Методика А. Маниченко "Чтение с пеленок"

, считать и говорить одновременно. И получится это у него удивительно легко. Уже свыше 60 000 счастливых семей оценили её достоинства!

Ваш ребёнок индивидуален и не сравним ни с кем. И только Вы лучше всего понимаете, что ему необходимо. Если он голоден, Вы накормите его, если плачет – утешите. Но достаточно ли этого, чтобы максимально развить то, что в него заложила природа? Что сделать, чтобы Ваш ребёнок получил больше возможностей (умений, навыков, знаний), но по сравнению с самим собой, а никак не в сравнении с другими малышами?

Вы наверняка замечали, с каким интересом и скоростью малыш впитывает всё новое. Как много положительных эмоций и радости он испытывает, когда Вы играете с ним! Так зачем же ждать, пока ребёнок вырастет? Любите и занимайтесь с ребёнком в лёгкой игровой форме, с первых дней!

Специально для маленьких разработана современная эффективная методика обучения Домана-Маниченко.

  • Это обучение с рождения в игровой форме, удобной для мамы и малыша.
  • Это близкое общение с ребёнком и минимум времени на подготовку.
  • Это индивидуальный подход к каждому малышу.

Педагог, психолог, основатель компании "Умница"

Андрей Александрович начал работу в области раннего развития детей по методикам Глена Домана более десяти лет назад. Это явилось логическим продолжением долгого пути, поисков и накопления опыта:

  • 20 лет в школе в качестве учителя русского языка и литературы,
  • факультет подготовки руководителей школ при Челябинском пединституте,
  • опыт руководящей работы в крупнейшей школе ЮУЖД – 3 года заместителем директора по учебно-воспитательной работе,
  • постоянный творческий поиск, организация экспериментальных площадок, создание новых учебных курсов для школьников «Развитие интеллектуальных умений и навыков, РИУН», «Развитие творческого мышления, РТМ»,
  • с осознанием роли психологии в развитии личности ребенка пришла необходимость получить второе высшее образование в Международной Академии Психологических Наук (г. С. Петербург), научная работа высокого уровня под руководством академика Н.Н. Обозова и упорные занятия по 16 часов в сутки привели к диплому с отличием за полтора года вместо положенных трех,
  • принятие в действительные члены общественной профессиональной ассоциации ученых 28-ми стран «Балтийская педагогическая академия», Отделение практической психологии, выступления на Всероссийских конференциях школьных психологов, признание коллег со всей страны.

Когда в 1995 году в руки Андрея Александровича попала книга Домана «Как научить ребенка читать», ее читал опытный педагог и психолог, известный далеко за пределами региона. Взгляды американского врача и русского психолога совпали удивительным образом: Доман подвел научно-экспериментальную базу под то, что Маниченко уже «нащупал» интуитивно. Ведь идеи раннего развития уже были им опробованы на собственных детях!

Сегодня перед молодыми родителями непременно встает вопрос, стоит ли использовать различные методики раннего развития детей, предлагаемые в продаже. Даже если мама и папа решают заниматься со своим малышом по одной из методик, они долго не могут определиться, какой именно системе отдать предпочтение.

Одной из самых популярных методик раннего развития детей во все времена остается методика американского врача-нейрофизиолога Глена Домана. Во время обучения ребенка по этой системе используются специальные карточки, на которых изображены животные, растения, фрукты, овощи и многое-многое другое. Развивающие пособия выполнены таким образом, что очень нравятся как детям, так и их родителям, а регулярные занятия по методике Глена Домана полноценно развивают ребенка, предоставляя ему возможности для успешного освоения школьной программы в дальнейшем.

Между тем, система Глена Домана изначально предназначалась для американских детей. Российский педагог и психолог Андрей Маниченко занимался по этой методике с тремя своими детьми и постепенно адаптировал ее для русскоговорящих малышей. Так, шаг за шагом, создавалась известная сегодня методика Домана-Маниченко. В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой эта система и в чем ее отличия от оригинальной .

В чем заключается методика обучения Домана-Маниченко?

Пособия для обучения по методике Домана-Маниченко представляют собой комплект из 120 суперкарточек, на каждой из которых с двух сторон изображены различные слова и их графические изображения. Карточки в системе Домана-Маниченко разделены на 5 тем. По сути, они являются карточками Домана, адаптированными и переведенными для русскоязычных малышей и их родителей.
Кроме карточек, методика включает в себя диски, книжки-вертушки, книжки-прятки и специальные листалки. Все эти пособия походят для новорожденных малышей с первых дней жизни, они развивают слух, зрение, а также концентрацию крохи.

Как заниматься по методике Домана-Маниченко?

Метод Домана-Маниченко предполагает систематические и ежедневные занятия. Начинать необходимо с кратковременных уроков, продолжительностью не более двух минут. В дальнейшем, с ростом ребенка время занятий будет увеличиваться.
Название каждой карточки необходимо проговаривать по 9-12 раз в день, демонстрируя малышу то, что на ней изображено. Естественно, сразу все 120 карточек показывать ребенку не нужно, количество изображений также зависит от возраста и уровня развития крохи.

Программа Домана-Маниченко предназначена специально для домашних занятий. Вы не сможете встретить ее в детских садах или развивающих центрах. «Мама – лучший учитель» - так звучит один из принципов данной методики.

Каждый ребенок уже с самого рождения обладает неограниченными возможностями в развитии интеллекта и приобретении знаний. Понимание этого – один из основных принципов методики Домана, которая помогает научить малыша считать и читать еще до того, как он сделает первые шаги.

Почему важно заниматься именно ранним развитием ребенка и как должны проходить такие занятия?

Методика Домана: что это такое

Глен Доман – американский врач-физиотерапевт, автор специальной обучающей методики интенсивного раннего развития, которую используют для занятий с детьми по всему миру.

Согласно методике Домана считается, что чем большей будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни, тем выше потом будут его интеллектуальные способности.

Буквально с первых дней с ребенком активно занимаются физическими упражнениями. Считается, что это ускоряет развитие.
При этом предлагается использовать несколько принципов:

  • предоставить ребенку неограниченное движение уже с первых дней;
  • не пеленать малыша;
  • учить ребенка разным движениям.


Параллельно с физическими упражнениями рекомендуется развивать и другие способности малыша (лингвистические, математические). Ребенку начинают регулярно показывать специальные карточки, которые помогают научиться читать сразу целыми словами, считать и получить другие знания из разных областей.

Знаете ли вы? Изначально методика Домана применялась для лечения детей с задержкой развития. При этом было отмечено, что, стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности всего мозга. Со временем систему, которая была разработана для больных, Доман применил для занятий со здоровыми детьми.

Методика Домана – как заниматься в домашних условиях

Методика Домана «Чтение с пеленок» активно практикуется в некоторых детских садах и яслях, но вы можете подготовить карточки и самостоятельно заниматься с ребенком дома.
Есть несколько основных правил, как проводить обучение:

  • по методике Глена Домана для занятий используют карточки большого размера;
  • слова должны быть написаны крупным шрифтом красного цвета;
  • картинка-изображение должна быть четкой, цветной и располагаться на белом фоне;
  • карточки показывают ребенку 1-2 секунды и четко называют то, что изображено;
  • занятия проводят регулярно.


Считается, что именно в таких условиях информация будет восприниматься ребенком на подсознательном уровне и запоминаться автоматически.

Обучение чтению по методике Домана начинают с показа карточек с отдельными словами. Для начала выберете простые имена существительные, которые будут близкими и понятными ребенку: «мама», «папа», «семья», «дом» и др. Через некоторое время можно будет изучать карточки с глаголами и прилагательными.

Следующим этапом в методике обучения чтению по принципу Домана станет добавление карточек со словосочетаниями . Проанализируйте тот материал, который уже выучен, и составьте для ребенка понятные комбинации слов. Завершающий этап – чтение сразу целых предложений.

А методика обучения математике по Доману заключается в том, что ребенку в первую очередь предлагают освоить цифры и числа. При этом на обучающих карточках показывают не значок цифры, а крупные красные точки и называют их количество. Считается, что через некоторое время ребенок сможет открыть для себя возможность сложения, вычитания и тд. После изучения первых 20 карточек ребенку предлагают изучать примеры.

По методике Домана кроме чтения и математики рекомендуется изучать с детьми и другие области знаний: животные и растения, иностранные языки, научные факты, исторические события и др.

Готовьтесь к каждому занятию заранее:

  • разложите карточки по темам и в нужном порядке;
  • подпишите их с другой стороны, чтобы вы могли быстро называть изображение.

Занятия с карточками старайтесь проводить в комфортное для ребенка время: когда он сытый, не капризничает. Если ребенок не хочет заниматься, не настаивайте и предложите посмотреть карточки позже.

Согласно методике Домана начинать обучение ребенка нужно как можно раньше. Лучше всего – еще до 1 года, когда мозг начинает ускоренно развиваться и расти. Эффективными считаются также занятия с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет.

Методика Домана – с чего начать

Первый день занятий


Важно! Обязательно хвалите ребенка после каждого занятия.

Как продолжать занятия

  • Продолжая занятия по методике Домана, покажите ребенку карточки из первого набора (5 штук) и добавьте еще один набор (5 штук) другой тематики. За один урок используйте не больше 10 карточек.
  • Таких уроков за один день может быть несколько (желательно, не больше 12).
  • Старайтесь не повторять одни и те же карточки больше трех раз в день. Меняйте их порядок.
  • Через несколько дней можно вводить новый материал. Убирайте одну любую карточку из набора, который ребенок уже видел, и добавляйте одну новую. Желательно фиксировать, когда и какие карточки вы показывали, чтобы не повторяться.
  • Периодически меняйте наборы карточек.
  • Когда ребенок уже хорошо усвоил предложенную информацию, можно перейти к изучению дополнительных фактов по теме, а потом – к играм с карточками.

Старайтесь проводить занятия с карточками регулярно. Если вы сделаете большой перерыв, ребенок может забыть информацию, и придется начинать все заново.

Плюсы и минусы методики Домана

Методика раннего развития Домана имеет различные отзывы, и, как в любой другой методике, тут есть свои плюсы и минусы.

Минусы методики Домана

  • Ребенок не является активным участником процесса обучен ия. Во время занятий он пассивен. Работает только зрительное и слуховое восприятие.
  • При занятиях по методике Домана не предусмотрено время для игр, творчества и общения.
  • Ребенка не учат воспринимать информацию другими путями и не рассказывают, где можно применить полученные знания.
  • Ребенок запоминает предложенную информацию автоматически и не умеет ее анализировать.

Положительные стороны методики Домана

  • ребенок может запомнить очень много различной информации за короткий период;
  • обучение занимает совсем немного времени;
  • методика подходит для занятий с малышами в домашних условиях.

Знаете ли вы? Многие признанные в мире ученые в детстве занимались именно по методике Домана.

Методика Домана-Маниченко

Педагог и психолог Андрей Маниченко адаптировал методику Домана для занятий с русскоязычными малышами и усовершенствовал ее. Благодаря этому обучение стало более интересным для ребенка, познавательным и качественным.

Чем отличается методика Домана-Маниченко:

  • Словарная адаптация для малышей, которые растут в русскоговорящей среде.
  • Игровой подход . Ребенок не просто рассматривает карточки, но и вовлекается в игру.
  • Наравне с карточками используются различные дополнительные инструменты: интерактивные книги, диски и др.

Важно! Не бойтесь экспериментировать. Вы можете придумывать новые игры с карточками Домана или изменять предложенные игры так, чтобы занятие было интересно именно вашему ребенку.

Методика Глена Домана – видео

В этом видео вы узнаете: как начать заниматься с ребенком по методике Домана и в каком возрасте это лучше делать; как достичь максимально успешных результатов и почему важно активно развивать ребенка уже в первый год жизни. Также вы узнаете о положительных и отрицательных сторонах методики.

В своих принципах обучения Глен Доман показал, что потенциал развития каждого ребенка огромен. Уже с первых дней дети обладают способностью запоминать предложенную информацию. Занятия с карточками по методике Домана сделают процесс обучения максимально быстрым и помогут эффективно развивать память вашего ребенка.

Существуют такие методики как: ,

Используете ли вы методику Домана для занятий со своим ребенком? Какие плюсы и минусы методики вы можете отметить при этом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

… буквально несколько строк о том, чем и как занималась с сыном методикой Доман-Маниченко, без лишних рассуждений, лишь краткая обзорная о наших играх, и наших занятиях по методике…

На этом отрезке времени очень мало фотографий или их почти нет. А буквально вчера случайно удалила дневник о том, как мы обучались по методике, в каком ритме, в каком драйве, какие одолевали сомнения и переживания. А фотографий не было, потому что слишком много сил уходило на работу, обучение, методику и уход за ребенком.

Первый комплект «Чтение с пеленок» появился, когда сыну исполнилось 5 месяцев. Занимались по методике до 1 года 10 месяцев, из которых последние 5 месяцев были крайне не регулярными. В нагрузку приобрела потом математику, комплект энциклопедических карточек, набор 100 цветов. Желание, как помню было большим, воодушевление и мотивация на тот момент работала на 100%.

Ребенок смотрел всегда без энтузиазма, карточки его не интересовали, ему было без разницы красный шрифт или черный. А так как они его не интересовали, приходилось выдумывать тысячу идей по показу карточек, тысячу игр, чтобы ребенку было весело и интересно, чтобы появилось желание. Однако, естественное желание играть было намного сильнее:). Но я же не учу , говорила я себе, я играю, а между тем показываю . Однако это внутренний обман, так как, во-первых, на подготовку уходило на первых этапах 6-10 минут, а на других уровнях все 1,5 — 2 часа. Причем 1,5 — 2 часа от глаз ребенка, чтобы лишний раз не маячить карточками, чтобы он не перегрузился и так далее.

Проверку ни один ребенок не любит, без разницы в каком он возрасте, а у маленьких детей, думаю есть даже чутье на это. А потому определяла, когда Влад с уверенностью что-то показывал, а когда «отсебятину». Математика была в почете первые 4 месяца, дальше относительно, но шла лучше чтения. Шли мы всегда по графику, местами больше карточек, местами меньше. Всегда с игрою и шутками. Всегда в расположении духа ребенка и вот здесь опять сложность, расположение духа поймать не всегда удавалось, так как смена была у нас очень часто.

А вот, когда карточки закончились, стала печатать сама, а чтобы был интерес раскрашивала их фломастерами, таким образом энергозатратность увеличилась в разы

Излюбленные способы:

— с 7 месяцев полюбил искать карточки: подползал к коврику и заглядывал, поднимался и заглядывал на диван. Эта игра длилась долго, она была усложнена тем, что я распечатала следы кошки, по которым ребенок находил карточки, восторга было море. Следы периодически менялись на тигриные, медвежьи и так далее

— брала на руки и в ритме зонтика, игра даже такая детская есть, кружились от одного задания к другому. Слова и математика были развешаны по всей квартире, на разных уровнях

— печатные самодельные книги

Наш арсенал самодельных книг хранился в икеевском планшете. Очень удобно. Ребенок подползал и сам мог взять или показать, чтобы ему помогли.

Взрослея, появляются все новые и новые способы:

— клеила на ребенка, сын был в восторге и старался, как можно быстрее карточки скинуть. Как игра принималась хорошо, а то что клеилось и отклеивалось вообще не интересовало

— когда появилась любовь к машинам, тогда начали карточки возить, ездить от одной к другой, водить в гости к карточкам зверюшек, сами ходили в гости

— по карточкам ставили сказки, сначала читали книгу, потом обыгрывали карточками и наоборот. Или играли сказку игрушками, а потом карточками

— кормили игрушки «съедобными» вкусняшками-карточками. Имитировали, как наклываем кашу, наливаем молоко

— очень долго продержался вот такое показ карточек: на картонку с одной стороны крепила слово, а на обратной стороне простую картинку. Таким образом, приходила карточка собачка, здоровалась, что-нибудь рассказывала, а потом переворачивалась и показывала слово

Изучали цвета, но особо не усердствовала. Цветные игры сами по себе очень принимались сыном, и даже сейчас, когда ему уже 3 года, он с большим удовольствием слушает и играет в цветные истории. Всегда были собственного сочинения, так как что-то искать, времени абсолютно не было.

А между тем мы стали заниматься плаванием, и сын отлично находился под водой, «нырял» с бортика, а скорее падал, сам падал, спрыгивал в бассейн сам. Но из-за того, что не нашла инструктора по плаванию, хотя сама отдала плаванию 8 лет, научить ребенка держаться самостоятельно, без посторонней помощи, на воде не смогла.

Что еще яркого и удивительного было в нашем обучении, честно говоря, даже и не помню. В память врезался финал нашего обучения, вот он настолько ярок, что сразу же собрала все чемоданы с карточками и словами и задвинула их под потолок.

А вышло так, что в последние 3 месяца сын плохо смотрел карточки, вынуждена была делать перерывы. И однажды, он зажмурил глаза. Влад не отвернулся, не сказал ни слова, был в прекрасном расположении духа, он просто ЗАЖМУРИЛ ГЛАЗА, когда очутился рядом с карточкой. И вот на этом моменте меня переключило, меня будто осенило. В этот момент у меня пришло другое осознание и другой смысл развития ребенка.