Щедрец — щедрый вечер. Святой вечер, щедрый вечер Святой вечер щедрый

После дня зимнего Солнцестояния наши предки начинали праздновать Коляду. Празднование продолжалось с 22 декабря до 31 декабря. А затем наступал Щедрец – Щедрый вечер, который традиционно празднуется после Коляды – 31 декабря или с 31 декабря на 1 января. Щедрец и одаривал всех, и исполнял мечты. Щедровки входят в состав Больших зимних святок, которые отмечаются с 24 декабря по 5 января. Прямо посреди святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные святки, проходит Щедрец. Богатый стол, большой пир в этот день означали благополучие в предстоящем году.

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20181228_sop.mp3

В настоящее время Щедрец практически никто не помнит, так как 31 декабря во всём мире наступает Новогодний праздник. Так как Новый Год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций, он заимствовал многие черты у Щедреца. Может быть, по этой причине он и является всенародно любимым.

Для многих остаётся непонятным, почему на Новый Год принято накрывать стол так, чтобы он ломился, а от обилия продуктов разбегались глаза? Ни в один другой день в году нет такой традиции, так почему же именно на Новый Год, мы скупаем все продуктовые магазины и готовим множество вкусных блюд?

Ответ здесь кроется именно в исторических корнях праздника, который издревле именовался Щедрецом. Само название «Щедрец» – «щедрый» говорит нам о том, что в этот праздник принято накрывать щедрый стол, не скупиться на подарки и добрые дела. Обильный и богатый стол в старину называли щедрым, толстым, жирным. Люди верили, что богатый стол обеспечит хороший урожай и благополучие на весь год.
Перед тем, как сесть за праздничный стол, надлежало развлечь народ специальным песнями - щедровками, которые тоже приносили удачу и процветание.

Как и на Коляду, в этот день ходили по домам ряженые колядовщики, пели щедровки или щедровальные песни и принимали угощения от хозяев. На Щедровки также принято кормить домовых и духов Предков. Для них ставили отдельные блюда, приглашали к столу.

Нарядная Ёлка в доме или во дворе дома тоже дошла до наших дней и говорит о том, что в древности это был неотъемлемый атрибут щедровок. О значении Ели, как образе Мирового дерева Русичей рассказывают различные источники. Также Ёлка была и символом потусторонней жизни. Считалось, что души умерших отдыхают на ветвях этого дерева. Принося в дом Ёлку, которую красиво наряжали, русские люди приглашали в дом и своих Предков, которые праздновали Щедрец наравне с живыми. Русичи очень почитали свой Род, потому и были сильны - силой всего Рода.

Мы рекомендуем вам, дорогие слушатели, прислушиваться к мудрости наших предков. Ведь они жили в гармонии с природой и пространством, жили по Солнцу, которое дает жизнь всей Земле. Поэтому и главные праздники отмечались в дни солнцестояния и равноденствия. А время непосредственно до и после главных солнечных праздников тоже всегда считалось особым. В день зимнего солнцестояния отмечается новый солнечный год. А первые 12 дней после зимнего солнцестояния закладывают программу на последующие 12 месяцев - поэтому провести их надо с особым вниманием. А для того, чтобы весь год был удачным и богатым - давайте вспомним традиции Щедрого вечера.

Щедрый вечер , или Шедрец , – славянский народный праздник на Руси, празднуется 31 декабря (13 января), который приходится на Большие зимние святки (Большие Велесовы святки) – один из самых любимых периодов года для славян, длящийся 12 дней – с 24 декабря по 5 января. День (25 декабря) не входил в число святочных дней. Сами Святки делились на две шестидневные части – светлую и темную, первую часть которой завершал Щедрый вечер. Празднование Щедреца идет еще с языческих времен и связан с зарождением нового Солнца после того, как власть Корочуна начинает слабеть.

В христианской Руси этот день имел название преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).

Другие названия праздника

  • Авсень
  • Багатая куцця (белор.)
  • Богатый вечер
  • Васильева каляда
  • Васильева каша
  • Васильевская коляда
  • Жирная кутья
  • Каза (белор.)
  • Кесаретский поросенок
  • Конiкi (белор.)
  • Куготы (белор.)
  • Куцця з каўбасой (белор.)
  • Куцця святого козліка (полес.)
  • Ласточки (полес.)
  • Маланья
  • Маланья толстая
  • Меланка (укр.)
  • Меланьи-желудочницы
  • Оготуха (полес.)
  • Овсень
  • Окончание праздника Рождества (христ.)
  • Порезуха
  • Сільвестр (белор.)
  • Сировари (серб.)
  • Сочельник (словак.)
  • Щедрец
  • Щедрий Вечір (укр.)
  • Щедровки (полес.)
  • Шчодрая куцця
  • Шчодры вечар (белор.)
  • Шчодрык (белор.)
  • Украинские традиции

    Празднование
    С давних времен в Щедрый вечер устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). С утра хозяйки варили вторую обрядовую кутью (щедрую) и добавляли в нее мясо и сало, в отличие от постной (на Коляду). Мясо преимущественно должно быть свининой, так как считалось, что это символ большого будущего урожая и плодородия. Кутью ставили на покути (в красный угол). Также хозяйки пекли блины, пироги и вареники с творогом. Кушаньями они благодарили гостей, которые приходили пощедровать.

    После заката Солнца, когда просыпалась нечистая сила, начинали ходить щедрующие по всем домам и петь песни. Девочки-подростки по одной или компаниями бегали по соседям и щедровали. Парни тоже могли ходить и это называлось «водить Меланку». Юноши одевали маски и говорили хозяевам добрые пожелания, пели песни, плясали, ставили шутливые сценки. Как правило, один парень наряжался в женский наряд и его звали Меланкой. Все веселье продолжалось до полуночи. Утром переодетые юноши и девушки шли на перекресток и жгли «Деда», или «Дидуха», который был сделан из снопов соломы и заготовлен от Святого вечера до Нового года. Через получившийся костер все дружно прыгали. Это символизировало очищение от общения с нечистой силой.

    Хождения по домам на этом не заканчивались, а продолжались. На рассвете следующего дня молодежь ходила к крестным отцам, родственникам и близким и посевала зерном, которое брала в рукавицу или в сумку. Первый посевающий разбрасывал зерно и поздравлял всех – этот человек по верованию приносил в дом счастье.

    Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!
    На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
    Щоб уродило краще, ніж торік, –
    Жито, пшениця і всяка пашниця,
    Коноплі під стелю на велику куделю.
    Будьте здорові з Новим роком та з Василем!
    Дай, Боже!

    По народным верованиям считалось, кто первым зайдет в дом. Если это будет парень из уважаемой и многодетной семьи с хорошим достатком, то являлось добрым признаком. Если первым гостем оказалась девушка или женщина детородного возраста, то радости было меньше. И совсем считалось плохой приметой, если первой в дом войдет вдова, старая дева, старик или калека. В связи с этим, девушки первыми не посевали, а заходили в дом после ребят.

    Верование и гадание
    Кутья являлась центральным угощением и с ней было связано много обрядов. Кутью несли соседи друг к другу с целью помириться и встретить новый год в мире и согласии. Юноши, получившие до этого тыквы (отказ), посылали с кутьей сватов с надеждой теперь получить согласие.

    На Щедрый вечер было принято гадать. Гаданием занимались обычно незамужние девушки. А парни тем временем воровали у их домов двери и калитки. Отцам девушек чтобы их вернуть, следовало уплатить магарыч (вознаграждение).

    Некоторые гадания:

  • по первому встреченному на улице животному девушки гадали какой характер будет у будущего мужа: собака – плохой муж и жизнь собачья, овца – тихий, послушный муж и т.п.
  • по насыпанным кучкам зерна у дома гадали какая будет семейная жизнь: нетронутая кучка – полная и богатая и т.п.
  • на ночь под подушку клали гребешок и произносили: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится – за того и придется выйти замуж.
  • на ночь в тарелку с водой клали соломинки и произносили: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром соломинки подплыли к краю, то замуж девушка выйдет за того, кто приснился.
  • Украинские щедривки

    Щедрик ведрик

    Щедрик ведрик,
    Дайте вареник,
    Грудочку кашки,
    Кільце ковбаски,
    Ще того мало –
    Дайте ще сала;
    Ще того трішки –
    дайте лепішки;
    (Або) дайте ковбасу,
    (Я до) дому понесу,
    (А) як дасте кишку,
    То з’їм в затишку!

    Щедрик, щедрик, щедрівочка

    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка,
    Стала собі щебетати,
    Господаря викликати:
    - Вийди, вийди, господарю,
    Подивися на кошару,
    Там овечки покотились,
    А ягнички народились.
    В тебе товар весь хороший,
    Будеш мати мірку грошей.
    Хоч не гроші, то полова,
    В тебе жінка чорноброва.
    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка.

    Ой сивая та і зозулечка

    Ой сивая та і зозулечка.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Усі сади та і облітала,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в одному та і не бувала.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в тім саду три тереми:
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У першому - красне сонце,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У другому - ясен місяць,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в третьому - дрібні зірки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Ясен місяць - пан господар,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Красне сонце - жона його,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Дрібні зірки - його дітки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!

    На щастя, на здоров’я, на нове літо!
    Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
    Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!

    Русские традиции

    Щедровка

    Щедрик-Петрик

    Щедрик-Петрик,
    Дай вареник!
    Ложечку кашки,
    Наверх колбаски.
    Этого мало,
    Дай кусок сала.
    Выноси скорей,
    Не морозь детей!
    Сколько осиночек,
    Столько вам свиночек;
    Сколько ёлок,
    Столько и коровок;
    Сколько свечек,
    Столько и овечек.
    Счастья вам,
    хозяин с хозяюшкой,
    Большого здоровья,
    С Новым годом,
    Со всем родом!
    Коляда, коляда!

    Белорусские традиции

    Щедривка

    Не гневайся, мая мила

    Вой, под лесом да под высоким,
    Ой там ходзиць стадо коняй,
    Добры вечар, щодры вечар!
    А ў том стадзи конь говориць:
    – Нихто мине не паймая, ни з`сядляя.
    Одозваўся молоды молойчик:
    – Яй того коня поймаю, яй осядлаю.
    Вой, поеду ў чисто полё,
    Выполюю дзевяць лисоў,
    Дзевяць лисоў, дзясятую кунку
    Да своёй матонцы на шубку.
    Як почула гэта - загневалася,
    Вой, да яго да миленькая.
    – Ох, ни гневайся, мая мила,
    Циж ты мине гадавала?
    Годовала мяне родна матынька,
    Цёмнай ночы не доспаўши,
    Яснай свечы не тушиўши,
    Очепок з ножак не спущаўши.

    Сербские традиции (Сировари)

    На юго-востоке Сербии в этот день проводился обряд Сировари, название которого произошло из 2-х слов «Сирово-борово». Похожий обычай существовал в македонских и болгарских регионах и назывался «сурвакане» .

    Вечером парни-сыровары наряжались (но без масок, в отличие от рождественских каледарей) и обходили дворы в селе. Наряды повторяли свадебные платья, а герои – свадебную процессию. Парень, переодетый в «невесту», носил куклу-ребенка и искал в каждом доме ему отца. Игра в переодевания была насыщена эротическими элементами, например, «невесту» пытаются ущипнуть). Все ряженные создавали большой шум, чтобы отпугнуть нечистую силу («караконцуле»), которая была сильна и активна до и могла принести вред людям и домашнему скоту.

    Болгарские традиции (Сурваки)

    31 декабря в Болгарии после полуночи и до рассвета проходил обряд Сурваки, названный так из-за украшенной ветки кизила – сурвачки. Эта ветка должна была быть свежесрезанной, сырой, то есть хранящей в себе жизненные силы природы. Ею сурвакары хлестали всех в доме по спинам: от младшего до самого старшего, и всех домашних питомцев тоже, приговаривая при этом величания и добрые пожелания.

    На юго-западе Болгарии мужчины также рядились в костюмы и маски из дерева, перьев и меха, особенно часто в барана, козла или быка. Обходы начинались вечером и продолжались утром. С плясками, анекдотами, шутками, играми в «свадьбу», «убийства» и «воскрешения» мужчины обходили дома и несли пожелания здоровья, удачи, любви, благоденствия. После ритуальных обходов собирались на центральной площади и продолжали веселиться.

    Приметы

    В ночь на Старый Новый год люди примечали все вокруг и пытались предсказать будущее. Например:

  • тихая и ясная ночь после Нового года – будет спокойный и счастливый год для людей и скота;
  • солнце всходит высоко – будет год счастливым и сад даст сильный урожай;
  • много инея на деревьях – будет много зерна и меда;
  • мягкий снег – к урожаю, тепло – к дождливому лету;
  • по первому дню нового года судили какой будет весь год;
  • если на Мелании оттепель – будет теплое лето.
  • Празднование новогоднее колядование, игрища, гадания, ряженье Традиции трапеза со свининой

    При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч .

    В разных районах Украины существуют свои виды гадания. Вот некоторые из них:

    • выходят на улицу, и какое животное встретится первым - таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца - тихим и послушным, и тому подобное;
    • у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;
    • кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;
    • перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.

    Щедривки

    Щедрик ведрик,
    Дайте вареник,
    Грудочку кашки,
    Кільце ковбаски,
    Ще того мало -
    Дайте ще сала;
    Ще того трішки -
    дайте лепішки;
    (Або) дайте ковбасу,
    (Я до) дому понесу,
    (А) як дасте кишку,
    То з"їм в затишку!

    Ой сивая та і зозулечка.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Усі сади та і облітала,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в одному та і не бувала.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в тім саду три тереми:
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У першому - красне сонце,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У другому - ясен місяць,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в третьому - дрібні зірки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Ясен місяць - пан господар,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Красне сонце - жона його,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Дрібні зірки - його дітки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!

    Щедрик, щедрик, щедрівочка (укр.)

    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка,
    Стала собі щебетати,
    Господаря викликати:
    - Вийди, вийди, господарю,
    Подивися на кошару,
    Там овечки покотились,
    А ягнички народились.
    В тебе товар весь хороший,
    Будеш мати мірку грошей.
    Хоч не гроші, то полова,
    В тебе жінка чорноброва.
    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка.

    На щастя, на здоров’я, на нове літо!
    Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
    Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!

    Русские традиции

    Щедровка

    Щедрик-Петрик,
    Дай вареник!
    Ложечку кашки,
    Наверх колбаски.
    Этого мало,
    Дай кусок сала.
    Выноси скорей,
    Не морозь детей!
    Сколько осиночек,
    Столько вам свиночек;
    Сколько ёлок,
    Столько и коровок;
    Сколько свечек,
    Столько и овечек.
    Счастья вам,
    хозяин с хозяюшкой,
    Большого здоровья,
    С Новым годом,
    Со всем родом!
    Коляда, коляда!

    Белорусские традиции

    Щедривка

    Оригинал Ой, пад лесам да пад высокім, Ой, там ходзіць стада коней, Добры вечар, Шчодры вечар!* А ў том стадзе конь гаворыць: – Ніхто мяне не паймае, не асядлае. Адазваўся малады малойчык: – Я й таго каня паймаю, я й асядлаю. Ой, паеду ў чыста поле, Выпалюю дзевяць лісаў, Дзевяць лісаў, дзесятую кунку Да сваёй мамачцы на шубку. Як пачула гэта, загневалася, Ой, да яго міленькая. – Ох, не гневайся, мая міла, Ці ты ж гадавала? Гадавала мяне родна матанька, Цёмнай ночы не даспаўшы, Яснай свечы не тушыўшы, Ачэпак з ножак не спушчаўшы. *) Прыпеў паўтараецца пасля кожнага радка. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. настаўнік Рагачоўскага гарадскога вучылішча I. Аўсейц у Рагачоўскім п. Перевод Ой, под лесом да под высоким, Ой, там ходит стадо коней, Добрый вечер, Щедрый вечер!* А в том стаде конь говорит: – Никто меня не поймает, не оседлает. Отозвался молодой молодчик: – Я й того коня поймаю, я й оседлаю. Ой, поеду в чисто поле, Споймаю девять лисиц, Девять лисиц, десятую кунку Да своей матушке на шубку. Как услышала это, загневалась, Ой, на него миленькая. – Ох, не гневайся, моя милая, Разве же ты растила? Растила меня родна матушка, Тёмной ночи не доспавшы, Ясной свечи не тушившы, Очепок с ног не выпускавши. *) Припев повторяется после каждой строки. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. учитель Рогачевского
    городского училища И. Овсейц в Рогачевском п.

    Сербские традиции («Сировари»)

    Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца . Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.

    В некоторых местах количество сыроваров должно было быть обязательно нечётным (7, 9, 11), в противном случае, как считалось, кто-нибудь из участников умрёт в предстоящем году.

    Сыровары сильно кричали: «Сирово-бурово!» или «Сирово!», а из дома отвечали «Борово!». За этим следовало пожелание богатства дому, плодовитость скота, урожая в поле, за что хозяева их одаривали (давали им мясо, водку, хлеб, сладости). Если хозяева не открывали дверь, сыровары кричали проклятия, например «чтоб никогда не открыть вам дома!» или «Сирово-борово и пусть весь год пройдет впустую!» (Сирово-борово и све по купи ћораво!).

    В некоторых местах на праздник «Сыровары» раньше готовили специальный хлеб - сыроварский каравай .

    Болгарские традиции (Сурваки)

    В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд Сурваки. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», т.е. пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.

    В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. Воздействие танцев усиливалось дополнительно и звуком прикрепленных к костюмам и маскам медных и бронзовых колокольчиков. У некоторых масок были два лица - спереди и сзади. С одной стороны, нос курносый, а лицо добродушное, с другой - нос с горбинкой, а лицо - со зловещим выражением. Эти маски - символ добра и зла, которые всегда сосуществуют друг с другом. Большое значение для символики масок имел и цвет. Преобладал красный - символ плодородия и обновляющейся природы, солнца и огня; используется также чёрный цвет - олицетворяющий землю, и белый - символ воды и света.

    В ночь под Новый год или в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценанами «убийства» и «воскрешения».

    Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера. На центральных площадях в сёлах и до сих пор ряженые разводят огромный костёр - символ разжигания новой жизни в предстоящем году, «нового солнца», которое символизирует поворот к весне. Когда-то к костру подходил каждый крестьянин и бросал в него принесенный с собой хворост и ворошил угли, чтобы летели искры, и произносил пожелания: сколько искорок разлетится, столько должны, уродить поля и столько должно родиться живности в хозяйстве. Ряженье в страшные маски и исполнение магических танцев должно было испугать и прогнать злых духов и защитить урожай.

    Приметы

    Кроме гаданий, в ночь на Старый Новый год люди пытаются предсказать будущее по приметам. Вот некоторые из них:

    • если ночь после Нового года тихая и ясная, будет счастливый год не только для людей, но и для скота;
    • если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;
    • если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;
    • если падает мягкий снег, - к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;
    • какой первый день в Новом году, такой и год будет;
    • если на Мелании оттепель, то ждут теплого лета.

    См. также

    • Новый год на Украине

    Примечания

    Литература

    • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С. . - Мн. , 1992. - С. 554-612. (белор.)
    • Васілевіч Ул. А. Каза // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Вало­дзіна, У.Васілевіч і інш. - Мн. : Беларусь, 2004. - С. 571. - ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
    • Васић Оливера Традиционално играчко наслеђе Југоисточне Србије // Игра - Ниш: Центар за научна истраживања САНУ. 2011. 194 с.

    Ой сивая та і зозулечка.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров"я!

    Сегодня удивительный вечер - чудесный. Вечер, когда вся семья должна собраться вместе и говорить о любви друг другу. Мои родители были из настоящих многодетных украинских сельских семей, нас у родителей было четверо и с 90х годов святой вечер у нас был весьма торжественным и христиански правильным. Впрочем, этот пост не будет радостно-праздничным, так, старческие мемуары сорокалетней тетки о своей изначальной семье, только вот хороших воспоминаний о тогда у меня особо нету и мемуары брызгами шампанского сверкать не будут.

    Традицию святвечера в семье начала Бабуня, вообще-то ее звали Паша, Параскева, но я об этом узнала уже будучи подростком, всю жизнь она была для меня и для всей семьи Бабуня и я как-то даже не задумывалась, что у нее же еще и паспортное имя должно быть. Бабуня была родом из весьма состоятельной куркульской семьи из Кировоградской земли. Практически полностью семья была уничтожена во время революции, кого на месте расстреляли, кого в Сибирь угнали, за нежелание вступать в колхоз.

    Ее мама, моя прабабушка спаслась только потому, что сбежала со своим нищим любимым в Черкасскую область. Сбежала потому, что ее богатые, по местным меркам, родственники в жизни бы не выдали за бедного хлопца, а получилось, что жизнь себе спасла благодаря этому. Не смотря на активное построение нерелигиозного социализма, Бабуня была воспитана весьма в православном духе и когда в 90х мама перевезла родителей поближе к себе, из села в Черкасской области, где не было церкви, в село Киевской области, где была церковь, Бабуня сразу стала прихожанкой и в семье стали появляться новые традиции, в том числе - святвечир.

    Вся семья по возможности съезжалась к Бабуне перед Рождеством. Три дочки и старший сын, с детьми. Готовили постные блюда - 12 штук, не смотря на то, что постилась только Бабуня и моя мама. Да, это было где-то смешно, потому что мужички себе под постный ужин очень даже неплохо налегали на самогоночку, в производстве которой и Бабуня, и моя мама были мастерицами. Гнали не на продажу, а для себя, для внутреннего, так сказать потребления, ну и как национальную валюту, естественно, но тут тоже брак трактористу за вспаханный огород не подсунешь, нужна была качественная и высокоградусная продукция.

    Последний святвечир у Бабуни был уже не веселым. За пару недель до Рождества мама уехала за новым товаром в Хмельницкий (у нее тогда уже был маленький магазинчик), а Бабуня помогала по хозяйству и пришла вечером подоить корову. А дома отец, прилично пьяный. А хозяйство не кормлено, как у нас говорили, не порано. Ей было уже за 70 и не смотря на бодрость и неплохое для ее возраста здоровье, стала она ворчлива и нетерпима. Знала она, что мой отец неадекватный деспот и очень жестокий человек, но не оценила до какой степени. Начала ему выговаривать, завелись и отец ее избил. Это для пожилой уважаемой женщины, матери четверых детей, которые ее боготворили, было настолько, очевидно, неприемлемо, что на следующий день ее разбил инсульт. Так что в 2004 год наш святвечир был рядом с лежачей Бабуней. Умерла она через три месяца после удара.

    Потом эстафету переняла моя мама, но дядя и тети уже не приезжали к нам на святвечир, а только мы, четверо детей моей мамы, собирались дома. Я - с разными мужьями и дочерью, самый младший брат с женой и еще два брата так просто.

    В 2006 мама тоже умерла. Семья рассыпалась и каждый сам по себе. Но у моей маленькой семьи тоже сегодня будет святвечер. Приедет дочка с подружкой и старший крестник. Кутьи мы готовить не будем, а сделаем рис с морепродуктами - и вкусно и как бы кутья. 12 постных блюд тоже не будет - не постились мы и создавать претензию не собираемся. Дедуха сажать не будем и щедривки петь тоже не будем. Более того, в квартиру щедрувальников не пустим. «Хреновое, доктор, лето» (с) Ну да, такой вот у нас святвечир, но мы будем вместе, мы еще раз расскажем друг другу, как мы себя любим и ценим и, мне кажется, что это и есть смысл этого вечера - любить и быть любимыми и не скрывать этого.

    Добрий вечір тобі, пане господарю,

    Застеляйте столи та все килимами,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    Та кладіть калачі з ярої пшениці,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    Бо прийдуть до тебе три празники в гості,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    Ой перший же празник — то Різдво Христове,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А другий же празник — Василя Святого,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А третій же празник — Святе Водохреща,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А що перший празник зішле тобі віку,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А що другий празник зішле тобі щастя,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А що третій празник зішле всім нам долю,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    В Белгородской области сильны южнорусские традиции. Одной из них является встреча Старого Нового года, вечер накануне которого называют Щедрый вечер, Богатый вечер.
    В старину девушки и парни, а ныне чаще детвора, ходили по дворам и пели песенки - щедровки.

    Добрый вечер, щедрый вечер,
    Добрым людям на здоровье.
    Что ты тётка, наварила,
    Что ты тётка, напекла?
    Неси скорей до окна.
    Не щипай, не ломай,
    А по целому давай.

    Щедровочка щедровала,
    Под оконцем ночевала,
    Чи баран, чи овца,
    Подавайте блинца,
    Не кусайте, не ломайте,
    А по целому давайте.
    Щедрый вечер, ой добрый вечер.

    Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома знакомых, родственников, соседей.
    Хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.
    И для домашних хозяюшки подают на стол обильное угощение: холодец, пироги, мясные блюда и, обязательно, вареники. В один вареник кладут кольцо, если он достанется незамужней девушке или холостому парню, то это предвещает скорую свадьбу.
    А на следующий день, на рассвете, мужчины идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех с Новым годом. Эта традиция, к сожалению, почти утрачена.

    Сею, вею, посеваю,
    Хозяина поздравляю.
    Дай хоть рубль, хоть пятак,
    Не уйду отсюда так.

    Девушки в этот вечер гадают на суженого.
    Всё, как в балладе Жуковского "Светлана"

    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги бросали;
    Снег пололи; под окном
    Слушали; кормили
    Снежным курицу зерном;
    Ярый воск топили;
    В чашу с чистою водой
    Клали перстень золотой,
    Серьги изумрудны;
    Расстилали белый плат
    И над чашей пели в лад
    Песенки подблюдны.