Комплиментарные цвета - что вы о них не знали. Дополнительные цвета

Принято выделять 3 основных цвета: желтый, синий и красный.

Путем смешивания из этих трех цветов теоретически можно создать все остальные (хотя художники заметят, что это не так просто).

Смешанные в равных частях два основных цвета дают 3 вторичных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета называются бинарными.

Продолжив смешивать, из смешения основного сцета с бинарным, мы получим третичный цвет.

Комплиментарные цвета

Про комплиментарные цвета я уже писала в посте .
При смешении двух комплиментарных цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге, получается нейтральный темно-серый.

Новый цветовой круг

Изменяя насыщенность и интенсивность можно получить большее разнообразие цветового круга:

На самом деле между цветами в спектре нет четких границ - каждый цвет постепенно переходит в соседний.

Цветовые схемы

В нашем новом цветовом круге действуют те же схемы, о которых я писала в первом посте

Аналогичные цвета (расположены рядом)
Комплиментарные цвета (расположенные на кругу напротив)
Сплит-комплиментарная (два смежных с комплиментарным цвета) и триада. Такие треугольники:

Чуть сложнее четырехугольник, где цвета попарно комплиментарны:

Цветоведение

Красный оттенок считается самым теплым цветом (цвет раскаленного метала или вулканической лавы), а синий - самым холодным (цвет воды, льда). Тем не менее имейте в виду, что температура цвета всегда относительна: сине-фиолетовый, к примеру - это холодный цвет, но он выглядит более теплым, если стоит рядом с сине-зеленым.

Немного о колористике

Ахроматические цвета (черный, белый, серый) различаются только по светлоте, степени приближения к белому цвету.
Наш глаз способен распознать более 600 переходов по светлоте.

Хроматические цвета отличаются целым рядом признаков:

Цветовой тон
Это основной признак хроматического цвета: зеленый, красный, синий и т.п.

Светлота
Помимо приближенности к белому цвету, хроматические цвета отличаются по светлоте между собой. Желтый светлее фиолетового, голубой светлее синего, розовый - красного. Это легко можно проверить, если перевести цветную картинку в черно-белый формат.

Чистота
К чистым относят только спектральные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

Насыщеннось
Отличие хроматического цвета от ахроматического. Чем сильнее отличается, тем насыщеннее. К наиболее насыщенным можно отнести пурпурный и ультрамарин.

Интенсивность
Степень яркости цветового пятна. Зависит от интенсивности отраженного от него света. К наиболее интенсивным можно отнести лимонно-желтый, ярко-красный, ярко-оранжевый.

Психология цвета

Ученые давно изучают влияние цвета на человеку. В общем случае было выявлено, что цвета желто-красной цветовой гаммы влияют на человека положительно, сине-фиолетовой - отрицательно, а зеленый относится к нейтральным.

Однако, разные люди воспринимают цвета по-разному, поэтому не существует интерьера, в котором уютно будет всем без исключения.

Проценты и соотношения

Очень часто, когда мы ищем цветовые схемы, мы видим подобные иллюстрации:

На самом деле цвета используются не в равных пропорциях.

Предлагаю рассмотреть иллюстрации ниже, чтобы разобраться, почему эта рекомендация верна только в общем случае (спасибо за них компании Dulux):

Пастельные оттенки. Они не настолько интенсивны, чтобы подавлять друг друга.

В случае с яркими цветами, мы можем взять аналогичный оттенок и тогда тоже пропорция будет не столько важна.

Два примера, когда насыщенного цвета немного и когда его много:

Насыщенные цвета приблизительно в равных пропорциях, но белый служит вспомогательным цветом.

Подробнее об основных, дополнительных и вспомогательных цветах я расскажу через неделю. А также вместе пособираем цветовые комбинации.

На цветовом круге комплиментарные цвета расположены друг напротив друга. Например, красный-зеленый, желтый-фиолетовый, оранжевый-синий и т.д.

Их сочетание основано на контрасте. Если Вы возьмете такое цветовое сочетание, то создадите яркий и запоминающийся образ. Такое сочетание успешно используется для придания образу энергичности и жизнерадостности. Часто комплиментарные цвета используются в спортивной тематике, передавая дух соревнования и противоборства.

Комплиментарные цвета в одежде

При сочетании комплиментарных цветов для создания образа важно также учитывать их насыщенность. Чем ярче внешность, тем насыщеннее должен быть цвет. И наоборот, чем мягче внешность, тем менее насыщенным должно быть цветовое сочетание. В противном случае Вы рискуете не подчеркнуть, а наоборот потерять целостность образа, и станете лишь фоном для своего наряда.

Для создания яркого романтичного образа можно использовать светлые тона комплиментарных цветов. Используйте сочетание затемненных комплиментарных цветов, и у Вас получится глубокий и экстравагантный образ. Приглушенные тона покажут Вашу элегантность и подчеркнут яркую индивидуальность.



Комплиментарные цвета в интерьере

Находясь в помещении, с обилием ярких красок, человек чувствует прилив сил и бодрость. Чрезмерная насыщенность утомительна для глаз, поэтому опытные дизайнеры выбирают более мягкие тона, и разбавляют контраст нейтральными цветами. Более светлые оттенки того же цветового сочетания, как и в одежде, придают интерьеру более романтичный и игривый вид. А в случае с приглушенными тонами – комната приобретает особый уют и комфорт. Используя контраст правильно, также можно зонировать помещение. Это сделает каждый уголок в Вашем доме функциональным и с индивидуальным настроением.

В комплиментарном цветовом сочетании есть еще одно интересное правило, которое помогает придать образу некую неуловимую изюминку. Это правило называется «Шаг в сторону». То есть вторым цветом выбирается не строго противоположный по кругу цвет, а его «сосед» слева или справа. Такое цветовое сочетание часто делает образ более эффектным и изысканным. Используйте комплиментарное сочетание и комплименты Вам обеспечены!

Цветоведение

творческая работа

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ЦВЕТА

Цветовой круг помогает нам при смешивании красок, а также при подборе цветовой гаммы или палитры. Следующие примеры дополнительных цветов показывают, как располагаются цвета на спектральном круге и какими принципами следует руководствоваться, выбирая колористическое решение произведения.

Прямые/истинные комплементарные цвета

Любые два цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга напротив друга друга, называются прямыми или истинными комплементарными (дополнительными) цветами. Добавляя немного одного дополнительного цвета в другой, мы естественным способом приглушаем первый. В результате получается множество прекрасных цветовых оттенков. Проведите линии через цветовой круг, двигаясь по часовой стрелке, и вы найдете все пары комплементарных цветов. Это еще одна открытая дверь в чудесный мир смешанных цветов. В нашем примере использованы кадмий оранжевый, кобальт синий и титановые белила.

Смешайте поровну дополнительные цвета всех пар и обратите внимание, какие красивые нейтральные оттенки получились. Затем смешайте поровну все цвета вместе и тоже запомните получившийся оттенок. Наградой за все наши труды станут красивые серые цвета. Продолжая смешивать краски, замечайте, как меняется цвет смеси по мере приближения к конечному серому.

Должен заметить, что очень важно не злоупотреблять смешиванием, иначе цвета станут вялыми и невыразительными. Если слегка перемешать все краски, получившийся цвет будет свежим и живым. Постарайтесь мешать не слишком долго и усердно, чтобы не раздробить гранулы красящего вещества, - при этом цвет тоже получится безжизненным.

Разделенные дополнительные цвета

Чтобы найти разделенные дополнительные цвета, проведите прямую линию через центр цветового круга, соединив два истинных комплементарных цвета. Затем проведите линии до двух цветов, соседствующих с комплементарным, - более светлого и более темного. Это и будут разделенные дополнительные цвета. Они дают широкий спектр смешанных цветов. Обратите внимание, что на иллюстрации красный приглушен желтовато-зеленым или синевато-зеленым цветами. Каждый цвет, подмешанный к основному, дает свой оттенок. Проведите такие же линии через весь круг, найдите другие комбинации. Здесь использованы краски: церулеум, стронциановая желтая, кадмий красный светлый, титановые белила и немного жженой кости.

Двойные комплементарные цвета

Двойные комплементарные цвета - это две пары истинных комплементарных, разделенных между собой другим цветом. Обратите внимание на сходство синего и зеленого цветов. Их разделяет только один цвет - сине-зеленый. То же самое справедливо для красного и оранжевого: их разделяет красно-оранжевый цвет. Найдите такие же пары цветов на всем цветовом круге, составьте список имеющихся комбинаций. Убедитесь, что стрелки везде расставлены так, как в нашем примере. При таком способе смешивания получается еще более широкий набор смесей. На картине использованы кадмий оранжевый, кадмий красный светлый, перманент зеленый светлый, кобальт синий и белила титановые.

Триада получается, если соединить прямыми линиями три основных цвета: желтый, красный и синий. Этот треугольник можно перемещать по всему кругу, получая широкую гамму смесей. Важно, чтобы палитра оставалась простой. По мере приобретения опыта в смешивании красок можно добавлять к палитре новые цвета. Когда мы начинаем учиться готовить, необязательно заваливать кухню всеми существующими на свете приправами. Как правило, добавляем их в пищу понемногу, пока не узнаем их свойства и не научимся умело пользоваться ими. В некотором смысле краски - это визуальные «приправы».

Взаимно комплементарные цвета

Взаимно комплементарные цвета - это один доминирующий и три комплементарных с другой стороны цветового круга. Здесь я выбрал в качестве доминирующего красно-лиловый. Проведя линию через центр, я нашел его истинный комплементарный цвет - желто-зеленый. Отступив на один цвет в обе стороны от желто-зеленого, нашел еще два цвета: желто-оранжевый и сине-зеленый. Все три можно использовать вместе с красно-лиловым как взаимно комплементарные цвета. На картине использованы кадмий желтый средний, стронциановая желтая и церулеум, чтобы получился желтовато-зеленый колорит. Чтобы получился сине-зеленый цвет, добавьте в желтовато-зеленую смесь еще церулеума.

Оттенки серого цвета

Мы поработали с цветовым кругом, смешивая истинные комплементарные цвета и получая красивые оттенки серого. Теперь попробуем смешать теплые цвета с холодными, чтобы получить еще больше оттенков. Для начала приведу несколько примеров. Попробуйте получить эти смеси, сделайте записи, к которым будете обращаться во время работы над картиной. Эти записи никогда не устареют, их можно периодически пополнять.

Получив эти комбинации цветов, обратите внимание на то, чем они отличаются. Такая группировка - начало работы. Все краски в художественном салоне принадлежат к семейству (типу) того или иного цвета на цветовом круге. Следовательно, в нашем распоряжении имеется великое множество цветов и еще большее количество их смесей. Найдите применение оттенкам серого! Начиная писать небо, добавьте капельку серого в голубую краску, и вы заметите, что небо перестанет быть кричаще-ярким и неестественным. В природе серый чрезвычайно распространен. А лилово-коричневого цвета много не только в оттенках серого, но и в природе. Присмотревшись, вы убедитесь в этом сами.

Близкие цвета

Мы уже рассмотрели гармонию комплементарных (дополнительных) цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге. Теперь примем во внимание еще одну разновидность гармонии - гармонию близких цветов. Близкими называются цвета, расположенные рядом друг с другом, почти одинаковые, но все-таки различающиеся. На цветовом круге они находятся рядом. Здесь цвета на круге сгруппированы по УПРАВЛЯЮЩЕМУ ЦВЕТУ.

Термин «управляющий» просто обозначает центральный из трех сходных цветов, который самым простым способом меняет остальные. Очевидно, что центральный цвет в первой группе, желто-зеленый, может изменить остальные два, если понемногу добавить его в соседние цвета. И самое любопытное: желто-зеленый возникает при смешивании желтого и зеленого цветов, однако остается управляющим цветом.

Вязание крючком: алгоритм выбора и изготовления модели

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так...

Костюм эпохи Возрождения

В производстве тканей, так же как и в остальных отраслях ремесленного производства и прикладного искусства Европы, наблюдается мощный подъем. Центром развития ремесел была Италия...

Роль цвета в одежде

Ахроматические цвета не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте - это чёрный, белый и всевозможные оттенки серого цвета...

Роль цвета в одежде

Цвет является предметом изучения многих наук (физика, математика, физиология, психология). Научные результаты в систематизированном и обобщенном виде составляют основу курса цветоведения или колористики...

Роль цвета в одежде

Различать цвета и соединять их в гармоническое единство художнику помогает знание их характеристик. Существуют три основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Цветовой тон - это сущность цвета, его определение...

Синтез музыки и живописи

Одним из первых западных художников, кто стремился живописными средствами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки, был выдающийся английский романтик Джозеф Тёрнер. Художник отказался от воспроизведения «видов» определённой местности...

Традиции в древнерусской иконописи

Использование обратной перспективы - состоящей лишь из ближнего и среднего планов, дальний план ограничивался непроницаемым фоном - золотым, красным, зеленым или синим. По мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а увеличиваются...

Цвет в живописи

Цвет любого тела воспринимается нами благодаря тому, что тела пропускают или отражают часть световых лучей, падающих на них. Поглощение и отражение лучей избирательно для каждого тела, поэтому мы видим цвет тела таким...

Все цвета можно условно разделить на два типа - холодные и теплые. Всем известен цветовой круг (рисунок 6), состоящий из желтого, красного - теплых цветов, синего и зеленого - холодных цветов и их промежуточных составляющих. Это цветовой спектр...

Цвет и его применение в дизайне

Теплыми считаются красный, оранжевый, желтый и вариации этих цветов. Это цвет огня, опавших листьев, заката и восхода, и в основном они бывают возбуждающими, горячими и позитивными. Красный и желтый - оба являются основными цветами...

Цвет и его применение в дизайне

Холодные цвета: зеленый, синий и фиолетовый, часто более сдержаны, чем теплые цвета. Они цвета ночи, воды, природы и считаются успокаивающими, расслабляющими и в некотором роде сдержанными. Синий - единственный основной цвет в холодном спектре...

Цвет и его применение в дизайне

Эстетические аспекты воздействия цвета могут быть изучены по трём направлениям: 1. Чувственно-оптическому (импрессивному). К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов...

Цвет и его применение в дизайне

Цвет является одной из важнейших составляющих любой композиции. С его помощью можно зрительно уменьшать и укорачивать, удлинять и увеличивать изображение, создавать ощущение равновесия и дисбаланса...

Цветоведение

Разобравшись в том, что такое свет и цвет, мы должны систематизировать знания, чтобы правильно применять их на практике. Как уже отмечалось, применение цвета во многом определяется личными качествами и эмоциями...

Цветоведение

Насыщенность - просто степень, сила выражения цветового тона. Краски бывают насыщенны в чистом виде, а не когда они смешаны с другими. Максимально интенсивными красками (прямо из тюбика) пользуются редко...

Для начала - организационное объявление - напоминаю, что у нас есть платный разбор цветотипа . С лета планирую добавить некоторые пункты к разбору, вторым блоком (принты, украшения, ткани итд). Немного изменятся и цены.

А теперь - самое главное - сегодня хочу рассказать о теории цвета. Сегодня я расскажу вам страшную тайну. Есть одна уловка с комплиментарными цветами , которую знают далеко не все. Подавляющая часть имидж-консультантов о ней и вообще не слышали, поскольку изучению цвета отводят слишком мало времени. А то, о чем сегодня пойдет речь, будет сильным углублением в теорию цвета.
Вроде бы общеизвестно, что комплиментарные цвета - это те, которые находятся в цветовом круге друг напротив друга.
Комплиментарные цвета усиливают друг друга и при смешивании дают нейтральный серый цвет без оттенков.
Если пользоваться обычным 12 частным кругом Иттена, то, например, усилителем желтого будет фиолетовый

А теперь, давайте посмотрим, что больше усиливает яркость желтого? Фиолетовый или, может быть, сине-фиолетовый? Какая фотография кажется более устойчивой в цветовом плане? Где желтый смотрится выигрышнее?


Как Вы видите, оба сочетания могут быть в природе, а значит гармоничны. Но если говорить о цвете, который подчеркнет желтый, т.е, о том, который комплиментарен - то это сине-сиреневый.
Посмотрите еще раз

На самом деле, если смешать сиреневый и желтый, серого цвета не получится . И если смешать красный с зеленым - тоже не получится. А вот если смешать сине-сиреневый с желтым - то получится.
Почему так происходит?
Дело в том, что круг Иттена из 12 частей, который удобен для составления сочетаний нескольких цветов с помощью геометрических схем не работает для комплиментарных цветов. поскольку он... примерен, а не точен. Цветовой спектр непрерывен, его можно делить на много частей, но давайте посмотрим, какой цвет напротив желтого в непрерывном цветовом круге?
На рисунке выделен рыжий, но и желтый можно проследить - напротив него - сине-сиреневый. а напротив сиреневого уже - желто-зеленый.

Дело в том, что цветовое пространство от красного до желтого меньше, чем от зеленого до сиреневого -поскольку оранжевый цвет в плане пигментов и в плане излучения - это не самостоятельный цвет, а скорее просто смесь красного и желтого.
Самым точным представлением цвета считается трехмерное цветовое дерево Манселла . Посмотрите, в нем нет оранжевого, а цветов всего 10.

Манселл считал, что существует 5 основных цветов и 5 дополнительных, а точный цветовой круг должен выглядеть вот так.

И с точки зрения науки Манселл прав.
Пары комплиментарных цветов по Манселлу выглядят так:
красный - бирюзовый("сине-зеленый"), красно-фиолетовый - зеленый, фиолетовый - желто-зеленый, сине-фиолетовый - желтый, синий - оранжевый ("желто-красный").

Пара синий - оранжевый совпадает у Манселла и у Иттена

Так выглядят комплиментарные по Манселлу цвета красный и бирюза -



А вот зеленый и красно-фиолетовый

фиолетовый и желто-зеленый

И, наконец, сине-фиолетовый с желтым


Получаются более устойчивые и интересные сочетания, не так ли?

Ну и остается вопрос, почему же до сих пор основной круг для работы с цветом - круг Иттена, а не более точный круг Манселла.
Делто в том, что еще у самого Манселла был спор с одним исследователем цвета, преподавателем по имени Генри Байли (Henry Bailey). Генри согласился, что теоретически круг Манселла верен. Но посчитал, что крайне сложно учить цвету кого бы то ни было, исключая оранжевый цвет, логически сложнее объяснить цветовой круг из 10 частей. тем более, что психологически мы воспринимаем этот цвет как отдельный и очень сильный. Вероятно, исходя из похожих соображений (хотя утверждать не могу) в основном везде используется круг Иттена из 12 частей. Кроме того, круг Иттена удобен именно для построения геометрических сочетаний, которые получаются вполне гармоничны и интересны . единственное, с чем круг Иттена не может справиться - комплименты - искажение несколько заметно. Тут-то нам и понадобится круг Манселла. В остальных случаях я по устоявшейся традиции буду ссылаться на обычный 12 частный круг Иттена. Тем более, что основная терминология построена именно на 12 частном круге.

Пабло Пикассо однажды сказал: «Почему две краски, расположенные рядом, поют? Может ли кто-то объяснить это? Нет. Поэтому никто никогда не сможет научить рисовать».

Дамы и господа, Пикассо ошибался. На самом деле ответить на этот вопрос можно. А если быть точнее, можно понять, почему некоторые комбинации цветов выглядят гармонично, а другие — нет.

Очевидно, что «никто никогда не сможет научить рисовать» — выражение скорее философского толка, которое не должно восприниматься буквально. Великий художник, вероятно, хотел сказать, что нельзя научить кого-то чувству стиля или таланту художника и что существует какое-то врожденное, непостижимое свойство, присущее лишь единицам.

Из этого изречения также можно сделать вывод о том, что способность определять гармонирующие между собой цвета — врожденный талант, а не навык, которому можно научиться.

И снова с этим можно поспорить.

Если смотреть на проблему с научной точки зрения, определенно можно допустить существование генетической предрасположенности к искусству и дизайну, однако в контексте « » такая предрасположенность перестает играть большую роль. Если кто-то не в курсе, «правило 10 000 часов» ― это концепция, согласно которой ключевая составляющая в освоении любого, даже самого сложного навыка — вовсе не талант, а около 10 000 часов, проведенных за практикой и совершенствованием этого навыка.

Разумеется, Пикассо был рожден с определенной предрасположенностью к рисованию, но причина, по которой он стал великим, кроется в другом: он просто много работал. И если практиковаться в умении подбирать гармонирующие цвета, этому тоже можно научиться.

Практика превыше всего

После того, как мы разнесли в пух суждение одного из величайших художников всех времен, давайте перейдем практике.

Ниже представлены цветовые палитры семи различных веб-сайтов, принадлежащих известным брендам. В каждом случае сначала будет представлена сама палитра и у вас будет возможность угадать, какой компании она принадлежит. Затем мы разберем теорию цвета и механизмы, стоящие за гармоничностью (или, в некоторых случаях, дисгармоничностью) каждой отдельно взятой страницы.

Урок 1. Разновидности цветовых моделей

Итак, начнем: как вы думаете, сайт какой известной компании может похвастаться следующим цветовым решением?

А теперь опуститесь ниже, чтобы проверить свой ответ!

Конечно же, за этой зелено-желто-красно-голубой палитрой скрывается не кто иной, как великий и могучий Google!

Даже если вы не обладаете глубокими познаниями в теории цвета, уже на таком простом примере можно понять, как устроены различные цветовые модели.

Во-первых, кто-то этого может и не знать, но три цвета из представленной палитры ― красный, синий и желтый — первичные цвета. То есть, другими словами, путем смешения именно этих трех цветов получаются все остальные. Так, например, оставшийся зеленый — вторичный цвет, который можно получить, смешав между собой желтый и синий.

Однако такое представление о создании цветов путем смешения работает лишь в рамках цветовой модели CMYK, главенствующей в мире живописи и печати. Каждая буква акронима CMYK указывает на один из ключевых цветов модели: Cyan (синеватый), Magenta (красноватый), Yellow (желтый), и Key («ключевой» — черный). То есть эта модель состоит из трех основных цветов и черного, который позволяет создавать более темные оттенки.

А вот дальше все немного сложнее: CMYK — субтрактивная модель. Другими словами, цвета создаются путем поглощения или «вычитания» из видимого спектра световых волн определенной длины. В результате непоглощенные волны отражаются, и отраженный свет — это те цвета, которые мы видим.

Так, например, в рамках этой модели зеленый объект воспринимается в первую очередь не как зеленый, а как объект, поглощающий весь видимый спектр, кроме зеленого.

В качестве примера для сравнения выше представлено изображение, где цвета были созданы не посредством CMYK, а при помощи RGB-модели (red, green, blue — красный, зеленый, синий), которая используется в компьютерах, телевизорах и других электронных устройствах. В отличие от CMYK, RGB — аддитивная модель, то есть красные, зеленые и синие световые волны комбинируются для создания всех остальных цветов.

В то время как в CMYK-модели зеленый цвет — вторичный, в рамках RGB-модели это один из первичных цветов. Да и в целом цветовая палитра Google вызывает ощущение чего-то базового. Как кубики на картинке выше.

Итак, мы разобрали разницу между двумя основными цветовыми моделями ― CMKY и RGB. Двигаемся дальше.

Урок 2. Тон, светлота и насыщенность

Сайту какой компании принадлежит эта цветовая палитра?

А теперь опуститесь ниже, чтобы проверить свой ответ.

Twitter — отличный пример одноцветной схемы. Вместо того чтобы воспринимать серый, темно-синий и голубой в этой палитре как отдельные цвета, думайте о них, как о разновидностях одного и того же тона.

Итак, разберем основную терминологию параметров цвета:

Тон. Это то, что мы имеем в виду, говоря «цвет»; указывает на длину световой волны. Тон — ключевая характеристика цвета, то, что, например, отличает синий от красного или зеленого.

Светлота. Обозначает степень отличия цвета от белого или черного. Так, например, по параметру светлоты между собой отличаются темно- и светло-синий.

Насыщенность. Термин указывает на интенсивность определенного тона. При нулевой насыщенности любой цвет представляет из себя серый. Ненасыщенные цвета, как правило, мягче и тусклее своих насыщенных собратьев.

Итак, вернемся к Twitter: возьмем голубой в качестве отправной точки. Это наш основной тон. Использованный в кнопке справа темно-синий обладает теми же характеристиками тона, однако отличается меньшей светлотой и одновременно большей насыщенностью, в результате чего выделяется на фоне остальных. И это вполне логично: кнопка Tweet ― главная CTA-кнопка на странице.

Серый цвет иконки — тоже оттенок голубого, пусть и заметно менее насыщенный (около 20%).

Таким образом, цветовую палитру сайта Twitter можно назвать одноцветной. Все представленные цвета — фактически один и тот же тон и отличаются между собой лишь степенью светлоты и насыщенности.

Такая цветовая схема разительно отличается от многоцветной палитры Google, где все цвета первичные и отсутствует какой-то основной тон. Так почему же цветам страницы Google удается гармонично смотреться вместе? Дело в том, что все они имеют одинаково высокий уровень насыщенности.

Урок 3. Типы цветовых комбинаций

Итак, следующий ресурс вы вряд ли узнаете, но тем не менее он нам нужен.

Это страница компании UPS.

Если не угадали, ничего страшного: многие, вероятно, слышали об этой популярной в США курьерской компании, но мало кто из нас пользовался ее услугами. Так или иначе, основной цвет логотипа компании — коричневый. С одной стороны, может показаться неожиданным выбор серо-синего в качестве цвета верхней панели и других элементов, однако, нравится вам этот цвет или нет, поспорить с тем, что цветовая палитра сайта гармонична, не получится. Причина кроется в том, что основные цвета сайта (коричневый и серо-синий) — дополняют друг друга.

В рамках теории цвета взаимодополняющие, или комплементарные, цвета находятся на противоположных концах и максимально контрастируют между собой. Когда два цвета оказываются рядом в композиции, они создают ощущение гармонии, при этом как бы усиливая друг друга.

Однако, посмотрев на цветовой круг в поисках наглядного подтверждения вышесказанного, вы наверняка спросите: «А где тут коричневый?»

Дело в том, что коричневый — всего лишь оттенок красно-рыжего (который присутствует в круге), отличающийся более низким параметром светлоты. Таким образом, чтобы найти цвет, комплементарный коричневому, нужно просто отыскать красно-оранжевый. А на противоположном конце круга вы обнаружите искомый синий.

Конечно, пары взаимодополняющих цветов — не единственные приятные глазу комбинации. Существуют и другие. Кратко перечислим основные:

  • (Analogous Colors) — это цвета, находящиеся рядом на цветовом круге.
  • Триада цветов (Triadic colors) — три цвета, лежащие на окружности цветового круга на одинаковом друг от друга расстоянии.
  • Расщепленные дополняющие цвета (Split Complementary Colors) — основной цвет и два других, находящихся на равном расстоянии от комплементарного ему цвета.

Главный урок заключается в том, что ключевые параметры цвета (тон, насыщенность и т. д.) — не единственные факторы, определяющие восприятие этого цвета. Поняв соотношение и взаиморасположение различных цветов в рамках цветового круга, можно научиться создавать более гармоничные схемы.

Урок 4. Восприятие цвета — восприятие бренда

Итак, мы постепенно переходим к теме связи цвета и эмоций. В качестве примера возьмем сайт еще одной компании, занимающейся доставкой писем и грузов.

Речь идет о FedEx.

Здесь перед нами пример одноцветной палитры. И хотя речь идет о компании, предоставляющей такой же спектр услуг, что и UPS, цветовые схемы двух сайтов совершенно различны: в то время как в палитре UPS преобладают земляные тона, в случае с FedEx компания предпочла придерживаться более строгого, делового стиля. Вдобавок к одноцветности, придающей странице лаконичный вид, важную роль играет выбор фиолетового в качестве основного. Дело в том, что в природе он встречается редко, поэтому его присутствие придает композиции налет искусственности.

Запомните: цветовая палитра бренда может повлиять на то, как клиенты будут воспринимать бренд и какие чувства у них будут возникать. Так, например, фиолетовый, как правило, ассоциируется с авторитетом и утонченностью.

Урок 5. Проблемы взаимодополнения

Рассмотрим еще один пример, на этот раз — известный в США новостной ресурс.

Итак, это сайт газеты Huffington Post. И что в первую очередь бросается в глаза?

Да — сайт зеленый. И тут мы затронем тему психологии цвета. Дело в том, что зеленый ассоциируется у людей с балансом, гармонией и уверенностью — определенно, неплохой выбор для новостного сайта.

Между тем этот зеленый заметно более темный и ненасыщенный, чем на всех рассмотренных ранее примерах. А это значит, что он также ассоциируется с богатством и властью.

Красный — самый эмоционально заряженный из всех цветов, и он связан с чувствами страсти, любви, ненависти и так далее. Поэтому неудивительно, что когда вы бросаете взгляд на страницу, то первым делом обращаете внимание на красную кнопку, призывающую подключиться к видеотрансляции. Еще одна причина, по которой кнопка так заметна, состоит в том, что красный комплементарен зеленому — цвету всей остальной страницы.

Интересно, что, как правило, дизайнерам советуют избегать сочетаний красного и зеленого, несмотря на то, что это взаимодополняющие цвета. Во-первых, дело в том, что такое сочетание часто создает у пользователя… новогоднее настроение. И если лендинг или сайт никак не связан с новогодними праздниками, то стоит всячески избегать этих ложных ассоциаций.

Вторая причина, по которой не стоит полагаться на такой контраст, состоит в том, что люди, страдающие цветовой слепотой, а именно ее самой распространенной формой ― дейтеранопией (пониженной чувствительностью к оттенкам зеленого), просто не смогут разобрать, что у вас там изображено. Еще одна проблема, возникающая при использовании красного и зеленого: они «соперничают» между собой и, выступая на фоне друг друга, воспринимаются как более яркие.

Дизайнеры сайта Huffington Post учли эту особенность и, во-первых, использовали очень умеренное количество красного, а во-вторых, взяли более темный и ненасыщенный зеленый, на фоне которого красный стал смотреться лучше.

Урок 6. Насыщенность и первичные цвета

Итак, переходим к следующей палитре.

Она принадлежит новостному ресурсу BuzzFeed.

Первые слова и фразы, которые приходят в голову при виде палитры сайта, — «яркий», «насыщенный», «кричащий»; она как бы говорит: «Остановись и посмотри на меня!». Очевидно, задача такой палитры — привлечь внимание. А что же с точки зрения теории цвета?

Для начала отметим, что в палитре BuzzFeed, так же как и Google, используются первичные цвета: красный, желтый и синий. Однако, в отличие от поискового гиганта, они здесь более светлые и насыщенные. Также, если не брать в расчет черный (который фактически является не цветом, а его полным отсутствием — поглощением всех цветовых волн), можно сказать, что на странице BuzzFeed использована триадная цветовая палитра.

Как говорилось ранее, с точки зрения психологии красный — самый эмоционально-заряженный цвет, поэтому неудивительно, что в логотипе сайта использован теплый, ярко-рыжий оттенок, исполняющий ту же функцию: активизацию чувства волнения и возбуждения.

Желтый, еще один ключевой для палитры цвет, связан с энергичностью и чувством счастья. Кстати о счастье: ряд желтых кругов с черным текстом внутри, расположенных вверху страницы, вероятно, неслучайно напоминает серию смайлов.

Синий в цветовой гамме сайта предназначен исключительно для ссылок и CTA-кнопок, и это крайне умное решение. Так как он связан с чувством спокойствия и доверия, ссылки и кнопки выступают в качестве приглашения, как бы говоря пользователю: «Не беспокойся, тут все такое яркое и сумасшедшее, а нам ты можешь доверять. Не бойся — нажимай».

Урок 7. Ненасыщенные цвета

Итак, последний пример.

Даже если не узнаете палитру, сайт вы узнаете наверняка.

Скорее всего, угадать сайт по представленной выше цветовой схеме вам не удалось. И действительно: если посмотреть на страницу, то можно увидеть там еще много других оттенков, особенно на боковой панели. Однако мы рассмотрим верхнюю панель, откуда и взяты присутствующие в диаграмме красный и желто-телесный.

Сравнив представленную палитру с палитрой сайта BuzzFeed, можно увидеть, что в обоих случаях используются одни и те же тона, а именно: желтый красный и голубой. При этом о схожести дизайна не может быть и речи! После всех представленных выше примеров вы уже, наверное, можете сами объяснить причину, но все же давайте разберем по порядку.

Во-первых, так же как и в случае с Twitter, на странице используется несколько оттенков «фирменного» голубого цвета Facebook разной светлоты. Такой шаг позволяет расставить акценты, сохранив общее стилистическое единообразие.

Однако ключевым параметром здесь является насыщенность: все основные цвета страницы — желтый, красный и голубой — характеризуются равномерно низким уровнем насыщенности. В результате весь интерфейс создает ощущение спокойствия и расслабленности. То есть, в то время как интерфейс BuzzFeed возбуждает психику, страница Facebook создает атмосферу уюта и комфорта.

Продолжая сравнение, мы видим, что два сайта очевидно различаются и количественным соотношением основных цветов композиции: тогда как на BuzzFeed синий — цвет спокойствия ― используется лишь в виде мелких вкраплений, на сайте Facebook в нем выполнена вся верхняя панель, которая задет настроение всей странице.

В конечном итоге дизайн Facebook, где преобладает мягкая, ненасыщенная синяя палитра, вызывает желание сесть и расслабиться. Вероятно, именно поэтому среднестатистический американец ежедневно проводит на этой странице около 40 минут — похоже, палитра делает свое дело.

Заключение

Создавая лендинг, стоит принимать во внимание огромное количество параметров, среди которых цветовая палитра — один из главных.

Хорошо продумайте, какие эмоции и чувства должна вызывать ваша посадочная страница у пользователя и на какие действия она должна его побуждать; учитесь у лидеров, экспериментируйте. Ну и, конечно, самое главное — тестируйте, тестируйте и снова тестируйте!