Норвегия семья дети. Интересные факты о норвегии

Сегодня предлагаю зарисовку о норвежской семье.

Маша, с которой вы уже , прислала нам небольшой сюжет . Обратите внимание, что она обещает нам несколько рассказов об особенностях семейных устоев

в Норвегии. Будем ждать. А пока читайте:

Норвежская семья (часть первая)

Долго размышляя о том, как описать свои впечатления и наблюдения о норвежской семье, я всё же решила разделить их на несколько частей. Эту часть начну с недавнего случая в магазине.

Для начала должна отметить, что мой муж очень нетерпимо относится к людям нетрадиционной ориентации. Особенно к тем, которые растят и воспитывают детей в таких семьях. С 1 августа 1993 года в Норвегии однополым парам стали предоставлять право заключать регистрируемые партнёрства, в 2002 году однополые пары получили право на усыновление. С 1 января 2009 года Норвегия стала шестой страной в мире, которая легализовала однополые браки.

Среди наших знакомых в Норвегии нет таких семей, все семьи традиционные и имеют по двое, трое или четверо детей.

Итак, продолжу про случай в магазине.

Это был вечер субботы. Идем мы с мужем по магазину. Я полностью сконцентрирована на поиске продуктов, согласно моему списку, а муж просто катит тележку и рассматривает всех окружающих. И вот он заметил такую семью – двое мужчин и с ними маленькая девочка.

Маша. Норвегия

Вот такой сюжет. И мы очень понимаем чувства Машиного супруга.

Но Маша права, когда говорит о терпимости и уважении к любому человеку в обществе. Это такое качество, которое у нас десятилетиями выбивали из подсознания, а вот вбивали другое - «Кто не с нами, тот против нас ».

А потом мы удивляемся, что соседка пакостит мелко или коллега «свинью подложил». Ну, не нравишься ты ему. Вот она или он завтра ещё не то придумает. А помнить, что каждый человек имеет право быть самим собой, это до нас пока не доходит.

Норвежские власти готовятся нанести очередной удар по институту традиционной семьи. Министерство по делам семьи, детства и социальным вопросам подготовило доклад, в котором правительству предлагается ввести в стране новые критерии для оценки детского благополучия. Главный тезис — биологические родители больше не должны иметь приоритета в воспитании своих собственных детей.


Ирина Бергсет:"Отобранные дети - будущие самоубийцы"

Читайте статьи об истории россиянки, у которой в Норвегии отобрали сына:

Это значит, что все дети, рожденные в Норвегии или привезенные в эту страну, больше не будут принадлежать своим родителям, а переходят в "собственность" государства. Неудивительно, что в таких условиях сами норвежцы не стремятся заводить потомство: треть детей в Осло составляют представили национальных меньшинств.

Министр по делам семьи, детства и социальным вопросам Норвегии Аудун Лисбаккен (Audun Lysbakken) подготовил пакет мер, призванных еще более улучшить положение детей в Норвегии. Выяснилось, что главное препятствие к подобному улучшению — сами родители. Поэтому Лисбаккен предлагает отменить их приоритет во всех вопросах, связанных с детьми. Как пишет в своей статье норвежское издание adressa. no, "если отношения между родителями и детьми являются препятствием для развития ребенка, это должно быть более важным, чем биологический принцип".

Конечно, министр признает, что для любого человека все-таки лучше расти в семье вместе со своими родными родителями. Но поскольку главная цель- содействовать развитию детей, все, что может помешать этому развитию, как его понимает государство, должно быть устранено.

В статье adressa. no также приводятся установленные министерством сроки, в течение которых должен быть решен вопрос об усыновлении детей. Если речь идет о младенцах от 0 до 18 месяцев, то в течение года, для детей от 18 месяцев до 4 лет — в течение двух лет после того, как их забрали от родителей. Если же биологические родители захотят (ну мало ли, вдруг) обратиться в суд, чтобы вернуть обратно своих детей, вопрос об их соответствии "принципам развития" будет решаться ассоциацией приемных родителей.

Нельзя сказать, что подобные меры вызвали всеобщую горячую поддержку в норвежском обществе. Авторы статьи, опубликованной 6 февраля, высказали опасение, что это может привести к еще большему числу обездоленных детей, вынужденных расти без своей родной семьи. Читатели, комментирующие нововведение, еще более категоричны: "Я смотрю со страхом и ужасом на жесткие меры правительства. Это значит, что барневарн (служба защиты детей) разрушит еще больше семей", "Жестокое обращение с детьми со стороны властей усиливается день ото дня, Родители должны спасать своих детей!" "Это совершенно неприемлемо, что полуобученный персонал барневарн будет определять будущее невинных детей", "Родители должны срочно улучшить свои взаимоотношения с детьми? Какого черта! Может, они будут учить, какой должны быть идеальная семья, в рекламных паузах по телевизору?"

Впрочем, некоторые не видят в таком вмешательстве государства в дела семьи ничего странного: "Родители не должны считать, что это их частная жизнь. Иначе как обществу, которое стремится защищать детей, быть информированным?"

Кстати, многие читатели вспомнили недавний случай с индусскими детьми, которых местные социальные службы отняли у родителей ("Правда.Ру" подробно рассказывала об этом). Один из комментаторов поделился интересными подробностями продолжения этой истории: "Через несколько дней после этого эпизода Telenor (крупнейшая норвежская телекоммуникационная компания — Прим. ред) потеряла лицензию на деятельность в Индии, якобы из-за "коррупции", что может привести к потерям вмиллиарды долларов для компании". "Может, Telenor обратиться за помощью к Лисбаккену?" — ехидно советует читатель.

Впрочем, и внутри Норвегии родители, у которых средь бела дня государство в буквальном смысле ворует детей, не хотят больше молчать. Правда, пока это касается только мигрантов, а не самих норвежцев. Как сообщает издание utrop. no в своей статье, напечатанной несколько дней назад: "2011 стал годом, когда многие нацменьшинства протестовали против действий барневарн. Протесты были вызваны несправедливыми случаями, когда родителей лишали их детей". Как подчеркивает издание, служба социальной защиты совершенно не учитывает мультикультурную составляющую жизни новых граждан Норвегии.

Самый массовый протест случился в апреле минувшего года, когда сотни сомалийских женщин прошли по улицам правительственного квартала в Осло, требуя вернуть обратно отнятых у них детей. И подобный демарш возымел действие на местные власти. Лидера акции протеста тут же избрали в городской совет Осло, где она стала единственным представителем всех мигрантов.

Похоже, местным властям все труднее закрывать глаза на требования, которые им предъявляют представители нацменьшинств. И дело вовсе не в политкорректности, а в численности этих самых "меньшинств". Издание utrop. no приводит весьма пугающие данные статистики: в 2011 году из 151 822 детей и молодежи в Осло — в возрасте от 0 до 22 лет — более 48 тысяч составляли представители других национальностей. Как констатируется в статье, чиновники долго закрывали глаза на эту реальность. И вот она у них на пороге. Можно ли не считаться с теми, которых уже треть, а завтра, возможно, будет большинство?

Могут ли работники опеки и дальше игнорировать национальные особенности воспитания детей, благодаря которым они так легко разлучают их с родителями? И не грозит ли новый закон Лисбаккена социальным взрывом "спокойной и благополучной" Норвегии?

Скандинавские страны во главе с Норвегией из года в год занимают лидирующие позиции во всевозможных рейтингах уровня жизни. Поэтому неудивительно, что они становятся все более популярными для эмиграции. Иностранные девушки все чаще стремятся выйти замуж за норвежца – так они обеспечивают себе стабильность, благополучие во всех сферах жизни и получают надежного спутника, который не бросит в трудную минуту. Так ли хороши норвежцы, как принято считать?

Норвежцы в быту – какие они?

Краткий ответ – да, они именно так хороши, как принято считать. В большинстве своем норвежские мужчины красивы, развиты физически (благодаря внимательному подходу к медицине и развитию спорта в стране) и уважительны по отношению к женщинам. Характер у них, как принято говорить, «спокойный, нордический». И это чистая правда – вывести норвежца из себя очень трудно. При этом они, как и все скандинавы, несмотря на стереотип, вовсе не хмурые и суровые, а, как раз наоборот – очень эмоциональные. В Европе вообще не принято скрывать своих эмоций, это отличительная черта стран постсоветского пространства. Так вот норвежцы многих других европейцев в этом даже переплюнули: демонстрировать свои чувства (даже слезами) на публике в Норвегии абсолютно не зазорно и никто их не старается удержать в себе.

В хозяйстве норвежцы также дадут фору многим национальностям. Они крайне неприхотливы как к окружению, так и к еде, никогда не будут требовать ничего сверхъестественного. Более того – хлопотами по дому норвежский мужчина будет безропотно заниматься наравне с женщиной. Вообще, в скандинавском обществе нет разделения на исключительно мужские или женские занятия или домашние дела. Каждый мужчина в полной мере обучен самостоятельно вести быт, и он замечательно налажен даже у одиноких норвежцев. Для семейного очага он, быть может, и не будет подходить в полной мере, но, как мы уже говорили, скандинавы очень неприхотливы и привыкли довольствоваться малым. При том, что возможности большинства из них позволяют иметь многое.

Институт семьи в Норвегии

Брак в жизни норвежца отыгрывает важную роль, причем не только личную, но и социальную. Быть женатым в Норвегии – почетно и статусно, в некоторых случаях жена даже может стать своеобразным пропуском на закрытое ранее мероприятие. Но оформлять отношения официально норвежцы, как правило, не спешат – редкие пары заключают брак раньше 26-27 лет. К тому же, серьезная роль брака требует тщательного подхода к выбору спутника жизни.

Что любопытно и заслуживает отдельного упоминания – статус людей, проживающих в так называемом «гражданском браке». В Норвегии он вполне соответствует обычному зарегистрированному браку. Скажем, брачный контракт (с подробнейшим описанием всего, что каждая сторона привнесла в отношения) даже для таких семей – более чем распространенное явление. И в целом брачные контракты для Норвегии – известная практика, не стоит воспринимать их как недоверие к партнеру или что-то в этом роде. Как уже было сказано, брак в Норвегии – очень важное мероприятие, поэтому дисциплинированные и законопослушные скандинавы подходят к нему максимально серьезно.

Тем не менее, развод для жителей этой страны тоже непреодолимой трагедией не является. Благодаря все тем же брачным контрактам стороны чаще всего расходятся спокойно и мирно. Самое главное, что ребенок (если он был) при этом никогда не остается без поддержки. Если он остается с матерью – отец без вопросов выплачивает алименты, если с отцом (что встречается, между прочим, даже чаще) – то он вообще скорее избалован будет. Норвежцы души не чают в детях! Поскольку в Норвегии огромное количество мест, куда можно с пользой сходить или съездить, то такие вылазки устраиваются регулярно. На прогулку в лес, на рыбалку, в горы – вариантов очень много. Отличное семейное времяпровождение!

За новорожденным ребенком семейная пара тоже ухаживает вместе – декрет распространяется и на мужа. Женщина может сама выбирать, какой срок декрета ей необходим. Минимальный – семь месяцев с выплатой зарплаты в полном размере. Потом – с постепенным уменьшением.

Особенности жизни в Норвегии

Норвегия – страна-лидер по уровню жизни вот уже несколько лет подряд. Конкуренция происходит исключительно между другими скандинавскими государствами – Швецией, Финляндией, Исландией. Здесь минимальный уровень преступности, инфляции и безработицы. Последний пункт особенно важен для любой потенциальной жены норвежца. Но сильно переживать не стоит – найти работу в Норвегии достаточно просто. Так же, как и получить местное образование. Рабочий день в Норвегии короче, чем у нас – в неделю положено отработать не более 37 часов. Почти все население страны свободно говорит на английском, но и норвежский выучить все-таки желательно. Хотя даже в Норвегии Вы, скорее всего, встретите немало соотечественников, девушки из стран бывшего СССР регулярно переезжают в Скандинавию.

Поначалу приезжих очень удивляет отсутствие у норвежцев общепринятых, казалось бы, правил поведения по отношению к женщинам: пропустить к двери первой, подать руку, поднести тяжелую сумку и так далее. Но это тоже особенности менталитета, не более – равные права и время привели к тому, что норвежки просто перестали воспринимать эти действия как данность и теперь это считается нечто вроде демонстрации слабости женщины. Но если попросите или объясните свое отношение к вопросу – в помощи Вам не откажут.

Оформление документов

Официально оформить необходимые для заключения брака документы в Норвегии крайне сложно. В каждой фюльке (административная единица королевства, губерния) могут различаться правила, регламентирующие способы замужества норвежца с иностранкой. Их мужу желательно узнать заранее. Где-то девушке может потребоваться виза невесты (ее получения можно ждать несколько месяцев), а где-то хватит обычной, туристической. В любом случае понадобится приглашение. Из документов, кроме паспорта, наверняка понадобятся свидетельство о рождении и справка о разрешении на брак. Переведенные и заверенные, разумеется.

Как вариант – брак можно зарегистрировать в церкви. В Норвегии церковь не отделена от государства и брак, заключенный тут, будет иметь точно такую же юридическую силу. Настоятель тоже обязательно будет смотреть документы, но вся процедура может пройти быстрее и без мелких придирок к тонкостям.

По приезду в Норвегию обязательно нужно будет пройти процедуру постановки на учет в местной полиции. Там Вам выдадут личный номер, к которому привязываются все услуги, которые гарантирует и обеспечивает государство: страховка, обучение, медицинские услуги.

Как и где познакомиться с норвежцем

Если Вас заинтересовал мужчина-скандинав и Вы, в частности, хотите замуж в Норвегию, то будьте уверены, что такая возможность у Вас есть в любом возрасте. Как мы уже говорили, большинство норвежцев, как и многие европейцы, не торопятся искать себе жену, предпочитая сначала крепко стать на ноги. Обратная ситуация, когда норвежская пара разводится после длительных отношений – тоже не редкость. В итоге норвежцы 35-45 лет остаются одни с весьма ограниченным количеством вариантов методов знакомства.

И самый популярный из них – знакомства в Сети. Этот способ выгоден для всех, потому что достаточно быстро позволяет отсеять тех, кто настроен несерьезно. Но и здесь есть нюансы. К сожалению, большинство существующих сайтов знакомств не предусматривают проверку данных которые пользователь заявляет о себе. Вам предлагается делать это самостоятельно. А это может привести к безрезультатной потере времени и нервов.

Агентство Paradise Date и случай из практики

Вот и получается, что единственным способом, который гарантировано позволит Вам завести перспективное знакомство с представителем столь далекой и экзотической для нас страны, как Норвегия – это международное брачное агентство. В Харькове крупнейшая подобная компания называется Paradise Date и, помимо остальных, предлагает девушкам знакомство и с норвежцами. Самый свежий пример – девушка по имени Наталья, которая только после 35 серьезно подошла к вопросу поиска супруга. Она не искала мужчину конкретной национальности, не гналась за лучшей жизнью (благо, сама зарабатывала достаточно), но, отвергнув нескольких излишне настойчивых по ее словам кандидатов, сделала выбор в пользу тихого и спокойного норвежца Арне. Мужчина очаровал Наталью историями о своей семье и совместных путешествиях. Когда мужчине пришла пора возвращаться, Наталья не задумываясь последовала за ним. Сейчас она вернулась, но только для того, чтобы подготовить документы для полновесного переезда в Тронхейм.

История Натальи – не уникальна. В Paradise Date с 2008 года сформировано больше сотни семейных пар. Мужчины из Европы, Америки, стран ближнего Востока оставляют свои данные в агентстве, потому что безупречная репутация компании говорит сама за себя. Все данные, которые оставляют о себе клиенты, являются конфиденциальными, и доступ к ним получают только проверенные кандидаты. Все услуги в полной мере оплачиваются мужчинами, от девушки требуется лишь заполнить свой профиль.

По мнению современных исследователей, Норвегия – прекрасное место для жизни пенсионеров: гарантии доходов, забота о здоровье, личные возможности и . Можно ли то же самое сказать о жизни детей в Норвегии? Ждать пенсионного возраста мы не стали и отправились всей семьей на отдых в южно-норвежскую деревушку Мирёкер на границе со Швецией.

Семейный эко-туризм в Норвегии

Поехать в Скандинавию летом может только уставший от пыли и духоты житель российского юга в поисках чистого воздуха и уединения в условиях скандинавской прохлады и европейского комфорта. А почему бы нет? Ведь в июле и августе в холодной стране викингов можно найти интересные возможности для расширения детского кругозора и укрепления здоровья малыша: плавание в бодрящей прозрачной воде порожистых рек и морских заливов, велоспорт, общеукрепляющие прогулки по тихим норвежским деревенским улочкам, барбекю на фоне потрясающих воображение белых ночей. По этим причинам и возник наш проект «Освежающая прохлада Скандинавии» или «Эко-туризм с ребенком в Норвегии».

Многие городские жители скандинавских стран владеют дачными домиками в сельской местности и стараются проводить там как можно больше времени. Так решили сделать и мы – забрались в лесную норвежскую глушь на целых две недели и полностью растворились в неповторимой северной тишине. Время отпуска быстро пролетело за интересными занятиями:

Велоспорт
Хорошие дороги, сообразительность местных пешеходов и редкие дождики – хорошие спутники для

Солнечные ванны после полудня
Летом на юге Норвегии часто выдаются довольно солнечные дни, поэтому мы ежедневно «загорали», вернее сказать, попросту грелись на солнышке, уютно устроившись в шезлонге.

Закаливающие купания в горных норвежских реках
Нашу ближайшую речку мы назвали «Черной», потому что вода была хотя и чистой, но из-за мельчайших частиц горных пород казалось темной. Мы старались купаться каждый день, понимая, что это – изысканное удовольствие.

Сбор дикой малины и прогулки по тихим норвежским дорогам
Я чувствовала себя настоящим сибирским медведем, пробираясь по диким зарослям к манящим «огонькам» - пропадающей на солнце огромной и сладчайшей дикой малине. Невиданный урожай земляники, костяники и малины помогал выманивать маленькую дочь-лежебоку из дома на длительные прогулки среди мирно пасущихся овечек, гривастых коней и любопытных коров на фоне фермерских домиков.

Лечение родниковой водой
В этой стране довольно высокие цены на продукты питания, возможно, поэтому среди норвежцев не так много людей, которые могут позволить себе регулярно объедаться. Понаблюдав за стройными энергичными деревенскими жителями, я сама захотела заняться оздоровлением в виде лечебного голодания на родниковой воде. Родник находился прямо на нашем участке, и мы с дочкой каждое утро отправлялись за «прозрачным лекарством». И хотя водопроводная вода в Норвегии обычно не нуждается в дополнительной фильтрации, вкус обогащенной железом родниковой воды более приятен и мягок.

Уборка приусадебного участка
В Норвегии каждый владелец деревенской усадьбы очень серьезно относится к вопросу аккуратно выкошенной лужайки. Косить траву с помощью газонокосилки – святая обязанность скандинавских мужчин. Однажды я даже встретила маленького мальчонку, который играл с игрушечной косилкой, подражая отцу, занимающемуся уборкой на участке. К тому же, уборка территории особенно полезна, когда ты решил сбросить лишние килограммы во время отдыха.

Отношение к детям проявляется уже в вагоне поезда
Путешествуя всей семьей в этой стране, мы столкнулись с приятной для любого родителя заботой и защитой интересов детей. Это проявлялось во многих мелочах, хотя бы в том, что мы смогли без проблем купить билеты с местами в специальном детском вагоне, где оборудована игровая комната для непоседливых карапузов. Там наша дочь провела почти все десятичасовое путешествие из Осло в Трондхейм, пока я любовалась горными красотами дикой природы.

Невысокие горки, лабиринты, мягкие матрасы для безопасного передвижения, а также большой плоский телевизор с мультфильмом о норвежском кораблике помогли Арине почувствовать, что о ней позаботились. Ведь маленькому непоседе очень тяжело долго сидеть без движения в закрытом пространстве даже суперсовременного скоростного поезда.

Не любишь кричать на детей, тогда добро пожаловать!
Скандинавы по своей природе очень спокойный народ, поэтому, как мне кажется, им трудно понять тех родителей, которые «любят» своих детей до такой степени, что могут накричать или устроить жестокую порку в воспитательных целях. Зная о том, что норвежцы законодательно определились с тем, что будут воспитывать детей без криков и прессинга, я сама стала чаще задумываться о том, как нестандартно решить возникающие конфликты в отношениях с ребенком. Четкая позиция скандинавских родителей стала стимулом для поиска о том, как правильно провести границы и научить дочь нести ответственность за свое поведение.

Традиции в Норвегии – основа отношений в семье

Жизнь семей в Скандинавии регламентируется многими обычаями и вековыми традициями, которые передаются из поколения в поколения. Особенное время укреплению отношений в семье уделяется в период подготовки и празднования Рождества. Например, хороводы вокруг елки водят обычно все члены семьи: и стар, и млад. На церковных праздниках поют детские песенки с движениями и бабушки, и мама, и подростки, и трехлетние карапузы. «Мы играем с нашими детьми и передаем им наши традиции, ценности, веру», - счастливо улыбаясь, сказал мне однажды пожилой норвежец, распевающий традиционную рождественскую песенку вместе со своими маленькими внуками.

Норвежские детские сады – близость к природе и тренировка на выносливость

Наблюдая за тем, как построены норвежские детские сады, я отметила, что игровые площадки оборудованы очень практичными , а сама территория для игр часто покрыта мелкими голышами. Такое покрытие очень удобно, поскольку снижает травмоопасность при беге или падении с качелей, а деревянные и металлические спортивные комплексы не выделяют вредных веществ. Я слышала, что строительство детской площадки для детского сада в Норвегии возможно только после разработки специалистом-архитектором наиболее оптимального плана расположения всех качелей, горок и деревянных домиков. В этом опять проявляется желание норвежцев во время пребывания в детском саду.

Выносливость, сила, упорство – ценности, которые формируются маленьких скандинавов с детсадовского возраста. Иногда это может шокировать неподготовленного иностранца. Дети в детском саду ежедневно отправляются на прогулки, а погода в этой стране – крайне капризная дама. Детсадовцы могут попасть и под дождь, и под палящее солнышко, и под сильный снегопад. При этом на них и воспитателях надеты непромокаемые комбинезоны и специальные жилеты со светоотражающими нашивками – неизменная экипировка дошколенка на прогулке. Даже зимой детишки не сидят часами в игровых комнатах, а подолгу играют на свежем воздухе, смело бродят в парках и лесах. Не раз я наблюдала группу из детского сада посреди колосящегося поля в норвежском пригороде, и думаю, что это неслучайно. У жителей Скандинавии сложилось довольно трепетное отношение к родной природе, которое выражается в практических шагах, например, хотя бы в том, что газированные напитки наливаются в пластиковые бутылки многоразового использования, а стеклянную тару легко сдать в приемном пункте продуктового магазина. Однозначно, что такое отношение возможно сформировать только при постоянном на хрупкости красоты родной земли и об ответственности за сохранение этого бесценного ресурса для новых поколений.

Именно поэтому норвежские детсадовцы регулярно выходят на прогулки, отправляются в походы и пикники. Непроизвольно возникает ощущение, что здание детского сада – это лишь место для сна и обеда после утомительного приключения в поисках интересного и нового. Надо отметить, что и здесь защита о детях – на высоте! По правилам, один воспитатель может взять только четверых детей на экскурсию: идеальный баланс безопасности и комфортного общения между взрослым и детьми, когда каждому малышу можно уделить максимум времени и внимания. Возможно, поэтому норвежские дети такие спокойные, общительные и доверчивые.

Норвежские мамы тоже ходят в детский сад!

В Норвегии достаточно большое разнообразие детских садов: это и государственные, и частные, и даже такие, куда любая мама приходит вместе с детьми и . Все детские сады очень хорошо оснащены: новые книги, развивающие деревянные и пластиковые игрушки, компьютеры для подготовительной группы.

Детские сады, куда можно прийти с ребенком на несколько часов, очень удобны для многодетных мам, которые не спешат на работу. Я обратила внимание на то, что норвежки не торопятся замуж до тридцати лет, а занимаются обучением и карьерой. Зато после тридцати многие женщины целенаправленно отдаются деторождению, поэтому у детей в Норвегии обычно небольшая разница в возрасте. Очень часто я видела : одно отделение – для грудничка, а второе – для двухлетнего карапуза, а третий ребенок – постарше – стоит на специальной ступеньке, прикрепленной к детской коляске. Так и путешествуют – квартетом!

Обычно такой «кратковременный» детский сад находится недалеко от дома, поэтому мама может привезти всю детвору и спокойно общаться с подругами, пока дети играют друг с другом. В здании детского сада оборудованы специальные зоны:

Столовая, где мамы кормят малышей в специально отведенное для этого время,
игровая комната, здесь воспитатель (обычно в таком саду достаточно одного сотрудника) проводит игры, а также занятия по рисованию, поделкам и пению,
огороженная детская площадка с горками и качелями для желающих погреться на солнце.

В удобной прихожей можно поставить коляску со спящим малышом, а просторные уборные со специальной сантехникой для дошколят помогают ребенку поскорее вырасти из памперсов.

Церковь и детский сад

В Скандинавии, где не так давно разрешены однополые браки, проблема сексуального воспитания становится все более насущной. В российских новостях периодически появляются сообщения о том, как порой . Однозначно, что норвежское общество катастрофически нуждается в психологах и сексологах с библейским мировоззрением, чтобы помочь детям разобраться с половой принадлежностью. Такие профессионалы смогли бы разработать специальные рекомендации для сотрудников служб опеки и восполнить информационный вакуум, который возник в обществе и привел к тому, что у мальчика или девочки появляются .

Для сбалансированного взгляда на эту проблему хочу привести факт из моей жизни, показывающий и другую сторону медали. Во время поездки в Трондхейм, крупный норвежский город, я случайно попала в частный детский сад, организованный на базе церковного здания. В таком детском саду мне не встретилось книг об однополых родителях, зато в глаза сразу бросились всевозможные детские Библии и другая назидательная литература. Очень приятно было увидеть и большое разнообразие детских игрушек на библейскую тематику. Прихожане этого храма сознательно пошли на такой шаг, чтобы обычные дети с малых лет привыкали к ежедневному нахождению в стенах церкви, молитве и чтению Священного Писания.

Норвежские папы поставлены перед серьезным выбором

Когда приезжаешь в первый раз в Норвегию, то сразу бросается в глаза то, что местные жители вечером не спешат задергивать шторы. Невольно любой прохожий становится свидетелем обычной жизни соседей по району. Отсутствие высоких оград и заборов тоже немного непривычно для российского туриста. Но, видимо, такая открытость и прозрачность – культурная особенность северных народов. В маленьких норвежских городках и деревеньках все друг друга знают, и тут трудно что-то скрыть. Это позволяет привлечь к ответственности всех нарушителей закона и порядка, а также сформировать у граждан чувство ответственности друг перед другом. Поэтому желание защитить права норвежских детей на фоне всеобщей прозрачности выразилась в довольно необычной форме: с 2005 года норвежские доноры спермы не могут уже рассчитывать на анонимность.

Такой «папа» по закону не может иметь более восьми детей, поскольку каждому норвежскому ребенку дано полное право по достижении восемнадцатилетнего возраста постучаться в дом к отцу-донору и обратиться за помощью и моральной поддержкой. Перед тем, как принять решение о донорстве, мужчина, желающий помочь бездетным парам, поставлен в ситуацию долгого и мучительного выбора. Психологически принятие такого ограничивающего «отцовское донорство» закона – вполне оправданный шаг, если учитывать то, что не каждый житель Норвегии готов к тому, чтобы в один прекрасный день стать «многодетным отцом».

Лично у меня вызывает симпатию та серьезность, с которой норвежцы воспитывают детей и заботятся об укреплении внутрисемейных связей. Потрясает их аналитический подход даже к такому щепетильному вопросу, как проблема бездетности и бесплодия, не говоря уже о ненасильственном воспитании, возможности получить свободный доступ к информационным ресурсам и других правах маленьких граждан норвежского королевства.

Фото - фотобанк Лори

Отношения между полами в Норвегии значительно более свободны, чем во многих других буржуазных странах, а положение женщины более равноправно. Парни и девушки встречаются на совместной работе, во время воскресных посещений кирки, на танцах, в кино, на спортплощадках. Взрослая девушка имеет право принимать у себя дома гостей, в том числе и молодых людей. До сих пор сохранился в сельских местностях обычай субботнего посещения парнями девушек в гордах. Эти субботние посещения приводят к любовным связям, которые часто заканчиваются официальным браком.

Средний брачный возраст в Норвегии у мужчин 25 лет, у женщин - 22-23 года. Впрочем, в сельских местностях девушки выходят замуж раньше, в 19-20 лет.

Часть сельской, рыбацкой и рабочей молодежи откладывает заключение брака до тех пор, пока не «улучшатся обстоятельства». Нередко бывает, что молодая пара расходится, так и не дождавшись свадьбы. Беременность обычно ускоряет свадьбу, и объясняется это не только этическими мотивами, но и особенностями законодательства. Аборты запрещены. На каждого родившегося ребенка матери выдается государственное пособие. Независимо от этого женщина, забеременевшая вне брака, обязана за шесть недель до родов сделать заявление местному судье об отце будущего ребенка. Если названный отцом человек не опротестует этого заявления, судья обязывает его оплатить расходы по родам и платить впоследствии алименты. В случае его протеста суд устанавливает отцовство после рождения ребенка путем опроса свидетелей и экспертизой крови новорожденного. В небогатых семьях предпочитают принять в дом молодую женщину-работницу, чем платить алименты. Но в богатых семьях, если родители жениха считают девушку не парой своему сыну, нередко затевается судебная тяжба. На почве таких тяжб разыгрывается много житейских трагедий.

В сельских местностях, если встречи молодых клонятся к свадьбе и родители согласны на свадьбу сына, в дом девушки посылают сватов. Свадьбе всегда предшествует обручение, которое устраивается в доме невесты. Родственники приносят обручаемым подарки. На самом видном месте на праздничном столе ставится обручальный торт в виде конусообразной башенки. Даже там, где есть электричество, зажигают свечи в подсвечниках или канделябрах.

После обручения молодые официально считаются женихом и невестой. Свадьба же справляется позже, когда жених сочтет себя экономически подготовленным к тому, чтобы содержать семью.

В большинстве сельских районов Норвегии свадьба происходит в доме, где будут жить молодожены. Но в Телемарке начинают празднество в доме невесты, откуда ее увозят в кирку, а потом в дом молодых. Поездка в кирку сопровождается барабанным боем и выстрелами в воздух. Рядом с женихом и невестой едет и играет скрипач. По возвращении из кирки в дом молодоженов молодую угощают пивом, и она бросает опорожненный кубок через голову. Свадебным пиром руководит кьёкеместер (kjokemester ) - обычно близкий родственник невесты или жениха, избранный на эту традиционную должность. Он угощает и веселит гостей.

За столом поют свадебные песни. Вечером, перед брачной ночью, происходит шуточная сцена выкупа женихом ложа невесты. Раньше было принято на следующее утро вывешивать брачную простыню. Утром родители и гости дарят молодым подарки, а те обносят их пивом и водкой. Нередко свадьба продолжается несколько дней. Впрочем, весь ритуал свадьбы соблюдается ныне только в богатых семьях, а у бедняков все делается проще и скромнее. В рабочих семьях свадьба сводится к тому, что после регистрации брака и венчания в кирке приглашенные на свадьбу гости ужинают с молодыми за праздничным столом и потом поют песни и танцуют.

Рождение ребенка не вызывает таких больших церемоний, как свадьба. Через несколько дней после рождения ребенка крестят в кирке. В сельских местностях после этого приглашают пастора и близких родственников на праздничный обед. У норвежцев практикуется обычай давать детям имена дедушек, бабушек и любимых родственников. Чтобы никого не обидеть, ребенку иногда дают по два-три имени. Многодетные семьи встречаются только в сельских местностях. Чаще же всего и там число детей не превышает трех, а в городах - одного-двух.

Норвежцы редко применяют к детям физические наказания. Очень ценится воспитание ребенка в детском коллективе. Правда, детских яслей в стране мало: на предприятиях их вообще нет, а коммунальных недостаточно для размещения большинства детей городов. Зато, как и в прошлые столетия, широко бытует обычай приглашать к себе на лето и на рождественские каникулы детей из знакомых семей.

У крестьян дети уже с 12-13 лет работают в домашнем хозяйстве, у рыбаков - с того же возраста выходят в море вместе с отцами. Примерно в том же возрасте начинают зарабатывать дети рабочих и городской бедноты, прислуживая в гостинице или магазине, занимаясь продажей газет и т. п. Родители не требуют заработанных денег. Обычно дети сами расходуют свои кроны: на сигареты, на кино или рано приучаются копить их.

Современное норвежское законодательство не признает преимущественных прав кого-либо из детей на наследование недвижимого имущества. Но народные традиции не мирятся с этим, и крестьяне в той или иной форме сохраняют преимущественное право старшего сына на наследование земли и построек. Во избежание конфликта с законом, передача недвижимости происходит по возможности при жизни главы семьи, тотчас после женитьбы сына. Правда, наследник должен получить у отца согласие на женитьбу. Если отец в силах вести хозяйство сам и не хочет передавать его наследнику, он имеет возможность оттянуть этот момент на любое время или вообще запретить женитьбу, а если наследник женится вопреки его воле, не передать ему хозяйство.

Младшим сыновьям предварительно выделяется их доля имущества в виде денег или скота, а незамужним дочерям определяется приданое. Как правило, недвижимость не дробится при наследовании, но наследник обязуется содержать братьев и сестер до их совершеннолетия. Условия этого содержания, оговоренные на семейном совете точным соглашением, называются кор (каг). Нередко передача хозяйства старшему сыну производится во время самой свадьбы, после того как выпиты тосты за молодоженов и приняты подарки и поздравления. Гости - владельцы соседних хозяйств - поднимают жениха ца руках над головами и приговаривают: «Мы поднимаем тебя на уровень хозяина». После этого ритуала старый хозяин передает почетное место в конце стола своему наследнику, подчеркивая этой передачей, что отныне к его теперь уже женатому сыну переходят как двор, так и достоинство хозяина.

В горде обычно несколько жилых строений. Одно из них уступается по условиям кор отцу с матерью, которые отныне заводят там свое домашнее хозяйство. Если же жилой дом один, то в нем выделяют для старой четы особое помещение. Родители устраняются от руководства хозяйством горда, хотя могут принимать некоторое участие в общих домашних работах.

Смерть человека отмечается в семейном быту значительно торжественнее, чем рождение детей, и связана со множеством обрядов и поверий. Известный норвежский этнограф Кристофер Вистед иронически заметил, что крестьяне смолоду готовятся к своим похоронам. Еще в XIX в. среди приданого невесты были тканые одеяла, употреблявшиеся при погребении, а свадебная рубаха жениха, расшитая руками невесты, тотчас же после свадьбы откладывалась в сундук, чтобы быть надетой на этого человека лишь при похоронах. Мужчины в цветущем возрасте готовили загодя себе гробы, а старые люди хранили наготове солод для варки пива на свои похороны.

Теперь многие обычаи исчезают, но следы их сохраняются кое-где в горных долинах, особенно в западной и южной Норвегии. Старые люди еще помнят похоронные игры : пока покойник лежал в горде, родные бодрствовали по ночам, а соседская молодежь собиралась с вечера в усадьбе умершего и плясала здесь до утра, с небольшими перерывами для пения похоронных молитв. При выносе гроба с покойником на кладбище, его трижды обносят вокруг дома. В прежнее время гроб обносили вокруг очага. Вплоть до конца XIX в. погребальный кортеж во многих сельских местностях был связан только с двумя средствами передвижения: лодкой и санями. Гроб ставили на сани даже летом, причем покойника вносили на кладбище не через ворота, а втаскивали через забор или разбирали часть ограды.

Некоторые старые похоронные обряды сохраняются, но меняют свою форму. В городах близкие родственники покойного носят траур - одеваются во все черное, мужчины, кроме того, нашивают на рукав повязку из черного крепа. В сельских местностях женщины, напротив, надевают праздничные платья, но поверх накидывают белое покрывало, закрывающее голову и часть туловища, или прикрываются белой пелериной, спускающейся с головы на плечи.

После погребения ближайшие родственники умершего приглашаются на поминки. Богатые люди устраивают роскошные поминальные обеды, люди победнее ограничиваются скромной закуской.

На седьмой день после смерти устраивают поминки, называемые «грав- эль» (gravel ), что значит «погребальное пиво».

Политические партии и профессиональные союзы

В Норвегии довольно рано возникли политические партии. В 1882 г. возникла партия мелкой и средней буржуазии и чиновничества - «Венстре» (Левая). Два года спустя, в 1884 г., образовали партию «Хейре» (Правая) представители банковских кругов и крупной буржуазии. Названия партий отражали политические позиции этих группировок: первая была либеральной партией, вторая - последовательно реакционной, одна занимала левые, другая - правые позиции общего фронта буржуазных политических партий.

В 1887 г. возникла Социал-демократическая партия Норвегии. С 1918 г. под воздействием Октябрьской революции в России в этой партии усилилось левое течение. В 1919 г. она была принята в состав Коммунистического Интернационала. В 1921 г. правые социалисты раскололи партию и образовали Рабочую партию Норвегии (РПН), которая вышла из Коммунистического Интернационала. В 1923 г. левое крыло социал-демократической партии образовало Коммунистическую партию Норвегии (КПН).

С 1935 г. и до наших дней, кроме годов оккупации страны фашистами, РПН постоянно находится у власти. В 1951 г. в составе РПН образовалась оппозиционная так называемая Независимая группа, которая десять лет спустя выделилась в Социалистическую народную партию, борющуюся под лозунгом: «Против атомного вооружения страны, за активную мирную политику вне НАТО и социалистическую Норвегию». Последняя часть лозунга этой партии понимается как путь к социализму через реформы, через постепенное улучшение экономического положения народа в условиях капитализма.

Сельская буржуазия вплоть до 1920 г. безраздельно поддерживала партию «Хейре» и отдавала ей голоса на выборах в государственные органы. В 1920 г. сельская буржуазия основала Аграрную партию, объединившую широкие слои крестьянства. В 1933 г. эта партия раскололась на две. Наиболее реакционная часть партии - кулацкие элементы выделились в партию фашистского уклона под названием «Национальное объединение» во главе с Квислингом. После ухода фашистских элементов Аграрная партия стала придерживаться более левой ориентации. Она стала называться Крестьянской партией. В годы второй мировой войны и оккупации страны гитлеровцами квислинговская партия «Национальное объединение» была опорой оккупантов.

Еще раньше, чем партии, с 1870-х годов в Норвегии возникли профессиональные союзы. В 1899 г. было основано Объединение профсоюзов Норвегии (ОПСН). В 1945 г. ОПСН вступило во Всемирную федерацию профсоюзов, но, после того как в апреле 1949 г. реакция втянула Норвегию в агрессивный блок НАТО, правые профсоюзные лидеры добились перехода ОПСН в про- буржуазную Международную конфедерацию профсоюзов. В настоящее время в норвежских профсоюзах состоит более полумиллиона человек. Это самое большое объединение самодеятельного населения страны.

Руководящее положение в ОПСН удерживает Рабочая партия Норвегии. Она же держит под контролем деятельность Кооперативного объединения в сельском хозяйстве и отраслевых профсоюзных организаций.

Общинные традиции

На протяжении всей своей истории Норвегия была крестьянской страной. Она не знала крепостного права, и элементы дофеодальных отношении проявляют чрезвычайную живучесть вплоть до наших дней.

Еще в XIX в. повсеместно параллельно существовало два вида общины: хуторская, или дворовая (gdrdssamfunri ), и соседская (grannesamfunri ). Хуторская община включала в себя всех людей, которые родственно или экономически связаны с владельцем хутора - горда. Это его жена, его родители (если владелец наследовал хозяйство при их жизни), дети, братья и сестры, а также батраки, домашняя прислуга, арендаторы и бездомная беднота или инвалиды, которые, согласно определению прихода, живут иждивенцами при крестьянском дворе. Главным фактором, цементирующим дворовую общину в одно целое, была экономическая зависимость членов хуторской общины от хозяина. Норвежские исследователи указывают на глубокие патриархальные корни этой власти. Считалось само собой разумеющимся, что хозяин сам принимает все решения и волен по своему усмотрению собирать или не собирать семейный совет. По характеру экономических отношений между людьми хуторская община очень напоминала большую семью и может рассматриваться как ее пережиточная форма.

Взаимоотношения между ближайшими дворовыми общинами и общность прав этих общин на окружающие их угодья - леса, пастбища, водоемы, а зачастую и луга - порождали коллектив экономически связанных соседей - соседскую общину. В некоторых районах Норвегии даже часть пахотной земли вплоть до XIX в., а кое-где и до начала XX в. все еще оставалась в соседской общинной собственности. И в наши дни сохранилась общинная собственность на некоторые лесные участки, на право рыбной ловли, на пастбищные участки в горах.

До сих пор местами сохранились, а до начала нашего века повсеместно бытовали традиции общинной взаимопомощи. Самый близкий круг соседей- общинников - в пределах поселения или нескольких близко расположенных хуторов - образовывал постоянный коллектив, который был связан обязательством помогать в организации крестин, свадьбы или похорон каждой семье. Такой коллектив для взаимопомощи между ближайшими соседями носит специальное название граннелаг (grannelag - объединение соседей).

Те же виды помощи оказывали семье и далекие соседи, из других гранне- лагов, если помощи одного было недостаточно и нуждающаяся в помощи семья просила об этом. Такое объединение дальних общинников носит название - белаг (belag - объединение людей по просьбе).

Одна из важнейших общинных традиций, бытующая до наших дней,- взаимопомощь в труде, или дюгнад (dugnad ). Дюгнад может организовать любой общинник, когда ему требуется больше рабочей силы, чем имеется в его хозяйстве,- на весенней пахоте, посеве, сборе урожая и др. За помощь работой, как и за помощь в организации крестин, свадьбы или за участие в похоронах принято потом угощать.

Праздники

Самые чтимые торжества - рождество и пасха До конца прошлого века каждый раз рождественским праздникам предшествовал праздник святой Люсии (13 декабря). В это утро самая красивая девушка в богатом доме при первом крике петуха входила в комнату прислуги, одетая в белое платье с красным шарфом вокруг талии и с металлической короной, на которой горели девять свечей, на голове. Подавая кофе и освященный хлеб, она пела. Праздник знаменовал внесение святой Люсией света в темное время года - к рождественским праздникам. Само имя святой происходит от «lux », « lys », что значит «свет».

К началу нашего века этот обычай постепенно исчез. Но с 1953 г. он был возрожден в Осло по инициативе буржуазной газеты «Моргенпостен». 13 декабря девушка, избранная накануне на роль Люсии, в сопровождении шести подруг в белых платьях следует по улицам города. У святой Люсии на короне горят электрические лампочки в матовых фонарях, имеющих форму свечей. Девушки обходят детские дома и госпитали столицы и вручают рождественские подарки. Затем Люсия отправляется в Стокгольм, куда съезжаются и Люсии из других скандинавских стран.

Праздник рождества называется «юль» (jul ). К юлю готовятся за несколько дней, иногда сразу же после праздника святой Люсии - пекут праздничный хлеб, заготовляют подарки для детей, готовят елку с украшениями, режут свиней и начиняют колбасы.

Накануне праздника дети выставляют на дворе на высоких шестах снопы необмолоченного хлеба, чтобы воробьи и синицы были сыты в день юля.

С пяти часов вечера 24 декабря прекращается по всей стране деловая жизнь, закрываются магазины, театры, кино, прекращается работа на заводах. В семьях, когда соберутся все домашние, садятся ужинать. К праздничному столу подается жареная свинина, гусятина, национальное блюдо - каша флетегрет, пьют хмельные напитки, а в завершение ужина - кофе с рождественским тортом юлекаке. Еще полстолетия назад было принято, по давней традиции, выпекать этот торт из муки из зерна последнего сжатого на поле снопа. Часть юлекаке сохраняли до первой пахоты, и пахарь должен был съесть кусок торта, сидя на плуге. Этим как бы подчеркивалась преемственность между прежним и новым урожаем. Иногда рождественский торт украшали выпеченными из теста фигурками поросят, сосущих свинью, или курицы, сидящей на яйцах (символы благополучия). Эти традиции почти не сохранились.

До конца XIX в. во время рождественского вечера кто-нибудь из ужинающих, отлучившись тайком, делал из соломы чучело и клал его под стол. Такое чучело называлось юлесвен (julesuen - рождественский парень). В некоторых районах Норвегии принято было одевать соломенное чучело в мужскую одежду. В праздничную ночь на 25 декабря рядом с чучелом ставили еду и кружку пива. И теперь этот обычай встречается в горных долинах Вестланна, но соблюдается не полностью. Два рождественских дня - 25 и 26 декабря - норвежцы празднуют - гуляют, пьют, веселятся, а по ночам нередко разъезжают в санях ряженые.

До наших дней бытует обычай устраивать накануне Нового года шуточные шествия ряженых, среди которых непременно бывает и юлесвен; его изображает один из парней. Ряженые несут на палке набитую сеном голову козла с длинной бородой из пакли. Все эти обычаи указывают на то, что праздник рождества был вначале связан с каким-то дохристианским обычаем, видимо, земледельческим. Истоки же праздника Люсии неясны; возможно, что и он возник в дохристианское время.

В конце зимы празднуют масленицу - фастелавн (fastelavn ). К этому празднику пекут круглые булочки с парой изюминок на каждой, сходные со славянскими «жаворонками с глазами».

В одно из воскресений марта устраивается крупнейший в году спортивный праздник в Холменколене. Здесь происходит всенорвежское соревнование по прыжкам с трамплина, и это зрелище популярно не только среди жителей Осло; сюда съезжаются норвежцы из разных концов страны.

Пасху, подобно рождеству, празднуют два дня. Все учреждения, даже увеселительные, закрыты. Часть горожан обычно уезжает в горы или в лес. В сельских местностях празднуют пасху дома, пригласив к себе родственников и соседей.

В ночь с 23 на 24 июня празднуется день Санта Ханса (святого Иоанна). Девушки украшают головы венками из цветов, в домах ставят срубленные березки, пол посыпают душистой осокой. Молодежь прыгает через зажженные костры и водит вокруг них хороводы. На берегах рек и фьордов жгут старые смоляные бочки.

Из национальных гражданских праздников в Норвегии выделяются два: день 1 мая и день 17 мая. 1 мая по всей стране устраиваются демонстрации. Праздник отмечается и как праздник международной солидарности трудящихся и как праздник весны и цветов. Однако он проходит скромнее, чем предшествующая ему пасха или последующий праздник 17 мая, возможно, в силу своего промежуточного положения между двумя крупными для Норвегии праздниками - религиозным и государственным.

17 мая празднуется День независимости Норвегии, который отмечают в память принятой в 1814 г. конституции в Эйдсволле. В 10 часов утра начинается шествие школьников, среди которых выделяются колонны старшеклассников, оканчивающих к этому дню школу. Они идут в красных форменных студенческих шапочках, девушки одеты в белые платья и потрясают над головой розгами - шуточным символом школы. После школьников идут взрослые. Наиболее красочным в этом шествии горожан всегда оказывается колонна Буннелага - крестьянского объединения, в которой женщины и девушки одеты в народные костюмы разных провинций.

Спорт и туризм

Наиболее массовыми являются такие виды спорта, как лыжный, конькобежный и парусный. Они стали поистине народными. Ведь именно Норвегия (и вообще север Скандинавии) была родиной коньков и лыж - по крайней мере лыж спортивного типа, узких и с гладкой нижней поверхностью. В горных районах западной Норвегии до сих пор местами бытуют народные костяные коньки - бегунки.

Норвегия дала человечеству не одного выдающегося лыжника и конькобежца мирового класса - чемпионов Европы и мира. Начинают норвежцы ходить на лыжах и бегать на коньках буквально с раннего детства. Лыжи являются обязательной частью физической подготовки школьников в любой норвежской городской и сельской школе. В последние два десятилетия все большую популярность в стране завоевывают парусные гонки, футбол и особенно хоккей с шайбой.

Довольно популярный вид спорта в стране - горовосхождение и скалолазание. Однако особо высоких вершин в самой Норвегии нет, хотя и немало технически сложных скальных стен по нескольку сот метров высотой. Поэтому, тренируясь у себя в стране на невысоких вершинах и отрабатывая высшую технику скалолазания, норвежцы крупные спортивные восхождения совершают за рубежом - в Альпах, в датском владении Гренландии и в Гиндукуше, где они покорили обе вершины Тирач-мира. Но такие далекие восхождения доступны только более обеспеченной части спортсменов.

В последние 30 лет, особенно в связи с валютными затруднениями после войны, Норвегия широко открыла двери для иностранных туристов В страну устремился все более растущий их поток. Обслуживание их, обеспечение пищей, ночлегом и транспортом составило целую новую отрасль в экономике. Иностранный туризм способствовал улучшению и расширению дорожной сети, постройке многочисленных кэмпингов и горных хижин, появлению в легкой промышленности особой отрасли по производству туристского снаряжения. В последнее десятилетие число приезжающих туристов достигло 1 млн. человек в год (из Швеции, затем из Дании, Англии, ФРГ, США и др.)-