Конспект занятия по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «На помощь к жителям сказочного леса
Речь - основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности.
Цель занятий
Речевое развитие в старшей группе направлено в первую очередь на совершенствование уже имеющихся знаний и умений детей, которым в скором времени предстоит отправиться в школу. К шестому году жизни ребенок должен уметь:
- употреблять около 2-3 тыс. слов;
- грамотно строить предложения, используя все части речи;
- рассуждать, высказывать свое мнение;
- знать устойчивые фразы и выражения;
- объяснять значение слов.
Занятия способствуют формированию необходимых для данного возраста знаний и умений, обогащают словарный запас дошкольника, обучают правильной форме общения. Ребенок, который свободно и хорошо разговаривает, имеет возможность высказываться и поддерживать интересный диалог, что положительно сказывается на интеллекте, логике и фантазии маленького человечка. Методики, направленные на развитие речи в старшей группе, подбираются в соответствии с возрастными особенностями дошколят.
Методы развития речи
Основными этапами совершенствования детской речи является обучение, коррекция и воспитание. Работа воспитателей в детском саду включает в себя такие моменты, как:
- обучение ;
- работа над произношением сложных слов и отдельных звуков;
- исправление речевых дефектов;
- развитие выразительности;
- обучение правильному эмоциональному окрасу речи.
Развитие речи в старшей группе в большей степени носит развлекательный характер, так как дошкольники лучше усваивают информацию, подающуюся в игровой форме. Игры, викторины, песни и сказки участвуют в формировании и совершенствовании необходимых речевых навыков детей. Интеллектуальные задания должны гармонично сменяться физической активностью - танцами, зарядками, активными играми. Освобождение от лишней энергии способствует еще более успешным результатам.
ФГОС для дошкольников
Образование детей дошкольного возраста - важное условие для дальнейшего успешного развития каждого ребенка. Значение совершенствования речевых навыков воспитанников детского сада подчеркивается который вступил в силу в России не так давно, но уже используется в каждой обучающей программе, в том числе и в работе с дошкольниками.
Развитие речи в старшей группе по ФГОС включает в себя следующие задачи:
- обогащение словарного запаса;
- умение использование речи как средство культуры и общения;
- знакомство с литературой, ее жанрами;
- развитие (правильная расстановка ударений в словах, выразительная речь);
- формирование возможностей речевого творчества.
Важной целью в образовательной системе является прививание ребенку любви к литературе и формирование потребности в чтении. Подобные навыки способствуют развитию интеллекта дошкольника и грамотности, что положительно влияет на уровень обучения в дальнейшем.
Развитие речи в старшей группе: занятия и их структура
Для получения максимальной результативности от занятий, опытными педагогами разработано множество различных программ и методик. Для того чтобы дети не переутомились и не скучали во время обучения, существует определенная структура занятий. Она часто рекомендуется для проведения занятий, направленных на развитие речи в старшей группе.
- Привлечение детей. Вхождение в процесс занятий должно быть интересным и увлекательным для неусидчивых детей. Дошкольники любопытны и игривы, поэтому приглашение ребят поучаствовать в сказке станет лучшим решением.
- Выполнение заданий. Пока дети максимально сконцентрированы, проводится основной этап обучения.
- Игровая пауза. Во время перерыва следует позволить детям избавиться от энергии. Это может быть танец, ролевая игра, выполнение заданий, требующих физической активности.
- Сказка. Прочтение сказки, ее обсуждение, обыгрывание и выполнение различных заданий способствует не только совершенствованию речи, но и формированию социальных и нравственных понятий у детей.
- Отдых. Заключительная беседа.
Рекомендуется тематическое разнообразие заданий, которые могут быть основываться на сказках или других источниках. Предпочтительны сезонные тематики, направленные на развитие речи в старшей группе: «Осень, здравствуй!», «Как я проведу лету», «Зимние развлечения».
Введение в обучающий процесс
Для организации детей и привлечения их внимания необходимо организовать интересную, но простую комбинацию фраз и упражнений. Можно собрать дошкольников в круг и организовать
- На счет от одного до пяти дети попеременно сгибают пальчики («будем дружно мы играть» ).
- При обратном счете кулак разжимается - три, два, раз («ждут новые знания нас» ).
После игры детей ознакомляют с предстоящей тематикой занятий, будь то изучение профессий, знакомство с природой или сказочный мир. Рекомендуется провести краткую беседу, относящуюся к теме. В разговор необходимо вовлекать всех детей при помощи вспомогательных вопросов и индивидуальных приглашений робких участников к диалогу.
Развитие мимики и интонации
Основные упражнения зависят от выбранной тематики занятия. В процесс следует включить задания на развитие выразительности и мимики. Ниже приведен пример основного этапа.
Развитие речи в старшей группе на тему: «Осень, здравствуй!».
- Воспитатель приглашает дошколят поприветствовать осень: «Мы тебя так ждали, осень».
- Дети повторяют предложения, ставя ударение на первое слово.
- Затем приветствие повторяется, но акцент уделяется второму слову.
- Фраза озвучивается с ударением на следующее слово и так далее.
Воспитатель придумывает новое предложение: «Осень пришла на смену лету». Дети должны повторить высказывание разными интонациями - весело, разочаровано, обиженно, злобно. Следует хвалить и подбадривать воспитанников во время игры.
Игры
Даже те занятия, которые направлены только на развитие речи, в старшей группе рекомендуется разбавлять игрой, требующей физической активности. Желательно, чтобы она вписывалась в общее настроение урока, соответствовала тематике и в ней использовались игровые атрибуты. Если занятие посвящено осенней поре, можно задать дошкольникам следующие задания:
- перепрыгивать через лужи (картонные овалы, например);
- подкидывать бумажную листву;
- убежать от дождика, который сыграет один из воспитанников;
- показать птичек, которые улетают в теплые края.
Здорово, если дети сами будут предлагать идеи для развлечения, предлагая варианты тех развлечений и занятий, что ассоциируются с выбранным временем года.
Задания
Данный этап посвящен литературным произведениям и творчеству. Воспитатель может прочитать сказку, историю или стихотворение, посвященное выбранной для урока тематике. После прочтения необходимо задействовать фантазию и воображение дошкольников. Дети могут сами придумать, чем закончилась история, предложив свои варианты. Можно устроить викторину, ответы на которую встречались в произведении.
Предпочтительно использование дополнительных атрибутов, которые подготавливаются заранее. С их помощью воспитанники смогут обыграть прочитанную историю. К примеру, педагог рассказала ребятам сказку о ежике, который запасался продуктами на зиму. Воспитатель предлагает вниманию детей большую корзину, в которой лежат различные предметы. Что возьмет лесной зверек: яблоки, грибы или, быть может, мячик?
Окончание занятий
В конце урока подводятся итоги, где дошкольникам предоставляется возможность проанализировать полученную информацию. Воспитатель спрашивает у детей о том, чему было посвящено занятие, что нового и интересного ребята узнали. Важно похвалить дошколят, это подбодрит их и стимулирует на активное участие во время уроков в дальнейшем.
Маленькое напоминание о прошедшем занятии в виде подарка особенно обрадует детей. Это может быть наклейка, вкусная конфета или другой приятный бонус. Ребятам можно дать интересное домашнее задание - нарисовать рисунок, посвященный пройденной теме или выучить стих.
Тема: Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведениям С. Михалкова «Бараны», К. Тангрыкулиева «Петухи», Е. Благининой «Подарок»),
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.
Ход занятия
Воспитатель говорит, что все дети любят слушать сказки, рассказы, истории, басни, стихи.
Всегда ли в литературных произведениях героями являются люди? (Нет.)
Кто еще может быть героями сказок, рассказов, стихов? (Животные, птицы, насекомые, различные предметы и т. д.)
Часто в сказках и стихах действуют не люди, а звери, думающие, разговаривающие и поступающие, как люди. Так, когда хотят сказать, что человек трусливый, говорят, что он всего боится, как заяц. Лисе приписывают такие человеческие качества, как хитрость, коварство.
С кем можно сравнить человека, когда хотят показать, что он злой, жадный? (С волком.)
Болтливого человека сравнивают с сорокой; глупого человека, который гордится своим умом, сравнивают с вороной; мудрого и рассудительного сравнивают с совой.
А с кем можно сравнить упрямого человека? (С бараном, ослом...)
- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны» и подумайте, каких людей можно сравнить с этими героями.
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти —
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Ме-е-е!
Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами.
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Из-за чего возник спор у баранов?
Кто из баранов победил?
Что помешало баранам договориться друг с другом? (Глупость, упрямство, гордыня.)
Был ли у баранов выход из этой ситуации? Как надо было поступить?
Случалась ли такая ситуация когда-нибудь у вас в жизни?
Как поступали вы?
Как следует поступать в конфликтных ситуациях в игре?
Есть несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный:
1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал: «Мама!»
2. Следует громко заплакать и позвать взрослых.
3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их.
4. Предложить играть вместе всеми игрушками.
Ребята, вспомните, был ли в вашей жизни случай, когда вы не стали спорить, а уступили другому ради дружбы. Это было трудно сделать? (Ответы детей).
А потом было радостно или грустно на душе? (Ответы детей).
Правильно, уступать, порой, очень трудно, но всегда очень радостно, потому что это делается ради любви к своему другу.
Бараны всегда отличаются упрямством. А чем отличаются петухи? (Драчливостью.)
- Послушайте стихотворение К. Тангрыкулиева «Петухи», что с ними произошло однажды и как они вышли из конфликтной ситуации.
Два петуха издалека
Увидели зерно.
К нему рванулись петухи,
А зернышко - одно.
Одна крупинка на двоих,
Раздорам нет конца.
Лишь честный бой рассудит их -
Решили два бойца.
Краснеют гордо гребешки,
Стоят два петуха,
Два клюва - только прикажи,
Посыплется труха.
Пока не остывает пыл,
Кидайся напрямик!
Но петухов остановил
Какой-то шум и крик.
Глазам своим два петуха
Поверить не могли:
Мальчишки, словно петухи,
Катаются в пыли.
Никак мириться не хотят
Два вздорных драчуна.
И пуговицы в пыль летят,
И бровь рассечена.
А ссора - из-за чепухи:
Словечко лишь одно...
Подобной драки петухи
Не видели давно.
И петушиный пыл потух
Перед двумя детьми,
И петуху сказал петух:
«Зерно твое, возьми!»
Ведь драка из-за пустяков
Со стороны смешна,
Совсем как битва петухов
Из-за того зерна!
Из-за чего произошел спор у петухов?
Что остановило петушиный бой?
Из-за чего произошел спор у мальчиков?
Почему петухи решили остановить битву?
Как об этом говорится в стихотворении? (Ведь драка из-за пустяков со стороны смешна...)
В таких случаях говорят в народе: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Про умных девочек и написала стихотворение «Подарок» Е. Благинина.
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Любимая была,
И все-таки подружке
Игрушку отдала.
Вам понравились девочки?
Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (Добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная...)
Как вы думаете, а ее подружка сможет поступить так же? (Ответы детей).
А вы как бы относились к доброй щедрой девочке? (Ответы детей).
Как вы думаете, крепкая ли дружба у двух девочек?
Вы хотели бы так дружить?
Что для этого надо делать? (Учиться уступать друг другу, не быть жадным, прислушиваться к мнению своего друга, делиться игрушками, беречь дружбу...)
Описание : Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «В стране сказок». Данный материал будет полезен воспитателям старших дошкольников, а также для студентов педагогических колледжей. Это конспект занятия по развитию речи направленного на воспитание интереса детей к сказкам и театрально-игровой деятельности.
Занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В стране сказок»
Программное содержание : Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Демонстрационный материал: Пано для составления сказки «Заюшкина избушка, карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных, дидактическое пособие - кубик со сказками, макет телевизора, элементы костюма сказочницы, куклы театра на косынке и куклы театра на верёвках.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?
Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.
Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).
Для чего они вам? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся отгадать поможет загадка.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)
Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок. 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник и сказочный сарафан-фартук)
Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, может быть, вы поможете мне их расколдовать?
Дети: Да, поможем.
Вот первое задание: Это мой кубик со сказками, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в этом кубике.
Первая сказка прячется под цифрой 1, слушайте мой вопрос: В какой сказке «сидит девочка в корзинке, у кого-то за спиной» (Маша и медведь) или
Вторая сказка под цифрой 2
Отгадайте сказку по загадке:
«Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Следующая сказка под цифрой 3
Надо узнать из какой сказки этот отрывок (любой отрывок из сказки Гуси-лебеди)
Ну молодцы.
А остальные сказки вы отгадаете, если развяжите узелки сказочного клубочка. Надо отгадать какие сказки свернулись в клубок:
«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла, яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
Спасибо помогли вы мне расколдовать мой сказочный клубок. Но это ещё не всё. Есть у меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.
Работа с карточками (словообразование):
Гребешок петуха - петушиный, лапы медведя - медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.
Так какая же сказка заколдована в моём телевизоре?
Дети: «Заюшкина избушка».
А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая)
Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка? Дети: У зайчика была лубяная избушка.
А, что значит лубяная? (деревянная)
А у лисы какая избушка?
А, что случилось с зайчиком в этой сказке?
(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)
А кто помог зайке в его беде?
(собака, медведь и петушок)
Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)
Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)
А какие слова он говорил? (несу косу на плечи, хочу лису посечи)
А теперь давайте с вами поиграем
Пальчиковая игра в парах «Заюшкина избушка»
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку. А теперь хотите её увидеть и сами показать? Есть у меня куклы и вы сейчас будете артистами, а кто-то из вас будет зрителем (по желанию детей). Дети-артисты выбирают по желанию кукол на косынке, кукол на верёвках из театра)
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Сказочница:
Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, показали.
Артисты, зрители-все были хороши
Похлопаем друг другу от души!
Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.
Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти книжки самоделки с разными куклами для настольного театра. Ещё хочу наградить вас медалями за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать все мои сказки, большое вам спасибо. Ну а теперь вам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Отгадай предмет»
Интеграция образовательных областей:Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи.
Образовательные.
- Закрепить навыки описания картинки
- Совершенствовать произношение звуков в скороговорках.
- Тренировать умение обобщения и классификации.
- Знакомить с процессом производства хлеба.
- Упражнять детей в умении подбирать рисунок для создания цельной картинки;
- Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.
- Развивать мелкую моторику рук и движений.
- Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существи-тельным.
Развивающие.
- Развивать у детей мышление, память, внимание.
Воспитательные.
Воспитывать сочуствие, эмпатию, умение заботиться о тех, кто обращается с просьбой и приходить на помощь. Прививать уважение к труду людей и осознание ценности хлеба. Учить отвечать четко и грамотно на поставлен-ный вопрос, давать полный ответ.
Материал
: Коврограф Воскобовича, пособие Фиолетовый лес, баночки с номерами и заданиями, картинки тематические с изображением разных этапов производства хлеба, коврики и заплатки, картинка со сказочным сюжетом.
Предварительная работа:
заучивание скороговорок, физминутки; дидактические игры.
Ход занятия.
Орг. Момент. Приветствие.В группу входит воспитатель с куклой Би-ба-бо Белоснежка, кукла горько плачет.
Воспитатель: Какой необычный у нас сегодня гость, кажется, у этой милой девочки случилось несчастье.
Кукла: Здравствуйте, друзья! Меня зовут Белоснежка! У меня на самом деле случилось несчастье. От весны до осени я трудилась не покладая рук, а потом появился злой волшебник, и отобрал то, над чем я так долго старалась!!! Видите эту пустую корзинку? Раньше в ней лежало что-то очень важное!
Воспитатель : Что же это?
Кукла (плача): Я забыла… Злой огромный страшный волшебник отнял не только то, что было в корзинке, но и заморозил мою память. Он сказал, что я смогу получить свое сокровище только тогда, когда я выполню все его задания, а как же я с ними справлюсь, ведь я же совсем ничего не помню… (плачет)
Воспитатель: Не волнуйся, Белоснежка, у нас такие способные ребята в группе собрались, они помогут тебе справиться с заданиями волшебника! Правда, ребята?
Дети : Да!
Кукла (радостно): Спасибо, друзья, что откликнулись, пойдем же скорее, нельзя терять ни минуты!
Дети подходят к Коврографу Воскобовича, на котором расположены карточки с цветом и цифрами. (Красный-1, синий-2, желтый-3….)
Кукла: вот смотрите, ребята, первой надо открыть красную карточку, чтобы получить первую подсказку, потому что она под номером один, а дальше открывать все цвета по очереди как здесь подсказано, тогда мы сможем верно прийти к цели.
1. Дети открывают красную карточку, воспитатель читает задание:
- На картинку посмотрите,
- По ней мне сказку сочините,
Чтоб с картинкой совпадала
- И сюжетом обладала!
(На доске висит картинка на осеннюю тематику, дети сочиняют по ней сказ-ку)
Появляется первая подсказка – Изображение вспаханного поля.
Обсуждение:
- что изображено? Какое время года на картинке? Какая погода?
Воспитатель
: Ребята, что это? Дети описывают изображение, предполагают, что забрал волшебник.
2. Дети открывают синюю карточку, в ней задание:
В моем уютном домике
Прохудились коврики!
Помогите починить,
Чтоб подсказку получить.
Дети подбирают заплатки для ковриков по образцу.
Получают подсказку «Поле с колосьями»
Обсуждение:
- Что изображено на картинке?
- Какая погода?
- Какое время года?
3. Дети открывают зеленую карточку, в ней задание:
Чтоб красиво говорить
Надо много слов учить!
А чтоб быстро отвечать,
Скороговорки надо знать!
Вспомните и расскажите скороговорку.
Дети вспоминают скороговорки, выученные заранее. Получают подсказку «Картинка с изображением мельницы». Обсуждение:
Что мы видим на изображении? Для чего необходимо? Какое время года на изображении?
4. Дети открывают желтую карточку, в ней задание:
- Мне на месте не сидится,
- Я люблю повеселиться,
- Вот и вы скорей вставайте,
- Танец листьев начинайте!
Дети танцуют на ковре произвольный танец под осеннюю музыку.
Получают подсказку «Картинка с изображением яиц, воды и муки». Обсуждение картинки:
-Что изображено? Для чего требуется? Как выглядит?
Кукла: смотрите, ребята, у нас осталось последнее задание! Я так волнуюсь!
Дети и воспитатель: Не волнуйся, Белоснежка, мы обязательно справимся!
5. Дети открывают фиолетовую карточку, в ней задание:
Белоснежка не ленилась,
Ведь она весной трудилась,
Летом тоже не скучала,
Без работы не бывала,
А потом настало время,
Чтоб собрать свой урожай!
Отвечайте-ка скорее,
Как зовется это время?
Воспитатель:
вспоминайте, ребята, как называется время года, когда пора собирать урожай?
Дети
: Осень!
- Подойдите все к ковру,
- И слова не говорите,
-А приметы покажите,
- Я картину посмотрю,
- Ваши знания пойму!
Дети на пособии Фиолетовый лес закрепляют признаки осени, Выбирая их из большого количества перемешанных признаков разных времен года.(Тучи, дождь, урожай, желтые листья, птицы улетают и т.д.)
Белоснежка по мере заполнения картины задает вопросы:
- Что это (листья, птицы, тыква)? Какого цвета? А какая она на вкус? (слад-кая, кислая) Осень – она какая?
Появляется подсказка «Производство хлеба на хлебокомбинате»
Воспитатель:
Ребята, а вы догадались, что пропало из корзинки у Белоснежки! Давайте посмотрим еще раз все картинки: вот поле, вспахано весной, чтобы сеять пшеницу; здесь поле с колосьями, это растет пшеница; на следующей картинке мельница – раньше в старину на таких мельницах мололи муку, сейчас для этого построены большие мукомольные комбинаты; вот ингредиенты для теста; и наконец, посмотрите, - это готовый хлеб, свежий и румяный. Его достают из печи.
Тут появляется маленький Мышонок, взмахивает волшебной палочкой и возвращает Белоснежке память, у него в корзинке хлеб.
Воспитатель: Вот это да! А Белоснежка сказала нам, что ее обидел большой и злой волшебник. Неужели это ты?
Мышонок
: Да.
Воспитатель:
Ребята, а мышонок большой? (маленький) Страшный? (Нет)
Мышонок
: Я специально запутал Белоснежку, чтобы она меня испугалась, очень уж мне хотелось на себя внимание обратить. Он отдает хлеб Бело-снежке и говорит « Какая ты молодец, Белоснежка, и трудолюбивая, и дружелюбная, и какие друзья умные у тебя! Я за тобой, Белоснежка, с самой весны наблюдал, все видел, как ты зерна пшеницы перебирала, как землю пахала и сеяла, как все лето от вредителей спасала и заботилась о своих колосьях. Видел, как ты урожай собирала, зерна в муку молола, как тесто месила и хлеб пекла! Прости меня, Белоснежка, мне просто очень хотелось, чтоб со мной кто-нибудь поиграл»
Воспитатель
: Мышонок, ну какой же ты смешной, ведь когда ты хочешь с кем-то поиграть, надо с улыбкой подойти и добро сделать! Правда, ребята?
(дети предлагают свои версии, как с кем-то подружиться и поиграть)
Мышонок:
Я все понял! Мне очень стыдно! Я так больше не буду!
Белоснежка:
Я вовсе не сержусь, я теперь очень хочу пригласить вас, ребята, и тебя, мышонок, к себе на обед и угостить вас всех своим хлебом.
Воспитатель: Спасибо тебе, Белоснежка! Жди нас всех в гости!
Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей.
Задачи:
· развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы;
· развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
· побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации;
· воспитывать у детей бережное отношение к книгам, навыки культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
· воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в старшей группе «Сказочная страна»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей.
Задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы;
- развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
- побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации;
- воспитывать у детей бережное отношение к книгам, навыки культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.
Оборудование: фонограмма песни «Сказки гуляют по свету» (музыка Е.Птичкина, слова М. Пляцковского, исп. В. Толкунова), письмо от сказочных героев, картинки с изображением персонажей сказок.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок («Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка», «Лиса и дрозд», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры-драматизации и инсценировки сказок.
Работа с родителями: просмотр с детьми мультфильмов по русским народным сказкам, беседа по ним.
Ход занятия:
Звучит фонограмма песни «Сказки гуляют по свету» (музыка Е.Птичкина, слова М. Пляцковского, исп. В. Толкунова).
Дети входят в групповую комнату, присаживаются на стульчики, образуя круг.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие по сказкам?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие бывают сказки?
Дети: Сказки, которые придумал целый народ, и сказки, которые придумал один человек – автор.
Воспитатель: Молодцы. А как называются сказки, которые придумал целый народ?
Дети: Сказки, которые придумал народ, называют народные.
Воспитатель: А как называют сказки, которые придумал один человек – автор?
Дети: Сказки, которые придумал один автор – авторские.
Раздается стук в дверь. В группу входит почтальон и передает письмо от сказочных жителей.
Воспитатель зачитывает письмо:
«Ребята! Помогите! Мы совсем запутались, кто в какой сказке живет. Что нам теперь делать? Помогите нам.
Сказочные персонажи.»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь сказочным персонажам?
Дети: Да, конечно хотим.
Игра «Угадай, какой персонаж, из какой сказки».
Воспитатель достает по одной карточке, на которой изображен сказочный персонаж, и показывает детям. Дети должны угадать сказку, в которой этот герой фигурирует.
Например:
щука (сказка «По щучьему велению»), курочка-Ряба («Курочка-Ряба»), Жучка («Репка»), лягушка («Сказка о царевне-лягушке»), мышка-норушка («Теремок»), козленок («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), крошечка-Хаврошечка («Хаврошечка»), лиса («Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух, лиса», «Петушок – золотой гребешок»), кот («Кот, петух, лиса»).
Воспитатель: Молодцы, вы очень добрые дети. Ребята, сказочные персонажи приготовили для вас игру. Хотите поиграть?
Ответы детей.
Игра «Найди ошибку в сказке».
Воспитатель зачитывает сказку детям, а одно слово меняет на другое. Дети на скорость должны «исправить ошибку» рассказчика.
Например:
– ... Бабка била-била, не разбила. Дед бил-бил не разбил. Кошка бежала, хвостиком махнула, яйцо и разбилось. (Кошка - мышка).
– … Вот едет дед и видит: серый волк свернулся калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к волку, а он не ворохнется, лежит себе как мертвый. «Вот будет подарок жене», - сказал дед, взял волка и положил на воз, а сам пошел впереди. (Волк - лиса).
– … А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит – сидит мышка, подхватила его стрелу. (Мышка - лягушка).
– … Вдруг идет слон. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчик.
Я, лисичка-сестричка.
Я, волчок-серый бочок.
А ты кто?
А я слон.
Иди к нам жить! (Слон – медведь косолапый).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, я предлагаю немного отдохнуть, вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Замечательно, а сказочные персонажи нам помогут.
Физминутка «На лесной опушке в ряд».
На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение –
Очень ему нравится это упражнение.
Полосатенький енот изображает вертолет –
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далекий полет.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись,
Вправо-влево поклонись,
А потом вперед-назад
Получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки, словно мячики
Дружно прыгают и скачут.
Дети выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Ну что ж, немного отдохнули. Наше путешествие по сказкам продолжается.
Игровое упражнение «Перепиши сказку на свой лад».
Воспитатель: Ребята, вам интересно будет узнать, что приключилось с героями после окончания сказки? Например, что стало с лисой и волком из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», как сложилась судьба Хаврошечки?
Ответы детей.
Игра «Исправь ошибку».
Воспитатель: Ребята, вы столько знаете сказок и помните сказочных персонажей. А сможете ли вы найти ошибку в названии сказки? Проверим?
Ответы детей.
Воспитатель называет сказки, умышленно допустив ошибку, а дети исправляют.
«Петушок Ряба»
«Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят»
«Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой»
«Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка»
«Мальчик с кулачок»
Воспитатель: Ребята, молодцы, вас не проведёшь, как я ни старалась, названия сказок вы очень хорошо знаете! А теперь я предлагаю вам стать героями сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Вы согласны?
Ответы детей.
Пантомимический этюд «Горе», «Хитрость», «Голод», «Злость» по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».
Дети изображают: дед горюет – подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздёргивают брови под углом, опускают голову; лиса хитрая – прищуривают глаза, делают повороты туловищем; волк голодный – поглаживают по животу, облизывают губы языком; волк злится на лису – одна рука согнута в локте, другая сжата в кулак, брови нахмурены, сердитое выражение лица.
Воспитатель: Ребята наше путешествие по сказкам подошло к концу. Вам понравилось путешествие в страну сказок? А в какие игры со сказками мы играли? А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на наш книжный уголок. Здесь у нас тоже живут книжки со сказками. Для того чтобы им хорошо жилось, нужно бережно к ним относиться: не рвать, не мять, аккуратно читать.