О шнурках и их пользе. О пользе шнуровки для развития ребенка

Шнуровка – это разновидность развивающей игрушки с отверстиями, предназначенными для продевания шнурка. Наиболее распространенными материалами для этой игры являются: дерево вспененный полимер и пластик.

Среди шнуровок наблюдается огромное разнообразие. Так вы можете найти на полках магазинов:

  1. Цельные шнуровки в виде: ягод, овощей, фруктов, предметов быта и т.д.
  2. Шнуровки в виде бусов: , транспорт, фигуры и формы, растения и т.д. и т.п.
  3. Сюжетные шнуровки: На лугу, В лесу, Дерево, Ежик…

Подробно рассматривать возможные виды шнуровок не будем, для этого была отдельная статья в категории . Давайте осветим другие вопросы: какие игры со шнуровкой бывают, насколько эффективны шнуровки для развития мелкой моторики, и в каком возрасте дети могут начинать с ними играть.

Шнуровка: с какого возраста нужна детям?

Учитывая огромную дифференциацию шнуровок, можно с уверенностью сказать, что цельные шнуровки (яблоко, грибочек, сыр) с большим наконечником в виде червячка, мышки, не повредят детям, начиная с 8 месяцев. Конечно, несмотря на отсутствие мелких деталей, игра со шнуровкой должна проходить под присмотром взрослых.

Ближе к двум годам для деток уже подойдут сюжетные шнуровки и бусы. Причем использовать их можно для изучения геометрических форм, цветов, животных, растений, а в качестве шнуровки для мальчиков можно выбрать что-нибудь из транспорта и тем самым помочь ему изучить распространенную технику.

Шнуровки для дошкольников — это отличный инструмент для подготовки руки к письму. Детям в таком возрасте больше подходят шнуровальные планшеты, по сути, пособие шнуровка. Потому что в комплекте с ней идут методические рекомендации по выполнению заданий. Занимаясь с таким пособием, дети стремительно учатся держать уверенно в руках ручку или карандаш.

Как вы успели заметить, для каждого возраста шнуровка способствует развитию определенного навыка, давайте рассмотрим пользу шнуровок для детей подробней.

Шнуровки — игрушки развития моторики и не только

Если говорить о пользе игры со шнуровками для детей, то ее сложно переоценить. Давайте перечислим наиболее очевидные позитивные свойства этих игрушек.

  • Развитая мелкая моторика и шнуровка идут рука об руку. Развитие мелкой моторики, наверное, самое главное призвание шнуровки, потому, что продевая шнурки через отверстия, ребенок чрезвычайно стремительно оттачивает ловкость своих пальчиков. Хоть шнуровка для моторики и ее развития у ребенка делает огромный вклад, это не единственное ее положительное свойство.
  • Развитие речи. Казалось бы, каким образом простая игрушка может развивать речь малыша, а все очень просто. Учеными доказано, что участок мозга, отвечающий за развитие моторики, расположен рядом с областью, отвечающей за развитие речи. Тем самым, развитие участка, отвечающего за моторику, благотворно влияет и на речь.
  • Шнуровки для детей младшей группы в саду, например, помогают закрепить или расширить, знание цветов, геометрических фигур, животных, транспорта.
  • Развитие логического мышления, еще одно положительное качество шнуровок. Ведь разобраться, где чье место на сюжетной шнуровке, это целая логическая задача для малыша.

На этом, конечно, список развивающих свойств шнуровки не заканчивается, но перечислять все нет смысла, наверно и так становится понятно, что эта развивающая игрушка чрезвычайно полезна, не зря ее рекомендуют многие педагоги и психологи, занимающиеся развитием детей.

Какие игры со шнуровками в детском саду могут быть?

Безусловно, количество разнообразных игр со шнуровками огромное множество, поэтому описать все невозможно, опишем только некоторые из них.

Развивающая игра «Собери запасы на зимовку»

Для игры понадобится: Шнуровка - Ёжик или Игра с липучками + шнуровочка «Ежик в лесу»

Цель и задачи:

  • Развитие логического и творческого мышления детей;
  • Развитие мелкой моторики рук.

Ход игры: Необходимо рассказать малышам, где обитают ежики, чем они питаются. Спросить встречали ли они их в живой природе, как ежики проводят зиму. Когда дети выяснят, что ежики зимовку проводят в своих убежищах и перед этим запасаются едой, предложить им помочь собрать ежику запасы. Для этого детки должны собрать грибочки и яблоки на шнурочки и пришнуровать их к спинке ежика.

Игрушка шнуровка, зачем она нужна, и как с ней играть? Почему игрушка шнуровка полезна, и как ее сделать самим?

Игрушка шнуровка: зачем она нужна?

Вы наверно слышали, что очень важно развивать у малыша , так как она напрямую связанна с развитием речи. Играя с мелкими деталями (мозаика, бусины, крупы, вкладыши) ребенок, как раз развивает мелкую моторику ручек. К таким играм также можно отнести игры — шнуровки.

Помимо этого игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику, знакомить с новыми понятиями.

Как играть с игрушкой шнуровкой?

Игра – шнуровка «Пуговицы» подойдет деткам от года. Чтобы заинтересовать ребенка игрушкой, предложите ему пришить пуговицу, как мама. Малыши любят все делать, как взрослые и с радостью будут копировать ваши действия.

Игрушка состоит из трех цветных пуговиц (круглая, треугольная и прямоугольная), шнурка и пластины с отверстиями. На первых порах можно шнуровать только пуговицу, без основы. Покажите малышу, как шнурок ныряет в дырочку и выныривает обратно, но выныривает не там, где ему вздумается, а в соседнюю дырочку или в дырочку наискосок.

Когда ребенок будет справляться с этим заданием, усложняем задачу: необходимо пришить пуговицу к основе, а потом и все три пуговицы.

На примере этой игрушки можно изучать с малышом основные цвета и геометрические фигуры. Для ребенка 3 — 4 лет можно дать задание обвести пуговицы и раскрасить их. Для деток этого возраста в продаже имеются более сложные сюжетные шнуровки. Малышу предлагается картинка, к которой нужно прошнуровать недостающие детали.

В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки — просто стежки, стежки крест-накрест. Научите кроху накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом прошнуровать), завязывать бантики. Помните, что вторая часть — работы — отшнуровать детали — не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.


Ко всем игрушкам – шнуровкам прилагаются схемы сбора картинки. Предложите малышу попробовать собрать свой узор, это положительно скажется на развитии ребенка.

Чтобы игрушка не надоела малышу, и интерес к ней не иссяк, не держите ее вместе со всеми игрушками, а доставайте только на время занятий.

Помните, что для 1,5 годовалого малыша еще нет такого занятие, которое могло бы увлечь его на длительное время, поэтому 5 – 10 минут будет достаточно.

Играйте вместе с ребенком, малыш не будет заниматься тем, что ему не понятно. Покажите, как играть, как шнуровать. Обязательно хвалите малыша за попадание шнурком в дырочку, ведь для него это огромный труд!

Если малыш не проявил интерес к игрушке, значит еще не время. Отложите игрушку, а позже попробуйте снова.

Игрушка шнуровка своими руками

1) Распечатайте понравившуюся шнуровку, наклейте их на плотный картон.

2) Заламинируйте их широким скотчем с двух сторон.

3) Вырежьте шнуровки (если клеили на потолочную плитку, то удобно использовать для вырезания канцелярский нож и линейку).

4) Дыроколом проделайте отверстия в указанных местах (можно использовать шило, или маленькие ножницы).

5) Купите тонкие длинные и короткие шнурки (короткие шнурки — 10 штук для игр шнуровок с карточками, малышу будет более удобно прошнуровать каждую карточку отдельно).

А вот в этой статье еще одна , которую можно сделать своими руками.

Учимся считать от 1 до 5

Распечатайте пять карточек с конфетами и игровое поле. Задача: прикрепить карточку с конфетой к правильной цифре. Сначала ребенок считает конфеты на карточке, а потом находит нужную цифру.

Распечатайте 10 карточек с мячиками и игровое поле. Задача: зашнуровать карточки с мячами к правильной цифре. Сначала ребенок считает мячики на карточке, а потом находит нужную цифру.

Учим понятия: большой, маленький, средний

В комплекте 10 карточек. 10 тем по три карточки на каждую тему. На каждой карточке картинка большого, среднего и маленького размера. Задача: найти карточки одной тематики и разложить их в порядке увеличения или уменьшения размера изображения. Если убрать карточки с картинками среднего размера можно изучать понятия большой маленький.

Домашние и дикие животные

В комплекте два игровых поля (лес – для диких животных, поле с домиком – для домашних), 14 животных. Задача: рассортировать животных по игровым полям.

Ежик

Сегодня ассортимент игрушек, которые продаются в магазинах, настолько широк, что на выбор игрушки можно потратить не один час. Некоторые родители при покупке игрушек руководствуются принципом «Чем дороже – тем лучше». Однако это не совсем корректно. Можно купить игрушку, которая будет стоить не дорого, а пользы для развития малыша будет значительно больше, чем от огромного плюшевого мишки.

Ярким примером здесь могут послужить игры-шнуровки . Шнуровки для детей изготавливают из разных материалов: из дерева, оргалита, из мягких материалов и бывают совершенно разных форм: пуговицы , грибы , груши , яблоки , в форме кедов и букетов .

О пользе шнуровок

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори , а до нее - и Сегеном . Т.е. можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у него затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача, значит и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

К развивающим играм с ребенком не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Поэтому, если в вашей коллекции игрушек еще нет шнуровки, то настоятельно рекомендуем ее приобрести! Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.

Примеры игр со шнуровками

Пуговицы идеально подойдут детям от года. Если вы думаете, что эта игра не может заинтересовать ребенка, поскольку не является яркой, то сильно ошибаетесь. Здесь важную роль играет тот факт, что дети просто обожают чувствовать себя взрослыми. А ничто так не делает ребенка взрослым, как "настоящая" взрослая вещь и "взрослое" занятие.

Поэтому предложите ребенку заняться хозяйством и "пришить" пуговицу. А чтобы маленькие неловкие пальцы справились с этим мудреным делом, пуговица будет большой, иголка - деревянной, а вместо нитки малыш проденет в ушко один из трех ярких шнурков.

Игрушка состоит из пуговицы с четырьмя дырками, деревянной "иголки" и "нитки" - шнурка. Покажите малышу швейные движения - иголка ныряет в дырочку и выныривает обратно, причем сразу обратите его внимание, что выныривать она должна не произвольно, не через край пуговицы, а в соседнюю дырочку или дырочку наискосок.

Для детей постарше (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение вазы с букетом, домика, ежика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали. Давайте рассмотрим на примере шнуровки «Теремок» .

По имеющейся картинке вы с малышом построите удивительно красивый разноцветный домик - настоящий терем: с крышей, на коньке которой сидит петушок (его еще нужно собрать из трех деталей), с расписными наличниками, бревнами, слуховым окошком. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки - просто стежки, стежки крест-накрест. Научите малыша накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать), завязывать бантики. Помните, что вторая часть работы - отшнуровать детали - не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра учит внимательности и аккуратности. У каждой детали есть свое место, в процессе ребенок обретет навыки конструирования, составления орнаментов, начнет с большей легкостью ориентироваться на плоскости.

К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Однако предложите ребенку попробовать свои варианты шнуровки. Это положительно отразится на творческих способностях вашего малыша.

Почему игрушка шнуровка полезна?

Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей от 8 месяцев. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М.В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.

Идею развивающей игры - шнуровки много лет назад придумала и воплотила в жизнь Монтессори Мария, автор популярной развивающей методики, названной в честь ее имени методикой Монтессори. С тех пор занимательные игры шнуровки пользуется популярностью среди взрослых и детей во всем мире. Многих родителей шнуровки привлекают еще и потому, что их можно сделать самостоятельно, используя подручные материалы и инструменты.

Назначение игр-шнуровок:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Формирование навыков шнурования различных предметов.

3. Развитие памяти, внимания, мышления.

Задачи:

1. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

2. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

3. Формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Помимо этого игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение и аккуратность. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, изучать с ребенком цвета, формы, развивать логику, знакомить с новыми понятиями.

Как играть с игрушкой шнуровкой?

В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки - просто стежки, стежки крест-накрест. Научите кроху накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать), завязывать бантики. Помните, что вторая часть - работы - отшнуровать детали - не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное поло...

Коллективная игра - зачем она нужна?

Коллективная игра – зачем она нужна? В современной России все больше семей возвращаются к традиции семейного дошкольного содержания. Кто-то идет н...

Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"

В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного...

Мамочки, начиталась о пользе шнуровки для развития ребенка, может кому то тоже будет интересно... делюсь информацией

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребёнка завязывать шнурки. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена ещё в прошлом веке Марией Монтессори, а до неё - и Сегеном. Т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребёнка в норме - это вовсе не значит, что ребёнок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4–5 лет завязывание шнурков вызывает у ребёнка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребёнок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
К развивающим играм с ребёнком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребёнка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Поэтому, если в вашей коллекции игрушек ещё нет шнуровки, то настоятельно рекомендуем её приобрести! Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.

Для детей постарше (3–4 года) существуют сюжетные шнуровки. Ребёнку предлагается «незаконченная» картинка, к которой нужно пришнуровать недостающие детали. В процессе игры ребёнок освоит разные способы шнуровки - просто стежки, стежки крест-накрест. Научите малыша накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизывать предмет на шнурок и уже потом пришнуровать), завязывать бантики. Помните, что вторая часть - работы - отшнуровать детали - не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра учит внимательности и аккуратности - у каждой детали есть своё место, в процессе ребёнок обретёт навыки конструирования, составления орнаментов, начнёт с большей лёгкостью ориентироваться на плоскости.
К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно «собрать» игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Однако предложите ребёнку попробовать свои варианты шнуровки это положительно отразится на творческих способностях вашего малыша.