Конспект познавательного занятия в средней группе «Знакомство с основными частями тела. НОД по познавательному развитию в средней группе «Руки, ноги и органы чувств

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело».

Тема: «Человек. Наше тело»

Цель :

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Человек. Наше тело».

Задачи:

Коррекционные:

  • Развитие языкового чутья.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  • Формирование навыка правильного словообразования и словоизменения.
  • Развитие фонематического восприятие.
  • Закрепление употребления в речи детей понятий «право»-«лево».
  • Расширение глагольного словаря.
  • Составление противительной конструкции с союзом «а».
  • Сформировать умение распространять предложения.
  • Развитие высших психических функций.

Образовательные:

  • Активизация словаря по теме «Человек. Наше тело».

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал
  • Развитие усидчивости, целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога.

Оборудование:

  • кукла, картинки частей тела, картинка Вани и Маши, картинки или предметы для развития понимания многозначности(ручка, нос, кисть).

Ход работы

I. Организационный момент.

Здравствуйте мальчики и девочки! Мы с вами уже знакомились с фруктами, с осенью, с деревьями, а сегодня познакомимся с самими собой. Удивлены? А давайте начнем! Слушайте внимательно и показывайте, что я называю.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

II. Основной этап.

Упражнение 1. Продолжи предложение.

  • У человека две…(руки, ноги, ноздри).
  • У человека на лице один… (нос, рот).
  • У человека два…(уха, глаза).
  • У человека много на голове…(волос).
  • У человека нет…(хвоста, копыт, лап).
  • У человека… (варианты детей).

Упражнение 2. Ваня и Маша.

Ваня сильно испачкался — он грязный.

Покажи и скажи, что у Вани грязное. (У Вани грязная голова. У Вани грязные волосы. У Вани грязные уши. У Вани грязная шея. У Вани грязный живот. У Вани грязная спина. У Вани грязные руки. У Вани грязные ноги.)

Таня уже вымылась. Она чистая.

Что у Тани чистое? (У Тани чистая голова. У Тани чистые волосы. И т.д.)

Физкультминутка:

Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.

«Пальчик с краешку большой
Самый толстый и смешной.
Это — указательный,
Строгий и внимательный.
Это пальчик средний,
Не первый, не последний.
Это — безымянный,
Неуклюжий и забавный.
Ну, а это наш мизинчик.
Он у всех у нас любимчик.

Упражнение 3. Отдай загадку- найди отгадку!

Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны догадаться, про что я говорю. Но! Будьте внимательны! Говорить отгадку не надо, а надо показать на себе.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Между двух светил
Я в середине один.
Не часы,
А тикает.
Пять братьев -
Годами равные.
Ростом разные.

Упражнение 4. Обычный- большой- маленький.

Ребята, когда Красная шапочка пришла к Бабушке, вместо нее уже лежал Серый волк. Помните, как Красная Шапочка удивилась: «Зачем тебе такие большие глаза?». Что ответил волк?

Давайте теперь с вами тоже поудивляемся: не глаза, а глазищи; не нос, а носище; не ноги, а ножищи; не руки, а ручищи.

А теперь представим маленького ребеночка (демонстрация пупсика): у нас нос, а у него носик; у нас рот, а у него ротик; у нас брови, а у него бровки; у нас лоб, а у него лобик и т.д.

Упражнение 5. Слово одно, а значений много.

Упражнение 6. Правильно- хлопай, неправильно- топай.

Ребята, вы будете сейчас исправлять мои ошибки. Иногда я буду говорить одно, а делать другое. Когда правильно делаю и говорю- хлопайте, неправильно- топайте.

Я подняла левую руку.

Я спрятала за спину правую руку.

Упражнение 7. Работа с текстом.

Глупый спор.

Поспорили две руки между собой: кто больше работы делает? Одна другой говорит: «Я нужнее, потому что ложку держу, когда человек ест, и карандашом рисовать умею», а другая отвечает: «Суп-то человек с хлебом ест, я его хлебом кормлю, а когда ты рисуешь, я листок придерживаю».

Услышали ноги спор, и стало им смешно: « Подумаешь, какие важные! Мы нужнее, потому что ходим и бегаем, а еще плавать помогаем человеку и педали на велосипеде крутим».

А туловище возмутилось: «Я человеку нужнее! Сердце во мне работает, желудок переваривает пищу и кровь насыщает!»

Умная голова человека слушает и думает про себя: «Глупый спор! Все части тела человеку необходимы, поэтому-то он ими и пользуется и бережет их».

Обсуждение текста:

  • Кто победил в споре?
  • Правда, что голова умно поступила?
  • Почему?
  • Зачем нужна человеку голова?
  • Туловище?
  • Ноги?
  • Руки?

III. Подведение итогов.

Детишки, а чтобы быть красивым и сильным, что надо делать? Ответы детей.

Я вам желаю быть здоровыми, крепкими, красивыми и дарю вам раскраски: мальчикам – богатырей, девочкам- царевну (узнали из какой сказки?), а на обратной стороне листа дома нарисуйте себя, кто каким хочет стать, когда вырастет. До свидания!

Использованные источники:

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. — 120 с.
  • Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32 с.
  • Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе/ А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232 с.
  • Пальчиковая гимнастика приведена Натальей Куцепаловой в группе «Речецветик».

Елена Чепурная
НОД по познавательному развитию в средней группе по теме «Части тела человека»

Тема : «Тело человека » .

Программное содержание :

1. Формировать представление о строении человеческого тела , его органах, их назначении.

2. Развивать умение детей слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

3. Воспитывать бережное отношение к себе и другим детям.

4 Уточнить представление о том, что нужно для сохранения здоровья.

5 .Формировать знания о правилах дорожного движения.

Ход занятия:

Здравствуйте.

А что означает это слово? Что мы хотим сказать другому человеку , когда говорим его? (Высказывания детей.)

А вы знаете значения слова «здравствуйте» , знают ли они, как приветствуют друг друга военные? «Здравия желаю» - что означают эти слова, похожие на слово «здравствуйте» ? Таким образом дети сами находят ответ.

Давайте мы с вами пожелаем здравия нашим гостям.

К нам в гости шла подружка наша Пеппи – длинный чулок. Но её сбила машина и она распалась на части тела . Ребята, а почему её сбила машина? (ответы детей)

А как ей помочь? (ответы детей) .

Я приглашаю вас за этот стол, и помогите Пеппи.

А из каких частей тела состоит человек ? (ответы детей)

Уточнить у детей, которые мало активны.

Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи. (ответы детей)

Я приглашаю вас в наш кинозал и посмотреть презентацию о нашем теле.

Из каких помощников, частей тела состоит человек ? (Ответы детей)

Посмотрите на голову, лицо человека .

Какие помощники у нас есть на лице, голове которые помогают нам в жизни? (Ответы детей.)

А для чего нужны нам глаза? (Чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды, все что нас окружает).

Воспитатель приглашает детей в кинозал и посмотреть гимнастику для глаз.

Для чего нам нужен нос? (Чтобы улавливать запахи, дышать) .

Для чего нужен рот? (Чтобы есть, дышать, говорить) .

Для чего нужны уши? (Чтобы слышать, как говорят люди, поют птицы, звучит музыка) .

Давайте встанем на ножки и отдохнем.

Руки выше поднимите,

В кулачки слегка сожмите

Разверните их как крылья

И вперед, чтоб ровно были

А теперь их, опустите.

Какой частью тела мы выполняли движения? (Ответы детей.)

Для чего нужны руки? (Чтобы брать предметы, рисовать, играть) .

Я приглашаю вас подойти к моей экспериментальной площадке.

Экспериментальная работа.

Д/И «Нарисуй без рук» – детям дается фломастер, руки убирают за спину, рисуют любым способом без использования рук.

Д/И «Отрежь, не глядя» – на веревке привязаны игрушки на ниточках, дети с завязанными глазами пытаются отрезать игрушку;

А сейчас разделитись и пройдите к столам, которые вам нравятся.

1 стол : (на нём находятся продукты) Д/Игра «Узнай по запаху» .

Вы должны с завязанными глазами определить по запаху, что находится на тарелках.

2 стол : (на нём находятся стаканы с жидкостями) "Что это вы мне подсунули?" игра на определение вкуса!

Воспитатель предлагает детям попробовать жидкости и определить, что в стаканчиках.

Орган вкуса - это язык. Он поделен на вкусовые зоны, которые определяют вкус пищи : сладкий, соленый, кислый и горький. Этим занимаются сосочки языка. Их можно расмотреть при хорошем освещении.

Д/И "Что ты сказал?"

Язык не только распознает вкус пищи , но и помогает нам говорить. Попросите ребенка произнести любую фразу, но постараться не пользоваться при этом языком! Это очень смешно, поверьте!

Д/И «Помощник»

А еще язык, помогает переворачивать во рту пищу. За отлично проведенные опыты, детей угощают карамелькой, чтоб попробовали съесть ее без языка!

Воспитатель : скажите, сложно было выполнять задания?

(Ответы детей)

А теперь мы с вами покидаем нашу экспериментальную площадку и проходим на коврик.

Мы забыли еще про одну часть тела .

Какую? (Ноги) .

Для чего нам нужны ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать) .

Давайте потренируем ваши ножки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд :

Он подпрыгнул 10 раз.

А что было бы, если бы у нас не было рук, ног, пальцев рук? Попробуйте что-нибудь сделать.

Потрогать у друга за нос без рук, или прыгнуть на месте без ног Не получается? А это ребята значит, чтобы наши ручки и ножки нам всегда помогали за ними нужно ухаживать. А как?

Расскажите-ка? Нужно беречь тело, а чтобы точно знать, как и не забывать, поиграем в игру, я буду говорить, что делать, а вы показывать. (как правильно мыть руки, лицо, а как дома моемся в ванной, хорошенько тремся мочалкой, как чистим зубки). А кроме этого еще нужно правильно питаться, есть молочные продукты – запеканку, молочко пить, гулять на улице, на свежем воздухе, а самое главное – это каждое утро делать что? (зарядку) .

И я снова вас приглашаю в наш кинозал. Презентация «Здоровый образ жизни» . 2 мин.

Сейчас мы пойдем по протоптанной дорожке. Наступая на следы, надо каждый раз называть ногу, которую ставишь на след. Левая, правая, левая, правая.

4. Воспитатель собирает детей около себя.

Посмотрите друг на друга. У всех есть голова, туловище, две руки, две ноги?

Выходит мы все одинаковые?

Чем вы не похожи? (Есть мальчики и девочки.)

Воспитатель просит девочек встать около высокого стула, а мальчиков -

возле низкого.

Что еще у вас разное? Рост, цвет волос, глаз, вы по-разному одеты.

Но, несмотря на то, что вы такие разные, вас можно назвать одним

словом. Каким? (Дети, люди.)

Давайте будем любить своих помощников, и учится оберегать их от грязи, болезней и ушибов как это произошло с нашей подружкой Пеппи, давайте ей пожелаем не попадать под машину.

А что для этого нужно? (ответы детей) .

А какие правила дорожного движения вы знаете?

А где мы с вами были?

Чем занимались?

Кому помогали?

Какие были трудности? Затруднения?

Как вы справились?

Мы сегодня с вами во многие игры поиграли, а сейчас давайте еще раз посмотрим на апельсин, почувствуем запах апельсина и почувствуем вкус.

Воспитатель : мы сегодня узнали с вами много полезного и интересного о наших незаменимых помощниках. Предлагаю вам после сна нарисовать человечка с его помощниками , но делать мы будем это с вами необычно.

Задание «Нарисуй человечка »

Воспитатель : я приготовила вот такой большой лист бумаги, сейчас на него ляжет один из вас, мы обрисуем его контур. А потом все вместе дорисуем наших помощников : глаза, уши и т. д.

Цели:

Расширить и систематизировать знания детей о внешнем строении своего организма.
Активизировать словарь детей по теме «Части тела и лица».
Научить детей выполнять оздоровительный самомассаж ушей.
Упражнять в употреблении глаголов.
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Развивать мелкую и общую моторику, мышление.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование:

Картинки с изображением разных этапов жизни человека (младенец, ребенок, взрослый, старик).
Картинки с изображением фигурок человека в разных позах.
Листы бумаги, простой карандаш, гуашь, салфетки.

Ход занятия:

Все люди разные. Каждый из вас единственный и неповторимый. И нигде на всей нашей огромной земле не найдется точно такого же мальчика или девочки.

Но есть и много общего у нас с вами:

Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

Чтение стихотворения сопровождается показом называемых частей тела.

Как устроено наше тело?

Наше тело устроено так: сверху - голова, затем шея и туловище.
У туловища есть верхние конечности - ноги и нижние конечности - ноги.

Упражнение «Выполни задание»

Положи руки на голову.
Поверти шеей в разные стороны.
Помаши верхними конечностями.
Потопай нижними конечностями.
Наклони свое туловище влево, вправо.

Какими возможностями обладает тело человека?

Когда вы родились и были младенцами, ваше тело было непослушным: вы не умели сидеть, стоять, ходить. Вы не могли даже взять в руки игрушку. Но вы росли и становились старше, из беспомощных младенцев превратились в сильных и умелых детей. Когда вы станете взрослыми, то будете уметь еще больше. А к старости тело как бы изнашивается и снова становится слабым. Старикам тяжело долго стоять и носить тяжести. Вот почему мы уступаем им место в транспорте и помогаем носить сумки.

Рассказ сопровождается показом картинок с изображением разных этапов жизни человека (младенец, ребенок, взрослый, старик).

Сейчас ваше тело подвижное, гибкое, послушное, ведь человек способен управлять своим телом. Мы можем заставить свое тело стоять или бежать, рисовать, смотреть и выполнять еще много-много других действий.

Дидактическое упражнение «Назови слово, обозначающее действие»

Дети называют глаголы. При затруднении воспитатель задает вопросы: «Что умеют твои руки?», «Что ты можешь сделать ногами?», «Что умеет голова?».

Динамическая пауза

Под музыку вы будете двигаться по группе. Когда музыка перестанет звучать, я покажу вам картинку, на которой нарисован человек в определенной позе. Вы должны принять такую же позу.

Как сохранить сильное и здоровое тело надолго?

Как долго наше тело прослужит нам и будет молодым и здоровым зависит только от нас. А что для этого нужно делать?
Заниматься физкультурой, есть полезную пищу, дышать свежим воздухом, быть чистым и опрятным, вовремя ложиться спать.
А вот если не беречь свое тело, оно быстро состариться, станет слабым и больным. Чего нельзя делать со своим телом?
Кушать вредную пищу, мало двигаться, редко мыться и быть грязным, курить, мало спать.

Самомассаж ушей

Чтобы ушки не болели,
Разомнем мы их скорее:
Вот сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем.
Козелок мы разомнем,
По уху пальчиком ведем.
И ладошкой прижимаем,
Сильно-сильно растираем.

Пальчиковая гимнастика «О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –
И правая, и левая!
(показываем направление то правой, то левой рукой)

В носу умеют ковырять –
И правая, и левая!
(имитируем ковыряние в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть!
(затыкаем уши)

С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая!
(обхватываем себя руками – «обнимаем»)

Изобразительная деятельность «Наши ладошки»

Дети обводят свою левую ладонь карандашом. Затем обмакивают в краску подушечки пальцев и оставляют отпечатки пальцев в верхней части нарисованных пальцев.

Отгадай загадку

Кто что вкусное принёс -
Всё учует детский... (нос)

Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий... (глаз)

Жар быстрее сбить вам чтоб,
Положите лёд на... (лоб)

В кране нам журчит водица:
«Мойте чище ваши...» (лица)

Головой верти сильнее -
Быть без дела скучно... (шее)

Назовите орган слуха.
Дружно, хором! Это - ... (ухо)

Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы... (рот)

Вы, ребята, на пороге
Вытирайте чище... (ноги)

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши... (руки)

Первым пробовать привык
Угощенья все... (язык)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетичкскому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы

«Тело человека»

Технологии: здоровье сберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии

Александровой Виктории Владимировны

2014 год

«Тело человека».

Цель: - Уточнение представлений о частях тела человека и знакомство с понятием «органы чувств».

Задачи:

  1. Расширять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека;
  2. Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
  3. Учить определять схожесть и различие между людьми;
  4. Дать понятие «органы чувств», для чего они предназначены и за что отвечают;
  5. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы игрового взаимодействия;
  6. Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
  7. Развитие связной монологической речи, через составление описательных рассказов;
  8. Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  9. Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
  10. Развивать умение использовать вежливые формы общения, как с взрослыми, так и со сверстниками;
  11. Закрепить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
  12. Содействовать гармоничному физическому развитию детей, способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.

Материалы:

  • - Куклы, изображающие разный возраст.
  • - Фотографии детей разного возраста, начиная с рождения.
  • - Изображения частей тела и органов чувств

Предварительная работа:

  • - Чтение сказки «Мойдодыр».
  • - Просмотр одноимённого мультфильма
  • - Сюжетно-ролевая игра «Доктор».
  • - Вспомнить потешки по культурно-гигиеническим навыкам.

Интеграция образовательных областей :

  • - Социально-коммуникативное развитие
  • - Познавательное развитие
  • - Речевое развитие
  • - Физическое развитие

Ход:

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша и привела с собой своих подруг. Посмотрите, какие они красивые и разные. Давайте внимательно рассмотрим их и попробуем описать. Вот наша Маша! Какая она?

Ответы детей…

Воспитатель: - А вот посмотрите, это её подруга кукла Иришка-малышка. Давайте попробуем её описать. Какие у Иришки глазки, ручки, ножки, волосы. На кого она похожа?

Ответы детей…

Воспитатель: - Молодцы! А теперь мы познакомимся с куклой Мариной. Смотрите, какая она красивая! Кто попробует рассказать нам про Марину?

Далее педагог обращает внимание детей на то, что все куклы разные. У них разный рост, цвет волос, цвет глаз. Что одна из кукол похожа на малыша (Иришка), другая на девочку (Маша), а третья на взрослого человека (Марина).

Воспитатель предлагает детям определить, чем же всё-таки похожи все эти куклы, постепенно подводя детей к выводу, что у них всех одни и те же части тела.

Воспитатель: - Давайте теперь посадим наших гостей и посмотрим друг на друга. Соня, Варя, Даша, Настя – это … (ответ детей…) , а Я, Наталя Александровна, Наталья Юрьевна – это … (ответ детей…) , а Гоша, Боря, Максим – это … (ответ детей…) .

Молодцы! А все вместе мы люди. Мы с вами все разные, но у нас у всех одинаковые части тела

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди у друга».

Воспитатель: - Сейчас я вам буду показывать картинку, а вы будете искать то, что изображенона картинке у своего друга.

(проводится дидактическая игра «Найди друга»)

Молодцы! Давайте теперь расскажем нашим гостьям, для чего нам нужны ноги? Что можно ими делать, во что играть?

Ответы детей …

Воспитатель: - А что можно делать руками?

Ответы детей…

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, почему руки называют – «первыми помощниками»?

Ответы детей…

Воспитатель: - Молодцы! Вы всё правильно сказали. Давайте теперь немного поиграем с нашими помощниками.

«Замок».

На дверях висит замок

Никто его открыть не смог!

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

А потом его открыли.

«Лошадка».

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву,

Я травкой накормлю коня,

Вот, сколько пальцев у меня.

Воспитатель: - Замечательно! Вспомните, пожалуйста, что ещё вы называли общего, когда сравнивали наших гостей и себя?

Ответы детей…

Воспитатель: - Правильно, это ушки, глазки, носик, ротик. А для чего они нужны любому человеку, в любом возрасте?

Ответы детей…

Воспитатель: - Верно, вы все правильно сказали, а иначе: нос, рот, уши, глаза называют – органами чувств, и они помогают нам воспринимать окружающий нас мир.

Далее педагог показывает картинку с изображением того или иного органа чувств и объясняет для чего он необходим (рот – орган вкуса, нос – орган обоняния (запаха), глаза – орган зрения, ухо – орган слуха.)

Затем воспитатель предлагает детям закрыть один из органов чувств или другой, подводя их к выводу: что человеку в любом возрасте необходимы все органы чувств.

Воспитатель: - Давайте вспомним потешку про органы чувств.

«Водичка – водичка».

Водичка – водичка, умой моё личико,

Чтобы блестели, чтобы щёчки розовели,

Чтоб улыбался роток и кусался зубок.

Воспитатель: - Молодцы! Мы с вами давно знаем эту потешку, с раннего детства. А теперь давайте вместе с вами попробуем разложить эти фотографии по порядку.

Педагог совместно с детьми выкладывает фотографии, обращая внимание детей на то, как изменяется рост и развитие ребёнка, и побуждает детей к выводу: « Чтобы вырасти большим, сильным и здоровым необходимо хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своём здоровье»!

Затем дети прощаются со своими гостями, желая им здоровья, и обещают, что вырастут сильными и здоровыми.


Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Части тела». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Части тела»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Расширять и активизировать глагольный словарь по лексической теме «Части тела».
  2. Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных.
  3. Закреплять умение практические употреблять в речи предлог –на.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Учить названия основных частей тела, их функции, различать правую — левую руку и ногу.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование:

  • картинки с изображением частей тела, кукла, зеркало.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Логопед просит детей сесть полукругом и поздороваться друг с другом, кивая головой.

2. Вводно — организационный

К нам в гости пришла кукла. Поздоровайтесь с куклой и послушайте, какое стихотворение она вам прочитает:

Это руки – хлоп, хлоп.
Это ноги – топ, топ.
Там спина, тут живот,
Наверху голова.
Это шея у меня.
Полюбуйтесь – это Я.

3. Мотивация на деятельность

Педагог просит детей посмотреть в зеркало и показать те части, про которые рассказала кукла (руки, ноги, спина, живот, голова, шея)

Все, что мы сейчас назвали и показали, называется – части тела. Сегодня мы свами поговорим о частях нашего тела.

4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

Д/и «Покажи и назови»

Педагог просит детей показать и назвать у куклы:

Где голова? (Вот голова).
- Где шея?
- Где рука?
- Где нога?
- Где спина?
- Где живот?

Д/и «Один-много»

Педагог называет существительное, обозначающее одну часть тела, дети образуют форму множественного числа существительного. (На примере 2 кукол).

Д/и «Что, где находится?»

Логопед спрашивает у детей:

Что есть у вас на голове? (На голове волосы, глаза, уши и т.д.)

Что на руке?

Что на ноге?

Что на туловище?

5. Динамическая пауза

Где же, где же наши руки?
Где же наши руки? (дети прячут руки за спину)
Вот, вот наши руки. Вот наши руки. (показывают руки и делают фонарики)
Где же, где же наши ноги. Где же наши ноги?
Вот, вот наши ноги. Вот наши ноги. (топают ногами)
Где же, где же наши дети?
Где же наши дети? (дети закрывают лицо руками)
Вот, вот наши дети Вот наши дети. (дети хлопают в ладоши)

6. Знакомство с новым материалом

Д/и «Наоборот»

Логопед предлагает детям потрогать мел и посмотреть, какие у них руки. У меня руки чистые, а у вас? (грязные)

Опустить руки в воду. У меня руки сухие, а у вас? (мокрые)

Положить руки на грелку. У меня руки холодные, а у вас? (горячие)

7. Практическая деятельность

Д/и «Чего нет у куклы?»

Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой нарисованы отдельные части тела, педагог спрашивает:

Что забыл нарисовать художник у куклы? (У куклы нет руки. У куклы нет волос. И т.д.)

8. Открытый выход из деятельности

Молодцы, ребята, мы сегодня говорили о частях тела. Всех, кто хорошо занимался, я поглажу по головке.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед