было и проблемы возникли с новой темой. Если вы видите, что малыш не хочет выполнять один урок, к тому же ранее все было в порядке, скорее всего, причина в непонимании предмета.
  4. Способ привлечь внимание. Ребенок может специально не делать задание, чтоб родители обратили на него внимание. Особенно часто так происходит с детьми, недополучающими любовь и ласку своих родителей. В частности, когда они постоянно на работе.
  5. Нежелание выполнять домашнее задание самостоятельно. Некоторые дети нуждаются в вашей помощи и поддержке. Такие малыши с радостью делают уроки в компании с мамой, но совершенно не хотят выполнять в одиночестве. Тут нужно быть осторожным, ни в коем случае не делать задания за него, а лишь только объяснять и направлять.

Мой сын старается делать уроки без моей помощи. Но он очень радуется, когда мы вместе садимся за книги. Ему хочется показать, какой он умный, как легко получается решать примеры по математике или, как быстро он способен выучить стих. Для сына очень важна похвала и мое одобрение. Поэтому я всегда отвожу время на выполнение его уроков. Иногда он сам пытается мне объяснить темы и рассказать, как и что нужно сделать, представляет себя в роли учителя. Вместо него делать уроки мне не приходится, но я всегда помогаю при возникновении сложностей при выполнении заданий.

  1. Избалованность. Возможно, ребенку в детстве позволяли многое делать. Теперь вам сложно заставить малыша отойти от телевизора или прекратить играть на компьютере . Очень сложно усадить за уроки.
  2. Боязнь критики. Возможно, ваш малыш волнуется, что выполненное им задание будет раскритиковано, его назовут «тупицей» или «неучью». Такой страх не может рождаться на пустом месте. Вероятно, малыш и ранее слышал подобное от родителей или от учителя.
  3. Сильный стресс. Дети, которые растут в неблагополучных семьях или у них дома часто слышны скандалы, или в школе кто-то обижает, не могут сосредоточиться и начать выполнять задания. Им тяжело сконцентрироваться из-за накопившихся волнений. Нередко, и положительные эмоции не дают возможность собраться и начать выполнять поставленную задачу.
  4. Проблемы с учителем. Известны такие ситуации, когда ребенок регулярно приносит домой двойки и категорически отказывается выполнять какой-то один урок из-за того, что педагог предвзято к нему относится.
  5. Наличие раздражающего фактора. Ребенок может испытывать трудности с выполнением домашних заданий, если в это время стоит грохот или играет музыка, или даже, мама пылесосит, плачет младший братик.

Как действовать

Если ребенок не учит уроки, что делать становится главным вопросом родителей. Давайте рассмотрим возможные варианты.

  1. Привейте своему ребенку вкус успеха. Расскажите ему, что при получении хороших оценок, за выполнение домашних заданий, его будут хвалить, ставить в пример. А ведь это так приятно, стимулирует еще лучше учиться. Помните, что ему и в жизни это очень пригодится.
  2. Если у вашего малыша не хватает сил выполнять все уроки на «отлично», то можно основные усилия направить на любимые предметы. Нет ничего страшного в том, что ребенок не будет круглым отличником или у него появятся тройки в табеле. Это гораздо лучше, чем растрачивать нервы малыша и свои, заставляя правильно выполнять все уроки.
  3. От ребенка, особенно в подростковом возрасте, родители могут услышать что-то типа «зачем мне вообще ходить в школу и учиться». Тут главное вовремя сориентироваться и объяснить своему «ученику», что это он делает в первую очередь не для вас или учителей, а для себя. Расскажите, как благодаря своей учебе, вы смогли удачно поступить в университет, закончить его и найти хорошую работу. А ведь в будущем это пригодиться и вашему отпрыску.
  4. Для младшего школьника хорошим примером станет рассказанная история о каком-то ребенке или сказочном персонаже, который, благодаря отличной учебе, смог добиться больших успехов. Детям нравятся такие сказки.
  5. Первокласснику привить любовь делать домашнее задание можно с помощью их выполнения в игровой форме. и цифры, изображая их на листке бумаги в виде веселых персонажей. Читайте книги, разыгрывая целые сценки.
  6. Объясните ребенку, что не можно близко к сердцу воспринимать свои ошибки. Он на них только учится. А чужая критика должна восприниматься нормально и рассматриваться, как способ повышения своих знаний и недопущения ошибок в будущем.
  7. Если ребенок находится в сильно угнетенном или, наоборот, в возбужденном состоянии, сначала успокойте его, поговорите, пусть малыш выскажется. Только потом садитесь за уроки.
  8. Если проблемы с деланьем уроков основаны на присутствии отвлекающих факторов, позаботьтесь о том, чтоб их не было. Малышу важно сконцентрироваться для правильного выполнения задания.

Как нельзя поступать

  1. Не приклеивайте ярлыки своему ребенку. Родители совершают глубокую ошибку, если говорят своему малышу, что он «бестолочь» или «лентяй». Своими высказываниями вы заставляете его поверить в свою несостоятельность. Такими поступками, вы не добьетесь улучшений его поведения. К тому же, вы серьезно травмируете его психику, что будет проявляться и по мере его взросления.
  2. Не применяйте шантаж, крики или физическое насилие, заставляя выполнять домашнее задание.
  3. Не перехвалите ребенка. Нередко частая похвала может приводить к тому, что малыш начинает чувствовать себя сверхчеловеком, превозносит себя над другими детьми. В один прекрасный момент решит, что больше нет необходимости учиться. Он и так лучше всех.
  4. Нельзя говорить, что вы «будете очень рады» или, что вы «очень разочарованы». Ребенок должен понимать, что выполняет задание не для того, чтобы порадовать или огорчить маму, а сам для себя.
  5. Не превышаете допустимую опеку. Нельзя выполнять уроки вместо своего малыша. Помогать делать домашнее задание следует до определенного возраста, постепенно уменьшая свое участие. Но не стоит и прогонять ребенка, если даже в старших классах у него возникают трудности с выполнением, например, задачи по химии или упражнения по английскому язык у.
  6. Не стоит часто мотивировать малыша материальными презентами. Всего должно быть в меру.

Возможно, в вашей голове возникает вопрос, как заставить ребенка учить уроки? Главное, не забывайте, что это нужно делать без скандалов и применения силы и, конечно, с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей малыша.

Если вы хотите, чтоб ребенок не терял желания заниматься уроками и добросовестно выполнял домашние задания, следует установить правильный распорядок дня и придерживаться его ежедневно.

  1. Важно выполнять домашнее задание только в хорошем настроении и при положительных эмоциях.
  2. Не заставляйте малыша делать уроки сразу после возвращения со школы. Ученик должен отдохнуть от уроков и писанины, не менее часа. Покормить ребенка, если нужно, положите спать или отправьтесь с ним на прогулку.
  3. Позаботьтесь о проветривании помещения. Повышение уровня кислорода в комнате значительно улучшит работоспособность мозга.
  4. Учите ребенка в первую очередь выполнять самые тяжелые задания, постепенно переходя к легким.
  5. Если юный школьник не справляется с выполнением, помогите ему, подскажите, объясните, но не делайте уроки вместо него.
  6. Желательно выполнять все задания до наступления 19:00. После этого времени работоспособность мозга значительно снижается, ребенку намного сложнее запоминать или выполнять упражнения.
  7. Помните, что нельзя или кричать на него. Эффективности от ваших действий не будет, кроме того, может пострадать психика.
  8. Не разрешайте ребенку есть во время выполнения уроков, максимум можете предложить ему что-то попить.
  9. Не оставайтесь безразличными к вопросам малыша. Отвечайте на них.
  10. Проявляйте особый интерес к жизни ребенка за пределами квартиры. Не забывайте посещать родительские собрания, наладьте контакт с учителем. Будьте в курсе всех школьных событий, не забывайте об этом разговаривать со своим ребенком.
  11. Помните о перерывах между выполнением уроков. Нет необходимости напрягать психику малыша в течение двух часов, он и так полдня провел в школе. Пусть сделает треть заданий и небольшой перерыв, потом еще треть — сможет, к примеру, посмотреть мультфильм, а потом — последнюю треть.
  12. Обязательно хвалите малыша за успешное выполнение домашнего задания.
  13. Разрешайте своему «ученику» проводить досуг, так как ему хочется.

Теперь вам известно, как учить уроки с ребенком. Помните, что силой и угрозами вы ничего не добьетесь, а только усугубите сложившуюся ситуацию. Родители должны вовремя выяснить, в чем причина такого поведения и помочь малышу с ней справиться. И не ставьте завышенные требования, не ждите отличных отметок по всем предметам. Позвольте ребенку учиться, так, как он на это способен. Не заостряйте внимание на его провалах и не забывайте хвалить за успехи.

Часто можно услышать, как родители школьника сокрушаются: ребенок отказываться делать уроки, затягивает с ними или же очень медленно подходит к урокам, а то и вообще - получает одни двойки за невыполненное домашнее задание. Что делать в такой ситуации? Как приучить ребенка делать уроки? В голове роится туча мыслей, усиленные современной педагогической литературой для родителей: правильно ли будет делать уроки вместе с ребенком или же это должна быть полностью его самостоятельная работа? А если делать вместе - то, как именно? Можно ли заставлять ребенка делать уроки или же это причинит вред ему? И, конечно, хотелось бы получить ответ на все эти вопросы не методом проб и ошибок, а точно понимая последствия каждого воспитательного поступка. Сегодня системно-векторная психология позволяет это сделать: безошибочно понять своего ребенка и найти точный, правильный подход к нему.

Почему ребенок не хочет учить уроки? В чем причина детской лени?
Как заставлять или стимулировать ребенка учить уроки?
Если ребенок не делает уроки самостоятельно, что делать - учить вместе с ним или же принуждать к индивидуальности?
Ребенок делает уроки слишком медленно - как ускорить его действия? Ребенок очень поверхностно относится к выполнению уроков - как заставить его быть более ответственным?

История педагогики – очень занимательная вещь. Если проанализировать, как учили детей раньше, а вернее, как именно прививали у них любовь к знаниям, то волосы дыбом становятся. С глубокой древности телесные наказания применялись родителями, воспитателями, учителями. Все прекрасно знают, что буквально пару столетий назад в каждой школе стояли пучки розог и специальная скамья, на которой детей пороли. Это было абсолютно нормальной практикой, которая считалась совершенно правильной, такой, какая в конечном итоге делает из детей умных взрослых.

Дети рассматривались можно сказать как собственность родителей, и те могли их наказывать практически любым образом или передоверять это право учителям и воспитателям. Больше того, учеба сводилась к зубрежке, суровой дисциплине и подавлению личности ребенка, с его интересами и запросами никто не считался. Отказ от телесных наказаний начался лишь в XVIII веке, именно тогда возникли первые попытки не заставлять, а заинтересовать детей учёбой. Жан-Жак Руссо одним из первых сформулировал принцип свободного воспитания детей. Он говорил, что учитель должен лишь направлять ребенка, оказывать на него косвенное воздействие, руководить его интересами как бы исподтишка. Взрослый организует окружающую действительность, а ребенок, ведомый собственным желанием, идет за развитием.

Был бы жив Руссо сегодня, наверное, страшно обрадовался бы. Ведь современные педагоги настоятельно рекомендуют – ребенка не то, что бить, но вообще нельзя никак заставлять делать что-то, что ему не нравиться. Говорят, что это вредит психике, тормозит его развитие и так далее. Если для наших пап и мам нормально было получить по попе за не выученные уроки и полученную двойку, то сегодня такое действие считается чуть ли не преступным.

Но возникает вопрос – а что же тогда делать? Ведь все родители прекрасно знают, что дети, дай им волю, все время хотят развлекаться, играть на компьютере и гулять с друзьями, то есть бездельничать, а вот работать – учить уроки, делать домашние задания – это все процесс так сказать заставлятельный. И часто доходит до такой ситуации, когда ребенок не слушается, сам себе на уме, капризничает , кричит, предъявляет какие-то требования и так далее. В такие моменты телесное наказание и парочка хорошеньких шлепков представляются не в таком уж и плохом свете, не правда ли? «Выпороть бы тебя хорошенько, тогда бы уж выучил уроки на пятерки, не пришлось бы краснеть на родительском собрании, понимаешь ли...» - думаем мы про себя. Ярость, злость, обида, непонимание собственных детей словно захлестывают нас. Что делать? Как заставить ребенка учить уроки, заниматься, делать то, что требуется?

Как заставить ребенка учить уроки?

Ребенок отказывается делать уроки - вам знакома эта ситуация? Не удивительно, потому что детей, которые бы с восторгом учились, без какого-либо стимула или воспитательного инструмента, не существует в природе. Согласитесь, что намного приятней играться, бегать и прыгать в свое удовольствие, делать то, что хочется, чем работать. А ведь делать уроки - это самая настоящая работа, часто очень трудоемкая для маленького человечка. Не удивительно, что ребенок не хочет этого делать, тем более, если урок слишком сложный или тема совершенно не интересна ему. Для того чтобы ребенок учился, и хорошо учился, необходимо приложить усилие - а для этого нужен стимул. Найдя этот стимул, разумный родитель поможет своему ребенку.

Когда упоминается слова"стимул", "поощрения" в вопросе учебы, большинство родителей уверены, что уже использую его. «Ах, - говорят они, - знаем мы все эти поощрения. Уже столько всего перепробовали, все советы из популярных журналов в жизни испытали, да не помогают они!» Но дело в том, что большинство людей просто не понимают, какое именно поощрение сработает с их, конкретным ребенком. Пробуя разный подход, они часто допускают ошибки.

Некоторые хвалят ребенка, покупают ему хорошие игрушки за высокие оценки, однако это больше похоже на дрессуру . Другие родители уверены, что собственный пример является хорошим стимулом - они делают уроки вместе с ребенком, по факту же получается - за него.

Настоящий стимул для детей заложен в них самих, в их врожденных желаниях. В каждом ребенке от природы есть потенциал и главное разгадать его, действуя через его свойства, а не в противоположном направлении. Подтолкнув ребенка, поставив его на путь интереса, можно приучить его учить уроки по-настоящему, как должно быть. Только в таком случае учеба будет приносить удовольствие.

Разные дети учат уроки по-разному

В действительности, конечно, нельзя ждать от ребенка, чтобы он сам по себе прекрасно учился, взрослел и в конечном итоге превратился в умного, хорошего человека. Все положительные свойства - ни много ни мало, а результат работы, становления в детстве. Родители должны направлять ребенка с самого раннего возраста. Сделать это возможно только понимая психологию ребенка, его врожденные особенности, его внутренние таланты.

Сегодня так понять своего ребенка позволяет системно-векторная психология Юрия Бурлана . Определив векторальный набор ребенка, разобравшись в нем, можно безошибочно понимать его врожденные желания и конфуза в образовательном процессе будет в разы меньше.

Проблема с учебой уроков возникает не только из-за свойств ребенка, но и из-за контрарности его внутренних свойств с векторами родителей. С самыми лучшими намерениями, мы, взрослые, воспринимая ребенка через себя, часто совершаем фатальные ошибки воспитания, что в конечном итоге и приводит к проблемам в школе, в образовании.

Другой пример, ребенок с анальным вектором. Нерешительный, он боится начать новое дело, он не уверен в себе, так как в его желаниях лежит сделать все на отлично, он перфекционист от природы. Уроки, как правило, дети с анальным вектором делают с большим удовольствием, но долго и упорно, как со стороны может показаться - медленно. Родитель с анальным вектором, как правило, внутренне понимает стремления своего, сходного с собой по векторам, малыша, и помогает во всем - вселяет уверенность в себе, дает столько времени на уроки, сколько нужно, никогда не спешит. А вот родитель с кожным вектором, контрарный по свойствам. Экономя время, он всегда все делает быстро - это его основная ценность. Видя, что анальный ребенок не справляется с домашним заданием сразу, с ходу, он подгоняет его, требует быстрого решения, буквально гонит, винит в нерасторопности, пытается дисциплинировать и ограничивать по времени. Такой напор только усугубляет ситуацию, анальный ребенок не умеет быстро делать, он должен делать качественно. Его реакция на ускорение закономерна - он начинает еще больше медлить, еще больше бояться всего нового. Так самые послушные на свете, анальные дети, становятся самими упрямыми, да еще и агрессивными.

Для каждого ребенка необходима определенная реакция на его действия. Кожного ребенка нужно научить самоорганизоваться, привить дисциплину, которая будет сопровождать всю его будущую жизнь. А вот анального ребенка не получится дисциплинировать, да ему и не нужно это. Ему важно, чтобы родители интересовались его учебой, хвалили за успехи, помогали делать уроки. Результат всегда плохой, когда родитель делает так, как лучше было бы для себя , и совершенно не замечает внутренней потребности ребенка. Так, кожно-зрительная мама может совершенно не интересоваться всем этим, она с удовольствием обсудит мальчиков в классе ученицы и взаимоотношения между полами. Получил ребенок тройку - не беда, уверена она, не в этом счастье. Такое отношение к матери - обида для ребенка с анальным вектором.

Множество советов по воспитанию детей с разными векторами в статье "Как любить своего ребенка? Не Януш Корчак, а лучше ".

Способными в обучении являются дети со звуковым и зрительным векторами. Эти вектора относятся к квартели информации, а это - жгучая страсть к познанию. В норме звуковик и зрительник учатся просто потому, что им нравится узнавать новое, разбираться в разных вопросах. Почти все науки созданы зрительниками и звуковиками в развитых своих состояниях. Но и из них можно сделать неучей, если заставлять учиться, кричать, бить за плохие отметки, заставлять работать за высокие отметки, манипулировать игрушками или развлечениями, и так далее.

Если вас интересует психология человека, обязательно оформите подписку на нашу уникальную рассылку в форме под этой статьей. В каждом выпуске - множество материалов на самые разные темы.

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого им приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд, особенно для ребенка. Нет ничего удивительного в том, что при таком жестком режиме не все дети выдерживают, некоторые из них начинают прогуливать уроки, не выполнять домашние задания и т.п. Однако заставлять ребенка учиться – это не самый верный выход из ситуации. Подходить к учебному процессу нужно аккуратно, а главное- правильно!

Вообще, вопрос «Как заставить себя учиться», чаще задают именно студенты, так как за школьной партой контроля больше: и учителя следят за твоей успеваемостью, и родители «наседают» за плохие оценки, да и другие ученики не относятся к тебе уважительно, если ты постоянно находишься в «лузерах» по успеваемости. В лицеях, институтах и университетах, контроль уходит от ученика. Так как тебя считают уже взрослым человеком, который сам вправе решить, как ему учиться: хорошо или плохо. Однако такая свобода несколько опьяняет юношу или девушку и далеко не все умеют вовремя прийти в себя и задуматься над тем, что при такой разгульной жизни они могут скатиться вниз по лестнице жизни. И тогда студент задает себе сложный, но довольно интересный вопрос: «А как же заставить себя учиться??». Сегодня Вы узнаете ответ!

12 способов заставить себя учиться

Поставьте задачу правильно! В первую очередь, Вы (ученик) должны правильно поставить себе задачу или цель. Думайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как начать хорошо учиться , ведь Вы всё равно, по сути, учитесь и будете учиться дальше. Формулировка задачи очень важна, человек существо довольно странное и если Вы будете принуждать себя к чему-либо, то Ваше подсознание будет противиться этому, и будет мешать выполнять запланируемые задачи (учить уроки, слушать преподавателя и т.д.). Причем от такого непослушания будете получать гораздо больше удовольствия, чем от следования своей цели.

Если Вы сформулируете себе вопрос иным образом, например: «Как закончить этот год на отлично?» или «Как начать хорошо учиться в этом семестре?», то Вы не заметите, как начнете искать способы получить хорошую отметку в школе, то есть Ваше сознание начнет работать в содействии с подсознанием, ориентируясь на положительный результат.

Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать вескую причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении. Но об этом в следующем пункте.

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Как мы уже сказали, повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера, к примеру, на некоторых действует такая фраза: Если ты не начнешь учиться, то уже в следующем семестре тебя отчислят из учебного заведения! Хотя на другого человека этот призыв ну никак не подействует.

Для большинства хорошей мотивацией является перспектива, однако для одних работает долгосрочная перспектива: Если я закончу этот ВУЗ на отлично, то смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице. Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: Если закончу последний семестр хорошо, то отец купит путевку в лагерь, куда я поеду с друзьями на всё лето!

Мы не знаем, что может заставить учиться именно Вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Если Вы родитель и читаете эту статью в надежде того, что сможете понять, как заставить ребенка учиться, то мы бы посоветовали узнать о его отношениях в классе. Иногда мотивация учиться исчезает именно из-за конфликтов с другими детьми. Особенно часто это случается с подростками, которые редко когда хотят учиться в школе или другом учебном заведении.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме небольшое местечко, в котором Вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни ноутбука, ни планшета, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик и т.п.).

Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Ведь у Вас открывается масса соблазнов: icq, skype, «ВКонтакте», интересные сайты, фильмы, музыка, игры и т.п. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Те, кто привык, что на рабочем столе, всегда должен стоять компьютер и без него, стол кажется скучным и унылым, советуем организовать на столе всё таким образом, чтобы он выглядел красиво и интересно: купить новые яркие канцтовары, заменить скучную настольную лампу, на новую и оригинальную. Кроме того стол лучше разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.

Если компьютер забирает у Вас массу свободного времени, однако Вы не можете противиться этому, то советуем подумать о том, что компьютерное излучение вредит здоровью человека: ухудшает зрение, возникают недуги, связанные с желудочно-кишечным трактом, а также появляются проблемы с нервной системой.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший студент всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о плохом студенте, его стиль всегда кардинально отличается от того, который бы следовало одевать в учебное заведение. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавательского состава. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели Иванов (например) взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе. Естественно, после того, как о тебе все так хорошо подумали, сложно будет опять превращаться в лодыря, который ходит на занятия «просиживать штаны».

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт) . Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в Вашей группе, на лекциях ведут запись не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Их записанные лекции зачастую представляют собой не просто несколько страниц рукописных фраз преподавателя, а целый шедевр искусства: важные фразы написаны другим цветом, правила выделены в различные прямоугольные таблицы. В тексте масса подчеркиваний и выделений маркером или другими чернилами. Даже небольшие зарисовки сделаны карандашом и под линейку. Вы думаете, что они просто ерундой занимаются?! Ошибаетесь, они превращают скучную лекцию в интересное занятие, занимаясь раскрашиванием и выделением основных моментов. Кроме того, дома им проще будет запомнить эту информацию, так как они запоминают термины не только по смыслу, но и визуально, что позволяет быстрее и лучше запомнить информацию.

Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Чтобы обучение проходило ещё более интересно и комфортно, покупайте тетради с красивыми обложками, ведите удобные и яркие блокноты и используйте разноцветные стикреры для напоминания. Чаще меняйте ручки и выбирайте их не только по комфорту в письме, но и по красивому или необычному дизайну. Время от времени используйте ручки, чьи чернила пахнут, вкусный запах тоже будет поднимать Вам настроение, а при открытии тетради Вы будете не только вспоминать о своих обязанностях, но и о каких-нибудь вкусных фруктах или жвачках.

Поощряйте себя за успехи. Заставить учиться подростка или взрослого юношу (девушку) сложно, однако это вполне возможно. Используйте для этого методы поощрения, например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой прогуляться. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким (чипсами, шоколадкой или пиццей). Сдали экзамен или контрольную работу – здесь полагается приз побольше: сходите с друзьями в клуб, кафе или на дискотеку. Помните, что поощрение должно быть только в том, случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни о каком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Оценивайте себя за успехи трезво и честно, иногда натянутая четверка заслуживает похвалы больше, чем твердая пятерка. Кроме оценок, себя можно поощрять за выученные билеты, выполненное домашнее задание, поход в библиотеку, активную работу на уроке и т.п. То есть результаты могут выражаться совершенно по-разному. Не стоит зацикливаться на оценках. Правильнее будет зацикливаться на полученных знаниях. Ведь как мы знаем, оценки, которые ставят нам преподаватели, не всегда объективны.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?!

Главной причиной сложного старта является банальная лень. Домашняя работа может оказаться делом на 15 минут, но за неё ведь нужно сесть, начать думать, а ведь как этого не хочется делать. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первого семестра! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первого семестра. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Если Вы будете тянуть, то ближе к концу этого года или семестра получите неприятную ситуацию, время до окончания останется мало, а дел и заданий будет много. И Вы уже будете думать не о хороших отметках, а о том, чтобы вообще успеть сдать предмет до сессии. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что преподаватель успевает закончить урок раньше звонка и чтобы не нагружать Вас лишней информацией, предлагает заняться своими делами. Это время мы Вам не советуем тратить впустую, Вы всё равно находитесь в школе, за партой и не можете громко общаться с друзьями, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому, пусть даже не на завтрашний день. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Устраивайте конкурсы и марафоны. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру: если Вы за следующие две недели будете получать по алгебре одни только хорошие отметки, то они Вам, по истечению этих двух недель, покупают новый мобильный телефон (к примеру). Время и подарок может изменяться в зависимости от Ваших успехов в учебе ранее, а также от благосостояния семьи. Если Вы ставите условия на год или семестр, то учитывайте два фактора, во-первых, за полгода или год, семейный бюджет может измениться (и не всегда в лучшую сторону), поэтому постарайтесь получить от родителей гарантии той или иной покупки. Во-вторых, учитывайте, что мотивировать себя покупкой того же велосипеда в течение всего года – очень и очень сложно. Рано или поздно Вы можете не удержать поднятой планки.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять или идти в клуб. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать. Не бойтесь экспериментировать со своим режимом, так как некоторых не заставишь учиться сразу после уроков, им сначала требуется отдых, а к урокам они приступают на следующий день рано утром, но этот режим довольно рискованный, так как всегда есть шанс проспать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация ни способна заставить начать учиться студента. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!