Развитие ребенка по системе никитиных. Физическое и интеллектуальное развитие

Сейчас практически все родители начинают заниматься со своими детьми, как можно раньше, буквально с пеленок. Многие родители дают предпочтение ранними методиками развития Сесиль Лупан, Глена Домана, Марии Монтессори, Рудольфа Штайнера, а успехи семьи Никитиных стали как-то блекнуть. Все чаще ведутся споры о том, что система Никитиных не оригинальна, и не один из семи детей не стал вундеркиндом и не получил Нобелевскую премию. Но стоит отметить, что система Никитиных является одной из базовых детсадовских программ в Японии, а в Германии создан институт Никитиных. Книги Никитиных были переведены на разные языки и переиздаются до сих пор, при этом пользуясь популярностью.

Кто же такие Борис и Лена Никитины? Это родители семерых детей, которых они воспитали по собственной методике, сильно отличающейся от принятой в советское время. Борис Павлович работал в сфере образования, а идея «воспитывать детей по-своему» у него зародилась еще тогда, когда он работал в авиации. В то время он уже придумывал развивающие игрушки, которые в дальнейшем будут составлять основу методики Никитиных. Лена Алексеевна, педагог по образованию, признавалась, что у нее и в мечтах не было становиться многодетной мамой, это судьба свела ее с таким замечательным мужчиной, который стал ее мужем и отцом их семерых детей. Школу им открыть не удалось и они внедрили методику в собственную семью. Не оставляя научной и преподавательской работы, увлеченные общими идеями, они создали в своем доме творческую атмосферу, воспитывая и обучая детей по своей методике. Система складывалась методом проб и ошибок.

У противников методики возникали вопросы: как можно было позволить маленьким детишкам бегать босиком по снегу; раздетыми выносить детей на улицу; не соблюдать режим дня? Но при этом, детишки болели простудными заболеваниями гораздо меньше ровестников, а интеллектуально опережали своих сверстников, так как к четырем годам они уже читали и считали, а в школе перескакивали через классы.

Методика Никитиных включает все периоды раннего детства: от родов («Просьбы к врачам и сестрам родильного дома») до школьных лет. Методика Никитеных уделяет особое внимание физическому развитию детей (закаливание, спорт) и конечно же раннее интеллектуальное развитие (счет, логика, аналитическое мышление).

Основная мысль методики Некитиных заключается в том, что родители должны принимать самое активное участие в детских играх и занятиях, не навязывая при этом своего мнения, их задача поощрять стремление малыша самостоятельно мыслить и решать логические задачи. Никитиных считают, что взрослые часто впадают в крайности. Одни родители проявляют чрезмерную заботу и уход, целые дни посвящают непрерывным занятиям, обучающим играм, не оставляя при этом времени ребенку на самостоятельную деятельность, тем самым лишая его свободы и мешая удовлетворению его личностных потребностей в развитии. Другие же, наоборот, не занимаются развитием малыша, все общение с ребенком сводиться к удовлетворению его физиологических потребностей. Естественно, такой подход ведет к задержке в эмоциональном и психическом развитии ребенка.

Основные принципы методики Никитиных:

1. Бесспорное участие родителей в жизни своих детей. Родители, проявляя неравнодушие к тому, что и как у малыша получается, участвуя в детских играх, соревнованиях, таким образом показывают насколько ребенок дорогой им, а это способствует налаживанию эмоциональных дружеских отношений между всеми членами семьи. Позвольте вашему малышу разделить с вами уборку или приготовление пищи и это не только ускорит процесс его развития, но и поможет понять, что испечь пирог или почистить ковры – это нелегкая работа, но результат стоит затраченных усилий. Кроха научится ценить ваш и свой труд, поймет, что такое семья, и как важен каждый ее член.

2. Раннее начало. Для наиболее эффективного интеллектуального и физического развития существует определенное время и определенные условия, если способности вовремя не нашли своей реализации то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени, поэтому начинать заниматься с малышом нужно с первых дней жизни.

3. Стимулирование творческой деятельности. Для этого надо создать опережающую развитие ребенка домашнюю среду. Это означает, что родители должны наполнить свой дом спортивные снарядами (кольца, турники, лесенки, канаты), разнообразными книгами и картами, материалами и инструментами (кубики, конструктор, краски и карандаши, измерительные приборы), развивающими играми и пособиями, чтобы побудить у ребенка интерес к решению творческих задач. Важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем возможности ребенка на сегодняшний день.

4.Свобода выбора занятий, их последовательности, времени и способов. Никитины считали, что строгие рамки не дают поле для фантазии и проявления самостоятельности и, соответственно, тормозят развитие малыша. Задача родителей лишь слегка подталкивать и ненавязчиво помогать детям, но при всем этом недопустимым является опережение в поступках, советах и мыслях, то есть «нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься», и только тогда ребенок сможет полностью раскрыть свой талант и максимально развить творческие способности.

Роды и что нужно делать после.

Многое зависит от того как прошли роды и самые первые часы в жизни младенца, в этом сходятся многие врачи, психологи и педагоги. Лена и Борис Никитины составили «Просьбу к врачам и сестрам родильного дома», когда провожали свою дочку в родильный дом. Многие из тех пунктов, которые они описали в послание, применяются и сейчас в современных роддомах, а некоторые до сих пор остаются спорными.

Давайте рассмотрим основные из них:

1. Без медикаментозные роды. Применение анестезии негативно сказывается на здоровье как малыша так и матери, так как заглушаются естественные инстинкты роженицы и роды проходят травматичнее для малыша. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.

2. При родах принять положение полусидя. При таком положение под тяжестью плода роды проходят легче.

3. Не сразу перерезать пуповину. Ее не стоит пережимать, пока в ней не прекратились пульсации крови, чтобы ребенок дополучил все, что ему принадлежит по праву. Это может привести как минимум к гипоксии.

4. Сразу же после родов ребенка прикладывать к груди. Еще до того, как перерезана пуповина, голенького ребеночка положить маме на животик и приложить к груди. Сосание и близость к матери дает ребенку спокойствие и чувство защищенности, предотвращает стресс вызванный родами. Отказ от грудного вскармливание в первые дни жизни ребенка ведет к аллергическим заболеваниям, многие дети попробовав пищи из бутылочки становятся "ленивыми сосунками". Немедленное прикладывание к груди после родов приводит у роженицы к сокращению матки и уменьшению кровопотери, молоко у нее появляется гораздо раньше.

5. Ребенок после родов должен находиться рядом с матерью. У малыша не нарушается связь с матерью, он чувствует материнское тепло, заботу, тесный контакт с матерью дает ему чувство спокойствия и защищенности.

6. Кормление по первому требованию ребенка. Режим ребенок установит сам по мере возникновения у него потребностей, не надо навязывать ему свой распорядок дня, если хочет пусть сосет ночью.

7. Кормит малыша нужно голеньким. В рамках программы включения терморегуляции, предложенной Никитиными для первых дней жизни, ребенка нужно раздеть во время кормления, так как во время еды повышается температура тела, и одеть после кормления.

8. Не пеленать малыша. Нельзя пеленать ребенка, так как это мешает ему свободно двигаться, ограничивает его движения, ведь чем больше ребенок может видеть и щупать, тем больше информации он получает из окружающего мира. Таким образом, все, что находится вокруг малыша, должно пробуждать в нем любопытство, желание изучать новое будет способствовать успешному обучению в будущем.

9. Приучать к горшку с рождения. Улавливать момент, когда ребенка надо высадить, и, конечно, поощрить в случае успеха. Таким способом можно уменьшить стирку, и к горшку ребенок приучится гораздо раньше своих сверстников.

10. Закаливание. Применение регулярно воздушных ванночек и закаливающих процедур с момента рождения.

Закаливание и физическое развитие детей по методике Никитиных.

Своих детей супруги Никитины сначала стали закаливать по наитию, и только со временем это переросла в методику, которая имела физиологическое обоснование.

Метод закаливания по Никитенски предполагает сразу большие перепады температуры, таким образом, как они считают, лучше тренируется адаптация к холоду.

Давайте рассмотрим основные аспекты методики Никитиных направленные на поддержания здоровья:

1. Еще в период беременности, если она проходит спокойно, Никитины советуют матери как можно больше двигаться и выполнять физические упражнения, малыш вместе с мамой выполняет свои первые внутриутробные тренировки.

2. Не переукутывать детей. Во время бодрствования – для малышей только распашонка, а когда ребенок подрастет трусишки и маячка, и только перед сном нужно одеть детей потеплее.

3. Температура в помещение должна быть 18 градусов. В помещении должно быть слегка прохладно, так как холод дает естественное небольшое напряжение мышц, своего рода естественная зарядка.

4. Продолжительные воздушные ванны. Новорожденные в семье Никитиных ежедневно принимали воздушные ванны, а через пару месяцев отроду малышей выносили на мороз на несколько секунд. Дети не болели и прекрасно себя чувствовали, а процедуры им очень нравились и приносили удовольствие.

5. Окунание ребенка в холодную воду с первых дней жизни. Родителям Никитины советуют опустить новорожденного в холодную воду с головой, таким образом, как они утверждают, будет запущен важный механизм терморегуляции организма.

6. Ходить босиком. Холодные ножки, как уверяют Никитины, это нормально. Природный механизм теплорегуляции заключается в приспособление температуры стопы к температуре окружающего воздуха и пола под ногами. Ребенок должен бегать босиком весь день, а перед сном нужно согреть стопы, чтобы ребенок расслабился и заснул спокойно.

7. Физические упражнения. Никитины советуют выполнять с малышами простые физические упражнения, прежде всего ориентированные на закрепление безусловных врожденных рефлексов. Для детей постарше отец-Никитин разработал систему спортивных уголков и снарядов.

8. Ограничение в еде. Никитины считают, что небольшая нехватка в питание может пойти только на пользу организму, а избыточное питание и переедание несут большой вред.

9. Никакого режима дня. Никитины считают, что чёткое расписание может не только переутомить малыша, но и пробудить в нем нелюбовь к обучению и вообще к любым видам занятий. Чем больше «обязаловки» в деятельности ребенка, тем меньше его это будет увлекать. Дети должны заниматься сколько им хочется, сочетая при этом спортивные занятия с другими видами деятельности.

10. Свобода в перемещении и изучении окружающего мира. Как только ребенок научился ползать – дайте ему абсолютную свободу перемещения, говорят Никитины. Для этого следует подготовить квартиру (обезопасить ее перед тем, как ребенок начнет свою исследовательскую деятельность). Манежи и коляски под запретом, как говорят Никитины, что это все равно, что тюрьма для маленького ребенка, который стремиться познать новое. Разрешайте ребенку играть не только с игрушкам, но со взрослым предметам. Познакомьте малыша с кухонной утварью, с инструментами, с техникой, чтобы ребенок знал для чего они нужны и как их применять.

11. Борьба со стерильной средой. Не надо огораживать детей от окружающего мира, пусть они ползают, трогают и даже берут в рот. Дети таким образом познают мир получают информацию о предметах и их свойствах.

Интеллектуальное развитие детей по методике Никитеных.

Никитин был сторонником идеи Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Он предположил, что способность к развитию тех или иных способностей не является константой. В разные возрастные периоды ребенок наиболее восприимчив к овладению теми или иными навыками и способностями, если не успеть их развить именно в этот период, определенные участки мозга, отвечающие за данные навыки, начинают атрофироваться. Несмотря на то, что данная теория не получила окончательного доказательства, современные исследования установили, что способности ребенка, развитие которых стимулировали в раннем возрасте, получают спустя годы наиболее успешное и глубокое развитие.

Лучший способ усваивания новой информации, как считал Никитин, это рассказа о чем-то, демонстрация и возможность потрогать и опробовать. И поэтому основным инструментом в интеллектуальном развитие детей по системе Никитиных стала игра, как способ обучения, познания мира, как мотивация, как метод проявления индивидуальных качеств.
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Они способствуют развитию у ребенка таких интеллектуальных качеств как память, внимание, логика, воображение, творческие навыки, терпение и усидчивость.

Никакой определенной программы обучения нет, ребенок просто погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем ребенок занимается уже самостоятельно.

Особенности всех развивающих игр Никитиных заключаются в следующем:

1. Развивающие игры Никитиных представлены в виде головоломок, кубиков, конструктора, таблиц и логических задачек, решение которых способствует развитию у малышей логического и образного мышления.

2. Задания имеют различный уровень сложности подходящих как для детей двух- или трехлетнего возраста, так и для школьников старших классов.

3. По мере выполнения заданий их сложность должна возрастать по принципу от простого к сложному.

4.Задачи, которые должен выполнить ребенок, предлагаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации и позволяют ребенку самому проверять точность выполнения задания.

5. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

6. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

7. Взрослый не должен выполнять задания за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребенку надо предоставить возможность думать самостоятельно.

8. Родители должны радоваться детским успехам, всячески хвалить малыша за правильное решение, проявлять искреннюю заинтересованность. Это поддерживает у ребенка интерес к игре, заставляет его двигаться вперед к освоению нового. Родители не должны ругать малышей за неверное решение, их задача найти ошибку в рассуждение ребенка, и помочь ее исправить.

9. Не доводите занятия с ребенком до того, что ему больше не хочется играть. Сразу же заканчивайте игру, как только появляются первые признаки усталости, не ждите пока малыш потеряет интерес к игре. Лучше закончить занятие на позитивной ноте.

10. Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них: Кирпичики, Обезьянка, Уникуб, Дроби, Сложи узор, Сложи квадрат, Кубики для всех, Рамки и вкладыши Монтессори, Точечки.

Многие из интеллектуальных игр Никитина доступно сделать своими руками, взяв за основу картон, обычные кубики и например, самоклеящуюся цветную бумагу. А можно купить уже готовые игры и пособия Никитиных.

Подведем итоги

Плюсами методики Никитеных являются:

Хорошее физическое развитие;

Развитие логического мышления (способность обобщать, делать заключения, применять правила);

Развитие пространственного воображения (правильное представление вращающихся предметов в пространстве);

Развитие памяти;

Развитие сообразительности и смекалки;

Развитие самостоятельности;

Развитие воображения;

Хорошая база для дальнейшего изучения точных наук.

Минусы методики Никитиных:

1. Игры Никитиных не развивают ребенка всесторонне. Методика не содержит в себе конкретных рекомендаций, например, по обучению чтению (хотя включает в себя игры, обучающие счету и математическим действиям). Следовательно методику Никитиных нужно дополнять другими развивающими программами.

2. Методы закаливания Никитиных очень радикальные и не все родители способны пойти на это. А если вы все таки решились, то нужно обязательно проконсультироваться с педиатром.

3. Спартанские условия жизни и недоедание не всеми родителям придутся по вкусу.

4. Воспитание по методике Никитиных не предусматривает сюжетно-ролевых игр. То есть ребенок не должен играть в куклы, машинки, магазины, «дочки-матери» и «войнушки». Малыш должен с пеленок приучатся к труду. Ребенок должен уметь себя обслуживать, вести домашнее хозяйство, но играть при этом он не умеет.

Книги Никитиных:

Никитин Б. П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1985.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
Никитина Л. А. Мама или детский сад. - М.: Просвещение, 1990.
Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. - М.: Молодая гвардия, 1979.
Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.
Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
Б. П. Никитин. Детство без болезней. - С.- П. 1996.
Л. А. Никитина. Отчий дом. - 1982.
Л. А. Никитина. Я учусь быть мамой. - 1983.
Л. А. Никитина. Исповедь. - 1991.

Методика Никитиных занимает одно из передовых мест в списке методик раннего развития детей. Борис и Лена Никитины стали классиками отечественной педагогики, а их логические игры не теряют актуальность уже на протяжении многих лет. На примере своих детей они показали, как вырастить и сделать ребенка самостоятельным и гармонично развитым.

Никитин Борис родился в 1916 году, получил образование и некоторое время служил в авиации. Затем заинтересовался педагогической работой, а в 1958 году уже успешно стал руководителем группы педагогов,чтобы повторить опыт Макаренко. Свою будущую жену он встретил тоже в этом году. Никитина Елена, педагог по образованию, работала в тот период в школе, а затем заведующей в библиотеке. В их семье родилось семеро детей, которые были воспитаны согласно методике Никитиных. В Советском Союзе она вызвала большой интерес общества, кроме того, методикой интересовались и другие страны, например, в Германии и Японии. Книги, которые выпускались за весь период, были переведены на 10 языков, а общий тираж составил около 7 млн.

В чем же особенность развития детей по методу Никитиных ? Существуют основные принципы, которые во многом определяют суть методики.

Основные принципы

— участие и заинтересованность родителей в развитии;

— свобода детей в проявлении своих творческих способностей;

— создание родителями благоприятных условий для всестороннего развития своего ребенка (спортивное развитие, наличие различных развивающих игр).

Таким образом, дети Никитиных росли в здоровой атмосфере, где значительное внимание уделялось спортивному умственному развитию. Спортивные снаряды с самого раннего тесно вошли в их жизнь и стали чем-то постоянным и привычным. Родители не мешали развитию, а наоборот помогали и давали детям свободу в осуществлении каких-то задумок и желаний.

О резервах новорожденного ребенка

В 60-е годы методика Никитиных была настоящим открытием, он ввел в роддома те основы, которыми сейчас успешно пользуются врачи и которые уже не кажутся чем-то особенным, скорее естественным. Никитины предлагали ряд таких просьб к медицинскому персоналу в родильных домах:

— не делать обезболивание при нормальном течении родов;

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

— пуповину нельзя перерезать, пока она пульсирует;

— ребенка сразу после рождения необходимо приложить к груди, уносить его от матери ни в коем случае нельзя, необходим контакт матери с ребенком «кожа к коже» минимум 15 минут;

— исключительно грудное вскармливание до 5-7 месячного возраста (до первого зуба);

— лучше избегать прививок в первые дни жизни.

Пробуждение у детей желания к занятиям

Необходимо практически с самого рождения подготовиться к будущему развитию. На стены в комнате можно повесить разные таблицы, буквы, карту мира, измерительные приборы. Это может пробудить в ребенке тягу к знаниям и, возможно, развить какие-то определенные способности. Есть один важный момент, о котором не следует никогда забывать: за ребенка делать ничего нельзя, решения он должен принимать самостоятельно. Взрослый может только поощрять интерес и вовремя предотвращать ошибки, при этом, не навязывая своего мнения. Если у ребенка что-то не выходит, нельзя его стыдить или упрекать. А вот успехи обязательно нужно поощрять, хвалить как можно чаще. В любом случае, нельзя оставаться равнодушным к занятиям ребенка и его развитию.

Физическое и интеллектуальное развитие

Знания воспринимаются ребенком и умственно, и физически. Чтобы оно развивалось на физическом уровне, в доме обязательно должны присутствовать , не нужно перегружать ребенка лишней одеждой и едой. Никитины большое значение уделяли закаливанию, что благоприятно влияло на здоровье их собственных детей и ограждало их от простудных заболеваний.

Никитин известен многим по своим логическим играм, которые способствуют умственному развитию ребенка. Для начала ребенку необходимо участие взрослых, чтобы вовлечься в игру, а потом он может играть и самостоятельно. Подсказывать ребенку нельзя. Если он не справляется, то следует вернуться к более легкому заданию или на время оставить данную игру. Если же ему игра стала не интересной или он достиг максимума своих возможностей, тоже следует на время оставить занятие. Таким образом, дети учатся самостоятельно искать решения и развивать свое творческое мышление. Игры рассчитаны на разный возраст, есть более простые задания для малышей 2-3 лет, а есть и игры для взрослых. В книгах Никитиных можно найти много логических игр согласно возрасту.

Преимущества данной методики налицо: ребенок развивается всесторонне, он обучается логическому мышлению, растет самостоятельным человеком.

Недостатком же можно назвать тот факт, что дети Никитиных, перескакивая через классы, трудно находили общий язык со сверстниками, поэтому социальная адаптация была сложной. Кроме того, уделялось недостаточно внимания их эмоциональному воспитанию.

Перечисленные недостатки ни в коем случае не умаляют общий вклад Никитиных в развитие педагогики. Умелое использование логических игр, спортивных снарядов, которые придуманы авторами методики раннего развития, оказывает самое благоприятное влияние на развитие детей, их умственные и физические способности.

Сейчас практически все родители начинают заниматься со своими детьми, как можно раньше, буквально с пеленок. Многие родители дают предпочтение ранними методиками развития Сесиль Лупан, Глена Домана, Марии Монтессори, Рудольфа Штайнера, а успехи семьи Никитиных стали как-то блекнуть. Все чаще ведутся споры о том, что система Никитиных не оригинальна, и не один из семи детей не стал вундеркиндом и не получил Нобелевскую премию. Но стоит отметить, что система Никитиных является одной из базовых детсадовских программ в Японии, а в Германии создан институт Никитиных. Книги Никитиных были переведены на разные языки и переиздаются до сих пор, при этом пользуясь популярностью.

Кто же такие Борис и Лена Никитины? Это родители семерых детей, которых они воспитали по собственной методике, сильно отличающейся от принятой в советское время. Борис Павлович работал в сфере образования, а идея «воспитывать детей по-своему» у него зародилась еще тогда, когда он работал в авиации. В то время он уже придумывал развивающие игрушки, которые в дальнейшем будут составлять основу методики Никитиных. Лена Алексеевна, педагог по образованию, признавалась, что у нее и в мечтах не было становиться многодетной мамой, это судьба свела ее с таким замечательным мужчиной, который стал ее мужем и отцом их семерых детей. Школу им открыть не удалось и они внедрили методику в собственную семью. Не оставляя научной и преподавательской работы, увлеченные общими идеями, они создали в своем доме творческую атмосферу, воспитывая и обучая детей по своей методике. Система складывалась методом проб и ошибок.

У противников методики возникали вопросы: как можно было позволить маленьким детишкам бегать босиком по снегу; раздетыми выносить детей на улицу; не соблюдать режим дня? Но при этом, детишки болели простудными заболеваниями гораздо меньше ровестников, а интеллектуально опережали своих сверстников, так как к четырем годам они уже читали и считали, а в школе перескакивали через классы.

Методика Никитиных включает все периоды раннего детства: от родов («Просьбы к врачам и сестрам родильного дома») до школьных лет. Методика Никитеных уделяет особое внимание физическому развитию детей (закаливание, спорт) и конечно же раннее интеллектуальное развитие (счет, логика, аналитическое мышление).

Основная мысль методики Некитиных заключается в том, что родители должны принимать самое активное участие в детских играх и занятиях, не навязывая при этом своего мнения, их задача поощрять стремление малыша самостоятельно мыслить и решать логические задачи. Никитиных считают, что взрослые часто впадают в крайности. Одни родители проявляют чрезмерную заботу и уход, целые дни посвящают непрерывным занятиям, обучающим играм, не оставляя при этом времени ребенку на самостоятельную деятельность, тем самым лишая его свободы и мешая удовлетворению его личностных потребностей в развитии. Другие же, наоборот, не занимаются развитием малыша, все общение с ребенком сводиться к удовлетворению его физиологических потребностей. Естественно, такой подход ведет к задержке в эмоциональном и психическом развитии ребенка.

Основные принципы методики Никитиных:

1. Бесспорное участие родителей в жизни своих детей. Родители, проявляя неравнодушие к тому, что и как у малыша получается, участвуя в детских играх, соревнованиях, таким образом показывают насколько ребенок дорогой им, а это способствует налаживанию эмоциональных дружеских отношений между всеми членами семьи. Позвольте вашему малышу разделить с вами уборку или приготовление пищи и это не только ускорит процесс его развития, но и поможет понять, что испечь пирог или почистить ковры – это нелегкая работа, но результат стоит затраченных усилий. Кроха научится ценить ваш и свой труд, поймет, что такое семья, и как важен каждый ее член.

2. Раннее начало. Для наиболее эффективного интеллектуального и физического развития существует определенное время и определенные условия, если способности вовремя не нашли своей реализации то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени, поэтому начинать заниматься с малышом нужно с первых дней жизни.

3. Стимулирование творческой деятельности. Для этого надо создать опережающую развитие ребенка домашнюю среду. Это означает, что родители должны наполнить свой дом спортивные снарядами (кольца, турники, лесенки, канаты), разнообразными книгами и картами, материалами и инструментами (кубики, конструктор, краски и карандаши, измерительные приборы), развивающими играми и пособиями, чтобы побудить у ребенка интерес к решению творческих задач. Важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем возможности ребенка на сегодняшний день.

4.Свобода выбора занятий, их последовательности, времени и способов. Никитины считали, что строгие рамки не дают поле для фантазии и проявления самостоятельности и, соответственно, тормозят развитие малыша. Задача родителей лишь слегка подталкивать и ненавязчиво помогать детям, но при всем этом недопустимым является опережение в поступках, советах и мыслях, то есть «нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься», и только тогда ребенок сможет полностью раскрыть свой талант и максимально развить творческие способности.

Роды и что нужно делать после.

Многое зависит от того как прошли роды и самые первые часы в жизни младенца, в этом сходятся многие врачи, психологи и педагоги. Лена и Борис Никитины составили «Просьбу к врачам и сестрам родильного дома», когда провожали свою дочку в родильный дом. Многие из тех пунктов, которые они описали в послание, применяются и сейчас в современных роддомах, а некоторые до сих пор остаются спорными.

Давайте рассмотрим основные из них:

1. Без медикаментозные роды. Применение анестезии негативно сказывается на здоровье как малыша так и матери, так как заглушаются естественные инстинкты роженицы и роды проходят травматичнее для малыша. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.

2. При родах принять положение полусидя. При таком положение под тяжестью плода роды проходят легче.

3. Не сразу перерезать пуповину. Ее не стоит пережимать, пока в ней не прекратились пульсации крови, чтобы ребенок дополучил все, что ему принадлежит по праву. Это может привести как минимум к гипоксии.

4. Сразу же после родов ребенка прикладывать к груди. Еще до того, как перерезана пуповина, голенького ребеночка положить маме на животик и приложить к груди. Сосание и близость к матери дает ребенку спокойствие и чувство защищенности, предотвращает стресс вызванный родами. Отказ от грудного вскармливание в первые дни жизни ребенка ведет к аллергическим заболеваниям, многие дети попробовав пищи из бутылочки становятся "ленивыми сосунками". Немедленное прикладывание к груди после родов приводит у роженицы к сокращению матки и уменьшению кровопотери, молоко у нее появляется гораздо раньше.

5. Ребенок после родов должен находиться рядом с матерью. У малыша не нарушается связь с матерью, он чувствует материнское тепло, заботу, тесный контакт с матерью дает ему чувство спокойствия и защищенности.

6. Кормление по первому требованию ребенка. Режим ребенок установит сам по мере возникновения у него потребностей, не надо навязывать ему свой распорядок дня, если хочет пусть сосет ночью.

7. Кормит малыша нужно голеньким. В рамках программы включения терморегуляции, предложенной Никитиными для первых дней жизни, ребенка нужно раздеть во время кормления, так как во время еды повышается температура тела, и одеть после кормления.

8. Не пеленать малыша. Нельзя пеленать ребенка, так как это мешает ему свободно двигаться, ограничивает его движения, ведь чем больше ребенок может видеть и щупать, тем больше информации он получает из окружающего мира. Таким образом, все, что находится вокруг малыша, должно пробуждать в нем любопытство, желание изучать новое будет способствовать успешному обучению в будущем.

9. Приучать к горшку с рождения. Улавливать момент, когда ребенка надо высадить, и, конечно, поощрить в случае успеха. Таким способом можно уменьшить стирку, и к горшку ребенок приучится гораздо раньше своих сверстников.

10. Закаливание. Применение регулярно воздушных ванночек и закаливающих процедур с момента рождения.

Закаливание и физическое развитие детей по методике Никитиных.

Своих детей супруги Никитины сначала стали закаливать по наитию, и только со временем это переросла в методику, которая имела физиологическое обоснование.

Метод закаливания по Никитенски предполагает сразу большие перепады температуры, таким образом, как они считают, лучше тренируется адаптация к холоду.

Давайте рассмотрим основные аспекты методики Никитиных направленные на поддержания здоровья:

1. Еще в период беременности, если она проходит спокойно, Никитины советуют матери как можно больше двигаться и выполнять физические упражнения, малыш вместе с мамой выполняет свои первые внутриутробные тренировки.

2. Не переукутывать детей. Во время бодрствования – для малышей только распашонка, а когда ребенок подрастет трусишки и маячка, и только перед сном нужно одеть детей потеплее.

3. Температура в помещение должна быть 18 градусов. В помещении должно быть слегка прохладно, так как холод дает естественное небольшое напряжение мышц, своего рода естественная зарядка.

4. Продолжительные воздушные ванны. Новорожденные в семье Никитиных ежедневно принимали воздушные ванны, а через пару месяцев отроду малышей выносили на мороз на несколько секунд. Дети не болели и прекрасно себя чувствовали, а процедуры им очень нравились и приносили удовольствие.

5. Окунание ребенка в холодную воду с первых дней жизни. Родителям Никитины советуют опустить новорожденного в холодную воду с головой, таким образом, как они утверждают, будет запущен важный механизм терморегуляции организма.

6. Ходить босиком. Холодные ножки, как уверяют Никитины, это нормально. Природный механизм теплорегуляции заключается в приспособление температуры стопы к температуре окружающего воздуха и пола под ногами. Ребенок должен бегать босиком весь день, а перед сном нужно согреть стопы, чтобы ребенок расслабился и заснул спокойно.

7. Физические упражнения. Никитины советуют выполнять с малышами простые физические упражнения, прежде всего ориентированные на закрепление безусловных врожденных рефлексов. Для детей постарше отец-Никитин разработал систему спортивных уголков и снарядов.

8. Ограничение в еде. Никитины считают, что небольшая нехватка в питание может пойти только на пользу организму, а избыточное питание и переедание несут большой вред.

9. Никакого режима дня. Никитины считают, что чёткое расписание может не только переутомить малыша, но и пробудить в нем нелюбовь к обучению и вообще к любым видам занятий. Чем больше «обязаловки» в деятельности ребенка, тем меньше его это будет увлекать. Дети должны заниматься сколько им хочется, сочетая при этом спортивные занятия с другими видами деятельности.

10. Свобода в перемещении и изучении окружающего мира. Как только ребенок научился ползать – дайте ему абсолютную свободу перемещения, говорят Никитины. Для этого следует подготовить квартиру (обезопасить ее перед тем, как ребенок начнет свою исследовательскую деятельность). Манежи и коляски под запретом, как говорят Никитины, что это все равно, что тюрьма для маленького ребенка, который стремиться познать новое. Разрешайте ребенку играть не только с игрушкам, но со взрослым предметам. Познакомьте малыша с кухонной утварью, с инструментами, с техникой, чтобы ребенок знал для чего они нужны и как их применять.

11. Борьба со стерильной средой. Не надо огораживать детей от окружающего мира, пусть они ползают, трогают и даже берут в рот. Дети таким образом познают мир получают информацию о предметах и их свойствах.

Интеллектуальное развитие детей по методике Никитеных.

Никитин был сторонником идеи Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Он предположил, что способность к развитию тех или иных способностей не является константой. В разные возрастные периоды ребенок наиболее восприимчив к овладению теми или иными навыками и способностями, если не успеть их развить именно в этот период, определенные участки мозга, отвечающие за данные навыки, начинают атрофироваться. Несмотря на то, что данная теория не получила окончательного доказательства, современные исследования установили, что способности ребенка, развитие которых стимулировали в раннем возрасте, получают спустя годы наиболее успешное и глубокое развитие.

Лучший способ усваивания новой информации, как считал Никитин, это рассказа о чем-то, демонстрация и возможность потрогать и опробовать. И поэтому основным инструментом в интеллектуальном развитие детей по системе Никитиных стала игра, как способ обучения, познания мира, как мотивация, как метод проявления индивидуальных качеств.
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Они способствуют развитию у ребенка таких интеллектуальных качеств как память, внимание, логика, воображение, творческие навыки, терпение и усидчивость.

Никакой определенной программы обучения нет, ребенок просто погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем ребенок занимается уже самостоятельно.

Особенности всех развивающих игр Никитиных заключаются в следующем:

1. Развивающие игры Никитиных представлены в виде головоломок, кубиков, конструктора, таблиц и логических задачек, решение которых способствует развитию у малышей логического и образного мышления.

2. Задания имеют различный уровень сложности подходящих как для детей двух- или трехлетнего возраста, так и для школьников старших классов.

3. По мере выполнения заданий их сложность должна возрастать по принципу от простого к сложному.

4.Задачи, которые должен выполнить ребенок, предлагаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации и позволяют ребенку самому проверять точность выполнения задания.

5. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

6. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

7. Взрослый не должен выполнять задания за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребенку надо предоставить возможность думать самостоятельно.

8. Родители должны радоваться детским успехам, всячески хвалить малыша за правильное решение, проявлять искреннюю заинтересованность. Это поддерживает у ребенка интерес к игре, заставляет его двигаться вперед к освоению нового. Родители не должны ругать малышей за неверное решение, их задача найти ошибку в рассуждение ребенка, и помочь ее исправить.

9. Не доводите занятия с ребенком до того, что ему больше не хочется играть. Сразу же заканчивайте игру, как только появляются первые признаки усталости, не ждите пока малыш потеряет интерес к игре. Лучше закончить занятие на позитивной ноте.

10. Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них: Кирпичики, Обезьянка, Уникуб, Дроби, Сложи узор, Сложи квадрат, Кубики для всех, Рамки и вкладыши Монтессори, Точечки.

Многие из интеллектуальных игр Никитина доступно сделать своими руками, взяв за основу картон, обычные кубики и например, самоклеящуюся цветную бумагу. А можно купить уже готовые игры и пособия Никитиных.

Подведем итоги

Плюсами методики Никитеных являются:

Хорошее физическое развитие;

Развитие логического мышления (способность обобщать, делать заключения, применять правила);

Развитие пространственного воображения (правильное представление вращающихся предметов в пространстве);

Развитие памяти;

Развитие сообразительности и смекалки;

Развитие самостоятельности;

Развитие воображения;

Хорошая база для дальнейшего изучения точных наук.

Минусы методики Никитиных:

1. Игры Никитиных не развивают ребенка всесторонне. Методика не содержит в себе конкретных рекомендаций, например, по обучению чтению (хотя включает в себя игры, обучающие счету и математическим действиям). Следовательно методику Никитиных нужно дополнять другими развивающими программами.

2. Методы закаливания Никитиных очень радикальные и не все родители способны пойти на это. А если вы все таки решились, то нужно обязательно проконсультироваться с педиатром.

3. Спартанские условия жизни и недоедание не всеми родителям придутся по вкусу.

4. Воспитание по методике Никитиных не предусматривает сюжетно-ролевых игр. То есть ребенок не должен играть в куклы, машинки, магазины, «дочки-матери» и «войнушки». Малыш должен с пеленок приучатся к труду. Ребенок должен уметь себя обслуживать, вести домашнее хозяйство, но играть при этом он не умеет.

Книги Никитиных:

Никитин Б. П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1985.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
Никитина Л. А. Мама или детский сад. - М.: Просвещение, 1990.
Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. - М.: Молодая гвардия, 1979.
Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.
Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
Б. П. Никитин. Детство без болезней. - С.- П. 1996.
Л. А. Никитина. Отчий дом. - 1982.
Л. А. Никитина. Я учусь быть мамой. - 1983.
Л. А. Никитина. Исповедь. - 1991.

Рассмотрим методику раннего воспитания детей - методику супругов Никитиных.

Принципы воспитания по-никитински

Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. (Б. Никитин)

Прорыв в воспитании

Имя супругов Никитиных на слуху не только у психологов, педиатров и воспитателей. В свое время благодаря СМИ о новаторах-педагогах знала вся страна, а книги Бориса Павловича становились настольными для миллионов семей во многих странах мира. Прошло не одно десятилетие, но Борис Никитин был и остается признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, которые опередили свое время и которые еще предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Его трудами заложены принципы родительской, внешкольной педагогики, что особенно важно сейчас.

Еще в 1958 году Никитин вместе со своими коллегами — молодыми педагогами и воспитателями — выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но к сожалению, эти инициативы в то время поддержки не нашли.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИИ Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН.

В 1958 году Никитин организовал группу педагогов с целью повторить опыт знаменитого Антона Семеновича Макаренко. В том же году он встретил свою будущую жену Лену Алексеевну, которая стала его верным другом и соратником.

О Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Не привыкшие к новшествам жители подмосковного поселка Болшево только и говорили о «странной» семье. Многие не понимали, как образованные Родители могут брать на себя ответственность растить, закалять и учить семерых детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Действительно, это казалось невероятным: пышущие здоровьем никитинские дети босиком бегали по снегу; выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные Борисом Павловичем самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, сразу одолевали программы старших школьников...

Сегодня Никитиных нередко упрекают в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни великими учеными, ни выдающимися личностями. Мол, стоило ли копья ломать? В ответ сторонники педагогов говорят, что в первую очередь обвинять следует не Никитиных, а систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди.

Никитин был первым — и очень долгое время единственным, — кто писал не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Воспитатели нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять традиционной практике, при которой детям по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством педагогов. Вопреки устоявшимся правилам Никитины закладывали в то время основы родительской педагогики.

В работах самого Никитина — неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций.

В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Сегодня уже нет необходимости снимать картинки с деревянных кубиков, чтобы переделать их в соответствии с методикой Никитина: их легко можно купить в магазине. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. И если хоть что-то в педагогической системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку и его семье.

На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате многолетних исследований и наблюдений педагог сформулировал фундаментальный «закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей». При этом он не только обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения его негативного влияния на уровень интеллектуального развития будущих поколений.

Фактически Никитин был одним из немногих педагогов, кто всегда самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Руководимый им авторский Центр никитинской педагогики стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом настоящего откровения, где открывались новые возможности и перспективы семейного воспитания.

Предложенные Никитиным методы естественного развития, а также развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время автор рекомендует использовать для обучения детей практическим навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал с резкой справедливой критикой школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 % их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны и интересам государства — с другой.

Никитиных и сегодня многие называют классиками советской педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.

❧ На протяжении сорока лет их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. (Н. Амосов)

Условия для самостоятельности детей

Опыт Никитиных подтверждает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.

В одной из своих книг Борис Павлович писал: «Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?

Почему он становится напряженным, когда берешь его прохладными руками? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка рос, и вопросов прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляя малышу свободу действий, давая ему возможность самому определять, например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, — словом, во многом доверились природе. Мы наблюдали и записывали все, что казалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи.

Малыш, оказывается, может гораздо больше, чем об этом пишется в популярной литературе. А когда родился еще один сын, мы стали обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет...»

По мнению Никитиных, традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность, или сверхзаботливый уход, и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Такой подход ведет к так называемому «психологическому голоданию», задержке в эмоциональном и психическом развитии и — в итоге—к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит прежде всего труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Первый принцип воспитания «по Никитиным»: свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Предлагать что-то новое — действие или знание — ребенку нужно тогда, когда он проявляет к этому интерес.

Второй принцип : все, что малыш может сделать сам, он и должен делать самостоятельно. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать с ним, но не за него. Не подсказывать! Только в этом случае ребенок вырастет самостоятельным, любознательным и инициативным.

Третий принцип: естественное сочетание как физического, так и умственного развития малыша. Благодаря этому методика хорошо подходит как раз для физически ослабленных детей.

И наконец, четвертый принцип : в процессе обучения и развития ребенка важнейшую роль играет совместная деятельность, общая работа. Девочки помогают по хозяйству матери, мальчики — отцу, осваивая при этом навыки ведения хозяйства. Кроме того, такая совместная деятельность — вид эффективного общения, на которое порой просто не хватает времени.

Также, по Никитиным, важнейший стимул для развития малыша — похвала. Поэтому следует не забывать хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему и как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.

Главным открытием на этом пути было то, что в таких условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, «путешествовали» по карте мира и т. д. При этом они становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам. Никитины понимали: знающий человек — это прекрасно, но он должен творчески осмысливать свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимо способности и умение применять на практике, в труде, в любой жизненной ситуации.

Принципы обучения по Никитину

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками. (И. Аршавский)


Авторами методики являются Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, которые воспитывали семерых детей.
Главными учителями для малышей по их методике являются родители. Методика рассчитана на детей от рождения до 15 лет, а также для людей более старшего возраста.

Основные работы, которые применяют на практике родители многих поколений:

«Мы и наши дети»;
«Мама или детский сад»;
«Резервы здоровья наших детей»;
«Детство без болезней»;
«Ступеньки творчества, или Развивающие игры».

Всю жизнь Никитины занимались проведением научных исследований в области развития детей. Кроме этого, они имели педагогическую практику как в дошкольных учреждениях, так и в школах. Кроме этого, основные внедрения своей методики Никитины проводили на собственных семерых детях.
Борис Никитин ввел в педагогическую науку понятие НУВЭРСа, которое означает необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Это значит, что те способности, которыми не воспользовались в детстве обязательно постепенно угасают, а в будущем и вовсе исчезают. У более старших детей оставленные без внимания интересы и способности развивать намного сложнее.

Идеи методики Никитиных:

Никитины считали, что создание атмосферы для разнообразной деятельности малышей, а также проявления самостоятельности – это одна из главных задач родителей. И заниматься этим необходимо как можно раньше. Особую ценность соответствующая атмосфера играет в период активного познания окружающего мира. Никитины утверждали, что этот период у разных детей может быть в разное время. Но, как правило, он наступает с началом активной ходьбы. Свободно передвигаясь по дому, малыш получает первый главный жизненный опыт и приобретает ценные знания. Затем развитие продолжается в форме разнообразных игр с родителями. При этом важно постоянно усложнять задания, которые ставят перед малышами.
Своевременное создание условий для развития младенцев с рождения – это одно из важнейших «требований» Никитиных.

Принципы методики Никитиных:

Если эта методика именно для вас, тогда вы должны принять определенные принципы, которых необходимо придерживаться все время:

1. Легкая одежда и спортивная обстановка в семье. С самого раннего возраста спортивное снаряжение и оборудование должны стать самыми любимыми игрушками ваших детей. Они не должны представлять своего существования без занятий спортом;
2. Свобода творчества. Ваши дети должны заниматься ровно столько, сколько они этого хотят. Не должно быть никакого расписания занятий, тренировок. Все должно проходить естественно и непринужденно;
3. Неравнодушие родителей. Необходимо, чтобы вас, как родителей, искренне интересовали успехи ваших детей. Важно принимать активное и непосредственное участие в совместных играх. Делайте это от всей души;
4. В процессе игры малыш должен самостоятельно выбирать сферу действий. Он должен погрузиться в этот придуманный мир;
5. Ни в коем случае нельзя применять тактику принуждения и оказывать давление на малыша;
6. Внимание малыша должно быть сосредоточено на игре, а не на том, какая обстановка вокруг в данный момент. Он не должен задумываться о том, как правильно сесть или стать, что сказать и т.д. Свобода действий – вот какая атмосфера должна присутствовать вокруг ребенка;
7. Старайтесь заинтересовать ребенка к игре, используя сказки;
8. Родители - это одни из главных активных участников новых для ребенка игр. В дальнейшем он сможет играть самостоятельно. Нельзя оставлять малыша одного наедине с чем-то новым. Это приведет к тому, что он испугается и потеряет интерес;
9. Постоянно усложняйте задания, которые устанавливаете перед детьми;
10. Нельзя подсказывать детям. Они должны учиться самостоятельно думать и принимать решения;
11. Если у малыша не получается справиться с более сложным заданием, то необходимо вернуться к более простым упражнениям или же на время оставить игру;
12. Когда малыш уже достиг предела своих возможностей или же интерес к какому-то упражнению немного утрачен, необходимо отложить его на некоторое время. Это приведет к формированию творческих способностей и будет стимулировать ребенка к постоянному поиску чего-то нового.

Результаты применения методики:

У Никитиных никогда не было задачи научить малышей в наиболее раннем возрасте всему на свете. Их основной целью было создание условий, в которых будут полноценно развиваться способности детей согласно их желаний и возможностей.
Авторы методики убеждены, что развиваются именно те способности, для которых создаются подходящие условия.
У детей будет происходить развитие только тех сторон интеллекта, для которых родители создали условия, заметно опережающие уровень развития малыша. Например, малыш только произносит первые слова и звуки, а у него перед глазами уже имеются кубики с изображением букв, слогов, цифр.
Именно в таких условиях дети Никитиных или тех родителей, которые используют их методику многое начинали делать намного раньше, чем предписывают нормы: к трехлетнему возрасту они умели читать, в к четырем годам понимали чертежи и планы, а в пять лет уже решали простые уравнения, а также сориентировались в карте мира. Одновременно такие дети ставятся самостоятельными, целеустремленными, ответственными. В современном имеют успех те люди, которые не только обладают глубокими знаниями, но и имеют творческие способности и умеющие их применять на практике. Это важно не только в трудовой деятельности, но и в обычных жизненных ситуациях.

Когда начинать?:

Самое главное условие успешного развития малыша – это как можно более раннее его начало. Самое важное – это раннее начало физического развития малыша: плавание, гимнастика, ползание и хождение. Позднее добавляется раннее знакомство с буквами (Никитины рекомендуют с 1,5-2 лет), азбукой, букварем, мелом и доской, карандашом и бумагой, инструментами, материалами, цифрами.

Малыш только родился..:

Авторы методики утверждают, что с младенцем важно говорить прямо с рождения, когда он еще совсем ничего не смыслит. Не важно, что только около года ребенок начнет произносить первые слова. Если же с ребенком не разговаривать, то первое слово он может не сказать еще очень долго.

Упражнения для новорожденных

Американскими учеными было установлено, что крохи, которых обучали плаванью, нырянию, хождению (используя врожденный "шаговый" рефлекс) еще в период новорожденности умели это делать раньше своих сверстников. Кроме этого, что очень важно, они значительно опережали их в интеллектуальном развитии.
Никитины с 4-6 месяцев уже позволяли своим детям свободно перемещаться по дому, используя любые предметы, какие они только хотели.
В этом возрасте Никитины считали главным развивать малыша физически. Укрепление на коляске перекладины будет стимулировать малыша ухватиться за нее, пытаться сесть или встать.

Закаливание новорожденных

Никитины активно рекомендуют не пеленать малышей. Делать это можно только для сна. Пускай дома малыш будет только в распашонке или голым.
Подмывать малышей необходимо холодной водой из-под крана.
Начинать закаливание Никитины рекомендуют погружением в воду при температуре 6-10 градусов. При этом в первый и второй дни необходимо выполнить такое погружение три раза.
Температура воздуха в помещении, где находится ваш малыш, должна быть 15-19 градусов (максимум 20).
Не кутать, не пеленать, большую часть дня проводить голышом - вот главное требование методики Никитиных!

Малыши, которым больше одного года...:

Игра "Сложите узор". Для этого необходимо использовать шесть кубиков, у которых грани окрашены в различные цвета. Из них можно складывать разнообразные узоры и картинки. Сначала необходимо предложить ребенку открыть коробку, достать кубики. Спрашивайте у малыша, где сторона того или иного цвета. Первое время дети учатся складывать узоры по заготовкам: необходимо сложить точно такой же рисунок, как на картинке. В дальнейшем задачу необходимо поменять. Нужно, глядя на кубики, сделать рисунок узора, который был образован.
Начиная с 1-1,5 лет учите детей складывать узоры из четырех кубиков. Со временем усложняйте узоры и переходите от использования одноцветных граней к двуцветным.

Игра "Уникуб". Она прекрасно развивает пространственное мышление, а также учит четкости, внимательности, точности и аккуратности. В ней используют 27 кубиков, грани которых окрашены в три цвета - синий. желтый, красный. Кроме этого, в игре необходимо использовать рисунки-задания. Детям в 1,5-3 года можно предлагать сначала просто складывать кубики в коробку. Со временем дети станут замечать разницу в цветах и смогут легко укладывать кубики в коробку таким образом, чтобы дно в ней было синим (или любым другим). Далее, задание усложняется - кубики необходимо уложить так, чтобы дно было синим, серединка - желтой, а верх - красным. Предлагайте малышу нарисованный образец.
Позднее детям предлагается сложить какие-то фигуры (поезд и другие) по заданию.

Игра "Обезьянка". Начинайте играть в нее в 2-3 года. Для этого используются кирпичики из пластмассы или дерева. В игре принимают участие двое - "мальчик", который из двух кирпичиков строит узор и "обезьянка", которая все за ним повторяет.
Постепенно необходимо усложнять игру, добавляя количество кирпичиков и заменяя их на новые фигуры.

Игра "План и карта". Используется с двух лет. Игра учит малышей пользоваться картой или планом. Используются детали разной формы и коробок, на дне которого изображен план размещения деталей. Тогда малыш, видя на дне красный кружок, поставит на него красный цилиндр, а на голубой квадрат - голубой кубик и т.д.

Игра "Сложите квадрат". Суть состоит в том, чтобы собрать квадрат из частей определенного оттенка. Так дети учатся отбирать части по цветам, формам, различать цвета, соотносить часть и целое.
Детям в возрасте 2-4 лет необходимо давать части одного квадрата отдельно, не смешивая их с деталями от других квадратов.
Задания важно постоянно усложнять. Сначала малыши собирают квадраты из двух частей определенного цвета, затем из трех частей и т.д.

Игра "Внимание". Игра с легкостью научит детей увидеть и запомнить разные объекты. В течение нескольких секунд им демонстрируют какую-либо фигуру, контур или знак. Затем его убирают. Задача ребенка - нарисовать увиденное с максимальной точностью (толщина линий, размеры, цвет и т.д.).

Для кого подходит методика:

Выбрав такую методику развития своих детей, каждая мама должна понимать, что это совсем иной подход к развитию малышей. Здесь нужно не просто рассказывать и показывать. Игра - это основа развития. И необходимо иметь творческий подход к каждому упражнению, постоянно его совершенствовать и усложнять.

Чтобы успешно освоить игры, мамам необходимо придерживаться таких правил:

Радоваться всем успехам малыша. Но не перехваливайте его;
- Показывать малышу резерв его возможностей, а также то, что он все может сделать с каждым разом все лучше и лучше;
- Не принуждать ребенка к участию в играх;
- Не выполнять задания вместо малыша, не подсказывать ему никаким образом;
- Быть искренне заинтересованной во всех детских делах.

Положительные стороны методики Никитиных:

Все задания в методике - это своего рода ступеньки. Они создают условия, которые опережают способности малыша. Всегда, поднимаясь до своего предела, малыш развивается более успешно;
- Раннее развитие происходит ненавязчивым и непринужденным способом;
- Методика великолепно развивает творческие способности, которые так важны в современной жизни. Успешность людей в настоящее время зависит от подвижности их мышления, быстрой ориентировки в решении различных задач;
- Разные по содержанию игры способствуют развитию различных сторон интеллекта: внимания, зрительного и пространственного мышления, памяти, воображения и других;
- Родители, играя с детьми в игры, учатся держать себя в руках, а также дают возможность малышу рассуждать, принимать самостоятельные решения и делать выводы;
- Игры помогают установить тесный контакт родителей и детей, способствуют сближению, сплочению, а также делают доступными самые сокровенные тайны детской души.

Сложности при применении методики Никитиных:

O Обучение детей по данной методике может усложнить процесс налаживания контакта с окружающими;
o В методике недостаточное внимание уделяется развитию эмоциональной сферы детей;
o Из-за отсутствия систематичности и разумного принуждения, дети не получают нормальных и регулярных знаний по школьной программе.

Стоит ли начинать?:

Методика очень увлекательная, но требует соблюдения определенных правил, касающихся взаимодействия с детьми.
Игры, которые представлены авторами, направлены главным образом на развитие логики и образного мышления. Поэтому рекомендуется использовать их наряду с остальными существующими методиками, чтобы развитие малыша включало весь спектр дисциплин.
Большой психологический дискомфорт может принести раннее закаливание, требующее окунания ребенка в очень холодную воду, пребывание его при 18-ти градусах. Естественно, что такие условия сделают малыша крепче, ведь ему необходимо бороться с суровыми условиями. Но не пострадает ли от этого психика? Ведь ребенок может всегда воспринимать окружающий его мир таким, где надо постоянно преодолевать препятствия и бороться за то, чтобы выжить. В отличие от Никитиных, Гленн Доман рекомендует одевать малышей в футболочки и шорты, а также поддерживать температуру в помещении 32 градуса, чтобы переход из жизни в утробе матери не был таким радикальным и стрессовым.
Перед началом использования методики важно тщательно изучить ее и правильно подобрать для себя то направление, в котором будет комфортно и интересно двигаться и родителям, и малышам.

Успехов вам! И верьте в своих малышей, ведь они от природы способны делать невероятное!