Краткая история праздника дня народного единства в россии. Краткая история праздника дня народного единства в россии День народного единства описание

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

Добрый день, дорогие читатели. Хочу сегодня всех поздравить с праздником, сегодня день народного единства России. Раньше я не совсем понимал, что это за праздник, зачем он нужен, ну дают выходной, да и ладно.

Но работая в культуре (и видимо взрослея), стал смотреть на праздники по другому. А точнее изучая более углубленно саму суть русского народа, все больше горжусь тем, что я живу в России и что я русский. Давайте разберемся, почему День народного единства отмечается именно 4 ноября и почему он так важен.

Праздник, как объединяющий все народы России был учрежден в декабре 2004 года, а впервые праздновался в 2005 году. Но история становления этого праздника начинается много веков назад. Кратко определим что и как.

На рубеже XVI-XVII веков в России проходил период под названием «Смутное время». Очень сложный был период для государства, для людей особенно. Москва была завоевана польским интервентами и по сути еще немного времени и наша Русь стала бы совсем не нашей.

Тогда был закончен период правления династии Рюриковичей. И могли на престол войти поляки. Нет, наш русский дух был и есть очень силен, простому люду было не все равно где и как жить. Было предпринято собрать народное ополчение. Его собрали, но внутренняя междоусобица в ополчении его же и рассыпала.

Тогда была предпринята вторая попытка. В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Не все там гладко было, но желание народа быть свободными, жить на своей земле было сильным как никогда. Ополчение собирали не только в Нижнем Новгороде, но и многих других городах. Собрались люди разных сословий и народностей. А по тем временам, собралось невиданное по численности войско.

В задачи ополчения входило не только освобождение Москвы, но и становление нового правительства. И в 1612 году огромное войско выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль, где было создано временное правительство: «Совет всей Земли». А позже, со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. Так на престол вошли первые Романовы. А икона стала предметом особого почитания.

Чудотворная икона.

Икона Казанской Божией матери

Князь Пожарский так сильно верил, что в победе помогла икона Казанской Божией Матери, что на собственные средства построил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Суть данного праздника.

Этот праздник символизирует не победу, а сплочение народа, благодаря которому и произошла большая победа. День народного единства очень важен нашей стране. Мы должны помнить и понимать, что только вместе мы можем преодолевать трудности.


На нашей территории проживает около 195 народов и народностей с различными религиозными течениями. Но мы все равно русские, мы одна страна. И даже когда многие ругают молодежь, мол вот мы такие беспечные и так далее, я все равно не сомневаюсь, что когда наступит время, мы объединимся и плечом к плечу будем преодолевать трудности.

Таков наш русский дух. Мы должны помнить не только важные даты, но и саму суть, что сплотившись, объединившись можем преодолеть что угодно.

Возьмите например Великую Отечественную войну. Гитлер никак не мог понять, почему не может победить Россию. Ведь ему так легко было завоевать развращенную Европу. А это и есть наше единение, наш дух. Мы не щадим себя, потому что знаем ради чего отдаем жизни. Ради будущего своих детей, будущего своего государства.

Честно говоря я не знаю ярких примеров такого единения в других государствах и народах. Я горжусь тем, что живу в такой разнообразной стране, богатой культурой и русским духом. Как-то я спросил своего одноклассника, ты кто по национальности, он улыбнулся и сказал, мол я русский, хоть и татар, но русский татар. У иностранца бы лопнул мозг от такого ответа.

День народного единства - это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

Как его празднуют.


Впервые, в новой России, отметили этот праздник в 2005 году, с особым вниманием в Нижнем Новгороде. Там открыли памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

А вообще, самые пышные торжества проводятся в Москве и Нижнем Новгороде. В других городах так же красочно и ярко проводят празднества. Проводятся шествия, народные гуляния, ярмарки, концерты и так далее.

Все гуляют и веселятся, но основным направлением является патриотическая направленность празднества. Все парки, открытые площадки, концертные залы заполняются большим количеством людей. Все они разной национальности, но все они едины. Мы едины не только перед лицом опасности, а всегда. Все мы должны это понимать и воспитывать молодое поколение правильно.

Всех с великим праздником — С Днем народного единства!

Выходные дни в начале ноября стали привычными для россиян. Но опросы граждан показали, что многие люди, с радостью принимающие дополнительный выходной, плохо себе представляют по какому поводу не нужно идти на работу или учебу. Даже прохожие, которые без запинки произносят название праздника, не всегда могут объяснить его суть. Действительно, это один из спорных праздников в российском государственном календаре, но знать о нем должен каждый гражданин страны.

День народного единства правительство страны учредило в 2004 году, впервые праздник в России отметили 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше - несколько веков назад.

Что отмечают 4 ноября

Известно, что 4 Ноября - праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году. Однако, согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения, так как стены Кремля на этот момент еще были осаждены вражескими войсками.

4 ноября больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром захватчиков. В этот день воины войска Пожарского и Минина помолились иконе Казанской Божией Матери, освободили Китай-город и вошли в него победителями вместе с иконой. С тех пор Казанскую икону начали почитать и преклоняться перед ней, люди были уверены, что именно чудотворная икона помогла им одержать победу.

Князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы. Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году. В годы правления царя Алексея Михайловича 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконе Божией Матери. Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года, большевики, пришедшие к власти, сразу же убрали его из списка праздничных дней.

Возможно, молитвы и зарядили бойцов новыми силами и помогли им справиться с оккупантами, но основную роль все-таки сыграло сплочение людей. Под руководством Минина и Пожарского сражалось более десяти тысяч воинов народного ополчения. Среди них были люди различных национальностей и сословий. Считается, что именно 4 числа, во время совместной молитвы, они сплотились, соединились единой общей целью и вместе двинулись навстречу захватчикам. Именно единство в целях помогло столь разным людям найти общий язык и прийти к долгожданной победе с иконой в руках.

Что стало поводом для нового праздника

На протяжении восьми десятилетий в советском государстве отмечали 7 ноября - День Великой Октябрьской Социалистической революции. С развалом Советского Союза присущие ему ценности были пересмотрены, красный день хотели убрать из государственного календаря. Однако люди, привыкшие к ноябрьскому выходному, по инерции продолжали отмечать утративший актуальность праздник еще 14 лет после распада СССР, переименовав его в День согласия и примирения.

Инициатором учреждения нового праздника была Русская Православная Церковь, идея возродить памятный для россиян день прозвучала на Межрелигиозном совете России. С предложением сделать 4 ноября праздничным днем выступил Патриарх Алексий II, он попросил возродить День народного единства и памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.

В декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки Трудового кодекса, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник - День народного единства, назначенный на 4 ноября. Против новых поправок выступили только коммунисты, но их голоса оказались в значительном меньшинстве и не повлияли на окончательное решение.

День народного единства в новой России

Первый День народного единства пышно отметили в 2005 году. Главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Главнейшим событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Новому памятнику нашли место на площади Народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи.

В крупных городах прошли крестные ходы, благотворительные акции, митинги, концерты и другие праздничные мероприятия. В столице президент страны торжественно возложил венки к московскому памятнику Минину и Пожарскому.

Современный День народного единства - праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

Праздник был учрежден в декабре 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Впервые этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад.

История

Дата праздника была выбрана не случайно — исторически День народного единства связан с далекими событиями начала XVII века, когда в 1612 году Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов.

На рубеже XVI-XVII веков в России произошла вереница трагических обстоятельств, и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Историки считают, что непосредственной причиной Смуты стало прекращение династии Рюриковичей. Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена, погибшего от рук поляков за свою верность Православию и причисленному к лику святых, русский народ встал на защиту родины.

Первое ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось.

Затем в сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

Во всенародном ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Суть праздника

Этот праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Праздник призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений.

Главная задача праздника как в дореволюционное, так и в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели — стабильного гражданского мира, а также уважению к патриотизму и мужеству, которое было проявлено освободителями Москвы.

День народного единства — это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

© photo: Sputnik / Антон Денисов

Как празднуют

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

День народного единства в этом году планируют отпраздновать также пышно, как и в предыдущие годы. Самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве и в Нижнем Новгороде, откуда пошло ополчение Минина и Пожарского.

Планируется большое, многомиллионное шествие по городу и возложение цветов к мемориалу Минину и Пожарскому.

В День народного единства проводятся праздничные мероприятия патриотической направленности, шествия, гуляния, ярмарки, выставки и так далее. Все главные парки Москвы подготовили большую развлекательную программу ко Дню народного единства.

В Кремле пройдет церемония торжественного вручения премии президента за укрепление единства российской нации и концерт "Мы едины".

По всей стране пройдут торжественные концерты, салюты, и массовые народные гулянья.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Одним из новых праздников, не так давно появившихся в нашем календаре, стал День народного единства.

Датой этого праздника исторически стало 4 ноября, и этот день является официальным выходным для жителей России с 2005 года. Однако стоит разобраться, как появился День народного единства, и каким событиям посвящен этот праздник?

День народного единства: краткая история праздника

Этот праздник установлен в честь важного события в истории России - освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божьей Матери. В далеком 1612 году, когда земля русская стонала под игом польско-литовских интервентов, в городе Новгород под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского собрали народное ополчение и 22 октября освободили Китай-город. А военные, которые состояли на службе Речи Посполитой, укрылись в Кремле. 26 октября была подписана капитуляция, а на следующий день войско сдалось. Благодаря самоотверженному подвигу людей, в 1613 году, к концу февраля, был проведен Земский Собор, на котором был избран новый царь из династии Романовых - Михаил. С тех пор и вплоть до 1917 года во главе Российской Империи стояли цари из дома Романовых.

Вполне логичным будет вопрос: когда День народного единства в России, если по истории это 22 октября, а празднование 4 ноября? Все дело в календарях. После 1917 года Советская власть поменяла календари летоисчисления с григорианского на юлианский, поэтому 22 октября в современном мире соответствует 4 ноября.

День народного единства - праздник мужества, героизма и сплоченности народа, когда, не испугавшись врага, люди сплотились воедино под руководством Минина и Пожарского и освободили свою Родину от вражеского войска и от смуты. Благодаря народному подвигу в России появился самодержец.

История утверждения праздника в России была довольно сложной. В обществе возникали горячие споры. Мнения о празднике расходились. Существовало мнение, что День народного единства не приживется в современном обществе. Но в 2004 году идея праздника обрела крепкую опору не только в Думе, но и в церкви, а также благодаря широкой поддержке общественности. И в конце 2004 года, в канун новогодних праздников, 27 декабря, в Думе был принят проект закона.

Различные мнения граждан России поначалу вызывали недопонимания праздника и зачастую связывали введение Дня единства желанием заменить (отменить) праздник 7 ноября. Но благодаря многочисленным обсуждениям День народного единства стал самостоятельным, а не «искусственным». Этот праздник свидетельствует о силе духа человеческого и говорит о том, что кем бы вы ни были, богатым или бедным, к какой вере не принадлежали, сплотившись, все народности мужественно и самоотверженно дали отпор Смуте, дотоле ходившей по русской земле.

Сегодня День народного единства празднуется широко и массово. Концерты, митинги, праздничные шествия – все это объединяет людей и напоминает им о подвиге предков, который не забыт и в 2015 году, по прошествии 403 лет.