Семинар классных руководителей "воспитание здорового человека". Семинар - тренинг для классных руководителей "Школа лидера" методическая разработка (класс) на тему Анализ семинара - практикума

Семинар-практикум для классных руководителей

«Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации»

Цель: Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи:

    Ознакомление педагогов с понятием конфликта и способами разрешения конфликтных ситуаций.

    Осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных причин возникновения конфликтных ситуаций.

    Определение педагогами особенностей поведения конфликтной ситуации, стилей разрешения конфликтов.

Разгневан – потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Саади, великий персидский

писатель и мыслитель.

Структура семинара

Этап

Методы и формы

Время

Ожидаемые результаты

1. Введение

Постановка проблемы

3 минуты

Кл. руководители должны понимать цели семинара

2. Определение понятий

Индивидуальная работа

10 минут

Определение понятия “конфликт”, «конфликтоген», виды конфликтов.

3. Изучение проблемы

20 минут

Кл. руководители получают информацию о видах конфликтов и способах упреждения конфликтов. Выяснить причины появления конфликтов.

4. Решение проблемы

Работа в малых группах

15 минут

Кл. руководители выполняют тренинговые упражнения и предлагают пути решения в некоторых педагогических конфликтах

Ход

Приветствие . Добрый день уважаемые педагоги!

Упражнение «Яблоко и червячок» (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

1.Введение. Постановка проблемы.

А теперь поговорим с вами о конфликтах в школе. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Как для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель – передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Уважаемые педагоги, сегодня мы собрались на семинар, посвященный теме: “ Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтной ситуации ”. Что вы ожидаете от этого семинара?

(Учителя высказывают свои мнения, я записываю их на плакате “Дерево предсказаний ”).

К понятию "конфликт" у большинства негативное отношение: им видится агрессия, склоки, войны. Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения. На самом деле конфликт показывает лишь одно – несоответствие. Конфликт показывает, что что-то идет не гладко, что-то идет не так.

И мы предлагаем обсудить проблему педагогического конфликта и найти способы его упреждения. Для начала давайте обсудим основные понятия этой проблемы, которые составляют теоретическую основу.

2. Определение понятий.

Основными понятиями при изучении этой темы являются:

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” {47, 39}.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными .

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными .

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

    Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), приводящие к конфликту.

Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

А сейчас давайте разберем педагогические конфликты и причины их возникновения.

(педагоги предлагают свои мнения).

Итак, давайте подытожим все сказанное.

Все педагогические конфликты можно разделить на 3 группы:

    Мотивационные. Они возникаю, между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению.

    Связанные с недостатками в организации обучения.

Конфликтный период происходит в начальной школе, когда 1-классник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит сена игровой деятельности на учебную.

Конфликтный период – переход в 5 класс. На смену одному учителя приходят несколько учеников – предметников, появляются новые школьные предметы.

Конфликтный период – в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или 10 класс.

Конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.

    Конфликт взаимодействий: учащихся между собой, учителей и учащихся. Они происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих:

    Среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства: группы мальчиков и группы девочек, 3-4 подростков с целым классом и т.д.

    Конфликты «учитель-ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер;

    Конфликты учитель-ученик» могут возникать по различным причинам: личного характера между учителями начальных классов и учителями-предметниками.

3. Изучение проблемы

Давайте сейчас поговорим с вами об особенностях конфликтов между школьниками. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного времени, происходят сложные группы процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т.д. в классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды: ученик – ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители - родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Рассмотрим один из наиболее распространенных конфликтов в учебной деятельности – конфликт между учениками. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух – трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех – четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса.

В педагогической конфликтологии специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Мы знаем, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства. И здесь основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям. Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи.

Что же делать, если конфликты все же возникают?

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным. В соответствии с этой моделью, К.Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.

Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу).

    Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

    Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

    Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

    Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

    Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.

Раздаточный материал

Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего, в ущерб другому.

Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта.

Испытание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.Большая вероятность испортить отношения.

Уклонение

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен. Отсутствие власти.

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов.

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты.

Нерешенность конфликта.

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок.

Одинаковая власть.Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта.

Получение только половины ожидаемого.Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта.Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника.

Временные и энергетические затраты.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Упражнение: «Яблоко и червячок».

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Примеры ответов участников семинара.

Конкуренция: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Как бы нам не хотелось этого, едва ли возможно представить и, тем более, осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Только переговоры, которые помогут выяснить истинные причины поведения, способствуют урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон.

Как видим, нам педагогам нужно приобщать учащихся к умению слушать, учить ориентироваться в различных ситуациях и использовать различные вербальные и невербальные способы общения.

Сейчас мы обсудим, какие индивидуально - психологические особенности личности подростка важны в установлении эффективных и бесконфликтных взаимоотношений . Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качества представляют собой следующие группы, которые обусловлены:

Природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);

Характерологическими особенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);

Семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии).

Обычно конфликтная ситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание на какие-то нарушения в межличностном взаимодействии в классном коллективе. На виду оказывается даже не сам конфликт, который очень часто выходит за пределы педагогического анализа, а способ реагирования на него, особенно если он носит не пассивный, а агрессивный характер. Между тем агрессивное реагирование всего лишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию, цель которой сберечь самооценку на принятом уровне.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива.

Таким образом, особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи.

Сейчас мы подошли к главному моменту нашего семинара – как правильно выстроить работу классного руководителя и педагогов, чтобы было как можно меньше конфликтов в классах, в школе, в педагогическом коллективе.

Работа может проводиться по четырем основным направлениям:

    создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями, например – тренинг «Толерантности» - его можно проводить и с учителями и с родителями и с учащимися.

    оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».

    устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.

    блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов классных часов, методических объединений учителей: «Тренинг общения», «Все цвета, кроме черного» , «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д.

Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.

Таким образом, предупреждение и упреждение конфликтов является одной из важнейших задач педагогического коллектива школы, предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его.

Сейчас мы хотим подвести вас к следующему этапу нашего семинара – рассмотрение конфликтных ситуаций, анализ, решение и их осмысление.

1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга . Конфликтующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителем, коллегой.

Какие приемы мы можем использовать в этом случае? (педагоги дают свои ответы)

Для этого можно использовать следующие приемы :

    не отвечайте на агрессию агрессией;

    не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом,
    ни взглядом;

    дайте возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

    старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

    не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных
    советов - ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

    предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Таким образом, если в результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта.

2. Диалог можно рассматривать и как цель и как средство. На первой стадии диалог - способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй - средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.

Мы все привыкли к монологам, особенно в педагогическом процессе. Каждый стремится высказать свое, наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное - не только говорить и слушать, но и услышать собеседника и быть услышанным.

Каких правил во время диалога нужно придерживаться педагогу? (учителя дают свои ответы)

Во время диалога желательно придерживаться правил:

    соблюдайте такт, корректность по отношению к оппоненту. Это
    должен быть разговор равного с равным;

    не перебивайте без надобности, сначала слушайте, а потом говорите;

    не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе;

    отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе;

    в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения;

    старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;

    не давайте готовых «рецептов» решения проблем, постарайтесь так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

Таким образом, в ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.

3. Взаимодействие - завершающий этап в урегулировании конфликта. По сути, взаимодействие включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.

В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля. Взаимодействие предполагает также дополнительные встречи, консультации, обмен мнениями и т. д.

Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существовавших проблем способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних оппонентов в сотрудников и даже друзей. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания. Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован в других конфликтных ситуациях.

Причины конфликта «учитель – ученик». Пути входа из конфликтной ситуации.

Преподавание требует огромного эмоционального напряжения, но усталость от трудной работы и раздражение - вовсе не одно и то же. Теперь мы перейдем к рассмотрению ситуаций, в которых проблема принадлежит учителю. Мы можем достаточно успешно дифференцировать принадлежность проблем. Дополнительные ключи - ощущение и чувства, переживаемые преподавателем:

Раздражение;

Гнев;

Возмущение;

Общее ощущение дискомфорта;

Головная боль;

Боль в желудке и т.п.

Если проблема принадлежит вам, то и ответственность за испытываемые чувства - тоже ваша. Это наказание за то, что вы не решаете проблему, либо решаете неэффективно.

Вот несколько примеров ситуаций, когда проблема принадлежит учителю:

Ученик царапает парту, школьники портят учебные пособия;

Некоторые учащиеся прерывают ваши объяснения, громко ссорятся на уроке;

Школьники сорят в классе;

Ученик постоянно опаздывает на урок и дезорганизует работу класса;

Можно привести еще тысячи подобных видов поведения, мешающих учителю счастливо преподавать свой предмет. Они оказывают значимое и конкретное воздействие на педагога, вызывая у него отрицательные эмоции. Учитель, хотя это многие забывают, тоже человек. Ему также хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его законного права - учить с удовольствием. Такое поведение учащихся находится явно за линией приятия и является проблемой учителя.

Что же делать, если проблема принадлежит вам? У вас есть три возможности:

1. работать с учеником;

2. работать со средой;

3. работать с собой.

В соответствии с этим, вы можете выбрать такие направления работы:

Первое - попытаться изменить поведение ученика.

Второе - попытаться изменить среду, обстановку.

Третье - попытаться изменить себя.

Первый способ предполагается, что вы конфронтируете с учеником, сообщая ему, что его поведение мешает вам, не позволяет осуществлению вашего основного права - получать удовольствие от процесса обучения. Такое поведение педагога требует от него достаточной смелости и мужества, осознания своих прав и потребностей.

К сожалению, приемы, которые используют преподаватели при реализации этого способа, приводят к следующим последствиям :

1. Провоцируют сопротивление у школьников.

2. Заставляют учеников чувствовать, что учитель считает их глупыми, абсолютно ни на что не способными.

3. Показывают школьникам, что педагогу нет дела до их чувств, потребностей и мыслей.

4. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, смущение.

5. Снижают детскую самооценку.

6. Активизируют самозащиту школьников.

7. Провоцируют детский гнев и мстительность.

8. Являются причиной пассивности учеников.

Типичные замечания учителей при использовании первого способа способствуют укреплению детей в позиции «Я-плохой» и делятся на следующие три группы:

1. Предписывающие замечания.

2. Подавляющие замечания.

3. Косвенные замечания.

Предписывающие замечания точно сообщают ученику об изменениях в его поведении, желанных для учителя - что следует сделать, как должно делать, как было бы лучше сделать. Преподаватель сам принимает решение и ждет, что школьник его реализует.

Предписывающие замечания:

1. Приказы. Команды. Указания.

2. Предостережения. Угрозы (- Если ты будешь продолжать так вести себя …)

3. Нотации. Проповеди (-Ты бы лучше учился, а не…)

4. Поучения.

5. Советы. Предписания.

Предписывающие замечания могут в лучшем случае вызвать внешние, сиюминутные изменения в поведении ученика.

Подавляющие замечания.

1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.

2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

3. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.

4. Положительная оценка

5. Ироничная поддержка, симпатизирование (- Я, конечно, понимаю, что скоро ваш любимый мультсериал, но занятия в школе заканчиваются в пять часов, не забывайте этого!).

6. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование.

Независимо от того, каков будет эффект подавляющего замечания - это никак не повлияет на поведение ребенка, либо усвоится им как еще одно доказательство его неадекватности, и в том и в другом случае он раскодирует скрытое сообщение - «Ты - плохой».

Косвенные замечания включают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание, развлекающие замечания (- Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление! -Это когда же тебя назначили директором школы?)

Подобные замечания являются более манипулятивными и единственный их эффект - приучение школьника к действиям «исподтишка».

Все замечания содержат скрытое сообщение «Ты - плохой». Оно подразумевается, но легко встраивается в любое замечание:

Перестань! (Команда). Раскодирование: Ты - плохой, потому что не понимаешь, что следует остановиться.

Лучше успокойся, а то... (Угроза). Раскодирование: Ты - плохой, так как не знаешь, что следует успокоится, и не понимаешь, что будет, если ты этого не сделаешь.

Следовало бы лучше знать! (Нотация). Раскодирование: Ты - плохой, потому что не понимаешь, что тебе следовало бы лучше знать.

Делай, как я сказала! (Предписание). Раскодирование: Ты – плохой, потому что сам не сможешь руководить собой, тогда делай, как я сказала.

Ты ведешь себя как ребенок! (Обзывание). Раскодирование: Ты - плохой, до сих пор не смог повзрослеть.

Ты этого не знаешь, а пытаешься фантазировать. (Анализирование). Раскодирование: Ты настолько плохой, что даже этого не знаешь, да и сообразить не можешь.

Обычно ты такой хороший мальчик (Положительное оценивание). Раскодирование: Ты - плохой, не можешь быть все время хорошим мальчиком.

Я думаю, тебе будет лучше завтра. (Убеждение.). Раскодирование: Ты - плохой, даже не можешь чувствовать себя хорошо, возможно, завтра тебе и повезет.

Посмотрите, еще один Михаил Ломоносов! (Сарказм). Раскодирование: Ты - плохой, с непомерной самооценкой.

Если бы учитель сообщил о том, что он чувствует по поводу поведения ученика:

Меня угнетает шум, который вы производите.

Мне трудно работать, когда кто-нибудь пересаживается с места на место.

Заметьте, здесь ответственность за происходящее принимается самим учителем, и он делится этим своим чувством со школьником. Такие замечания предполагают ответственность ученика за его поведение.

Кроме того, такие замечания не содержат негативной оценки личности ученика, что позволяет ему быть разумным и идти навстречу учителю.

Поэтому первой частью замечания является неосуждающее описывание того, что неприемлемо для педагога:

Когда я вижу бумажки, лежащие на полу...

Когда вы рисуете на парте.....

Когда я не могу найти журнал, который лежал на столе...

Когда меня перебывают во время объяснения...

Обратите внимание, что в этой первой части замечания говорится о том, что является результатом поведения ученика. Именно это беспокоит педагога.

Трехчастное замечание не содержит обвинения, оценки, морализирования, предписания, оценки, даже в усиленной форме - когда конкретизируется автор неприемлемого поведения:

Когда ты вертишься...

Когда ты толкаешь Машу...

Когда ты перебиваешь меня...

Учитель не сообщает о своем восприятии ситуации в этой первой части.

Первая часть замечания должна содержать только описание фактов и ничего более.

Эта часть всегда должна начинаться с «Когда», либо это «Когда» должно явно подразумеваться. Ведь вы отнюдь не все время огорчены поведением данного школьника, а только в определенных случаях.

Вторая часть трехчастного замечания является, пожалуй, самой сложной. В ней описывается тот конкретный и ощутимый эффект, который будет иметь неприемлемое поведение школьника, указанное в первой части для учителя.

Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (значимый эффект)...

Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (значимый эффект)...

Что мы имеем в виду, когда говорим о «значимом и конкретном эффекте»?
Многие попытки преподавателей сделать трехчастное замечание заканчиваются провалом из-за того, что учитель не может сформулировать этот эффект таким образом, чтобы и школьник считал его существенным. Ученик может думать:
«Действительно, во многих школьных помещениях сквозит, ну и что?» Либо он предлагает: «О, в такую теплую погоду сквозняк не страшен».

Только в том случае, когда ребенок согласится с тем, что результаты его поведения действительно создают проблему для учителя, он получает основания для изменения своего поведения. Большей части детей, как мы уже говорили, необходимо удовлетворять свои потребности в признании и приятии, и учитель, как значимый взрослый, играет здесь существенную роль. Именно потребности в признании и приятии мотивируют школьников на изменение поведения.

Практически все дети, не задумываются о влиянии результатов своей деятельности на других людей, они просто не представляют, что являются причиной возникновения проблем у окружающих.

Замечание не будет работать до тех пор, пока вы будете пытаться их делать по поводу проблем, вам не принадлежащим и пока ребенок не будет считать, что его поведение действительно беспокоит вас и существенно влияет на вашу жизнь. Что может мотивировать ученицу к изменению ее поведения, когда ей говорят: «Ой, меня так раздражает эта твоя безобразная прическа!?»

Когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описание ситуации), я могу споткнуться о них (значимый эффект) и я боюсь упасть и разбиться (чувства).

В вышеприведенном замечании говорится о возможном эффекте и о том, что этот эффект вызовет определенные чувства. Такая последовательность изложения (поведение – эффект - чувства) сообщает школьнику, что чувства возникают по отношению к возможному эффекту, но не к поведению ученика. Теперь ребенок в некоторой степени защищен как бы специально созданным учителем буфером (эффектом), что позволяет ему не активизировать собственные защитные средства, как происходит в том случае, если обвинять непосредственно его поведение.

Это очень важный момент - перемещение проблемы из зоны принадлежности учителя в зону принадлежности ученика.

4. Решение проблемы (тренинговые упражнения и предложение путей решения в некоторых пед. конфликтах). Психолог

Выполнение антистрессового упражнения.

Д ля поддержания стабильного психологического состояния у вас и учеников, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств, важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого, закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений, восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Выводы.

Главное правило, которое мы на данном семинаре подтвердили данной работой – конфликт легче предупредить, чем завершить. Но при всем при этом в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

В конце нашего семинара мы хотим поблагодарить всех за участие и обменяться впечатлениями, а также попрощаться друг с другом, желая всем всего хорошего.

Рефлексия впечатлений.

Что мне понравилось?

Что мне не понравилось?

Где я мог бы применить полученные знания?

Что бы я посоветовал?

Упражнение «Прощание».

Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.

Семинар для классных руководителей по теме:

"Воспитанием ли мы занимаемся?"

Цели:

ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля»;

подготовка учителя к анализу (самоанализу) своей педагогической деятельности на предмет ее вклада в воспитание личности;

развитие рефлексивных качеств личности педагога.

Подготовка:

1) Подготовка памятки «Признаки ситуации воспитания».

2) Подготовка листов с признаками ситуации воспитания.

3) Цветные карандаши (красный и зеленый) для каждого педагога.

4) Рулон яркой цветной туалетной бумаги для выполнения демонстрационного упражнения.

Проведение

1. Вступительное слово ведущего.

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Как?

Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

2. Что же такое воспитание?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это:

педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, системы смыслов, способности к нравственному выбору, в том числе в вопросах собственного образования;

помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта, переживаний, выработки и соблюдении нравственных норм, а так же преодолении трудностей и снятии противоречий;

организация волевых, нравственных усилий школьников по работе со своим внутренним миром – ценностной, смысловой, нравственной сферы личности;

создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь событий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве;

создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно-творческого отношения к образованию, а так же для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности. Научить этикету, передать культурные традиции педагогу проще. А вот как сформировать совесть, внутреннюю нравственную позицию человека?

Чтение отрывка из книги «Педагогика для всех» Симона Соловейчика

«Если мы будем исходить из того, что у ребенка, который рядом с нами, нет совести, то воспитание станет невозможным.»

Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать совесть, совесть сама возникает в душе ребенка. Наше дело - воспитывать совестливость. Совесть - представление о той общей правде, на которой держится все. Постепенно ребенок начинает подчиняться не высшей морали, а групповой морали близких и уважаемых им людей, морали «эталонной группы». По совести - стыдно воровать, а с точки зрения сельских ребятишек бывает стыдно не залезть в чужой сад - это признак трусости. Поэтому, сколько бы ни уверяли мы мальчика или девочку, что плохо получать двойки, уговоры не действуют, если в классе презирают не двоечников, а отличников.

Уговоры здесь действуют мало, а наказания совсем не действуют, они лишь укрепляют уверенность ребенка в его правоте и заставляют гордиться - ведь каждый из нас гордится, если страдает за свои убеждения.

Принято считать, что если ребенку постоянно говорить «нельзя, нельзя», то постепенно это внешнее - извне идущее - «нельзя» превратится в моральную привычку, во внутреннее «не могу … иначе». Так ли это? Давайте посмотрим на эту ситуацию наглядно…

Демонстрация последствий множественных запретов.

Один педагог (желающий участвовать в демонстрации) выходит вперед. Стул (стоит в центре, у доски, развернут сиденьем к аудитории)- символизирует позицию школьника – «сел на школьную скамью». Садитесь, пожалуйста. Вы – школьник.

Ведущий берет на себя роль педагога, воспитывающего запретами. Итак…

1. Чтобы школьник привык к своей новой социальной позиции, важно удержать его на стуле:

Где тебя ноги носили? Не смей туда бегать! Чтобы ноги твоей там не было! Если нет ногам покоя, значит что-то с головою! (ведущий перевязывает «школьнику» ноги)

2. Важно чтобы школьник научился самоконтролю:

Не трогай! Не бери! Положи на место! Держи себя в руках! (ведущий перевязывает «школьнику» руки)

3. Важно, чтобы на уроках школьник был сосредоточен на учебном материале:

Сиди спокойно! Развернись к доске! Не крутись! (перевязывают плечи).

Не развешивай уши! В одно ухо влетело, в другое вылетело? На уроке слушай меня! (перевязывают уши)

Не глазей по сторонам! Не заглядывай в чужую тетрадь! Глаза на доску! (завязывают глаза). Вот теперь к школьнику применен весь спектр внешних «нельзя».

Рефлексия после демонстрации:

обсуждение вопросов:

Какие у вас есть чувства, мысли, когда вы смотрите на ученика в системе запретов идущих из вне?

Как вы чувствуете себя, о чем думаете в роли школьника ограниченного запретами? А что вам хочется в этой ситуации? Сделайте то, что хочется.

Насколько крепки эти запреты? Стало внешнее «нельзя» системой внутренних ценностей и руководств к действию? А почему? Пофантазируйте, а что нужно сделать в этом упражнении, чтобы «нельзя» стало «не могу»? (Укрепить путы - ужесточить запреты и систему наказаний – подергается, подергается и смирится). Но тогда «не могу» станет не «не могу по-другому», а «не могу вообще». (Пассивность, безволие, безликость).

Вернемся к Соловейчику:

«Одним детям говорят «нельзя, нельзя», и оно превращается в «не могу», а в других случаях этого превращения почему-то не происходит…Можно заметить, что превращение «нельзя» в «не могу» почти всегда совершается в сфере «внешнего стыда», стыда разоблачения. Глубинный человеческий стыд при нарушении правды не воспитывается запретами «нельзя, нельзя». У него другой корень - совесть.

Стыд внушить нельзя, природа стыда не позволяет внушать его. Можно тысячу раз повторять мальчишке: «Тебе должно быть стыдно!» - но ему не стыдно, и он ничего не может с собой поделать, даже если чувствует себя виноватым в том, что ему не стыдно.

Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Стыдить - облегчать совесть. Сила стыда зависит не от того, насколько часто мы стыдим, а от того, насколько мы уважаемы подростком, насколько мы ему близки и дороги».

3. Работа в группах

Задание № 1.

Составьте перечень воспитательных действий педагога, продолжив фразы:

- «В ходе подготовки внеурочного занятия (урока) педагог занимается именно воспитанием, если…»

- «В процессе проведения внеурочного занятия (урока) педагог занят именно воспитанием, когда…»

- «Судя по результатам проведенного мероприятия (урока), можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если…»

После 10 – 15 минут обсуждения представьте размышления от своей группы.

Задание №2.

Индивидуально ознакомьтесь со списком воспитательных действий.

Отметьте зеленым цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете чаще всего.

Отметьте красным цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете редко или не применяете вовсе к своим воспитанникам.

На групповом листе воспитательных воздействий отметьте совпадения с тем, списком, который наработала группа. Что осталось вне поля внимания группы?

Соотнесите свои редко применяемые воспитательные воздействия с теми воспитательными воздействиями, которые были упущены группой?

На что обратить внимание?!

Если многое совпадает, значит выявлена общая тенденция. И нужна дополнительная информация, помощь классным руководителям от администрации, методиста, психолога.

Не совпадает – ситуация локальна. Можно работать над ней в индивидуальном ключе.

Перечень действий педагога

"Я занимаюсь именно воспитанием", если:

Создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;

Создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности, толерантности;

Учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;

Стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;

Привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;

Создаю ситуацию успеха;

Тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;

Помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;

Привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;

Обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;

В общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;

Доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;

Вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;

Проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;

Создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;

Настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;

Поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи».

4. Чтение завершающего отрывка

Из книги Симона Соловейчика.

"Воспитание воздействиями - это пассивная педагогика. Мы наметили в голове некий курс в виде Образа Ребенка, и теперь все наши действия определяются этим. Чуть реальный ребенок отклонится, мы начинаем реагировать. Если бы он следовал по заданной траектории поведения, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.

Нравственно-духовное воспитание - это активная педагогика. Мы вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даем заснуть душе ребенка.

Педагогика целей делает упор на то, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. Она говорит нам: надо, чтобы... Надо, чтобы... Педагогика средств делает упор на то, каким путем добиваться этих всем известных «должен и должна». Она говорит: чтобы, надо... Чтобы, надо...

Чтобы дети выросли Нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него самого. Будет нравственность - будет все; не будет нравственности - ничего не будет."

В завершении семинара педагогам предлагается использовать признаки ситуации воспитания при конструировании урока и его воспитательного влияния, а также для проведения самоанализа воспитательного потенциала занятия. Раздаются памятки с перечнем признаков ситуации воспитания.

Признаки ситуации воспитания

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитанием ли мы занимаемся?

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это: педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни; помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта; организация волевых, нравственных усилий по работе со своим внутренним миром; создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь с обытий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве; создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно- творческого отношения к образованию, а также для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности.

«Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить». С. С оловейчик

«В ходе подготовки внеурочного занятия педагог занимается именно воспитанием, если …» « В процессе проведения внеурочного занятия педагог занят именно воспитанием, когда …» « Судя по результатам проведенного мероприятия, можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если …»

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Признаки ситуации воспитания (или воспитательные действия педагога)

Поддержка педагогом-воспитателем собственных усилий ребенка по нравственному самоизменению.

Становление ребенка как союзника воспитателя в преодолении собственной недостаточности, в «усилии над собой».

Акцентирование внимания педагога на сфере ценностей и смыслов совершаемых ребенком поступков, а не на внешних атрибутах и регламентации его деятельности.

Побуждение воспитанника к проявлению отношения к другому человеку как самоценности.

Формирование педагогом нравственных способностей воспитанника (к самоотдаче, к свободно избираемому нравственному поступку, к другодоминантности и т.п.).

Включение воспитанника в творческую (созидающую) жизнь с постоянной рефлексией ее целей и смыслов, каждого дела и поступка,

Побуждение воспитанника к проявлению волевого усилия, напряжения, стремления увести себя с «легкого пути»; жить по своему индивидуальному плану; помощь в продвижении по собственной траектории.

Фиксирование учителем-воспитателем внимания не на процессе и результате предметной деятельности, а на том изменении в поведении, сознании, нравственно-смысловой сфере личности (или возможности его), которое ожидаемо.

Формирование активной позиции воспитанников в процессе приобретения знаний, в социальных проектах, вследствие чего в их деятельности реализуются черты добровольности, мотивированности, самоорганизации.

Включение школьника в ситуации-события, ставящие его перед необходимостью проявления личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества, произвольности и др.) при решении экзистенциальных вопросов.


Тема семинара - практикума: Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних

Время проведения : 1 час 30 минут.

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семигорская средняя общеобразовательная школа»

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Задачи:

1.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению

ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

2.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

3.Совместно с коллегами решать проблему профилактики употребления

ПАВ несовершеннолетними.

Оформление: плакат с высказыванием Альберта Эйнштейна « Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому? Но, нельзя забывать, что знание и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин».

Оборудование: Три персональных компьютера, цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, мульти проектор.

Подготовка:

Демонстрационный материал:

Презентация «Система профилактической работы с несовершеннолетними»

Раздаточный материал: методические материалы и наглядные пособия в электронном и печатном виде. Три листа ватмана, три маркера, карточки («кирпичи») с полезными и вредными занятиями, конверты с заданием, карточки; карточки - задания; чистые листы А - 4.

Ход семинара - практикума :

I. Теоретическая часть

Ведущий: ни для кого не секрет, что курение, алкоголизм и наркомания - болезни достаточно «заразные», принявшие форму эпидемии. Так не пора ли подумать о выработке иммунитета?

Тема семинара - практикума «Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних» (Слайд 1, 2,3)

Вопрос: Как вызвать у школьников отрицательное отношение к употреблению ПАВ?

Притча: Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота узнаю, почему дети падают в реку и постараюсь это предотвратить.

Докладчик : школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики вредных привычек. Она может: (Слайд 4)

  • Прививать обучающимся навыки здорового образа жизни;
  • Влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
  • Осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;
  • Привлекать специалистов - медиков, психологов, педагогов и др.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ: (Слайд 5)

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя должны находить убедительные факты, показывающие обучающимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность - это дополнительное образование. Анализируя занятость школьников в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата обучающихся досуговой деятельностью. Так, в 2011 - 2012 учебном году охват обучающихся школы занятых в кружках и спортивных секциях составлял 93 %, в 2012 — 2013 - 95 %. Сейчас - 98%. Занятость обучающихся, состоящих на учете, составляет 100 %.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным, является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой, спортом и туризмом.

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с обучающимися участвуют:

Медицинский персонал

Сотрудники ОВД

Специалисты УСЗН и ЦЗН.

Реализуя работу в данном направлении, можно использовать разнообразные традиционные и не традиционные формы работы: (Слайд 6)

  • Физкультминутки на каждом уроке
  • Ежедневная утренняя гимнастика
  • Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами
  • День здоровья (1 раз в четверть)
  • День профилактики (2 раза в год)
  • Тематические классные часы
  • Круглые столы
  • Мастер - классы
  • Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
  • Ролевые игры
  • Деловые игры
  • Групповые тренинги
  • Психологический театр
  • Мозговой штурм
  • Дискуссии
  • Проектно-исследовательскую технологию
  • Акции
  • Агитбригады
  • Лабораторию подростковых вопросов
  • Интерактивные игры
  • Создание роликов, фильмов, презентаций
  • Профилактические фильмы
  • Виртуальные экскурсии

2. работа с педагогическим составом

Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся:

Педсоветы, педагогические чтения, педагогические практикумы, круглые столы, обучающие семинары, школьные ме6тодические объединения классных руководителей.

3. работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для обучения родителей этому можно использовать такие формы роботы как:

  • Родительские чтения.
  • Родительские вечера.
  • Тематические, групповые и индивидуальные консультации.
  • Родительские тренинги.
  • Родительские ринги.

Таким образом: (Слайд 7) Профилактика употребления психоактивных веществ будет эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ и повышения качества здорового образа жизни, если:

Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека и последствиях применения.

Кофе - пауза

II. Практическая часть

Ведущий : сегодня на семинаре - практикуме разбираться в проблеме профилактике вредных привычек мы будем вместе. Для этого предлагаю всем участникам семинара разделиться на три группы, и сесть за столы отдельно стоящие друг от друга по понравившемуся высказыванию. (Приложение 1).

(Подобранные афоризмы отражают различные характеры и стили поведения людей). В конце семинара - практикума дам краткую характеристику выбора.

Задание 1.«Мозговой штурм»

Каждая группа получает творческое задание на карточке (Приложение 2), лист ватмана и маркер.

Правила:

  • Высказывать как можно больше идей;
  • Не повторяться, называть только новые идеи;
  • Не оценивать идеи.

В течение 15 минут группы работают над заданием. Затем каждая группа выдвигает своего представителя, который рассказывает к какому выводу пришла их группа, работая методом «мозгового штурма», освещает проблему, демонстрирует оформленный ватман, остальные участники дополняют.

  • Педагог должен сделать первый шаг на встречу к подростку и в общении быть на уровне с ним. Как сказал русский писатель: « Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину».

Задание 2.Упражнение “Стена здоровья”

А сейчас мы соберем с вами “Стену здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене здоровья” или же выбросить в корзину.

Педагоги под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют кирпичики на изображение стены. (Приложение 3).

Вывод: Первичную профилактику употребления ПАВ необходимо проводить - комплексно и дифференцировано.

Задание 3. Ролевая игра

Каждая группа выбирает конверт с заданием, в котором обозначена категория семьи (Приложение 4).

Задача каждой группы провести с «родителем» индивидуальную беседу по профилактике ПАВ, при этом из каждой группы выбирают два человека на роль педагога и родителя, они же разыгрывают ситуацию.Остальные члены группы помогают.

ПРОБЛЕМА: Сын замечен на дискотеке внетрезвом состоянии.

Обыгрывание ситуации каждой группой

  1. Как отреагировала на проблему благополучная семья? Каковы пути решения?
  2. Как отреагировала на проблему неблагополучная семья? Каковы пути решения?
  3. Как отреагировала на проблему неполная семья? Каковы пути решения?
  4. « ребенок - человек, который что-то несет миру;

ребенок - человек, не достигший самостоятельности

и ответственности, и поэтому мы за него отвечаем;

ребенок - это тайна, которую невозможно и ненужно отгадывать.

По всем этим причинам ребенок - повышенной ценности. Ребенок нам дан для того, чтобы мы его любили» С. Соловейчик.

Употребление психоактивных веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется не сознательно, но разве от этого легче? Если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитаниирасплачиваются наши собственные дети.

Задание 4. Творческая мастерская

Каждой группе дается задание в течение 30 минут необходимо подготовить и защитить:

1 группа - Профилактический бюллетень. (Приложение 5)

3 группа - Буклет « Советы подросткам» (Приложение 7)

Для работы коллегам предлагаются компьютеры,цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, методический и наглядный материал в электронном и печатном виде.

Результат: После семинара - практикума готовая печатная продукция будет размножена и распространена среди обучающихся школы и родителей.

В конце семинара - практикума даю краткую характеристику выбора афоризмов и обращаю внимание педагогов по какому признаку собрались единомышленники за каждым столом. (Приложение 8).

Таким образом: следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики ПАВ важная роль должна отводиться специалистам, которые должны оперировать современной методологией. В образовательных учреждениях необходима опережающая, целенаправленная, систематическая работа в этом направлении.

Работа по формированию психологического иммунитета к ПАВ у детей будет более эффективной и результативной, если учитель пользуется достаточным авторитетом средиобучающихся. Если к нему тянутся сердца и души, то и желание подражать ему, его стилю поведения в определенных жизненных ситуациях будет ограниченным. Принципиальность взглядов такого учителя, открытость в общении,умение вести откровенные разговоры на темы, которые волнуют молодое поколение, делают влияние педагога максимальным.

Ведущий. Притча (заключение ).

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца - поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках - живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…”

Анализ семинара - практикума

Семинар - практикум проведен 26 апреля 2013 года для классных руководителей МОУ «Семигорская СОШ». На семинаре - практикуме присутствовало 11 классных руководителей. Данное мероприятие проводилось в школьной библиотеке. Помещение было заранее приготовлено к семинару: закреплен плакат, установлена аппаратура: персональные компьютеры, цветной принтер, сканер, подготовлена связь с Интернетом, разложены карточки, методические пособия, альбомы. Расставлены столы, сделана влажная уборка и проветрен класс. Предварительная работа включала в себя проведение социологического опроса среди обучающихся школы по употреблению психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить три основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Во время проведения семинара - практикума использовались такие методы и формы работы как: доклад сопровождающийся просмотром презентации, работа в группах, мозговой штурм, ролевая игра, творческая мастерская.

Семинар практикум состоял из двух частей - теоретической и практической.

На I этапе мероприятия были проведены все организационные моменты и поставлена цель.

II этап состоял из теоретической части семинара - практикума, где были систематизированы знания по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних и работе с родителями по данной проблеме. Этот этап семинара носил традиционную форму.

Инновацией данного мероприятия была творческая деятельность, которая заключалась в изготовлении профилактических бюллетеней, рекомендаций для родителей и буклетов с советами для подростков. Результатом данной творческой деятельности было распространение данной печатной продукции классными руководителями среди учащихся школы и населения поселка. Данный проект был востребован и актуален. Жители с уважением отнеслись к работам педагогов - благодарили их и с интересом изучали данный материал. Обучающиеся школы так же проявили интерес к предложенной информации. Старшеклассники высказывали свои предложения и пожелания, а также темы новых бюллетеней.

На III этапе педагоги защитили свои проекты, сделали выводы по мероприятию и провести рефлексию.

На семинаре - практикуме классные руководители с интересом и вниманием слушали предложенный материал, эмоционально разыграли ролевую игру, приводили собственные примеры, подыгрывали героям сюжета. Энергично провели мозговой штурм. Смогли выделить проблему и найти пути решения.

Так как проблема профилактики употребления ПАВ не только школы, но и семьи нужно решать ее совместно. Поэтому было решено в следующем учебном году, составить школьный проект родительского всеобуча, так как данная проблема может быть достигнута только благодаря целенаправленному взаимодействию семьи и школы.

Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой

2. Галичкина О.В., Система работы администрации школы по

профилактике наркомании

3. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения, Москва,

технологии, Москва, Педагогическое общество

России, 2000 г.

5. Ляпина Е.Ю., Профилактика социально опасного поведения

школьников - Волгоград: Учитель, 2007.

6. Суховольская Т.С. "Педагогические условия профилактики вредных

привычек у подростков"

7. Тростанецкая Г.Н., В помощь образовательному учреждении:

профилактика злоупотребления

8. Хижнякова О. Н., Современные образовательные технологии

в начальной школе. - С. 2006

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.


Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Все эти вопросы педагоги обсудили на теоретической части семинара «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС, выслушав доклады:

  1. Инновационная деятельность и подходы в работе классного руководителя в рамках ФГОС (Сафонова Н.В., заместитель директора по ВР);
  2. Технология подготовки и проведения классного часа (Лезина Ю.Ю., заместитель директора по МР)
  3. Секрет успешности современного классного руководителя (Каменщикова Л.А., учитель- наставник, классный руководитель)
  4. «Системно-деятельностный подход в воспитательной работе» (Горяева Л.Б., учитель-методист, классный руководитель).


Для педагогов были подготовлены методические материалы (Оценка эффективности классного часа в соответствии с новым ФГОС , Технологии воспитательной работы , Формы проведения классного часа ) для подготовки открытых классных часов в соответствии с требованиям стандарта, которые пройдут с 15 по 20 февраля в рамках месячника оборонно-массовой работы.

Также в рамках семинара выступили педагоги (Маркова Л.В., Иванов Д.Г., Искакова Г.З. и Бурбак Н.Н., которые посетили курсовые мероприятия в с. Яр-Сале по темам:

  • «Коррекционно-развивающее обучение и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ОВЗ»
  • «Методическое сопровождение и подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми».

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 426 Методическая тема «Организация здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, уметь претворять на практике модели поведения, усвоенные в процессе воспитания и самовоспитания» «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем она кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания». К.Д.Ушинский. 1. Оказание помощи в повышении компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы. 2. Повышение педагогической грамотности родителей. 3. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся. . 4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов. 5. Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя. 6. Формирование у учащихся высоких духовнонравственных качеств. 7. . Повышение уровня воспитанности учащихся МО классных руководителей ГБОУ СОШ № 426 – это объединение классных руководителей начального, среднего, старшего звена, которое координирует их научнометодическую и организационную работу. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует взаимодействие в педагогическом процессе. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм, методов воспитательной работы. Обсуждает социально- педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей. 1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы). 2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы. 3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году. 4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации). 5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку". 6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы.  Вступительное слово председателя МО о проблеме и цели заседания.  Выступление по теме заседания.  Обмен опытом работы классного руководителя.  Обзор методической литературы.  Рекомендации.  Текущие вопросы. Анализ работы Задачи Изучение и обобщение опыта Календарный план Работа по Подготовка аттестации творческих Повышение педагогов работ, профессионального График выступление мастерства проведения открытых мероприятий  Методические сессии  Дидактические трибуны  Тренинги  Обзор идей личностного развития ребенка  Деловые игры  Практикумы, семинары  Мастер-класс  «Мозговой штурм»  Экспресс - анкета многообразие и многоёмкость деятельности. широкий круг обязанностей. радость общения, круг своих детей. стремление быть нужным своим воспитанникам, радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. Мой классный проект Портфель классного руководителя Диагностические материалы Протоколы родительских собраний Методические материалы Копилка воспитательных мероприятий Системный подход является основополагающим в деятельности классных руководителей. Основные направления системного подхода 1. Ученик и нравственность 2. Ученик – патриот и гражданин 3. Ученик и его здоровье 4. Общение и досуг ученика 5. Эстетическое воспитание 6. Ученик и его семья 7. Профориентация 8. Правила этикета сентябрь – «Дом, в котором я учусь» октябрь – «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле» ноябрь – «Гражданином быть обязан» декабрь – «Мастерская Деда Мороза» январь – «Будьте здоровы» февраль – «Защитникам Отечества посвящается» март – «В мире прекрасного» апрель – «Земли родной прекрасный уголок» май – «Никто не забыт, ничто не забыто» Циклограмма работы МО Семинары для классных руководителей – 1 раз в год Совещание классных руководителей по параллелям –1 раз в месяц Консультации для классных руководителей – 1 раз в неделю: оценочная практика, направленная на изучение индивидуальнопсихологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно воспитательного процесса. Основными условиями общения педагогов со всеми учащимися, и с лидерами особенно, являются следующие: 1. Правила конфиденциальности. Оно означает следующее: запрещается рассекречивать то, что доверяет участник занятия остальным участникам 2. Правило равноправия участников. Оно означает, что все имеют равные права: право высказаться, право быть услышанным, право попросить помощи. 3. Правило искренности. «Либо я говорю то, что думаю, либо я молчу» 4. Правило толерантности. Оно означает, что мнения, вкусы, пристрастия каждого участника должны уважаться всеми. Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь маленьким деревцем в долине. Но только самым лучшим деревцем. Будь кустиком, если не можешь быть деревом. Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику, Если не можешь быть кустиком. Если ты не можешь быть китом, Будь самым красивым окунем в озере! Если не можешь быть капитаном. Кто-то должен быть и матросом. Для всех найдется работа на корабле жизни, Только найди свое дело. Если ты не сможешь быть солнцем, Будь звездой на небе, Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.