Щедрец — щедрый вечер. Святой вечер, щедрый вечер Святой вечер щедрый
После дня зимнего Солнцестояния наши предки начинали праздновать Коляду. Празднование продолжалось с 22 декабря до 31 декабря. А затем наступал Щедрец – Щедрый вечер, который традиционно празднуется после Коляды – 31 декабря или с 31 декабря на 1 января. Щедрец и одаривал всех, и исполнял мечты. Щедровки входят в состав Больших зимних святок, которые отмечаются с 24 декабря по 5 января. Прямо посреди святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные святки, проходит Щедрец. Богатый стол, большой пир в этот день означали благополучие в предстоящем году.
Аудио-выпуск передачи
http://sun-helps.myjino.ru/sop/20181228_sop.mp3В настоящее время Щедрец практически никто не помнит, так как 31 декабря во всём мире наступает Новогодний праздник. Так как Новый Год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций, он заимствовал многие черты у Щедреца. Может быть, по этой причине он и является всенародно любимым.
Для многих остаётся непонятным, почему на Новый Год принято накрывать стол так, чтобы он ломился, а от обилия продуктов разбегались глаза? Ни в один другой день в году нет такой традиции, так почему же именно на Новый Год, мы скупаем все продуктовые магазины и готовим множество вкусных блюд?
Ответ здесь кроется именно в исторических корнях праздника, который издревле именовался Щедрецом. Само название «Щедрец» – «щедрый» говорит нам о том, что в этот праздник принято накрывать щедрый стол, не скупиться на подарки и добрые дела. Обильный и богатый стол в старину называли щедрым, толстым, жирным. Люди верили, что богатый стол обеспечит хороший урожай и благополучие на весь год.
Перед тем, как сесть за праздничный стол, надлежало развлечь народ специальным песнями - щедровками, которые тоже приносили удачу и процветание.
Как и на Коляду, в этот день ходили по домам ряженые колядовщики, пели щедровки или щедровальные песни и принимали угощения от хозяев. На Щедровки также принято кормить домовых и духов Предков. Для них ставили отдельные блюда, приглашали к столу.
Нарядная Ёлка в доме или во дворе дома тоже дошла до наших дней и говорит о том, что в древности это был неотъемлемый атрибут щедровок. О значении Ели, как образе Мирового дерева Русичей рассказывают различные источники. Также Ёлка была и символом потусторонней жизни. Считалось, что души умерших отдыхают на ветвях этого дерева. Принося в дом Ёлку, которую красиво наряжали, русские люди приглашали в дом и своих Предков, которые праздновали Щедрец наравне с живыми. Русичи очень почитали свой Род, потому и были сильны - силой всего Рода.
Мы рекомендуем вам, дорогие слушатели, прислушиваться к мудрости наших предков. Ведь они жили в гармонии с природой и пространством, жили по Солнцу, которое дает жизнь всей Земле. Поэтому и главные праздники отмечались в дни солнцестояния и равноденствия. А время непосредственно до и после главных солнечных праздников тоже всегда считалось особым. В день зимнего солнцестояния отмечается новый солнечный год. А первые 12 дней после зимнего солнцестояния закладывают программу на последующие 12 месяцев - поэтому провести их надо с особым вниманием. А для того, чтобы весь год был удачным и богатым - давайте вспомним традиции Щедрого вечера.
Щедрый вечер , или Шедрец , – славянский народный праздник на Руси, празднуется 31 декабря (13 января), который приходится на Большие зимние святки (Большие Велесовы святки) – один из самых любимых периодов года для славян, длящийся 12 дней – с 24 декабря по 5 января. День (25 декабря) не входил в число святочных дней. Сами Святки делились на две шестидневные части – светлую и темную, первую часть которой завершал Щедрый вечер. Празднование Щедреца идет еще с языческих времен и связан с зарождением нового Солнца после того, как власть Корочуна начинает слабеть.
В христианской Руси этот день имел название преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).
Другие названия праздника
Украинские традиции
Празднование
С давних времен в Щедрый вечер устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). С утра хозяйки варили вторую обрядовую кутью (щедрую) и добавляли в нее мясо и сало, в отличие от постной (на Коляду). Мясо преимущественно должно быть свининой, так как считалось, что это символ большого будущего урожая и плодородия. Кутью ставили на покути (в красный угол). Также хозяйки пекли блины, пироги и вареники с творогом. Кушаньями они благодарили гостей, которые приходили пощедровать.
После заката Солнца, когда просыпалась нечистая сила, начинали ходить щедрующие по всем домам и петь песни. Девочки-подростки по одной или компаниями бегали по соседям и щедровали. Парни тоже могли ходить и это называлось «водить Меланку». Юноши одевали маски и говорили хозяевам добрые пожелания, пели песни, плясали, ставили шутливые сценки. Как правило, один парень наряжался в женский наряд и его звали Меланкой. Все веселье продолжалось до полуночи. Утром переодетые юноши и девушки шли на перекресток и жгли «Деда», или «Дидуха», который был сделан из снопов соломы и заготовлен от Святого вечера до Нового года. Через получившийся костер все дружно прыгали. Это символизировало очищение от общения с нечистой силой.
Хождения по домам на этом не заканчивались, а продолжались. На рассвете следующего дня молодежь ходила к крестным отцам, родственникам и близким и посевала зерном, которое брала в рукавицу или в сумку. Первый посевающий разбрасывал зерно и поздравлял всех – этот человек по верованию приносил в дом счастье.
Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!
На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
Щоб уродило краще, ніж торік, –
Жито, пшениця і всяка пашниця,
Коноплі під стелю на велику куделю.
Будьте здорові з Новим роком та з Василем!
Дай, Боже!
По народным верованиям считалось, кто первым зайдет в дом. Если это будет парень из уважаемой и многодетной семьи с хорошим достатком, то являлось добрым признаком. Если первым гостем оказалась девушка или женщина детородного возраста, то радости было меньше. И совсем считалось плохой приметой, если первой в дом войдет вдова, старая дева, старик или калека. В связи с этим, девушки первыми не посевали, а заходили в дом после ребят.
Верование и гадание
Кутья являлась центральным угощением и с ней было связано много обрядов. Кутью несли соседи друг к другу с целью помириться и встретить новый год в мире и согласии. Юноши, получившие до этого тыквы (отказ), посылали с кутьей сватов с надеждой теперь получить согласие.
На Щедрый вечер было принято гадать. Гаданием занимались обычно незамужние девушки. А парни тем временем воровали у их домов двери и калитки. Отцам девушек чтобы их вернуть, следовало уплатить магарыч (вознаграждение).
Некоторые гадания:
Украинские щедривки
Щедрик ведрик
Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало –
Дайте ще сала;
Ще того трішки –
дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
(А) як дасте кишку,
То з’їм в затишку!
Щедрик, щедрик, щедрівочка
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
- Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Ой сивая та і зозулечка
Ой сивая та і зозулечка.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Усі сади та і облітала,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в одному та і не бувала.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в тім саду три тереми:
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У першому - красне сонце,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У другому - ясен місяць,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в третьому - дрібні зірки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Ясен місяць - пан господар,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Красне сонце - жона його,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Дрібні зірки - його дітки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
На щастя, на здоров’я, на нове літо!
Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!
Русские традиции
Щедровка
Щедрик-Петрик
Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько ёлок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Коляда, коляда!
Белорусские традиции
Щедривка
Не гневайся, мая мила
Вой, под лесом да под высоким,
Ой там ходзиць стадо коняй,
Добры вечар, щодры вечар!
А ў том стадзи конь говориць:
– Нихто мине не паймая, ни з`сядляя.
Одозваўся молоды молойчик:
– Яй того коня поймаю, яй осядлаю.
Вой, поеду ў чисто полё,
Выполюю дзевяць лисоў,
Дзевяць лисоў, дзясятую кунку
Да своёй матонцы на шубку.
Як почула гэта - загневалася,
Вой, да яго да миленькая.
– Ох, ни гневайся, мая мила,
Циж ты мине гадавала?
Годовала мяне родна матынька,
Цёмнай ночы не доспаўши,
Яснай свечы не тушиўши,
Очепок з ножак не спущаўши.
Сербские традиции (Сировари)
На юго-востоке Сербии в этот день проводился обряд Сировари, название которого произошло из 2-х слов «Сирово-борово». Похожий обычай существовал в македонских и болгарских регионах и назывался «сурвакане» .
Вечером парни-сыровары наряжались (но без масок, в отличие от рождественских каледарей) и обходили дворы в селе. Наряды повторяли свадебные платья, а герои – свадебную процессию. Парень, переодетый в «невесту», носил куклу-ребенка и искал в каждом доме ему отца. Игра в переодевания была насыщена эротическими элементами, например, «невесту» пытаются ущипнуть). Все ряженные создавали большой шум, чтобы отпугнуть нечистую силу («караконцуле»), которая была сильна и активна до и могла принести вред людям и домашнему скоту.
Болгарские традиции (Сурваки)
31 декабря в Болгарии после полуночи и до рассвета проходил обряд Сурваки, названный так из-за украшенной ветки кизила – сурвачки. Эта ветка должна была быть свежесрезанной, сырой, то есть хранящей в себе жизненные силы природы. Ею сурвакары хлестали всех в доме по спинам: от младшего до самого старшего, и всех домашних питомцев тоже, приговаривая при этом величания и добрые пожелания.
На юго-западе Болгарии мужчины также рядились в костюмы и маски из дерева, перьев и меха, особенно часто в барана, козла или быка. Обходы начинались вечером и продолжались утром. С плясками, анекдотами, шутками, играми в «свадьбу», «убийства» и «воскрешения» мужчины обходили дома и несли пожелания здоровья, удачи, любви, благоденствия. После ритуальных обходов собирались на центральной площади и продолжали веселиться.
Приметы
В ночь на Старый Новый год люди примечали все вокруг и пытались предсказать будущее. Например:
При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч .
В разных районах Украины существуют свои виды гадания. Вот некоторые из них:
- выходят на улицу, и какое животное встретится первым - таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца - тихим и послушным, и тому подобное;
- у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;
- кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;
- перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.
Щедривки
Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало -
Дайте ще сала;
Ще того трішки -
дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
(А) як дасте кишку,
То з"їм в затишку!
Ой сивая та і зозулечка.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Усі сади та і облітала,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в одному та і не бувала.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в тім саду три тереми:
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У першому - красне сонце,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У другому - ясен місяць,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в третьому - дрібні зірки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Ясен місяць - пан господар,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Красне сонце - жона його,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Дрібні зірки - його дітки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Щедрик, щедрик, щедрівочка (укр.)
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
- Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
На щастя, на здоров’я, на нове літо!
Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!
Русские традиции
Щедровка
Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько ёлок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Коляда, коляда!
Белорусские традиции
Щедривка
Оригинал Ой, пад лесам да пад высокім, Ой, там ходзіць стада коней, Добры вечар, Шчодры вечар!* А ў том стадзе конь гаворыць: – Ніхто мяне не паймае, не асядлае. Адазваўся малады малойчык: – Я й таго каня паймаю, я й асядлаю. Ой, паеду ў чыста поле, Выпалюю дзевяць лісаў, Дзевяць лісаў, дзесятую кунку Да сваёй мамачцы на шубку. Як пачула гэта, загневалася, Ой, да яго міленькая. – Ох, не гневайся, мая міла, Ці ты ж гадавала? Гадавала мяне родна матанька, Цёмнай ночы не даспаўшы, Яснай свечы не тушыўшы, Ачэпак з ножак не спушчаўшы. *) Прыпеў паўтараецца пасля кожнага радка. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. настаўнік Рагачоўскага гарадскога вучылішча I. Аўсейц у Рагачоўскім п. Перевод Ой, под лесом да под высоким, Ой, там ходит стадо коней, Добрый вечер, Щедрый вечер!* А в том стаде конь говорит: – Никто меня не поймает, не оседлает. Отозвался молодой молодчик: – Я й того коня поймаю, я й оседлаю. Ой, поеду в чисто поле, Споймаю девять лисиц, Девять лисиц, десятую кунку Да своей матушке на шубку. Как услышала это, загневалась, Ой, на него миленькая. – Ох, не гневайся, моя милая, Разве же ты растила? Растила меня родна матушка, Тёмной ночи не доспавшы, Ясной свечи не тушившы, Очепок с ног не выпускавши. *) Припев повторяется после каждой строки. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. учитель Рогачевского
городского училища И. Овсейц в Рогачевском п.
Сербские традиции («Сировари»)
Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца . Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.
В некоторых местах количество сыроваров должно было быть обязательно нечётным (7, 9, 11), в противном случае, как считалось, кто-нибудь из участников умрёт в предстоящем году.
Сыровары сильно кричали: «Сирово-бурово!» или «Сирово!», а из дома отвечали «Борово!». За этим следовало пожелание богатства дому, плодовитость скота, урожая в поле, за что хозяева их одаривали (давали им мясо, водку, хлеб, сладости). Если хозяева не открывали дверь, сыровары кричали проклятия, например «чтоб никогда не открыть вам дома!» или «Сирово-борово и пусть весь год пройдет впустую!» (Сирово-борово и све по купи ћораво!).
В некоторых местах на праздник «Сыровары» раньше готовили специальный хлеб - сыроварский каравай .
Болгарские традиции (Сурваки)
В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд Сурваки. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», т.е. пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.
В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. Воздействие танцев усиливалось дополнительно и звуком прикрепленных к костюмам и маскам медных и бронзовых колокольчиков. У некоторых масок были два лица - спереди и сзади. С одной стороны, нос курносый, а лицо добродушное, с другой - нос с горбинкой, а лицо - со зловещим выражением. Эти маски - символ добра и зла, которые всегда сосуществуют друг с другом. Большое значение для символики масок имел и цвет. Преобладал красный - символ плодородия и обновляющейся природы, солнца и огня; используется также чёрный цвет - олицетворяющий землю, и белый - символ воды и света.
В ночь под Новый год или в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценанами «убийства» и «воскрешения».
Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера. На центральных площадях в сёлах и до сих пор ряженые разводят огромный костёр - символ разжигания новой жизни в предстоящем году, «нового солнца», которое символизирует поворот к весне. Когда-то к костру подходил каждый крестьянин и бросал в него принесенный с собой хворост и ворошил угли, чтобы летели искры, и произносил пожелания: сколько искорок разлетится, столько должны, уродить поля и столько должно родиться живности в хозяйстве. Ряженье в страшные маски и исполнение магических танцев должно было испугать и прогнать злых духов и защитить урожай.
Приметы
Кроме гаданий, в ночь на Старый Новый год люди пытаются предсказать будущее по приметам. Вот некоторые из них:
- если ночь после Нового года тихая и ясная, будет счастливый год не только для людей, но и для скота;
- если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;
- если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;
- если падает мягкий снег, - к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;
- какой первый день в Новом году, такой и год будет;
- если на Мелании оттепель, то ждут теплого лета.
См. также
- Новый год на Украине
Примечания
Литература
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С. . - Мн. , 1992. - С. 554-612. (белор.)
- Васілевіч Ул. А. Каза // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Валодзіна, У.Васілевіч і інш. - Мн. : Беларусь, 2004. - С. 571. - ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
- Васић Оливера Традиционално играчко наслеђе Југоисточне Србије // Игра - Ниш: Центар за научна истраживања САНУ. 2011. 194 с.
Ой сивая та і зозулечка.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я!
Сегодня удивительный вечер - чудесный. Вечер, когда вся семья должна собраться вместе и говорить о любви друг другу. Мои родители были из настоящих многодетных украинских сельских семей, нас у родителей было четверо и с 90х годов святой вечер у нас был весьма торжественным и христиански правильным. Впрочем, этот пост не будет радостно-праздничным, так, старческие мемуары сорокалетней тетки о своей изначальной семье, только вот хороших воспоминаний о тогда у меня особо нету и мемуары брызгами шампанского сверкать не будут.
Традицию святвечера в семье начала Бабуня, вообще-то ее звали Паша, Параскева, но я об этом узнала уже будучи подростком, всю жизнь она была для меня и для всей семьи Бабуня и я как-то даже не задумывалась, что у нее же еще и паспортное имя должно быть. Бабуня была родом из весьма состоятельной куркульской семьи из Кировоградской земли. Практически полностью семья была уничтожена во время революции, кого на месте расстреляли, кого в Сибирь угнали, за нежелание вступать в колхоз.
Ее мама, моя прабабушка спаслась только потому, что сбежала со своим нищим любимым в Черкасскую область. Сбежала потому, что ее богатые, по местным меркам, родственники в жизни бы не выдали за бедного хлопца, а получилось, что жизнь себе спасла благодаря этому. Не смотря на активное построение нерелигиозного социализма, Бабуня была воспитана весьма в православном духе и когда в 90х мама перевезла родителей поближе к себе, из села в Черкасской области, где не было церкви, в село Киевской области, где была церковь, Бабуня сразу стала прихожанкой и в семье стали появляться новые традиции, в том числе - святвечир.
Вся семья по возможности съезжалась к Бабуне перед Рождеством. Три дочки и старший сын, с детьми. Готовили постные блюда - 12 штук, не смотря на то, что постилась только Бабуня и моя мама. Да, это было где-то смешно, потому что мужички себе под постный ужин очень даже неплохо налегали на самогоночку, в производстве которой и Бабуня, и моя мама были мастерицами. Гнали не на продажу, а для себя, для внутреннего, так сказать потребления, ну и как национальную валюту, естественно, но тут тоже брак трактористу за вспаханный огород не подсунешь, нужна была качественная и высокоградусная продукция.
Последний святвечир у Бабуни был уже не веселым. За пару недель до Рождества мама уехала за новым товаром в Хмельницкий (у нее тогда уже был маленький магазинчик), а Бабуня помогала по хозяйству и пришла вечером подоить корову. А дома отец, прилично пьяный. А хозяйство не кормлено, как у нас говорили, не порано. Ей было уже за 70 и не смотря на бодрость и неплохое для ее возраста здоровье, стала она ворчлива и нетерпима. Знала она, что мой отец неадекватный деспот и очень жестокий человек, но не оценила до какой степени. Начала ему выговаривать, завелись и отец ее избил. Это для пожилой уважаемой женщины, матери четверых детей, которые ее боготворили, было настолько, очевидно, неприемлемо, что на следующий день ее разбил инсульт. Так что в 2004 год наш святвечир был рядом с лежачей Бабуней. Умерла она через три месяца после удара.
Потом эстафету переняла моя мама, но дядя и тети уже не приезжали к нам на святвечир, а только мы, четверо детей моей мамы, собирались дома. Я - с разными мужьями и дочерью, самый младший брат с женой и еще два брата так просто.
В 2006 мама тоже умерла. Семья рассыпалась и каждый сам по себе. Но у моей маленькой семьи тоже сегодня будет святвечер. Приедет дочка с подружкой и старший крестник. Кутьи мы готовить не будем, а сделаем рис с морепродуктами - и вкусно и как бы кутья. 12 постных блюд тоже не будет - не постились мы и создавать претензию не собираемся. Дедуха сажать не будем и щедривки петь тоже не будем. Более того, в квартиру щедрувальников не пустим. «Хреновое, доктор, лето» (с) Ну да, такой вот у нас святвечир, но мы будем вместе, мы еще раз расскажем друг другу, как мы себя любим и ценим и, мне кажется, что это и есть смысл этого вечера - любить и быть любимыми и не скрывать этого.
Добрий вечір тобі, пане господарю,
Застеляйте столи та все килимами,
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
Та кладіть калачі з ярої пшениці,
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
Бо прийдуть до тебе три празники в гості,
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
Ой перший же празник — то Різдво Христове,
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
А другий же празник — Василя Святого,
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
А третій же празник — Святе Водохреща,
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
А що перший празник зішле тобі віку,
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
А що другий празник зішле тобі щастя,
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
А що третій празник зішле всім нам долю,
Ой радуйся, земле, Син Божий народився.
В Белгородской области сильны южнорусские традиции. Одной из них является встреча Старого Нового года, вечер накануне которого называют Щедрый вечер, Богатый вечер.
В старину девушки и парни, а ныне чаще детвора, ходили по дворам и пели песенки - щедровки.
Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тётка, наварила,
Что ты тётка, напекла?
Неси скорей до окна.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.
Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома знакомых, родственников, соседей.
Хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.
И для домашних хозяюшки подают на стол обильное угощение: холодец, пироги, мясные блюда и, обязательно, вареники. В один вареник кладут кольцо, если он достанется незамужней девушке или холостому парню, то это предвещает скорую свадьбу.
А на следующий день, на рассвете, мужчины идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех с Новым годом. Эта традиция, к сожалению, почти утрачена.
Сею, вею, посеваю,
Хозяина поздравляю.
Дай хоть рубль, хоть пятак,
Не уйду отсюда так.
Девушки в этот вечер гадают на суженого.
Всё, как в балладе Жуковского "Светлана"
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Снежным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.